Велик и богат , столько тонкостей в нем, что, кажется, запомнить все невозможно. На самом деле ничего сложного нет. Просто для каждого вопроса нужно уметь находить правильное решение . Давайте вместе рассмотрим, сколько падежей в русском языке, на какие вопросы они отвечают и как проще всего их запомнить.
Вконтакте
Определение
Что такое падеж? Для начала стоит ознакомиться с самим понятием. Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами . С его помощью предложение можно согласовать и сформировать. К примеру:
- Мы, радость, принять, он, коллектив.
- Мы с радостью приняли его в коллектив.
В первом варианте представлен просто набор слов, никоим образом не связанных между собой. Во втором пункте, благодаря формоизменению, мы получаем целостное предложение со сформированной мыслью .
Сколько падежей в русском языке? Общепринятое количество — шесть. Именно столько предлагается для изучения школьникам. Однако языковеды утверждают, что настоящее количество 15 . Видимо, для упрощения системы некоторые из них было решено убрать из учебной программы.
Основные виды
Все существительные сопоставимы с вопросами и вспомогательными выражениями. Их взаимодействие между собой очень удобно: если забыли одно, на помощь может прийти другое.
У некоторых падежей вопросы совпадают , и для их различения можно обратиться за помощью к склонениям.
Какие бывают основные падежи в русском языке.
Именительный
Используется для названия предметов, имеет следующие опознавательные признаки:
- вопросы кто? — мама. Что? — рама ;
- вспомогательное выражение «есть»;
- встречается с окончаниями в ед-м числе:I скл: -а, -я. II: -о, -е. III:ÿ;
- множественном: -ы, -и, -а, -я.
- Марина всегда любила читать книги. Есть кто? – Марина (1скл.).
- Листья трепетно дрожали на ветру. Есть что? – Листья (1скл.).
Родительный
Определяет принадлежность. Для облегчения запоминания родительного падежа в русском языке существует ряд способов:
- можно сопоставить его с выражением «нет» кого? – отца. Чего? Дворца ;
- употребляется с предлогами: у, вокруг, до, с, из, возле, без, от, после, около, для;
- окончание в ед-м числе:I скл: -ы, -и. II: -а, -я. III: -и;
- во множественном: -ов, -ев, -ей.
- После ухода мамы мы немного расстроились. Нет кого? – Мамы (1скл.).
- Коней в конюшне не оказалось. Нет чего? – Коней (мн. число).
Дательный
Имеет подсказку в самом названии, передать кому-то что-то. Его особенности:
- определяет последнюю точку действия;
- «дать» кому? – мальчику. Чему? – бокальчику;
- предлоги: по, к;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -у, -ю. III: -и;
- во множественном: -ам, -ям.
- Бабушке не нравилась наша игра. Дать кому? – Бабушке (1скл.).
- Бежать по полю было очень весело. Дать чему? – Полю (2скл.).
Винительный
Называет объект действия:
- «вижу» кого? – подругу. Что? – руку;
- предлоги винительного падежа: через, на, в, за, про;
- окончания в ед-м числе: I скл: -у, -ю. II: -о, -е;
- во множественном: -, -ы, -и, -а, -я, -ей.
- Младшую сестренку было особо приятно слышать. Вижу кого? – Сестренку (1скл.).
- А через мост бежала собака. Вижу что? – Мостÿ (3 склонение.).
Творительный
Принадлежность части речи к этому падежу определяется следующим образом:
- «любуюсь» кем? – супругой. Чем? – кольчугой;
- употребляется с предлогами: над, перед, под, с, за;
- окончания в ед-м числе: I склонение: -ой, -ою, -ей, -ею. II: -ом, -ем. III:-е: -ю;
- во множественном: -ами, -ями.
- Перед какой остановкой Вы попросили остановиться? Любуюсь чем? – Остановкой (1скл.).
- С Леной мы дружим с пятого класса. Любуюсь кем? – Леной (1 скл.).
