Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность — Российская газета. Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятел

25.09.2019

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Аттестация педагогических работников предусмотрена законодательством РФ и проводится по особому порядку. Об этом порядке и о том, какими основными нормативными актами он урегулирован, мы поговорим в представленной статье.

Новая аттестация педработников в 2018 - 2019 году: с какой целью проводится аттестации педагогов

Аттестация педагогических работников назначается для установления (п. 1 ст. 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

  • соответствия профессиональных качеств работников занимаемым ими должностям;
  • квалификационной категории конкретного сотрудника.

По общему правилу аттестация на предмет соответствия работника занимаемой должности проводится 1 раз в 5 лет (п. 2 ст. 49 закона № 273-ФЗ). Такая периодичность предусмотрена также в отношении работников из числа профессорско-преподавательского состава (ст. 332 Трудового кодекса РФ). Обязательная аттестация проводится на основании представления работодателя.

Добровольная аттестация (в целях установления квалификационной категории) осуществляется по заявлению самого работника.

Аттестация педагогических работников в 2018 - 2019 году производится по той же схеме, что и в предыдущие годы, в этой части нововведений на федеральном уровне не было. Вместе с тем на региональном и муниципальном уровне, уровне городов федерального значения могут быть введены свои коррективы. Например, в части документооборота в рамках аттестации и т. д.

Так, с 2016 года в Московской обл. была сокращена до 1 страницы форма экспертного заключения, снижено общее количество документов для подтверждения результатов профессиональных достижений аттестуемого педагога и предложены 2 варианта оформления портфолио педагога (на бумажном носителе или в электронном виде) и др.

Положение об аттестации педагогических работников

Порядок аттестации регламентируется следующими актами:

  • Порядком проведения аттестации..., утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее — порядок № 276), — в отношении работников образовательных учреждений. Данный порядок распространяется на учителей, методистов, инструкторов, логопедов, воспитателей, педагогов допобразования и т. д. (см. разд. 2 Номенклатуры должностей..., утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).
  • Положением «О порядке проведения...», утв. приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293. Положение относится к педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава.

С правилами составления положения об аттестации можно ознакомиться в нашей статье Составляем положение об аттестации работников - образец.

Заявление на аттестацию

Аттестация педагогических работников, проводимая в целях установления квалификационной категории таких работников, производится по их заявлениям, передаваемым аттестационной комиссии любым из доступных способов (п. 27 порядка № 276):

  • при личном обращении;
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • по электронной почте или через специальные ресурсы в интернете.

Унифицированного образца такого заявления нет, однако он может быть утвержден на региональном или муниципальном уровне.

В целом структура заявления на аттестацию может быть следующей:

  • сведения о работнике: Ф. И. О., должность, квалификационная категория, образование, общий стаж работы и стаж педагогической деятельности, иные сведения, которые работник считает нужным сообщить комиссии в данном случае;
  • указание, квалификационной категории и должности, по которым работник желает пройти аттестацию (требование п. 27 порядка № 276);
  • указание достижений и результатов, полученных работником в рамках педагогической деятельности: участие в конкурсах и проектах, использование современных методик преподавания, создание специализированных баз данных, новаторство и т. д.;
  • просьба о проведении аттестации в присутствии / в отсутствие работника на заседании (см. п. 36 порядка № 276);
  • подпись работника, указание контактных данных.

Заявление о проведении аттестации может быть подано работником в любой момент вне зависимости от срока его работы в данной организации (п. 29 порядка № 276).

Итоги аттестации. Оформление результатов

По итогам аттестации работника на предмет соответствия занимаемой должности комиссия принимает свое решение в форме открытого голосования в отсутствие аттестуемого (п. 16 порядка № 276). Результаты подлежат занесению в протокол заседания. В дальнейшем из протокола делается выписка в отношении аттестуемого сотрудника, с которой последний должен быть ознакомлен под подпись и которая хранится в дальнейшем в личном деле работника.

Решая вопрос о присвоении работнику категории по его заявлению, комиссия действует в аналогичном порядке и сообщает о результате аттестуемому (п. 40 порядка № 276). Решение комиссии фиксируется в протоколе. С образцом можно ознакомиться в нашей статье Образец протокола по результатам аттестации работников.

