Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планетеИзображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов. Конфликты и противоречия, связанные с найденной картиной леонардо да винчи Христос с шаром да винчи

18.03.2021

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

В конце 2017 года искусствоведческий мир пережил двойной шок. Была выставлена на продажу работа самого . А такого события можно ещё 1000 лет ждать.

Да ещё и продана она была почти за пол-миллиарда долларов. Такое и вовсе вряд ли когда-нибудь повторится.

Но за этими новостями не все успели как следует рассмотреть саму картину «Спаситель мира»*. А ведь она полна очень занимательных деталей.

Одни из них говорят о том, что шедевр и вправду написал Леонардо. Другие, напротив, заставляют усомниться в том, что именно этот гений ее создал.

1. Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая .

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Причём оно здесь гипертрофировано. Мы видим лицо Иисуса словно в тумане.

Тем не менее, «Спасителя» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Здесь можно согласиться. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

А также из-за сфумато. Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза, что лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман.



Справа: Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Так что это деталь двоякая. Вроде она и говорит об авторстве Леонардо. Но уж слишком навязчиво. Как будто кто-то подражал мастеру, но переборщил.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах». У Спасителя черты лица тоже довольно мягкие.


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр, Париж

2. Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.


Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Ещё одна примечательная деталь есть у руки, которая держит шар.

При близком рассмотрении мы можем рассмотреть пентименто. Это когда невооруженным взглядом видны изменения художника.

Обратите внимание, что ладонь изначально была меньше, но мастер ее сделал шире.


Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Эксперты считают, что наличие пентименто всегда свидетельствуют об авторстве.

Но это палка о двух концах. Вполне возможно, что руку написал ученик. А Леонардо лишь поправил ее.

3. Композиция «Спасителя»

Это как раз та деталь, которая говорит против оригинальности картины.

Дело в том, что вы не найдёте ни одного портрета у Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота. Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю.

Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.



Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж

4. Леонардовское мастерство

Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых. Правая рука и вправду написана очень умело.

По-леонардовски изображена и одежда. Естественно выписаны складки рубашки и рукава. Тем более, что эти детали совпадают с предварительными набросками мастера, которые хранятся в Виндзорском замке.


Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон

Достаточно сравнить «Спасителя» Леонардо с работой его ученика. Мастерство сразу видно на контрасте.


5. Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».


Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».

Подборка и кратное описание работ, посвященных данному сюжету.

Спаситель мира - это сюжет иконографии, изображающий Иисуса с правой поднятой рукой, которой он благословляет людей, и левой рукой, в которой он держит шар, увенчанный крестом, что символизирует землю. Композиция имеет сильный эсхатологический подтекст.

Ганс Мемлинг

Тема была популярна среди северных художников, в числе которых Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Тициан и Альбрехт Дюрер .

Спаситель мира

Леонардо

Утерянная ранее и восстановленная в 2011 году, эта работа приписывается кисти Леонардо да Винчи и изображает Христа со скрещенными пальцами на правой руке и хрустальным шаром в левой. Позже, в 2013 году, работа была продана коллекционеру из России, Дмитрию Рыболовлеву, за 127,5 миллионов долларов.

Леонардо да Винчи

Плохое состояние, вызванное ранними попытками реставрации не дает возможность с точностью определить авторство картины. Однако, подробная экспертиза выявила несколько особенностей, вроде ряда пентименто и необычной техники надавливания, которые были характерны для других работ да Винчи. Кроме того, пигменты краски и доска из грецкого ореха, на которой изображен Спаситель, согласуются с другими произведениями мастера.

Дюрер

Альбрехт Дюрер, главный художник немецкого Возрождения , вероятно, начал данную работу незадолго до того, как отправился в Италию (1505 год), но на тот момент завершил лишь драпировку. В незавершенных частях лица и рук Христа видна обширность и доскональность подготовительного рисунка. Работа написана маслом на липовой доске.

Тициан

Помимо работы 1570 года, хранящейся в Эрмитаже, Тициан написал картину «Спаситель мира и святые» со схожей тематикой, однако, в ней у Христа отсутствует держава, а его фигура окружена святыми.

Другие картины

Сюжет можно обнаружить на витраже англиканской церкви святого Иоанна (Новый Южный Уэльс).

Работа неизвестного мастера датированная второй половиной 16 века.

Превитали

Кроме этих работ, до наших дней дошли несколько десятков других работ на сюжет за авторством многих ломбардских художников, подражателей и иконописцев.

Спаситель мира обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Сегодня побит рекорд торгов, за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» неизвестный заплатил почти полмиллиарда долларов. Рисунок – откровенное «фуфло». И на этом фоне естественно возникает вопрос: почему за этот шедевр, к тому же, возможно, ещё и поддельный, отдали столько реальных денег?

Главное, что картина является подделкой . И это следует из исторического контекста её «написания».

О причинах покупки картины за столь высокую цену и о том, что именно означает эта картина, смотрите в видео:

Сначала немного рабочей информации – для любителей считать чужие деньги. По информации The New York Times, картину продавал трастовый фонд российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который в 2013 году приобрел ее за $127,5 млн.

А теперь картину кисти Леонардо да Винчи «Salvator Mundi» на аукционе Christie"s в Нью-Йорке купили за $450,3 млн. Имя нового обладателя шедевра Леонардо да Винчи не разглашается.


