Покупательский спрос: определение, классификация и методы изучения. Методы изучения покупательского спроса

11.10.2019

Спрос представляет собой потребность населения в то­варах, выраженную в денежной форме и обеспеченную пла­тежными средствам.. Поэтому величина спроса зависит прежде всего от уровня денежных доходов населения и сумм, которое оно может выделить на приобретение товаров.

Основной задачей изучения спроса является выявление тенденций и закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

Внутренне-групповой ассортиментной структуры спроса по размерам, роста, цветами, фасонами и тд;

Структуры спроса на одноименные товары различных предприятий;

Структуры спроса на одноименные товары, различающиеся по виду упаковки и расфасовкой;

В сезонных колебаний спроса на отдельные товары;

Степени удовлетворения спроса на отдельные виды товаров и их разновидности, т.е. выявление товаров и их разновидностей, спрос на которые не удовлетворяется, и на которые предложение превышает спрос;

Возможностей увеличения спроса на товары, запасы которых значительно превышают нормативы;

Требований покупателей к качеству и оформлению товара

В основе коммерческой работы предприятий и оптовой, и Розничной торговли лежит изучение различных видов поку­пательского спроса. Только достоверная информация о су­ществующем и прогнозируемом спросе позволяет сделать правильные выводы о закупке именно тех товаров, кото­рые обязательно будут реализованы с наибольшей выгодой.

Как правило, анализ данных о спросе населения ведется на предприятиях оптовой торговли, в крупных магазинах. Такая работа может быть произведена и по их заказу специализирующимися на таких исследованиях организациями. Сбор необходимых для изучения спроса материалов основном осуществляется там, где конечные потребителе приобретают товары, т. е. на предприятиях розничной торговли.

Исследования проводятся на основе материалов, содер­жащихся, например, в оперативной документации торговых предприятий. Кроме того, анализируются заполненные по­купателями анкеты, результаты, полученные в ходе опро­сов во время выставок или проводимых в магазинах мероп­риятий по стимулированию продаж тех или иных товаров. При изучении спроса учитываются три его вида:

Реализованный;

Неудовлетворенный;

Формирующийся.

Учет реализованного спроса проводят для выявления фак­тического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Одной из форм проявления реализованного спроса является показатель розничного товарооборота. Анализ его структуры помогает выявить предпочтения покупателей в отношении тех или иных товаров. С этой целью используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о запасах и реализации товаров и т. д. Кроме того, применение совре­менных контрольно-кассовых машин и систем штрихового ко­дирования товаров позволяет вести ежедневную регистрацию продажи товаров, учитывая при этом не только их наимено­вания, но и целый ряд характеристик.



Учет неудовлетворенного спроса на предприятиях роз­ничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятсязаявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. Припоступлении этих товаров покупателей изве­щаютпо телефону или с помощью почтовых открыток.

Кроме того, с целью изучения неудовлетворенного спро­са на розничных торговых предприятиях возможно проведе­ние анкетных опросов покупателей.

Выявить, какие товары из отсутствующих в продаже по­купатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, прово­димые продавцами в процессе обслуживания покупателей.

Изменение спроса может быть связано как со снижением потребности покупателей в одних и увеличением потребнос­ти в новых, заменяющих их, товарах, так и с расширением потребностей в товарах, спрос на которые уже сложился. В этих случаях говорят о формирующемся спросе.

Изучение формирующегося спроса на товары-новинки по­зволяет розничным торговым предприятиям выявить отно­шение к ним покупателей и более точно определить потреб­ность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся выставки-продажи, на которых покупатели знакомятся со свойствами представленных товаров, получают консультации по их применению, участвуют в дегустациях и т. п.

Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. По результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли.

По признаку спроса и предложения товаров различают рынок продавца и рынок покупателя . Рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца , а если ры­нок характеризуется превышением предложения над спросом, то это рынок покупателя. Для рынка продавца характерна ограниченность ассортимента и количественного предложения товаров, что побуж­дает покупателя приобретать то, что предлагает продавец, без предъ­явления особых требований к показателям качества.

Рынок покупателя обусловливается наличием широкого ассор­тимента товаров, выпускаемых различными производителями, что порождает конкуренцию между продавцами товаров, удовлетворя­ющих одни и те же запросы покупателей. Такой рынок предостав­ляет выбор необходимых товаров, которые покупатель для себя оце­нивает по реальной цене продажи и затратам на последующую экс­плуатацию.

