Плюсы и минусы демпинга. Что такое демпинг

18.10.2019

Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг , представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции.

Демпинг - массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.

В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны экспортера , наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающую создание таковой. О масштабах его применения свидетельствует распространенность антидемпинговой практики в мире (см. табл. 7).

Таблица 7

Статистика антидемпинговых разбирательств в 1997- 98 г.г.

Количество

разбирательств

Количество

разбира-тельств

Австралия

Страны ЕС

Страны ЕС

Республика

Бразилия

Аргентина

Австралия

Источник: БИКИ. - 1999. - № 60. С.1.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

    постоянный демпинг;

    хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг;

    случайный (спорадический) демпинг;

    обратный демпинг;

    встречный (взаимный) демпинг.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой, т.е. когда занижение цен носит постоянный характер.

Хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг - временное умышленное занижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующее установление монопольных цен.

На практике это может означать экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства.

Случайный (спорадический) демпинг - временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по заниженным ценам.

Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка или у производителей скапливаются большие запасы товаров. Перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке.

Обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам, ниже экспортных.

Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют, обусловливающих расхождение между ценой товара на внутреннем рынке страны экспортера и ценой на рынке страны импортера.

Встречный (взаимный) демпинг - взаимные поставки (встречная торговля) одного и того же товара между двумя странами по демпинговым ценам.

Эта разновидность демпинга также встречается редко: в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию .

Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам.

В этом случае цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. В действительности, смысл практики демпинга заключается в том, что она тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен. Благодаря тому, что конкретная компания занимает монопольные позиции на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок страны базирования компании или рынок страны, где расположены основные производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам. Таким образом, демпингующая фирма получает дополнительную (монопольную) прибыль.

Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на других рынках с целью вытеснения с них конкурентов. Использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-либо другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

Последствия иностранного демпинга на рынке страны-импортера следует рассматривать как с точки зрения потребителей данного товара, так и местных производителей аналогичной продукции. Отношение потребителей товара в стране-импортере к иностранному демпингу неоднозначно. Если продажа товара по низким ценам носит регулярный характер, то очевидно, что потребители (как индивидуальные, так и производственные) могут выиграть, приобретая такой товар. В то же время, если доля иностранного поставщика на рынке заметно увеличится и другие поставщики будут вытеснены с рынка, иностранная фирма сможет обеспечить монопольный контроль над зарубежным рынком. Это может создать угрозу того, что иностранный поставщик, подавив конкурентов, перейдет к политике монопольно высоких цен. Таким образом, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка . В последнем случае потребители понесут потери в будущем, когда политика низких цен сменится политикой монопольно высоких цен.

Производители товара в стране-импортере всегда несут ущерб от иностранного демпинга. Они испытывают жесткую ценовую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. При этом местные фирмы оказываются в крайне невыгодном положении. С одной стороны, они вынуждены отвечать снижением цен, а с другой стороны, у них нет возможности компенсировать возникающие при этом потери за счет продажи товара по завышенным ценам на каком-либо другом рынке. Поэтому они вынуждены либо нести большие финансовые потери, либо уступить свою долю на рынке иностранному поставщику .

Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам является политика антидемпинга или антидемпинговые меры. Известны два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:

    введение антидемпинговых пошлин (в том числе в форме предварительных мер - временных антидемпинговых пошлин );

    принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств , предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Поскольку действие антидемпинговых мер направлено на нейтрализацию эффекта занижения цен, постольку численно антидемпинговые пошлины равны (в некоторых случаях меньше) величине такого занижения .

Для применение мер, противодействующих демпингу, (антидемпинговых процедур ) требуется соблюдение ряда условий :

    установление факта демпинга на основе соответствующих критериев и методик;

    наличие демпинговой разницы , т.е. превышения нормальной стоимости над ценой, по которой экспортируется товар, и определения размера занижения цены (демпинговой маржи );

    наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба;

    существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба .

В соответствии с общемировой практикой в Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" определены два варианта установления антидемпинговых мер . Причем, если в антидемпинговое расследование вовлечены несколько производителей и/или экспортеров демпингового импорта из одного и того же и/или из разных государств, окончательные результаты для каждого из них могут не совпадать. Антидемпинговые меры применяются:

    в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств);

    на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединений таких производителей (экспортеров).

