План конспект по живописи натюрморт ультразвуковой сканер. План - конспект занятия по живописи: Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

25.11.2020

3-й год обучения

Цель: ознакомить обучающихся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

Задачи: обучающая: научить основам композиции и правилам построения натюрморта. развивающие: способствовать эстетическому восприятию реальной действительности и художественно-образному отражению этой действительности в рисунке развивать чувство пропорции, соразмерности, цвета. воспитательные: воспитывать чувство гармоничного, цельного, художественного видения красоты обыкновенных предметов (овощей, плодов, цветов, стекла, металла), уважительное отношение к художественному материалу, аккуратность в работе.

Форма проведения: практическая работа.

Формы и методы, применяемые на занятии:

  1. Словесный (рассказ, объяснение)
  2. Наглядный (иллюстрации художников)
  3. Практический (выполнение практического задания)

Оборудование занятия:

Дидактический материал:

  1. Репродукции картин: Ф.Снейдерса, Ж.Шардена, Э.Манэ, Гогена, Сезана, Матисса.
  2. Иллюстрации натюрморта:
    • гризаль;
    • цветовая акварель;
    • пленэрные образцы.
  3. Натурная постановка.
  4. Выставка учебных работ обучающихся.

Материально техническое оснащение: мольберты, бумага (ватман), краски (акварель, темперные, масляные), палитра, кисти, вода, простой карандаш, ластик, точилка.

Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие, подготовка рабочего места, собранность, сосредоточенность перед началом работы. Определение и выбор выразительной выгодной точки зрения.

2. Рассказ «Из истории натюрморта» (5 минут)
Если мы обратимся к истории, то увидим, что во времена глубокой древности Египетские и Греческие художники любили изображать плоды земли, предметы жертвоприношений, домашнюю утварь. Эти традиции продолжили римляне, которые в декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц.

В Голландии XVII века прославились великие мастера натюрморта - художники Ян Давидс де Хем и Виллем Кальф, во Фландрии большие полотна с изображением дичи создал Франс Снейдерс (демонстрация репродукций картин), во Франции XVIII в. Ж.Б.Шарден, в XIX веке обращались к натюрморту Э.Манэ, Гоген, Сезан, Матисс и другие художники.

В России XIX в. натюрморты писал И.Т.Хруцкий (1810-1885 г.г.) («Натюрморт со свечой»). В начале XX века в России в жанре натюрморта работали К.Коровин, И.Репин, М.Врубель, Машков, Куприн, Кончаловский, Петров-Водкин.

3. Основная часть (10 минут)

Натюрморт является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также вспомогательным средством «жанровой картины».

Натюрморт происходит от французского «nature morte - мёртвая природа» и обозначает изображение предметов быта (фруктов, овощей, животных, птиц и др.)

Натюрморты различаются по содержанию, технике исполнения, подборке вещей, сюжетом, композицией, колоритом.

В жанре натюрморта художники утверждают поэзию и красоту мира, будничных вещей, призывают людей любоваться красотой плодов, овощей, цветов, металла, стекла формой самых обыкновенных предметов.

Натюрморты разделяются на учебные и творческие.

Учебный натюрморт даёт возможность изучить основные положения реалистического рисунка и живописи, а также развивает эстетическое восприятие, зрение, моторику руки, целостность видения, а самое главное - художественно-творческое мышление.

Натюрморт, в качестве учебного задания обучающимся, необходим для усвоения принципов линейно-конструктивного изображения формы и знакомит с теорией перспективы, которая развивает пространственно-образное мышление.










Учебный процесс работы над натюрмортом разделяется на этапы (разделение на этапы условное).

Первый этап работы:

  • предварительный анализ постановки натюрморта (целостность постановки);
  • выбор места для работы (точка зрения);
  • выполнение эскизов (по 2-3 минуты).

