Помощь в подготовке к ЕГЭ. Честь и бесчестие

03.11.2019

МОБУ Никитинская СОШ

учитель русского языка и литературы

Кильмухаметова Л.М.

Основные правила

Как писать итоговое сочинение

Чтобы написать ПРАВИЛЬНОЕ сочинение, в первую очередь, необходимо ознакомиться с основными параметрами. Все мы знаем, что сочинение состоит из трех частей: введение, основная часть и заключение. Часть и абзац - разные понятия, не путать! Каждая часть может дробиться на абзацы.

Правило № 1. Введение и заключение должны быть в три раза меньше основной части. Таким образом, введение и заключение составляют 1/5 текста, основная часть - 3/5 (плюс-минус 5 слов)

Напомню, что оптимальный объем итогового сочинения 350 слов (минимум 250, максимум 450)

Правило № 2. В двух соседних предложениях не должно быть одинаковых или однокоренных слов

Повтор - это одна из самых распространенных речевых ошибок. 4 ошибки - незачет по одному из критериев.

Правило №3. Части предложения должны быть ТЕСНО связаны между собой

Как проверить? Попробуйте прочесть начало основной части (заключения) отдельно. Если все понятно и звучит как отдельный целостный текст - это плохо.

Пример: В произведении Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается вопрос чести. Отец главного героя с детства учил его не терять достоинства….

В хорошем сочинении, не прочитав введения, нельзя понять, о чем идет речь в основной части или заключении (на помощь могут прийти вводные слова и местоимения).

Пример: Примером подобного отношения к природе может послужить роман Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»….

Подтверждение моим словам можно найти на страницах повести Пушкина «Капитанская дочка»…

Как видите, без тезиса не совсем понятно, о каком отношении к природе идет речь и какие слова я хочу подтвердить. Это и есть связь.

Правило №4. НЕ СТАРАЙСЯ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК

Да-да. Даже не думайте. Именно поэтому многим требуется куча времени на написание сочинения. Мы не способны концентрироваться на двух вещах одновременно. Если вы будете думать о том, как не допустить ошибку, то перестанете формулировать мысль. вы будете скакать с одного вида деятельности на другой. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Попробуйте правой рукой рисовать круг по часовой стрелке, а правой ногой - против. Получилось описать ровные круги и сделать это ритмично? То же самое происходит с нашим мозгом, когда мы пишем сочинение. Поэтому пишите так, как вам пишется. Не думайте о количестве слов, об отсутствии повторов и связях между частями. Главное написать что-нибудь, а потом можно РЕДАКТИРОВАТЬ. Зачеркнуть лишнее, добавить там, где не хватает, заменить повторы синонимами или местоимениями и т.д (не забывайте про орфографию и пунктуацию). Опять же, проверяя сочинение, ищите каждую ошибку отдельно, иначе снова произойдет как с рукой и ногой. То есть перечитать сочинение нужно будет минимум три раза.

Правило №5. Сначала скелет - потом сочинение

Пояснение вновь будет связано с устройством нашего мозга. Есть такие понятия - как ассоциативное мышление и цепная реакция. Они часто включаются во время диалога.

Например, Лена что-то рассказывает Ирине, а ей вспоминается анекдот на эту тему про кошку. Лена рассказывает анекдот про кошку, а Ирина вспоминает какого красивого котенка видела около Меги, в свою очередь, Лена говорит о том, что была в Меге вчера и видела очень крутое платье и Ирина уже задается вопросом, что надеть на выпускной? И т.д. Возможно Ирина так и не расскажет Лене свою историю до конца.

Когда мы пишем сочинение, у нас происходит внутренний диалог и мы точно так же можем отойти от темы. Возможно, текст будет логичным и цельным, но наше заключение не будет соответствовать введению (главная мысль заключения и тезис будут нести в себе разный смысл), а это незачет. Чтобы этого не произошло, необходимо составить и НАПИСАТЬ на листочке скелет сочинения:

Главная мысль аргумента

Главная мысль заключения

Как сформулировать тезис и составить план сочинения

Заранее составленный и прописанный план не позволит вам сбиться с пути или, как минимум, сэкономит драгоценное время.

