По одной из версий первая жена адама. Что случилось с Лилит – первой супругой Адама? (2 фото)

13.10.2019

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

Легенды о первых женщинах, ставших спутницами первого мужчины, взятые из доступных первоисточников.

Легенда о Лилит, Первой Еве, Второй Еве и о других

Решив дать Адаму спутницу, чтобы он не был один в своем роде, Бог поместил его в глубокий сон, удалил одно из ребер его, придал ему форму женщины и закрыл рану.
Адам проснулся и сказал: «Это существо должно называться «женщина», потому что она была взята из мужчины. Мужчина и женщина должна быть одна плоть».
Название, которое он дал ей, было Ева, «мать всех живых».

Некоторые говорят, что Бог создал мужчину и женщину по образу Своему на Шестой День, давая им взимать плату по всему миру; , но что Ева еще не существовала. Так вот, Бог поставил Адама назвать всех животных, птиц и других живых тварей. Когда они проходили перед ним парами, самцы и самки, Адам, будучи уже двадцатилетним мужчиной, завидовал их любви, и хотя он пытался вступить в связь с каждой самкой по очереди, но не находил никакого удовлетворения в акте. Поэтому он кричал: «Каждая тварь, кроме меня, имеет себе пару», и молил Бога исправить эту несправедливость.

Бог тогда создал Лилит, первую женщину, так же, как Он создал Адама, за исключением того, что он использовал грязь и ил вместо чистой пыли. Из союза Адама с этой демоницей, и с другой, как она, по имени Наама, сестрой Тубала Каина, произошел Асмодей и бесчисленное количество демонов, которые до сих пор досаждают человечеству. Много поколений спустя Лилит и Наама пришли к судилищу Соломона, замаскировавшись иерусалимскими блудницами.

Адам и Лилит никогда не жили в мире; ибо, когда он хотел лечь с нею, она обижалась на лежачее положение, которого он требовал. «Почему я должна лежать под тобой?» — спрашивала она. «Я также была сделана из пыли, и я поэтому равна тебе.» Так как Адам пытался добиться ее послушания силой, Лилит в ярости произнесла магическое имя Бога, поднялась в воздух и покинула его.

Адам пожаловался Богу: «Я был покинут моей помощницей». Бог тотчас послал ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа доставить Лилит обратно. Они нашли ее у Красного моря, в регионе, изобилующем похотливыми демонами, которых Лилит рожала со скоростью более ста в день.
«Возвращайся к Адаму без задержки», — сказали ей ангелы, — «или мы утопим тебя!»
Лилит спросила: «Как я могу вернуться к Адаму и жить как честная домохозяйка, после моего пребывания у Красного моря?»
«За отказ будет тебе смерть!», — ответили они.
«Как я могу умереть,» — снова спросил Лилит, — «когда Бог приказал мне взять на себя ответственность за всех новорожденных детей: мальчиков до восьмого дня жизни, до самого обрезания; девочек до двадцатого дня? Тем не менее, если когда-нибудь я увижу ваши три имени или подобные им, изображенные на амулете на новорожденном ребенке, я обещаю пощадить его.»
С этим они согласились; но Бог наказал Лилит, сделав так, что каждый день сто ее детей-демонов погибают; , и если она не могла уничтожить человеческое дитя из-за ангельского амулета, ее злоба оборачивалась бы против ее самой.

Некоторые говорят, что Лилит правила как королева в Змагарде и затем в Шибе; и была демоницей, которая уничтожила сыновей Иова. Тем не менее, она избежала проклятия смерти, которое настигло Адама, поскольку они расстались задолго до грехопадения. Лилит и Наама не только душат младенцев, но и соблазняют спящих мужчин, любой из которых, спящий в одиночестве, может стать их жертвой.

Смущаясь от его неспособности дать Адаму подходящую спутницу, Бог попытался снова и позволил ему наблюдать, как он построил женскую анатомию: используя кости, ткани, мышцы, кровь и железистые выделения, затем покрывая все кожей и добавляя пучки волос в места. Зрелище вызвало у Адама такое отвращение, что даже тогда, когда эта женщина, Первая Ева, стояла в своей полной красе, он ощущал неодолимую брезгливость. Бог знал, что он потерпел неудачу еще раз, и прогнал Первую Еву прочь. Куда она пошла, никто не знает наверняка.

