После лжедмитрия 1. Причины свержения Лжедмитрия I

18.10.2019

Нам также известно, как объяснял Лжедмитрий свое спасение окружающим. В наиболее четкой форме эти объяснения сохранились в дневнике жены самозванца - Марины Мнишек. «При царевиче был доктор, - пишет Марина, - родом итальянец. Сведав о злом умысле, он... нашел мальчика, похожего на Дмитрия, и велел ему быть безотлучно при царевиче, даже спать на одной постели. Когда же мальчик засыпал, осторожный доктор переносил Дмитрия на другую постель. В результате был убит другой мальчик, а не Дмитрий, доктор же вывез Дмитрия из Углича и бежал с ним к Ледовитому океану» .

Очень близки к этому объяснению показания Юрия Мнишка, отца Марины, арестованного после свержения самозванца. Мнишек сообщил, что его зять рассказывал, что «его Господь Бог с помощью его доктора спас от смерти, положив на его место другого мальчика, которого в Угличе вместо него зарезали: и что этот доктор потом отдал его на воспитание одному сыну боярскому, который потом ему посоветовал, чтобы он скрылся между чернецам» .

О враче-иноземце, спасшем Дмитрия от смерти, говорят также многие иностранцы. Приехавший в Москву перед самой свадьбой Лжедмитрия и Марины немецкий купец Георг Паэрле пишет, что наставник царевича Симеон подменил Дмитрия в постели другим мальчиком, а сам бежал, скрыв Дмитрия в монастыре. Поляк Товяновский утверждает, что врачу Симону Годунов поручил убийство Дмитрия, а тот положил в постель царевича слугу. Капитан роты телохранителей Лжедмитрия француз Жак Маржерет тоже говорил о подмене, только приписывал ее царице и боярам.

Кобрин В. Гробница в Московском Кремле

РОЛЬ САМОЗВАНЦА В РУССКОЙ ИСТОРИИ

Смута явилась первой в русской истории гражданской войной. Ее первый взрыв доставил власть Лжедмитрию I. Утверждение, будто самозванец взошел на трон благодаря крестьянским восстаниям, а затем в период своего недолгого правления готовил почву для восстановления Юрьева дня и уничтожения крепостной неволи крестьян, относится к числу историографических мифов. Таким же мифом является тезис, согласно которому крестьянская война началась в 1602-603 годах, а события 1604-1606 годов - лишь второй этап этой войны. Решающую роль в свержении выборной земской династии Годуновых сыграли не крестьянские выступления, а мятеж служилых людей под Кромами и восстание столичного гарнизона и населения Москвы в июне 1605 года. То был единственный случай в русской истории, когда царь в лице Лжедмитрия I получил власть из рук восставших. Однако никакого заметного влияния на структуру русского общества и его политическое развитие этот факт не оказал. Выходец из мелкопоместной дворянской семьи, бывший боярский холоп, монах-расстрига Юрий Отрепьев, приняв титул императора всея Руси, сохранил в неприкосновенности все социально-политические порядки и институты. Его политика носила такой же продворянский характер, как и политика Бориса Годунова. Его меры в отношении крестьян отвечали интересам крепостников-помещиков. Однако кратковременное правление Лжедмитрия не разрушило веру в доброго царя. До появления самозванца в России в источниках невозможно найти следы идеи пришествия «доброго царя-избавителя». Зато вскоре после переворота по всей России распространились ожидания и вера в возвращение «доброго царя», свергнутого злыми боярами. Эту веру разделяли люди из самых разных слоев общества.

Первый русский император лишился власти и жизни в результате дворцового переворота, организованного боярскими заговорщиками. Едва на трон взошел боярин Василий Шуйский, по всей стране распространилась весть о том, что «лихие» бояре пытались убить «доброго государя», но тот вторично спасся и ждет помощи от своего народа. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, ознаменовавшемуся высшим подъемом борьбы угнетенных низов. В стране, охваченной огнем гражданской войны, появились новые самозванцы. Но ни одному из них не довелось сыграть такую же роль в истории Смуты, какую сыграл Юрий Богданович Отрепьев.

