Открытки художника малютитиной о с. Малютин Сергей Васильевич – русский живописец

03.03.2020

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937)

В конце 1870-х гг. в Воронеже открылась передвижная выставка, среди посетителей которой оказался молодой человек из купеческой семьи, недавно окончивший бухгалтерские курсы и служивший конторщиком. Здесь он впервые встретился с подлинной живописью, и глубокие впечатления от увиденного придали вполне конкретный смысл его неопределенным мечтаниям: он твердо решил стать художником.

Этим молодым человеком был С. В. Малютин. В 1883 г. он поступил в МУЖВЗ. 1880-е гг. были периодом расцвета русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие, с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были И. И. Левитан, С. А. и К. А Коровины, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, а среди его учителей - известные живописцы В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан прежде всего талантливому рисовальщику Е. С. Сорокину.

В 1886 г. Малютин закончил училище, получив звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец 1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889; "В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины ("Нашествие татар", 1890-е).

В середине 1890-х гг. по приглашению С. И. Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и другие произведения А. С. Пушкина). Несмотря на некоторую неровность и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй половины XIX в.

В 1900 г. Малютин поселился в Талашкино - имении княгини М. К. Тенишевой, которое было тогда центром возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, но расцвет талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа кустарей.

По его проектам столярная и резная мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека ("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн.

В 1900 г. журнал "Мир искусства" познакомил публику с творчеством художника, приобретавшего все большую популярность. По возвращении в Москву в 1903 г. Малютин вступает в СРХ, начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. Самая значительная его работа того времени - оформление, совместно с архитектором Н. К. Жуковым, фасадов и интерьеров доходного дома П. Н. Перцова (1905-07). Здание это стало интересным явлением в архитектуре начала века. Особенную известность Малютин получил как портретист.

В 1909 г. он возглавил в училище портретно-жанровый класс, которым до этого руководил В. А. Серов. Вскоре у художника возник замысел продолжить создание портретной галереи "лучших людей русских", начатой по инициативе П. М. Третьякова. Открыл эту галерею портрет В. В. Переплетчикова (1912), за ним последовали портреты М. В. Нестерова, В. Я. Брюсова (оба 1913), А. М. Васнецова, К. Ф. Юона (оба 1914), В. А. Гиляровского, Н. П. Богданова-Бельского (оба 1915), И. Д. Сытина и др.

В 1914 г. С. В. Малютину было присвоено звание академик:: а в следующем году он стал членом ТПХВ. В советское время живописец продолжал писать портреты в русле реалистической традиции. В 1922 г. на его квартире молодые художники-реалисты приняли решение о создании нового объединения, получившего потом название Ассоциации художников революционной России (АХРР).

Самое знаменитое произведение Малютина советского времени - портрет Д. А. Фурманова (1922). В нем органично слились две основные темы портретного творчества художника: человек новой эпохи, деятель революции, и человек искусства. Герой портрета - писатель, комиссар легендарной Чапаевской дивизии - прост м естествен; его живой, чуть насмешливый взгляд обращен к зрителям. Очень удачно композиционное решение картины: динамика диагональных линий, сходящихся в смысловом центре - лице изображенного, усиливает живую подвижность и одновременно монументальность образа. В сдержанной гамме полотна, решенного в сероватых, зеленоватых и охристых тонах, интенсивно звучит пятно открытого алого цвета - боевой орден на левой стороне груди комиссара. Этот цветовой акцент служит важным штрихом к образу Фурманова, который в то время, несмотря на ранение, мужественно работал над завершением своего романа. К теме героики Гражданской войны Малютин обратился и в другом портрете - "Партизан" (1936), написанном им незадолго до смерти.

Картины художника

Автопортрет в шубе. 1901


Автопортрет. 1918г.


Масло Кащей


Портрет Валерия Яковлевича Брюсова


Портрет Веры Малютиной

Портрет Н. II. Богданова-Белъского


Портрет василия Васильевича Переплетчикова


Сергей Васильевич Малютин — русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного . Родился 22 сентября 1859 г. в Москве, в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание, муж ее был простым чиновником. Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училише, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х гг. в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея Васильевича эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.