Бог попытался в третий раз и действовал более осмотрительно. Взяв ребро Адама во сне, Он создал из него женщину; затем заплел ее волосы и украсил ее, как невесту, двадцатью четырьмя ювелирными изделиями прежде, чем разбудить его. Адам был очарован.

Иные говорят, что Бог создал Еву не из ребра Адама, а из кончика хвоста, который был частью его тела. Бог отрезал его, и обрубок — теперь бесполезный копчик — по-прежнему носят потомки Адама.

Другие говорят, что исходной мыслью Бога было создать два человеческих существа мужского и женского пола; но вместо этого он создал одного с мужским лицом, смотрящим вперед, и с женским лицом, смотрящим назад. Он изменил свое мнение опять, снял заднее лицо Адама и построил тело женщины для него.

Третьи считают, что Адам изначально был создан, как андрогин, из мужских и женских органов, соединенных спина к спине. Так как это положение тела сделало движение трудным, а общение неловким, Бог разделил андрогина и дал каждой половине новую спину. Эти отдельные существа Он поместил в Эдеме, запретив им соединяться.

Источники:

1. Бытие II. 18-25 лет; III. 20.
2. Бытие I. 26-28.
3. Бытие Rab. 17,4; B. Yebamot 632.
4. Ялкут Реубени объявления. Быт II. 21; Внутривенно 8.
5. Алфавит Ben Sira, 47; Gaster, MGWJ, 29 (1880), 553 и след.
6. Num. Rab. 16.25.
7. Targum ad job 1. 15.
8. Б. Шаббат 151b; Гинзберг, LJ, В. 147-48.
9. Быт. Rab. 158, 163-64; Середина. Abkir 133, 135; Абот Dir. Натан 24; B. Синедрион 39а.
10. Бытие II. 21-22; Бытие Rab. 161.
11. Быт. Rab. 134; B. Erubin 18а.
12. B. Erubin 18а.
13. Быт. Rab. 55; Левит Rab. 14.1: Абот Dir. Натан 1.8; B. Брахот 61а; B. Erubin 18а; Танхума Tazri’a 1; Yalchut Быт. 20; Тань. Бубер iii.33; Mid. Псалмы 139, 529.

Легенда о Лилит .

Из «Алфавита Бен-Сира», 8 век н.э.

Когда Бог создал первого человека Адама единственным, Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному». [Так] Бог создал женщину для него, из земли, как и он, и назвал ее Лилит .
Они [Адам и Лилит ] сразу же начали спорить друг с другом:
Она сказала: «Я не буду лежать внизу», а он сказал: «Я не буду лежать внизу, но сверху, так как тебе подобает быть ниже, а я для того, чтобы быть выше.»
Она сказала ему: «Оба из нас равны, так как мы оба из земли.» И они не желали слушать друг друга.
Так как Лилит видела [как это (творение) было], она произнесла невыразимое имя Бога и улетела прочь в небо. Адам предстал в молитве перед своим Создателем и сказал: «Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, сбежала от меня!»

Святой Благословенный немедленно послал трех ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа вслед за ней, чтобы вернуть ее. Бог сказал: «Если она хочет вернуться, ну и хорошо. И если нет, то она должна признать, что сто ее детей умрут каждый день.»
Ангелы преследовали ее и настигли ее в море, в бушующих водах, (те же воды, в которых однажды утонут египтяне), и сообщили ей Божье повеление. И все же она не хотела возвращаться. Они сказали ей, что они утопят ее в море, и она ответила: «Оставьте меня в покое! Я была создана только для того, чтобы заражать [болезнями и пороками] детей: если они мальчики, от рождения до восьмого дня я буду иметь власть над ними; если они девочки — от рождения до двадцатого дня.»
Когда они услышали ее ответ, они стали умолять ее вернуться. Она поклялась им во имя Бога живого, что всякий раз, когда она увидит их самих, или их имена, или их образы на амулете, она не будет овладевать этим ребенком, и она согласилась, что сто ее детей будут умирать каждый день. Таким образом, сотня демонов умирает каждый день, и поэтому мы пишем имена [трех ангелов] на амулетах новорожденных. Когда Лилит видит их, она помнит свою клятву, и ребенок [защищен и] исцелён.

Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.


Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендуется лицам не достигшим 18 лет.


Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "adam”, которое произошло от слова "adamah” (пыль, прах). Слово "adam” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.


