Оптимизация управления образовательным процессом в доу. Деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении, её компоненты, методы и средства

10.10.2019

УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


В современном обществе очень часто можно услышать слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления. «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

Первое – это организация , иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

Второе – культура управления , т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

Третье – это рынок, рыночные отношения , то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».

Принципы управления:

1. Лояльность к работникам.

2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

9. Честность и доверие к людям.

10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.

Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.

Основными задачами дошкольного учреждения являются:

– Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

– Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

– Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

– Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.

Основные задачи совета дошкольного учреждения:

– Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.

– Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

– Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.

– Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.

Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.

Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.

Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:

– Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.

– Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.

– Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.

Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».

В компетенцию учреждения образования входят:

– подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;

– осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;

– материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;

– организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

– разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;

– осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;

– осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.

Учреждение образования обязано:

– осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;

– осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;

– содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

– содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

Учреждение образования несет ответственность за:

– невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

– несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

– действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;

– несоблюдение норм санитарного законодательства;

– нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

Используемая литература:

1. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 162 с.

2. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – АСТ, Астрель, 2001. – С. 400.

3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М: Новая школа,1997. – 48 с.

4. Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика особенностей деятельности и управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Исследование процесса управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении, как средства повышения качества образования.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Сущность управленческой культуры современного руководителя, основные элементы культуры управленческого труда. Стили управления трудовым коллективом, профессиональные и социально-психологические качества руководителя. Анализ понятия управления конфликтом.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

    Характеристика личности современного руководителя, принципы лидерства и требования к его человеческим, личностным и профессиональным качествам. Эволюция принципов руководства от 90-х годов прошлого века до сегодняшних дней, их отличительные черты.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2009

    Понятие нормативно-правовой документации. Особенности разработки и организации исполнения нормативно-правовой документации образовательного учреждения в процессе управления. Обзор теоретических подходов к управлению дошкольным образовательным учреждением.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2014

    Система управления образовательным учреждением. Функции управления образовательным учреждением, общие и специфические принципы. Организационная структура управления образовательным учреждением. Личностные качества и стиль управления руководителя.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Современные модели управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Проблемы и перспективы реализации проектного подхода в управлении муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Светлячок" Илекского района.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2017

    Акмеологический подход к развитию руководства и оптимизации его деятельности. Понимание управления в акмеологии и психологии менеджмента. Управленческая деятельность в акмеологии. Управленческая компетентность, признаки управленческой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

На данном этапе исследования необходимо проанализировать нормативно-правовую базу дошкольного образовательного учреждения, выявить сущность управления в сфере образования, которая состоит в создании условий, оптимизирующих педагогическую деятельность и благоприятствующих активизации, осознанию, рефлексии и проявлению субъектами образовательных процессов личностных и профессионально значимых функций.

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Её преобразова­ние и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффек­тивно осуществляется управление всеми её звеньями.

Управление рассматривается как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей ; как активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач .

Управление рассматривается как нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников образовательного процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъективности .

Общим в определениях является то, что управление – это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий.

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований . Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Определяя основные цели развития дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам .

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Рассмотрим уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию. Цель организации – это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В. И. Зверевой (см. рис. 1).

Предмет средства результат

совершенствования совершенствования совершенствования

преобразования преобразования преобразования

Рисунок 1 – Цели деятельности

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации – это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций .

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению – это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования – это организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс. Можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один – через управление всем педагогическим процессом и его составляющими. Другой – через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Для создания базы формирования современной системы управления качеством дошкольного образования можно использовать следующие механизмы :

1) проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования;

2) определение на этой основе гибких нормативов финансирования дошкольного учреждения;

3) регулирование родительской платы за услуги детского сада в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка.

Второе направление управления качеством условий образования заключается в совершенствовании управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения – это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей . Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, позволит предложить детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Успех перехода к системе управления – управления по результатам – находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности малокомплектного дошкольного образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.)

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально но­вые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

Детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руково­дитель - подчинённый; педагог - педагог; педагог родители; педагог - дети; ребёнок - ребёнок.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (рис. 2).

Рисунок 2 – Функциональная структура внутрисадовского управления

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления .

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения. В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (рис. 3).

Рисунок 3 – Матричная структура внутрисадовского управления

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

П. И. Третьяков и К. Ю. Белая выделяют основные принципы, ле­жащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

Демократизация . Этот принцип предполагает распределение прав, полномо­чий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

Гуманизация . Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности вы­бор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потреб­ностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Пе­реориентация учебного процесса на личность ребёнка.

Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и со­четание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережаю­щий характер обучения.

Дифференциация , мобильность и развитие . Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают де­тям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становле­ния и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

Открытость образования , т.е. предоставление возможности как непрерыв­ного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и разви­тие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитар­ных образовательных учреждений нового типа.

Стандартизация . Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качеств образования, введение региональных стандартов, учиты­вающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении.

В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления являются заведующая и её заместитель (методист). Кроме того, создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

    воспитательно-образовательный процесс;

    межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);

    повышение квалификации педагогов;

    создание необходимых материально-технических условий.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности

1. Инновационная деятельность учреждения – обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, выделяют следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Управление выделенными ключевыми результатами определяется главными факторами и условиями (рис. 4).

Главные факторы, влияющие на качество конечных результатов

Уровни успешного достижения конечных

результатов

1.Качество медицинского обслуживания, питания, комфортности среды и физкультурно-оздоровительной работы

1.Система диспансеризации с пролечиванием, система физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной предметно-развивающей и психологической среды

2.Качество нравственного, духовного и морального воспитания в процессе социализации личности

2.Система нравственного воспитания и социального развития ребенка

3.Качество воспитания, образования дошкольников и организация разнообразной детской деятельности

3.Система воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка (цели, формы и методы)

4.Качество готовности дошкольников к обучению в школе

4.Система методической работы с кадрами и создание модели УВП в сопоставлении с современными требованиями науки

5.Качество научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и работы с кадрами

5.Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе

6.Качество взаимодействия с семьей, знание психологии быта семьи, традиций

6.Система взаимодействия, партнерского сотрудничества с семьей и всеми институтами общества

7.Качество изучения спроса на образовательные услуги

7.Система образовательных услуг с учетом потребностей и спроса

УПРАВЛЕНИЕ

Рисунок 4 – Основные факторы управления в ДОУ

В. С. Лазарев выделяет четыре вида управленческих действий: планирование, организацию, руководство и контроль, исходя из того, что в совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными. При этом он рассматривает эти действия как сложные, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.

Анализ работ по проблеме управления показал, что управление во многом зависит от комплекса личностных качеств руководителя и педагогов, родителей как субъектов управления. При этом комплекс личност­ных качеств руководителя определяют стиль управления (авторитарный, демо­кратический, либеральный). Личностные качества руководителя играют важ­нейшую роль в обеспечении эффективности управления воспитательно-образовательным процессом.

Заведующий, управляя детским садом, выполняет определённые функции : информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и кон­трольно-диагностическую .

Рассмотрим эти функции более подробно.

Информационно-аналитическая функция

Обновление управления дошкольным образовательным учреждением, прежде всего, связывают с формированием системы информационно-аналити­ческой деятельности как основного инструмента управления.

Изучение состояния информационного обеспечения управления, прове­дённое автором в ряде дошкольных учреждений, показало, что руководители располагают большой информацией, но её накопление носит случайный, неор­ганизованный характер. В этой несистематизированной массе различных све­дений трудно вычленить главное звено - ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Беда в том, что руководители ДОУ непростительно мало внимания уде­ляют собственному информационному обеспечению. Неупорядочены инфор­мационные потоки, в них нет элементов новизны, используются примитивные средства оргтехники. Главное – нет информационно-аналитической культуры труда.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы соответствующих органов управления, научно-педагогическую информацию, сведения о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспита­ния. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, его ру­ководитель должен постоянно быть информирован о новых направлениях в пе­дагогике, психологии, о новых методиках, программах и технологиях. Он обя­зан своевременно получать и тщательно знакомиться со всеми документами, регулирующими деятельность дошкольного учреждения.

К внутренней информации относят сведения о конкретном дошкольном учреждении: о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения до­школьников; педагогических кадрах; материально-технической базе; медицин­ском обслуживании.

Очень важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно конкретной. Объём и содержание ин­формации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководите­лей.

Анализ это метод научного исследования путём разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Деятельность дошкольного учреждения в конечном итоге сориентирована на решение одной главной задачи – повышение качества обучения и воспита­ния. Но в абстрактном виде её не решить. Цель анализа и состоит в том, чтобы конкретизировать эту общую задачу, представить её в виде связанных между собой частных задач.