Структура плана:

Аргумент

Тезис в сочинении - это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения.

Важно! Тезис - четко сформулированная и красиво оформленная мысль, которая умещается в ОДНО предложение. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Пример:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. (аргументы "Гранатовый браслет", "Леди Макбет Мценского уезда".

Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями. (аргументы "Любовь к жизни", "Обломов")

Аргумент в сочинении обосновывает тезис, доказывает, что ваша мысль верна. Кстати, все аргументы условно можно поделить на две категории. Аргументом может служить весь сюжет произведения полностью. Например, "Любовь к жизни" Джека Лондона как пример железной воли. Используя данное произведение в качестве аргумента, достаточно планомерно передать содержание всего рассказа.

Если же обратиться к более крупным произведениям, то в качестве аргумента выступит конкретный эпизод (или несколько). Например, рассуждая о чести и бесчестии, мы можем привести в качестве аргумента диалог Пугачева и Гринева (Капитанская дочка), где Петр, рискуя быть казненным, отказывается присягать на верность "великому государю". То есть все остальные моменты можно опустить. В данном случае, чтобы оформить аргумент правильно, необходимо кратко (3-4 предложения) изложить сюжет произведения, а после уже в красках описать сцену (характер или поступок персонажа, какую-то ситуацию и т.д.), которая собственно и является аргументом.

Вывод - подведение итогов, логическое завершение. Здесь необходимо быть особенно внимательным, т.к. можно уйти от темы. Чтобы правильно написать заключение, нужно подтвердить, что ваша позиция оказалась верной, либо продолжить свою мысль (тезис), особенно хорошо будет, если вывод будет звучать как напутствие (рекомендация) читающему ваше сочинение.

Пример:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. Вывод: любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Таким образом, если тезис, аргумент и вывод соединить с помощью вводных слов, план сочинения превращается краткий, но цельный и наполненный смыслом текст. Если у вас получилось, можете не сомневаться, зачет по первым двум критериям вам обеспечен.

План сочинения:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека.

Например, Катерина (Леди Макбет), влюбившись в своего работника Сергея, не замечала корыстных намерений этого человека и была готова ради него на все. Она убила собственного мужа и его племянника, попала на каторгу по вине своего избранника, но продолжала любить его. Сергей не отвечал взаимность. Не выдержав издевательств Сергея, Катерина покончила жизнь самоубийством.

Таким образом,любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Теперь остается расписать каждый пункт более подробно и ваше идеальное сочинение готово.

И напоследок. Самый простой способ сформулировать красивый тезис - пойти от обратного, то есть выбрать аргумент и сделать из него вывод, который и послужит тезисом.

Направления

Опыт и ошибки

Произведения об опыте и ошибках. Если вы не можете подобрать аргумент для итогового сочинения по направлению "опыт и ошибки", этот список литературы поможет вам.

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Неопытный Петр Гринев, получив свободу от родительского контроля, проиграл большую сумму. Юность - пора ошибок)

Л. Н. Толстой повесть "Юность" (Лучшее произведение об ошибках, совершенных в юности. Юность - пора ошибок)

А. С. Пушкин роман "Евгений Онегин" (Людям присуще совершать необдуманные поступки. Евгений Онегин отверг влюбленную в него Татьяну, о чем пожалел, но было поздно. Ошибки - это необдуманные поступки)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Только потеряв Веру Печорин осознал, что любит ее. Самая страшная ошибка - не ценить то, что имеем)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Центральный персонаж обладает лидерскими качествами и, несомненно, уверенность в себе ему придает многолетний опыт. Окружающие знали это и прислушивались к нему. Роль опыта. Значение опыта._

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (опытный Андрей Гринев, видавший жизнь, дает сыну наставление "Береги платье снову, а честь с молоду". Петр прислушался к отцу и старался следовать наказу, что в конечном счете помогло ему заслужить уважение Пугачева и тем самым спасло жизнь)