Скрынников Р. Самозванцы в России в начале XVII века

ПОЯВЛЕНИЕ САМОЗВАНЦА

Современные известия рассказывают, что молодой человек, назвавшийся впоследствии Димитрием, явился сначала в Киеве, в монашеской одежде, а потом жил и учился в Гоще, на Волыни. Были тогда два пана, Гавриил и Роман Гойские (отец и сын), ревностные последователи так называемой Арианской секты, которой основания состояли в следующем: признание единого Бога, но не Троицы, признание Иисуса Христа не Богом, а боговдохновенным человеком, иносказательное понимание христианских догматов и таинств и вообще стремление поставить свободное мышление выше обязательной веры в невидимое и непостижимое. Гойские завели две школы с целью распространения арианского учения. Здесь молодой человек успел кое-чему поучиться и нахвататься вершков польского либерального воспитания; пребывание в этой школе свободомыслия наложило на него печать того религиозного индифферентизма, который не могли стереть с него даже иезуиты. Отсюда, в 1603 и 1604 годах, этот молодой человек поступил в «оршак» (придворная челядь) князя Адама Вишневецкого, объявил о себе, что он царевич Димитрий, приехал потом к брату Адама, князю Константину Вишневецкому, который привез его к тестю своему Юрию Мнишку, воеводе се-ндомирскому, где молодой человек страстно влюбился в одну из дочерей его, Марину. Этот пан, сенатор Речи Посполитой, подвергся самой дурной репутации в своем отечестве, хотя был силен и влиятелен по своим связям.

ПРИБЫТИЕ МАРИНЫ МНИШЕК И ГИБЕЛЬ ЛЖЕДМИТРИЯ

В пятницу 12 мая императрица - супруга Дмитрия - вступила в Москву более торжественно, чем когда-либо видели в России. В ее карету впряжены были десять ногайских лошадей, белых с черными пятнами, как тигры или леопарды, которые были так похожи, что нельзя было отличить одну от другой; у нее было четыре отряда польской кавалерии на весьма хороших лошадях и в богатых одеждах, затем отряд гайдуков в качестве телохранителей, в ее свите было много вельмож. Ее отвезли в монастырь к императрице - матери императора, где она прожила до семнадцатого числа, когда ее доставили в верхние покои дворца. Назавтра она была коронована с теми же обрядами, что и император. Под правую руку ее вел посол польского короля каштелян малогощский, под левую жена Мстиславского, а при выходе из церкви ее вел за руку император Дмитрий, а под левую руку ее вел Василий Шуйский. В этот день на пиршестве присутствовали только русские; девятнадцатого начались свадебные торжества, где присутствовали все поляки, за исключением посла, потому что император отказался допустить его к столу. И хотя по русскому обычаю посла не сажают за императорский стол, однако ж сказанный каштелян малогощский, посол польского короля, не преминул заметить императору, что его послу была оказана подобная честь королем - его повелителем, так как во время свадебных торжеств его всегда усаживали за собственным столом короля. Но в субботу и в воскресенье он обедал за отдельным столом рядом со столом их величеств. В это время и тесть, сандомирский воевода, и секретарь Петр Басманов, и другие предупредили императора Дмитрия, что против него затеваются какие-то козни; кое-кто был взят под стражу, но император, казалось, не придал этому большого значения.

Наконец в субботу 27 мая (здесь, как и в других местах, подразумевается новый стиль, хотя русские считают по старому стилю), в шесть часов утра, когда менее всего помышляли об этом, наступил роковой день, когда император Дмитрий Иванович был бесчеловечно убит и, как считают, тысяча семьсот пять поляков зверски убиты, потому что они жили далеко друг от друга. Главой заговорщиков был Василий Иванович Шуйский. Петр Федорович Басманов был убит в галерее против покоев императора и первый удар получил от Михаила Татищева, которому он незадолго до этого испросил свободу, и были убиты несколько стрелков из телохранителей. Императрица - супруга императора Дмитрия, ее отец, брат, зять и многие другие, избежавшие народной ярости, были заключены под стражу, каждый в отдельном доме. Покойного Дмитрия, мертвого и нагого, протащили мимо монастыря императрицы - его матери - до площади, где Василию Шуйскому должны были отрубить голову, и положили Дмитрия на стол длиной около аршина, так что голова свешивалась с одной стороны и ноги - с другой, а Петра Басманова положили под стол. Они три дня оставались зрелищем для каждого, пока глава заговора Василий Иванович Шуйский, тот, о котором мы столько говорили, не был избран императором (хотя это королевство не выборное, а наследственное, но, поскольку Дмитрий был последним в роду и не оставалось никого из родственников по крови, Шуйский был избран в результате своих интриг и происков, как сделал Борис Федорович после смерти Федора, о чем мы упоминали выше); он велел зарыть Дмитрия за городом у большой дороги.

ХАРАКТЕР МАРИНЫ МНИШЕК

Воспитанная с детства в сознании своего знатного происхождения, она еще в очень юных летах отличалась необыкновенным высокомерием. Очень характерную в этом отношении подробность приводит Немоевский.

Во время ее свадьбы в Москве, когда однажды польская челядь старалась заглянуть в комнату, где происходил пир, возмущенная этим царица воскликнула:

Скажите им: если сюда войдет кто-нибудь из них, то я велю не один, а три раза бить его кнутом!