Малютин возвращается в Москву в 1880 г. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все там было ему незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Он поступил на службу чертежника Управления Брестской железной дороги. Закончив свой рабочий день, он мог подолгу гулять по окраинным московским улочкам.

В 1883 г. Малютин С.В. поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и пробыл там 3 года. В 1888 г. совет Московского художественного общества удостоил его творчество двумя малыми серебряными медалями. Малютин хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е.Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 г. получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: с 1891 г. он три года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.

В 1890-х гг. Малютин выполняет декорации для Нижегородской оперы Мамонтова С.И., а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполняет иллюстрации к книгам А.С.Пушкина. В 1896 Малютин С.В. становится членом Московского товарищества художников.

Сказка о мертвой царевне (А.С.Пушкин)

В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой (например, «Подмосковный пейзаж» 1883 г.). Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре (например, «Окно в вишневый сад» 1887 г., «Пейзаж с цветущей ивой» 1892 г.), в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов, которые позволяют эмоционально передать взаимодействие света и цвета в природе, но его картины тяжеловаты, так как Малютин много внимания уделял форме. Об этом можно судить по его крымским пейзажам, где все более заметна его связь с поленовской школой. Также он работал над жанровыми (например, «Подруги» 1889 г., «В гостях у соседки» 1892 г.) и историческими картинами («Нашествие татар» 1890-е).

Особо примечательная картина этого периода, написанная в 1890 г., «По этапу». В этой работе Малютин рассказывает о судьбе разных сословий, что традиционно для передвижников. Художник создает обобщенный образ низшего сословия ловко выхваченными деталями и позами, а также смелой, фрагментарной композицией. Вся картина пропитана трагизмом положения и страданиями этих арестантов: сонный стражник, кричащий городовой, ни капельки дневного неба, глухие плоскости стен.

Портрет девочки

Ребенок в кресле

В гостях у соседки

В 1900 г. Малютин Сергей Васильевич поселяется в Талашкино - усадьбе княгини М.К.Тенишевой. Княгиня проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими до 1903 г., по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске (из всех построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок»). Известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого технического копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств.

Также в 1900 г. Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». На страницах журнала «Мир искусства» имя Сергея Васильевича не раз фигурировало, публику все больше интересовало творчество художника.

Городок. Дерево, резьба, темпера

«Теремок»

И все же душевное состояние Малютина в этот период можно назвать кризисным, несмотря на бурную творческую деятельность. В его жизни наступила пора зрелости, а он еще никак не может определить область своего творчества.

В 1903 г. Малютин С.В. возвращается в Москву, вступает в «Союз русских художников» и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (там он проработает 14 лет до 1917 г.). Наиболее значимая работа Малютина в этот период - оформление интерьеров и фасадов доходного дома Перцова П.Н. совместно с архитектором Жуковым Н.К. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.

В 1908 г. жена Сергея Васильевича умирает, все его внимание сосредотачивается на детях: он часто рисует их портреты, наблюдая, как они растут, изменяются, как формируется их характер и образ мыслей. Эти произведения, одни из самых пронзительных в его творчестве, были на выставках «Союза русских художников». Далее Малютин создает серию потрясающих, характерных портретов. В 1909 г. он стал руководителем в училище портретно-жанрового класса. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (такая же задача была поставлена П.М.Третьяковым перед передвижниками): положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, а затем портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского и множество других. Малютин С.В. прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после - деятелей Советского государства.

В 1913 г. Малютин вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1914 г. художнику было присвоено звание академика.

