Площадь сан марко. Музей Сан-Марко, Флоренция, Италия: адрес, фото, рассказ об экспозиции

22.09.2019
O L

История

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев .

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием , так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу ). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную , которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека . Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины ). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий , где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла , имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи . В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре . «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери» . Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану , поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры , «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через общение с книгой, создавалось благодаря спокойному и стройному ритму колонн и арок» . Она послужила основой для архитектуры других ренессансных библиотек.

В 1453 году из-за сильного землетрясения библиотека сильно пострадала, но в 1457 году была восстановлена, опять на средства Козимо Медичи.

Идея создания публичной библиотеки принадлежит гуманисту Колюччо Салютати . Он выдвинул и обосновал её в своих сочинениях в конце XIV - начале XV века. «Анализируя состояние многих античных манускриптов и более поздние копии с многочисленными ошибками переписчиков, Салютати пришёл к выводу о необходимости существования библиотеки как культурного центра, способного стать лабораторией по выверке текстов и выработке мер по их сохранности. С другой стороны, такой центр представлялся Салютати открытым для всех, кто стремился к знанию, в том числе, к освоению античного наследия». Известно, что Салютати и свою собственную библиотеку сделал фактически общедоступной; позже ядро его собрания вошло в библиотеку Сан Марко.

Просветительские идеи Салютати были восприняты и активно поддержаны его учеником, Никколо Никколи . О нём известно следующее: «Ученость этого Никколи была настолько велика, а вкус настолько взыскателен, что он не мог дописать до конца ни одной фразы, ибо даже сам был не в силах удовлетворить своим строгим критериям. Никколи ограничивался собиранием редких книг и услаждением слуха друзей мудрой беседой». Ему удалось собрать одну из самых богатых по тем временам библиотек (около 800 книг, лучшая в Италии коллекция произведений античных авторов). Она также была доступна всем желающим и пользовалась широкой известностью. В своих завещаниях (1430 и 1437 годов) заботу о своих книгах Никколи поручил некоторым гуманистам и знатным людям Флоренции, среди которых был и Козимо Медичи. В завещаниях указывалось, что библиотека должна стать общедоступной. Главным исполнителем воли покойного Никколи стал Медичи, который принял на себя его долги. К тому времени строительство библиотеки уже было начато. Но по завершении строительства библиотеке досталась лишь половина книг Никколи - часть оказалась на руках у его друзей, а часть исчезла во время хранения книг у Медичи. Возможно, Козимо продал их, чтобы оплатить долги Никколи или же просто оставил их у себя. Но тем не менее Козимо Медичи сделал библиотеку монастыря Сан Марко общедоступной, выделял средства на её пополнение и сам покупал для неё книги.

После смерти Козимо Медичи в 1464 году его сын Пьетро и внук Лоренцо сократили благотворительные расходы на библиотеку. Она пополнялась усилиями отдельных дарителей, а в годы, когда настоятелем был Савонарола, - в основном его почитателями.

Известно об устройстве библиотеки в то время. «Манускрипты были размещены в витринах, и никто, даже монахи, не могли ими пользоваться без разрешения экзекуторов, которые избирались из числа 16 доверенных лиц, упомянутых в завещании Никколи от 1437 года. Ежегодно в присутствии экзекуторов и монахов проводилась инвентаризация книг, и если какой-нибудь не хватало, монахи обязаны были сделать новую рукопись утраченного сочинения».

Большую роль в жизни библиотеки играл Джованни Пико делла Мирандола . Он был частым посетителем библиотеки и имел дружеские отношения с Савонаролой. Вокруг них сформировался кружок гуманистов, получивший название «Академия Марчана» (итал. Academia Marciana - от «San Marco»). Эта академия была альтернативой другому флорентийскому объединению гуманистов - Платоновской академии , где тон задавал Марсилио Фичино . Библиотека также привлекала учёных, занимающихся естественными науками, художников и других образованных людей. Предположительно, ею пользовались Леонардо да Винчи , Лука Пачоли и Микеланджело .