B. C. Лазарев и М. М. Поташник предлагают движение «от конца к началу» :

Выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ.

Анализ недостатков учебно-воспитательного процесса, порождающих не­достатки в результатах.

Анализ недостатков в условиях, определяющих дефекты учебно-воспита­тельного процесса.

Анализ результатов. Любая проблема обнаруживает себя как несоответст­вие «того, что есть», «тому, что требуется». Поэтому сначала следует ответить на вопрос: «Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы дет­ского сада»? Эти требования задаются в социальном заказе дошкольному учре­ждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, органы управления).

Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детсад реа­лизует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наи­более значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность про­блем для решения.

Анализ учебно-воспитательного процесса. Продолжая анализ проблем, не­обходимо дать конкретные ответы на вопрос, из-за каких недостатков учебно-воспитательного процесса существует расхождение результатов и требований социального заказа, и указать степень несоответствия («сильно», «средне», «слабо»).

Анализ условий. Здесь предполагается ответить на вопрос: «Недостатки, каких условий являются причинами дефектов учебно-воспитательного процес­са?» (кадры, научно-методическое обеспечение, материальная база).

Мотивационно-целевая функция.

Рассматривается с позиций характеристик целей и механизмов их образо­вания.

Имеется множество определений понятия «цель». Одним из её признаков является образ будущего результата, который может быть представлен в виде моделей, понятий, суждений, умозаключений.

Образ будущего результата становится целью только тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание дос­тигнуть или приблизиться к результату. Таким образом, наличие потребности в достижении будущего результата и стремления к нему является ещё одним признаком понятия «цель».

Итак, цель – это осознанный желаемый результат.

Считается, что выбор цели – наиболее творческая часть управления.

По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организационной системы цели могут быть либо внутрен­ними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Для педагогических систем цели за­даются обществом. Внешние и внутренние цели различаются между собой спо­собом связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающи­ми субъекта к достижению этих целей.

Между целями и потребностями (мотивами) существует связь: цель или выбирает мотив или мотивы трансформируются в цели. Поэтому данную функциональную стадию называют мотивационно-целевой.

За процессом целеобразования следует поиск условий и путей реализации целей. При личностно-ориентированном подходе в управлении дошкольным образовательным учреждением основной смысл мотивационно-целевой функ­ции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива чётко вы­полняли работу в соответствии с делегированными им полномочиями.

Планово-прогностическая функция

Она является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспектив­ного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа.

Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности спо­собов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного уч­реждения в новое качественное состояние.

Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не толь­ко процесс становления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных це­лей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований.

Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гиб­кость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдается три главных усло­вия:

Объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент пла­нирования.

Чёткое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу пла­нируемого периода должны быть достигнуты.

Выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться по­ставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов дея­тельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения рег­ламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

В процессе реализации плана происходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Необходимым условием реального планирования работы является также учёт специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивиду­альных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

Организационно-исполнительская функция

От этой функции управления зависит качество развития объекта.

Понятие «организация» многогранно. Объектом организационной дея­тельности руководителя, прежде всего, являются члены педагогического кол­лектива: дети, педагоги, родители. Их практическая деятельность по выполнению плана работы дошкольного учреждения, их интересы, профессиональное мастерство, потребности - всё это объекты организационной деятельности.

Функция организации предполагает выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка цели и определение кон­кретных задач; планирование самого дела; отбор оптимального содержания, форм, методов предстоящей деятельности; создание условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи; создание определённого настроя на работу; непосредствен­ная помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и резуль­татов конкретного дела.

В этой последовательной цепочке элементов деятель­ности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу.

В процессе совместной деятельности между членами коллектива устанав­ливаются организационные отношения с учётом закреплённых за ними опреде­лённых функций. Важнейшей задачей организационно-исполнительской функ­ции является повышение эффективности системы этих отношений.

Чтобы качественно обеспечить внедрение всех нововведений, необходимо преобразовать и структуру управления дошкольным образованием на всех уровнях.

В структуре управляющей системы большинства детских садов, рабо­тающих в режиме функционирования, выделяют три уровня управления:

1-й уровень - заведующая детским садом;

2-ой уровень - заместители заведующей и другие члены администрации;

3-ий уровень - специалисты и воспитатели.

На каждом из уровней существует своя система взаимодействия сотрудников.

Все они взаимосвязаны между собой.

