Онегин и Ленский: сравнительная характеристика образов. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика Образование онегина и ленского

24.07.2019

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО. Источником развития общества во все времена была не­удовлетворенность, неудовольствие людей собственной жиз­нью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей дей­ствительностью. Типичными представителями этого круга яв­ляются Евгений Онегин и Владимир Ленский - герои романа А. С, Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их не­удовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили вос­питание типичное для дворян того времени. Оторванные от рус­ской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни, Поэтому скоро Оне­гин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел», Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных по­мещиков и будучи выше окружающих по духовным запро­сам, они подружились, хотя и представляли собой противо­положные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему». Ленский - натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, уда­лых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Оне­гина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уеди­ненные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий - роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело­веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обще­стве, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которо­му не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», - так характеризует его Пушкин. Ленский иде­ализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала при­нимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведег себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком пред­рассуждений.., но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен вос­питанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характер­ный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совест­ливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться, Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему при­званию, Да, это трудно, может быть невозможно, но я попро­бую не отступиться.

А. С. Пушкин - величайший писатель и поэт XIX столетия. Из-под его пера вышло множество замечательных произведений. Главным трудом Пушкина считается "Евгений Онегин". В произведении отражены особенности жизни дворянской молодежи XIX столетия.

Краткая характеристика произведения

"Евгений Онегин" - роман в стихах, поражающий своим художественным совершенством стиля и формы, легкостью и красотой языка. В нем раскрывается многообразие проблем, которые волновали русское общество начала XIX века. В изображении всех дворянских групп Пушкин отражает две наиболее распространенные проблемы того времени: идеалистический уход от действительности и разочарование.

Главные герои произведения

Онегин и Ленский в романе относятся к "лучшими людям эпохи". В их образах Пушкин отразил те самые проблемы, которые были наиболее актуальны в то время. Героев не устраивал ни блеск которую они считали холодной и пустой, ни убогий вид и примитивность сельских будней. Оба персонажа стремятся найти смысл в жизни, что-то высшее и светлое. Евгений Онегин и Ленский выделяются из обычной дворянской среды. Оба они образованны, умны, благородны. Героев объединяет широта интересов и взглядов. Именно это сблизило их и положило начало дружбе между ними. Несмотря на различия в характере, их взаимная симпатия по ходу повествования усиливалась, а общение становилось глубже. Беседы деревенских помещиков существенно отличались от разговоров, которые вели Онегин и Ленский. Анализ их поведения, стремлений и взглядов позволяет понять, что оба героя обладали пытливым умом, стремились познать смысл жизни и коснуться всех сфер человеческого существования. Автор подчеркивает, что споры персонажей затрагивают философские, нравственные, политические проблемы, которые волновали передовых людей той эпохи. Почему же, несмотря на их сходство, случилась дуэль Ленского и Онегина? Об этом далее в статье.

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

Эти два героя являются центральными фигурами в произведении. Они абсолютно разные, но имеют при этом определенное сходство. Их образы - это два пути, по которым шли лучшие представители помещичьей интеллигенции начала XIX века. Развитие отношений главных героев отражает огромную разницу между ними, оттеняя не только противоположность их черт, но и отношение к действительности и к окружавшим их людям. Завершиться эти два пути могли либо жизненным тупиком, либо чьей-то смертью.

Владимир

В Ленском присутствовал поэтический талант, открывавший в нем романтические настроения. Он видит идеал даже в "пустенькой" хорошенькой Ольге. Дружба с Онегиным значит для Ленского очень много. В изображении образа Владимира четко видна связь с декабристскими веяниями, что дает основания предполагать вероятность его сближения с передовой дворянской интеллигенцией, готовившей восстание 1825 года, что дает ему шанс стать поэтическим голосом народа. Вера в дружбу, свободу, любовь составляла цель жизни и сущность Ленского.

Евгений Онегин

Этот герой получил классическое аристократическое образование. Его всему учили шутя, но, несмотря не это, Онегин получил необходимые ему знания. По умственному развитию он стоит намного выше сверстников. Евгений немного знаком с произведениями Байрона, имеет представление о трудах Смита. Но все его увлечения не поднимают в душе пламенные и романтические чувства. Онегин тратит свои лучшие годы, как многие молодые люди его времени: в театрах, на балах, в любовных приключениях. Но вскоре к нему приходит понимание того, что вся эта жизнь пуста, в свете царит зависть, скука и клевета, а люди бессмысленно прожигают свое время, тратя внутренние силы на мнимый блеск. В итоге Онегин теряет к жизни интерес, впадая в глубокую хандру оттого, что его резкий и холодный ум пресыщен светскими удовольствиями.