- Я не лягу внизу, - сказала она.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. – А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Элоима и Иаве – Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам – это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит – это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане. То, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией – чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови” (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду "Алфавита”?

Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Lilith”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Lilith” как "ночное привидение” или же "филин” (или "сова”).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в "отдаленных” мифологических системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые "Алы”. Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя "Ал паб”, и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту – львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине "Леди Лилит” Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде "первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях "Песачим” и "Ялкут Чадаш”. Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на интересующий нас объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная.

Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира.

Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.

С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у … есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от Иоанна”, в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой.

Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.

Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры, но это не совсем верно. Возможно – в славянской мифологии нет ярко выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе "Хазарский словарь” сербского писателя, "предводителя европейского пост-модернизма” Милорада Павича: "[Она] сидела босая и плакала в свои волосы… Под волосами виднелись обнаженные груди…, обрамленные, как глаза, ресницами и бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко…

Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные куски валялись в пыли вокруг…” (Просим извинить за длинную цитату, но, как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой славянский – русский – писатель – Даниил Андреев и его книга "Роза Мира”. В ней Лилит описывается как "Всенародная Афродита” всех человечеств”, причем она является одной из светлых верховных стихиалей. Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама "Роза Мира”, поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит неразрывно связано со "сферой половых чувств” и 2). даже будучи светлой стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет освобождена в будущем ("во втором эоне”).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего человека Лилит – это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.

Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке, литературе и живописи.

Валентина – женщина-начальник. Ей 32 года, она работает в крупной фирме, у нее в подчинении более полутора сотен человек. Валентина умна, образована, интеллигентна, хороша собой. Но в коллективе ее не очень любят – и мужчины, и женщины.

Как-то на корпоративной вечеринке ее зам решил проявить галантность и сделать комплимент: «Вы, Валентина Петровна, не женщина, Вы – настоящий мужчина!» Валентина расстроилась, но виду не подала. Тем более что подруги ей регулярно сообщают, что не годится женщине ТАК много работать и СТОЛЬКО зарабатывать. Никакой мужчина рядом не удержится.

Валентине нравится ее работа, она долго шла к ней. Три высших образования, одно из которых получено за границей, приглашения на симпозиумы и конференции, признание зарубежных коллег – все это в активе. А что не так? Нет мужа, нет уверенности в своей женственности.

Начинаем разбираться – и выясняется, что «женственность» для Валентины ассоциируется с домом, пирожками, детьми. Вот такое узкое понимание. И оказывается, что сама Валентина себя к женскому полу причисляет весьма условно. Такая вот печальная история. Все есть для счастья – но для этого надо чувствовать себя женщиной. А с этим как раз проблема.

Удивительно то, что мы живем в XXI веке и обладаем сознанием, заполненным дремучими стереотипами. Согласно этим стереотипам, женщина должна быть пассивной, робкой, эмоциональной, чувствительной, зависимой. Такие же качества, как активность, целеустремленность, уверенность, высокий интеллект приписываются мужчине.

Хотя различия между мужчинами и женщинами сильно преувеличены, многие люди считают, что раз так было на протяжении веков – значит, так должно быть вечно.

Стереотипы меняются медленно. Но вот комбайны, микроволновые печи, кулинарии и кафе заменили женщин на кухне, детский сад и школа взяли на себя часть традиционной нагрузки по воспитанию.

Сегодня браки заключаются в более позднем возрасте, и у большинства женщин 1-2 ребенка. Времени реально больше – того времени, которое женщина может потратить на себя, на свое образование, уход за внешностью, занятия спортом, на хобби. Но стереотипы сильны – и такая женщина часто подвергается осуждению.

А иногда на нее просто ставят клеймо – «ты не женщина». Поэтому так важно понять, как заботится о себе, реализовывать свой жизненный замысел и чувствовать себя женщиной, а не мужчиной в юбке.

Я предлагаю порассуждать о разных типах женщин, и начать с самого начала – с истории сотворения человека. Неважно, верите вы в Бога или нет – вы обязательно слышали о книге Бытия. В первых двух главах книги Бытия излагаются две разные истории сотворения человека.

Так, согласно первому варианту, Господь создает из праха мужчину и женщину. Во второй главе рассказывается совершенно отличная от первой история о появлении человека. Согласно этой версии, Адам был создан из праха, а женщина – из его ребра.