Руководитель дошкольного учреждения должен понимать, что выполнить привычные действия в рамках устоявшейся педагогической технологии - это одно, а выйти за эти рамки, осваивая новые методики, - нечто совершенно другое.

При функционировании образовательной системы в традиционном режиме используются имеющиеся возможности: финансовые, кадровые, программно-методические, материально-технические. В развивающемся учреждении проис­ходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их ис­пользования, идёт поиск новых моделей управления, форм взаимодействия управляющей и управляемой систем.

Изменения структуры управления происходят в процессе создания в педа­гогическом коллективе временных творческих групп, экспертных комиссий, школ педагогического мастерства. Все эти создаваемые структуры должны иметь чёткий статус.

Построение новых организационных структур управляющей системы в дошкольном образовании - сложный процесс, требующий от руководителя знаний основных положений современной теории управления.

Организационно-исполнительская функция хранит в себе огромные резер­вы повышения эффективности управления дошкольным учреждением.

Регулятивно-коррекционная функция

Определяется как вид деятельности, связанный с внесением коррективов в педагогический процесс.

Регулирование и коррекция означают поддержание всей системы образо­вательного процесса в заданном уровне и последующий перевод её в новое ка­чественное состояние.

Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддер­живать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но если ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность органи­зационной структуры, приводя её в соответствие с новыми условиями. Нару­шение такой стабильности носит прогрессивный характер, если далее следует поиск тех организационных мер, способов, взаимодействий, которые приводят к действительно новым оптимальным, более эффективным результатам дея­тельности.

Эффективность регулирования и коррекции измеряется, прежде всего, тем, насколько рационально удаётся с их помощью организовать процессы, подле­жащие управлению.

Контрольно-диагностическая функция

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь.

Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т. И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педаго­гического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланирован­ных задач, выявить наличие передового педагогического опыта» .

Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление от­клонений фактических результатов от намеченных целей.

Дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовки их к школе.

Это даёт возможность, с одной стороны, коренным образом перестроить контроль за работой каждого сотрудника, усилив в контроле гуманистические начала, индивидуальный подход, с другой стороны - повысить ответственность руководителя за результаты работы, а значит, и за их объективную оценку.

Контроль тесно связан со всеми функциями управления, но особенно с педагогическим анализом информации.

В ходе контроля полученные данные анализируются. По результатам анализа и оперативной информации руководи­тель получает возможность выработать управленческое решение и осуществить регулирование (коррекцию) как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.

Контроль и диагностика должны носить в деятельности руководителя сти­мулирующий характер. Это обеспечивается переводом внутрисадовского контроля на диагностическую основу, введением тестовой государственной экс­пертизы - аттестации образовательных учреждений.

В имеющихся условиях работы образовательных учреждений объектом контроля (экспертизы) со стороны органов образования ставится управленче­ская деятельность руководителя, а качество работы педагога, уровень воспи­танности детей оцениваются с позиций эффективности управления педагогиче­ским процессом.

Процесс управления требует надёжной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает такую обратную связь, помогает выявить недостатки в работе, установить их при­чины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулиро­вания деятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в теории управления дошкольными образовательными учреждениями определены методологические основы, сформулированы принципы управления, вычленены основные функции и методы управления. Знание теоретических основ управления дошкольным образовательным учреждением поможет руководителю четко определить цели, задачи, содержание, принципы и механизмы управления современным дошкольным учреждением и выстроить присущую для конкретного дошкольного учреждения систему управления.

В наше время организация ДОУ представляет динамически изменяющийся процесс, имеющий множество особенностей. Та база, которая регулировала организацию ДОУ в советский период, с течением времени сильно видоизменилась. Несмотря на то, что система дошкольного образования сохранила некоторые черты, оставшиеся по наследству от советских ДОУ, один лишь фактор того, что в России стал активно развиваться сектор негосударственной организации ДОУ, накладывает особенный отпечаток на тенденции нынешнего развития этой области управленческой и организационной деятельности.

На основании этого можно выделить некоторые практические рекомендации, призванные помочь широкому кругу лиц, занятых в делопроизводстве и организации ДОУ.

Нижеследующие рекомендации касаются такого важного аспекта, как культура планирования управленческой деятельности, и учитывают особенности взаимодействия специалистов двух типов, которые в равной степени заняты в данном процессе. Речь идёт об администраторах и педагогах.

  • Администрация ДОУ должна действовать в едином информационном поле с педагогами.