Вопросы добра и зла во взаимоотношениях главных героев

В среде интеллигенции того времени был весьма популярен трактат Руссо (писателя и французского философа) "Общественный договор". В нем затрагивались важнейшие социальные проблемы. Наиболее злободневным был вопрос о государственном устройстве. Раскрывалась проблема взаимоотношений власти и народа, обладавшего правом свергнуть правительство, нарушавшее договоренность между государственным союзом и общиной граждан. Существовавшее создавало в России как политические, так и экономические трудности. Прогрессивно мыслящие представители дворянства пытались найти решение существовавших проблем путем усовершенствования и внедрения приемов земледелия, применения машинной техники. Онегин и Ленский, которых была бы не полной без указания их рода деятельности, также задумались над этим вопросом. Первый был владельцем вод и заводов, а второй - богатым помещиком. Этические проблемы, вопросы добра и зла часто оказывались в центре внимания молодых людей. Нравственные теоретические принципы, преломляясь в характерах персонажей, определяют и их взгляды, и их поступки.

Трагедия взаимоотношений центральных персонажей

Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых не может обойтись без упоминания об их личных качествах, были разного возраста. Владимир - моложе, его пылкая душа еще не испорчена жизнью. Он повсюду ищет прекрасное. Онегин же, давно прошедший через все, слушал пылкие речи Ленского с улыбкой, стараясь сдерживать свою иронию. Для Владимира дружба являла собой острую потребность. Онегин же "дружил ради скуки". Но у Евгения возникает особая привязанность к Владимиру. Проводя анализ дуэли Ленского и Онегина, нельзя не отметить приоритеты, которые достаточно четко прослеживаются у каждого из них. Так, более опытный главный герой, несмотря на свое презрение к свету, дорожил его мнением, боялся упреков и насмешек. Возможно, именно из-за этого ложного чувства чести Онегин и принял вызов Ленского. Владимир же защищал чистоту своих романтических представлений от скептицизма друга. Восприняв неудачную шутку Онегина как предательство и измену, Ленский вызывает его на дуэль.

Смерть Владимира

Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых показывает суть различий в их взглядах, по ходу развития сюжета из лучших друзей превратились во врагов. Первый, получив вызов и понимая бессмысленность самого поединка и свою неправоту, принимает его. Убийство Владимира переворачивает всю жизнь Евгения. Он оказывается больше не в состоянии находиться в тех местах, где произошла трагедия. Мучаясь угрызениями совести, Онегин начинает метаться по свету. Однако как видно далее, в его душе происходят изменения: он становится более чутким и отзывчивым к людям, его сердце открывается для любви. Однако и здесь его ждет разочарование. Сопоставляя все события, можно сделать вывод, что все его несчастья являются расплатой за прожитую без цели жизнь.

Выводы

Можно с определенностью сказать, что смерть Ленского символична. Невольно она приводит к мысли, что романтик, мечтатель, идеалист - человек, не познавший действительность, при столкновении с ней должен непременно погибнуть. При этом такие скептики, как Онегин, остаются жить. Их нельзя упрекать в незнании действительности или идеализме. Онегин прекрасно знает жизнь, умеет хорошо разбираться в людях. Однако что дало ему это знание? Кроме разочарования и хандры, к сожалению, ничего. Сознание своего превосходства над окружающими ставит человека на достаточно опасный путь, который в итоге приводит к разобщенности с миром и эгоистическому одиночеству. Оставшийся в живых Онегин мало полезен обществу и счастливым не становится.

Заключение

В своем романе Пушкин показал действительность такой, какой она являлась в то время. Его произведение предупреждает о том, что в гниющем изнутри обществе счастье могут найти лишь посредственные люди, чьи интересы мелки и весьма ограничены. "Лишние люди" - Евгений Онегин и Ленский (сочинение на эту тему входит в школьный курс литературы) - несчастны в этой жизни. Они либо погибают, либо продолжают жить опустошенными и разочаровавшимися. Даже высокое положение и образование не дают им счастья, не облегчают их путь. Осознание же собственных ошибок приходит к ним слишком поздно. Однако сложно винить самих героев. Их жизнь протекает в условиях света, который диктует им свои правила и ставит в определенные условия. Их характеры сформированы с рождения под влиянием происходящего вокруг них. Как говорит сам Пушкин, исключительно среда сделала Онегина и Ленского, по сути благородных, умных людей, несчастными и разочаровавшимися.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»


ОБРАЗОВАНИЕ

Онегин: "Француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой" - образован был просто, без особого напряжения, но достаточно для выхода в общество. "Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил". "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". И по мнению многих, Онегин был "Ученый малый" - он вполне делал вид умного человека: "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре".