Любая цена, назначаемая предприятием-продавцом, так или иначе скажется на уровне спроса на товар.

Кривая спроса показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т, е. чем выше цена, тем ниже спрос чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену, предприятие продаст меньшее количество товара. Потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, будут покупать меньше тех, цены на которые оказываются для них слишком высокими.

Зарубежные фирмы постоянно проводят замеры изменений спроса в зависимости от изменений цен, этот показатель является главным в осуществляемой политике цен. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую предприятие за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от цен конкурентов.

Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется показателем эластичности. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на1%.

Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, значит он -неэластичен. Если же при этом спрос претерпевает значительные изменения, то принято считать, что он эластичен.

Для общего спроса на многие товары промышленного назначения характерна низкая ценовая эластичность. Что определяет эластичность спроса по ценам? Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичен при следующих обстоятельствах: 1) товару нет или почти нет замены, или отсутствуют конкуренты; 2) покупатели не сразу замечают повышение цен; 3) покупатели медленно меняют свои покупательские привычки; 4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана улучшением качества товара, естественным ростом инфляции и т. д. Если спрос можно определить как эластичный, продавцам стоит задуматься о снижении цены. Сниженная цена принесет больший объем общего дохода. И такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек производства и сбыта товара.

В практике зарубежных фирм широко применяется числовая (расчетная) оценка эластичности спроса (предложения) в зависимости от изменения цены.

Если величину спроса (предложения) мы обозначили q, а цену товара - Р, то показатель (коэффициент) спроса (предложения) в зависимости от изменения цены, или ценовая эластичность спроса (предложения), Ep будет равен:

где Аq и Аp - изменение спроса (предложения) и цены. %.

Пример 1. Цена на товар повысилась на 10%, спрос на него уменьшился на 3%. Эластичность спроса на товар в зависимости от изменения цены будет равна:

Ep = -3/10 = -0,3

Пример 2. Цена на товар повысилась на 10%, предложение (производство) товара выросло на 1%. Эластичность предложения товара в зависимости от изменения цены составит:

Ep > 1 - спрос эластичен;

Ep = 1 - спрос с единичной эластичностью.

Положительные значения эластичности отражают одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают и обе уменьшаются; отрицательные - разную направленность изменений: одна величина возрастает, другая - уменьшается, или наоборот, одна - уменьшается, другая - возрастает.

Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной, эластичность предложения - как правило, положительной величиной.

Показатели эластичности спроса (предложения) широко используются зарубежными предприятиями при установлении цен на товары.

Прежде всего, зная эластичность спроса на выпускаемый на рынок товар, предприниматель заранее имеет возможность определить реакцию покупателей на изменение цены.

Кроме того, показатель эластичности служит мерилом при оценке тенденций изменения общих расходов предприятия в зависимости от характера спроса на товар.

Зная коэффициент эластичности спроса по цене, можно достаточно просто рассчитать ряд показателей, необходимых для предпринимательской деятельности, в частности, возможное изменение цены.

Совершенно очевидно, что при увеличении объема реализации товара (допустим, предприниматель расширил долю рынка или предполагает ее расширить), используя коэффициент эластичности для продаваемого товара, можно рассчитать возможное изменение цены.

Достаточно широко показатель эластичности используется для прогнозирования цен. При этом следует отметить, что спрос на отдельные группы товаров неодинаково (с различной эластичностью) реагирует на изменение цены. Для многих товаров спрос на них обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. На отдельные товары спрос может быть более эластичен для кратковременного периода.

Проведенные в США исследования спроса на бензин и автомобили показали, что для этих двух факторов коэффициенты эластичности в зависимости от продолжительности периода изменения цен и доходов противоположны: для бензина в долгосрочном периоде коэффициент эластичности спроса по абсолютной величине больше, чем в краткосрочном периоде, а для автомобилей - наоборот.

Таким образом, изучение спроса - очень важная и необходимая часть методики ценообразования. На зарубежных предприятиях этому вопросу придают исключительное значение, поскольку спрос и предложение - два основных рычага рыночной экономики.

В подтверждение важности эластичности спроса следующий пример из деловой практики.

