Понятие сказки в современном мире. О роли сказок в воспитании ребенка

16.06.2019

Детство каждого человека ассоциируется со сказками. Сказка берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество.

Устное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающему, ощущения таинственности и красоты природы. Все знают, какое влияние оказала Арина Родионовна, которая открыла перед маленьким Сашей мир народной песни, сказок. О неподражаемой прелести вечеров, наполненных таинственными образами няниных сказок, Пушкин писал в стихотворении « Сон »

Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психиатрии задолго до того, психотерапия получила свой статус. В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой.

Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека.

Герои сказок проходят через испытания. На примере героев сказок у читателя развиваются такие качества личности как смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет хороший конец, потому что нужно верить в хорошее, в волшебство. « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».

Роль сказки в жизни человека.

Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: « Сказка – это честная выдумка, честный вымысел. Удивительно то, что это не уменьшает ее способности отражать жизнь, а скорее увеличивает его». Действительно, сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах – самолетах, за одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла.

Все сказки учат добру. В любом, даже в самом страшном сказочном мире находится герой, который, проявляя необыкновенную силу, храбрость и выдержку, сражается с самыми невероятными чудовищами. При этом он совершает свои героические поступки, как правило, защищая или спасая кого – то. Ему помогают различные существа и предметы. В качестве помощников положительного героя в волшебных сказках выступают мудрые старики, старухи, фантастические существа, богатыри. Помощниками положительных героев в волшебных сказках являются и животные, и звери, и птицы: добрый «сивка – бурка», « утка с золотым яйцом», «чудесная курица» и т. д. Или даже неодушевленные предметы: скатерть самобранка, сапоги - скороходы, живая или мертвая вода. Эти существа или предметы отвечают добром на проявленное по отношению к ним добро.

Человек маленький он или большой должен ориентироваться в жизни. Но прежде чем человек научится ориентироваться во внешней жизни, ему важно ориентироваться в жизни внутренней, т. е. хочу сказать о формировании личности человека. На внутреннюю ориентацию и работает сказка. Мир сказок можно назвать маскарадом. Вильям Шекспир как – то сказал: « Сказка дает нам возможность примерять на себя самые различные маски. Примеряя сказочную маску, мы чувствуем, что именно эта маска, этот персонаж важен для нас. Так происходит наше знакомство с некоторым живым существом в нашей душе, родственным этому персонажу». В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться за него – хотя бы внутренне. Но без внутренней верности идеалу невозможно и внешнее служение ему.

Люди разных возрастов любят читать сказки. Смысловые оттенки сказок, предпочитаемы в том или ином возрасте отличаются. Например, сказки для маленьких. В них маленький слушатель постигает устройство окружающего мира от простого к более сложному – через сравнения и соотношения. В сказке « Три медведя» четко расписано соотношение между размером предмета и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует ее возрасту, -Мишуткины принадлежности; в «Репке» - порядок персонажей « от велика до мала». В этих сказках создается структура интеллекта.

Много сказок об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси – лебеди», « Царевна – лягушка» т. д.

Человек в 10-14 лет, читая сказки, через призму воображения пытается определить свое место и свои ценности в реальной жизни. Интересными в этом возрасте являются приключенческие сказки: « Пеппи –Длинный чулок»,

« Приключения Электроника», «Гарри Поттер» и др.

Фэнтези, приключения, детективы – это сказки для взрослых. Период веры в чудо сменяется реалистическим восприятием действительности. Одни взрослые, читая сказки, отдыхают, для других сказки как бы перестают существовать, третьи сами создают сказки.

Взрослые читают сказки своим детям, знакомят с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе.

На закате жизни человек читает сказки внукам и правнукам.

Сказки помогают взрослым и детям стать близкими, научиться понимать друг друга, доверять. Ведь именно сказка является тем невидимым мостиком между ними в том смысле, что взрослым так часто не хватает времени поговорить с малышом. Рассказывая сказки, они хоть на миг могут ощутить чувства ребенка. Для взрослых это возможность говорить с ребенком, не только поучать. В ответ ребенок больше доверяет взрослым. Поэтому сказки из глубины веков являлись неиссякаемым источником воспитания важнейших человеческих качеств.

В современной жизни появилось понятие сказкотерапия. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, с проблемой стыда, вины, лжи. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему – то нереализованному, обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтом, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появляется чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира.

Сказку можно назвать средством приобщения человека к жизни.

Мои сказки.

«Мы вместе, нам хорошо».

Жили- были мама с папой. У них была дочь. Мама и папа целый день работали, и у них не хватало времени, чтобы пообщаться с дочкой.