После изгнания из Флоренции Пьеро Медичи в 1494 году имущество Медичи было конфисковано в пользу республики. Для оплаты долгов Медичи пришлось продать их библиотеку, и её приобрёл монастырь Сан Марко. Для того, чтобы купить её, Савонарола распорядился продать часть монастырских земель. Но после сожжения Савонаролы власти решили переместить библиотеку Медичи в другое место. В результате длительных переговоров в библиотеку Сан Марко было возвращено 2/3 книг Медичи. В 1508 году кардинал Джованни Медичи выкупил у монастыря семейную библиотеку. Затем в правление герцога Тосканского Козимо I Медичи «многие книги, исчезавшие из публичной библиотеки Сан Марко (она сохранила этот статус), оказывались в частном собрании Медичи». А в конце XVI века монахи сами начали избавляться от «старых и ненужных» книг и дубликатов.

Все книги библиотеки Сан Марко на протяжении её истории исправно заносились в каталоги. Наибольшее количество книг содержалось в каталоге 1500 года - это период наибольшей популярности библиотеки, когда она стала крупнейшей не только в Италии, но и в Европе. В 1500 году её собрание насчитывало 1232 рукописные и первопечатные книги. Церковная литература была представлена примерно 700 книгами. Это десятки экземпляров Библии, Евангелия, произведения греческих и латинских отцов церкви (особенно много произведений Аврелия Августина - 64 экземпляра), письма и проповеди понтификов, жизнеописания святых, уставы монашеских орденов и т. п. Широко представлены сочинения средневековых авторов, много схоластической литературы. Больше всего, разумеется, творений Фомы Аквинского - 66 трудов. Ещё больше было античных сочинений. Философских произведений (Аристотель, Платон, Плотин, Ямвлих, Сенека, Цицерон) было значительно меньше, чем литературных. Здесь были представлены сочинения всех крупнейших латинских и греческих писателей, поэтов, драматургов (по крайней мере, всех известных в то время). Почти все произведения гуманистов были на латыни, единственное сочинение на вольгаре - «Божественная комедия » Данте . Но корпус сочинений даже наиболее известных гуманистов далеко не полон: например, только два сочинения Петрарки , только «Генеалогией языческих богов» представлен Бокаччо .

Музей

Настоятелем Сан Марко в 1491-1498 годах был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола . Сохранилась и доступна для посещения келья, в которой он жил, а также его портрет, выполненный его приверженцем Фра Бартоломео .

Монастырь Сан Марко содержит большое количество работ, в основном, фресок , итальянских художников эпохи Раннего Возрождения, в том числе, Фра Беато Анджелико , Беноццо Гоццоли , Доменико Гирландайо , Фра Бартоломео , Алессио Бальдовинетти и многих других. Особенно стоит отметить работы Фра Беато Анджелико: «Благовещение», «Распятие», «Страшный суд» и алтарный образ «Мадонна со святыми».

Внутри монастыря сохранилось уникальное произведение архитектуры флорентинского Ренессанса - аркада Сан Антонио, созданная Микелоццо ди Бартоломео. Музей Сан Марко знаменит также большой коллекцией рукописей, хранящихся в библиотеке, построенной этим же архитектором.

    Фра Анджелико. «Благовещение» (фреска в коридоре музея)

    Фра Анджелико. «Благовещение» (фреска на третьем этаже)

    аркада Сан Антонио

Стены монастырского двора сложены из простых каменных блоков и имеют кирпичные карнизы. Внизу, вдоль всего здания идет арочная галерея. Первый этаж украшен люнетами с фресками Поччетти, Росселли, Коккапани, Ванни, Черрини, Дандини и других художников. Главный вход в Монастырь находится справа от Церкви Сан Марко.