Довольно знал латынь, но "не мог ямба от хорея отличить". Его "призванье" было в другом: "знал он тверже всех наук науку страсти нежной"

Ленский: "Он из Германии туманной привез учености плоды". Ленский был хорошо образован, любил поэзию, был поклонником Канта и сам был поэтом. Как и свойственно любому поэту, его переполняли "вольнолюбивые мечты, дух пылкий". Главной наукой для него было искусство, а если быть точнее - поэзия. "Он с лирой странствовал на свете; под небом Шиллера и Гете". "И ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор". "Поэт в жару своих суждений читал, забывшись".

ВОСПИТАНИЕ:

Онегин: воспитан в духе светского общества того времени, а главное в воспитании было - соответствие обществу, его требованиям.

Онегин "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". "Так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть". Евгений был "мод воспитанник примерный": всегда хорошо одет, по моде, следит за собой: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". "Боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант". "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере".

Ленский: Ленский был воспитан романтиком и мечтателем, "богат, хорош собою, везде был принят как жених". Не знал почти России, ее идеалов, так как жил в Германии, потому и сложил такие особые мнения об искусстве, душе, друзьях любви. И "сердечных мук еще не знал".

СОСТОЯНИЕ ДУШИ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ:

Онегин: В его еще молодые годы Онегину уже все надоело, всем он "перенасытился". Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его первичных дум; измены утомить успели, друзья и дружба надоели", "разлюбил он наконец, и брань, и саблю, и свинец". Ему надоел и театр: "балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Со временем он теряет интерес ко многому и устает от жизни (заинтересовался он позже только Татьяной).

Ленский: им овладели "вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный". "От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом духа, лаской дев; он сердцем был еще невежда, его лелеяла надежда". Все сомненья затмевал мечтой, верил в дружбу и в любовь, в людей. Еще большим романтиком он стал, когда полюбил Ольгу: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон", Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину".

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

Онегин: Эта деревня была прелестным местом, но даже и она надоела Онегину: "Деревня, где скучал Евгений". Соседи считали, что он "опаснейший чудак". "Сначала все к нему езжали, но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги, поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним". "Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино; он дамам к ручке не подходит, все "да" да "нет"; не скажет "да-с" иль "нет-с". "Таков был общий глас".

Ленский: "Помещик новый столь же строгому разбору в соседстве повод подавал". Один Евгений мог оценить его дары. Ленский старался избегать пиры соседственных селений. Считал, что соседей "разговор благоразумный, конечно, не блистал ни чувством, ни умом, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством; но разговор их милых жен гораздо меньше был умен". Словом, ему была не по душе компания соседей.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ, К ИСКУССТВУ:

Онегин: К поэзии относится довольно безразлично (хотя Ленского слушал с улыбкой, давал ему насладиться "минутным блаженством"). "Он рыться не имел охоты в бытописаниях земли; но дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей". "Не мог ямба от хорея отличить. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита".

Ленский: Он был поэтом, поэзия оживляла его душу, мысли, в нее он вкладывал многие свои чувства. И лира была его верным спутником. "Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Поэзия помогала ему "верить мира совершенству".

ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ:

Онегин: "Получив от Ленского письмо, где тот звал его на дуэль, Онегин сказал себе, что он "всегда готов". Ему не нравилась вся эта затея, но останавливаться было нельзя - честь.

Ленский: Владимир хотел не позволить, чтобы "развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал". Однако утром понял, что слишком погорячился, но обратного пути уже не было.