Торгово-политический смысл проведения антидемпинговых процедур состоит в устранении экономических последствий нанесенного демпингом ущерба и ценовой дискриминации (см. рис. 7).

Установление факта демпинга предполагает сопоставление цен, по которой товар реализуется в стране производства и в стране экспорта (куда от ввозится), т.е. нормальной стоимости и экспортной цены (цены экспорта) .

Нормальная стоимость товара - цена товара, по которой он реализуется в стране производства (экспортирующей стране) при обычном ходе торговли таким товаром.

Экспортная цена - цена, по которой демпинговый товар ввозится в страну экспорта.

Нормальная стоимость определяется как цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера товара. Наиболее часто в качестве нормальной стоимости используются внутренние цены в стране производства. В практике применения антидемпинговых мер встречаются случаи, когда фактические цены не могут быть использованы при определении нормальной стоимости. Например, из рассмотрения должны быть исключены торговые операции между взаимосвязанными компаниями или в рамках торговых соглашений.

В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть использована для сопоставления, необходим поиск альтернативных методов установления нормальной стоимости. Среди них чаще всего используются следующие методы определение нормальной цены:

    на основе наивысшей цены на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в третью страну;

    на основе расчетных цен - суммы издержек производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах административных, торговых и общих издержек;

    применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны ).

Как показывает практика антидемпинговых расследований, выбор сурророгатной страны чаще всего является произвольным. Этот подход к определению нормальной цены применяется в отношении стран с полной, или в существенных чертах полной монополией торговли, в которых все внутренние цены устанавливаются государством. Иными словами, прямое сравнение с внутренними ценами в такой стране не всегда может быть оправданным. Исторически этот метод возник в торговле со странами с централизованной экономикой. Основанием для его применения в данном случае было то, что внутренние цены этих стран не могли считаться экономически обоснованными и соответственно использоваться для сопоставления .

Выбирая суррогатную страну, специалисты стремятся найти страну со сходной технологией и близкими стандартами производства. В данном случае формально учитывается только технический уровень производства, а не экономические факторы, которые определяют конкурентные преимущества той или иной страны.

В настоящее время этот метод применяется к товарам из некоторых стран с переходной экономикой, определяемых как страны с нерыночной экономикой, в частности, из России. Безусловно, такой подход носит откровенно протекционистский и дискриминационный характер, поскольку в России в 90-е годы цены формируются под действием рыночных факторов и тем более не на основе административных решений.

Примечательным является то, что в последнее время в антидемпинговое законодательство ЕС и США введены дополнительные положения. Они позволяют предприятиям, которые обвиняются в демпинге, запрашивать для себя в индивидуальном порядке режим определения нормальной стоимости на основе фактических цен, если в целом для страны, где они расположены, применяется метод суррогатной страны (эти положения применяются в отношении Китая и России). Однако в данном случае эти предприятия несут дополнительное бремя по доказательству того, что они устанавливают свои цены свободно на основе рыночных факторов. Таким образом, они все равно подвергаются дискриминации.

Демпинговая маржа - разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой.

Величина демпинговой маржи свидетельствует о размере занижения цены в результате демпинга. Как правило, она исчисляется в относительных величинах: отношение демпинговой разницы (нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара) к экспортной цене .

Обязательным условием применения ограничений на ввоз демпингового товара является установление не только факта демпинга, но и наличия ущерба или угрозы такого ущерба в связи с ввозом товара по демпинговым ценам, а также причинно-следственной связи между ними.

В данном случае материальный ущерб или угроза его наступления трактуется идентично понятиям "существенного ущерба отрасли экономики" и "угрозы причинения существенного ущерба отрасли экономики", приведенному при рассмотрении защитных мер. С тем лишь уточнением, что значительное общее ухудшение положения отрасли наступает вследствие возросшего демпингового импорта товара.

Пример (один из эпизодов дела о поставках в ЕС неочищенного магния из России и Украины).

Неочищенный магний в основном применяется в производстве алюминия. В 1993 году общий объем потребления этого вида продукции в ЕС составил 46 тыс. тонн. Из России и Украины в общей сложности было импортировано 9 тыс. тонн. Для сравнения в 1991 году объем импорта из этих государств составил 2 тыс. тонн, а в 1992 году - 6 тыс. тонн.