Многие ученые, теологи и просто верующие люди пытались понять и истолковать эти тексты. Воображение порождало множество легенд и мифов. Наиболее ранняя и самая известная версия изложена в апокрифическом еврейском сочинении Алфавит Бен-Сира:

«После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: Нехорошо, чтобы Адам был один (Быт 2:18) Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит.

Они немедленно побранились. Она сказала: Я никогда не лягу под тебя!


Он сказал: Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя.

Она отвечала: Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли). Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.

Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней».

Всевышний сказал Адаму: Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.

Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.» (Алфавит Бен-Сира, 23 а-b).

Согласно легендам, Лилит губит и крадет младенцев. Лилит искушает и истощает мужчин во сне, крадет их сперму для создания демонических детей взамен собственных. Авива Кантор, автор классической работы «Вопрос Лилит», отмечает, что качества, приписываемые Лилит, отражают извечную мужскую боязнь импотенции и потери мужской силы, тревогу перед потерей женской поддержки в семье и страх перед угрозой выживания всего народа.

Таким образом, перед нами предстают две ипостаси женщины:

Лилит – активная, энергичная, борющаяся за свои права, достигающая своих целей при помощи собственных сил. Своим требованием равенства Лилит ослабляет и разрушает Адама. Такая женщина может отказать мужу, чем несет угрозу самому существованию патриархального общества. Эта женская роль рассматривается как негативная, неправильная и не принимается обществом.

Яркой характеристикой Лилит является стремление к полной, неограниченной свободе. Она выдвигает жестокие требования по отношению к мужчине, хочет видеть в нем «демона» через проявления с его стороны мужества, смелости, безрассудства, ярко выраженной сексуальности.

Все, что ей нужно от мужчины – это сексуальное удовольствие. Лилит отрицает радость материнства, она не дает мужчине выполнить главную роль в жизни женщины – стать отцом ее ребенка.

Ева – покорная, покладистая, послушная, соглашающаяся со своим мужем. Она – символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, потому что рождена из ребра и является «плотью от плоти его». Ева – опора для семьи, для своего мужа, и поэтому данная роль рассматривается как позитивная модель поведения для женщины.

Анализируя этот миф, психоаналитик Виктория Потапова отмечает, что он уникален, потому что не известна другая история, в которой бы женщина восстала против мужчины ради равноправия. Этот миф несет женщине следующее послание: «Если ты захочешь равных со мной прав, если будешь требовательной, настойчивой, свободной, независимой, если будешь иметь собственные сексуальные желания – или нежелания – то ты плохо закончишь: ты станешь ведьмой, нимфоманкой, у тебя не будет детей!»

Вот так женский образ оказывается разделенным на две части. Одна часть, которую можно обозначить как Лилит, является привлекательной для мужчин. Не зря многие женщины в сердцах говорят: мужчины любят стерв. Однако эта часть женщины одновременно пугает – ведь она непредсказуема, она запросто может вступить в конкуренцию – и выиграть ее, может настоять на своем.

Кроме того, эту женщину невозможно контролировать в сексуальной сфере – ведь она знает, чего хочет, и добивается этого! Нежелание Лилит ложиться под Адама символизирует ее стремление к равенству, что пугает мужчину. Это извечный страх мальчика перед всемогущей матерью, который заставляет мужчин оставаться пассивными. Поэтому мужчины ищут и одновременно боятся Лилит.

Вторую часть женского Я символизирует Ева. Ева, хранительница очага, мать и жена, послушная и понимающая, готовая бесконечно приносить себя в жертву ради мужа и семьи. Она надежна, предсказуема, удобна и привычна.

Ева не спорит с мужчиной – она по-хитрому, осторожно внушает ему свои идеи. Именно Ева может всю жизнь оставаться в тени своего мужа, даже если она написала за него докторскую диссертацию, «выбила» продвижение по службе, заработала основную часть семейного бюджета. Главное для Евы – чтобы дома все было хорошо.

Мужчины с трудом принимают проявления Лилит в собственных женах. Лилит – это любовница, компаньонка, соратница, но в качестве жены она слишком пугающая, слишком сложная, требует слишком большого напряжения от мужчины. Ведь она – равная.