Итак, аттестация педагогических работников может быть обязательной (на предмет соответствия занимаемой должности) и добровольной, по заявлению работника (на предмет установления квалификационной категории). По общему правилу аттестация проводится 1 раз в 5 лет. Аттестационная комиссия принимает решение открытым голосованием и фиксирует его в протоколе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582)

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года N 209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 года, регистрационный N 16999).

Министр
Д.Ливанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 мая 2014 года,
регистрационный N 32408

Приложение. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приложение

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее - педагогические работники).

2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
_______________
Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации).
_______________
Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566).

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации, решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом "е" настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
_______________
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 года, регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 года, регистрационный N 21240).

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии).
_______________
Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48 ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566).

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке , установленном ;
_______________


выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования проводимого в порядке , установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 ;
_______________
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4378).


выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".

45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Работники образовательной сферы, а именно, педагоги в ВУЗах, школах, воспитатели в детских садах, а также в специалисты учреждений начального и среднего звена уже знают, что с 2017 года будут произведены некоторые изменения в аттестационном процессе. Проще говоря, аттестация педагогических работников (2017) будет проходить по совершенно иным правилам и положениям.

Многим известно, что любой работник из области педагогики должен каждые 5 лет проходить переаттестацию. Эта процедура необходима для того, чтобы повысить навыки и знания педагогов, а также понять, соответствует ли человек занимаемой должности (имеет ли все необходимые умения для нее). Тот, кто хоть раз сталкивался с данной проверкой, уверяет, что она является наиболее ответственной и значимой для всех работников сферы образования.

  • Во-первых, комиссия должна увидеть 100% подготовку участника аттестации, перед ней он должен раскрыть весь багаж знаний и навыков. Кроме того, часто требуется доказать педагогический профессионализм и находчивость. Именно эти критерии способны помочь комиссии определить квалификацию педагога и выставлять ему оценки.
  • Во-вторых, успешное прохождение аттестации позволяет работнику сферы образования рассчитывать на более высокую зарплату. Это, довольно-таки, весомый стимул к профессиональному росту и новым свершениям.

Общие сведения

Педагогическая аттестация бывает двух видов: добровольной и обязательной. Давайте рассмотрим каждый из видов подробнее.

Обязательная аттестация в 2016-2017 году “захватит” всех педагогических работников, которые проходили ее 5 лет назад. От обязательной проверки освобождаются:

  • беременные;
  • преподаватели с квалификационной категорией;
  • работники, которые являются “новичками” в сфере образования, т.е. проработали всего 2 года;
  • лица, находящиеся в декретном отпуске на момент осуществления проверки знаний (аттестацию они пройдут через 2 года после возвращения на законное место работы);
  • педагог, отсутствующий на работе больше 4 месяцев по причине болезни (аттестацию необходимо будет пройти через год, после официального выхода на работу).

Добровольную педагогическую аттестацию проходят лица, которые по собственной воле хотят повысить квалификационный уровень. Для этого необходимо обратиться к руководству с соответствующим заявлением. Отметим, что преподаватели, которые не имеют категории или обзавелись 1-й, могут добиться повышения до 1-го разряда. Чтобы получить наивысший разряд, требуется заработать 1-ю категорию не меньше, чем 2 года назад. Кроме того, если у педагога уже имеется высшая категория, он может подтвердить ее добровольной аттестацией.

Новые положение и правила

С наступлением 2017 года каждому необходимо будет ознакомиться с нововведениями, которые коснулись педагогической аттестации. Предполагается, что новая проверка будет основываться на двух главных этапах:

  • подтверждение соответствия занимаемой должности;
  • получение более высшей категории.

У каждого из этих этапов имеются отличительные черты и особенности:

  1. Подтверждение соответствия занимаемой должности. Во время этой части проверки, комиссия должна по достоинству оценить и проверить знания, навыки и умения преподавателя. Кроме этого, в процессе проверки определяются профессионализм и методика общения с детьми во время учебы. Проще говоря, на данном этапе члены комиссии устанавливают профпригодность учителя, а именно, имеет ли он право заниматься преподавательской деятельностью.
  2. Получение профессиональной квалификационной категории. В 2017 году у педагога будет право претендовать на 1 или высшую категорию. Однако чтобы заслужить первую категорию, работник должен соответствовать следующим параметрам:
  1. иметь вторую квалификационную категорию;
  2. иметь первую, но подошло время прохождения аттестации.