Автопортрет в шубе

Хованщина

Скульптурная мастерская

Портерт дочери художника

Пейзаж с деревьями

Дебаркадер. Крым

Пейзаж с домами

Портрет В.В.Переплетчикова

Рыбаки на Черном море

Портерт В.Я.Брюсова

Портерт М.В.Нестерова

С 1918 г. Малютин С.В. преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) до 1923 г. Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжал писать портреты. Он не оставался в стороне, когда зарождалась молодая Советская республика. Он участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» (серия специфических агитационных плакатов, созданная советскими художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве — РОСТА). В 1922 г. художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). В 1927 г. вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 г.

Сергей Васильевич Малютин родился в Москве, в купеческой семье. В три года он остался круглой сиротой. Начал рисовать в раннем детстве, с 14-и лет сам заботился о своем заработке. В 1890-е годы Малютин писал портреты и пейзажи. Манера его картин в то время была очень далека от стиля модерн. В первой половине 1900-х годов художник увлекся народным искусством и русской стариной. Началась его дружба с Саввой Мамонтовым, хорошо известным другом и покровителем художников. По заказу Мамонтова Малютин писал картины - панно и оформлял спектакли.
На произведения Малютина обратил внимание Сергей Дягилев. Работы художника показались С. Дягилеву очень похожими на полотна каких-то дорогих и редких тканей, такими они были яркими и красивыми.
На 1900-е годы приходится расцвет искусства Малютина. Он работает в стиле модерн и создает множество предметов декоративно-прикладного искусства.
С конца 1900-х годов его творчество приняло другое направление. Он возвращается от декоративно-прикладного искусства к живописи, пишет портреты и пейзажи, сохранив свой собственный взгляд на мир.
В 1900 - 1903 годах художник работал в Талашкине. Княгиня М. К. Тенишева пригласила Малютина руководить столярной керамической мастерской, где по рисункам изготавливали мебель, сани, вышивки, расписывали балалайки. По проекту Малютина в Талашкине был построен «Теремок» - нарядное здание в нарядном стиле.
В керамической мастерской делали изразцы - расписные керамические плитки для облицовки печей или украшения для фасадов домов. Малютин делал эскизы рисунков, по которым затем изготавливались изразцы. В них художник соединял традиции народного искусства с характерными чертами стиля модерн.
Сергей Малютин был одним из создателей матрешки, любимой игрушки детей и взрослых. Матрешка так полюбилась в России, что многие считают ее народной русской игрушкой, придуманной много веков назад. Но это не так - Матрешку придумали в начале ХХ веке художники стиля модерн.. В матрешке соединились черты русской «неваляшки», «Ваньки-встаньки» и японской игрушки «фукурума», это было слиянием традиционного и нового.
Иллюстрировал книги: А. С. Пушкин - «Руслан и Людмила»; Б. С. Житков - «Что бывало»; В. В. Маяковский - «Конь - огонь»; С. В. Михалкова - «А что у вас?».
Работы художника







Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, архитектор

Из купеческой семьи. Юношеские годы провел в Воронеже; с конца 1870-х жил в Москве. В 1881 поступил на вечерние подготовительные курсы при МУЖВЗ. Учился в МУЖВЗ (1884–1890) у Е. С. и П. С. Сорокиных, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1886 за рисунки с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1890 получил звание неклассного (свободного) художника и, не завершив конкурсную картину, оставил учебу.

Жил в Москве. Писал пейзажи, портреты, картины на бытовые и исторические сюжеты; занимался монументальной живописью и оформлением интерьеров. В 1890-х работал для Российского Исторического музея над монументальным панно «Куликово поле» (1896–1898; не осуществлено); сблизился с историками И. Е. Забелиным и В. О. Ключевским. В 1896 по приглашению К. А. Коровина участвовал в оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.

Как сценограф сотрудничал в театрах Г. Г. Солодовникова (1890-е), Русская частная опера С. И. Мамонтова в Москве (1896–1902), Мариинском театре в Петербурге (1911–1913). Создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» (1902), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912), балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1913) и другим.