Это означает, что все решения, принимающиеся касательно управленческой, воспитательной и иной деятельности учреждения, должны осуществляться при равной степени осведомлённости специалистов первого и второго типа. Нельзя допускать разобщённости деятельности педагогов и администраторов, между ними должно быть создано особое информационное пространство, в котором они будут иметь равные права и получать одновременный доступ к планам ДОУ в различных направлениях.

  • Из вышеописанной рекомендации вытекает необходимость в постоянно поддерживаемой обратной связи между педагогами и администраторами.

Педагоги должны осведомлять администрацию о результатах своей работы, придерживаясь своего ежедневного плана. Получая подробные сведения о работе педагогов сверх той информации, которая предписывается обязательной отчётной документацией, администраторы получают возможность для более точной корректировки педагогической деятельности на месте.

  • Организация ДОУ должна предусматривать стандартизацию и оптимизацию всех процессов, включённых в неё.

Если речь идёт о негосударственном ДОУ, образовательные стандарты, принятые в нём, должны быть соотнесены с государственными образовательными стандартами. Также должна быть разработана система стандартов для измерения качеств участников образовательного процесса, т.е. педагогов и воспитуемых. Это позволит получить многие преимущества: администрация сможет легко и быстро анализировать деятельность педагогов, а те, в свою очередь, с лёгкостью смогут анализировать результаты воспитательного и образовательного процессов в ДОУ.

  • Современная организация ДОУ предполагает построение совместно-взаимодействующей модели ведения деятельности.

Только использование модели такого типа позволяет значительно повысить качество работы ДОУ во всех направлениях. Все участники процессов, происходящих в ДОУ, несмотря на должностные обязанности, должны активно взаимодействовать друг с другом, согласно служебной иерархии. И такая система должна быть принята как в больших государственных ДОУ, так и в малых частных ДОУ.

  • Управление деятельностью ДОУ должно иметь чётко обоснованную научную и методическую базу.

Все сотрудники должны обладать высокой компетенцией и профессионализмом, подтверждёнными соответствующим образованием и опытом работы. К работникам ДОУ должны предъявляться высокие требования, соотносимые с их должностными правами и обязанностями. К примеру, администраторы, занятые в организации ДОУ, кроме профессиональных качеств должны иметь и личностные качества, необходимые для успешного управления коллективом. К таким качествам относится умение находить общий язык с другими администраторами, подчинёнными, с родителями и с детьми, высокий уровень ответственности, умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях и многие другие.

  • Как и в любой другой организации, в каждом конкретно взятом ДОУ должна быть выработана своя собственная философия.

В это понятие включается оригинальность образовательного и воспитательного процессов, отличающее ДОУ от подобных заведений, иерархия приоритетов и ценностей, творческий подход к работе всех участников ДОУ, некоторые специфические обычаи, традиции, характерные для данного ДОУ, а также успешная взаимосвязь и сотрудничество ДОУ со смежными организациями

Проектная деятельность как форма организации

образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру. Желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Любой проект- продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    развитие познавательных способностей;

    развитие творческого воображения;

    развитие творческого мышления;

    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте - это:

    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

Исследовательские/творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

Творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна – спектакль, сказка, постановка).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мои друзья». И др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    комплексные: «Театр», «Сказки дедушки Корнея», «В гостях у сказки»;

    межгрупповые: «Домашние животные и птицы», «Времена года»;

    творческие: «Мои друзья», «У нас в саду», «Любимые сказки»;

    групповые: «Зимние сказки», «Если хочешь быть здоров», «Подводный мир», «Уроки Мойдодыра», «Наша Армия сильна»;

    индивидуальные: «Я и моя семья», «Секреты моей бабушки» и др.

По продолжительности они бывают:

    краткосрочными (1-2 недели);

    долгосрочными (например, «Птицы – наши друзья»- на три недели)

Последовательность работы педагога над проектом:

    педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка;

    вовлекает дошкольников в решение проблемы;

    намечает план достижения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

    обсуждает план с семьями на родительском собрании;

    вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;

    собирает информацию, материал;

    проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

    поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.);

    организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

    подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном уровне.

Работа родителей в реализации проекта:

Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Вывод:

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

    Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Морозова Л.Д., Приложение к журналу «Управление ДОУ», Сфера, 2010г.

    Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Штанько И.В. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №4.2004г.

    Технология проектирования в ДОУ. Евдокимова Е.С.- М.: ТЦ Сфера, 2006г.



Похожие статьи
 
Категории