Если перед стоит цель получить высшую категорию, он должен подходить по другим условиям:

  • иметь первую категорию на протяжении двух лет;
  • иметь высшую категорию, но подошло время прохождения аттестационной проверки.

Документы для аттестации

Изменили чиновники и перечень документов, который необходим для начала прохождения педагогической аттестации в 2017 году. Напомним, раньше работник должен был просто написать заявление — на этом этап регистрации заканчивался. Теперь происходит несколько по-другому, ведь основная ответственность возложена на плечи общеобразовательных учреждений на уровне субъектов РФ.

Перечень обязательных документов:

  1. Заявление с личной подписью
  2. Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
  3. Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
  4. Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
  5. Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
  6. Специально составленное сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.

Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.

График прохождения аттестации педагогических работников на I и высшую квалификационные категории на 2016-2017 учебный год

Подача заявлений в Управление образования Сроки осуществления экспертизы Заседание аттестационной комиссии МО
01.08.2016 с 07.09 по 23.09 19.10.2016
10.08.2016 и 11.08.2016 с 26.09 по 21.10 09.11. 2016
01.09.2016 и 02.09.2016 с 10.10 по 11.11 01.12.2016
09.11.2016, 10.11.2016, 11.11.2016 с 13.12 по 20.01 09.02.2017
14.12.2016, 15.12.2016, 16.12.2016 с 23.01 по 21.02 15.03.2017
19.01.2017 и 20.01.2017 с 20.02 по 24.03 19.04.2017

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестация важна не только для самих педработников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров оплаты труда и т.д.), но и направлена на улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности. Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный N 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок). В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г. N 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утрачивает силу.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2. Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации педработников в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные категории , установленные педработникам государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касается профессорско-преподавательского состава .

Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории ;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации , в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины ;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам . Аттестация их возможна не ранее чем через два года

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет . Аттестация их возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием . Аттестация их возможна не ранее чем через год после выхода на работу.

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится 1 раз в 5 лет .

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

6.Принципы аттестации

Коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

7.Порядок аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями , в соответствии с распорядительным актом работодателя.

В состав аттестационной комиссии организации должны входить председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также в обязательном порядке представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные комиссии организаций также дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности .

б) Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится:

  • для педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, — аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций — аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории подаются педработниками независимо от продолжительности их работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой ттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории , обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При переходе педагогических работников в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, установленные им квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия .

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Последние изменения в 273-м Федеральном Законе «Об образовании» свидетельствуют о том, что аттестация педагогических работников в 2017 году будет проведена в два этапа. Первый их них посвящен подтверждению соответствия занимаемой должности своей профпригодностью. Второй этап отводится для обоснованного присвоения работнику учебного заведения соответствующей категории.

Повышение квалификации возможно исключительно в случае успешного прохождения комиссии, членский состав которой ориентирован на очную проверку знаний и навыков педагога, установление его умения общаться и обращаться с детским коллективом так, как это подобает учителю.

Общие положения относительно аттестации российских педработников

Распространение новой аттестации педагогических работников в текущем году охватывает всех без исключения работников сферы образования.

Отметим, что на сегодняшний день в России существует два вида аттестации: обязательного характера и добровольная. Первая установлена для тех педагогических работников, которые, в соответствии с требованиями государства, непосредственно нуждаются в проведении проверки знаний. Комиссией определяется уровень состоятельности конкретного учителя, после чего она приходит к выводу о том, соответствует ли он занимаемой должности либо просто занимает чье-либо место.

Что касается аттестации на добровольной основе, то она будет интересна, прежде всего, тем лицам, которые в качестве своей цели ставят повышение собственного квалификационного уровня.

Обязательная аттестация и ее особенности

Обязательная аттестация, как один из видов оценки состоятельности учителя, будет проводиться для тех педработников, которые проходили ее пять лет назад. От обязательного прохождения в 2017 году освобождены педагоги, уже имеющие квалификационную категорию, и беременные женщины.

Кроме того, аттестацию допускается проигнорировать педагогам, которые числятся на педагогической службе в учебных заведениях только последние 2 года.