Столь же безумное высокомерие и преувеличенное представление о собственном безмерном превосходстве сквозят также в ее позднейшей корреспонденции. В своих письмах она говорит, что предпочитает смерть тому сознанию, «что мир будет дольше глумиться над ее горем»; что «будучи повелительницей народов, московской царицей, она не думает и не может быть снова подданной и возвратиться в сословие польской шляхтянки». Она сравнивала себя даже с солнцем, которое не перестает светить, хотя «его иногда закрывают черные тучи».

Марина отличалась также необыкновенной храбростью, красноречием и энергией. Удивительно доказала она это главным образом в Тушине и в Дмитрове.

Когда в начале 1610 г. поляки, служившие Самозванцу, намеревались перейти на сторону Сигизмунда, «царица» обходила их стоянки; своим красноречием она многих из них убедила оставить короля и укрепила их в преданности своему супругу.

Также и в Дмитрове она «в гусарском платье вошла в воинский совет, где своей жалобной речью» произвела большое впечатление и даже «взбунтовала многих из воинства». Марина отличалась необыкновенной храбростью. Во время бегства в Калугу она отправилась в путь лишь в сопровождении десятка-двух донцев, а в Дмитрове еще более - как выражается Мархоцкий - «обнаружила свое мужество». Когда наши, встревожившись, слабо принимались за защиту, она выбежала из своей квартиры к валам и воскликнула:

Что вы делаете, злые люди? Я женщина, а храбрости не утратила!

21-12-2017, 09:10 |

Правление Лжедмитрия I интересно для исследования тем, что он оказался в числе первых , который смог занять русский престол. Еще Ключевский в свое время заметил, что «самозванцев испекли в польской печке, а заквасили в России».

Лжедмитрий I выдавал себя за сына Дмитрия, который Смерть мальчика была окутана загадкой. В стране всерьез появились люди, которые верили, что мальчик умер не сам, как говорила официальная версия, а его убили. Другие считали, что мальчику удалось сбежать и пришлось скрываться долгое время. И вот в России сложилась ситуация, когда народу требовался истинный царь. В этом случае чудом выживший сын пришелся ко двору.

Личность Лжедмитрия I

1 ноября 1603 г. король Речи Посполитой Сигизмунд III пригласил к себе папского нунция. Он сказал тому, что в одном из поместий проживает москвитянин, который выдает себя за сына . Этого Дмитрия поддерживают крымские татары, а также казаки, при их непосредственном участии он имеет намерение сесть на русский престол. Сигизмунд пожелал увидеть молодого человека, и Вишневецкий привез его в город Краков. Там Дмитрий был приглашен на аудиенцию с королем. По ее результатом было принято решение перехода Дмитрия в католическую веру и начать поход в Россию.

Параллельно в Москве становиться известно о . сказал, что это именно бояре приложили руку к созданию лженаследника. Причем он открыто выдвигал против них обвинения. Тогда же и стало известно имя Лжедмитрия - Григорий Отрепьев.

Личность Лжедмитрия I (Григория Отрепьева). Отцом Григория был стрелецкий сотник, который погиб в пьяной драке. Сам Отрепьев был довольно таки личностью интересной для своего времени. Обладал каллиграфическим почерком, переписывал книги. Был невероятно артистичен. Будучи молодым человеком, поступил на службу к дяде будущего государя .

В 1600 г. на подворье Романовых состоялось сражение. Отрепье вынужден был предпринять меры, чтобы спастись от виселицы. Он постригается в монахи. В 1602 г. он пребывает на территорию Литвы, считается, что именно там он объявляет себя Дмитрием Ивановичем. Очень много документов уничтожено было в и после, так что точно ли Отрепьев был Лжедмитрием неизвестно. Хотя вероятность этого есть.

Следует отметить, что мы до сих пор не знаем, кто был самозванцем Лжедмитрием I. Если брать личность Григория Отрепьева, то на самозванца он вряд ли тянул. По возрасту ему было ближе к 40 лет. А источники утверждают, что Лжедмитрию было чуть больше 20 лет. Но, не смотря на все это официальная версия, что именно Отрепьев выдавал себя за Дмитрия. Данная точка зрения господствует в историографии.

Правление Лжедмитрия первого


Когда Лжедмитрий Первый оказался на территории Речи Посполитой, то познакомился с Марией Мнишек. Она была дочерью сандомирского воеводы. Вскоре была помолвка. Затем Лжедмитрий I пообещал после вступления на престол:

  1. оплатить долги отца Юрия Мнишека;
  2. Отдать Марине территории Пскова и Новгорода;
  3. Поощрять переход своего народа в католичество.

