Печорин как герой. "Герой нашего времени", Печорин: характеристика

01.07.2020

«Герой нашего времени» – один из самых известных романов классической русской литературы, который до сих пор актуален среди читателей по всему миру. Лермонтов создал поистине сильного героя, раскрыв его характер со стороны психологии и философии. Он был первым, кто написал лирико-психологический роман в жанре реализма. Хотя роман и написан в реализме, в самом герое мы можем заметить проблески романтизма, который порой ярко выделяется на фоне реалистического повествования.

Именно своим ясным, критичным и порой хладнокровным взглядом на общество Печорин привлекает читателя, и после прочтения всего произведения мы можем с уверенность сказать, что он определенно герой своего времени.

Печорин – это образ талантливого, эгоистичного, мыслящего человека, который не смог найти свое место в высшем обществе. Молодой человек не похож ни на кого из других персонажей: весь его характер основан на противоречиях. В одно время он эгоистичен и пренебрежителен, а в другое снисходителен и вежлив. Григорий играет людьми и порой сложно понять, когда он говорит искренно.

На протяжении всего романа повествование ведется от разных лиц: Максима Максимыча, проезжего офицера, рассказчика и самого Печорина в его дневниках; таким образом, мы видим героя с разных сторон, что позволяет нам лучше понять характер персонажа.

Проезжий офицер в своем описании Григория подметил противоречия в персонаже. Например, когда герой смеялся, у него была детская улыбка, но равнодушные, уставшие глаза. Это говорит о том, что он еще молод, но уже устал от жизни, ему скучно. У Печорина нет этого света в глазах, который бывает у людей заинтересованных в происходящем, для него все обыденно. Поэтому он пытается развлечь себя, манипулируя другими, хотя на самом деле попросту тратит свое время и талант.

По сути, Григорий – человек высшего общества, хотя он и презирает его. И при первой встрече офицер заметил, что белье героя было чистое, а перчатки грязные. В то время, было не позволительно, чтобы у человека «водяного общества» были грязные перчатки и все меняли их по мере загрязнения, но Печорин этого не сделал. Почему? Потому что ему все равно. Он устал от этих правил, и ему было безразлично, что подумают о нем другие.

Конечно, лучше всего мы узнаем персонажа в его личных дневниках. Но были ли персонажи в романе, которые полностью понимали Печорина? Нет, но были те, которые были более близки к нему, нежели остальные – это Вера и Вернер.

Вера была его единственной и настоящей любовью, в отличие от Бэлы и Мери, с которыми он попросту играл. С ней герой ведет себя открыто и честно, так как не видит смысла лгать: она единственный человек, который его понимает. Девушка продолжает его любить, несмотря на то, сколько боли он ей принес.

Вернер же более схож с героем по уму и общими взглядами на жизненные ситуации. С ним Григорию не приходиться притворяться, и они понимают друг друга с полуслова. Хотя Вернер и дорожил общением с Печориным, но после смерти Грушницкого решает уехать, так как не ожидал смертельного исхода дуэли и был напуган хладнокровием героя.

Образ Печорина является совокупностью поколения талантливых людей, которые не нашли себе места в обществе. Он был «умной ненужностью», как назвал его Белинский. Григорий мог изменить свою судьбу, но тратил время на глупые манипуляции людьми. Сам Лермонтов писал в предисловии, что этот роман – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы . Он продолжает оста-ваться современным и в наши дни, хотя с момента его написания прошло уже более ста шестидесяти лет. Но особенно велика роль этого произведения была в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше понять это, нужно хорошо представлять себе социально-политическую обстановку России в тридцатые годы девятнадцатого века.

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то-гдашней России на «до» и «после» него. Время, после-довавшее за 1825годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар-ского правительства. Сложившийся в стране казар-менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз-можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо-ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не-удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю-дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен-ной мысли грустное название «лишний человек».

Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами — молодой двадцатипятилетний человек, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своим родовым именем и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в об-ществе, свойственное аристократии. Печорин — «че-ловек, ставший на путь откола от своей социальной среды. Для его судьбы и жизненного положения ха-рактерно расхождение между тем, что он представля-ет собою по признакам формальным, и тем, что он есть на самом деле»,— отмечает литературовед Е. Михай-лова. Он богат, щедр и расточителен, разменивает бес-цельно свою жизнь в «страстях пустых и неблагород-ных», задающий себе один мучительный вопрос: «...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, вер-но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не-объятные; но я не угадал этого назначенья...»

Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивой дворянской мо-лодежи того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной данному роману, отмечает, что «это было как бы двойным испытанием: выдержит ли этот новый, реальный Кавказ... проверку требования-ми действительности, не поставленного на ходули «героя времени». И наоборот, сам герой, лишённый романтического грима, кем окажется он в сопоставле-нии с «детьми природы», какие стороны личности вы-ступят яснее в нем от этого соседства? ».

Печорин всегда остается верен сам себе. Он офицер, служит, но не выслуживается. Скромный чин прапор-щика вовсе не тяготит его и свидетельствует об отно-шении нашего героя к военной службе. Да и на Кавказ то он попал в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями».

«Лишние» люди не смогли найти достойного при-менения своим силам, своим способностям. М. Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу — по-казать в романе современного ему человека таким, каким он является на самом деле, не скрывая его пороки и недостатки. При этом автор сам и себя причисляет к числу тех, кого собирается подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте... чтоб автор этой книги имел... мечту сделаться испра-вителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать совре-менного человека, каким он его понимает, и... слиш-ком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Печорин истинный сын своей эпохи — времени со-мнений и поисков, напряженной работы мысли, под-вергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно нахо-дится в состоянии раздвоенности духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

Печорин всегда отдает отчет в своих поступках, и сам формулирует программу своего жизненного пове-дения: «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддержи-вающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути лишь ради того, чтобы хоть на вре-мя забыть об одолевающей его скуке, о гнетущей пус-тоте своего существования. Печорин «ничем не жерт-вует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит-то он тоже для себя, для собственно-го удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него не существует никаких святынь, нет веры, нет идеала. Но не будем забывать о том, что Печорин сам страдает от этого. И как ни безнравственны его по-ступки, в них нельзя не заметить последовательности избранного им принципа. Он не станет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих поступков, не станет унижать себя лицемерием, не свалит своей вины на кого-то или на неудачно сложившиеся обстоятельства. В этом есть что-то действительно ге-роическое, заставляющее испытывать к герою уважение.

Почему же М. Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Ответ на этот вопрос дает сам автор романа: «Эта книга испытала на себе... не-счастную доверчивость некоторых читателей... к бук-вальному значению слов. Иные ужасно обиделись... что им ставят в пример такого безнравственного чело-века... другие же... замечали, что сочинитель нарисо-вал свой портрет...

Герой Нашего Времени... портрет, но не одного че-ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ».

Таким образом, автор сам нас приводит к истинно-му пониманию «героизма» своего персонажа: Печо-рин — вовсе не образец для подражания, он только яр-кий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он и является настоящим героем своего времени.

Григорий Печорин - центральный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», появившегося в конце 30-х начале 40-х годов XIX века и вызвавшего неоднозначную и весьма разнообразную реакцию у читателей. Это первый социально-психологический роман в русской классической литературе и все сюжетные перипетии, события и второстепенные персонажи показаны для того чтобы полностью раскрыть характер Печорина и личные особенности.

Роман включает пять повестей, представляющих собой некоторые этапы развития личности Печорина и раскрытие всех глубин его непростого и неоднозначного характера перед читателем.

Характеристика героя

Григорий Александрович Печорин - молодой привлекательный аристократ и офицер из Петербурга, типичный представитель молодежи 30-х годов девятнадцатого века. Он получил должное образование и воспитание, богат и независим, имеет привлекательную внешность и пользуется популярностью у лиц противоположного пола. Вместе с тем он неудовлетворен своей жизнью и избалован роскошью. Ему быстро все надоедает и он не видит для себя возможности стать счастливым. Печорин находится в вечном движении и в поисках себя: то он в кавказской крепости, то на отдыхе в Пятигорске, то вместе с контрабандистами на Тамани. Даже смерть его подстерегает тогда, когда он едет из Персии на Родину.