А дочь росла. Она чувствовала себя одинокой, ей не хватало общения. Однажды вечером вернувшись с работы, мама вошла в комнату дочери. Она посмотрела на спящую дочку и увидела под глазами еще не высохшие слезы. Мама своими теплыми руками погладила волосы дочери. « Как же много времени потеряла. Ведь я не замечала, как растет моя дочь»,- прошептала мама. Она оглянулась вокруг и увидела на стене картины, нарисованные дочерью. На одной из них был нарисован дом, рядом цветы и зеленая трава, голубое небо и яркое солнце. А в центре картины изображена девочка, которая идет, взяв за руки отца и мать. Улыбающиеся лица на картине как будто говорили: « Мы вместе, нам хорошо». Мама показала картину дочери ее отцу. Оставив все дела, они решили погулять вместе с дочерью. Папа поднял дочку на руки, стал ей рассказывать интересные истории. Мама тоже внимательно слушала и тихо радовалась, наблюдая за счастливыми лицами мужа и дочери. Для нее этот день казался необыкновенным. Девочке больше никогда не было одиноко.

Радустик и Грустик.

Жили - были в лесу близнецы – кролики. Одного звали Радустиком, другого Грустиком. Когда они выросли, им пришлось покинуть отчий дом. Они стали искать для себя нору. Радустик был веселым, радостным, общительным. У него было много друзей, которые помогли ему найти нору на краю леса. Грустик же жил в старой норе ежика, в ней было холодно. Он был пугливым, неуклюжим, грустным, всегда чего-то боялся.

Однажды Радустик позвал Грустика в гости, но тот боялся выходить из норы, целыми днями сидел дома. Малейший шорох, шелест травы приводил его в ужас, он представлял страшные картины.

Как – то ночью пошел сильный дождь. Нора Грустика не выдержала, обрушилась. Он оказался один, было темно и сыро. Вдруг он услышал шорох, это был ежик. Ежик позвал Грустика к себе. На этот раз ему не было страшно, потому что он почувствовал теплое к себе отношение.

Наступило утро, все сильнее пригревало солнце. Страшный мир, каким его представлял Грустик, оказался светлым и добрым. Постепенно у него появлялись новые друзья. Радустик присмотрел для Грустика хорошую нору рядом с речкой, и они стали жить, радуясь каждому новому дню.

Нельзя отчаиваться, грусть и радость живут рядом. Радустик всегда придет и напомнит, что наступит новый день, все будет хорошо.

В лесу стоял старый пень. Он был одиноким и никому не нужным. Рядом стоящие его давние друзья дуб и осина позабыли его. Мир ему казался мрачным. Вечерами он вспоминал свою молодость и грустил.

Однажды к пню подошел маленький ежик.

Здравствуй, дядя пень, - поздоровался ежик.

Здравствуй, малыш. А что ты здесь один делаешь? – обеспокоился пень.

Ежик рассказал, что ищет норку. Он попросил помощи. Пень очень обрадовался просьбе ежика, ведь его никто никогда не просил о помощи. Он предложил под его корнем вырыть норку. Так они стали жить вместе. Ежику было хорошо в теплых объятиях пня, особенно зимой, а пень был счастлив, потому что у него был друг.

После долгой зимы, наступила весна. Из-под снега вновь появился пень, проснулся ежик. Ежик был благодарен своему другу, рассказывал свои сны.

Вдруг пень почувствовал, что под корнем что-то тихо шевелится, попросил ежика посмотреть. Слабенький, маленький росточек нового деревца тянулся к солнышку. Ежик и пень помогли ему выбраться из-под корня. Вскоре вокруг расцвели цветы, к цветам потянулись бабочки. Мир был так прекрасен. Пень счастлив, потому что вокруг него друзья, которым он нужен.

На поляне под небольшим кустиком жил – был уж. Он целыми днями ползал по лесу и грустил, глядя в небо. Однажды его заметил пролетающий лебедь, опустился к змее.

Почему ты такой грустный?- спросил лебедь.

Ах! Как бы я хотел взлететь на небо, посмотреть с высоты на мир, да крыльев нет.

Лебедь пожалел ужа и придумал, как показать ему землю с высоты.

Уж, давай я тебе помогу. Ляг на мою спину, я тебя прокачу.

Ура! – закричал уж, - теперь мне все будут завидовать.

Белый лебедь поднялся в небо. Уж был счастлив, сбылась его мечта. Перед ним открылся необъятный мир, это было прекрасно. Он вдруг понял, что он часть этого прекрасного, что нельзя грустить, нужно жить и радоваться окружающему.

Уж был скользким, он обвился вокруг шеи лебедя, чтобы не упасть. Лебедь чувствовал боль и вскоре опустился на землю. Уж и змея, были разные, но они подружились, потому что понимали друг друга. Не надо грустить. Достаточно оглянуться вокруг, ведь рядом может оказаться другой человек, которому нужна твоя помощь, мечту которого ты можешь исполнить. А он поможет тебе. Мечты сбываются, нужно верить.