Инструкция

Проведите первоначальное тестирование продукта. Для этого раздайте опытные образцы вашим дилерам, потенциальным клиентам или поучаствуйте в профильной выставке. Суммируйте полученные данные, проанализируйте все плюсы и минусы, это пригодится при дальнейшей доработке продукта перед началом производства.

Если ваш продукт предназначен для , проведите опросы покупателей. Для этого используйте опросные листы, которые раздайте в местах возможной реализации данного вида товаров. Вопросы составляйте таким образом, чтобы в ответах можно было узнать, каким бы покупатель хотел видеть этот продукт, какими функциями товар должен обладать, и сколько он должен стоить. Чем больше покупательских потребностей по отношению к данному товару вы выясните, тем больше возможности будет у вас для производства качественного и высоко потребляемого продукта.

Проведите анализ рынка потребительского спроса. Для этого исследуйте аналогичную продукцию конкурентов, а затем сопоставьте с данными о спросе на свой продукт. Это даст вам новые идеи по совершенствованию своего товара и поможет узнать об общей тенденции развития данного товарного рынка. К тому же, вы избежите повторов уже существующих и воплощенных идей.

Определите целевой рынок сбыта. Он должен быть максимально специализирован, т. е. при анализе возможного спроса на свой продукт вы должны ориентироваться на конкретную аудиторию. К примеру, изучение спроса на свой товар из разряда запасных частей к автомобилям бессмысленно проводить в продуктовых магазинах, и т. д. Для того чтобы понять ситуацию «изнутри», поставьте себя на место покупателя и посмотрите на свой товар его глазами. Что в нем привлекательно, что является принципиально новым и оптимально ли в нем соотношение цены и качества.

Представляет собой зависимость между ценой и таким количеством товара, которое потребители желают и могут приобрести по конкретной цене за отдельный промежуток времени. Необходимо различать понятия спрос и величина спроса. Величина спроса представляет собой количество товара, которое покупатель готов приобрести по отдельной цене, а полный спрос на товар представляет собой готовность потребителя купить товар при различных ценах.

Инструкция

Любая цена, которая назначена компанией-продавцом, скажется так или иначе на уровне спроса на продукцию. По можно узнать, будет продано товара на рынке по различным ценам за определенный отрезок времени. В обычной ситуации цена и расположены в обратно пропорциональной зависимости: чем выше цена, тем ниже спрос. Соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Подняв на товар цену, предприятие продаст меньшее количество товара. Многие потребители с ограниченным бюджетом при столкновении с выбором альтернативных товаров станут покупать те, цены на которые окажутся для них слишком высокими.

Чувствительность спроса по отношению к изменению цены показателем эластичности. Данный показатель определяет, на может измениться одна переменная при изменении на 1% другой переменной. Если спрос практически не меняется под влиянием небольшого изменения цены, он является неэластичным. Если же спрос при этом значительно изменяется, то принято его эластичным. Зная эластичность спроса на товар, выпускаемый на , предприниматель имеет возможность заранее определить реакцию потребителей на изменение цены. Кроме этого, показатель эластичности при оценке тенденций служит измерителем изменения общих расходов в зависимости от характера спроса на товар.

Величину текущего спроса можно определить посредством сопоставления объема товаров, их общей стоимости реализации на данном рынке и выявления численности потенциальных потребителей этого товара, проживающих в районе расположения рынка. Определить перспективный спрос можно с помощью прогнозов, посредством применения различных методов прогнозирования с учетом имеющихся тенденций изменения спроса, действия разных факторов предполагаемых маркетинговых усилий в будущем. Оценка эластичности спроса от цены покажет ту максимальную цену, товар по которой может быть рынком принят при определенном объеме продаж.

Видео по теме

Покупательский спрос формируют разнообразные факторы. На структуру и форму покупательского спрос а влияет микроэкономика района, климат, материальный фактор, уровень культуры населения, его профессиональная и национальная составляющая, и, конечно же, модные тенденции. В магазинах и сетях промтоварного направления используют разнообразные методики изучения спрос а.

Инструкция

Проанализируйте предложения и замечания потребителей по ассортименту и качеству продуктов, которые реализуются в вашей торговой точке.

Изучите товарооборот. Посмотрите, что покупали лучше. Для эффективного анализа потребительского спрос а, необходимо определять количество продаж по цвету, фасону, размеру.

Организуйте выставку-демонстрацию. Покажите покупателям новые товары во всей красе.

