Основы музыкального воспитания. "роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников" Роль воспитателя в осуществлении процесса музыкального воспитания

10.07.2019

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам(стихи, сценки, инсценир.)

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.


Роль воспитателя в музыкальном развитии детей.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить хоровод. Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Для осуществления музыкального воспитания требуется специальная подготовка со стороны воспитателя. Воспитатель получает музыкальную подготовку в колледже, институте, в котором он учится играть на инструменте, петь, танцевать. Знакомясь с основами физкультуры.

Даже при наличии музыкального руководителя, с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкальных занятий в группе в которой он работает. Воспитывая средствами музыки, педагог должен понимать ее всестороннее значение. Воспитатель должен уметь пробудить интерес к музыке, ее содержанию, направлять чувства детей вызываемые музыкой, следить и направлять развитии творческих музыкальных способностей детей.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание по разделам:пение, движение, слушание, музицирование. Следует, однако сказать, что ни один воспитатель не освобождается от обязанности петь с детьми, проводить танцевальные миниатюры, игры, ит. д. Ссылки на недостаточно развитый слух, на отсутствие голоса и недостаточную подготовленность по движению-очень неубедительны.

В практике имелись случаи, когда воспитатели не обладали музыкальным слухом, все же добивались прекрасных результатов. Роль воспитателя может быть самой разнообразной, в зависимости от программного содержания, которое надо детям освоить. А так же, и от возраста детей группы. Различные разделы музыкальной работы требуют и различного участия в ней воспитателя, так, пение не требует активного вмешательства со стороны воспитателя.

Музыкальный руководитель должен находиться в центре внимания детей. Воспитатель поет вместе с детьми. Причем голос его не должен звучать громче детских голосов. В старших группах и средних, он поет в момент разучивания с детьми, ставиться задача - самостоятельно спеть песню.

Если, воспитатель обладает хорошим голосом, то по договоренности с музыкальным руководителем может исполнить новую песню на занятии. В данном случаи его роль, более ответственна. Наиболее активную роль, воспитатель играет при проведении ритмических движений на музыкальных занятиях. При этом степень его участия зависит, как от содержания задания, так и от возраста детей. Так, в младшей группе воспитатель, непосредственным участием в пляске, в игре, активизирует детей, вносит эмоциональный подъем. Весело хохочут дети, глядя на воспитателя изображающего "медведя", и игра проходит непринужденно. Дружно пляшут они, повторяя за воспитателем. Это, конечно не значит, что дети пляшут, играют, только подражая воспитателю. В известный момент, показ прекращается. И дети действуют уже самостоятельно. Например: дети пляшут знакомую пляску, а воспитатель подбадривая им хлопает в ладоши. В старших группах, активная роль воспитателя уже видоизменяется. Так при проведении игры, воспитатель включается лишь по мере надобности. Если дети затрудняются в движении, воспитатель помогает показом. Например:если ребенок бегает тяжело, воспитатель бегает вместе с ним. Обращая внимание на это, при разучивании движения, воспитатель помогает детям, своим примером становясь с ним рядом, или помогая отдельными указаниями. При этом, воспитатель отмечает, кому из детей надо помочь в дальнейшем. Также это является постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать непроизвольное внимание детей.

На празднике в нашем детском саде выступления детей - это разнообразная речевая деятельность.

С точки зрения общей педагогики праздники нужны детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психологическое напряжение.

имени И.П.Выучейского»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Методика музыкального воспитания
тема Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольника.

Выполнила: Айдогду А.А.
студентка 2 курса
специальность: «Дошкольное образование (ОЗО)
Преподаватель: Дресвянкина Н.Б

Нарьян-Мар
2013
План:

Введение………………………………………………………… ……………….3

1. Музыкальное воспитание…………………… ……………………………...4

А) задачи музыкального воспитания……………………………………………6

2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………… ………………8

А) функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании……….9
б) музыкальные занятия………………………………………………………. 11
в) самостоятельная музыкальная деятельность детей………………………..15
г) праздничный утренник…………………………………………………….. ..17

Заключение…………………………………………………… ………………..19
Список используемой литературы…………………………………………….. 20

Введение.