Второй этап работы: - композиционное размещение изображения на плоскости листа. Необходимо скомпоновать всю группу предметов так, чтобы плоскость листа была заполнена равномерно, изображаемые предметы не упирались в края листа, и наоборот, не оставалось много пустого места. Часто зрительный центр не совпадает с композиционным центром. Большое внимание надо уделять освещению (искусственное, верхнее, боковое или естественное дневное).

Третий и четвёртый этапы работы - передача характера формы и пропорции предметов. Выявляя конструктивную основу формы предметов необходимо проверить перспективу больших форм и особенно оснований предметов.

Шестой этап работы детальная прорисовка формы предметов.



При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Приступая к выявлению объёма предметов тоном или цветом, надо определить самое светлое и самое тёмное место в натюрморте. Установив эти два полюса, обратить внимание на полутени.

Седьмой завершающий этап работы - обобщение и синтез. Подведение итогов работы над натюрмортом. На этом этапе надо внимательно проверить общее впечатление от изображения натуры издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой, которые должны сливаться с тенями, то есть должно быть тональное и цветовое единство изображения.




3. Просмотр учебного фильма (10 минут) Мастер-класс С.Андрияки натюрморт «Жёлтые лилии».
(как один из вариантов работы над натюрмортом).

4. Практическая часть (45 минут)
С разрешения педагога обучающиеся приступают к работе над натюрмортом с натуры. Оказание индивидуальной педагогической помощи. Для каждого обучающегося перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей, от выполнения собственного задания, не прерывает творческого процесса.

5. Подведение итога занятия (15 минут)
Выставка работ учащихся. Мобилизация детей на самооценку. Советы и рекомендации педагога обучающимся. Использование информации связанной с практической творческой деятельностью педагога.

Натюрморты, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"

копия с работы С.Андрияки


Методическая разработка урока

по предмету живопись

в подготовительном классе

2 год обучения

по теме «Натюрморт. Рисование

натюрморта с натуры»

Выполнила: Кукушкина Е.Н.

Преподаватель

МОУ ДОД ДХШ г. Неи

Костромской области

2013 год

Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры.

Цель

Выполнить несложный натюрморт с натуры

Задачи :

Развивающие: развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

З рительный ряд:

План урока

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа
  3. Работа учащихся над заданием
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

Тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация репродукции)натюрморта

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.

Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность )

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

Рефлексия

Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.(участвуют как сильные, так и слабые дети)

Физкультминутка

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

  1. Работа учащихся над заданием

Натюрморт с натуры.

У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

IV. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
  • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

Самоанализ урока

в подготовительном классе (2 год обучения)

«Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

предметов»

Цель и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

Развивающие: развивать приёмы работы красками.

Воспитательные: воспитывать эстетическую восприимчивость.

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга

План-конспект урока по дисциплине «Живопись»

Тема: «Натюрморт из предметов простых по форме, различных по материальности. »

Тема занятия: «Рисунок натюрморта под живопись»

Группа 319 Н

Преподаватель:

Сапрыкин В.Г.

Тема урока : «Рисунок натюрморта под живопись»

Цели урока :

Образовательная:

Обучить основным принципам линейного построения предметов;

Применять полученные знания при выполнении рисунка под живопись с натуры.

Развивающая:

Развить аналитические способности, логическое и конструктивное мышление;

Содействовать развитию творческих способностей, эстетическому мироощущению.

Развитие мелкой моторики.

Воспитательная:

Научиться осуществлять самооценку выполненных работ;

Уметь находить ответы на заданные вопросы;

Привить вкус к графике.

Задачи урока:

Применить знания перспективы при выполнении рисунка;

Определить пропорции и выявить пластику предметов в натюрморте.

Дидактические средства обучения:

Материал по методике ведения рисунка.

Материальное обеспечение занятия:

Мольберты, стулья, планшеты, бумага, карандаши различной мягкости, стирательная резинка.

Тип урока: практическое занятие

Структура урока:

1. Организационный момент - 5 минут.