В то же время, пребывание в декретном отпуске не исключает получения права, связанного с получением квалификации и подтверждением своей учительской состоятельности после выхода на работу. Следует знать, что с этого момента вплоть до аттестации должно пройти не меньше двух лет.

Обязательность прохождения аттестации не затрагивает работников учебных заведений, отсутствие которых на рабочем месте в силу определенных причин составляет период, равный четырем месяцам, либо превышает данный срок.

Для этих людей вопрос об обязательном прохождении аттестации становится актуальным лишь через один календарный год (течение данного срока берет свое начало с момента официального выхода на работу).

Кто вправе инициировать участие

Пожалуй, каждый человек, не только педагог, но и специалист любой другой сферы, стремится к повышению своего квалификационного уровня, делая ставку на продвижение по карьерной лестнице и самосовершенствование. Такие заинтересованные претенденты вправе участвовать в добровольной аттестации, новая форма которой в 2017 году во многом схожа с уже привычным порядком дел.

Если говорить конкретно о сфере образования и о педагоге, то последний, при наличии желания повысить собственную квалификацию, может обратиться за помощью к своему непосредственному начальству, после чего представить соответствующее заявление. В этом документе обязательно уточняют, что проведение добровольной аттестации необходимо в целях определения новой квалификационной категории.

Участие в добровольной аттестации будет интересным как преподавателям, не имеющим категории, так и тем, которые полагают, что им есть куда расти.

Получение наивысшего разряда из существующих предполагает не только наличие решительного настроя учителя, но и ранее присвоенной первой категории, с момента получения которой до очередного повышения должен пройти, как минимум, двухлетний период.

Одновременно нельзя утверждать, что наивысшая категория положена только тем педагогам, которые уже владеют таковой. В данном случае они попросту подтверждают эту квалификацию, достигнутую раньше. Все категории подлежат выдаче на 5 лет. Далее они не нуждаются в пролонгации.

Перечень документов

Важным условием участия в аттестации 2017 году является подача заявления. Напомним, ранее учителям, желающим повысить уровень квалификации либо присвоить себе очередную категорию, требовалось подавать заявление в своем районе.

Сегодня же вся ответственность, связанная с проведением аттестации, ложится на плечи вышестоящих образовательных организаций на уровне субъектов РФ.

Для прохождения аттестации следует подготовить:

  • заявление;
  • лист прошлой аттестации (копия, при наличии таковой);
  • документ, подтверждающий высшее (среднее) педагогическое образование (копия);
  • лист, свидетельствующий о наличии высшей (первой) ступени аттестации (при его получении прежде);
  • профессиональное портфолио;
  • характеристика (сопроводительное письмо) с места работы, где личности педагога будет даваться оценка со стороны профпригодности.

Кроме того, могут понадобиться дополнительные документы в случае, если необходимо подтвердить изменение личных данных (например, смену фамилии).

Уведомление о проведение аттестационной процедуры с указанием даты и времени поступит по месту проживания заявителя спустя один месяц после подачи документов.

Как проходит сама аттестация

Проведение аттестации российских учителей в 2017 году осуществляется под контролем аттестационной комиссии, состав которой формируется из числа представителей образовательной организации.

Руководитель, подтвердивший своим приказом назначение комиссии, утверждает ее состав: секретарь, председатель и его заместитель, остальные члены комиссии. В установленный день проводится заседание комиссии.

Проведение добровольной аттестации подразумевает предварительную подачу заявки самим работником, в которой фиксируется текущая категория и должность последнего. Его знания будут аналогично проверяться комиссией в назначенный день.

Период, который отводится для проверки заявления, может охватывать порядка 30 дней, после чего комиссия выдаст свое заключение. Продолжительность проведения самой аттестации, с учетом выдачи заключительного решения комиссии, может составлять не больше 60 дней.

Результаты и право их оспаривания

Если педагогическим работником будет выражено частичное либо полное несогласие с вынесенным решением комиссии, он вправе оспорить его в суде. Еще один вариант: инициировать специальную комиссию по трудовым спорам. С момента выдачи заключения учителю отводится 90 дней на возможность оспаривания.

Напротив, работник учебного заведения, который удовлетворен результатами аттестации, вправе, вернувшись на свое рабочее место и представив заключение комиссии руководителю, требовать прибавки к заработной плате.



Похожие статьи
 
Категории