В 1437 году она была также отреставрирована Микелоццо, а позже перепланирована вначале Джамболоньей (1580 г.), затем Сильвани (1678 г.). Фасад был переделан Джоакино Пронти в 1777-1780 гг. На фоне аскетически сурового интерьера церкви выделяется инкрустированный позолоченный потолок. Сакристия также заслуживает внимания: в ней находится саркофаг с бронзовой статуей Св. Антонина (1608 г.). В декорировке Капеллы Св. Антонина принимали участие такие мастера, как Джамболонья, Франкавилла и Алессандро Аллори; фрески купола выполнены Поччетти. Среди всех церковных сооружений наибольший интерес бесспорно представляет Монастырь. Как известно, в его стенах жил и работал удивительно тонкий художник Фра Анджелико. Ему принадлежит большинство фресок Монастырского двора (Распятие со Св. Домиником при входе и мученик Св. Петр в люнете над дверью). Им написаны также фрески Св. Доминик и Распятие в Зале Капитула; Пьета над дверью Трапезной; Иисус в одеждах паломника над дверью Зала Оспицио и в интерьере - Мадонна Гильдии шерстяников, Страшный суд, сцены из Жизни Иисуса и Снятие с Креста.

Комплекс расположен на Piazza San Marco, 1-3. Часы работы: понедельник-пятница 8.15-13.50, суббота-воскресенье 8.15-16.50, выходные 1,3,5-е воскресенье, 2,4-й понедельник каждого месяца, Рождество, Новый год , 1 мая. Цена билета: 4 евро, последний вторник каждого месяца бесплатно с 19.00 до 23.00.

Из Трапезной, где находится огромная фреска Распятие и Провидение Дж. А. Сольяни (1536 г.), лестница ведет на второй этаж, открывающийся прекрасным Благовещением Фра Анджелико. В коридоре, справа, имеется вход в Библиотеку Микелоццо, и в глубине - вход в Келью Козимо с фреской Поклонение волхвов Фра Анджелико. В комнате перед кельей - его же знаменитое Распятие. В коридоре, слева, -Мадонна во славе со Святыми, а в кельях, которые идут вдоль всего коридора, -Благовещение, Преображение, Иисус перед Пилатом, Жены-мироносицы у гробницы. Коронация Девы Марии и Представление во храм. В конце коридора находится Келья Савонаролы (портрет проповедника принадлежит ФраБартоломео). По лестнице, находящейся справа, можно пройти в Малую трапезную, где Доменико Гирландайо написал свою Тайную вечерю - вариант еще более известной фрески, находящейся в церкви Онисанти (Всех Святых). В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию.

Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

С 1491 года настоятелем монастыря был выбран великий проповедник Савонарола, начавший реформу монастыря. Он стремился, чтобы его монахи стали действительно нищенствующими и лишенными всякого имущества, поэтому распродал владения монастыря и личного имущества монахов, а доходы от реализации пошли в помощь бедным.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Итальянские «piazza» - средоточие культурных памятников и исторически значимых мест. Прогуливаясь по площади Сан-Марко во Флоренции, можно ознакомиться с десятком важнейших достопримечательностей города. Комплекс San Marco включает одноименную церковь, женский монастырь, библиотеку, музей. Каждый архитектурный памятник заслуживает особенного внимания, поэтому на экскурсию по окрестностям площади Святого Марка стоит отвести целый день.

Монастырь: история создания

По версии ученых, церковь и монастырь, являющиеся центральными объектами архитектурного комплекса Сан-Марко, были построены в центре Флоренции в 13 веке. Известно, что реставрацией культовых зданий в свое время занимался талантливый зодчий Микелоццо ди Бартоломео. В 19 веке монастырь был превращен в Национальный музей, сегодня в его стенах хранятся художественные и литературные произведения эпохи Ренессанса.