2. Вводная часть (постановка целей и задач, краткий опрос по выполненной работе) - 10 минут.

3. Индивидуальная работа со студентами - 10 минут.

4. Самостоятельная (практическая) работа студентов - 15 минут.

5. Заключительная часть (анализ выполненной работы, подведение итогов занятия) - 5 минут.

Ход урока:

Этап урока

Приемы, методы

Что делают студенты

Что делает преподаватель

Организационный

1. Проверить наличие присутствия студентов.

2. Проверить готовность студентов к занятию.

Словесный

Самоорганизация и самоуправление студентов

Приветствуют преподавателя.

Староста группы докладывает об отсутствующих.

Готовят рабочее место.

Приветствует студентов. Проверяет присутствующих. Назначает дежурных. Выясняет готовность к уроку.

Актуализация знаний

1. Сообщить тему урока.

2. Сообщить учебные цели и задачи.

3. Краткий опрос по выполненной работе.

Информационный (рассказ, беседа)

Воспроизведение знаний студентов

Знакомятся с планом урока.

Включаются в рабочий ритм урока.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Объявляет тему урока.

Рассказывает о целях и задачах.

Рассказывает о значении данной работы.

Задает вопросы по пройденному материалу.

Индивидуальная работа со студентами

Практическое и наглядное объяснение

Комментарии и словесное объяснение

Отвечают на вопросы. Наблюдают за исправлением допущенных ошибок.

Исправляет ошибки допущенные студентом при выполнении задания, рассказывает о них.

Объясняет как избежать этих ошибок.

Практическая (самостоятельная) работа

Приобретение знаний, умений и навыков.

Выполняют рисунок натюрморта под живопись. Проводят самоконтроль.

Проверяет ведение самоконтроля.

Закрепление

Подведение итогов

Сравнительный анализ

Объяснение результатов

Демонстрируют работы.

Комментируют полученный результат.

Проверяет качество выполненного задания.

Разбирает наиболее существенные ошибки и недочеты в работе.

ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры

Технологическая карта

(План проведения учебного занятия)

Учебная дисциплина: «Живопись»

Тема (раздел): «Натюрморт из предметов простых по форме.»

Количество часов на тему: 36 часов

Порядковый номер занятия по плану: № 25-28

Преподаватель: Сапрыкин В.Г.

1. План темы:

2.Компоновка в листе.

3.Поиск хар-ра предметов.

4.Решение живописных отношений.

5.Работа над деталями.

6.Завершение.

Дидактические цели:

Обеспечить усвоение студентами

Правил и принципов построения, композиционных законов изображения объектов в формате,

Живописных навыков.

Чувство цвета и колорита.

Средства обучения:

Наглядный материал (книги, рисунки);

Материал по методике ведения живописи.

Способы деятельности:

1. Выполнение рисунка и живописного решения натюрморта.

2. Изучение и анализ наглядного материала

3. Самостоятельное выполнение несложного этюда натюрморта.

Формы обучения

Занятия 21-24,25-28,29-32,33-36,37-40,41-44,45-48,49-52 - практическая работа

Занятие 53-56 - комбинированный.

Система обобщения материала

Выполнение живописного решения натюрморта.

Литература

1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь художнику оформителю). - М., Панорама, 1990.

2. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1997.

3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник. - М., Эксмо, 2010.

Виды контроля

1. Текущий

2. Тематический

Формы контроля

1. Индивидуальный

2. Фронтальный

Методы контроля

2. Практический

3. Самостоятельный

18.04.2013 уч.г.

Открытый урок по живописи

в 1 «б» классе

преподавателя Ершовой И.М

Тема урока : «Поэтапное построение натюрморта»

«Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной цветовой гамме»

Цели: закрепить знания о жанре изобразительного искусства «натюрморт»;

Развивать образное воображение, композиционное мышление.

Задачи:

Обучающие : грамотно компоновать изображение в листе; ставить предметы

на плоскость, строить их с учетом пропорций и перспективных сокращений.