В своей работе я рассмотрю понятие музыкального воспитания, задачи музыкального воспитания, функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников.
Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.
Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Цель реферата: рассмотреть, роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
Подобрать и изучить литературу по этой теме.
Актуальность данной темы в том, что роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста является важным компонентом развития личности ребенка.

Музыкальное воспитание.
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства.
Музыкальное воспитание – целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив.
Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка ко всему многообразию музыкальной культуры.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребёнка.

Я считаю, что роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека,

Задачи музыкального воспитания.
Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

    Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.
    Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
    Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
    Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
    Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
    Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Формируется самостоятельность, инициатива и стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость - это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, на музыкальных занятиях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.
Задачи музыкального воспитания относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.
Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только
от музыкального руководителя, но и от воспитателя.
Воспитатель обязан:

    Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
    Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
    Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
    Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
    Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).
Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.
Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.
Кроме того. Такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий.

Музыкальные занятия.
Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам, лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.
Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя. А также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

Что должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.
Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети не могут ответить.
Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.
Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.
Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей.
Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.
На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова.
Вне музыкальных занятий, при закреплении песни, нельзя учить с детьми слова без мелодии. Музыкальные акценты не всегда совпадают с текстовыми. При исполнении песни на занятии с аккомпанементом дети будут испытывать трудности. Подобные нюансы отрабатываются музыкальным руководителем на групповых или индивидуальных занятиях с воспитателями.
На третьем этапе разучивания песни (на 5 – 6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны самостоятельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, г
и т.д.................

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей в младших группах».

Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка., направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Музыкально - ритмические движения:

Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Развитие чувства ритма.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Слушание музыки.

5. Распевание, пение.

6. Пляска

7. Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное:

Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственно- волевое:

Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:

В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические :

Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, эмоционально откликаться на неё.

Певческие навыки:

Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности.

Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, мыслей, переживаний.

Слушая музыку у детей развивается интерес, любовь к этому виду искусства, расширяется музыкальный кругозор..

Слушая музыку с детьми младших групп необходимо привлечь внимание яркой игрушкой. Можно принести зайчика (или другую игрушку). Зайчик здоровается с детьми. Дети гладят его ушки, трогают хвостик. Потом мы слушаем песенку про зайчика: «Заинька, заинька, маленький заинька, длинные ушки, быстрые ножки». На слова «Зайка-трусишка» зайка прячется. Дети в этот момент, как правило замирают. А зайка выглядывает то с одной стороны, то с другой. Дети улыбаются. Здесь можно спеть еще раз песенку.

Дети уже более внимательно песню слушают. Это первое знакомство с песней.

Очень хорошо через музыку обратиться к каждому ребенку, создать доброжелательную атмосферу, вызвать у детей положительны эмоции не только от общения с игрушкой, но и от прослушивания музыки.

Задача, которая стоит перед нами в работе с детьми первой младшей группы, формулируется так:

«Воспитывать интерес к слушанию небольших песен, музыкальных пьес, исполняемых на музыкальных инструментах и в грамзаписи.

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера, понимать, о чем поётся».

В работе с детьми первой младшей группы используются различные приемы и методы обучения слушанию - это слушание музыки, показ игрушки, словесное объяснение. Перед началом исполнения песни, надо рассказать детям, о чем они услышат:, что эта песенка про зайчика или про лошадку и т.д.

Беседа о музыке - важнейший метод. Словом передаётся характер, настроение музыки. У детей этого возраста невелик словарный запас, мал жизненный опыт, они не могут сами сформулировать настроение, передаваемое музыкой, но могут его почувствовать.

