Падеж и склонение имен существительных. Второе склонение имен существительных: окончания, примеры 2 склонение в русском языке

14.07.2023

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры , армии , м. р. мужчины , юноши
2-е скл. м. р. малыши , отцы ср.р. поля , стекла
3-е скл. ж. р. степи , дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .

3. Различаются по значению существительные:

Конспект урока в 3 классе по программе Л.В. Занкова

(учебник А.В.Поляковой).

Тема: Существительное 2 склонения мужского рода с нулевым окончанием.

Цели:

    Образовательные:

Учить детей определять твердое и личное склонение существительных мужского рода.

Знакомство с новым словарным словом.

Расширение словарного запаса и кругозора детей.

2. Развивающие:

Развитие умения и желания учиться на основе знания своих границ знания и незнания.

Развитие умения целеполагания.

Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

а) синтез: при формулировки памятки.

б) анализ: при выяснении состава слова.

Развитие речи детей при работе со словарным словом и при ответах на вопросы.

3. Воспитательные:

Воспитание аккуратности при чистописании.

Воспитание умения слушать друг друга.

Ι. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Ι Ι.Чистописание

Ом ем омо

Прочитайте. Что общего вы заметили? Каким будет следующее соединение?

- еме

Напишите.

ΙΙΙ. Словарно - орфографическая работа.

На доске: ка ртина

ло пата

со лома

а вто мобиль

за кат

бо лото

Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенную букву. Что это за слова?

Проверьте, так ли у всех получилось.

ΙV. Постановка учебной задачи.

На какие группы можно разделить эти слова?

- По склонениям.

Актуализация знаний о 2-х типах склонений, об их признаках.

Каких склонений встречаются слова?

1 склонение 2 склонение

Картина Автомобиль

лопата закат

солома болото

По каким признакам вы узнали, что это 1 склонение?

- существительные женского рода, единственного числа с окончанием – а, -я.

По каким признакам определили, что это 2 склонение?

- существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е .

Какой вопрос вы мне хотите задать?

Итак, тема урока: Существительные 2 склонения мужского рода с нулевым окончанием.

Просклоняем слова.

И. п. закат автомобиль

Р. п. заката автомобиля

Д.п. закату автомобилю

В.п. закат автомобиль

Т.п. закатом автомобилем

П.п. о закате об автомобиле

Что общего в этих словах?

- 2 скл., м.р., нулевое окончание

А чем они различаются?

- окончаниями в Р.п., Д.п., Т.п.

Что заметили?

- окончания разные.

Какой вопрос вы мне хотите задать?

- Почему окончания разные, от чего это зависит? (это вопрос задачи)

На этот вопрос мы с вами сегодня будем отвечать.

Что влияет на написание окончаний?

- Характер основы.

Выделите основу. Что вы заметили? Сравните. Чем отличаются?

- В слове закат - основа заканчивается на твёрдый.

В слове автомобиль - основа заканчивается на мягкий.

Влияет ли характер основы на выбор окончания? (решение учебной задачи)

Если основа существительного мужского рода 2 склонения ед. ч. оканчивающаяся на мягкий, то пишется в окончании буквы е, ю, я и относятся к мягкому типу склонения.

Если основа существительного мужского рода 2 склонения ед. ч. оканчивающаяся на твёрдый, то пишется в окончании буквы о, а, у и относятся к твёрдому типу склонения.

На мягкий е, ю, я.

На твёрдый о, а, у.

Какие буквы пишутся в окончании существительного мужского рода 2 склонения, если основа оканчивается на твёрдую/мягкую основу?

Сколько типов склонения у 2 типа склонения?

Почему, если основа оканчивается на твёрдый согласный, то пишутся буквы а, о, у?

От чего зависит выбор букв?

От характера основы, от падежа, типа склонения.

V. Составление памятки.

Какие действия нужно сделать, чтобы правильно написать окончание?

    Определяю род.

    Определяю число.

    Определяю склонение.

    Определяю падеж.

    Выделяю основу.

    Выделяю окончание.

VΙ. Отработка памятки.

А сейчас мы потренируемся.

Упр. 367- репрод. упр-е.

Я утверждаю, что все эти слова имеют твёрд. основу.

ноябрь – мягк. основу.

VΙΙ. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

С чем познакомились?

С какими видами 2 склонения мы познакомились?

VΙΙΙ. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите упр. 366.

