Описание картины мокрый луг. Сочинение по картине васильева "мокрый луг"

09.07.2019

Ф.А. Васильев — художник, чье замечательное творчество завораживают. Когда смотришь на его картины, нельзя оторваться. Всматриваешься в каждую деталь и самое главное, видишь знакомые пейзажи, ведь чаще всего автор полотен изображал именно русскую природу. Такой картиной является и полотно Мокрый луг Васильева. По ней мы и напишем — описание за 8 класс.

Описание картины Мокрый луг

Сочинение по картине Васильева Мокрый луг напишу с удовольствием, ведь мне есть что сказать. Когда я увидела репродукцию, сразу появилось множество эмоций. Работа впечатлила и поразила мое воображение, заставила задуматься о жизни. Не знаю кто и что видит на картине, но я, прежде всего, увидела борьбу природы с непогодой. Как будто художник своей работой учит нас противостоять невзгодам, трудностям, что встречаются на пути.

Вот казалось бы, только недавно была гроза, возможно дул сильный ветер. Тучи до сих пор бурлят, кипят, чернеют вдали, нависая над лесом. Но уже на переднем плане пробивается солнышко, небо светлеет, говоря о том, что стихия не вернется, несмотря на то, что вдали еще идет дождь.

Что же оставил после себя ливень?
Ливень прошел, небо перестало громыхать и извергать молнии, природа погрузилась в тишину, только слегка дует ветер. Перед нами остался лишь мокрый луг, силуэты нескольких деревьев, и вода в виде огромной лужи в центре, которая осталась после дождя. На картине солнца не видно, но автор изображает солнечный свет, к тому же мы видим отражение пробивающегося из-за туч солнца в воде. Еще чуть-чуть и оно появится над мокрым лугом и согреет побитую дождем траву и полевые цветы.

На своем полотне художник изображает множество мелких деталей, но все они слились воедино, создавая цельность и естественность. Картина прекрасна, как и прекрасна русская природа, которую так мастерски изобразил Васильев на холсте.

Федор Васильев, прожил слишком короткую жизнь, всего 22 года. Но, обычному человеку не удалось бы и за целый век сделать то, что этот мальчишка сделал за столь недолгий период на земле. Феноменальный талант, необычные способности и любовь к труду - это те качества, которые помогли молодому мастеру обрести популярность.

Штрихи биографии

После того, как Васильев сбежал с почтовой службы, он уехал в Петербург, где перед ним открылись двери Рисовальной школы. Кроме обучения, юный артист еще и занимался реставрацией, зарабатывая на жизнь. Рисованием мастер интересовался с раннего детства, и это было не просто увлечение, это был особый дар, талант. Васильев в свои восемнадцать лет, не учившись нигде перед тем, мог посоревноваться со знаменитыми художниками того времени такими как Репин, Шишкин, Крамский.

Какие только названия не придумывали юному мальчику - насмешник, весельчак, «чудо-мальчик». Благодаря его веселому характеру, Васильев был любимцем публики. За несколько лет обучения мастерство артиста вышло на высокопрофессиональный уровень, что другим удавалось лишь спустя много лет непрерывного труда. Его уникальный талант был повод для слухов, даже поговаривали о вмешательстве мистических сил, но это были лишь догадки и предположения завистников.

Позже сестра Васильева вышла замуж за уже знаменитого тогда Шишкина, что соединило молодого художника с уже состоявшимся мастером родственными связями. По ночам Федор все так же работал реставратором. Он пользовался популярностью среди дам высшего общества, так как всегда умел хорошо выглядеть. Его обаятельный звонкий смех, лимонные перчатки на руках, цилиндр на голове, а также активное участие на всех важных мероприятиях не могли не очаровывать молодых барышень, жаждущих любви и страсти.

Его личная жизнь была скрыта от кого-либо, жил художник в маленькой, напоминающей клетку, комнатке и рисовал замечательные, согревающие пейзажи, в которые вкладывал всю свою душу. Картины молодого художника примечательны тем, что от них исходят искренние чувства, простота и поэзия.

Позже живописца поражает воспаление легких, последствием которого стало развитие туберкулеза, что и заставило Васильева отправиться в Ялту, где много солнца, песка и свежий морской воздух. Именно здесь и родилась картина «Мокрый луг».

«Мокрый луг» как воплощение концепции живописи мастера

По словам молодого художника, полотно появилось в результате эскизов, наработанных в разное время и в разных местах.