После этого стали собирать народ для военного похода. Интересно, что сам король Сигизмунд III, не стал поддерживать открыто поход Лжедмитрия. Он вообще старался показать свою непричастность к войску самозванца. Король сразу же сообщил о самозванце .

13 октября 1604 г. Лжедмитрий перешел границу русского государства. Он легко завладевал многими землями, особенно теми, где проживали казаки. То есть чуть больше чем за 14 дней Лжедмитрию удалось заполучить многие южные территории русского государства. В январе состоялось сражение между войском и царскими войсками. Лжедмитрий потерпел поражение и бежал с поля боя. После этого царские воеводы решили, что с ним покончено и уже посягательство на правление Лжедмитрия Первого государством не состоится. же поставил задачу продолжать дальше боевые действия, но бояре делали это вяло и неохотно, считая, что с самозванцем покончено.

Время правления Лжедмитрия


В апреле 1605 г. умер, перед смертью он благословил своего сына на царство. Но в итоге клан Годуновых быстро потерял власть в стране. Лжедмитрий I уже было хотел покинуть России, но потом, понимая какая обстановка в стране он вернулся. 1 июня того же года посланцы Лжедмитрия прибыли в Подмосковье и попытались поднять восстание против Годунова. Федора Годунова и его жену взяли под стражу. Он содержались в доме Малюты Скуратова. Там их позднее и задушили.

20 июня 1605 г. - дата начала правления Лжедмитрия. В этот день жители Москвы с трепетом и торжественностью встречали в столице нового царя Дмитрия Ивановича. Началось время правления Лжедмитрия I. Новый царь щедро одаривал тех бояр, которые ранее были в опале при Годунове, в их числе был и клан Романовых. Федора (Филарета) Романова, отца первого Романова государя , сделали митрополитом в Ростове.

8 мая 1606 г. самозванец обвенчался с Мариной. Произошло это в пятницу, что противоречило православным традициям. Но Лжедмитрий не стал просто польским ставленником на русском престоле. Он не спешил выполнять свои обязательства, которые дал перед началом военного похода на Русь. Самозванец хорошо вжился в роль. Он вел себя по царски, как будто был рожден для этого.

  • Хорошо знал правила этикета;
  • Владел несколькими языками;
  • Присвоил себе титул императора;
  • Расширял дипломатические связи с Западом;
  • Отменил казни.

Богдан Бельский - руководил расследованием смерти царевича Дмитрия. Он клялся, что мальчик умер, целовал крест. Теперь же он признается, что якобы солгал. Бельский утверждал, что именно он спас Дмитрия, потому что его хотел извести Борис Годунов. Лжедмитрия признал , а самое важное Мария Нагая опознала в самозванце своего сына. Таким образом, многие стали признавать в Лжедмитрии сына Ивана Грозного.

Итоги правления Лжедмитрия I


Вообще сомнений об истинности царя не было почти ни у кого. Но боярам Лжедмитрий не нравился. Он был быстр в движениях и своих решениях, слишком инициативный. Также самозванец не спешил выполнять свои обещания, которые давал полякам. Получилось, что Лжедмитрий I оказался без поддержки. Поляки его не поддерживали, московские бояре тоже. Шуйские хотели создать заговор, но его раскрыли и должен был умереть, но по просьбе Марфы Нагой Лжедмитрий I его отпустил.

Василий снова стал организовывать заговор. 16 мая был пущен слух, что поляки угрожают государю. Началась суматоха среди народа, во время этой ситуации заговорщики ворвались в Кремль и убили самозванца. Его жена Марина Мнишек тайно покинула столицу. Итоги правления царя Лжедмитрия I были не самыми радужными для русского государства. Сделать особо он ничего не успел, но все же оставил свой след в российской истории. Таковы итоги правления Лжедмитрия I, в России продолжалась

Правление Лжедмитрия I видео

Лжедмитрий 1 (рожд. XVI век, смерть 17 (27) мая 1606 г.) - царь России с 1 (11) июня 1605 г. по 17 (27) мая 1606 г., по мнению историков - самозванец. Происхождение Лжедмитрия 1, история его появления и почему он назвался сыном , все это по сей день остается тайной и навряд ли мы сможет когда-либо разобраться в этом полностью. А вот причину понять можно…

Самозванство — так подготавливалась и началась Смута. Она была вызвана двумя поводами: насильственным и таинственным пресечением старой династии и потом искусственным ее воскрешением в лице самозванца, а после низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Насильственное и таинственное пресечение династии было первым толчком к Смуте.

Борис Годунов о самозванце

В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с во главе, по всей видимости, была высижена мысль о самозванце. Обвиняли поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Не зря Борис, лишь только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставляют самозванца. Этот неведомый кто-то, который воссел на московский престол после смерти Бориса, возбуждает большой анекдотический интерес.