Точная дата создания комплекса неизвестна, до наших дней дошли лишь упоминания о том, что изначально монастырь принадлежал сильвестринцам - монахам Ордена святого Бенедикта. В 15 веке Сан-Марко был передан монахам-доминиканцам. Пришедший к власти во Флоренции Козимо Медичи затеял реставрацию церкви и монастыря - восстановительные работы были доверены известному архитектору Микелоццо ди Бартоломео. Перестройка длилась вплоть до 1442 года.

Во время реконструкции монастыря Сан-Марко были полностью обновлены помещения, предназначенные для жизни монахов, построены новые кельи и библиотека. На территории постройки был разбит сад с апельсиновыми деревьями. Здание церкви, напротив, практически не изменилось, его дополнили только хор, трибуна, ораторий и капелла. В оформлении монастыря и церкви можно обнаружить символику Медичи, а именно - изображения покровителей семейства (святого Косьмы, Дамиана, Лоренцо, Иоанна Евангелиста).

Музей Сан-Марко

В 1866 году послушники покинули стены монастыря Святого Марка, и через три года постройка превратилась в музей, посвященный творчеству итальянского художника Фра Беато Анджелико. Фрески этого мастера, изображающие Богородицу, Христа и других святых, являются шедеврами иконописного искусства. Среди известнейших картин, которые можно увидеть на монастырских стенах:

  • «Благовещенье»;
  • «Noli Me Tangere» («Не прикасайся ко мне»);
  • «Преображение»;
  • «Страшный суд»;
  • «Снятие с креста».

Особенно выразительны фрески, посвященные распятию святых Косьмы и Дамиана. В обиталище Савонаролы хранится его портрет, выполненный Фра Бартоломео. К числу значимых экспонатов музея принадлежит икона с ликом Святого Максима Грека кисти Доменико Гирландайо.

Библиотека Сан-Марко

В рамках общей реконструкции монастыря в середине 15 века была построена библиотека. Здание стало настоящим шедевром ренессансной архитектуры. Идея возвести библиотеку в центре Флоренции принадлежит гуманисту Колюччо Салютати, именно он обосновал необходимость создания культурного центра, доступного для всех, кто стремится к знаниям. Все книги библиотеки Сан-Марко бережно хранились и исправно заносились в каталоги. В 1500 году собрание составляло более 1200 рукописных книг и инкунабул. Большую часть коллекции представляла, конечно же, церковная литература - произведения отцов церкви, многочисленные экземпляры Библии и Евангелия, 66 трудов Фомы Аквинского. В собрании библиотеки были представлены и философские произведения Платона, Цицерона, Аристотеля, Сенеки.

После смерти Козимо Медичи библиотека Сан-Марко перестала получать значительные благотворительные взносы. Ее развитием стали заниматься частные лица, заинтересованные в просвещении горожан. Устройство библиотеки было достаточно неординарным - важные манускрипты размещались в витринах таким образом, что даже монахи не могли ими пользоваться по собственному желанию. Чтобы использовать нужную книгу, им требовалось разрешение экзекуторов. Инвентаризацию библиотечного собрания проводили ежегодно. Если не доставало хотя бы одной книги, монахи должны были восстанавливать утраченное сочинение вручную.

Что еще посмотреть, гуляя по площади Сан-Марко

Чтобы разнообразить экскурсионную программу, после осмотра достопримечательностей архитектурного комплекса Сан-Марко можно посетить расположенный поблизости ботанический сад. В настоящее время он занимает 2,39 га. В саду находится более 5000 сортов деревьев, в том числе и экзотических. Лучшим временем для посещения флорентийского ботанического сада считается период с начала апреля по конец октября. В это время здесь цветут роскошные азалии, растущие в огромных терракотовых горшках.

Планируя поездку во Флоренцию , составьте список интересных вам достопримечательностей заранее. Этот город предлагает туристам уйму возможностей для организации разнопланового отдыха.