В конце 1890-х по инициативе С. И. Мамонтова иллюстрировал сказки А. С. Пушкина и русские народные сказки. С конца 1890-х разрабатывал эскизы мебели, утвари, вышивок, предметов ювелирного искусства. С токарем кустарных мастерских Сергиева Посада создал первую русскую матрешку (1899). В 1899–1903 жил в имении М. К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где руководил столярной и керамической мастерскими; работал над проектами и декоративным убранством построек в Талашкино, Флёново (павильон «Теремок», Спасская церковь-усыпальница; обе - 1901–1903). Совместно с В. М. Васнецовым создал проект здания музея «Русская старина» в Смоленске (1904–1905). Член артели художников-гончаров «Мурава» (1904–1918). Автор проекта доходного дома П. Н. Перцова в Москве (1905–1907; совместно с инженером Н. К. Жуковым).

В 1914 был удостоен звания академика.

После Октябрьской революции входил в состав Коллегии ИЗО Наркомпроса (с 1919); участвовал в работе секции ИЗО Мосгубрабиса (1919–1923). Выполнил эмблему («Согласие художников Москвы») для Профессионального союза художников-живописцев (1917).

С 1881 - участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1888, 1890, 1892; член с конца 1890-х), «Мира искусства» (1899–1901, 1903, 1921; член с 1900), Союза русских художников (1903–1905, 1907–1922; член с 1903), ТПХВ (1891, 1913–1918, 1922; член с 1914), Общества художников-реалистов (1927–1928, член с 1928). Один из основателей АХРР (1922–1926, 1928). Член объединения «Изограф» (с 1917), Московского художественного общества (с 1923). Участвовал в выставках Московского товарищества художников (1893, 1896, 1903), мюнхенского Сецессиона (1898), 36-ти художников (1901–1903). Экспонент Всемирной выставки в Париже (1900), выставок русского искусства в Париже (1906), Берлине (1906–1907, 1922), передвижных выставок в США (1924–1925, 1929), выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, 1931) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде (1932–1934) и других.

Преподавал в московском Елизаветинском институте (1891–1893; рисование), МУЖВЗ (1903–1917), Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918–1920).

Малютин - выдающийся русский художник рубежа XIX - XX веков, проявивший себя в различных областях: живописи, архитектуре, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. В раннем творчестве (1890-е) был близок передвижникам повествовательностью, часто - социально-критической направленностью работ. В работах 1900-х преобладают черты модерна; для живописи этого времени характерны свободная, динамичная манера письма, экспрессия, яркий насыщенный колорит. Живописным произведениям 1910–20-х, напротив, присущи строгость и графичность (в 1910-х иногда смягченная пастелью). Ярким новатором выступил в декоративно-прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве.

Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

В 1880 году Малютин вернулся в Москву. Новыми глазами смотрел он на родной город с его памятниками прошлого, самобытной жизнью, живописными пригородами. Особенно полюбились Малютину окраинные московские улочки, похожие на сельские. После скучной службы чертежника Управления Брестской железной дороги он мог подолгу бродить по ним, впитывая неповторимую красоту природы, следя за меняющимся освещением, запоминая тончайшие цветовые оттенки. Впоследствии художник говорил, что именно во время этих прогулок развил он свое колористическое видение, которое определило самые сильные стороны таланта Малютина.

Занятия рисованием стали целенаправленными, одновременно Малютин обратился к живописи маслом. По сохранившимся воспоминаниям ни в Воронеже, ни в первые три года в Москве он не имел постоянных наставников в искусстве и пользовался лишь советами разных людей, от учащихся Училища живописи, ваяния и зодчества до торговцев красками, однако этюды, датированные 1882 и 1883 годами, такие, как «Голова крестьянина», «Московский дворик», «Подмосковный пейзаж», заставляют усомниться в точности этих воспоминаний, настолько этюды профессиональны, настолько органично связаны с общими процессами в русской живописи этого времени. Как бы то ни было, в Училище живописи, ваяния и зодчества Малютин пришел хорошо подготовленным и смог поступить в 1883 году в качестве вольнослушателя сразу в фигурный класс, минуя начальный и головной, и через год стать полноправным учеником. В фигурном классе он занимался под руководством П.С. Сорокина и И.М. Прянишникова, а в натурном его учителями стали Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Евграф Сорокин сыграл в судьбе Малютина особую роль. Именно он обратил внимание на способности юноши, ему, знаменитому рисовальщику, носителю академического мастерства, Малютин обязан, по собственному признанию, более чем кому-либо профессиональной подготовкой.