Как правильно: бухгалтеры, или бухгалтера, токари или токаря, договоры или договора.

В именительном падеже множественного числа существует трудность выбора окончаний ( ) или ( ) .

Существительные мужского рода в большинстве своём имеют в именительном падеже множественного числа окончание ( ): завод ы , кон и . Однако целый ряд существительных в этом случае оканчиваются на ударное ( ) :адрес а , кра я . В наши дни рост форм на ( ) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта() –() первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер.

При выборе одного из вариантов нужно принимать во внимание целый ряд факторов. Главные из них следующие.

    Структура слова и место ударения: окончание -а (-я) имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: л е с – лес а , вечер – вечер а ; к окончанию-ы (-и) тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге:библиот е карь- библиот е кари. Формы на()предпочитают и слова с ударением на конечном слоге:догов о р – догов о ры (не договора!), бокс е р- бокс е ры.

    Происхождение слова: слова французского происхождения (с ударными суффиксами-ер/-ёр ) и слова латинского происхождения (на-тор ), обозначающие неодушевлённые предметы, имеют в одном случае (): директора, профессора , а в других-ы (-и) :авторы, инструкторы. Формы на() образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на() остаются в словах, сохраняющий книжный оттенок:доктор а , но лектор ы .

    Стилистическая дифференциация: при наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи форм на(), от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на():бухгалтер а , выбор а , договор а , шофер а , гроб а .

Варианты с окончанием -а (-я) широко распространены в речи, однако следует помнить, что часто они являются фактами просторечия и недопустимы с точки зрения языковых норм, например: бухгалтера, термоса, приговора. Некоторые слова с окончанием -а/-я допустимы только в разговорной или профессиональной речи (например, компрессора, договора, рапорта), а в более официальной ситуации общения следует употреблять вариант с -ы/-и (компрессоры, договоры,рапорты).

С ударяемым окончанием -а (-я) употребляются:

веера, директора, доктора, профессора,

катера, клевера, корма, короба, кузова,

невода, отпуска, паспорта, стога,

сторожа, флигеля, хлева, шомпола,

штабеля, штемпеля, якоря, ястреба .

С неударяемым окончанием ( ) употребляются:

выборы, договоры, приговоры, почерки,

инженеры, шоферы, бухгалтеры, редакторы,

лекари, лекторы, корректоры, конюхи,

тракторы, порты, прииски, фронты ,клапаны.

Равноправные варианты имеют слова:

слесаря и слесари, пекаря и пекари, цеха и цехи,

инспектора и инспекторы, фельдшера и фельдшеры .

Различаются по смыслу формы:

корпуса (войсковые соединения) – корпусы (туловища);

образа (иконы) –образы (литературно-художественные);

повода (поводья) –поводы (побуждения);

пояса (часть одежды) –поясы (часовые);

учителя (преподаватели) –учители (идейные);

соболя (меха) –соболи (животные) и др.

Окончания существительных в родительном падеже множественного числа

В современном литературном языке наибольшее количество вариантов окончаний имеют существительные в родительном падеже множественного числа .

1. Существительные мужского рода 2-го склонения

Как правильно: ящик помидор или ящик помидоров, трое болгар или трое болгаров, без погон или без погонов, десять гектар или десять гектаров

Для большинства существительных мужского рода 2-го склонения стандартными окончаниями в данной форме являются -ов/-ев , если основа заканчивается твердым нешипящим согласным или (апельсин апельсинов, улей ульев), и -ей , если основа заканчивается мягким или шипящим согласным (рубль рублей, мяч мячей).

Некоторые существительные в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание. Эти существительные относятся к следующим смысловым группам.

1 . Названия некоторых народов, национальностей, племен, жителей местности. Формы с нулевым окончанием являются нормативными вследующих случаях: англичане (много кого?) англичан, армяне армян, башкиры башкир, болгары болгар, грузины грузин, лезгины лезгин, молдаване молдаван, осетины осетин, румыны румын, татары татар, турки турок, хазары хазар, цыгане цыган. Иногда правильными являются оба варианта окончания: карелы карел и карелов, буряты бурят ибурятов, туркмены туркмен и туркменов. В остальных случаях следует употреблять только окончание -ов или -ей : венгры венгров, калмыки калмыков, узбеки узбеков, таджики таджиков, якуты якутов, чуваши чувашей, чукчи чукчей и т.д. Названия жителей, образованные от географических названий и в именительном падеже множественного числа оканчивающиеся на -ане , в родительном падеже следует употреблять с нулевым окончанием: киевляне киевлян, хабаровчане хабаровчан и т.д.