По заключению Комиссии ЕС, в результате того, что российские и украинские цены были на 30-40% ниже цен на сопоставимую европейскую продукцию, Россия завладела 13%, а Украина - 7% рынка ЕС. Доля рынка единственного производителя ЕС, компании "Pechiney", сократилась с 17% в 1991 году до 7% в 1993 году, что привело к значительной потере рабочих мест. Компания "Pechiney" попыталась снизить цену на свою продукцию, однако рентабельность упала так низко, что создалась угроза ее жизнеспособности. Комиссия ЕС признала, что на столь прозрачном рынке, каковым является рынок магния, цена импортируемой продукции оказывает существенное воздействие на цены всего рынка. Иными словами, Комиссия ЕС установила, что существует причинно-следственная связь между демпинговым импортом неочищенного магния из России и Украины и ущербом, нанесенным единственному в ЕС производителю магния .

Если хотя бы одна из указанных предпосылок (факты демпинга и наличия ущерба или угрозы такого ущерба, а также причинно-следственная связь между ними) отсутствует, дело считается закрытым, если нет, то компетентные органы продолжают расследование для установления объемов демпинга и нанесенного ущерба.

Примечательно, что в США, где антидемпинговые процедуры имеют продолжительную историю и обширную практику, в целях достижения большей обоснованности в применении или неприменении антидемпинговых мер разграничены функции установления факта демпинга и определения материального ущерба и функции принятия решения о применении мер. Решение об обоснованности жалобы и целесообразности открытия процедуры и наличия факта демпинга принимает подразделение Министерства торговли. Наличие же материального ущерба устанавливается Комиссией по международной торговли, являющейся независимым органом. Т.е. антидемпинговая процедура складывается из двух параллельно осуществляемых независимыми органами расследований (см. рис. 6).

В процессе проведения антидемпингового расследования могут быть применены в качестве временных мер временные антидемпинговые пошлины .

Временные антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые до завершения антидемпингового расследования в том случае, если продолжение ввоза товара по демпинговым ценам до завершения антидемпингового расследования может привести к неблагоприятным экономическим последствиям, устранить которые окажется невозможным.

При этом предусматриваются специальные правила (в том числе возврата уплаченных пошлин) на тот случай, если антидемпинговые пошлины, введенные после завершения процедуры антидемпингового расследования будут отличаться от временных антидемпинговых пошлин либо антидемпинговое расследование выявит отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин. Временная антидемпинговая пошлина не подлежит перечислению в доход государственного бюджета до принятия окончательного решения о введении антидемпинговой пошлины.

Расследование на предмет введения антидемпинговых мер может быть завершено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при условии принятия иностранными экспортерами следующих обязательств, в результате которых прекратится нанесение ущерба национальным производителям:

    добровольного обязательства об отказе от демпинговых цен , т.н. ценового обязательства о минимальных ценах продажи;

    добровольного обязательства о сокращении объема демпингового импорта .

В отсутствии взаимоприемлемых ценовых соглашений вводятся антидемпинговые пошлины. Они просчитываются в отношении каждого экспортера, допустившего демпинг, и их окончательный размер не должен превышать величину демпинговой разницы. Сроки применения мер ограничиваются временем, необходимым для нейтрализации причиненного демпингом ущерба, и не должны превышать пяти лет, после чего предполагается снизить антидемпинговые пошлины.

В соответствии с Соглашением, принятым в рамках ГАТТ, действует правило о том, что антидемпинговое расследование должно быть прекращено, если соответствующими органами установлено, что демпинговая разница (демпинговая маржа) является минимальной (менее 2% от экспортной цены товара ) или что уровень демпингового импорта незначителен (на долю демпингового импорта из какого-либо государства приходится менее 3% от импорта такого товара в импортирующую страну ).