«Ионыч» - рассказ А. Н. Чехова

Аргумент:

Непоправимую ошибку совершила и героиня рассказа А. Н. Чехова «Ионыч» - Екатерина Ивановна. Однажды дом ее родителей посетил доктор Дмитрий Ионыч. Наблюдая, как Екатерина играет на пианино и как светятся детской наивностью ее глаза, Старцев влюбился. Доктор признался героине в чувствах, но в ответ она жестоко разыграла своего воздыхателя, назначив встречу на кладбище, на которую не собиралась идти. Этот поступок не погасил пламя в сердце Ионыча и на следующий день он решился просить руки Екатерины Ивановны. Героиня не ответила взаимностью. Будучи юной неопытной девушкой, Котик, как звали ее родители, считала себя очень талантливой и пророчила себе славу известной пианистки. Она боялась, что семейная жизнь помешает ее карьере. Екатерина Ивановна заблуждалась. Через четыре года Котик осознала, что «в ней нет ничего особенного» и что важнее любить и быть любимой. Она надеялась, что чувства Старцева не остыли, но было поздно. Время шло, а Котик и Ионыч оставались несчастными и одинокими.

Возможные тезисы:

Часто люди вводят себя в заблуждение и жалеют об этом всю жизнь

Некоторые ошибки способны разрушить жизнь человека

Принимая необдуманное решение, человек рискует разрушить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих

Честь и бесчестие

Произведения о чести и бесчестии. Список литературы, в котором вы найдете прекрасные аргументы для итогового сочинения по направлению "Честь и бесчестие"

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Гринев сохранил свою честь даже под страхом смерти)

М. А.Шолохов рассказ "Судьба человека" (Соколов - русский солдат, который не боялся смотреть в глаза смерти и вызвал уважение фашистов)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Печорин, знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие)

М. Ю. Лермонтов поэма "Песня про купца Калашникова" (Калашников отдал жизнь ради чести своей семьи)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Остап достойно принял смерть)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это:честь или бесчестие?)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это:честь или бесчестие?)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Дуню оклеветали, но ее честь была восстановлена. Честь легко потерять)

"Война и мир" - аргумент для итогового сочинения по направлению "честь и бесчестие":

Проблема нравственности всегда была сквозной в литературе 19 века. Так, в произведении «Война и мир» Лев Николаевич затрагивает тему чести и бесчестия. В романе один из центральных героев - Пьер Безухов предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным молодым человеком, прожившим всю свою юность за границей. Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом и женил юношу на своей дочке Элен, которая не испытывала никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене своей жены с Долоховым, закипел гнев и он вызывал Федора на битву. Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, его человеколюбие, его нравственную силу. В данном эпизоде автор противопоставляет героев: Пьер не хотел причинить Долохову вред, тем более убить его, в свою очередь, Федор сокрушался, что промахнулся и не попал в Безухова.

Таким образом, Лев Николаевич на примере главного героя показал качества, которые вызывают уважение, качества, к которым нужно стремиться. Жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им лишь несчастья. Вранье, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но влекут за собой риск запятнать честь и потерять достоинство.(200 слов)

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по его отношению к другим людям

Победа и поражение

Произведения о победе и поражении. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению победа и поражение. Мы подобрали аргумент на каждую возможную тему по данному направлению.

И. А. Гончаров роман "Обломов" (Главный герой не смог победить свою лень. Борьба со своими слабостями)

Джек Лондон рассказ Любовь к жизни (Благодаря железной воле герой преодолел голод, боль и остался жив. Победа над собой)

К. Д. Воробьев повесть "Убиты под Москвой" (Алексей Ястребов справился со страхом и неуверенностью. Победа над собой)

К. Д. Воробьев повесть "Убиты под Москвой" (Победа над противником)

М. А. Шолохов рассказ "Судьба человека" (Главный герой нашел в себе силы жить, после того, как потерял семью. Победа над собой)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Швабрин оговаривает Гринева, но Маша успевает все рассказать императрице. Планы Швабрина рухнули. Поражение)

Б. Васильев повесть "А зори здесь тихие" (Васков одерживает победу над немцами, но на его сердце камень, ведь он единственный выживший в битве. Цена победы. Горечь победы)

Н. В. Гоголь повесть Тарас Бульба (Тарас был жестоко убит ляхами, но это нельзя назвать поражением. Его дух не был сломлен, он умирал с мыслью о дальнейших победах казаков. Что такое победа?)