Наибольшей эластичностью по спросу обладают товары, для производства которых требуются , а потому очень дорогие материалы. К таким изделиям относятся ювелирные товары, коэффициент эластичности которых много больше единицы.

Пример: определить эластичность по спросу на картофель, если известно, что средний доход потребителей за год вырос с 22000 рублей до 26000, а объем продаж этого продукта увеличился со 110000 до 125000 кг.

Решение.
В этом примере нужно вычислить коэффициент эластичности спроса по доходу. Воспользуйтесь готовой формулой:

Кэд = ((125000 - 110000)/125000)/((26000 - 22000)/26000) = 0,78.
Вывод: значение 0,78 лежит в пределах от 0 до 1, следовательно, это товар первой необходимости, спрос неэластичный.

Другой пример: найти эластичность по спросу на меховые шубы с теми же показателями доходов . Продажи шуб увеличились по сравнению с годом с 1000 до 1200 изделий.

Решение.
Кэд = ((1200 - 1000)/1200)/((26000 - 22000)/26000) = 1,08.
Вывод: Кэд > 1, это предмет роскоши, спрос эластичный.

Спрос является одним из ключевых понятий экономики. Он зависит от многих факторов: цены товара, доходов потребителя, наличия заменителей, качества продукта и вкусовых предпочтений покупателя. Наибольшая зависимость выявляется между спросом и уровнем цены. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменился потребительский спрос при увеличении (уменьшении) цены на 1 процент.

Инструкция

Определение эластичности спроса необходимо для принятия решений об установке и пересмотре цен на товары и . Это дает возможность найти наиболее удачный курс в ценовой политике

Источники и методы сбора информации о покупательском спросе разнообразны. Информацией считаются сведения, которые являются объектом обработки, передачи и хранения. В изучении спроса фигурируют не все сведения, а только те, которые используются на каком-либо уровне управления для принятия коммерческих решений.

Для изучения и прогнозирования спроса необходима разнообразная информация: экономическая, демографическая, социальная и др. В экономической информации отражены хозяйственные отношения и процессы общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Информация должна быть достоверной, полной, непрерывной, точной и своевременной. Достоверность предполагает, что собранная информация правильно отражает развитие процесса, раскрывает внутренние, первопричинные, а не кажущиеся явления и связи. Например, сведения о больших товарных запасах сами по себе еще не являются информацией, характеризующей изменение спроса населения. Нужно знать, соответствовал ли объем закупок товаров потребностям торговых предприятий. Нельзя считать информацией и отрывочные, разовые сведения, поскольку они несопоставимы с данными прошлых лет и другими сведениями. Важно, чтобы информация поступала непрерывно, своевременно и от достаточного числа объектов.

В изучении спроса используют такие категории информации, как первичная и вторичная.

Первичной информацией являются такие факты, которых нет в свободном доступе. Изучающим покупательский спрос потребуется проявить инициативу и приложить усилия, чтобы получить первичную информацию.

При сборе первичной информации обычно применяют следующие методы: метод опроса, метод наблюдения, экспериментальный метод.

Метод опроса. Поскольку опросы относительно недороги, их можно применить для выяснения широкого круга проблем. В настоящее время это самый распространенный способ сбора первичной информации. Суть метода опроса заключается в получении ответов на специфические вопросы через индивидуальное интервьюирование, телефонное интервьюирование или опросные листы, рассылаемые по почте.

Одним из вариантов метода опроса, который может быть очень полезен для торгового предприятия при изучении покупательского спроса, является семантический дифференциал.

Это достаточно простой метод исследования, который может применяться для выяснения точек зрения (отношения) покупателей на объекты, понятия или вещи. Семантический дифференциал состоит из ряда пар имен прилагательных и (или) коротких фраз, напечатанных на листе бумаги. Данные пары, называемые полярными фразами, противоположны друг другу по значению. Например, «хороший - плохой», «дорогой - дешевый», «официальные и деловые - теплые и дружеские». Два слова, противоположных по значению и составляющих пару, помещают на странице соответственно слева и справа, отделяют пунктиром, что составляет так называемую шкалу семантического дифференциала.

Для того чтобы понять отношение человека к определенному вопросу, вы просите его отметить одну позицию на каждой из шкал, которая наиболее точно соответствует тому, что человек чувствует по поводу данного объекта.