Учился Малютин успешно, постоянно получая высокие оценки (первые номера), считался одним из самых одаренных учащихся, несмотря на то, что в конце 70-х - в 80-е годы одновременно с ним учились И.И.Левитан, С. А. и К.А.Коровины, А. П. Рябушкин, М.В.Нестеров, С.В.Иванов, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский и многие другие, которым в ближайшем будущем суждено было определить новые пути русской живописи.

В 1886 году Малютин закончил Училище. На получение звания классного художника он хотел представить картину, посвященную труду плотовщиков на Москве-реке, однако выполнил только эскиз и этюды. Из-за замечаний В. Е. Маковского, показавшихся обидчивому и своевольному Малютину несправедливыми, он бросил работу и покинул Училище со званием свободного художника. Теперь Малютин зарабатывал на жизнь уроками рисования и одновременно упорно совершенствовал свое мастерство. В 1888 году совет Московского художественного общества наградил его двумя малыми серебряными медалями за этюд и рисунок с натуры.

Творчество Малютина 80-х - начала 90-х годов лежит в русле общих процессов искусства того времени. Живописец пробует себя в различных жанрах. В пейзаже он опирается на Поленова. Поленовские мотивы можно встретить уже в доучилищных вышеупомянутых вещах. «Подмосковный пейзаж» (1883) характеризуется стремлением, сохранив свежесть восприятия, создать картину с продуманной уравновешенной композицией. В дальнейшем пейзаж вытеснится у Малютина другими жанрами, вернее, растворится в них, сохранившись только в форме этюда. Сопоставление этюдов второй половины 80-х - начала 90-х годов с более ранними говорит об освоении художником пленэрной живописи. Главным в таких работах, как «Окно в вишневый сад» (1887), «Пейзаж с цветущей ивой» (1892), становится передача определенного состояния природы, реальной световоздушной среды. Однако от импрессионистических работ Константина Коровина их отличает меньшая острота в фиксации мимолетных впечатлений, меньшая легкость в исполнении. В пейзажах Малютина больше внимания уделено проработке формы, что особенно заметно в крымских этюдах начала 90-х годов, где живописец снова обнаруживает связь с поленовской школой.

В 1890 году Малютиным была написана картина «По этапу». Вдоль тюремной стены, плоскость которой, занимая весь второй план, составляет фон действия, по булыжной мостовой медленно движется толпа утомленных людей. Благодаря излюбленной Малютиным высокой точке зрения линия горизонта уходит за пределы полотна и на нем не остается места ни кусочку неба. Ракурс, кажущийся случайным, срезанность изображения краями холста делают композицию фрагментарной, и в то же время она отличается пластической ясностью, продуманным соотношением живописных масс, что сближает Малютина с его современником Сергеем Ивановым. Арестанты изолированы от внешнего мира глухими каменными плоскостями. Масса народа, густая слева, чуть разреживается к середине. Дальнейшее диагональное движение вправо останавливается встречным направлением фигуры городового, акцентированной вертикалью уличного фонаря. Городовой, подняв голову, кричит, обращаясь к кому-то на противоположной стороне тюремного двора или отдавая приказ. Поведение полицейских и сонного часового у двери подчеркивает обыденность происходящего и оттеняет трагизм положения арестантов. В их фигурах, на их лицах печать страдания, покорность судьбе. Малютин продолжает традицию «хоровой» передвижнической картины, повествующей о судьбах представителей разных сословий, но, в отличие от своего учителя В. Е. Маковского, не дает развернутых характеристик, а, ограничиваясь выразительно схваченной позой, деталью, создает обобщенный образ многоликой толпы бродяг и нищих, выброшенных из жизни.

