Педагогический проект по народной культуре в старшей группе. Оформление уголка в младшей группе детского сада своими руками: Русское народное творчество Фольклор в саду на стенд материал

10.07.2019

Любовь Щукина

При осуществлении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников" была проведена масштабная работа. Во-первых, были изучены основные техники народной росписи : Хохлома, Гжель, Дымка, Филимоновская.



Во-вторых, было решено создать уголок народно -художественных промыслов и привлечь к его созданию родителей. Надо отметить, что родители с удовольствием откликнулись на предложение создать уголок и приняли активное участие в этом. В результате роботы родителей был создан макет русской избы . Со временем её интерьер обогащался : в ней появились старинные предметы домашнего обихода - скалка, прялка, самовар, колодец и другие.




В-третьих, была создана целая выставка глиняных игрушек, сделанных своими руками и расписанных вручную.


Теперь эта выставка украшает нашу группу и пополняется новыми предметами.



Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Один из самых известных и любимых русских народных праздников– это широкая Масленица. В нашем детском саду всегда приветствуется участие.

Пасха - это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел к нам из Византии вместе с Крещением в конце 10 века. С тех пор по.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Мини – музей народного декоративно прикладного искусства. В нашем детском саду одна из годовых задач является «Знакомство детей с народным.

Проект «Богатство русского народного творчества» Проект для средней группы «Богатство русского народного творчества» Тип проекта: познавательно - патриотический, творческий, краткосрочный,.

Программа по ознакомлению с основами народного и декоративно-прикладного искусства «Русские узоры» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.

Уголок народного творчества

для детей и родителей

Совместный практикум детей и родителей

Назовите предметы. Что их объединяет?

Россия – страна лесов. Здесь из дерева рубили избы. Для перевозки делали телеги и сани. Самую привычную в прошлом крестьянскую обувь – лапти - плели из липовой коры. Дети играли деревянными игрушками.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может- три, а может- шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская,(Матрешка)

2 слайд: Уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Действительно эту замечательную яркую куклу в старину на Руси называли Матреной, а ласково Матрешкой.

3 слайд: Откуда и как появилось это чудо?

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

6 слайд: Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки

(После 8 слайда)

ИГРА: перепутать два набора матрешек и попросить детей рассортировать их или выстроить парами.

А деревянная посуда говорит о большой роли в жизни русского народа.

9 слайд: Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

10 слайд: Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с "Хохломой.

Любопытно, что Хохлома не родина промысла, а деревня, куда первые мастера из свозили свои изделия из старинных заволжских деревень – Новопокровское, Кулигино, Семино.

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. (рассмотреть изделия в музее)

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

11 слайд:Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?

Какие основные цвета в росписи? Я вам предлагаю сегодня погрузиться в мир……

12 слайд: Травный орнамент или «травка».

Так характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

13 слайд: Криуль

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

14 слайд: Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

15 слайд: Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

16 слайд: Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой»(кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки) (ватные палочки)


У многих людей творчество ассоциируется с хаосом. Есть такое мнение, что атрибутом творческого человека непременно является творческий беспорядок в его пространстве для этого самого творчества.
Возможно, для кого-то это так, но в Монтессори-среде даже в творческом уголке царит идеальный порядок. При этом таким количеством по-настоящему творческих работ не может похвастаться ни один садик.

Обстановка – вот что важно для ребенка. Мольберты, низкие стеллажи, где можно найти все для рисования, лепки, и других творческих занятий. Здесь в свободном доступе находятся краски и пластилин, бумага и картон, клей, ножницы, природные материалы, бисер, нитки и т.п.


pic

Также стоит отметить, чтобы стимулировать развитие творческих способностей ребенка необходимо несколько условий:

— окружающая обстановка, которая стимулирует и опережает развитие ребенка

— отсутствие регламентации в деятельности малыша

— творческая личность, как пример, который вдохновляет, помогает и стимулирует ребенка к творчеству

— поддержка и постоянное подкрепление творческих поисков, новых открытий..

Что касается свободного творческого потока то в этом процессе, ребенок делает массу открытий: к примеру, что заточенный карандаш рисует, а сломанный нет, что сухие краски не оставят своего следа, а мелок – всегда. Детали и техника в этот период не имеют большого значения.

А если вы хотите убить творчество в ребенке, то вот вам короткая инструкция:

  • усадить ребенка за стол (когда хочется покатать машинку)
  • вручить карандаш (а хочется кисточку)
  • что-то показывать, объяснять, негодовать, потому что ребенок делает не так, как хотелось бы…
    Все! С рисованием покончено!

А что же нужно:

Поддерживать в ребенке удовольствие и радость от рисования, от самого процесса

Не стоит придавать большого значения окончательному рисунку — результату. Для ребенка гораздо важнее процесс, потому что он осваивает новые возможности и постигает мир. При этом не стоит восторгаться и каждой новой загогулине.

М.Монтессори говорила:

Рука его еще не совершенна, а ум бесчувственен к прекрасному и безобразному… Нужно дать глаз, который видит, руку, которая слушается, душу, которая мыслит, чтобы дать рисунок, и этому должна способствовать вся жизнь.

Про эмоциональную составляющею творчества и пример творческой личности, думаю, и так все понятно, а пока, немного примеров организации творческого пространства .
Организованное пространство само приглашает к действию ребенка. Когда все удобно устроено, рука ребенка так и тянется к этому. И что немаловажно, поддерживать порядок в организованном пространстве гораздо легче.

В зависимости от возраста ребенка, наполняемость творческого уголка будет меняться. Соответственно, чем меньше ребенок, тем меньше выбор материала, т.е. в зоне доступа только все самое необходимое для рисования и лепки.

Очень удобный вариант расположения мелков и карандашей по соответствующему цвету стаканчиков.

Так же очень интересные варианты расположения и хранения принадлежностей для творчества





Один из компактных вариантов творческого уголка:

Ну а это настоящая творческая станция:

Конечно, в российских квартирах не всегда есть возможность выделить даже целый угол для творчества, но совершенно точно можно выделить хотя бы одну полочку, где все материалы будут доступны и удобно расположены для ребенка.
Например, у нас выделен специальный низкий шкафчик на кухне, где расположены все краски, кисти, карандаши, бумага. Когда ребенок хочет рисовать, он выбирает материал и располагается за кухонным столом или на полу, в зависимости от массштаба запланированного.
Так же у нас есть небольшая коробочка возле кровати, где лежит альбом и мелки, поскольку ребенок любит рисовать перед сном, да и я вместе с ним.
А все остальные «особенные» материалы для творчества я периодически выкладываю ему на наших полочках в лотках.

И в качестве заключения:

Одного монтессори-педагога, проработавшего в разных странах мира от Китая до Новой Зеландии спросили:

«Как развивать творческое начало в ребенке в условиях свободной работы?».

Она ответила:

— Оставь. Ребенок разберется сам. В классе просто ставят карандаши и краски.»

Еще по организации пространства:



Похожие статьи
 
Категории