Предложный
Всегда употребляется с предлогами, а также обладает такими свойствами:
- чаще всего употребляются предлоги — на, при, об, в, о;
- «мечтаю» о ком? – о лисенке. О чем? – об оценке;
- окончания в ед-м числе: I скл: -е, -и. II: -е, -и. III: -и.
- множественное число: -ах, -я.
- Моя мечта о щенке наконец-то сбылась. Думаю о ком? – Щенке (1 склонение.).
- При дворе росла березовая роща. Думаю о чем? – Дворе (1 склонение.).
Для запоминания всех названий, детям можно предложить выучить небольшое предложение:
- Ирина
- Родила
- Девчонку,
- Велела
- Тащить
- Пеленку.
Таблица — падежи.
Дополнительные разновидности падежных форм
- Звательный . К нему можно было отнести обращения к кому-либо, созданные путем «обрезания». Пример: мам, пап, Тань и т.д.
- Местный . Предлоги: при, в, на. Отвечает на вопросы: где, на чем? Пример: на тумбочке, при школьном дворе.
- Разделительный. Производное родительного падежа в русском языке. Пример: прибавить ходу, задать жару.
- Счетный. Используется с числительными . Пример: четыре шара, два шкафа.
- Отложительный. Указывает начальную точку передвижения . Пример: из саду, из дому.
- Лишительный. Для отрицания глаголов . Пример: не может пойти, не готов попрощаться.
- Количественно-определительный. Имеет схожие черты с родительным . Пример: чашка чаю.
- Ждательный. Пример: ждать товарища.
- Превратительный (включительный). Пример: податься в моряки, пойти в стюардессы.
Склонение существительных
Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми. К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».
Склонение существительных, таблица.
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | ||
Жен. род | Муж. род | Муж. род | Ср. род | Жен. род | |
Именительный | Дорога | Папа
Костя |
Арбузÿ | Жито
Море |
Сольÿ |
Родительный | Дороги | Папы
Кости |
Арбуза
Корня |
Жита
Моря |
Соли
Грани |
Дательный | Дороге | Папе
Косте |
Арбузу
Корню |
Житу
Морю |
Соли
Грани |
Винительный | Дорогу | Папу
Костю |
Арбузÿ | Жито
Море |
Сольÿ |
Творительный | Дорогой
Аней |
Папой
Костей |
Арбузом
Корнем |
Житом
Морем |
Солью
Гранью |
Предложный | О дороге
Об Ане |
О папе
О Косте |
Об арбузе
О корне |
О жите
О море |
О соли
О грани |
Внимание! Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные.
Падежи и вопросы
Падеж и вспомогательное слово |
Предлоги |
Окончания по числам | |||||
Ед. ч. | |||||||
III скл. | |||||||
Именительный | Кто? (отец). Что? (телефон) | Отец всегда много читал.
Телефон звонил по несколько раз на день. |
Без предлогов | -а, -я | -, -о, -е | — | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) | Родителей на кухне не было.
Пришлось рисовать без вдохновения. |
Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после | -ы, -и | -а, -я | -и | -ов, -, ев, -ей |
Дательный | Кому? (котенку). Чему? (потолку) | Маша налила котенку молочка.
К потолку крепились гирлянды. |
По, к | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Кого? (друга). Что? (дом) | Мы позвали друга с собой.
Переезд в новый дом не радовал. |
Через, за, в, на, про | -у, -ю | -о, -е | — | -, -и, -ы, -а, -я |
Творительный
(любуюсь) |
Кем? (художником). Чем? (творением) | Она всегда мечтала стать художником.
Уже пятый час Катя любовалась своим творением. |
Под, за, перед, с, над | -ой/ою, -ей/ею | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) | О Маше мы даже не вспомнили.
Мама давно думала об этом путешествии. |
Об, в, о, при, на | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -я |
Как легко выучить падежи
Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного
Заключение
Для более быстрого и легкого запоминания просто необходимо подобрать более удобный вариант — наглядные материалы. Например, для зрительного восприятия проще работать с таблицами и схемами . Так падежи и вопросы не вызовут у вас никаких проблем.
Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.
Падежная система
Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».
Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.
Сколько в русском языке падежей?
Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:
- Именительный (исходная форма склонения).