Необычен и выразителен цветовой строй картины. Скудный по краскам тюремный пейзаж и убогие арестантские лохмотья Малютин написал с присущим ему живописным мастерством, сумев извлечь и из этого зрелища колористические эффекты. Однако Малютин не просто любуется цветовыми отношениями. Колорит строится на основе драматического столкновения двух контрастных тонов - серебристо-серого и коричнево-зеленого. Они подчеркнуто противоположны в плоскостях фона и объединяются в рефлексах разнообразных пятен одежд: красно-розовых, табачных, землисто-сизых. Весной 1900 года Малютин поселился в Талшкине, имении княгини М.К. Тенишевой, которое в начале нового столетия становится центром возрождения художественных ремесел.

Убедительно характеризует душевное состояние Малютина в талашкинский период «Автопортрет» 1901 года. Художник изобразил себя стоящим на фоне монументального эскиза «Куликова поля». Поколенная фигура в накинутой на плечи распахнутой шубе придвинута вплотную к зрителю. Широко и мощно написанные меховые отвороты почти касаются краев рамы. Направленный слева вечерний свет неровно ложится теплыми пятнами на клочья меха, шею, лицо и незаметно растворяется а лунных сумерках поля, освещая облачко на небе и неясные силуэты двух всадников. Там, за спиной, высоко поднимается плоскость земли, увиденная с птичьего полета. Линия горизонта пересекает композицию в верхней части холста, совпадая с уровнем глаз модели, что сообщает взгляду активную силу. Движение в глубину останавливается как раз там, откуда направлен в зрителя малютинский взор. Рождается ощущение, что пространство «Куликова поля» со своей пластической организацией входит в ту реальную пространственную среду, в которой живет портретный образ, организует и одухотворяет ее. Художник между двух миров - поэтическим миром его неосуществленной картины и действительностью.

Резкая тень справа усиливает экспрессию освещенной половины нервного лица, полного выражения внутренней жизни. Тяжелая масса шубы подчеркивает хрупкость тела и какую-то беззащитную обнаженность шеи и непокрытой головы. В состоянии самоуглубления художник не замечает сбившегося галстука, небрежно расстегнутого смятого воротника рубашки. Настроение неуверенности, тревоги и неудовлетворенности передается зрителю. Малютин устал от поисков и груза нереализованных замыслов. Наступила пора жизненной зрелости, а он не сумел еще определить основную сферу собственного творчества, не нашел себя.

Интерес к портрету зародился у Малютина давно. К концу 1900-х годов количество портретов в его творчестве заметно увеличивается. Художник запечатлевает образы своих детей. В 1908 году после смерти жены на них сосредоточилось все его внимание. Пристально вглядываясь в лица подростков, следя за изменениями в их духовной жизни, процессом становления характера, он создает одни из самых интимных, личных произведений. Эти портреты появились на выставках «Союза русских художников» и сразу обратили на себя внимание зрителей и критики. Именно тогда Малютин почувствовал призвание портретиста. Во многом способствовала новому направлению творчества его педагогическая деятельность: в Училище живописи, ваяния и зодчества Малютин сменил в 1909 году Валентина Серова в руководстве портретно-жанровым классом. Вскоре у художника возник замысел портретной галереи выдающихся современников, воплощению которого он посвятил всю оставшуюся жизнь. Малютинская серия, включившая портреты представителей русской демократической интеллигенции предреволюционных лет, а затем замечательных деятелей молодого Советского государства, продолжала галерею «лучших людей русских», «лиц, дорогих нации», созданную передвижниками по инициативе П. М. Третьякова.