Так вот что изображено на картине? «Salvator Mundi» вовсе не переводится как «Спаситель мира». Это, скажем так, бестактно вольный перевод.

Правильный перевод такой. «Salvator» переводится как «ваза, сосуд, салатница, чаша» и т.д. Это обозначение сосуда, в который помещён Мир. «Salvator» – это образ религиозного ковчега. Однокоренным слову «Salvator» является «шаланда», «солонка», «салон», «зала» и т.д.

Слово «Mundi» тоже означает вовсе не Мир (сами видите, корень не тот). Вот несколько однокоренных слов: иврит ~ манъоль – «замок»; квенья mundo – «бык» (скорее, двурогий); эст. muna, muhk – «шишка»; каталан. munt, исп. montón – «куча»;

лат. mundus – «чистый».

Смысл слова «Mundi» в том, что оно обозначает мифологическую гору Мир (в индийской традиции – Меру). Именно гору под названием «Мир», а не сам мир как таковой. За пределами этой горы ещё находится огромное количество земель и территорий, которые тоже включаются в обобщающее понятие «мир».

Полностью перевод словосочетания «Salvator Mundi» означает «Ковчег у Горы». Это наиболее традиционный образ всех мифологий мира, а также религий. Наиболее древнее изображение такого ковчега у такой горы – это созвездие Южного неба Корма. Она – остаток от того самого ковчега, на котором древний, ещё добиблейский, мессия переправился с Северного неба в Южное.

Христианство, как религия, построено на языческих мифах и русских волшебных сказках. Состоялось это знаменательное событие – изобретение христианства – в 19-м веке. Авторы – масоны. Первая библия вышла в самом конце 19-го века. Второе её издание – в конце 20-го века.

Основа сюжета об Иисусе Христе изложена в русской сказке «По Щучьему велению». В ней царь запечатывает мать и дитя в бочку (ковчег) и бросает её в море. Этот ковчег, с женщиной и мужчиной на борту, причаливает к волшебному острову Буяну. Такой же сюжет повторил в своей сказке Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Имя Салтан и использовано в слове «Salvator».

Как я сказал в своём видео, Иисус Христос – это именно тот ковчег, в котором одновременно содержится и женская часть, и мужская. Поэтому и на картине Леонардо да Винчи верхняя, мужская часть картины – это лицо мужчины, а нижняя, женская – грудь и тело женщины.

Леонардо изобразил Иисуса Христа в качестве единого ковчега, несущего женские и мужские половые признаки. Из этой веры, кстати, происходит европейская болезнь общества, где поражением головного мозга верующих плодятся геи и лесбиянки. Это психическая религиозная болезнь.

И ещё одна деталь. Имя «Иисус Христос» переводится как «Женщина Мужчина», или в русской традиции – «Яга Велес», в английской – имя «ГенРих», в тотальной традиции «Америка Русь», в географической – «Антарктика Арктика» и т.д. Все переводы равнозначны: низ – женский, верх – мужской.

На картине Леонардо да Винчи Иисус Христос держит сферическую модель Земли. Она исполнена в виде стеклянного шара. Почему стеклянного? Это сделано для того, чтобы показать, что изображённая модель земли – сферическая, и она имеет не только круг в передней плоскости, но и сферическую глубину.

Что говорят по этому поводу специалисты? Они говорят, что этот шедевр из королевской коллекции. Здесь множество подробностей. Которые, однако, может сочинить любой. Вот эти душещипательные подробности:

«Как отметил эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Люк Сэйсон, картина, возможно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холлар, видимо, по приказу королевы сделал с полотна гравюру.

Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.

В 2007 году картина была отреставрирована в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа международно признанных экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера "Мадонна в скалах".

По мнению одной группы экспертов, "Спаситель мира" относится к концу миланского периода творчества Леонардо да Винчи в 1490-х годах, когда мастер писал знаменитую "Тайную вечерю". Другая группа экспертов считает, что картина написана несколько позднее, в 1500-х годах, во флорентийский период творчества Леонардо да Винчи », http://tass.ru/kultura/4733122 .

Леонардо да Винчи родился в 1452 году и умер в 1519 году. Первая работа о гелиоцентрической системе была опубликована Николаем Коперником только в 1543 году опубликовал свою работу о гелиоцентрической системе – «О вращении небесных сфер». После этого потребовалось ещё несколько десятилетий и столетий, прежде чем Земля в представлении учёных приняла сферическую форму.


Даже сам Николай Коперник изображён в таком же ракурсе, как и персонаж на дорогущей картине. Но Коперник держит в своей левой руке плоскую модель Мира, а Иисус Христос – сферическую. Вывернув ход времени наизнанку.

Что же касается вселенной вообще, то она и в наши дни является плоским кругом, а вовсе не сферой.

Таким образом, Леонардо да Винчи не мог изобразить то, о чём в его время никто ничего не знал. Конечно, заманчиво обманываться гением и провидением. Но факт есть факт. Сферическая Земля стала традиционной только в 18 – 19 веках.

К этому времени и следует отнести дату написания картины «Salvator Mundi», то есть «Ковчег у Горы» – это полотно 17 – 19 веков. И, естественно, подделка.

Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».


Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» - 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, - продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве «Артхив» Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» - последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины - включая пол и даже регион проживания - сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» - 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году - 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» - 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев - шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 - 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», - пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».




ОТПРАВИТЬ:



Похожие статьи
 
Категории