Основные проблемы в романе мастер и маргарита. Вот она, вечная проблема-роман мастер и маргарита

11.07.2021

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, писатель не мог оставить без внимания проблемы своего времени, когда ломалась сама человеческая природа. Насущной была проблема человеческой трусости. Автор считает трусость одним из самых больших грехов в жизни. Эта позиция

выражается через образ Понтия Пилата. Прокуратор распоряжался судьбами многих людей. Иешуа Га-Ноцри тронул прокуратора искренностью и добротой. Однако Пилат не послушался голоса совести, а пошел на поводу у толпы и казнил Иешуа. Прокуратор струсил и за это был наказан. Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что сказал о Пилате Воланд: «Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец получает прощение.

Заслуживает внимания в романе и проблема чрезмерной самоуверенности и безверия. Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературной ассоциации Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус - плох или хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, и все рассказы о нем - просто выдумка. «Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор». Берлиоза не может переубедить никто и ничто. Не смог переубедить Берлиоза и Воланд. За это упрямство, за самоуверенность наказан Берлиоз - гибнет под колесами трамвая.

На страницах романа Булгаков сатирически изобразил московских жителей: их быт и нравы, повседневную жизнь и заботы. Воланду интересно, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии. И делает вывод, что не только алчность и жадность присуши им, в них живо и милосердие. Когда Жоржу Бенгальскому Бегемот срывает голову, женщины просят вернуть ее несчастному. И Воланд заключает: «Ну что ж, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди, любят деньги; но ведь это всегда было... человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их».

Роман «Мастер и Маргарита» - о. большой любви, об одиночестве, о роли интеллигенции в обществе, о Москве и москвичах. Он раскрывается читателю в бесконечном разнообразии тем и проблем. И поэтому произведение будет всегда современным, интересным, новым. Его будут читать и ценить во все века и времена.

Вопрос 47. Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. «Мастер и Маргарита» - философский роман.

2. Тема выбора.

3. Ответственность за свой выбор.

4. Совесть - высшая форма наказания человека.

5. Интерпретация библейских мотивов в романе.

1. Роман «Мастер и Маргарита» - вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Сначала Булгаков назвал его «Инженер с копытом», но в 1937 году он дает книге новое название - «Мастер и Маргарита». Роман этот - творение необыкновенное, исторически и психологически достоверная книга о том времени. Это соединение сатиры Гоголя и поэзии Данте, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Основа сюжета романа - противопоставление истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь мессию, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь литературе. «Мастер и Маргарита» - лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве.

2. Несмотря на комизм и сатиру, это роман философский, в котором одной из главных тем является тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть многие философские вопросы, показать на конкретных примерах их решение. Выбор - это тот стержень, на котором держится весь роман. Любой герой проходит через возможность выбирать. Но у всех героев разные мотивы выбора. Одни делают выбор после долгих раздумий, другие - не раздумывая и не могут переложить ответственность за свои поступки на кого-нибудь другого. В основе выбора Мастера и Понтия Пилата лежат их отрицательные человеческие качества; они приносят страдания не только себе, но и другим людям. Оба героя выбирают сторону зла. Пилат оказался перед трагической дилеммой: выполнить долг, заглушив в себе пробудившуюся совесть, или поступить по совести, но потерять власть, богатство, а может быть, и жизнь. Его мучительные раздумья приводят к тому, что прокуратор делает выбор в пользу долга, пренебрегая той истиной, которую несет Иешуа. За это высшие силы обрекают его на вечные муки: он обретает славу предателя. Мастером также движут малодушие и слабость, неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумасшедшим и добровольно приходит в психиатрическую больницу. Мотивом к такому поступку послужил провал романа о Пилате. Сжигая рукопись. Мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Думая, что его выбор наилучший и для Маргариты, он невольно обрекает ее на страдание. Вместо того чтобы бороться, он убегает от жизни. И несмотря на то что и Пилат и Мастер принимают сторону зла, один творит его сознательно, от страха, а другой - бессознательно, из-за слабости. Но не всегда герои выбирают зло, руководствуясь отрицательными качествами или эмоциями. Пример этому - Маргарита. Она сознательно стала ведьмой, чтобы вернуть Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Любовь служит ей опорой в ее решении. И ее выбор верен потому, что он не приносит горя и страдания.


3. Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га-Ноцри. Его единственное предназначение в книге - высказать ту идею, которая будет подвергаться в дальнейшем всяческим испытаниям, идею, данную ему свыше: все люди добры, поэтому настанет время, когда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа не просто выбирает добро, но и сам является носителем добра. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений. Он догадывается, что его казнят, но все равно не пытается солгать или что-то скрыть, так как для него говорить правду «легко и приятно». Можно сказать, что только Иешуа и Маргарита сделали действительно правильный выбор; только они способны полностью нести ответственность за свои действия.

4. Тему выбора и ответственности за свой выбор Булгаков развивает и в «московских» главах романа. Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) являются своего рода карающим мечом правосудия, обличающим и называющим разные проявления зла. Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И на поверку оказывается, что люди какими были, такими и остались. На представлении в варьете Воланд испытывает людей, а люди просто кидаются на деньги и вещи. Люди сами сделали этот выбор. И многие из них оказываются справедливо наказанными, когда у них исчезает одежда, а червонцы превращаются в наклейки от нарзана. Выбор человека - это внутренняя борьба между добром и злом. Свой выбор человек делает сам: кем быть, каким быть и на чьей стороне. В любом случае у человека есть внутренний неумолимый судья - совесть. Людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд со свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который он сжег в приступе страха и малодушия. Атеист и догматик Берлиоз погибает, а верящие в силу любви и слова Кант, Пушкин, Достоевский, Мастер и Маргарита переносятся в высшую реальность, ибо «рукописи не горят», творения человеческого духа нетленны.

Истинное понимание «московских» глав романа невозможно без глубокого проникновения в историю Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.

5. Булгаковская версия библейских событий чрезвычайно оригинальна. Автор изобразил не смерть и воскресение сына Божьего, а гибель безвестного странника, объявленного к тому же преступником. Да, Иешуа был преступником в том смысле, что он преступил казавшиеся незыблемыми законы этого мира - и обрел бессмертие.

Эти два временных и пространственных пласта связывает между собой и другое грандиозное явление - гроза и тьма, силы природы, охватывающие землю в момент «мировых катастроф», когда Иешуа покидает Ершалаим, а Мастер со своей спутницей - Москву. Каждый читатель романа, закрывая последнюю страницу, задается вопросом о том, так ли уж однозначно определен конец всякой жизни, неизбежна ли смерть духовная и как ее можно избежать.

Теневая картина от Куми Ямашита (Kumi Yamashita)

Само сочинение оказалось несколько противоречивым, ибо история его написания имеет прямое отношение к моей вечной забывчивости выполнять вовремя домашнее задание по литературе. Хотя, как показала практика, фантазия безотказно работает как на уроке алгебры, так и на переменке в женском туалете. Роман «Мастер и Маргарита» (вот тут не все его прекрасно помнят, так что советую постараться воспроизвести в памяти хоть какие-то красочные эпизоды этого чудеснейшего произведения, вдохновившего меня на…) Впрочем, вы сейчас и так все поймете.. Буду рада услышать от читателей их собственное мнение на поднятую в предложенном тексте проблему. Итак, приятного времяпрепровождения.

Вот она, вечная проблема - роман «Мастер и Маргарита».

… так кто ж ты, наконец?
- я – часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст» .

«Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, его редактора нисколько не удовлетворил…
Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он писал,- но Иисус у него получился, ну, совершенно живой, некогда существовавший Иисус, только, правда, снабженный всеми отрицательными чертами Иисус».
Дабы не повторять ошибки Ивана Николаевича, я твердо решила как можно дальше абстрагироваться от библейского подтекста. Обычно, любое школьное сочинение начинается с пояснения выбранной учеником темы. Ну что ж, пожалуй, мне следует начать также…
Тут, неожиданно для самой себя, я и встала в тупик. Каждая тема была по-своему интересна: «Вечная любовь», «Булгаковская Москва», «Добро и Зло», «Ответственность» и «Вечные проблемы» в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Полагаясь на волю случая, подкрепленную опытом девичьих гаданий, используя нумерологическую методику фен-шуй, не оставалось ничего другого, как устремить взгляд на 12 строку (непременно снизу) 15 страницы.
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
Эврика! Я наткнулась на извечное непреодолимое желание человека узнать будущий ход жизни. Хм… Если желание извечно, то это уже проблема на века. И таких проблем в романе множество! А если конкретизировать…
Определяя одним словом богатство идей и образов романа «Мастер и Маргарита», то можно сказать, что это – роман-испытание. Каждый из героев, даже самый ничтожный, второстепенный, становится участником фантастического эксперимента. Может быть, этот самый герой никогда и в глаза не видел Воланда, но тем не менее сам сатана испытывает его. В человеке исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь себя». И всегда есть надежда на то, что человек сделает правильный выбор. Поразительно, что подобные эксперименты проводит сам сатана и никто другой. Будучи представителем темных сил, он в то же время является провозвестником добра.
Так как же расценивать «зло», совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель- обнажить сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Подписывающий бумаги пустой костюм, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете – поднимается вопрос о вечных проблемах человечества. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. В конце представления сатана приходит к выводу: «Н что же… они- люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны – из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоединения той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих «испорченных квартирным вопросом» москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.
Свита сатаны как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.
Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизодами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлости, а также гордыне и душевной глухоте. Однако, так уж слепо и глухо нынешнее поколение?
Впервые я прочитала роман «Мастер и Маргарита», когда мне было лет тринадцать. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому, прочитав роман внимательнее четыре года спустя, задумываясь над каждым словом, я поняла, что в этом произведении Булгаков размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими. Одно всё же осталось неизменным – моё отношение к этим вечным проблемам. Я не считала, и по сей день не считаю, что стремление к материальным благам не есть порок. Что, собственно, плохого в спокойной, размеренной жизни городского обывателя? Не каждый ли второй из нас мечтает избавиться от каждодневных проблем, вдохнуть, не торопясь, глоток свежего воздуха, почувствовать благополучие ещё не наступившего дня? У каждого человека существует свой изолированный внутренний мир, но окрашен он в разные цвета. У кого-то это прозрачные тона акварели, у кого-то густые и яркие мазки масляной краски, а кому-то приходится довольствоваться хмурым серым оттенком грифельного карандаша. Мы все разные на вид, но едины в человеческой сущности. Эти вечные проблемы и пороки, затрагиваемые в романе, и являются теми недостающими штрихами, создающими уникальность каждой отдельно взятой личности.
Мой внутренний мир тоже включает в себя «сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками». Однако не спешу избавиться от этого порока. Не стань его. Кто знает, что взамен? А не рискуем ли мы собственным благополучием, пытаясь решить какую-либо из вечных проблем?
Возможно, это как теорема, доказательство которой еще не придумало человечество. А возможно - аксиома, не требующая никаких доказательств и принимаемая как данность навсегда. Навечно.
Не намудрила ли я? Кстати, тоже моя вечная проблема.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Широта проблематики произведения впечатляет. Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы. Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой – свет или тьму, добро или зло.


Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму. На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер
Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита
Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат
Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано. Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.
В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.
Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.
Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.
Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.
Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.
Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей.
М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

«М. и М.» - главный, «закатный» роман М.Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями – Ф.М.Достоевским, Н.В.Гоголем, А.П.Чеховым. Соседством с Гоголем Булгаков бы особенно гордился. Он считал его своим учителем, поэтика Булгакова была созвучна гоголевской. Он взывал к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей железной «шинелью». И как странно и порой чудесно распоряжается судьба: могильный камень Гоголя лежит теперь на могиле Булгакова. (Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг. Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К.Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова.

Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям. М.А.Булгаков не подготовил роман к печати, т.к. не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа (по Яновской – 6 редакций). Возможные названия – «Подкова иностранца» (Б. был очень чуток к библейским символам, магии чисел и анаграмм. Он считал, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Спасителя, т.е. подкова иностранца была как бы синонимом Москвы, утратившей веру в идеалы), « Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер», «Пришествие» и др.