В течении долгого времени господствовало мнение, идущее от самого Бориса, что это был сын галицкого мелкого дворянина Юрий Отрепьев, в иночестве Григорий. В Москве он служил холопом у бояр Романовых и у князя Черкасского, после принял монашество, за книжность и составление похвалы московским чудотворцам его взяли к патриарху в книгописцы и там вдруг с чего-то начал говорить, что он, пожалуй, будет и царем на Москве.

Ему надлежало за это заглохнуть в дальнем монастыре; однако некие сильные люди прикрыли его, и он сбежал в Литву в то самое время, когда обрушились опалы на романовский кружок. Тот, кто в Польше назвался царевичем Димитрием, признавался, что ему оказывал покровительство В.Щелкалов, большой дьяк, также подвергавшийся гонению от Годунова. Трудно ответить на вопрос, был ли первым самозванцем этот Григорий или кто другой, что, впрочем, в меньшей степени вероятно.

Внешность. Личные качества

Но для нас важна личина Лжедмитрия 1, роль, им сыгранная. На престоле московских царей это было небывалое явление. Молодой человек, ростом ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности совсем не отражал своей духовной природы. Богато одаренный, с бойким умом, с легкостью разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастером говорить, обнаруживал и весьма разнообразные знания. Ему удалось абсолютно изменить чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски.

1) Сохранившийся портрет Лжедмитрия I
2) Дмитрий Самозванец. Гравюра Франца Снядецкого

Правление

Он тотчас смог показать себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, ежедневно бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданный его слуга П.Ф. Басманов признавался иностранцам, что царь – не сын Ивана Грозного, но его признают государем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь и не найти.

А сам Лжедимитрий 1 смотрел на себя совсем по другому: он держался как законный, природный царь, который вполне уверен в своем царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не приметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был уверен, что и вся земля смотрит на него точно так же. Дело о князьях Шуйских, которые распространяли слухи о его самозванстве, свое личное дело, он отдал на суд всей земли и для того созвал Земский собор, первый собор, приблизившийся к типу народно-представительского, с выборными от всех чинов или сословий.

Смертный приговор, который был произнесен этим собором, Лжедимитрий заменил на ссылку, однако в скором времени вернул ссыльных и вернул им боярство. Государь, сознававший себя самозванцем, укравшим власть, едва ли мог поступить так рискованно и доверчиво, а Борис Годунов в подобном случае, наверняка, разделался бы с попавшимися келейно в застенке, а после переморил бы их по тюрьмам. А вот, как сложился в Лжедимитрии такой взгляд на себя, это остается загадкой столь же исторической, сколь и психологической.

«Последние минуты жизни Лжедмитрия 1»

Внешняя политика

Как бы то ни было, но он не смог усидеть на троне, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не желал быть орудием в руках бояр, действовал довольно самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже весьма смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Время от времени он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видали, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, однако это он делал вежливо, безобидно.

Слабость к иноземцам

Всего досадней было для великородных бояр приближение к престолу мнимой незнатной родни царя и его слабость к иноземцам, в особенности к католикам. В Боярской думе, рядом с одним князем Мстиславским, двумя князьями Шуйскими и одним князем Голицыным, в звании бояр сидело целых 5 каких-то Нагих, а среди окольничих значились 3 бывших дьяка. Еще в большей степени возмущали не одних бояр, но и весь московский люд своевольные и разгульные поляки, которыми новый царь наводнил столицу. В записках польского гетмана Жолкевского, принимавшего деятельное участие в московских делах Смутного времени, рассказывается об одной небольшой сцене, которая разыгралась в Кракове, выразительно изображающая положение дел в Москве.

В самом начале 1606 года туда прибыл от Лжедимитрия посол Безобразов известить короля о том что новый царь вступил на московский престол. Справив посольство по чину, Безобразов мигнул канцлеру в знак того, что хочет поговорить с ним наедине. Назначенному выслушать его пану сообщил данное ему князьями Шуйскими и Голицыными поручение – попенять королю за то, что он дал им в цари человека низкого и легкомысленного, жестокого, распутного мота, недостойного восседать на московском престоле и не умеющего прилично обращаться с боярами. Они-де не ведают теперь, как от него отделаться, и уж лучше готовы признать своим царем королевича Владислава. Вероятно, большая знать в Москве что-то затевала против Лжедимитрия и только остерегалась, как бы король не стал заступаться за своего ставленника.