Свои работы Васильев освобождает от традиционных канонических приемов. Они не отличаются яркостью красок и монументальностью изображений. Картина «Мокрый луг» воплотила в себе все живописные взгляды художника, его наработанную концепцию. Сюжетное основание полотна - омытый дождем мокрый луг. Красота природы в разнообразии ее оттенков, которая включает в себя деревья, косогор, берега, водоем. Это как будто вырван из жизненного коловорота момент успокоения и умиления на лоне природы.

Но статичной картину также сложно назвать, ведь если хорошо всмотреться, то можно заметить, как ветер гнет деревья, а гладкая вода немного рябеет. В качестве самостоятельного персонажа полотна выступает небо, в котором прослеживается четкое противостояние. Хотя гроза уже позади, небеса дают знать о недавно прошедшем дожде, а где-то вдали еще можно услышать раскаты грома. Светлые облака медленно проплывают над землей, а на заднем плане еще не успел остыть след од грозовых туч. Васильев достаточно часто обращается к образу неба в своем творчестве. Этот элемент в разных полотнах наделен своими особенностями, своим характером, он как бы выражает мировоззрение мастера.

Небеса на картине «Мокрый луг» вызывают впечатление неопределенности. С одной стороны они зарисованы светло-голубыми красками, сквозь них проступают солнечные лучи и весь луг наполняется светом. С другой стороны вторая половина полотна пустеет на фоне мрачных тонов черных туч.

Для воплощения мокрого луга автор использует мягкие линии зеленых оттенков. Весь он укрыт живой и наполненной силы после дождя травой цвета изумруда. Вся картина насыщена мелкими деталями, которые придают ей целостности и завершенности. Здесь можно увидеть едва заметную тропинку, холмы, коряги. Поверхностный взгляд не сможет уловить наполненность полотна. Мотив картины прост и уникален. Каждый человек где-то в памяти найдет подобный сюжет из жизни.


Сюжетные особенности полотна

Полотно удачно дополняется разросшимися ветвистыми деревьями на фоне низины, скрытой за полосой горизонта сизой дымкой леса. В центре произведения расположилась заводь. Привлекают взгляд ее темно-голубые воды и табачно-коричневые берега. Композиция картины при своей простоте и непринужденности наделена акцентами монументальности. Все детали в ней, а также их сочетание, продуманы до мелочей. Такая организованность и завершенности дает ощущение, что это отдельный кадр видеосъемки.

Разглядывающий картину человек не сможет не оценить тех силовых и эмоциональных вложений художника, которые привели к гармоничности полотна. Сюжет можно интерпретировать по-разному. Кто-то увидит здесь противостояние добра и зла, света и тьмы, кого-то очарует аллегория борьбы жизни со смертью, молодого поколения с уходящим в забвение. Картина возбуждает чувствительность, ведь при просмотре работы Васильева можно насладится свежестью воздуха после дождя, видом уходящих грозовых туч, вдохнуть ароматы только что умытых трав, деревьев.

Картина высоко ценится не только современными искусствоведами. Должное ей отдавали и за жизни художника, называя полотно «Мокрый луг» «лебединой песней». Его личная жизнь окутана тайнами и секретами. Мы никогда не разгадаем психологии мастера. Его жизнь не отличалась роскошью, свои гонорары Васильев зарабатывал честным трудом и непревзойденной силы талантом, который всегда выступал предметом слухов и обсуждений. По истине, ценные, его работы находятся на вершине живописного искусства, они вдохновляют и успокаивают душевные порывы ценителей.

Глядя на эту картину я не мог долго оторвать свой взгляд.
Меня поразила красота и узнаваемость пейзажа русской природы.
Кажется, что совсем недавно, а может быть мгновение назад гремела гроза, но сейчас тихо.
Мы видим где-то на горизонте как льет дождь.
И именно там, мне показалось временами сверкает молния, и до нас оттуда доносятся раскаты грома.
Передний план картины без дождя, хотя мы и видим мрачные тучи, но сквозь них заметно пытается пробиться солнышко.
Отражение его лучей мы видим в заводи.
Солнце старается мягко осветить все вокруг, и будто капельки росы начинают сверкать на поляне.

Мне показалось что художник стремился изобразить на своем пейзаже все движущееся или в движении.
Где-то далеко видно, как ветер колышет ветки деревьев, видно, как колышется трава и кажется, что облака вперемешку с тучами двигаются ветром.
Небо мне показалось изображено особенно точно и даже выразительно, наверно не спроста художник уделил ему столько внимания, отдав под изображение неба половину полотна.
Очень красиво Васильеву удалось передать контраст изображая темные, густые тучи, с просветами солнечного, голубого неба.
Мне показалась что буря еще не совсем стихла, она только начала угасать, и природа будто радуется этому явлению и начинает с благодарностью расцветать и улыбаться.