Таким образом, антидемпинговые процедуры включают в себя следующие основные элементы :

1) подача заявления (жалобы) от имени национальной промышленности с просьбой о начале процедуры . Многосторонние соглашения и законодательства большинства стран предусматривают критерий достаточного представительства для такого заявления. Как правило, требуется, чтобы оно было поддержано более чем 50% предприятий, производящих данную продукцию. При этом расследование не начинают, если заявление поддерживают менее 25% таких предприятий;

2) предварительное расследование , целью которого является выяснение общей обоснованности заявления и принятие решения о целесообразности открытия процедуры;

3) открытие процедуры с обязательной официальной публикацией и уведомлением заинтересованных сторон;

4) сбор необходимой информации . Данный этап предполагает рассылку специальных вопросников всем заинтересованным сторонам, посещение предприятий и т.п.;

5) установление факта демпинга на основе собранных материалов и определение демпинговой маржи ;

6) установление факта материального ущерба или угрозы такого ущерба ;

7) введение предварительных антидемпинговых пошлин , если ожидание окончания процедуры может привести к тому, нанесенный ущерб будет невозможно устранить. Если же в результате расследования выявляется отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин, уплаченные суммы возвращаются;

8) проведение переговоров с экспортерами о принятии ценовых обязательств (прекращении демпинга в обмен на приостановление процедуры);

9) установление наличия причинно-следственной связи между фактом демпинга и фактом нанесения ущерба;

10) подготовка предложений или принятие решения о применении или неприменении антидемпинговых пошлин .

В целом процедура никогда не продолжается более 18 месяцев.

Применение ведущими странами мира антидемпингового законодательства в отношении российских экспортеров связано с рядом особенностей. Во-первых, Россия не является членом ВТО, и не может претендовать на безусловное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Во-вторых, до недавнего времени, практически, все развитые страны относили Россию к числу государств с нерыночной системой торговли (страны ЕС лишь в апреле 1998 года исключили Россию из списка стран с нерыночной системой торговли для целей антидемпинговой политики). Эти обстоятельства обусловили многочисленные антидемпинговые расследования в отношении российских компаний и принятие последующих антидемпинговых мер в США, Западной Европе, Юго-Восточной Азии.

Процедура одного из антидемпинговых расследований в отношении российских производителей, раскрывающая не только содержание основных его стадий, конкретных антидемпинговых мер, но и наиболее характерные ошибки, допущенные как компаниями, так и правительственными органами России, не оказавшими должной поддержки отечественным экспортерам, рассмотрена на примере конкретной ситуации (кейса) "Российские металлургические комбинаты на американском рынке стали" (См. Приложение 4).

Создав законодательную базу по защите интересов отечественных производителей во внешней торговле, Россия намерена активизировать свою деятельность по защите наиболее важных отраслей национальной экономики. Основанием для этого являются многочисленные факты демпингового импорта в Россию, в частности, ввоз по демпинговым ценам продовольствия из европейских стран, поставки дешевой украинской стали, стальных труб.

Пример. Осенью 2000 года российское правительство направило официальное уведомление Минэкономики Украины о намерении ввести антидемпинговые санкции против импорта стальных труб украинского производства. По российской статистике, на долю Украины приходилось до 80% всего объема импортируемых в Россию труб. В результате чего Украина занимала 30% российского трубного рынка. При этом поставки в Россию неуклонно росли: в течение 2000 года они увеличились более чем вдвое. Эксперты утверждали, что качество украинских труб ниже качества российских, а поставки шли по демпинговым ценам. Подобная ситуация складывалась не только с трубами. Незадолго перед демаршем российского правительства о намерении ввести антидемпинговые санкции против украинских производителей труб, крупнейшие российские металлургические комбинаты - Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" - заявили о намерениях возбудить антидемпинговый процесс против украинских производителей горячекатаного листа, арматурной стали и сортового проката, ссылаясь на то, что поставляемый украинский металлопрокат на 10% дешевле российского.

Между тем нельзя сказать, что ввоз в Россию дешевой украинской стали играет совсем уж отрицательную роль. Безусловно, российские металлурги несут определенные убытки. Однако, с другой стороны, как утверждают машиностроители, именно наличие дешевого украинского импорта сдерживало российских металлургов от повышения цен на свою продукцию до мирового уровня, что, несомненно, было на руку потребителям сталепродукции.

Обращение России к цивилизованному способу разрешения конфликта с одним из торговых партнеров посредством процедуры антидемпингового разбирательства свидетельствует о вхождении ее в новый этап торговых отношений - проведения на деле политики протекционизма в соответствии с общепринятыми международными правилами.

При проведении закупок, закон № 44 ФЗ устанавливает антидемпинговые меры.

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Антидемпинговые меры — это целый комплекс мер против тех, кто не любит честной игры.