Координаты для GPS: 43° 46" 41"" СШ, 11° 15" 32"" ВД

Площадь перед монастырским комплексом Сан Марко с церковью и музеем в северной части Флоренции. Так же на площади находится Академия изящных искусств – одно из крупнейших художественных собраний города.

Монастырь Сан Марко был основан предположительно в 12 в. С 1299 г. принадлежал бенедиктинским монахам-сильвестринцам. В 1437 г. Козимо Медичи Старший, будучи фактическим правителем Флоренции, решил реконструировать монастырь на собственные средства. Он передал его доминиканцам, а работы по перестройке здания поручил своему личному архитектору Микелоццо ди Бартоломео.

Работы были закончены в 1442 г., а в 1443 г. обновленная монастырская церковь была освящена папой Евгением IV. Тогда же было построено здание для библиотеки Сан Марко . Эта библиотека была основана чуть ранее известным гуманистом Колюччо Салютати и его учеником Никколо Никколи, а к началу 16 в. при поддержке монастыря и Медичи стала крупнейшей не только в , но и в Европе – её собрание насчитывало 1232 книги.

Одним из примечательных периодов в истории монастыря Сан Марко является время, когда его настоятелем был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола с 1491 по 1498 гг. Он, согласно идеологии доминиканского ордена, стремился, чтобы монахи были нищенствующими. Владения монастыря и имущество его монахов распродавались, а выручка отдавалась бедным. Интересно, что именно Савонарола добился временного изгнания семейства Медичи из Флоренции. Так же в 15 в. в монастыре Сан Марко изучал богословие грек Михаил Триволис, который впоследствии переселился в Московское княжество и известен как духовный писатель Максим Грек.

В 1866 г. монастырь был секуляризован и в 1869 г. преобразован в музей Сан Марко . Сейчас в музее содержится большое количество картин, в основном фресок, известных итальянских художников эпохи Раннего Возрождения: Доменико Гирландайо ("Тайная вечеря"), Фра Бартоломео ("Портрет Савонаролы"), Алессио Бальдовинетти ("Святой Антоний и распятие"), Беноццо Гоццоли и многих других. В том числе самая богатая в мире коллекция произведений Джованни ди Фьезоле, известного как Беато Анджелико, который жил в монастыре и украсил многие его помещения великолепными фресками. Среди его работ: "Страшный суд", "Тайная вечеря", "Благовещение Богоматери" и др.

Так же в музее можно посмотреть келью, в которой жил Джироламо Савонарола, с некоторыми сохранившимися предметами интерьера 15 в. Хорошо сохранилась аркада Сан Антонио работы Микелоццо – шедевр ренессансной архитектуры. Большая коллекция старинных рукописей в библиотеке Сан Марко.

Что касается церкви Сан Марко , то она неоднократно перестраивалась. Колокольня была возведена в 1512 г. А купол и неоклассический фасад были построены уже в 18 в. В интерьере базилики, так же, как и в музее, много произведений живописи и скульптуры, выполненных известными мастерами 14-17 вв. Самое ценное из них – "Распятие" Беато Анджелико 1428 г. на главном алтаре.

Напротив церкви Сан Марко на площадь углом выходит здание Академии изящных искусств . Она была создана в 1561 г. знаменитым придворным художником-архитектором Козимо I Джорджо Вазари совместно с ещё двумя художниками-маньеристами Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманатии и была самой первой академией живописи в Европе.

Первоначально Академия находилась в , а в 1784 г. переехала сюда – в здание бывшего госпиталя святого Матфея. Тогда же указом великого герцога Тосканы Леопольда она стала главной художественной школой Флоренции и при ней была образована картинная галерея для ознакомления студентов с творчеством знаменитых мастеров.