Жила – была собачка. Ребята назвали ее Бобби. Собачка жила в грязном подвале большого дома. Она была красивой, детям хотелось ее приласкать, но собака никого не подпускала к себе, рычала. Поэтому дети стали ее бояться. Вечером собака уходила в грязный, холодный подвал.

В доме жил одинокий старый человек. К нему никто не приходил, поэтому часто выходил из дома и подолгу сидел на скамейке. Увидев Бобби, он попробовал ее подозвать. Девочка, проходившая мимо, остановила деда:

Не трогайте ее, она очень злая.

Старик посмотрел на собачку и сказал:

Нет, она не злая, она испугана. Наверное, ее кто-то сильно обидел. В каждой живой душе есть что-то доброе.

Она сможет найти себе друга?- спросила девочка.

Я знаю, как с ней подружиться,- улыбаясь, ответил старик и пошел домой.

Через несколько минут он вышел из дома и вынес кастрюлю с горячим супом. Бобби осторожно подошла, огляделась и стала есть.

Старик каждый день кормил собаку. Собачка привязалась к людям, стала доверять. Старик взял собаку домой. Они очень подружились, часто выходили гулять. Дети перестали ее опасаться и весело играли с ней. Бобби тоже нравилось играть. Она поняла, что не все так в жизни плохо, есть хорошие люди, которые могут помочь в трудную минуту и, которым можешь быть нужным.

Жила – была девочка. Она боялась всего. У нее не было друзей, и училась плохо. Девочка боялась отвечать у доски, боялась сделать ошибку. Она пыталась скрыть свой страх, поэтому старалась казаться злой. Девочка не думала о будущем, жила лишь прошлым. Ее мучили сомнения, всегда о чем-то жалела, ночами плакала.

«Действительно, сколько можно скрывать от себя и других, что я боюсь. Я должна признать свой страх. Что я могу сделать, чтобы себе помочь?» -подумала девочка. Она посмотрела в зеркало и представила, что стоит на краю пропасти. Ей было страшно, она боялась упасть. Она представила, что это вовсе не пропасть, а лишь небольшая расщелина и ей нужно сделать один только шаг. Она смотрела вперед, подумала, что это ее будущее и прыгнула. Получилось! Ей стало хорошо. Она поверила, что может победить страх, все в ее руках.

С тех пор девочка стала хорошо учиться, у нее появилось много друзей.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, люди интуитивно тянутся к знаниям, заложенным в сказках. В последние годы сказки и притчи стали применять в качестве психотерапевтического вмешательства во внутреннюю картину мира человека. Они помогают разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

Тексты сказок, как мы уже отметили, вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения нервных расстройств соматических заболеваний.

Статья

« Значение сказок в жизни человека»

Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название - от слова "баять", "говорить") - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.

Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.

Отличие сказочного вымысла от вымысла, который встречается в других фольклорных произведениях, - изначальное, генетическое. Отличие выражается в особой функции и в мере использования вымысла. Своеобразие вымысла у сказок любого типа коренится в их особенном содержании. Обусловленность художественных форм жизненным содержанием - главное для понимания любого поэтического жанра. Своеобразие сказки невозможно уловить, если обращать внимание только на формальные ее свойства.

Народные сказки никогда не были беспочвенной фантазией. Действительность представала в сказке как сложная система связей и отношений. Воспроизведение реальности сочетается в сказке с мыслью ее творцов. Мир действительности всегда покорен воле и фантазии сказочника, и именно это волевое, активное начало всего привлекательнее в сказке. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Душа человека, как и прежде, в прошлом, открыта для поэтических очарований. Чем поразительнее технические открытия, тем сильнее чувства, утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности ее вечной красоты. В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в грядущие столетия. И тогда люди будут восхищаться искусством сказок о лисе и волке, медведе и зайце, колобке, гусях-лебедях, Кощее, огнедышащих змеях, Иванушке-дурачке, плутоватом солдате и о многих других героях, которые стали вечными спутниками народа.

Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Волшебная сказка . Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации. Волшебные сказки - конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета. В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки. В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся, прежде всего, действия героев и только через них - характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен материал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка - образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа. Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история. Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке. Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве. Почти никаких примет русского быта в волшебной сказке нет. Разве что сами люди - русские. Возвратившись в человеческий мир. Герой переходит из одного царства в другое, становится царем. Однако всюду живет один народ. Другие народы находятся где-то далеко, за морем (заморские купцы, заморские вина).

Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные царства.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

Бытовая сказка . Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической v от слова новелла¦. Появилась она гораздо позднее волшебной.

Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Во всех самых старых преданиях и мифах о героях, которые приносили человечеству какие-то знания и ремесла, то или иное открытие, эти знания и открытия были похищены у высших существ, богов.Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Сказки о животных . Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время из рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Сказок о животных существует несколько видов.

Жили-были дед да баба, и была у них курочка –ряба - замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию.

Известно около 50 сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше - тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай ("тебе - вершки, мне - корешки"), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.

В сказках для самых маленьких нередко встречаются стихотворные и песенные вставки - это и запоминание облегчает, и слух развивает, и развлекает. А длинные, бесконечные сказки - это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой.

Есть сказки и животных для подростков, для взрослых. Сказка "Лиса-исповедница" пародирует церковную исповедь. Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.


краткое содержание других презентаций

«Русские и английские сказки» - Трёхкратность ситуаций. Что такое сказка. Исследование среди детей. Особенности английских сказок о животных. Особенности сказок о животных. Реальные события. Великие сказочники. Герои сказок. Johnny - Cake. Реальность сказки. Сравнение английских и русских народных сказок.

«Сказки разных народов» - Литературная викторина. Сказки. Кто является основными героями сказок. Сказки грузинского народа. Чему можно научиться у народных сказок. Эскиз обложки. Удачи. Сказка – складка, песня – быль. Как создаются сказки. Виды сказок.

«Сказки народов мира» - Особые сказки про богатырей. Понятие сказки в современном мире. Волк и лиса. Лиса оказалась хитрая. Волшебные сказки. Народная сказка. Сказка. Как появились сказки. В русских сказках всегда бывает добро и зло. Сравнить сказки народов. Прочитать сказки разных народов России. Чудесная страна сказок. Народные сказки возникли очень давно. Баба-Яга. Передаётся быт. Сказки народов мира. В сказках присутствует волшебство.

«Английские народные сказки» - Английские сказки. Пир на весь мир. Связь между сказками и культурой страны. Сказка будет жить вечно. Особенности английских сказок. Сказка про трех поросят. Волк и семеро козлят. Движущая сила английских сказок. Русские сказки. Развязка английских сказок. Отличие героев английских сказок от русских. Английские народные сказки. Английские сказки о животных. Волшебный мир английских народных сказок.

«Сравнение народной и литературной сказки» - Народная сказка. Самооценка. Сказка ложь, да в ней намек. Узнайте нас. Расскажи по плану. Урок литературного чтения. Объясни значение. Золотое яблоко. Сказка. Особенности сказок.

«Арабские сказки» - Другие сборники не сохранились; мы не знаем, какие в них были сказки. Далеко от Багдада, в другом городе, возродились снова сказки. Сказки о царях и вельможах, о войнах и сражениях. Разные смешные истории про ловкачей и хитрецов. В столице Египта, Каире, были свои меддахи. «Тысяча и одна ночь». Много пришлось пережить за это время Багдаду – «Городу Мира». Бродячие сказочники рассказывали сказки. Арабские сказочники – меддахи.

Автор: Кусакина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области

Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.

Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.

«О роли сказок в воспитании детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру . Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.
Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.

«Роль сказки в современном мире".

Консультация для родителей.

Составила воспитатель Браверман Виктория Сергеевна.

В наше время, ценности во многих семьях стали более материальны, нежели духовные. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете или купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену высказаться по содержанию, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада.

Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством любви, тепла, спокойствия и некоторого волшебства.

Конечно если не читают и не рассказывают сказок детям – это не трагедия для родителей, это - трагедия для ребёнка. Родители великих людей не навязывали детям книги, они окружали ими детей с детства. Получать знания из книг - это длинный путь, требующий затрат души родителей, их усилий и любви к детям. И как часто мы наблюдаем родителей с проблемами в поведении, которые удивляются «в кого ребёнок? Мы ему дали всё, а он вырос эгоистом».

Я считаю, что причина в том, что ему не дали самого главного - это общения, любви и дружбы, общих переживаний, обсуждения прочитанной сказки, которую не прочитали в своё время малышу.

У детей, с которыми занимаются дома, читают, разговаривают нет комплексов, они смело высказывают своё мнение, рассуждают. Есть пословица «Сказка – складка: послушать сладко» - дети, обделённые вниманием родителей, замкнутые, не уверенные в себе, не умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Мы должны понимать, что важно не упустить время, ведь способности к развитию творческого мышления уменьшаются с годами, главное вовремя развивать любопытство - познавательный интерес, умение мечтать и фантазировать – основу развития и инноваций, открытий, раскрепощённость – силу и свободу личности.

И от взрослых зависит, научат ли они своё дитя нестандартно мыслить, фантазировать, придумывать, творить, действовать нестандартно и гибко.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента.

Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.

Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять.

Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.



Похожие статьи
 
Категории