- Родительный.
- Дательный.
- Винительный.
- Творительный.
- Предложный.
Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.
Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.
Именительный падеж
Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:
- 1 склонение: -а, -я.
- 2 склонение: -о, -е или нулевое.
А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.
Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:
- давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
- определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
- называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
- Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).
Родительный падеж
Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:
- 1 склонение: -ы, -и.
- 2 склонение: -а, -я.
- 3 склонение: -и.
Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.
Родительный падеж может указывать на:
- Принадлежность предмета (машина сына ).
- Носителя свойства (голубизна неба ).
- Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
- Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
- Части целого (кусок торта ).
Дательный падеж
Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:
- 1 склонение: -е, -и.
- 2 склонение: -у, -ю.
- 3 склонение: -и.
Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.
Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:
- Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
- Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).
Винительный падеж
Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:
- 1 склонение: -у, -ю.
- 2 склонение: -о, -е.
- 3 склонение: нулевое окончание.
Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.
Винительный падеж, в свою очередь:
- Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
- Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .
Творительный падеж
Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с
- 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
- 2 склонение: -ом, -ем.
- 3 склонение: -ю.
Множественное: -ами, -ями.
Предназначен для обозначения:
- Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
- Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
- Объекта действия (дышать кислородом ).
- Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
- Места действия (идти тропинкой ).
- Способа, образа действия (петь басом ).
- Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
- Параметра предмета (величиной с кулак).
- Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).
Предложный падеж
Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:
- 1 склонение: -е, -и.
- 2 склонение: -е. -и.
- 3 склонение: -и.
Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.
Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:
- Объект действия (думать о девушке ).
- Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
- Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).
Дополнительные падежи
В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.
Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.
Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.
Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .
Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .
Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .
Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.
Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .
Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.
Подведем итоги
Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.
Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.
Категория падежа
Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.
Наименование падежа | Вопросы падежей имен существительных | |
Именительный | ||
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | ||
Предложный | О ком? О чем? |
Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.
Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж
Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.
Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.
Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.
Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).
Значения родительного падежа
Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
- вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
- принадлежность: мамина обув ь;
- объект какого-либо действия: кипячение воды ;
- отношения определения: красота полей .
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
- обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
- употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .
Значения дательного и винительного падежей
Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).
Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .
Творительный и предложный падежи
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
- орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
- субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
- входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.
Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
- тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
- временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
- используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.
Склонение существительных
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.
Склонение существительных единственного числа
Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.
Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.
Первое склонение
Твердый тип | Мягкий тип | ||
Именительный | Провокаци-я |
||
Родительный | Провокаци-и |
||
Дательный | Провокаци-и |
||
Винительный | Провокаци-ю |
||
Творительный | Провокаци-ей |
||
Предложный | О првокаци-и |
Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.
Второе склонение
Мужской род | Средний род |
||||
Твердый тип | Твердый тип | Мягкий тип | |||
Именительный | |||||
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.
Третье склонение
Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.
Склонение существительных множественного числа
Разберем падежи имен существительных множественного числа.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|||
Твердый тип | Мягкий тип | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Кастрюли | ||||
Родительный | Кастрюль | ||||
Дательный | Картинам | Кастрюлям | |||
Винительный | Кастрюли | ||||
Творительный | Картинами | Кастрюлями | Бараками | ||
Предложный | О картинах | О кастрюлях | О бараках |
Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.
Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.
Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).
Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.
Разносклоняемые существительные
В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .
Единственное число | Множественное число |
|||
Именительный | стремена | |||
Родительный | стремени | |||
Дательный | стремени | стременам | ||
Винительный | стремена | |||
Творительный | стременем | стременами | ||
Предложный | о стремени | о стременах |
Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.
Неизменяемые существительные
Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).
Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:
1. Пешеходы спешили по новому шоссе.
2. Проложены новые шоссе.
В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).
Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .
- Синее небо. Сущ. имеет именительн. падеж (что?). Значит и прилагательное тоже стоит в этом падеже.
- Унылой порой (чем?). Творительный.
- Радоваться желтому солнышку (чему?). Дательный.
- Принес радостную весть (кого что?). Винительный.
- Пришел поблагодарить лучшего друга (кого чего?). Родительный.