Демпинг приносит безусловный вред, как подрядчикам, так и заказчикам. Контракты с искусственно заниженными ценами, чаще всего, означают мошенничество: демпингующий подрядчик забирает аванс, а работа остается невыполненной. С другой стороны, навязывание невыгодных условий, а именно к этому неизбежно ведет демпинг, способствует общему падению уровня работ и качества поставляемой продукции.

Что же в результате? Нечистые на руку подрядчики наживаются, а новые поставщики, предлагающие действительно низкую стоимость, не могут выйти на рынок. Чтобы остановить формирующуюся тенденцию, появилась статья 37 ФЗ 44 об антидемпинговых мерах.

Разберем подробнее, какие механизмы статья 37 в 44-ФЗ предусмотрела для борьбы с недобросовестными подрядчиками.

Как доказать, что вы не демпингуете?

Итак, прежде всего, в ст. 37, Федерального закона №44-ФЗ четко оговорено, как и в отношении каких контрактов действует закон.

Так, в пункте 1 говорится, что если начальная, она же максимальная, цена контракта выше полутора десятков миллионов рублей, а подрядчик предлагает стоимость с разницей в четверть от начальной, то для заключения контракта будет достаточно предоставить обеспечение суммой, в полтора раза превышающей указанную в документации сумму обеспечения.

В каком случае антидемпинговые меры не применяются?

Случаи, когда мы имеем дело с контрактами, чья максимальная (начальная) цена меньше полутора десятков миллионов, оговорены в пункте 2 ст. 37. А говорится там что, либо участник должен предоставить гарантии на сумму 1,5 раза больше от указанного изначально обеспечения, обозначенного в документации (но не менее суммы аванса, если он предусмотрен), либо участнику предстоит доказать свою порядочность согласно механизму, предусмотренному пунктом 3.

Дело в том, что антидемпинговые меры по 44-ФЗ, предусматривают своеобразный отбор добросовестных подрядчиков. Если предложенная стоимость на четверть меньше начальной, то договор не будет подписан, пока поставщик не подтвердит свою благонадежность. В подобной ситуации он должен предоставить информацию, подтверждающую:

    выполнение в течение года до заявки 3-х и более контрактов без пеней и неустоек;

    либо, заключение и исполнение, в течение 2-х и более лет до заявки, 4-х и более контрактов, причем 3/4 из них должны быть выполнены без пеней и неустоек;

    либо, в течение 3-х и более лет до заявки, исполнение 3-х контрактов без пеней и неустоек.

При этом сумма, указанная в одном из контрактов, должна составлять не менее 25% стоимости контракта, для заключения которого компания подтверждает свою добросовестность.

Совет : поставщик должен помнить, что для подтверждения ему достаточно предоставить реестровые номера, по которым заказчик сможет самостоятельно найти указанные контракты в едином реестре. Никаких копий документов или определенной формы подтверждения — заказчик требовать не в праве.

Также, Минфин поясняет, что при падении цены на четверть и более, антидемпиговые меры не применяются в случаях, когда закупка проводится по цене единицы товара, работы или услуги. Этот метод используется, когда заранее не известен окончательный объем ТРУ по контракту.

Относительно аналогичного периода 2015 года количество контрактов , заключенных с применением антидемпнговых мер, увеличилось на 14,2% .

При этом среднее снижение начальной максимально цены было на 52,8% .

Почти на 40% больше, чем в 2015 году, было расторгнуто контрактов , заключенных с использованием антидемпинговых мер — 79 тысяч контрактов на 51 млрд. руб .

Документы об обеспечении заявки и о подтверждении добросовестности участника подаются в составе заявки на участие. Далее, они обязательно должны входить в пакет документов контракта при его подписании. Если к моменту подписания контракта участник не предоставил нужного перечня документов, подтверждающих его надежность, то он признается «Уклонившимся от заключения договора». В таком виде выражается применение антидемпинговых мер.

По мнению разработчиков этой статьи закона, подобные меры позволят отпугнуть недобросовестных подрядчиков еще до начала конкурса или аукциона.

Для того, чтобы заранее определить закупку, вероятность недобросовестности проведения которой будет высокой, нужно знать несколько правил. Руководствуясь ими Вы сможете довольно точно научиться выделять закупки, в которых будет присутствовать демпинг и сговор участников. Подробности об этом и многом другом Вы можете найти в нашем обучающем курсе Госзаказ.

Применение антидемпинговых мер в 44-ФЗ

В некоторых случаях под действия условия антидемпинговых мер о 25-ти процентной разнице начальной и предложенной стоимости попадают контракты на проведение:

    исследований;

    консультаций;

    разработок.