Булгаков писал «М. и М.» как исторически и психологически достоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время Б. показывает историю человеческую на протяжении 2 тысяч лет, он исследует дух человеческий. Он вслед за Достоевским ставит кардинальные, сущностные вопросы: каков человек, чем он живёт, для чего живёт, как относится к смерти, чего в нём больше – доброго или злого?

У Б. сошлись вместе люди самых различных эпох и возрастов, огромное количество персонажей. И помимо людей – сатана и черти всех мастей. Мир наполнен калейдоскопом чудес и бытовыми реалиями. Б. без всякого нажима соединил высокое и низкое в романе, временное и вечное, через блистательную фантастику он даёт поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения, разрушения.

Трудно установить непосредственные источники самобытной философии романа. Талантливейшие учёные видели в ней отголоски древневизантийской ереси богомильства (или манихейства), приверженцы которой были твёрдо убеждены в том, что злой дух «по наущению Божию» получил власть над земным миром и само добро было бы немыслимо без существования равноправного с ним зла. Вместе с тем появление Князя Тьмы в послереволюционной Москве становится неотъемлимой принадлежностью «стиля эпохи» в литературе 20-30 годов (достаточно вспомнить апокалиптическую «Москву» Андрея Белого или «Неопалимую Купину» М.Волошина). В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я.Голосовкера, сюжет которого столь заметно перекликается с булгаковским «М. и М.», что даже вызвал ряд слухов и домыслов. Однако публикация восстановленной автором после двоекратной гибели в огне рукописи в одном из солидных журналов развеяла все сомнения в оригинальности булгаковского текста.

Роман Б. в корне отличает от всех, внешне схожих с ним произведений, его необычайно сложная архитектура. Он в полной мере отвечает всем признакам жанра, который в современном литературоведении называется романом-мифом или романом в романе.

Известный литературовед и искусствовед Б.М.Гаспаров замечает, что в «М. и М.» один и тот же феномен, будь то предмет или человеческий характер, или ситуация, или событие и т.п. существует одновременно в различных временных срезах и в различных моральных планах.

Три времени булгаковского романа: московское «настоящее», ершалаимское историческое «прошлое» и «вселенское», позволяющие показать читателям одновременно ершалаимский храм и охваченную пожаром Москву, - едины, ибо происходят в них одни и те же, по сути своей, события. И трудно однозначно установить, что же из них реальнее: события еврейской Пасхи 29 года или воландовский бал полнолуния, происходящий, согласно авторскому замыслу, в ту же пасхальную полночь, но уже года 1929.

В основу своего романа Б. положил древнюю библейскую легенду, но всё время упорно преодолевает её, даже полемизирует с ней. В его романе нет 11 апостолов и женщин, скорбно застывших вдали во время казни (по Матфею, Марку, Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Есть один-единственный, в отчаянии проклинающий Бога, Левий Матвей. Нет толпы, насмехающейся и кричащей: «Если ты сын Божий, сойди с креста!» У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало её обратно в Ершалаим» Нет несения креста – столбы с перекладинами везут на повозках. Нет слов «распятый», «распятие». Б. преобразует ставшие хрестоматийными имена и названия городов: Иерусалим – Ершалаим, Иисус – Иешуа, Матфей – Матвей, Иуда из Кириафа – Искариот.

Писатель снимает – «сдирает» - привычную оболочку с великой легенды, делая её ощутимо достоверной. Можно проследить, как идёт «заземление» евангельского предания, движение к беззащитно человеческому, к бессмертно человеческому в нём, художественное превращение героя из богочеловека в человека…

Интересна перекличка евангельской страстной недели с неделей (4 дня) пребывания в Москве Воланда.