- Сожалеть о потраченных деньгах (о чем?) предложный.
Падеж прилагательного определить сложнее,чем падеж существительного.
Для этого стоит определить падеж существительного,которое напрямую связано с прилагательным,например бурная река-именительный падеж.
Поскрее разобраться с падежами прилагательных можно с помощью вот такой таблицы,где указаны вопросы каждого падежа с примерами.
падеж прилагательного такой же как падеж существительного о признаке котором говорится,например: свежий фрукт - мужской род и у существительного и у прилагательного слова,
интересное кино - тут средний род, хорошая погода - женский род
Определять падежи у прилагательных проще простого. Для этого достаточно будет просто составить словосочетание с любым существительным, после чего уже определить падеж этого самого существительного. К примеру, большой стол (какой?), существительное в именительном падеже:
Если сразу тяжко, то прицепите прилагательное к существительному. Тогда склонять будет куда проще. Например:
Голубое небо
Голубого неба
Голубому небу
Голубое небо
Голубым небом
О голубом небе.
Падеж имени прилагательного определяем по падежу местоимения или имени существительного, признак которого оно обозначает и с которым согласуется. Например, О синем море. Здесь существительное море стоит в предложном падеже. Значит, и прилагательное синем тоже в предложном падеже.
Падежи имн прилагательных не так уж и сложно научиться определять, если при этих прилагательных находятся и существительные. А если таких существительных нет, то нужно их подставлять гипотетически.
Прилагательное, как известно, обозначает некий признак предмета (предмет - это и есть существительное, о котором мы выше говорили). Падежи существительного и прилагательного в подавляющем большинстве вариантов совпадают. Например: синему небу (Дательный), о хорошем мальчике (Предложный), бумажной документацией (Творительный), весенние мысли (Именительный или винительный).
Когда мы научимся видеть или представлять эти словосочетания, то определить падеж прилагательного будет столь же просто, как и существительного. По окончанию, которое и указывает на падеж. Либо по вопросу, который можно задать к этому прилагательному.
Имя прилагательное - это такая часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.
Таким образом, для определения падежа прилагательного достаточно определить падеж существительного.
Пример: вижу красивую (В.п.) девочку (В.п.). Для начала определяем падеж существительного: вижу (кого?) девочку. Существительное употреблено в форме винительного падежа, соответственно прилагательное также стоит в В. падеже.
Чаще всего в предложениях и словосочетаниях прилагательные относятся к существительным. И какой падеж будет у этих существительных, такой будет и у прилагательных.
Например:
Если нет существительного, то придется придумать его по смыслу.
Например:
слегка интересный. Подставляем слово рассказ и определяем у него падеж (кто что?). Именительный.
Чтобы определить падеж прилагательного, нужно обратить внимание на существительное, к которому это прилагательное относится - какой падеж у этого существительного, такой будет и у прилагательного.
Пример: стальной иглой (отвечает на вопрос чем?, значит, это творительный падеж - и для существительного, и для прилагательного).
Таблицы с окончаниями прилагательного - это, конечно, хорошо, но не будете же вы наизусть заучивать ее? Нужно научиться самостоятельно ориентироваться в такой теме, как падежи.
Давайте разберем пример:
Я хочу попрощаться со старыми вещами.
У нас есть прилагательное - старыми, оно описывает признак существительного вещами. Прилагательное всегда тесно связано с именем существительным, в какой форме употребляется последнее, в такой форме будет и первое, в частности, у них будет одинаковый падеж.
То есть всего-то нужно понять, в каком падеже используется наше существительное. К слову вещами можно подобрать падежный вопрос чем?, а значит, что оно относится к творительному падежу. И прилагательное тоже используется в творительном падеже и имеет окончание -ыми.
Прилагательное означает приизнак предмета,отвечаюший на вопрос: какие?какое?какой?Прилагательное склоняется в единственном числе.
Муж.род имеет окончание ый,ий,ой.Например:мужчина (какой?) красивый,любвеобильный,крутой.Жен.род окончание яя,ая. Например: юбка какая? бирюзовая,бордовая.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.