Дети оживляются, когда звучит веселая музыка: «Ах вы, сени, мои сени!», «Машина».

А когда звучит песня «Баю-бай», дети затихают. Даже после окончания песни они ведут себя тихо, спокойно. Впечатление от прослушанной музыки можно выразить ловами: «Какая ласковая, тихая музыка!», «Какая веселая музыка!» и т. д. Затем повторить те же слова, но в форме вопроса: «Веселая музыка?» «Веселая!» - отвечают дети.

Перед слушанием нового произведения недостаточно сообщить детям только его название. Для того, что бы содержание новой песни (её текст и мелодия) было воспринято детьми, необходимо настроить их на слушание.

«Ребята, я спою вам песню о зиме. Зимой все кругом бело, потому, что много снега.

А Ваня взял саночки и стал кататься с горки». Затем исполню песню, задаю вопросы по содержанию. «Кто катался горки?» «Весело кататься горки?» «Вот поэтому и музыка весёлая» Заем играю заключительную часть мелодии.

В некоторых песнях фортепианное сопровождение даёт яркий музыкальный образ, например в песне «Лошадка» Раухвергера или в песне «Кошечка» Витлина необходимо обратить внимание детей на эти музыкальные фрагменты. Спросить про кого рассказала музыка, как вы догадались? И ещё раз проиграть музыкальный фрагмент со звукоподражанием.

Дети очень любят слушать песню «Машина». На вступление они издают звуки, похожие на звук двигателя, делают движения руками, словно едут. Эти действия происходят сами по себе, их диктует музыка. Ребенок слушает музыку, подпевает, пританцовывает, хлопает в ладоши..

С целью формирования у детей умения вслушиваться в музыку, можно провести упражнения на различение музыкальных звуков (тембра, высоты динамики, длительн6ости). Для этой цели рекомендуем использовать музыкальные инструменты и провести игры «Тихо-громко», «Кукла шагает и бегает», «Угадай, на чем играю?», «Кто в лесу ходит». Так дети учатся вслушиваться в мелодию, слова песни.

В течение года музыкальный репертуар расширяется, обогащается. Дети учатся сравнивать музыкальные произведения разного характера. Для этой цели следует применять прием контраста. Дать послушать веселое, быстрое произведение, а затем медленное, грустное. Что бы музыкальный образ закрепился у ребенка в сознании, предлагаем использовать игрушку. Действия с куклой или зайчиком иллюстрируют содержание музыки: бодрая, веселая мелодия-кукла гуляет, тихая, медленная - кукла спит. Характер музыки и действия с игрушкой обсуждаются.

В результате проведенной работы дети к концу первой младшей группы оказываются в состоянии прослушать музыку, определить характер, могут ответить на вопрос по содержанию песни. «Осенняя песенка» А.Александрова «Колыбельная» Разорёнова, «Заинька» М. Красева определенно влияют на них своими грустными, спокойными мелодиями; «Моя лошадка» Гречанинова, «Песенка Петрушки» Фрида «Лошадка» Потоловского вызывают оживление, улыбки, двигательную активность.

По словам Б.М. Теплова «Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» («Психология музыкальных способностей»). Если ребенок эмоционально отзывается на то или иное музыкальное произведение, значит, часть задачи по музыкальному развитию выполнена. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания.

2.Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, правильной артикуляцией и произношением исполняет песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей. Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию.

Воспитатели учат малышей внимательно слушать песню, стараются вызвать у них желание принять участие в звукоподражании, подговаривании, подпевании и пении.

Детей учат:

Петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;

Вместе начинать и заканчивать пение, петь не опережая и не вторя, выдерживать паузы, слушать вступление и заключение;

Верно передавать общее направление мелодии и ритмический рисунок песни (это по силам детям первой младшей группы).