«Царица Марфа обличает Лжедмитрия»

Причина восшествия на престол и падения Лжедимитрия 1

Своими привычками и выходками, в особенности легким отношением ко всевозможным обрядам, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями самозванец возбуждал против себя в разных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне Москвы, в народных массах популярность его не ослабевала заметно.

Но основная причина его падения была другой. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца, князь . На собрании заговорщиков перед восстанием он откровенно высказался, что признал Лжедимитрия лишь для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам необходимо было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а после низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и поступили, только при этом разделили работу между собою: романовский кружок сделал первое дело, а титулованный кружок с князем В.И. Шуйским во главе исполнил второй акт. Те и другие бояре видели в самозванце свою ряженую куклу, которую, подержав до времени на престоле, потом выбросили на задворки. Но заговорщики не надеялись на успех восстания без обмана. Всего более роптали на самозванца из-за поляков; но бояре не решались поднять народ на Лжедимитрия и на поляков вместе, а разделили обе стороны и 17 мая 1606 года вели народ в Кремль с криком: «Поляки бьют бояр и государя». Их цель была окружить Лжедимитрия будто для защиты и убить его.

Лжедмитрий 1 (Григорий Отрепьев)
Годы жизни: ? –1606
Годы правления: 1605-1606

Считался авантюристом, самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына

Претендовал на принадлежность к Рюриковичам.

6-й Русский царь 1 (11) июня 1605 - 17 (27) мая 1606. официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в отношениях с иностранными государствами - император Димитрий.

Существует множество версий о происхождении Лжедмитрия. По одной из них он — царевич Дмитрий Иванович, чудесно спасшийся от убийц, подосланных Годуновым. Был якобы спрятан и втайне переправлен в Польшу. Противники этой гипотезы отмечают, что она построена на чистых догадках, потому что в начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью. И инокиня Марфа, бывшая царица Мария, признав Лжедмитрия сыном, позже столь же быстро отреклась от него - объясняя свои действия тем, что самозванец угрожал ей наказанием. Иногда выдвигается версия, что Григорий Отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданный на воспитание в семью Отрепьевых.

Окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует.

Краткая биография Лжедмитрия 1

По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева. Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость). Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, он был низок ростом, имел круглое и некрасивое лицо, руки разной длины. По характеру был мрачен и задумчив, неловок, но отличался недюжинной физической силой, мог легко согнуть подкову. И он, по словам современников, действительно был похож на царевича Дмитрия.

В 1601 году он обосновался в московском Чудовом монастыре, вскоре получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». В 1602 году бежал в Польшу, назвался именем сына Ивана IV Грозного — Дмитрием и тайно перешёл в католичество.

В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Е.Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишку 1 млн. злотых.

Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского «рыцарства» он вступил в Россию. 21 января 1605 года Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с П.Ф.Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников М.Мнишек Ксения была пострижена.

Правление Лжедмитрия 1

17 июля 1605 года для доказательства «царского» происхождения была проведена инсценировка признания Лжедмитрия матерью Дмитрия, Марией Нагой. Рязанский архиепископ грек Игнатий 21 июля венчал Лжедмитрия на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Желая опереться на провинциальное дворянство, он конфисковал средства у монастырей, реорганизовал армию, сделал уступки крестьянам и холопам, южные районы России были освобождены от налогов на 10 лет.

Однако он вызвал недовольство москвичей тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав: штурмов снежных крепостей, сооружению потешного «гуляй-города» (крепости, разрисованной изображениями чертей и «страшных мук» и получившей прозвище «Ад»).

Возмущение горожан довершила свадьба с М.Мнишек 8 мая 1606 года, прошедшая по католическому обряду.
Не проявлял фанатизма в религиозных вопросах, он объяснял это тем, что все верят в одного бога, разница только в обрядах. Удивлял окружающих начитанностью и знаниями. Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения, женщин.

Во время многодневного празднования свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, приехавшие поляки в пьяном угаре врывались в московские дома, грабили прохожих. Это послужило толчком к началу реализации боярского заговора во главе с князем . Василий Шуйский не скрывал своих подлинных мыслей, прямо высказавшись заговорщикам, что Дмитрий был «посажен на царство» с одной целью - свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его самого.

14 мая 1606 года начались столкновения москвичей с поляками. Сначала Шуйский направил народ против поляков якобы спасая царя, а после приказал толпе «идти на злого еретика», нарушающего русские обычаи.

Смерть Лжедмитрия Первого

На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В.И.Шуйского вошел в Кремль. С криком «Зрада!» («Измена!») Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли торговой казни, посыпали песком, мазали дегтем.

Среди жителей Москвы цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Его сначала похоронили в так называемом «убогом доме», кладбище для замёрзших или упившихся, за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили суровые морозы, которые уничтожили траву на полях и посеянное зерно.