Картины Васильева очень часто передают нам много эмоций, и я не мог остаться в стороне.
Меня не только заинтересовало это произведение, но еще и впечатлило.
Мне даже показалось, что основная идея этого пейзажа или мысль которую хотел нам передать художник-это борьба природы с ненастной погодой, умение противостоять невзгодам и бурям не смотря ни на что.
Мне понравилось это произведение еще и тем, что оно заставило меня задуматься на многие темы, не только касаемые окружающей природы, но еще и умению противостоять трудностям.

МОКРЫЙ ЛУГ

Федор Васильев

Феномен «художественного происхождения» пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л. И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На «равных» участвовал с ними на выставках, на «равных» побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф. Васильев, каким он предстает со страниц воспоминаний И.Е. Репина и И. Крамского, был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте. На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, «иудино дерево» одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы. В Ялте Ф. Васильев долго еще изображал старые, знакомые и до боли сердечной дорогие ему северные мотивы. Среди альбомных рисунков, где он делал карандашные зарисовки новой для него крымской природы, есть зарисованные по воспоминаниям пейзажи средней полосы России.

В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина «Мокрый луг», ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. В ней он хотел выразить свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес. Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную роль, а в «Мокром луге» оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.

Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.

С первого взгляда «Мокрый луг» располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно, и все, что изображено на полотне Ф. Васильева. Но современники его видели в этой картине больше, чем даже обобщенный образ родной художнику северной природы.

Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется «холодной, вечной и равнодушной». Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в «Мокром луге» настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.

Композиция «Мокрого луга» проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.

Удивительно плавно и рельефно разворачивается в «Мокром луге» пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойденным мастером и поэтом неба, каким и считался художник Ф. Васильев. И вместе с тем каждый кустик травы на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.

«Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И. Шишкина «Сосновый бор»), В отношении к природе и к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали; оба были с ней тесно связаны, знали ее со всеми ее тайнами и потому умели видеть и так трепетно передавать ее красоту.

Когда глава передвижников И. Крамской увидел «Мокрый луг» Ф. Васильева, он был потрясен. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о художнике необыкновенном и чутком к «шуму и музыке природы»

Из книги Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. автора Дунаев Михаил Михайлович

Из книги Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского автора Смоктуновский Иннокентий

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

Царь Федор Иоаннович - В Малом театре вы сыграли царя Федора Иоанновича. Что вас привело к этому образу?- Незнание. Мне казалось, что он душевными качествами близок к Мышкину. Я ошибся. В нем все другое. Он иной. Не раскаиваюсь, что взялся за этот материал, но не мог

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

XXX. Пейзажисты воробьевской школы. М. И. Лебедев, Ф. А. Васильев, И. К. Айвазовский Весь период между 20-ми и 60-ми годами XIX века в пейзажной живописи заполнен, в сущности, одним и не особенно утешительным течением, а именно так называемой Воробьевской школой, которую можно

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

ВОЛЬГА И МИКУЛА К. А. Васильев, 1974 Однажды славный богатырь Вольга Святославович выехал с дружиною во чисто поле, и услышал он во поле пахаря-оратая: «Как орет в поле оратай, понукивает. А у оратая-то сошка поскрипывает. Да по камешкам омешики почиркивают…» «Едет Вольга к

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

ОГНЕННЫЙ МЕЧ К. А. Васильев, 1974 Сделав героем этой картины русского былинного богатыря Вольгу, К. А. Васильев указал на преемственную связь его с древним славянским божеством Сварогом - вложил в руки Вольги огненный меч, являвшийся символом этого языческого бога

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (род. 10.02.1850 г. – ум. 24.09.1873 г.) Талантливый русский художник-пейзажист. Создатель более сотни живописных работ и множества рисунков. Участник выставок в Петербурге (1867, 1868, 1871–1873 гг.) и Москве (1872 г.), всемирных выставок в Лондоне (1872 г.) и Вене

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) писатель, классик русской литературы... Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Олег Васильев: двадцать тысяч лье… В Москве Олег Васильев и Эрик Булатов работали бок о бок. Полгода уходило на оформление книг для детей, другие полгода – на станковую живопись и рисунки. Эрик боготворил талант Олега, Олег восхищался прозрениями Эрика. Оба с детских

Из книги автора

СОЛОГУБ Федор Кузьмич наст. фам. Тетерников;17.2(1.3).1863 – 5.12.1927Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Публикации в журналах «Весы», «Золотое руно», «Северный вестник», «Северные цветы». Стихотворные сборники «Стихи» (СПб., 1896), «Тени (Рассказы и стихи). Кн. II» (СПб., 1896), «Собрание

Полотно это необычно и трогательно. Особенно явно это чувствуется, если знать, что создавал его молодой художник, которому оставалось жить совсем немного времени... Итак, начинаем описание картины Васильева «Мокрый луг».