Страстная неделя перед Пасхой

Москва (гл. 29, ч. 2) Ершалаим (гл. 25, ч. 2)

Явление Воланда на Патриарших прудах

Явление Воланда в Ершалаиме у Понтия Пилата

Спор Воланда с Берлиозом

Спор Понтия Пилата с Иешуа

Великий бал у Сатаны

Веселье в честь древнееврейской Пасхи

Воскрешение романа Мастера

Левий Матвей берет пергамент у Пилата для будущего Евангелия

Евангелист Мастер

Евангелист Левий Матвей

Наказание Алоизия Могарыча

Возмездие Иуде

Всего 4 дня прожил Воланд в Москве. Появился он на Патриарших прудах не случайно. Своё имя пруды получили от Патриаршей слободы, которая находилась здесь в средние века. В послереволюционной Москве к 20-м годам само название- Патриаршьи -звучало горькой насмешкой, ибо рядом не было ни одной действующей церкви. Т.е. Сатана появился там, где были уничтожены господние храмы, и появился он на голос богохульства.

Булгаков стремится доказать подлинность московского визита Сатаны. Сатаниана чётко вписывается в быт 20-х годов и личный опыт автора. Эти 4 дня наполнены бытовыми реалиями, список которых можно довести до сотни. У Б. всякие бухгалтеры, писатели и пр. в деле изобретения различных версий, объяснений чудес (взятки, обмен квартир и т.п.) могут потягаться с нечистой силой. В романе ненавязчиво проступают приметы 1937 года. (Исчезновение людей из нехорошей квартиры № 50. При встрече с врачами Иван Бездомный произносит: «Здорово, вредитель». Деньги подбрасываются «врагами». Милиция разыскивает Воланда, и в Армавире к ней принесли кота со связанными зелёным галстуком лапками (зелёный галстук носил Ежов в парадные дни).

Роман перенасыщен превратностями литературной жизни Москвы 20-х годов: в поэте Иване Николаевиче Поныреве легко угадывается Демьян Бедный, автор «Евангелия от Демьяна», и в то же время в его образе просматриваются черты А.Безыменского… В романе нет традиционных прототипов, а есть «свободные ассоциации». (поэт Рюхин перерастает породившего его Маяковского, а И.Бездомный оказывается то в роли Чацкого, попадая с «корабля на бал», а с бала в сумасшедший дом, то в роли сказочного Ивана (дурачка, царевича?), а то напоминает своей рваной «толстовкой» и обезображенным лицом самого Иешуа. Иудины «тридцать тетрадрахм» то и дело всплывают в реальной московской жизни (именно такую сумму пытается заплатить за визит к профессору смертельно больной Андрей Фокич), два пятисвечия одинаково ярко высвечивают и казнь в Ершалаиме, и бал в «Грибоедове». В сложной системе кривых зеркал реальное и нереальное, подлинное и отражение меняются местами, и в подобном вывернутом мире дьявольские силы действуют заодно с силами Света, чётко очерчивают сферу своей деятельности, и не идут ни в какое сравнение с бесовскими выходками «земных пилатов».

Воланд – главное действующее лицо в образной системе романа, пришёл как бы из средневековой немецкой легенды. Сатана без устали сеет соблазны, разрушения, зло. Но булгаковский Воланд – нечто привлекательное, обладает мрачным обаянием. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев – вся нечисть показана в человеческом ключе, но самый привлекательный – Воланд, не то, что Мефистофель у Гёте. Он гораздо ближе Фаусту (познать всю низость и всё величие). В Воланде Булгакова угадывается мотив деяния, протеста против застоя, рутины.

Традиционный Сатана призван выполнять 2 задачи: побуждать человека на злые деяния и наказывать человека за содеянное. Булгаковский Воланд - иное. Ему не надо было возбуждать злые деяния, они (люди) и так уже нагрешили, жутко свинячат. Но Воланд не является злым началом. Он возвращает рукопись Мастеру и всего лишь смеётся над вожделениями людей (устраивает им денежный дождь и убеждается, что всё в мире остаётся прежним).

Но зло существует, и по мысли Б., имеет земное начало, а не демоническое, и воплощено в человеке (Понтий Пилат). Понтий Пилат не лишён тонкого ума, проведя день с философом Иешуа, полюбил его, захотел спасти, но взамен потребовал отказаться от учения, от истины.

