Осенняя Казанская — праздник победы. Праздник казанской иконы божией матери и день народного единства

25.09.2019

«Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево»

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская» , было установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время . Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Святейшего Патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Зная, что бедствие попущено за грехи, участники ополчения наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы.

Воодушевленные известием Русские войска 22 октября 1612 года взяли приступом Китай-город, практически полностью был установив контроль над Москвой (поляки заперлись в Кремле и сдались через месяц на милость победителя). В память этого события и установлено празднование Казанской иконе Божией Матери.

Напомним, что икона Божией Матери была явлена в 1579 году в Казани, незадолго перед этим (в 1552 году) завоеванной Царем Иоанном Грозным столице Казанского ханства. Обретение иконы происходило при непосредственном участии священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея России (1606-12), в то время приходского священника, который составил тропарь иконе «Заступнице усердная». Он благословил ополчение Минина и Пожарского взять себе в Покровительницы икону Казанской Божией Матери, которая и находилась в стане их войска.

Празднование Казанской иконе Божией Матери , установленное в память первой победы вначале совершалось только в Москве, но в 1649 г. повелением Царя Алексея Михайловича, в честь рождения во время всенощного бдения под Казанскую наследника Димитрия, было указано «праздновать Казанской иконе во всех городах во вся годы», что с тех пор и делается. Сразу же по окончании смуты князь Дмитрий Пожарский построил храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, где был поставлен список с иконы. Подлинник иконы хранился в Казани до 1904 г., когда святыня была похищена злоумышленниками и судьба ее с тех пор неизвестна.

Идея праздновать день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру », - сказал тогда Патриарх Алексий.

23 ноября 2004 г. члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат. «Мы полагаем, что день трагического разделения России - 7 ноября - не стал днём примирения и согласия», - говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие». На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили только коммунисты.

С 2005 года праздник День народного единства отмечается ежегодно.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской (глас 4):
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской (глас 8):
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Русская народная линия

«Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево»

4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства …

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой , было установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как . Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

Зная, что бедствие попущено за грехи, участники ополчения наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы.

Воодушевленные известием Русские войска 22 октября 1612 года взяли приступом Китай-город, практически полностью был установив контроль над Москвой (поляки заперлись в Кремле и сдались через месяц на милость победителя). В память этого события и установлено празднование Казанской иконе Божией Матери.

Напомним, что икона Божией Матери была явлена в 1579 году в Казани, незадолго перед этим (в 1552 году) завоеванной Царем Иоанном Грозным столице Казанского ханства. Обретение иконы происходило при непосредственном участии священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея России (1606-12), в то время приходского священника, который составил тропарь иконе «Заступнице усердная». Он благословил ополчение Минина и Пожарского взять себе в Покровительницы икону Казанской Божией Матери, которая и находилась в стане их войска.

Празднование Казанской иконе Божией Матери, установленное в память первой победы вначале совершалось только в Москве, но в 1649 г. повелением Царя Алексея Михайловича, в честь рождения во время всенощного бдения под Казанскую наследника Димитрия, было указано «праздновать Казанской иконе во всех городах во вся годы», что с тех пор и делается. Сразу же по окончании смуты князь Дмитрий Пожарский построил храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, где был поставлен список с иконы. Подлинник иконы хранился в Казани до 1904 г., когда святыня была похищена злоумышленниками и судьба ее с тех пор неизвестна.

Идея праздновать день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. 29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» , — сказал тогда Патриарх Алексий.

23 ноября 2004 г. члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат. «Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие». На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили только коммунисты.

С 2005 года праздник День народного единства отмечается ежегодно.

Русская народная линия

День народного единства. История и смысл праздника

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон : Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) - в честь обретения , и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в честь избавления Москвы от поляков . 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую - праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ (Гусеву) и (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » - говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой . Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.


Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь . Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы . В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора. Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов , а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум .

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы

Два раза в год, летом и осенью, торжественные службы совершаются в старообрядческих храмах. Многие из них освящены в честь этого праздника. В первую очередь - это белокриницкая, поморская и федосеевская общины г. Казани.