Развивающие : развитие внимания, зрительной памяти, глазомер, чувство

пропорции, цветоощущение, художественный вкус.

Воспитывающие : воспитание любви к окружающему миру,

целеустремленности, усидчивости, аккуратности, способности видеть

чувствовать красоту.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование и материалы:

для учителя: предметы быта (кувшины, чашки, миски и т.д.), мел, доска

Классная;

для учеников: бумага А3, графитные карандаши разной твердости, ластик,

Кисти, акварель, палитра, емкость для воды;

Зрительный ряд:

работы учащихся из натурного фонда;

репродукции художников:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

Ход занятия:

1 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 3 мин.

ІІ Основная часть.

Сообщение темы. 2 мин.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает отгадать загадку, дети хором отвечают.

Если видишь на картине

Чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка.

В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами». Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Натюрморт обычно не нуждается в таких размерах холста, как историческая картина или эпический пейзаж. Это более «скромный» жанр. Но при этом не следует воспринимать натюрморт в изобразительном искусстве как изображение случайного набора предметов. Чаще всего художник «ставит» натуру, то есть, исходя из задуманной идеи, сознательно подбирает подходящие предметы. К тому же замысел художника предполагает определённые сочетания форм и цветов предметов, освещение, расположение в пространстве. Композиция натюрморта рождается первоначально в голове автора, хотя к образно-пластической идее художника может подтолкнуть многое: жизненные наблюдения, воспоминания, прочитанная книга, стихи, музыка.

Иногда поставить натюрморт труднее, чем его написать. Художник вносит в расположение предметов свой порядок. Такой, когда ничего нельзя убрать, добавить или переставить, не нарушив единства композиции.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Проблемные вопросы (проверка знаний): 10 мин.

  • Какие виды натюрморта Вы знаете?
  • Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.
  • Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?
  • Что объединяет предметы натюрморта?
  • Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)
  • Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
  • Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему?

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

1 О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

2 Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

3 Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания. Это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;

Такая закономерность построения натюрморта называется его композицией.

В любой композиции должен быть композиционный центр. Обычно таким композиционным центром является самый большой предмет, изображаемый на картине. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить цветом (во всей группе должен быть основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

Игровая разминка. 10 мин.

Обучающиеся делятся на 2-3 группы по 3-4 человека. Им предлагается составить композицию предложенного натюрморта из геометрических фигур и приклеить на лист бумаги. Готовые композиции педагог прикрепляет к доске для анализа работ, рекомендаций по устранению ошибок.

ІІІ Самостоятельная работа. 13-15 мин.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, учитывая предыдущие рекомендации контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды.

ІV Итог урока: 2 мин.

Ответы на вопросы:

В каком жанре живописи мы сегодня работали?

Ход занятия:

2 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 2 мин.

ІІ Основная часть.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает просмотреть несколько учебных работ в разных техниках исполнения. Обратить особое внимание на работы, выполненные в акварельной технике.

В каких техниках выполнены работы?

Чем отличается гуашевая техника от акварельной?

ІІІ Самостоятельная работа. 25 мин.

Обучающиеся уточняют детали в карандашном рисунке. Переходят к работе акварелью. Смачивают лист бумаги водой, чтобы краска в дальнейшей работе не скатывалась. В процессе работы педагог помогает обучающимся, испытывающим трудности в работе.

ІV Итог урока: 13 мин

Просмотр рисунков, анализ их достоинств.

Выбрать рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой;

Оценка рисунков;

Уборка рабочих мест.


Тема урока: Картина-натюрморт.

Цель урока: Нарисовать картину в жанре натюрморт.

Задачи урока:

Образовательная: Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

Развивающая: - Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: Выполнять композицию из предметов, исходя из собственного замысла внатюрморте.

Познавательные УУД : логические

Регулятивные: Составлять изображать

Коммуникативные: Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства, изображающих натюрморт.