По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха. Говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. А на следующий день после погребения, тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели 2 голубя, не желающие улетать.

Труп «расстриги-еретика» Лжедмитрия, как рассказывают легенды, попытались закопать еще глубже, но через неделю он вновь очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал и огонь. Все же, тело Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав его пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел - в сторону Польши. По воспоминаниям Марины Мнишек, «последнее чудо» совершилось, когда труп Лжедмитрия тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дороги.

В народной памяти образ Лжедмитрия сохранился в нескольких балладах и сказах, в которых он предстает в роли колдуна, чернокнижника с помощью нечистой силы захватившего над Москвой власть. Также, неоднозначный образ Лжедмитрия нашел место в пьесе Лопе де Вега «Великий Князь Московский или Преследуемый император», в стихотворных трагедиях А. П. Сумарокова (1771) и А. С. Хомякова (1832), носящих одно и то же имя («Димитрий Самозванец»), в пьесе А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1886), в опере Антонина Дворжака «Димитрий» (1881-1882), в романах Харольда Лэма Хозяин волков», Райнера Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) и творчестве Марины Цветаевой (цикл «Марина»).

Детей у Лжедмитрия не было.

Несмотря на столь двойственную судьбу, как правитель, Лжедмитрий, в соответствии со всеми современными отзывами, отличался огромной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами.

По стране распространился слух, что царевич Дмитрий, закон-ный наследник, чудом спасся и собирает войска для похода на Мос-кву, чтобы возвратить себе престол.

Сын небогатого галицкого дворянина, Григорий Отрепьев искал счастья в Мо-скве. Здесь ему сначала пришлось стать слугой на дворе у бояр Рома-новых, затем — монахом кремлёвского Чудова монастыря. В 1602 г. Отрепьев ушёл в Литву, где через два года объявил себя царевичем Дмитрием. По его словам, порученцы Бориса Годунова убили в Угли-че не сына Ивана Грозного, а похожего на него мальчика, которого держали при дворе на случай покушения. Настоящий царевич был тайно вывезен верными слугами и укрыт в надёжном месте. Повзрос-лев, он по совету своих доброхотов принял монашеский постриг. По-сле долгих лет скитаний повзрослевший царевич решил вернуть свой трон и покарать изменников-бояр во главе с Годуновым.

Патриарх Иов объявил, что «чудом спасшийся царевич» — бег-лый монах Чудова монастыря по имени Григорий Отрепьев, что он бе-жал в Литву, объявил себя царем Дмитрием Ивановичем и обещал польскому королю большие русские территории, усиление влияния католической церкви в обмен на помощь военной силой. Войско он получил. Но польский король отказался признать его русским на-следником до того, как он утвердится на московском престоле.

До начала XVII в. в России не было самозванцев. Полагают, что бояре Романовы через своих людей долгое время распускали слухи о «чудесном спасении» царевича Дмитрия. В окружении Романо-вых сформировался и авантюрист Отрепьев, готовый, рискуя голо-вой, сыграть главную роль в этом грандиозном спектакле. По словам В. О. Ключевского, самозванец «был только испечён в польской печ-ке, а заквашен в Москве».

Лжедмитрий I в 1604 г. перешёл русскую границу. К нему присо-единились мелкие служилые люди юга и казачество, недовольное правительством Годунова. В армию вливались также горожане, холо-пы, крестьяне. Борис Годунов выставил против Лжедмитрия боль-шие силы. Царские воеводы нанесли ему поражение. Лжедмитрий собирался бежать в Литву. Но его удержали казаки. В 1605 г. неожи-данно умирает царь Борис. Власть должна была перейти к его сыну.

Однако недовольство Годуновым было так велико, что сторонни-ки Лжедмитрия взяли под стражу всю царскую семью. Сына Бориса Годунова и его мать убили, а дочь Годунова — царевну Ксению — за-точили в монастырь. Весь двор выехал навстречу новому царю.

Когда Лжедмитрий I въехал в Москву, жители столицы хотели убедиться, что он настоящий Дмитрий. Для этого в Москву привезли мать убитого ца-ревича Дмитрия. Самозванец, умный, смелый и хитрый, разыграл сцену «встречи любящего сына с матерью». Запуганная вдова Ивана Грозного так растерялась, что не смогла произнести ни слова. И толпа поверила в под-линность «царевича».

Лжедмитрий под ликующие крики москвичей был провозглашён русским царем.

Внутренняя политика Лжедмитрия I

О внутренней политике Лжедмитрия I известно очень мало. Все его указы и грамоты были признаны недействительными и уничтожены после гибели самозванца. Первыми шагами Лжедмитрия I как царя стали: отмена казней, борьба со взятками, возвращение боярина Филарета Романова из ссылки, куда он был отправлен Годуновым.