Пример семантического дифференциала, содержащего шесть различных шкал, приведен в табл. 3.1. Выясняются впечатления человека по поводу конкретного товара. Человек, который думает, что товар А является продуктом исключительного качества, сделает отметку над пунктом в графе 1. С другой стороны, человек, считающий, что тот же самый товар обладает очень плохим качеством, сделает отметку в графе 6. Четвертая графа представляет нейтральную позицию.

Респонденту потребуется не больше 2 - 3 мин для заполнения листа.

В том случае, если у предпринимателя имеется большой список потребителей, затраты на исследование могут быть сокращены рассылкой писем 10, 20 или 30% общего числа потребителей. Вы соберете более достоверную информацию, если будете рассылать бланки, основываясь на случайной выборке. Самый простой подход - отбирать из списка каждого третьего, пятого, десятого респондента и т.д.

Подсчет ответов от любого количества респондентов (т. е. тех, кого вы изучаете) относительно прост. Каждая шкала - два про-

Опросный лист по товару А с применением семантического дифференциала

Вариант ответа Вопрос: каково ваше мнение по поводу товара А? Вариант ответа
1 2 3 (4) 5 6 7
Качественный товар А Низкого качества товар А
Дешевый товар Дорогой товар А (товар Б)
Хорошая реклама товара А Плохая реклама товара А
Модный стиль товара А Устаревший стиль товара А
Продавец имеет представление о товаре А Продавцы не знакомы с товаром А
Хороший дизайн экспозиции товара А Плохой дизайн экспозиции товара А

Примечание. 1- чрезвычайно; 2 - очень; 3 - средне; (4) - не знаю; 5 - средне; 6 - очень; 7 - чрезвычайно.

тивоположных по значению слова или фразы плюс расстояние между ними - рассматривается отдельно. Вы суммируете общее количество людей, поставивших отметку в графе 1, 2 и т. д. Затем умножаете количество в графе на цифру, по которой поставлена отметка для того, чтобы иметь общий балл. Этот общий балл затем делится на общее количество ответивших людей для того, чтобы получить средний балл для группы в целом.

Умножив количество лиц, поставивших отметку в колонке, на цифру, под которой она поставлена, получим общий балл (гр. 3 табл. 3.2). Разделив общий балл на число респондентов, получим средний балл для группы в целом.

Нетрудно видеть, что средний балл равен 5,1.

Для наглядности результаты расчетов могут быть представлены на графике. Заполняется бланк, в котором на каждой шкале отмечается примерная позиция, на которую приходится средний балл. Путем соединения всех отметок прямыми линиями получа-

Распределение респондентов по шкале качественный товар А - низкого качества товар А

Номер строки Количество людей, отметивших графу Произведение (гр. 1 х гр. 2)
1 2 3
1 2 2
2 3 6
3 12 36
4 9 36
5 31 15
6 26 156
7 17 119
Итого 100 510

ют «профиль» или «образ» группового отношения к различным шкалам семантического дифференциала (рис. 3.1).

Такой прием полезен не только для выяснения мнения о товаре А, но и для сравнения качества аналогичных товаров, выпускаемых конкурентами.

Совместив два бланка с профилями на одной странице, вы сможете оценить с помощью графика сильные и слабые стороны вашего товара (в нашем примере товар А), сравнив их с сильными и слабыми сторонами аналогичного товара вашего конкурента. Это позволит вам предпринять шаги для ликвидации (смягчения) ваших слабых мест и даст возможность рекламировать сильные.

Метод наблюдения. Как следует из названия, данный метод включает наблюдение за поведением людей, их мимикой и жестами при реакции на что-нибудь предлагаемое им. Например, наблюдение за покупателями при совершении ими покупки. При таком исследовании для сбора информации используются технические средства: скрытые камеры и магнитофоны. Основной недостаток метода в том, что мы можем наблюдать только за поведением, но не можем знать, что происходит в голове у людей.

Экспериментальный метод. Данный метод состоит в постановке широкомасштабного эксперимента при хорошо контролируемых обстоятельствах.

В отличие от других, основанных на анализе данных о состоянии спроса методов, экспериментальный метод призван на

Рис. 3.1. Таблица 3.3. Профили товаров (продуктов) А и Б

практике проверить жизнеспособность нового для рынка изделия и отработать технику его сбыта. Если товар испытывают в реальных рыночных условиях, то предприятие получает возможность снизить степень риска и назначить оптимальную цену на изделие, способствующую его ускоренному сбыту.