Престольный праздник сегодня в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в , селах и Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческого женского монастыря в с. Кунича (Молдавия)

В качестве эпилога представляем стихотворение «Пресвятой Богородице», написанное инокиней Ливией из села Русская Тавра :

***
Ты - Небесная Царица
И архангелов Краса,
В новый век Ты Проводница,
Мост с земли на небеса.

Как поищем, так обрящем
Мы с Тобой душе ответ,
Радость Ты, и мир скорбящим,
И во тьме заблудшим - Свет.

Свыше милостивым взором
Смотришь Ты всегда на нас,
Помощь дашь в молитве скоро
И утешишь в горький час.

Наши дети живут уже в другой реальности. Изучая вопрос: как можно провести Праздник Казанской иконы Божией Матери с детьми, я с удивлением обнаружила, что 4 ноября в качестве общероссийского праздника уж не так уж притянуто за уши вместо «дня 7 ноября – красного дня календаря» в угоду привыкшему круто зажигать в ноябре обывателю, как мне казалось раньше. Вот такие материалы я нашла, дополнила только ссылками на аудио-файлы и картинки по теме. Мои комментарии и дополнения выделила цветом. Надеюсь, автор меня простит.

Источник:

Методическая разработка для 1 класса, опубликованная на сайте «Социальная сеть работников образования», автор Тюленкина Т.М.

«Родина моя – Россия»

Сценарий праздника, посвященного Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября

(Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Ведущая:

В день примирения и согласия

Мы поздравляем всех людей

И от души желаем счастья

Святой Руси на много дней.

(ребенок читает стихи)

День рожденья Родины

Радостно мы встретим.

Солнцем все озарены –

Взрослые и дети.

Ведущая:

И мы споем Гимн нашей Родины (звучит «Гимн России» в записи, все встают, подпевают) (Во время исполнения Гимна 4 ребенка вносят в зал Российский флаг. Дети, которые держат флаг, читают стихи)

Гимн России в исполнении детского хора – послушать

Ведущая:

Не зря на Матушку Казанскую

Был этот праздник учрежден

Ведь верной ратью христианскою

Был стольный град освобожден.

Да, ребята, много крови пролили наши отцы и деды, защищая Родину от врагов. Много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки.

(Звучит фонограмма боя, дети в костюмах завоевателей берут штурмом Кремль).

Послушать и скачать звуки боя можно

Ведущая:

Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.

Ведущая:

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы.. Что же делать? Слава Богу, нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрали они войско и пошли освобождать столицу России – Москву.

(Дети в костюмах русских воинов, с мечами и щитами, с хоругвями входят в зал. В руках ребенка, одетого в костюм священника, – икона, которой он благословляет войско).

В качестве доступной, но, на мой взгляд, не менее впечатляющей альтернативы, предлагаю инсценировку устроить игрушечными солдатиками на столе!

Ведущая:

Была у русских воинов икона Пресвятой Богородицы – Казанская. Помолились они Небесной Заступнице и пошли освобождать Кремль.

Изображение иконы можно скачать

(молятся перед иконой, звучит песнопение «Богородице Дево, радуйся» п.5 в списке скачать )

Ведущая:

Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

(выгоняют захватчиков из Кремля, выводят из зала).

Ведущая:

Во славу Божью потрудились

И князь и просто гражданин.

Мечи ковали и молились,

Врагов в сражении не страшились,

Мир обрели на всех один.

Произошло это 4 ноября 1612 г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

(Дети читают стихи)

Пусть знают все, на всей земле

Мир начинается в Кремле!

Ну, а по мненью малышей,

Мир начинается в душе!

Чтоб на земле исчезли войны,

В согласии, в мире будем жить,

Святую Русь хранить достойно

И верой нашей дорожить.

Мы помним прежние победы.

С любовью в праздник говорим:

«Спасибо вам, прапрапрадеды!

Мы вас за мир благодарим!»

Дети поют песню «О Родине» (полагаю ту, которая была в начале).

Ведущая:

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

Дети исполняют танец «Сударушка» в русских народных костюма с платками .

Ведущая:

Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

(Звучит колокольный звон)

Колокольные звоны можно скачать

«Чудеса Казанской иконы Божией Матери»

(для родителей)

Нельзя сказать, что Казанская, как выражаются в народе, и нынешний День Народного Единства – разные праздники. Церковь не один год добивалась восстановления общенационального празднования 4 ноября, потому что история церковного почитания Казанской иконы неотрывна от истории нашего Отечества.