История создания

Все началось с болезни. В 1870 году художник сильно простужается, и врачи ставят ему страшный по тем временам диагноз - "туберкулез". Ему срочно нужно ехать в Крым, подальше от губительного северного климата. Однако полуостров не впечатляет художника, а крымские пейзажи ему плохо удаются. Уж слишком творец скучает по оставленным пейзажам... И вот ему в голову приходит мысль запечатлеть их буквально по памяти. На основании нескольких зарисовок он и создает полноценный шедевр.

Сюжет и композиция

Подробный анализ изображенного - первый пункт, которое должно затронуть описание картины Васильева «Мокрый луг». 8 класс уже требует большой глубины эстетического вкуса и художественного чутья. Итак, на полотне мы видим луг, окропленный ливнем. Над скудной северной растительностью - несколькими деревьями, расположенными на заднем плане, - находится грозовое, можно даже сказать, «кипящее» небо. Пик грозы, видимо, уже позади, однако дождь еще не закончился.

Полотно не заденет наше внимание яркими красками или изображенными масштабными событиями. Но стоит вглядеться - и мы поймем, что произведение гениально своей детализацией, своей особенной динамикой. Это также должно учитывать описание картины «Мокрый луг» Васильева. По сути все изображенное - непрерывная борьба стихий. Особенно это видно на небе, которое занимает значительную часть полотна.

Описание картины Васильева «Мокрый луг» должно коснуться и ее построения. Композиционный центр полотна сосредоточен на двух деревьях, к ним невидимыми ниточками тянется изображенное - косогор, золотистые точки. Само смещение вправо центра полотна не случайно: оно придает естественности полотну, а также зрительно увеличивает пространство. Последнее позволило художнику вместить впечатляющий своей всеохватностью пейзаж: здесь присутствует и раскинувшийся луг, и просто бесконечное также нужно учитывать, создавая описание картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

Небесная поверхность разделена на две половины, и граница, разделяющая их, видна довольно четко. Первая уже во власти солнца, а вторая - темная, почти черная - еще содержит в себе тучи. Скоро они поплывут дальше, неся дождь виднеющемуся вдали лесу. Две стороны неба зеркально отображаются в воде - одновременно темной и светлой. Все это скрепляет картину, не дает распасться изображенному на отдельные, не связанные ничем между собой детали. Примерно к такому выводу приходишь, если попытаешься составить описание картины «Мокрый луг» Васильева.

Основная мысль

Однако любое талантливое полотно помимо внешней, изобразительной стороны имеет еще и внутреннюю. Иными словами, всегда остается вопрос: что хотел сказать общественности творец? В данном случае пейзаж художника передает непредсказуемость природы, борьбы в ней двух стихий, двух начал - светлого и темного, спокойного, безмятежного и волнующегося, бунтующего, грозового. Это придает полотну крайнюю реалистичность; кажется, еще чуть-чуть - и ты почувствуешь запах озона, небольшую прохладу, которая всегда наступает после дождя, или прикосновение капель. Такой мыслью необходимо закончить описание картины Васильева «Мокрый луг».

Прочие факты

Но это еще не конец. Современники творца высоко оценили сие произведение и даже наградили его вторым местом на выставке, проводимой Обществом поощрения художников. Кстати, победило тогда творение Шишкина, но это не так уж и важно. Куда важней то, что общество увидело в Федоре Александровиче редкое дарование, способное создавать истинные шедевры (наше описание картины Васильева «Мокрый луг» доказывает такую мысль).

Некоторое время полотно хранилось у близкого друга Затем картину хотел приобрести князь Николай Константинович, но его опередил Именно там, в Третьяковской галерее, и находится картина по сей день. Что же касается Федора Васильева, ему после создания своего северного шедевра оставался лишь год. Художник работал над произведениями долго и напряженно, полностью изматывая себя. Естественно, это не способствовало выздоровлению, и к концу сентября 1873 года Васильев отошел в мир иной.



Похожие статьи
 
Категории