Не стоит ждать одинаковых успехов в пении у всех детей одной и той же группы, как и у детей двух групп, сформированных из одинаковых по возрасту малышей. Очень многое зависит от того, когда сформирована данная группа, сколько в ней детей, посещающих ясли второй год, сколько новых, «домашних» детей, которые меньше подготовлены к музыкальным занятиям. На музыкальный слух детей двух-трёх лет влияет множество факторов - речь, координация движений (от неё зависит и артикуляция), общее развитие и т. д.

Необходимо помнить, что к концу третьего года жизни малыши знают и употребляют в пять-шесть раз больше слов, чем в два или два года 1-2 месяца.

Текст песен для малышей должен быть понятным, коротким, выразительным, интересным, мелодия должна находиться в диапазоне голосов детей данной группы, быть удобной по тесситуре и дыханию. Н.А. Метлов отмечал, что понятие «доступная песня» неадекватно понятию «лёгкая песня». Одни только «лёгкие песни» не могут способствовать музыкальному развитию детей. Значит, при выборе песен необходимо руководствоваться правилом постепенного перехода от усвоенного к незнакомому.

Самые маленькие дети переходят от подговаривания и звукоподражания к подпеванию и пению.

Подобрав песню, воспитатель выучивает её наизусть - и не только мелодию, но и аккомпанемент. Этим он значительно облегчает процесс обучения детей пению. У малышей неустойчивое внимание.Только глядя на малышей, видя всех и каждого, педагог концентрирует их внимание, поощряет, вовлекает в подпевание.

Петь с детьми надо под фортепианное сопровождение: по тембру, качеству звука фортепианный аккомпанемент - лучше. А вот дать послушать мелодии знакомых детям песен, исполняемых на различных музыкальных инструментах - триоле, блок-флейте, ксилофоне, губной гармошке, металлофоне, детской арфе - желательно и необходимо. Это развивает мелодическую и тембровую память, внутренний музыкальный слух, учит малышей понимать, любить музыку, радоваться ей.

Часто воспитатели, работая с малышами, поют очень медленно, чуть ли не по слогам, объясняя это так. «Чтобы все поняли». А результат порой бывает обратный: теряется связь между слогами - исчезает слово, исчезает смысл, теряется связь между звуками мелодии - исчезает мелодия.

Так как же петь с детьми? Следует петь в удобном для малышей темпе, всё время прислушиваясь к их подпеванию и пению. Можно предложить детям повторить только что исполненную песню чуть быстрее. Для этого надо сначала взрослому пропеть одну фразу в предложенном темпе, затем спеть с детьми, слушая, как они справились, удобно ли им, решает, оставить ли этот темп на дальнейших занятиях. Не следует искусственно ускорять или замедлять темп настолько, что песня «распадается».

Малышу два года. Всего неделю-другую он в детском саду. Период адаптации прошёл быстро, легко. На музыкальном занятии ребёнок смотрит и слушает с интересом, как поют музыкальный руководитель и воспитатель.

Воспитатель предлагает ему: «Пой с нами песенку!». Малыш молчит. Боится? Не хочет? Не понимает? Да, не понимает, что именно ему предложено делать. Дома взрослые не привлекали его к пению («Мал, плохо говорит»), и когда на музыкальном занятии ему предложили спеть, малыш не понял значение глагола «петь». Поэтому воспитателю надо до и после исполнения песенки говорить: «Вот как я пою песенку», «Буду петь», «Как тётя Оля спела?», т. е. обязательно надо связать глагол «петь» с конкретным действием. Если на занятии было спето две песенки, то до и после исполнения каждой из них не забывайте сказать: «Будем петь» и «Спели песенку». Через два занятия ребёнок уже понимает значение глагола «петь». Он слушает, смотрит на педагога, просит: «Ещё», но сам не поёт.

Большая практика работы с детьми раннего возраста помогла выделить те песни, которые малыши охотнее всего начинают петь.

Попевка «Поёт, поёт наша Танечка» - одна из них.