Мы ничего не поймем в нашей собственной истории, если не будем соотносить события с православным церковным календарем. Смысл существования государства Российского раскрывался всегда именно этим соотнесением. Прародители наши называли отечество Святой Русью. Нам, их потомкам, живущим в России 21 века, может слышаться в этих словах пафос, метафора. Между тем, для предков наших, это была совершенно конкретная реальность, воплощавшаяся в определенных событиях и символах.

С 2005 г. дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, но отмечается всеми российскими гражданами, как « День народного единства».

Закон о наречении даты 4 ноября Днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004. Изначально задумывалось датой празднования столь значимого для всех россиян торжества, назначить 7 ноября. Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было все же принято.

Почему же днем празднования Народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября? Этот день выбирался нашим правительством, как день победы в освободительной войне 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Кузьма Минин был назван самим Петром 1 «Спасителем Отечества». В день победы русского народа, царь назначил государственный праздник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Но всегда в этот день вспоминали имя предводителя народного восстания, с помощью которого Россия получила свободу и право на независимость. Этот праздник вышел из списка обязательных и государственных после 1917 г. Но сегодня мы вновь возвращаемся к старым традициям…

16 век был ознаменован громкой победой царя Ивана Грозного над Казанью – столицей могучего татарского ханства. Весь русский народ ликовал т.к. долгие годы отсюда начинались опустошительные набеги на наши земли, после которых оставались выжженные города и деревни, а тысячи людей были убиты татарами или уводились в плен. Многие жители Казани начали обращаться в христианство, но через несколько лет страшный пожар уничтожил половину этого большого города. Тогда татары – магометане, отрицающие веру в Святую Троицу и почитание святых икон, стали смеяться над православной верой, говоря, что Бог немилостив к русским, рас допустил такое ужасное бедствие. Они радовались, а христиане горевали, понимая, что навлекли беду своими собственными грехами, и Господь видя их искреннее раскаяние, явил по молитвам Богородицы, великое чудо. Жил в то время в городе стрелец по имени Данила, и была у него маленькая дочка Матронушка. Их дом сгорел, но они не унывали и на его месте начали строить новый. Однажды во сне явилась Матроне Сама Пресвятая Богородица и сказала: «На месте сгоревшего дома, в земле, находится Моя икона. Пойди к архиепископу и городским воеводам и скажи им, чтобы они выкопали ее, ибо угодно Господу Моему и Мне явить милость для укрепления людей в истинной вере». Мать сначала не поверила девочке, но Пречистая Дева являлась Матроне еще дважды и напоминала свою просьбу. В последний раз, предупредив, что если не исполнит девочка Ее повеление, то явится Она в другом месте, а Матрона погибнет. Матрона со своей матерью Ефросиньей рассказали все городскому начальству, которое тоже сначала не поверило в произошедшее. Тогда они сами стали искать на пепелище. К раскопкам подключились и другие жители города. Поначалу икону найти не могли, но как только копать стала сама Матрона, она сразу вспомнила, где должна быть икона. Девочка подбежала к печке и достала сверток, развернув его, она вынула образ Божьей Матери, который ярко сиял и выглядел так, как будто был написан совсем недавно. Видимо, эту икону бережно спрятали под землей одни из первых поселенцев христиан, остерегаясь безудержного гнета татар – магометан, считавших почитание святых икон идолопоклонством. Они не понимали, что не иконам поклоняются христиане, а Самой Пречистой Богородице, чудно на них изображенной. Владыка Иеремия и воеводы на коленях просили прощения у Божией Матери – за маловерие. Затем владыка приказал по всему городу во всех церквах звонить в колокола и пронести икону крестным ходом в храм Николы Тульского. После молебна в храме Николы Тульского икона была перенесена в главный собор. По дороге, а затем в самом соборе прозрели два слепца – Иосиф и Никита! С тех пор было замечено, что чаще всего при Казанской иконе был врачуем недуг слепоты. А царь Иван Грозный, узнав о чуде, велел на месте явления иконы строить женский монастырь. Матронушка с матерью стали его первыми инокинями. Вскоре наступили тяжелые времена. Люди перестали искренно молиться Богу. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий — сын Ивана Грозного – был убит. В стране начались смутные времена: грабежи и кровопролитие не прекращались. К этому добавились еще неурожай и последовавший за ним жестокий голод. Воспользовавшись беспорядками, шведские войска захватили Новгород, а польские – перешли границу на западе, подошли к Москве и заняли ее. Это было Божие наказание народу за его грехи. Обычно, вспоминая 1612 год, говорят: «освобождение Москвы от поляков». Это не совсем точно. Поляками тех интервентов (поляки, украинцы, литовцы, венгры, немцы) называют лишь постольку, поскольку во главе их были польские воеводы. Целью европейцев была – как можно дольше удерживать захваченную территорию, чтобы можно было выгрести как можно больше добра. Цель русских – поскорее вытурить непрошенных гостей. Москва находилась в руках польских военачальников с октября 1610 года. Возмущение москвичей вылилось в вооруженное восстание, еще в марте 1611 года, за полтора года до освобождения. Оккупанты подавили его, разрушив Москву, чтобы у жителей не было крова над головой, и оставшиеся в живых москвичи вынуждены были бежать из города.Но пришла осень, и в Нижнем Новгороде староста Кузьма Минин бросил свой клич, на который откликнулись тысячи сердец русских.Князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил новое могучее ополчение. Примечательно, что вместе с русскими в это ополчение записывались и шли марийцы, чуваши, коми и другие волжане и северяне – представители народов, которые еще не так давно, во время покорения Иваном Грозным Казани, выступали яростными врагами русских. Это было очень важно, то, что они почувствовали себя теперь заодно с русскими, осознали, что их придёт грабить просвещенная Европа. Принято называть освободителями и победителями Минина и Пожарского, но мы православные люди, должны видеть и самого главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им, в ту тяжелейшую годину стал московский патриарх Ермоген.Он открыто и смело выступил против оккупантов. Он отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. «Что вы мне грозите? – Сказал Святейший Патриарх полякам. Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. – Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я уже мечтаю пострадать за истину». Поляки заточили его в подземелье Чудова Монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, патриарх Ермоген написал письмо, которое верные смелые люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу, благодаря призыву Ермогена! Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а затем насильно обратить в католичество. Подвиг святейшего Ермогена – победа в духовной битве над врагами, залог будущей ратной победы!Другим вдохновителем грядущей победы, явился старец Борисоглебского монастыря, что на Устье Преподобный Иринарх Ростовский.Минин и Пожарский двинули свои полки из Ярославля. Узнав, что ополчение Пожарского не решается идти на Москву, из-за возникших разногласий, Иринарх послал князю Дмитрию Михайловичу просфору и благословление, а также велел передать, чтобы тот без страха шёл освобождать столицу. Князь Дмитрий Михайлович, обрадовавшись, двинул рати, и по пути Минин и Пожарский прибыли в Борисо-Глебский монастырь, чтобы лично получить благословление старца. Иринарх благословил их и дал в помощь свой крест, став для них тем же, кем явился для Димитрия Донского Сергий Радонежский. В рядах ополченцев был чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший князю Дмитрию Пожарскому. Перед решающей битвой, воины наложили на себя 3-х дневный пост и с плачем взывали пред чудотворной иконой к Небесной Заступнице. И их молитвы были услышаны. Войска, шедшие из Польши на помощь тем, что находились в Москве, были разгромлены. Окончательно, Кремль был взят 4 ноября 1612 года.Освобождение Москвы от иноземцев осенью 1612 года стало началом освобождения Отечества нашего, пережившего страшные, неимоверно тяжелые, годы смутного времени. Отсюда началось восхождение русской государственности к сияющим Имперским вершинам. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Избранный в 1612 году новый царь Михаил Федорович Романов, установил ежегодно 21 июля по новому стилю праздновать обретение иконы, а 4 ноября – избавление Москвы от поляков.

Пресвятая Богородица, через свой чудотворный Казанский образ, ещё не раз помогала нашему Отечеству.

Перед Полтавской битвой Пётр 1 велел носить Казанскую икону Богородицы перед полками, и сам молился со слезами, умоляя Небесную Царицу о помощи. Непобедимая армия шведов была разгромлена!

А в 1812 году Богородица даровала победу нашим воинам над армиями Наполеона. Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование над русскими войсками, долго молился перед чудотворным образом Богородицы в Казанском соборе, что в Петербурге. И вот, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска одержали первую победу. В этот день выпал первый снег, и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов, не привыкших к жестокому холоду. С этого дня, армия неприятеля стала таять, и началось отступление французов, перешедшее в паническое бегство.