С помощью подробного описания внешности героя автор пытается раскрыть нам его характер. Печорин не обделен мужской привлекательностью, крепок, строен и подтянут, мундир военного ему очень идет. У него вьющиеся белокурые волосы, выразительные карие глаза, холодные и надменные, они никогда не смеются и по их выражению невозможно прочесть мысли. Светлые волосы в сочетании с темными усами и бровями придают его облику индивидуальности и неординарности.

(Печорин на коне, рисунок )

Душа Печорина горит жаждой деятельности, но он не знает куда себя применить и поэтому где бы он не появился он сеет вокруг зло и печаль. Из-за глупой дуэли погибает его друг Грушницкий, по его вине погибает дочь кавказского князя черкешенка Бэла, ради развлечения он влюбляет в себя, а затем без сожаления бросает княжну Мэри. Из-за него мучается и единственная женщина, которую он любил - Вера, но он тоже не может сделать её счастливой и она обречена на страдания.

Образ главного героя

Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, ведь он не такой как они, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают, что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и Евгений Онегин у Пушкина, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но в отличие от пушкинского героя он постоянно ищет способы добавить остроты в свою жизнь, и не найдя, очень от этого страдает. Его собственные прихоти всегда для него были и будут на первом месте и чтобы удовлетворить свои желания он готов на все. Ему нравиться манипулировать людьми и подчинять их себе, он получает удовольствие от власти над ними.

Вместе с тем Печорин обладает и положительными качествами и помимо упреков и порицания, вполне заслуживает и симпатии, и сочувствия. Он отличается острым умом и осуждая других, довольно самокритично и требовательно относится к себе. Печорину не чужда поэтичность и лирические настроения, он тонко чувствует природу и любуется её красотой. Во время дуэли он проявляет завидное мужество и отвагу, он не трусит и не отступает назад, его холоднокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например по отношению к Вере, оказывается, что он тоже может быть искренним и умеет любить.

(М.А. Врубель "Дуэль Печорина с Грушницким" 1890-1891 )

Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать какие чувства он вызывает у читателей: резкого осуждения и неприязни, или все таки симпатии и понимания. Основными чертами его характера являются противоречивость между его мыслями и поступками, противодействие окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желаниями действовать, но чаще всего его поступки выливаются либо в пустые и никому не нужные действия, либо наоборот приносят боль и несчастье его близким. Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипов которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел заострить внимание на нравственной ответственности каждого человека за его мысли и поступки, за жизненный выбор и как он может отразиться на окружающих людях.

"действительно ли Печорин герой своего времени? " и получил лучший ответ

Ответ от Ёусанна Манукян[активный]
В своем романе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов затронул многие проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие высоких общественных идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокого разгрома декабристов. Чернышевский писал, что "Лермонтов.. . понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга".
Разочарования, "леденящее душу неверие в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие" сделали Печорина скептиком и все же не смогли убить в нем волю, веру, мечту. В его "ненасытном" сердце всегда оставалось место для надежды.
Внимательность к собственным чувствам и мыслям помогла Печорину познать тонкости и чужого человеческого сердца. Тонкий психолог, он замечательно точно умел отгадать истинные мотивы поведения людей, однако общение с ними зачастую приносило Печорину лишь раздражение, страдание и снова - разочарование. Трагедия Печорина в том, что, сознавая, что у него есть силы и желание действовать, он понимает в то же время невостребованность этих сил в той общественной среде, где он живет. Поэтому между устремлениями Печорина и жизнью, которую он ведет, лежит глубокая пропасть/С горечью говорит Печорин о своей душе, испорченной светом.
Постоянный самоконтроль превратил чувства Печорина из искренних порывов души в объект для оценки. Двойственность натуры не позволяла герою романа полностью раскрыться ни в дружбе, ни в любви, да, кажется, он уже и разучился любить и дружить по-настоящему, делясь и отдавая. Замкнутость на своем внутреннем мире и недоверие к другим сделали Печорина равнодушным к чувствам окружающих, и это по-настоящему страшно. "Ненасытную жадность" этот человек ощущает лишь к власти над чужими мыслями и сердцами: "я смотрю на страдания и радость других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". Сам неспособный больше "безумствовать под влиянием страсти". Печорин действительно герой своего времени, поскольку во многих своих проявлениях является слепком своего окружения, отражением нравственного убожества общества: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились.. . Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой й светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли". И этот взгляд со стороны на самого себя со временем делался не помощником, а бичом, проклятием Печорина, поскольку лишил его способности к благородным порывам: "...я боюсь показаться смешным самому себе".