«Евгений Онегин» - произведение во многом новаторское. Одно из подтверждений этого факта - Пушкин создал принципиально новый типаж, коим стал Евгений Онегин - главный герой «романа в стихах». Роль Ленского скромнее - он сюжетный партнер Онегина, однако и в Ленском в полной мере «отразился век».
Пушкин сразу знакомить читателя с Онегиным и лишь тогда, когда известно множество подробностей жизни, характера, воспитания Онегина, в романе появляется Ленский. Эти два героя были совершенно разные, однако между ними было много общего.
Например, оба - дворяне, молодые и имеющие состояние, принадлежащие к высшему слою общества. Онегин - "продукт" светского Петербурга. Он «учился» «шутя», легко говорил по-французски, был «умен и очень мил». Онегин рос без матери, его учил, весьма посредственнл, гувернер-француз, героя постоянно баловали. Онегина никогда не приучали к труду, что впоследствии стало причиной многих проблем героя. Жизнь молодого дворянина не обремененного службой была «однообразной и пестрой».
О том, как рос Ленский известно намного меньше. Он, как и Онегин, получил нерусское образование: учился в Европе, откуда «с душою прямо геттингенской» вновь вернулся в усадьбу. Ленский - поэт и этим он близок Пушкину, хотя автор иронизирует над стихами героя.
Ленский восхищался немецкой культурой, Шиллером, Гете, Кантом. Онегин предпочитал трактаты Адама Смита, пренебрегал древнегреческими авторами. В начале 19 века молодое поколение увлекалось поэтами и философами, Онегина привлекали естественные науки, которые он даже пытается применить в своей деревне: «ярем он барщины... оброком... заменил». Адам Смит доказывал неэффективность крепостного права, так что в то время увлечение подобными вещами говорило и о смелости, свободомыслии.
Если Онегин успел насытиться любовными приключениями, светскими радостями, стать циником, скептиком, то Ленский наивен как ребенок, он верует в нежные чувства. Онегин снисходителен к откровенным признаниям приятеля..
Да, герои были в чем-то похожи и одновременно совершенно разные. Несмотря на то, что их дружба возникла «от делать нечего», это порождало между ними жаркие дискуссии и споры. Они противопоставлены провинциальным соседям с их "низкой" тематикой разговоров.
Оба героя одинаково непонятны окружающим: и Онегин с его «неподражательной странностью» - своеобразным протестом против сложившихся стереотипов поведения в обществе, и Ленский, со своей наивной и пылкой душой. Они не могли вписаться в унылую и монотонную деревенскую жизнь.
Оба характера дисгармоничные: у Онегина разум довлеет над чувствами, у Ленского - наоборот. Оба персонажа не являются пушкинскими идеалами: у одного гипертрофированы чувтства, у другого - разум.
Кульминацией романа является дуэль Ленского и Онегина. Несмотря на то что она нелепа, немотивированна, поединок обнаружил яркие черты характеров персонажей.
Пушкину нравилась в Онегине «неподражательная странность», и «игру страстей» знал и Онегин и сам Пушкин. Но герой интересен Пушкину не только этим: Онегин не просто «прекрасный человек», а характер, способный развиваться. Уже в первой главе происходит один из переломных моментов его судьбе: герой отказывается от стереотипов светской жизни, и среди одноликой толпы вдруг появляется яркая, незаурядная личность. Онегин был в духовном поиске: он занимается чтением, пытается писать. Герой долгие годы хочет освободиться от старх привычек, установок, но у него ничего не получается. И в столице, и в провинции его одолевает скука. Замена светской жизни деревенкской сделала Евгения созерцателем. В деревне его ожидали в два испытания - любовью и дружбой, которые показали, что за внешней свободой не всегда следует избавление от ложных предрассудков.
Евгений был благороден с Татьяной был благороден и тонок. Он сумел разглядеть в Татьяне что-то настоящее, искреннее. Но будучи человеком с «резким, охлажденным умом», Онегин не способен полюбить в ответ. Несовпадение их нравственных точек зрения и является сущностью несостоявшихся отношений. Евгений просто не верил в любовь.
По этой же причине - неспособности героя жить жизнью чувства - Онегин не выдерживает испытание дружбой. Но Онегин был равнодушен к участи Ленского и все думал о том, какое впечатление он произведет на окружающих. И только убив Ленского, Онегиным вдруг овладела «тоска сердечных угрызений».
В восьмой главе мы видим совершенно преображенного Онегина. Теперь это не рассудочный, холодный человек, а пылкий влюбленный. Теперь разум побежден - Онегин любит. Однако автор не подводит итогов, он лишь подчеркивает способность Онегина к смене ориентиров, готовность к поступку. На примере Онегина Пушкин показывает путь духовного развития: от ложных ценностей к истинным - любви и дружбе.
Онегин и Ленский объединены авторским сочувствием к их разрушенным судьбам, несбывшимся надеждам. Оба эти героя - антиподы. Но антагонистами они не являются, как Чацкий и Молчалин или Печорин и Грушницкий. Это не герой и злодей, а люди, по-разному воплотившие в себе чувство эпохи. Герои Пушкина отрицали общепринятые нормы и будили живое чувство...



Похожие статьи
 
Категории