Елена вышла замуж за Александра в 24 года. Они были однокурсниками и хорошо понимали друг друга. Родился сын, потом второй. Муж работал в строительной фирме, и после выхода из декрета Елена устроилась туда же. Конечно, было непросто – дети требовали внимания, и первые несколько лет Елена летела после работы домой.

Но вот сыновья подросли, и Елена обнаружила огромный интерес к работе. Стала делать проекты, которые высоко оценили заказчики. Через некоторое время Елене предложили возглавить творческую группу, потом – отдел.

Елена стала замечать, что муж от нее отдаляется. Все попытки поговорить и прояснить отношения наталкивались на стену агрессии. Подруга объяснила все просто – завидует. Александр менее талантлив, и, действительно, еще в университетские годы проигрывал жене.

Елена поняла, что нужно решать серьезную проблему – как сохранить и работу, и семью. Много говорила с мужем, объясняла ему, как ценит их отношения. Но муж куксился и дулся. Один раз проговорился – дескать, сослуживцы подшучивают: кто у вас дома командует, тоже, небось, жена?

В итоге Елена не выдержала – уволилась с работы, пошла в другую фирму, потеряла в зарплате. С мужем отношения наладились, и на новой работе потихоньку завоевывает авторитет, но как-то очень ей от этого грустно.

В этой истории все очевидно – Ева победила Лилит, поскольку было сложно найти компромисс между карьерой и семьей. Мужчины отрицают женское в себе и не допускают проявлений у женщины того, что они считают «мужским».

Поэтому активная, умная женщина будет пугать многих мужчин – неуверенных в себе, слабых, не признающих собственную женскую часть, боящихся женской власти, завистливых, эмоционально незрелых. Эти мужчины предпочитают домашнюю Еву – хотя их все время тянет к Лилит.

Женщина становится женщиной с Другим – мужчиной. Это сложный и тонкий процесс, включающий ее естественные желания – и его ответы на них, ее самовыражения – и его принятие разных аспектов женственности.

Но патриархальная культура, отказывающая женщине в праве быть собой – разной собой, а не только послушной девочкой в руках у мужчины – не дает возможности развивать все свои сильные стороны.

И поэтому зачастую девочки-школьницы не гордятся своими успехами в математике и физике, а стыдятся их – ведь умной женщине сложнее стать объектом поклонения и восхищения. Да и родители частенько подливают масла в огонь: «Моя дочка уже на пятом курсе учится, одни девятки и десятки. Лучше бы мужа себе поискала».

Обесценивание всего, что не относится к «женской» епархии – работы, карьеры, увлечений, характерно для патриархальной культуры. Мужчины будут одобрять вышивание жены крестиком - и завистливо следить за успехами теннисисток, сестер Вильямс, у которых скорость подачи мяча такая же, как у мужчин. Они одобрят даже просмотр сериалов – только не конкурируйте с ними в профессиональной сфере.

Как женщине стать собой? Как не ограничить «женское» ролью матери, жены, сестры и дочери, а также домработницы, посудомойки, повара? Как ей обходиться со своими смелыми мечтами, с желанием экспериментировать, с поисками себя?

В наше время мы видим много примеров талантливых и мудрых женщин – женщин-политиков, женщин-ученых, женщин-профессионалов. Каждый раз, когда я встречаю такую женщину, я задаю себе вопрос: есть ли рядом с ней мужчина? И очень радуюсь, когда понимаю, что в мире все больше умных, теплых, поддерживающих мужчин, которые гордятся успехами своих жен и создают им условия для самореализации.

Потому что в каждой женщине в разных пропорциях смешаны Ева и Лилит, и если давить, удерживать или игнорировать одну из частей своего Я, невозможно стать собой. Представьте – если вы согнете одну ногу – как вы будете передвигаться? Наверняка не очень быстро, да и неудобств много. Если завяжете правый глаз – хорошо ли будет смотреть на мир только левым?

А если вы «подавите» часть своего Я, вы не сможете использовать все свои силы, весь потенциал для того, чтобы прожить свою единственную, но такую важную жизнь. Если вы «давите» Еву – вы обрекаете себя на одиночество, зависть и женщин, и мужчин. Если «давите» Лилит – вы ограничиваете свое личностное развитие и сексуальность.

Только признание и принятие всех аспектов своего Я делает каждого из нас гармоничной личностью. А Ева и Лилит – это метафоры, позволяющие описать два типа женской жизни и женского выбора.