Самым ценным экспонатом в Академии изящных искусств является знаменитая скульптура "Давид" Микеланджело 1504 г., перенесённая сюда с в 1873 г. Другие шедевры Академии: "Узники" тоже Микеланджело 1530 г., "Похищение сабинянок" Джамболоньи 1580 г., "Оплакивание Христа" Джованни да Милано 1365 г. и др. Так же представлена живопись таких выдающихся флорентийских художников 14-16 вв., как: Паоло Учелло, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Андреа дель Сарто. Большая коллекция русских икон 16-18 вв.

В центре площади Сан Марко возвышается памятник герою Рисорджименто Манфредо Фанти, а за его спиной находится здание ректората Флорентийского университета. За ректоратом со стороны монастыря есть уютный Ботанический сад, основанный еще в 1545 г. для разведения лекарственных трав.

Chiesa di San Marco

Церковь и монастырь Сан-Марко в нaчaле XV вeка принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, котopые дoвели их дo такого состояния, чтo вызывали недовольство и жалобы со стopoны флорентийцев. В пpaвление Козимо Старшего монастырь пepeдали дoминиканцам. Вo y монахов этого нищенствующего ордена к тому вpeмени yже были своя бoгaтейшая церковь и монастырь - Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции

Св. Дoминик создавал орден кaк общество проповедников, котopые дoлжны были уберечь народ oт соблазна ересей, воздействуя нa него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция пo большей части извратила цели основателя, и caмыми злостными нарушителями устава ордена вo стaли братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котopом собирались радикалы, мечтавшие о возвpaщении порядков, ycтановленных св. Дoмиником, был coздан в противовес пepвому. Вот почему нa oднoй из фресок в Сан-Марко художник Беато Анжелико изобpaзил св. дoминика со свитком, в тексте котopого говорится, чтo каждому, кто ввeдeт в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Базилика Сан-Марко и Медичи

Медичи покpoвительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, нo c Сан-Марко со вpeмен Козимо их всe жe связали ocoбые отношения. Козимо Старший помог привести Сан-Марко в порядок пocле сильвестринцев. Пo его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь вo вкусе Возрождения. Нe кто иной, кaк монах Беато Анжелико, вызванный вo Флоренцию из монастыря вo Фьезоле, рacписал основные помeщeния монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтoбы поразмыслить в окpyжении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знaмeнитую библиотеку и осыпал их дpyгими благодеяниями. Пo словам тoго жe Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знaмeнитая художественная школа, питомник юных талантов, oткyдa вышел Микеланджело.

Со вpeменем Сан-Марко стaл всe больше напоминать «придворный монастырь», oднако именно в нем налились силой зерна кризиса, пoлoжившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор пo имени Джироламо Савонарола выступил c проповедью религиозной рефopмы и ополчился нa Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. пo преданию, Савонарола пpoдoлжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже кoгда тот лежал нa смертном одре. Нe желая разговаривать c фанатиком, умирающий отвернулся к cтене. Вскoре Савонарола попытался организовать вo Флоренции теократическое государство, чтo окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Фрески Анжелико в церкви Сан-Марко

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко - фрески , coзданные Беато Анжелико, о котopом Вазари говорил, чтo он мог написать ангелов и святых так, чтo они и впpaвду казались небожитeлями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в тoм чиcлe

  • «Распятие со св. дoмиником» y входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью;
  • «Св. Дoминик» в люнете над входом в Зал капитула и «Распятие» внyтри зала;
  • «Пьета» нa дверях трапезной; «Иисус» (в обpaзе паломника) нa дверях зала для гостей, a в нем - «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие c крecта»;
  • нa лестнице, ведущей нa верхний этaж, - «Благовeщeние»;
  • в прихожей кельи Козимо - «Распятие», a в самой келье - «Поклонение волхвов»;
  • в дpyгих кельях и в коридоре - «Мадонна нa троне среди святых», «Благовeщeние», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии y Гроба Господня», «Введение вo храм».

Из картин Беато Анжелико, написанных нa дoсках, в зале для гостей сoxpaняются «Страшный суд» и «Снятие c крecта».



Похожие статьи
 
Категории