Судя по всему, Лжедмитрий I избегал каких-то смелых решений, но при этом старался предстать перед народом в образе «доброго царя». Особой любовью самозванца поль-зовались дворяне и горожане юго-западных областей страны. Они получили от него целый ряд льгот и привилегий. Желая поднять престиж своей власти, Отрепьев принял титул императора.

Стараясь поладить со знатью, новый царь сохранил всю придворную иерархию. Он избегал жестоких расправ даже с теми боярами, ко-торые явно выступали против него. Одновременно самозванец окру-жил себя плотным кольцом охраны из поляков и казаков. Однако уже через месяц аристократия настояла на том, чтобы царь распу-стил войско, с которым он пришёл в Москву. Казаки и польские наёмники отправились восвояси. Боярская дума обрела всю полноту власти.

Поляки напомнили самозванцу о том, что он, будучи в Поль-ше, клятвенно обещал после вступления на московский трон отдать королю Смоленскую землю и Северскую Украину. Однако Дмитрий и не думал исполнять эти обещания.

Отношение бояр к Лжедмитрию I

Вскоре после венчания на царство Лжедмитрия I наступило охлаждение к нему, кото-рое переросло в недовольство новым царем, связанное с тем, что Лжедмитрий не считался с русскими обычаями и традициями.

Поначалу сильно опасавшиеся новоявленного царя бояре по-степенно осмелели. Они стали открыто перечить монарху, называть его лжецом и обманщиком. Не имея сил для устрашения знати, самозванец обратился за помощью к своему давнему покровителю Юрию Мнишеку.

Отношение народа к Лжедмитрию I

Царь Лжедмитрий I, по мнению москвичей, вёл себя не как православный: носил корот-кое польское платье, не молился перед обедом, не мылся в бане, ходил по улицам Москвы без свиты. Но особенно обидела москвичей его свадьба со знатной полячкой Мариной Мнишек.

Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек

Пообещав жениться на дочери Юрия Мнишека — Марине, От-репьев упросил воеводу собрать большой отряд наёмников и приве-сти их в Москву. В мае 1606 г. царская невеста в сопровождении польских солдат прибыла в Москву. На свадьбу приехало много поляков. Они оскорбляли чувства православных: входили в церковь, громко смеясь, разговаривая и не снимая головных уборов.

Эта странная свадь-ба православного царя с католичкой из обедневшего и не слишком знатного польского рода стала последней каплей, переполнившей чашу терпения московской аристократии.

Заговор Шуйского

Бесчинства польских наёмников, приведён-ных Мнишеком, вызвали негодование москвичей. Страсти умело по-догревали агенты Шуйских . Именно этот могущественный боярский клан возглавил заговор. Бояре под руководством Василия Шуйского организовали в Мос-кве восстание против Лжедмитрия.

Рано утром 17 мая 1606 г. москвичей разбудил звон набатных колоколов. Сторонники Шуйских всюду кричали о том, что «поляки идут в Кремль, чтобы убить царя и бояр». Поднявшись по тревоге, польские наёмники действительно попытались пробиться к Кремлю, чтобы защитить самозванца от возможной опасности. Однако на уз-ких улочках Москвы толпы народа не пропустили солдат. Часть их была перебита, другие отступили обратно в свои казармы.

Под звон набатного колокола, москвичи — сторонники Шуйских — под руковод-ством бояр ворвались в Кремль. Сметая сопротивле-ние редких караулов, они проникли в царские покои. Лжедмитрий, спасаясь, вы-прыгнул в окно, но сломал ногу. Материал с сайта

Заговорщики вскоре нашли Отрепьева. Окружённый толпой врагов, он стал мо-лить о пощаде и обещал на Лобном месте покаяться перед народом во всех своих грехах. Но судьба уже отвернулась от него. Один из мятежников в упор застрелил поверженного царя из ружья. Так за-кончилась одна из самых знаменитых в русской истории политиче-ских авантюр. Много поляков было перебито. Марина Мнишек с отцом, польским воеводой, были арестованы.

Посмертное поругание

Покончив с самозванцем, бояре быстро восстановили порядок в Москве. Однако им пришлось долго убеждать москвичей в том, что убитый ими царь Дмитрий на самом деле самозванец и вор Гришка Отрепьев. Для большей наглядности бояре на трое суток выставили обна-жённое тело самозванца на Красной площади для всеобщего поруга-ния. Через несколько дней бывшего царя предали земле на кладби-ще для бездомных бродяг. Потом, передумав, бояре велели достать труп из могилы и сжечь его. Пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши.



Похожие статьи
 
Категории