Лилит и Ева существуют одновременно и вместе. Если они борются и побеждает одна из них – женщина фиксируется на одном из полюсов: либо на полюсе абсолютной свободы, либо на полюсе абсолютной связанности с мужчиной. А истина, как известно, находится посредине.

Кстати, Валентина, о которой я писала в самом начале, смогла встретиться и со своей Лилит – она назвала ее «карьеристка», и с Евой, которая получила имя «домашняя наседка». Оказалось, что они способны мирно сосуществовать и даже дружить! Валентина изменилась и внутренне, и внешне.

В гардеробе наряду с брючными костюмами появились сексуальные наряды. А год назад она встретила своего суженного – мужчину из европейского государства, который влюбился в нее и после полугода ухаживаний, переписок, звонков и встреч сделал ей предложение. Он говорит, что его очаровало в Валентине сочетание ума и женственности – до этого он встречал либо красивых, но неглубоких женщин, либо умных, но чересчур холодных и деловых. А в Валентине он нашел все, что так долго искал.

Счастье возможно, и самое главное условие для этого – найти себя.


В Библии содержится рассказ о сотворении первых людей - Адама (имя означает - "человек") и Евы (предположительно имя значит - "дающая жизнь")... А помните, у Вадима Шефнера:
«... Как предание говорит - прежде Евы была Лилит.
Прежде Евы Лилит была - та, что яблока не рвала.
Не женой была, не женой... стороной прошла, стороной.
Не из глины, не из ребра - из рассветного серебра...
Улыбнулась из тростника и пропала на все века...»

Лилит. Первая жена Адама.

Многие знают легенду об Адаме и Еве, некоторые могут похвастаться знаниями легенды о Лилит - первой жены Адама, но вряд ли кто-нибудь знает, что было дальше, после изгнания Адама и Евы из рая. Почти никто не слышал о том, что именно тогда и Лилит оставила Люцифера и присоединилась к бывшему к супругу на Земле, неслышной тенью проходя через его жизнь, маня и завлекая… Она любила Адама. А он? Он постоянно мечется между Евой и Лилит. Только с Евой он может обрести целостность, но только Лилит может дать ему то, чего Адам так давно лишился: покой, гармонию с миром и любовь. Ибо она, равная ему во всём, страстная, неукротимая и свободная.
Адам был изгнан из Рая, а Лилит ушла сама. Она знала о своем воплощении. А бывший супруг был слеп. Не знал: кто он, зачем пришёл на землю? Он стремился к Лилит, а рядом с ним была Ева.

Небесный сад. Шесть дней творения.

«Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Словом был Бог…» - эти слова из Евангелия от Иоанна знакомы многим. Слово, Идея - основа основ. Именно Слово отделило Свет от Тьмы, Словом были созданы Небо и Земля, Словом явилась жизнь на Земле и Словом были созданы люди. Из земли, огня и солнечного света был создан Адам - первый мужчина, а из воды, ветра и лунного отблеска - Лилит. И были они равны друг другу, и принадлежала Земля безраздельно тем, кого создал Творец по своему образу и подобию.

Микеланджело. Творение Адама

В те времена Люцифер ушёл из Божьего Царства, собрав треть ангелов под свои знамёна. Расположились они в страшном и тёмном мире - Преисподней, и ангелы - прекрасные и чистые существа - от тьмы, жара и гордыни превратились со временем в ужасных демонов. Лютая ненависть и презрение к людям питали сердце первого из ангелов - не признав их равными, он обрёк себя на изгнание. Но пока Адам и Лилит были вместе, Владыка ада ничего не мог им сделать, ибо души их не ведали греха, а сердца были полны любви друг к другу, которая надёжным щитом ограждала их от всех тёмных происков.

Люцифер. Первый раздор.

Наверное, именно с того часа и пошла слепая человеческая вера в то, что счастье не вечно. С каждым поколением она всё больше и больше усугублялась и доходит до того, что даже секунды счастья воспринимаются как нечто незаслуженное, за что неумолимо следует расплата.

Счастье Адама и Лилит не было вечным. Не смогли удерживать огонь любви. Адам отстаивал своё первенство. Лилит не могла жить в подчинении, ибо была сотворена равной первому мужчине. В ярости Лилит оставила Адама, ушла в свободный мир Преисподней. Там её приблизил к себе Владыка ада, сделал Лилит своей женой. Люцифер понимал, что именно так он может получить долгожданную власть над человеком, чтобы унижать его снова и снова.