«Обломов» - роман И. А. Гончаров

Аргумент:

Потерпел поражение в сражении с собственными недостатками и герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич вырос в семье, где жизнь шла своим ходом плавно и размеренно, без потрясений. Окруженный заботой, Илюша вырос несамостоятельным мужчиной. Лежание на диване было его привычным образом жизни, и ничто не пробуждало в нем интереса. Когда на Обломова навалились проблемы, он не принял никаких мер. Герой лишь жаловался всем на жизнь, мечтал, чтобы все само по себе разрешилось и ждал приезда своего друга детства, надеясь, что он поможет во всем разобраться. Обломов понимал, что нужно что-то менять в своей жизни. С приездом Штольца он стал рано просыпаться, интересоваться происходящим в мире и даже влюбился. Но первое же препятствие, переезд из города на дачу, вернуло Обломова к привычному образу жизни. Илья Ильич не удалось измениться, до конца дней он так и остался ленивым, несамостоятельным и нуждающимся в заботе человеком.(143 слова)

Возможные тезисы:

1. Сила воли - наш лучший союзник в борьбе с собственными недостатками

2. Попытаться измениться в лучшую сторону - значит бросить вызов самому себе

Разум и чувство

Произведения о разуме и чувствах. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению разум и чувства. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную тему по данному направлению.

А. И. Куприн повесть "Гранатовый браслет" (некоторые чувства способна погасить только смерть)

А. Н. Островский пьеса "Гроза" (некоторые чувства способна погасить только смерть)

А. С. Грибоедов пьеса "Горе от ума" (нельзя стать счастливым, руководствуясь лишь здравым смыслом)

А. Н. Островский пьеса "Гроза" (Катерина осознавала, что поступает неправильно, но пошла на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Тарас смог переступить через отцовские чувства убил сына-предателя)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Гринев осознавал, что его могут казнить, но чувство собственного достоинства оказалось сильнее)

А. С. Пушкин роман "Евгений Онегин" (Татьяна несчастлива в браке по расчету, т.к. влюблена в Онегина. Чувство важнее разума)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Вера не счастлива в браке с нелюбимым мужем. Чувство важнее разума)

«Гранатовый браслет» - повесть А. И. Куприна

Аргумент:

Не смог справиться со своими чувствами и Желтков, герой повести Куприна «Гранатовый браслет». Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил ее на всю жизнь. Герой не ждал взаимности от замужней княгини. Он все понимал, но ничего не мог с собой по делать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что это Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причиненное когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с ее братом разыскали Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешения написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью (134 слова)

Возможные тезисы:

1. Искренние чувства не подвластны воле человека

2. Настоящие чувства способна убить только смерть

Разум и чувство аргумент по пьесе островского "Гроза" для итогового сочинения:

Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном произведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать дочь замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представлял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способе ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением.

Героиня стремилась к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавала, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но ее чувства оказались сильнее и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.(174 слова)

Возможные тезисы:

1. Иногда люди оказываются в плену у собственных чувств

2. Чувства могут быть настолько сильными, что легче проститься с жизнью, чем скрывать их

Дружба и вражда

Список произведений о дружбе и вражде. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению дружба и вражда. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную тему по данному направлению.

В. Л. Кондратьев повесть "Сашка" (на что готов человек ради друга?)

А. С. Пушкин историческая повесть "Капитанская дочка" (Гринев и Швабрин - почему рушится дружба? Предательство)

И. С Тургенев роман "Отцы и дети" (Кирсанов и Базаров - почему рушится дружба?)