Личностные результаты Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Тип урока: Открытие нового знания.

Методы и приемы: беседа, рассказ, иллюстрации, практическая работа.

Оборудование урока для учителя: мультимедийная доска, проектор, презентация, Б.М.Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Здравствуйте, ребята.

Давайте начнем наш урок со строк Е. Руженцевой

Мир привыкли видеть люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Подвести к теме урока

Сегодня мы отправимся в интересную страну. Чтобы узнать название этой страны отгадайте загадку.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся...

В сказочной стране, где живут волшебники и волшебницы, жила маленькая девочка Эльза.

Однажды, когда девочка грелась под лучами солнца, феи рассказали ей о приезде Волшебника.

Девочка очень любила пить горячий чай с конфетами. И поэтому, скорее поспешила, увидеть старца, у которого было много вкусных медовых конфет.

В ее глазах было столько восторга от предвкушения сладкого подарка, который она положит в ротик, запьет горячим чаем из красивой чашки, что она даже не заметила, как очутилась в его дворце.

Старец дал Эльзе задание: Если Эльза раскроет секрет Натюрморта , она получит заветные конфеты.

Эльза не знала, что ей делать! Она никогда не рисовала натюрморты!

Но маленькая фея решила помочь Эльзе. И сказала: Если ты хочешь узнать секрет Натюрморта, ты должна знать несколько правил.

Натюрморт

Открытие нового знания

Заинтересовать учащихся на познавательную деятельность

Способствовать формированию представлений о натюрморте

Правило 1: Натюрморт - (в переводе с фр. - мёртвая природа) - изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный,бытовой, абстрактный, графический, живописный, компьютерный, объемный.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.

Что объединяет все предметы одного натюрморта?

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные - с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет

Смотрят на доску и слушают меня.

Натюрморт это изображение предметов на плоскости

Караваджо «Корзина с фруктами», потому что люблю фрукты и присутствуют теплые тона

Тема, положение

Потому что одни лежат на переднем плане, ближе к источнику света, они светлее

- солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой - тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Познавательные УУД : грамотное и ясное выражение своей мысли; логические - анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков;

Физкультминутка

Снять

усталости

Но сначала немного отдохнем. Встаньте из- за парт и повторяйте за мной движения.

Мы ногами топ-топ-топ.

Мы ногами топ-топ-топ, (топаем)

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем)

Мы головками кивнём, (киваем)

дружно ручками махнём , (машем ручками)

И туда - и сюда повернёмся без труда . (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко , (прыгаем на месте)

И туда - и сюда повернёмся без труда . (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Присаживайтесь.

Встают из- за парт и повторяют движения.

Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся).

Применить полученные знания учащихся на практике в изображении радуги

- А сейчас мы с вами нарисуем натюрморт.

У нас сегодня натюрморт «Праздничный стол». Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт, овощ, предмет имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои. Вам нужно добавить натюрморту радостное настроение и приступить к работе. Давайте посмотрим примеры натюрмортов, которые изображены в радостном тоне.

Последовательность выполнения работы:

Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов.

«Оживляем» натюрморт красками.

Все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом.

Ждем, пока краска высохнет.

Составлять композицию из предметов по определенным правилам, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением.

Подведение итогов. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цел

Эльза получила свои долгожданные конфеты, а значит наше путешествие прошло не зря.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

А что же такое натюрморт?

Поднимите руку те, кто считает, что у него получился натюрморт?

Ребята, посмотрите, как много разных и красивых рисунков у вас получилось. Молодцы! Вы все сегодня постарались.

Спасибо вам за урок. До свидания!

Рисовали натюрморт

Натюрморт - изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию

Поднимают руку у кого получился натюрморт

Регулятивные:овладение способностью принимать и со-хранять учебную задачу; формирование умения планировать, кон-тролировать и оценивать свою деятель-ность;



Похожие статьи
 
Категории