Адам и Ева

А Адам бродил в тоске по райскому саду, пока, наконец, Господь смилостивился и усыпив его, взял ребро Адама, и из неё сделал ему новую жену. Она не была равной - только частью, но с ней первый человек чувствовал себя целостным и тоска по Лилит притуплялась. А ещё Ева безраздельно поклонялась Адаму и чтила его выше себя, что, наконец, удовлетворило амбиции первого человека. Лилит же стала истинной Королевой ада, и множество демонов появились на свет из чрева её, но даже в Преисподней сумела остаться собой. …и продолжала любить Адама, хотя заглушала тоску новыми оргиями среди демонов и падших ангелов.

Ревность. Месть. Изгнание

С тоской смотрела Лилит на жизнь Адама и Евы, но то была лишь тоска и боль, а в Преисподней это чувство незаметно для неё превратилась в ревность. Безграничная покорность и преданность Евы раздражало Лилит, каждый раз она убеждалась, что во всём превосходит новую жену Адама, и с каждым днём всё больше и больше терзала ревность сердце Королевы ада.

Однажды Лилит узнала от нового мужа о запретном дереве в самом центре Эдемского сада. Таило в себе оно великую силу, доступную лишь Господу и его ангелам - знание добра и зла. И рвать плоды с него Господь запретил Адаму и Еве под страхом смерти. Созрел в сердце Лилит коварный план, как убрать соперницу с дороги. Превратившись в змея, явилась она в их мир заговорила с Евой, когда та была одна. Стала искушать сладкими речами о Древе Познания. Она умела убеждать. Ева верила каждому слову змея-искусителя. Надкусила плод и мужа своего, Адама, соблазнила. Вкусив плоды, он тоже познал добро и зло.

Изгнание Адама и Евы из Рая.

Раскололся мир навеки. Не могли они теперь жить как прежде, ибо появились добро и зло. Жизнь и смерть, рождение и боль, пища и непосильный труд. Изгнаны были прародители Небесного Сада в новый для них мир.

Увидев это, Лилит горько раскаялась, ибо не хотела такого конца дляАдама, стало жаль ей Еву, которая по глупости своей обрекла людей на такое существование. Решившись, она оставила ад и Люцифера и пришла в мир людей, чтобы возможно, когда-нибудь попросить прощения у Адама и сказать, что до сих пор его любит. Не раз являлась она ему во сне, каждый раз он встречал её ласками, говорил, что до сих пор помнит её и любит, но на утро сон забывался, и снова они были разделены огромной стеной непонимания, которая стала ещё шире после изгнания, ведь теперь мир они видели совершенно иначе.

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Новая жизнь Лилит и Адама

Несколько сотен лет прожила Лилит на Земле в разных обличиях, но лишь во снах являлась она Адаму. Тогда и появилось увлечение, которое навсегда сделало её в глазах людей демоническим существом - Лилит собирала души. В основном, это были молодые и горячие юноши, которые пленившись ею, охотно отдавали свои души в обмен на любовь и ласки. Об Адаме первая женщина вспоминала всё реже и реже, пока не узнала, что он умер. Это известие потрясло Лилит, ведь, она считала, что Бог простит Адама и даст тому вечную жизнь...

Но всё было иначе, и первый мужчина прожил хоть и долгую, но человеческую жизнь. Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которых были Каин и Авель. В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

Piero della Francesca. Смерть Адама

Когда в сердце Лилит окончательно иссякла надежда встретить Адама, она думала, что хоть после смерти Господь отпустит ему грех. Теперь она не просто собирала души, но и пыталась разбудить внутри частичку своего мужа - ту, которая передавалась от отца к детям. Каждый раз она особым ритуалом будила её, но вернувшийся Адам оставался прежним, ещё жива в его сердце была обида, гневом встречал он свою возлюбленную. И Лилит отпускала его душу обратно.