А. С. Пушкин историческая повесть "Капитанская дочка" (Гринев и Пугачев - косвенная вражда, враг - потенциальный друг)

И. А. Гончаров роман "Обломов" (Обломов и Штольц - друзья должны дополнять друг - друга)

В. Г. Короленко повесть "Дети подземелья" (истинная дружба, бескорыстность детской дружбы)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Тарас Бульба считал, что дружба/товарищество важнее семьи)

"Капитанская дочка"

Ярким примером враждующих товарищей могут послужить герои исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев Петр в семнадцать лет был отправлен отцом в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку».

Белгородская крепость, куда был направлен юноша, оказалась не грозным бастионом, а деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона там были инвалиды, а вместо артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором. Там Гринев и познакомился со Швабриным Алексеем. Офицер сам пришел к Петру, когда узнал о его приезде, сказав, что им овладело желание наконец-то увидеть человеческое лицо. Но дружба юношей закончилась, не успев начаться.

Все началось, когда Гринев поделился с товарищем о чувствах к капитанской дочке и показал песню, написанную для нее. Швабрин строки раскритиковал и позволил себе грязные намеки относительно «нрава и обычая» Маши. Позже выяснилось, что Алексей сам сватался к девушке, но получил отказ. Их ссора закончилась поединком, где Петр был ранен.

После нашествия мятежников Пугачева, взаимная неприязнь между героями сменяется ненависть. Гринев с честью оставался верным императрице, а Швабрин, присягнувший на верность разбойнику, был назначен комендантом крепости, где осталась Маша. Ее родителей убили, и попадья выдала капитанскую дочь за свою племянницу. Предатель принуждал девушку выйти за него замуж, угрожая рассказать, кто она на самом деле.Планы Швабрина не осуществились, Гринев освободил капитанскую дочь, и был помилован Пугачевым, несмотря на старания Швабрина.(211 слов)

Возможные тезисы:

1. Часто причиной вражды между товарищами становится женщина

2. Женщина может разрушить мужскую дружбу

3. Почему друзья становятся врагами?

4. Если тебя предал друг, значит он не был твоим другом.

АРГУМЕНТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ - ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ. МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДОПУСКУ К ЕГЭ. (ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА")

О достоинстве человека, его честности, совестливости, о благородстве души в русской литературе написано множество произведений. Достойный человек - это человек ответственный, порядочный, такой, который стремится ни в чем не запятнать себя. Человек чести - это такой человек, которого уважают за ответственное отношение к делу, за порядочность, за благородные поступки, это человек, который уважает и себя, и других. Честь - самое ценное качество человека. Поэтому многие писатели создавали образы честных и бесчестных людей. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» тема чести является одной из главных.

О чести сказал своему сыну Петру Гринёву его отец. Дворянин Андрей Петрович решил отправить сына на службу не в гвардию, а в отдалённый гарнизон, в Белогорскую крепость. Родители благословили Петра. Отец напомнил ему народную пословицу о чести: «Береги платье снову, а честь смолоду». Будущему военному родитель сказал, чтобы он служил верно, кому присягнёт. Честь, совесть и достоинство стали для Петра главными принципами жизни. Он всегда помнил этот наказ отца.

В Белогорской крепости, где Петр начал служить, он познакомился с дочкой коменданта Миронова. Она нравилась Алексею Швабрину, молодому человеку, который тоже служил в этой крепости. Он сватался к Маше, но она отказалась выходить за него замуж.

Однажды между молодыми людьми произошла ссора. Гринёв посвятил Маше Мироновой любовные стихи. Алексей Швабрин посоветовал Петру «действовать не песенками», а подарить ей пару серёг. Тогда она придёт на свидание. Швабрин оскорбил Машу, сказав, что «знает по опыту её нрав и обычай». Такой бесчестный поступок он совершил потому, что Марья Миронова отвергла его. Пётр защитил честь девушки на дуэли.