Истина – это надличностное, надчеловеческое проявление духа, это сам Бог, а правда – земное проявление истины, по мысли Иешуа.

По мнению же Пилата, царство истины никогда не наступит на земле, и он советует Иешуа хотя бы на словах отказаться от учения, от истины, но Иешуа непреклонен. И Пилат вынужден произнести приговор. Правда, Пилат пытается облегчить участь казнимого (прислужник добивает копьём), наказывает Иуду. Но страшное зло свершилось, и наказание Пилату – постоянно болит голова (больная совесть)

В наши дни главный герой – Мастер. Мастер – это Иешуа наших дней. Мастер – это и сам Булгаков, его судьба. (У Б. отрицательных рецензий было 298). Мастер в 30-е годы болеет традиционной болезнью – тоской, ностальгией по справедливым, чистым, гармоническим отношениям между людьми. Он не в состоянии вылечиться от ностальгии и уходит из жизни. Смерть его дана в двух ключах: реально-бытовом (скончался от сердечного приступа в клинике Стравинского) и условно-фантастическом – принимает из рук Азазелло зелье вместе с Маргаритой и уходят из жизни в мир потусторонний.

Но Мастер это и не автор. Сам Б. жил по иным этическим меркам: писатель должен быть стойким, как бы ни было ему трудно, без этого литературы не существует. За Мастером нет никакой вины, и поэтому его тема – не тема искупления. Но тем не менее Мастеру уготован покой, но не свет. Эта неполнота награды особенно остро выражена в последней редакции: «Он не заслужил света, он заслужил покой, - говорит Левий Матвей. Почему же Мастер не заслужил света? Потому ли, что не совершил подвига служения добру, как Иешуа Га-Ноцри? Или потому, что помощи и защиты искал у дьявола? Может быть потому, что любил женщину, принадлежавшую другому? («Не желай жены ближнего твоего»). Он был мастер, а не герой. Но был ли нужен свет мастеру? Что делать мастеру в « голом свете»?

В самом последнем слое правки, на той же продиктованной под конец жизни странице, где Левий Матвей говорит о том, что Мастер не заслужил света, грозно звучит монолог Воланда: «…Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зло, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?.. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»

Мастер получает именно то, чего так жаждет, - недостижимую в жизни гармонию. Ту, которой желали и Пушкин («Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…) и Лермонтов («Я б хотел свободы и покоя..»). «Покой» Мастера – на грани света и тьмы, на стыке дня и ночи, там, где горит рассвет и свеча зажигается в сумерках, в нём соединены свет и тьма.

Герои романа

Михаил Александрович Берлиоз, председатель Массолита

Иван Николаевич Понырев -поэт Бездомный

Члены Массолита: беллетрист Бескудников, поэт Двубратский,

Настасья Лукинична Непременова, московская купеческая сирота

«Штурман Жорж», новеллист

Иероним Поприхин

Критик Абабков

Поэт Александр Рюхин

Степан Богданович Лиходеев, директор Варьете (кв. № 50)

Анна Францевна де Фужере, вдова ювелира, бывшая владелица кВ. № 50

Григорий Данилович Римский, финдиректор Варьете

Иван Савельевич Варенуха, администратор Варьете

Профессор Стравинский

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома

№ 302-бис по Садовой

Жорж Бенгальский, конферансье Варьете

Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель Акустической комиссии

Московских театров

Василий Степанович Ласточкин, бухгалтер Варьете

Прохор Петрович (костюм без головы), председатель Зрелищной комиссии

Анна Ричардовна, секретарша

Максимиллиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза

Андрей Фокич, буфетчик

Профессора Кузьмин и Буре

Маргарита Николаевна и Мастер

Критик Латунский

Наташа, домработница Маргариты

Николай Иванович, сосед Маргариты (боров)

Воланд, Азазелло, Коровьев (Фагот)

Фрида, барон Мангель (шпион)

Алоизий Могарыч

Иешуа, Понтий Пилат, Марк Крысобой, первосвященник Каифа

Иуда из Кириафа, Левий Матвей



Похожие статьи
 
Категории