Естественно, во всем, что касается научной деятельности, стоимость работ не всегда является решающим критерием. В этих случаях заказчик имеет возможность обозначать важные для него факторы. При этом система оценки может быть разной для тех, кто предлагает стоимость с разницей менее четверти от начальной цены и более.

Дополнительно ко всем антидемпинговым мерам, 44-ФЗ, пункт 9, в случае с контрактами, касающихся жизненно необходимых вещей (медикаментов, продуктов питания, средств для оказания неотложной помощи), требует предоставления документов, обосновывающих низкую цену и гарантирующих возможность своевременной поставки. Естественно, возникает вопрос, в каком случае не будут применены антидемпинговые меры? Только, если речь идет о закупке лекарственных препаратов из списка, утвержденного Правительством РФ.

ООО МКК "РусТендер "

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т.е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25% и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками, а также риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.

Конечно, бывают случаи, когда сбить цену даже ниже себестоимости могут и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. Так они рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены именно на устранение конкурентов.

В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное , либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него могут потребовать обосновать итоговую стоимость.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Если демпинг проявился во время , победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он может попасть в .

Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.

Антидемпинговые меры по 223 ФЗприменяются несколько иначе. В тексте закона про них не говорится. Однако, ч. 2 ст. 2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик имеет право внести свои правила относительно борьбы с демпингом. Они могут быть такими же, как в законе о контрактной системе, либо отличаться.

Как применяются

Когда применяются антидемпинговые меры 44 ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн. руб. При НМЦК меньше или равной 15 млн. руб. участник по своему выбору предоставляет или полуторное обеспечение, или документы, подтверждающие добросовестность.

Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик может оценивать заявки с нормальным снижением (до 25%) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст. 37).

Также, если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены. Для этих целей можно использовать:

  1. Гарантийное письмо от производителя продукции.
  2. Документальное подтверждение наличия товара.
  3. Другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку.

Когда антидемпинговые меры не применяются

Во-первых, антидемпинговые меры по 44 ФЗ или не затрагивают. То есть во время таких процедур можно сильно снижать цену без негативных последствий.

Во-вторых, рассматриваемые правила не применимы для закупок, где невозможно определить итоговый объем запасных частей, услуг или работ (), так как снижается не только НМЦК, но и цена единицы продукции (письмо Минэкономразвития №Д28и-3262 от 13.12.2016).

В-третьих, они не распространяются на закупку лекарств, при условии, что предложение участника не должно быть ниже предельной отпускной цены товара на 25% и более (ч. 12 ст. 37).

Демпинг – продажа организацией товаров или услуг ниже себестоимости. По законодательству большинства стран мира, это один из недопустимых методов ценовой конкуренции.

Демпинг используется компаниями и даже государствами с несколькими целями.

Во-первых, для захвата новых рынков. Так, демпинговая политика часто проводится странами – экспортерами стали, сельхозпродукции и т. п. Чаще всего это происходит в международной торговле и объясняется необходимостью поддержки внутренних производителей.

Во-вторых, для вытеснения конкурентов. Допустим, компания продает свою продукцию ниже себестоимости, заранее соглашаясь на определенные убытки, делая бизнес других предприятий невыгодным, а впоследствии, завоевав существенную долю в продажах, поднимает цены и возмещает потери с большой прибылью. Так поступают, в частности, сетевые розничные компании.

В-третьих, с помощью демпинга может проводиться государственная политика. Например, нацеленная на снижение процентных ставок по ипотеке . Для этого создаются государственные организации, такие как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) , а также используются банки с государственным участием. Предоставляются денежные средства для проведения программ. В результате ставки по ипотеке снижаются, и коммерческие банки вынуждены следовать за этой тенденцией.

В-четвертых, в той или иной степени демпингом пользуются компании, в частности, банки с государственным участием. Они обычно предлагают более низкие тарифы, и таким образом происходит «перетягивание» клиентов у коммерческих кредитных организаций. При этом необходимо понимать, что такие банки с госучастием имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам, поставщиком которых выступает государство.