Исполняется на мелодию русской народной песни «Поёт, поёт соловушка»

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, музыкальный руководитель зовёт к себе Танечку, обнимает её, ласково на всех смотрит и поёт без музыкального сопровождения:

Поёт, поёт наша Танечка,

Поёт, поёт, хорошая.

Хорошая, пригожая.

Поёт, поёт свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля.

Воспитатель предлагает и Танечке петь «ля-ля...»

На первом занятии Танечка (или Олечка, Вовочка) охотно стоит рядом с музыкальным руководителем, радуется вниманию и ласке, но может не захотеть петь. Терпеливо и умело музыкальный руководитель старается вовлечь ребёнка в подпевание.

Вот удача: один из малышей запел! Посмотрите на реакцию детей. Они сразу переключают внимание на поющего ребёнка, с удивлением и интересом смотрят на него. Взрослые понимают: это победа. Теперь и другие дети включаются в пение. Если в группе начали подпевать двое-трое детей, это залог того, что через неделю будут петь остальные (разумеется, с помощью взрослых). Можно приглашать петь нескольких малышей, а затем и всю группу, используя такие слова:

Поют, поют мои деточки,

Поют, поют хорошие.

Хорошие, пригожие,

Поют, поют свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля.

Если в попевке «Поёт, поёт наша Танечка» малыши подпевают только «ля-ля», то в следующей песенке ("Мишка") начинают подпевать некоторые повторяющиеся слова. Так, в простую и интересную для детей игру включена песенка-попевка с повторяющимися словами, и малыши с лёгкостью начинают подпевать.

Попевка «Мишка»

На скамейке спит мишка (игрушка). Дети с воспитателем подходят к нему и будят:

Мишка, мишка, что ты долго спишь?

Мишка, мишка, что ты так храпишь?

Мишка, мишка, мишенька, вставай!

Мишка, мишка, с нами поиграй!

Воспитатель поднимает мишку, тот «просыпается и рычит», дети убегают. Мишка ходит, ищет детей, приговаривает: «Кто тут песни распевал, мишке спать не давал?» Когда мишка вновь «засыпает», воспитатель и дети повторяют песенку. Игра весёлая, понятная малышам, и они охотно включаются в подпевание.

«В музыкальных играх певческая активность детей тем больше, чем очевиднее, нагляднее результат их пения» (Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967. - С. 53).

Разумеется, не все дети поют песню от начала до конца на первых же занятиях. Вначале малыши подпевают повторяющиеся слова («Мишка, мишка»), а затем и некоторые фразы.

Очень помогают пению короткие двустишия, включённые в игру. Хотя они не сопровождаются музыкой, дети радостно, дружно говорят хором (нараспев). Так, в музыкально-двигательном показе «Купанье Наташи» (рус. нар. мел., сл. Н. Френкель, движения И. Плакиды / Мы любим музыку. Вып. 6. - М., 1967) есть такое двустишие:

Водичка - хлюп-хлюп-хлюп,

Наташенька - куп-куп-куп.

Эти строчки не поются, а повторяются говорком между пением куплетов. Такое хоровое подговаривание важно, как ступенька к обучению дружному подпеванию.

Вот так взрослые привлекают к подпеванию малышей полутора-двух лет и начинают петь с детьми третьего года жизни (особенно в тех случаях, когда группа сформирована из новых «домашних» детей).

Недели через две после разучивания попевки «Поёт, поёт наша Танечка» и игры с попевкой «Мишка» можно начинать работать над песенкой «Птички». Украинская народная мелодия.

Попевка «Птички»

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зёрнышек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички - клю, клю, шло.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Текст песенки понятен детям. Повторяющиеся слова помогают им включится в пение. Слова «Я смотрю на птичек и пою» позволяют продолжить песенку. Все повторяют куплет, напевая «ля-ля», что даёт возможность лучше запомнить мелодию. Песенку лучше петь без какого-либо инструментального сопровождения. Позже мелодию можно предложить для слушания, исполняя её на музыкальных занятиях на дудочке, флейте, металлофоне, арфе и т. д.; желательно попросить детей узнать и назвать эту песенку.