    Названия некоторых парных предметов (преимущественно обуви и элементов одежды). Запомните: ботинки (без чего?) ботинок, бутсы бутс, валенки валенок, мокасины мокасин, погоны погон, сапоги сапог, чулки чулок, эполеты эполет. Иногда употребляются оба варианта окончания: боты ботов и допустимо бот; кеды кедов и допустимо кед; унты унт и унтов. В ряде случаев правильным является только окончание -ов : гольфы гольфов, клипсы клипсов.

    Название лиц по принадлежности к воинским соединениям . В современной речи многие из слов этой группы перешли в пассивный словарь:гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, кадет, улан; сюда же относятся формы солдат, субмарин, партизан, янычар .

4. Названия единиц измерения. Варианты с нулевым окончанием являются допустимыми, если эти слова употребляются в сочетаниях с числительными, например: двести вольт, десять ампер, пять микрон и т.д. В остальных сочетаниях более грамотным является употребление окончания -ов/-ев : состоит из амперов, подсчет ваттов, вычисление вольтов и т.д. Для слов килограммы и граммы в родительном падеже множественного числа предпочтительным вариантом является окончание -ов (учёт килограммов, граммов). Формы с нулевым окончанием допустимы в сочетании с числительными в разговорной и профессиональной речи (двести килограмм, пятьсот грамм). Слово гектары рекомендуется употреблять только с окончанием -ов (гектаров).

Им. п.

-а/-я

ваза, няня

□ | -о, -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ия

Род. п.

-ы/-и

вазы, няни

-а/-я

крана, поля

и

-ия

изобилия

-ии

Дат. п.

вазе, няне

-у / -ю

крану, полю

-ию

изобилию

ии

Вин. п.

-у/-ю

вазу, няню

□ | -о / -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ию

Тв. п.

-ой/-ей

вазой, няней

-ом / -ем

краном, полем

-у/-ю

-ием

изобилием

ией

Предл. п.

о вазе, о няне

о кране, о поле

-ии

об изобилии

-ии

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. - Марье , но: Марии ;

Предл. п. - о Марье , но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .

1.2. Существительные на ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е .

Например:

кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии

Под ударением в окончании пишется «и ».

толчия - о толчии

1.3. Существительные на безударныеь я иье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,

А на ударные —ья иьё - окончаниеей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии , о положении .
  2. Слова женского рода наия (Швейцария ) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии , о Швейцарии .

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксомищ- е , у существительных женского рода - окончаниеа . Например:
а) дуб - дубище , забор - заборище , чудо - чудище ;
б) струя - струища , жара - жарища .

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончаниеи , а у среднегоа .

1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончаниеа - у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка , мальчишка , сударушка , малинушка , старушка , краюшка ;
б) окончаниео - у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко , судёнышко , столбишко , сундучишко , золотишко .

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффиксал в именительном падеже единственного числа ставится окончаниеа , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончаниео , например: покрывало , забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.

Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение на -ие на -ия
Им. п.

-ы | -и

вазы, няни

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

Род. п.

ваз, нянь

-ов, -ей, □

кранов, полей, солнц

речей

изобилий

мантий

Дат. п.

-ам | -ям

вазам, няням

-ам, -ям

кранам, полям

-ам, -ям

речам, дням

-ям

изобилиям

Вин. п.

-ы/□ | и/□

вазы / мам | нянь / руки

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

-ии

Тв. п.

-ами | -ями

вазами, нянями

-ами, -ями

кранами, полями

-ами/-ями

речами, днями

-ями

изобилиями

-ями

мантиями

Предл. п.

-ах | -ях

о вазах, о нянях

-ах, -ях

о кранах, о полях

-ах, ях

о речах, о днях

об изобилии

-ях

о мантиях

2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных наня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш ня - черешен , коптильня - коптилен , наковальня - наковален .
Исключения: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж
Им.

пути, пламёна, семена, стремена, дети

Род.

путей, пламён, семян, стремян, детей

Дат.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путям, пламёнам, семенам, стременам, детям

Вин.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, детей

Тв.

путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею

путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми

Предл.

(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путях, пламёнах, семенах, стременах, детях



Похожие статьи
 
Категории