Так прошли долгие тысячелетия. Адам никуда не уходил - его не принял Рай, но и Преисподняя не смогла взять первого человека. Он вновь и вновь появлялся на земле и опять ничего не помнил из прежней жизни. Так и существовали Адам и Лилит. Почти касаясь судьбами, но не узнавая друг друга в новом воплощении. Так продолжалось, пока не взошла на небе новая звезда, а три восточных звездочёта не тронулись в путь, чтобы найти в яслях первого сына плотника.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Двуликая Женщина

Со времён душетрепетной Евы и изысканно-страстной Лилит
Жить не может мужчина без девы: от болезней, хандры исцелит,
Безнадёгу надеждой развеет, от бедовых дорог отвратит,
Напитает, душой обогреет, нежной кошкой уснёт на груди
Несвободно-счастливая дама ваших страстных мечтаний и грёз...

Труд супруги, хозяйки и мамы - жизни подвиг. Но так повелось,
Что нередко бесчувственно, грубо отчуждает супругу Адам.
(И змеятся Лилитовы губы, предвкушая распитие драм!)
Сколь в семейной неверности гнева, слёз, укоров, угроз и обид!!
В каждой деве - душевная Ева и кормимая страстью Лилит...

Copyright: Карелин Олег, 2010
Свидетельство о публикации №110022606713

«Грехопадение», картина Хуго ван дер Гуса, XV век (1480 год)

Ева или Лилит

Ты не знаешь сказанья о деве Лилит, с кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит по душе окрыленной и вольным садам.
Ты об Еве слыхала, конечно, не раз, о праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой… И этот рассказ для тебя был смешное безумье и мрак.

У Лилит — недоступных созвездий венец, в ее странах алмазные солнца цветут:
А у Евы — и дети, и стадо овец, в огороде картофель, и в доме уют.
Ты еще не узнала себя самоё: Ева — ты иль Лилит? О, когда он придет,
Тот, кто робкое, жадное сердце твое без дорог унесет в зачарованный грот.

Он умеет блуждать под уступами гор и умеет спускаться на дно пропастей,
Не цветок — его сердце, оно — метеор, и в душе его звездно от дум и страстей.
Если надо, он царство тебе покорит, если надо, пойдет с воровскою сумой,
Но всегда и повсюду — от Евы Лилит, — он тебя сохранит от тебя же самой.

Николай Гумилев

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Лилит и Ева

Догматы чем абсурдней, тем упрямей.
Где истина - не всяк определит.
Но первою женою у Адама
Была теперь безвестная Лилит.

О ней кто если помнит, то не шибко.
Да что там толку помнить о других.
У Бога были разные ошибки,
А нам вполне хватает и своих.

Лилит из старой добиблейской притчи
Молилась о своей святой душе.
Но в безрассудной святости приличья
Есть что-то неприличное уже.

Лилит была безжизненно красива,
В ней словно сохранялись на века
Вино незабродившего розлива
И мертвенность бесплодного цветка.

Лилит, Лилит... Печальная усталость -
Что мир не тот, и мы живем не тем.
Одно воспоминанье и осталось
О никому не нужной красоте.


Господь лепил Лилит из яркой глины, а глина не земля - мертва она.
Лишь плоть рождает плоть - тому причина. Причина - да! Но вовсе не вина.
Пусть Ева не в пример была дурнушкой, но теплота Адамова ребра
Ей будто пламя осветило душу сияньем полуночного костра.

И в плоть вошла душа. И плоть дремала, как дремлет сила жизни в зернах ржи.
Но исподволь незримо назревало противоречье тела и души.
Как часто нас подводит ожиданье, под красотою прячется труха.
Что делать, если Дерево Познанья вдруг оказалось Яблоней Греха.

Природы смысл практичен и коварен, терпеть не может пустоты она.
Когда сам Бог по-божески бездарен, то дьявольски талантлив Сатана.
Вес жизни хоть на золото измерьте, она прекрасна в измереньях всех.
Нет вещи отвратительнее смерти. а в жизни все прекрасно, даже грех.

Бог морщился от ханжеского гнева. Адам струхнул, но, стоя близ него,
В ответ на гнев лишь улыбалась Ева, неся в себе ребенка своего.
О, Евы, грешный подвиг ваш безмерен, вас адовым огнем не извести.
Вы, даже падая, в неистребимой вере свою любовь стремитесь вознести.
В вас столько сил, как в половодье вешнем, вы в буйном ливне, в шелесте травы.
Ну, а Лилит - они всегда безгрешны, а значит, - от рождения мертвы.

04.09.2010 Илья Кулёв

Материалы для поста взяты с сайтов top-antropos.com и intersed.com.ru



Похожие статьи
 
Категории