Первая половина 20-х годов была для художника необыкновенно плодотворной. Одна за другой появлялись новые работы. Ярко выступил Малютин на VI и VIII ахрровских выставках, показав на них, помимо большого числа этюдов, тридцать новых портретов. По-прежнему большое внимание уделяет он образам мастеров художественной культуры. Среди его моделей В. И. Жолтовский (1919), Д.А.Фурманов (1922), Н. С. Моргунов (1924), О. Л. Книппер-Чехова (1925), А. С. Серафимович (1927). Многочисленны портреты живописцев. Здесь и те, кто получил известность еще до революции, - А.А.Борисов (1919), М. X. Аладжалов (1928), В. К. Бялыницкий-Бируля (1929)-и художники нового поколения: Ф. С. Богородский, А. В. Григорьев, Е. А. Кацман, П. А. Радимов, Б. Н. Яковлев, чьи портреты были на выставке «Жизнь и быт народов СССР».

Тематический круг Малютина-портретиста значительно расширился. Вслед за портретом мостостроителя Г. П. Передерия появляются портреты инженера-путейца Ю. И. Успенского (1919, 1921), основоположника отечественной авиации Н. Е. Жуковского (1921), многих других представителей технической и научной интеллигенции. Декларация АХРР призывала создать образы «деятелей революции и героев труда». Старый художник горячо откликнулся на этот призыв. В его галерею вошли портреты слесаря Н. П. Хохлова (1920), работника художественных выставок Федота Кузнецова (1923), кооператоров Н. П. Гибнера (1920) и А. Н. Лаврухина (1921). Увлеченно трудился Малютин над портретами участников гражданской войны, крупных государственных деятелей Н.А.Семашко (1922), В.Ю.Саблина (1923), А. В. Луначарского (1925). Мечтал он и о портрете В. И. Ленина. Болезнь и смерть вождя помешали осуществлению этого заветного желания. Художник был в числе мастеров, получивших в траурные дни пропуск на хоры Дома Союзов. Наряду с этюдом, запечатлевшим Ленина на смертном одре, он написал эскиз «Похороны вождя» (1925).

Большой удачей Малютина явилось полотно «Партизан» (1936), в центре которого образ сурового воина гражданской войны. Он индивидуализирован, почти портретен, и одновременно - это картина, воссоздающая атмосферу тех дней. Малютин возвращается к излюбленному приему своего раннего творчества - укрупненная фигура на фоне пейзажа, - напоминая его другим мастерам советской живописи. Художник смело кадрирует композицию первого плана, срезая внизу рамой часть фигуры с винтовкой в руках и повозку, движущуюся прямо на зрителя. За спиной героя остаются широкие заснеженные поля с деревенькой у горизонта, излучина стынущей сизой реки, изрытая полозьями дорога. Предчувствие грозной опасности усиливается контрастом напряженного состояния партизана, всматривающегося вдаль, и безмолвия зимней природы. В «Партизане» развиты традиции ахрровского героического реализма. В то же время картина, написанная во второй половине 30-х годов, оказалась в числе тех немногих произведений изобразительного искусства, в которых звучат тревожные ноты предвоенного времени и на которые могли опереться советские баталисты в период Великой Отечественной войны. Весной 1934 года была организована персональная выставка Малютина, на ней экспонировались работы, созданные на протяжении без малого пятидесяти лет. Устроенная в период, когда проблемы освоения реалистического наследия были особенно актуальными, она произвела огромное впечатление. Многие впервые открыли для себя Малютина, Сверстникам он давал пример творческого долголетия, художественной молодежи - образец большого искусства, живописного мастерства. И все же на выставке, знакомившей зрителя в основном с портретами и жанровыми картинами, Малютин был представлен далеко не полно. В эти же годы художник пытается подвести в автобиографических записках итог своего пути. Он говорит и о станковой живописи, которой посвятил последние десятилетия, и о многочисленных декоративных работах, воплощенных в материале и оставшихся в эскизах. Вспоминая архитектурные проекты, утварь, изразцы, книжные иллюстрации, театральные постановки, мастер утверждает высокую миссию декоративного искусства, его равноправное положение с другими областями художественного творчества.

Переплетчиков



Похожие статьи
 
Категории