Ответ от _ Chipsonchik [новичек]
Печорин – человек уникальной натуры, я таких не встречал… Кто он такой, чего хочет он от жизни, живет он или существует? Это вопросы, на которые мог бы ответить только М. Ю. Лермонтов, он же автор романа «Герой нашего времени».
Печорин – человек, изучивший нашу судьбу, знающий слабости и повадки, чувства и бессердечность людей. Он в кой-то мере эгоист, ведь он не заботиться о других, а печется только о своем самолюбие. Вспомните Бэлу, Мэри, Веру, всех их Печорин «заколдовал» тем, чего не испытывал ни разу в жизни, а именно тем чувством, которое так беспечно и беззаботно, так мило и нежно, так горячо и пылко греет нашу душу, это есть Любовь. Я не зря написал это слово с большой буквы, т. к. это имя собственное, это чувство, которое либо есть, либо нет. И пусть не говорят, что она (Любовь) бывает разная, Любовь одна, остальное есть привязанность, зависимость, потребность наконец!
Печорин, по натуре своей, является зеркальным отражением общества, именно обобщая, в котором жил М. Ю. Лермонтов. Оно было эгоистичное, злобное, самолюбивое, беспечное и отрешенное от реальности, от грани между злом и добром, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и заботой. Человек, по сути своей, мог бы любить истинно, но он обманывает себя, называя простую привязанность Любовью, что не есть хорошо, не есть правильно.
Печорин предстает в виде самолюбивого человека, не способного любить, он ссылает это на то, что он якобы так устроен, но он обманывает как себя, так и многих читателей.
Печорин говорит, что всего лишь раз в своей жизни плакал, вспомните конец «Мэри», но до этого говорит, что в детстве терпел унижения и непонимание, следовательно, детское сердце не смогло бы вынести такого бремени и непременно бы сдалось.
Есть еще один интересный факт. Печорин говорил, что ему не нужна жизнь, что она чужда ему, и опровергает это впоследствии. Давайте вспомним его дуэль с Грушницким. Там, на скале, когда последний выстрелил в нашего героя и попал в колено, Печорин быстро сделал несколько шагов от края, чтобы не упасть. Вот тут-то он и цепляется за свою жизнь, хотя говорит обратное. В нашем мире многие говорят одно, а делают другое.
Так кто же такой Печорин? Он поэт, как в жизни, и обобщенная личность общества своего времени на бумаге


Ответ от Алексей Трантин [активный]
Вполне себе герой я считаю.


Ответ от Ђаня Резникова [активный]
герой


Ответ от Валера Волков [мастер]
нет


Ответ от Лера Рытова [новичек]
да. это так. Моя любимая книга.. .
он является героем своего времени. Но не в том смысле как понимаем слово "герой сейчас мы. " он герой как воплощение качеств многих людей своего времени.
Он показывает сам свою душу. Он человек мыслящий. Человек, способный на многое, обладающий большим количеством душевных сил, но расстрачивающих их напрасно. В то время не было занятий, которые помогли бы ему направить свои силы на что-то полезное... поэтому он только портит жизнь других людей (например, рушит дело "честных контрабандистов", только из-за своего интереса) . Но и сам он не получает от этого ничего полезного для себя, только лишь проблемы (в этой же самой истории с "честными контрабандистами" Печорин чуть было не был утоплен одной из них.)

Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека - «героя своего времени». Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что «Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал Печорина? Прежде всего, 30-е годы XIX века - это годы николаевской реакции. В обществе была еще свежа память о декабристском восстании, участники которого были или казнены или отправлены в далекие ссылки. Стараясь не допустить повторения событий 1825 года, Николай 1 сделал все для того, чтобы еще в зародыше подавить любые проявления свободомыслия. Как следствие такой политики, в стране появилось целое поколение молодых, талантливых людей, не сумевших найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский называл таких людей «умными ненужностями», «нравственными калеками».

К числу таких людей принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга». И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.



Похожие статьи
 
Категории