В песенном репертуаре для малышей песенка «Птички» - одна из лучших: в ней выразительная мелодия, ясный текст, повторяющиеся слова. Именно с её помощью мы учим детей не только подпевать отдельные слова, но и петь фразы, всю песню. Может быть, не стоит «обогащать» её дополнительными ритмическими задачами и развлекать детей?

Для развития чувства ритма у малышей, для обучения их отдельным движениям под музыку есть большой выбор инструментальной и вокальной музыки (начиная с «Ладушек»),

Вовлекать малышей в подпевание и пение помогают песенки, где есть звукоподражание, например «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Найдёновой//Песни для детского сада. Вып. 1. - М., 1965). Дети быстро и охотно имитируют лай собачки. Сначала они удлиняют строчку, ломая фразу, а затем, в процессе занятий, звукоподражание звучит более дружно и ритмический рисунок не нарушается. Постепенно малыши начинают подпевать некоторые слова, а затем и всю песенку.

Музыкальные занятия с детьми проводятся два раза в неделю, что недостаточно для успешного обучения пению. Чем чаще малыш слышит песенку, исполняемую на различных музыкальных инструментах или голосом, со словами или без слов, тем быстрее развиваются его музыкальные способности.

Чистота интонации зависит не только от музыкального слуха ребёнка, но и от степени его внимания во время пения. Порой малышу мешают петь застенчивость, плохая артикуляция.

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности.

В этой части занятия велика роль воспитателя. В процессе разучивания новых движений он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен показать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

При разучивании плясок, также необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать движения, сходство с персонажами. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Воспитатель обязан:

Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.

Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах

Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

При разучивании с детьми младшего возраста несюжетных игр, воспитатель играет на всех этапах разучивания.

В танцах с участием взрослого, где действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской деятельности и соответствует методике её проведения.

Кроме того, главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально – дидактических игр.

Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель присматриватся в начале учебного года к детям. Кто чем интересуется (пением, танцами, игрой на инструменте), есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании?

Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит отчасти из-за желания ребёнка быть лидером, а не его интереса к музыке. Другие дети тянутся к музыке, но они робкие, нерешительные. Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого ребёнка.

Наиболее высокое качество работы может быть обеспечено там, где воспитатели, постоянно повышая свою музыкально – педагогическую квалификацию, становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя, используют музыкальный материал в повседневной работе с детьми, умеют самостоятельно проводить простейшие музыкальные занятия при необходимости – в отсутствии музыкального руководителя.

Когда у воспитателя уже есть некоторый опыт наблюдений и анализа музыкальных занятий, а также опыт их самостоятельного проведения, он будет вносить свои предложения при обсуждении методических приёмов проведения занятий, стимулировать творчество детей, подсказывать тему, распределять роли, намечать развитие сюжета в играх и инсценировках.

Такая квалификация приобретается воспитателем постоянно, в результате систематического анализа работы специалиста с детьми, его инструктивных занятий с персоналом, выполнения воспитателем постоянно усложняющихся заданий музыкального руководителя.

Имея в виду постоянное и всестороннее повышение музыкально – педагогической квалификации персонала, музыкант должен не только обучать воспитателей пению, движениям, правильной методике преподнесения музыкального материала, но и повышать общую культуру воспитателей, учить разбираться в элементарных особенностях музыки – в характере произведения, в музыкальной форме (запев, припев, фраза.). Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни.

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.

После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, найти такую форму критических замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью точно так же, как мы увлекаем в мир музыки детей. Нужно вызвать в нём желание учиться музыке, заниматься ею, тогда воспитатель будет вашим лучшим помощником.

В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

Праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »

Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»

Журнал «Справочник музыкального руководителя»

М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»



Похожие статьи
 
Категории