Вскоре наступило серьёзное время испытаний. Во время пугачёвского бунта Белогорская крепость была захвачена, и жители должны были присягать новому царю. Вспоминая о событиях тех лет, Пётр Андреевич Гринёв пишет о том, как ему накинули на шею петлю, как он начал читать молитву, как увидел Савельича, который хотел пожертвовать своей жизнью ради него. Потом он слышал слова других людей и самого Савельича о том, чтобы Петруша поцеловал руку Пугачёва. Но Гринёв не стал делать этого, потому что «предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». А Алексей Швабрин не считал службу у Пугачёва унижением. Он даже стал комендантом крепости, запугивал Марью Ивановну, держал её впроголодь, принуждая выйти за него замуж. Швабрин сказал Пугачёву, что она его жена. Читатель чувствует непорядочность, подлость поступков этого молодого человека, который потерял своё достоинство. А Гринёв остался человеком порядочным человеком. Когда его допрашивала следственная комиссия, он не рассказал о настоящей причине общения с Пугачёвым, чтобы не запятнать имя любимой.

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Направление "Честь и бесчестие" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Честь и бесчестие". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по тематическому направлению "Честь и бесчестие".

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.
По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.
Что это такое?
Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".
Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.
Совесть - это то что живет внутри каждого человека.
Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

418 слов

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Всего: 426 слов

Направление. ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ. Видео разбор сочинения учащихся

Честь и бесчестие - рассуждаем о понятиях. Какие аргументы можно привести? Как построить сочинение?

Цитаты и эпиграфы

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Ф. Вольтерздесь .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

В понятие «честь» вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность нравственных качеств личности.

Честь определяется не только помыслами, убеждениями, но и поступками. Поступать по чести в любой ситуации означает не отступать от нравственных принципов, руководствоваться совестью, а не сиюминутной выгодой или собственным «хочу».

Василий Быков в рассказе «Сотников» противопоставил честь бесчестию, на примере показал человеческий выбор в самой сложной ситуации. Главный герой – Сотников, бывший учитель, офицер-артиллерист при отступлении части оказался в партизанском отряде на территории Белоруссии. Несмотря на щуплое телосложение, он имел твердые принципы – сохранять преданность Родине при любых обстоятельствах, «не мог сочувствовать человеку, который согласился на службу у немцев и так или иначе исполнял эту службу».

Вместе с бывшим старшиной Рыбаком, заболевший Сотников отправился на поиски провизии для партизан.

Во время задания измученный болезнью бывший офицер невольно стал причиной того, что они с напарником оказались в плену у полицаев. «Он мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака» и под тяжестью своей вины примирился с неизбежностью смерти. Сотников мужественно перенес нечеловеческие пытки, но не предал товарищей. Вместе с двумя партизанами в заложниках у немцев оказались мирные люди, которых полицаи обвинили в пособничестве. Пытаясь спасти сельчан, Сотников взял всю вину на себя...

Крепкий на вид деревенский парень Рыбак повел себя совершенно иначе. В плену он думал лишь о собственном спасении, испугался предстоящих истязаний и согласился служить полицаям. Поначалу он надеялся, что сбежит при случае и вернется в отряд, но после собственноручной казни товарища, обратной дороги уже не было… Сотников погиб, не запятнав чести офицера, не поступившись убеждениями, остался верен Отечеству. Рыбак проявил малодушие и бесчестие, что обернулось вечными угрызениями совести и бесцельностью дальнейшего существования.

Иной пример чести и бесчестия описан Николаем Лесковым в рассказе «Человек на часах». Постников в карауле слышит мольбы о помощи утопающего человека. Солдат неравнодушен к чужой беде, но перед ним сложный выбор: присяга велит ему ни при каких обстоятельствах не покидать караульную будку. И все же совесть одерживает верх над воинским долгом – Постников спасает беднягу и возвращается на пост. Малограмотный мужик поступил по чести, в отличие от офицера Миллера, который присвоил собственной персоне чужое геройство. Бесчестный дворянин получает награду, а настоящий герой – наказание розгами за нарушение присяги.

Можно констатировать, что честь проверяется жизненными обстоятельствами, когда люди оказываются в ситуациях нравственного выбора. Лишь волевой человек способен сохранить честь, ради которой готов принести в жертву собственную жизнь.



Похожие статьи
 
Категории