Еще более чудные дела были сотворены Богородицей совсем недавно – во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Прорыв блокадного кольца Ленинграда произошёл после крестного хода по городу с Казанской иконой Богородицы. Сталинградская битва окончилась победой наших солдат, у которых тоже находилась Казанская икона Богородицы. Киев был освобождён нашими войсками 4 ноября. Всех чудес не перечислить! Пресвятая Богородица, спаси нас!


Сегодня вся Россия отмечает церковно-государственный праздник — День народного единства и чтит память иконы Божией Матери, явленной Ею в Казани. […]

Сегодня вся Россия отмечает церковно-государственный праздник — День народного единства и чтит память иконы Божией Матери, явленной Ею в Казани.

Как праздник, День народного единства, установлен в 2004 году.

Этот праздник призван воскресить в памяти народа события 400-летней давности, напомнить о великом подвиге сплоченности и патриотизма. Он связан с самыми лучшими традициями русского народа — взаимовыручкой, волей к победе, стремлением к порядку и выпадает на весьма значимый церковный праздник — память Казанской иконы Божией Матери.

В начале XVII столетия пресеклась династия Рюриковичей. Воспользовавшись слабостью новых правителей из числа бояр, польские интервенты вторглись на территорию России. Внутри страны у них нашлись помощники из числа безземельных бояр, казаков и асоциальных элементов.

Захватчики принялись резать и грабить жителей страны. Западные, южные и центральные уезды России были разорены, царь Василий Шуйский убит, Московский кремль занят польским гарнизоном, а патриарх Гермоген, призывавший в своих грамотах русских людей ополчиться на иноземного врага, заморен голодом в Чудовом монастыре.

В этих условиях на защиту страны встали рядовые жители страны — купцы, крестьяне, ремесленники, казаки — те, кто жил в городах Северо-восточной Руси. В 1612 году столица страны была перенесена в Ярославль, где формировалось Первое народное ополчение под предводительством князя Трубецкого, казачьего атамана Заруцкого и крестьянина Прокопия Ляпунова. Ополчение подошло к Москве и взяло в осаду польский гарнизон Кремля.

Но сил ополчения недоставало для полной блокады гарнизона, поляки делали вылазки, к ним подходили подкрепления, а между предводителями ополчения начались споры о главенстве. Ситуация застыла в неустойчивом равновесии.

Тогда в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин начал собирать Второе народное ополчение. На спасение Родины он пожертвовал весь свой капитал. Стали собираться ратники из окрестных городов. Над новыми полками было решено поставить единого начальника — князя Дмитрия Пожарского. Кузьма Минин стал его помощником и казначеем.

Второе ополчение двинулось к Москве. По дороге к нему присоединялись все новые отряды. Наконец, добравшись до стен столицы оно вобрало в себя остатки Первого ополчения, уничтожило подошедшие к городу польские подкрепления, взяло штурмом Китай-город и плотно окружило Кремль.

После нескольких месяцев осады, 4 ноября 1612 года поляки капитулировали. Отряды ополчения разошлись по основным дорогам страны, уничтожая разрозненные польские отряды и банды разбойников. А в Москве в 1613 году был созван Земский собор, всенародно избравший на царство Михаила Романова, благодаря чему страшная смута наконец завершилась.

В Церкви сегодня также чествуют святых: равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, семи отроков, Ефесских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна, мучеников Александра епископа, Ираклия воина и жён Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии.

Другие важные события дня:

1493 — экспедиция Христофора Колумба открывает остров Гваделупа.

1582 — Ермак в сражении на Чувашем мысу разбивает сибирского хана Кучума и через 3 дня вступает в столицу его ханства — Искер.

1707 — в Москве открыт госпиталь (ныне — Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко).

1794 — Александр Васильевич Суворов занимает Прагу (предместье Варшавы) и прекращает Польское восстание.

1890 — в Лондоне открывается первая в мире подземная электрическая дорога — метро.

1922 — англичанин Хоуард Картер обнаруживает гробницу фараона Тутанхамона в Египте.

2011 — города Ковров, Ломоносов, Таганрог и Петропавловск-Камчатский (Россия) удостоены почётного звания Город воинской славы.

Вконтакте



Похожие статьи
 
Категории