Практика экспериментальных продаж, изучавшаяся различными исследовательскими фирмами, показывает, что примерно в половине случаев новые потребительские товары не выдерживают первого рыночного испытания. В то же время для товаров, показавших свою жизнеспособность на локальном рынке, вероятность неудач при сбыте в массовых масштабах снижается на 10%. Специалисты маркетинга считают, что именно этот вид рыноч-

ных исследований обеспечивает надежную базу для планирования дальнейшей деятельности фирмы.

Важное значение для получения достоверных результатов имеет также длительность испытания товара на рынке. По данным фирмы «А.С. Нильсен», вероятность правильного прогнозирования результатов массовых продаж потребительских товаров в среднем равна: после 2 мес. экспериментальных продаж - 1/16, 4мес. - 1/5, 10 мес. - 3/5.

Под вторичной информацией подразумеваются факты, которые доступны, хотя доработка их требует определенных усилий. Для того чтобы использовать вторичную информацию, необходимо найти ее источник.

При сборе вторичной информации учитывают следующее:

1) достоверность источника информации;

2) возможность ошибки со стороны собирающего агента и возможность фальсификации данных;

3) новизну информации;

4) применимость информации для решения проблем (возможно, первоначально факты собирались для противоположных целей).

К источникам вторичной информации относятся:

1) внутренняя отчетность предприятия (фирмы, компании);

2) правительственные статистические издания;

3) сведения торговых организаций;

4) публикации исследовательских организаций;

5) научные журналы и журналы по бизнесу;

6) сведения из энциклопедий, справочников и т.д.

Наиболее богатыми источниками информации для решений

проблем бизнеса являются отчетность предприятий и правительственная статистика.

У прочно утвердившейся фирмы существующая отчетность включает банк данных за многие годы по сбыту продукции: ежедневному, еженедельному и ежемесячному; отчетность на уровне запасов; финансовую отчетность; списки товаров и данные о персонале. Зачастую достаточно просто перегруппировать факты, чтобы получить новую информацию. Методика оперативного учета изложена в табл. 3.4.

Оперативные данные табл. 3.4 отражают несоответствие между спросом на пальто и их завозом в торговую сеть. В результате спрос восполнился за счет запасов одежды, имевшейся в остатках


на начало года. Несколько возросла средняя цена мужского пальто в запасах на конец 15-дневки. Это было вызвано тем, что население приобретало мужские пальто по более низкой цене.

О степени удовлетворения спроса на товары с учетом их цен можно судить по соотношению средней цены в остатках и реализации.

Таким образом, средняя цена мужского пальто в товарных запасах была выше, чем в реализации, на 2,3%, или на 20 руб., а пальто женского, наоборот, меньше на 6,9%, или на 70 руб., хотя покупательницы нуждались в более дорогих пальто. Это объяснялось тем, что мужские пальто, хотя и не дорогие по цене, отвечали требованиям моды, имели элегантный вид, и покупатель предпочел дешевые пальто дорогим.

Торговля женской одеждой велась иначе. Средняя цена одного реализованного пальто была значительно выше, чем в запасах на начало года и при их поступлении. Дешевые пальто недостаточно удовлетворяли требованиям моды: имели неинтересные расцветки и недостатки в пошиве.

Интенсивность спроса характеризуется уровнем реализации товаров (гр. 13), который рассчитывается по следующей формуле. Уровень реализации за 15-дневку:

а) по пальто мужским

Степень освоения товарных запасов можно рассчитать по формуле

Степень оседания товарных запасов:

а) пальто мужские = 100,0 - 34,5 = 65,5%;

б) пальто женские = 100,0 - 35,5 = 64,5%.

Таким образом, интенсивность спроса на женские пальто была несколько выше, чем на мужские демисезонные пальто.

Для более активной продажи партии пальто, равно как и других швейных изделий, требуется разумная оперативная подсортировка недостающих размеров, ростов и фасонов.

Следует отметить, что при статистическом изучении спроса часто используется бюджетная статистика (статистика семейных бюджетов). Статистика семейных бюджетов учитывает структуру доходов, расходов и потребления дифференцированно по группам населения с разным уровнем доходов в зависимости от состава и размера семьи.



Похожие статьи
 
Категории