В-пятых, существует вид демпинга, при котором цены на одну и ту же продукцию могут ощутимо отличаться на внутреннем и внешнем рынках. Так определяется цена на нефть и газ, которая существенно возрастает при пересечении государственной границы. К этой же категории, но в обратную сторону можно отнести разницу в цене заимствований на внутреннем и внешнем рынках: кредиты за рубежом значительно дешевле, чем в России.

В целом демпинг считается незаконным. В международной практике против него выступает Всемирная торговая организация (ВТО). На внутреннем российском рынке борьбу с демпингом ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2008 году ФАС, например, проводила расследование в банковской сфере и выносила предложения по регулированию тарифов. Однако идея не нашла поддержки на законодательном уровне.

Что такое демпинг? Честные методы борьбы за рыночную нишу или недобросовестный трюк, направленный на борьбу с конкурентами?

В экономике это понятие используется давно, но даже сейчас не каждый знает его определение и уж тем более не способен понять, насколько оправдана данная тактика. Для чего компании занимаются демпингом? И какой смысл заложен в этом термине?

Что означает слово «демпинг»?

Демпинг является одним из наиболее ярких проявлений конкурентной борьбы в экономике и широко используется с 1930-х годов. Считается, что термин dumping имеет английское происхождение и обозначает «разгрузка, сброс» , хотя нередко его связывают со старо-норвежским словом dumpa, которое переводится как «тяжело падать».

Изначально понятие использовалось по отношению к устаревшим, некачественным товарам, от которых нужно было избавиться, но с течением времени термин утратил первичный смысл и стал употребляться в контексте с ценами на продукцию.

Что такое демпинг?

Демпинг – это торговля товарами либо услугами по искусственно сниженной стоимости. Его основная цель заключается в завоевании рынка и получении экономических преимуществ по сравнению . Чаще всего демпинг используется в международной торговле, хотя нередко наблюдается и в пределах страны.


Многие государства считают его недобросовестной тактикой, поэтому используют для борьбы с ним всевозможные инструменты, к примеру снижение объемов поставок на конкретный рынок или добровольное импортное ограничение. Но чаще с демпингом борются введением антидемпинговых пошлин, не позволяющих продавцу кардинально снижать цены на свою продукцию.

Какие бывают типы демпинга?

Во многих развитых государствах законодательство выделяет 2 типа демпинга – стоимостной и ценовой. Первый подразумевает торговлю товарами либо услугами по цене ниже себестоимости. Ценовой демпинг определяется как продажа продукции по цене ниже ее стоимости внутри государства.

Кроме этого, выделяют ряд коммерческих форм демпинга в зависимости от его назначения и сроков применения. В частности, спорадический представляет собой эпизодическую торговлю по сниженным ценам, преднамеренный – продажу товаров с целью утверждения монопольных цен, взаимный – встречную торговлю двух государств по низким ценам.

Зачем нужен демпинг?

Причин, заставляющих предприятия заниматься демпингом, достаточно много. Иногда бывает так, что новая организация хочет зайти на рынок и потеснить конкурентов, в результате намеренно снижает цены на свою продукцию для привлечения покупателей.


Часто компании демпингуют в тех случаях, если у них на складах накопились большие объемы неликвидного товара, который нужно продать. Также демпинг имеет целесообразность, если в каком-либо регионе происходит перепроизводство или снижается уровень продаж.

В качестве примера можно привести ситуацию 1980-х годов, когда в республики бывшего Союза хлынули товары из Китая и Турции. В стремлении закрепиться на новом рынке продавцы этой продукции намеренно занижали цены, в результате отечественные товары утратили свою конкурентоспособность, были частично замещены, а местные производители потеряли свои производственные мощности.

Несмотря на то что демпинг имеет множество негативных аспектов по отношению к участникам рынка, покупатели от него только выигрывают. Простые люди получают возможность покупать продукцию по низким ценам и тем самым тратить меньше своих сбережений.

Чем демпинг отличается от обычного снижения цен?

Не все низкие цены можно рассматривать в качестве демпинговых. Иногда снижение стоимости продукции связано с удачной маркетинговой кампанией, уменьшением издержек производства или расходов на обеспечение торговли.


От обычного снижения цен демпинг отличается тем, что при использовании этой тактики компании не задумываются о качестве своей продукции или обслуживания и добровольно отказываются от нормального уровня .

Если в результате маркетинговой программы или снижения издержек цены все равно остаются выше себестоимости, то при демпинге они могут опускаться ниже затрат на производство.



Похожие статьи
 
Категории