Последствия научно-технической революции. Научно-техническая революция и нравственное воспитание

11.10.2019

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически , которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

  1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: , . При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.
  2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.
  3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение. О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в . Доля железнодорожного в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.
  4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ - руководители производства — называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

1. Ресурсный фактор .

Он определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал - первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

2. Фактор наукоемкое .

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего это обстоятельство определяет наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

3. Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе .

Этот фактор всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто , а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

4. Экологический фактор .

Он существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и отдельных государств.

Вконтакте

Одноклассники

В статье мы кратко рассмотрим понятие научно-технической революции и ее влияние на современную культуру.

Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х гг. ХХ в., происходит процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки: научно-техническую и социальную . Важнейшую роль в подготовке научно-технической революции сыграли успехи естествознания в кон. XIX — нач. XX ст., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот начался открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовал собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили различные государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку . Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-хх гг. XX в. во многих странах началось создание технопарков , деятельность которых направлена на планирование и управление научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и роботехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства .

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами:

  • превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее воплощения в производстве;
  • новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общественного производства;
  • качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника;
  • возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки;
  • изменением характера и содержания труда, возрастанием в нем роли творческих элементов;
  • преодолением противоположности между умственным и физическим трудом, между непроизводственной и производственной сферой;
  • созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами;
  • повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, гигантским развитием средств массовой коммуникации;
  • ростом уровня общего и специального образования, культуры;
  • увеличением свободного времени;
  • возрастанием взаимодействия наук, комплексным исследованием сложных проблем, ростом значения общественных наук;
  • резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением т. н. глобальных проблем.

Научно-техническая революция создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности : теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий и различных видов деятельности (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие к ним от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой ее развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль .

Это находит выражение в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях НТР сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее все больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средства массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В ходе НТР существенно изменяется содержание труда . Предъявляются возрастающие требования к профессиональным знаниям, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несет с собой НТР, с небывалой остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий как в сфере экономики, так и в социальной сфере их влияния на общество, человека и природу.

Всемирный характер НТР настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества . Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий научно-технической революции выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т. д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 ГРУППЕ

ТЕМА: «Характеристика НТР ».

« Научно-техническая революция и её влияние на мировое хозяйство».

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

1. Дать понятие о научно-технической революции;

2. Рассказать о характерных чертах о научно-технической революции;

3. Показать, что НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части:

· техника и технология

· производство

· управление

4. Рассмотреть влияние НТР на мировую экономику

Воспитательные задачи:

1. Воспитание трудолюбия;

2. Аккуратности в ведении записей в рабочих тетрадях учащихся;

3. Самостоятельности в суждениях по данной теме.

Развивающие задачи:

1. Развитие внимания учащихся;

2. Грамотной монологической речи;

3. Умения четко, обосновано формулировать вопрос и давать краткий, содержательный ответ на поставленный вопрос;

4. Развитие умения проводить сравнение и анализ таблиц (приложение № 1, № 2)

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

лекционный с элементами беседы, аналитический, стимулирующий, метод устного контроля.

· Интеллектуальный (внедрение межпредметных связей, диалогическая подача материала;

· Социальные: работа в группе и парами;

· Програмагтические: постановка целей урока перед учащимися на их уровне;

· Эмоциональные: создание ситуации успеха.

Понятие об НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологий. Международная специализация, международные монополии. Главные центры мирового хозяйства, экономическая интеграция.

ФОРМА КОНТРОЛЯ: фронтальная

ОСНАЩЕНИЕ: Схема «НТР», учебник, тетради учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, таблицы, учебники.

Логико-понятийная структура основного содержания урока:

«Характеристика научно-технической революции»

Характерные черты и основные части

Техника и технология

Производство

Управление

6 главных направлений:

1.Электронизация

2. Комплексная автоматизация

3. Перестройка электрохозяйства

4. Производство новых материалов

5. Космизация

6. Ускорение развития биотехнологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВВОДА В ТЕМУ:

1. Что такое научно-техническая революция?

2. Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно

3. техническая революция»?

4. Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в непосредственно

5. производительную силу»?

Как вы понимаете это выражение?

ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала

А) Понятие об НТР.

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества. На фоне этого прогресса бывают и «бури» и «натиски» в изменении производственных сил.

Таким был период промышленных переворотов в ряде стран (в18-19 вв), который обозначил переход от ручного труда к машинному производству.

Вопрос к учащимся:

Опираясь на знания по предыдущим курсам географии и истории объясните:

Почему образование мирового рынка, мировой торговли было связано с Великими географическими открытиями?

Начало периода НТР относится к середине 20 века.

НТР - представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% - приходится на США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Абсолютный лидер – США.

НТР характеризуется:

Во первых , универсальностью, всеохватностью.

Она затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, психологию людей.

Раньше символом НТР считали паровую машину. Для современной НТР – символом является реактивный самолёт, космический корабль, ЛЭС, ЭВМ, телевизор и т. д. Благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова: спутник, атом, робот.

Во вторых , чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований.

В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство.

За 15-20 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника земли до высадки человека на Луну.

Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием

развития большинства отрасли производства.

Всё это требует больших средств.

В третьих : НТР повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Меняется характер труда, происходит его интеллектуализация.

Что это значит?

Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда.

Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

В четвёртых : НТР – это военно-техническая революция. Военная особенность

современной НТР, её тесная связи с военным производством, подтверждается

известным всему миру взрывом атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.

На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на

использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника земли

многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных

Беседа с учащимися:

1.Учитель предлагает ответить на вопрос:

Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая

«революция?»

2.Учащиеся пользуясь записями в тетрадях, выделяют главные черты НТР.

1. Универсальность, всеохватность.

2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

3. Интеллектуализация.

4. Военно-техническая революция

Предлагается рассмотреть схемы:

А) Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производство.

(приложение № 1)

Б) Техника морского бурения нефти и газа.

(приложение № 2)

Рассматривая черты НТР, приходим к выводу:

НТР - это единая сложная система, в которой действуют:

1. Наука 2. Техника и технология 3.Производство. 4. Управление.

Это её составные части.

Познакомимся подробно с каждой из них:

1. Наука: рост наукоёмкости.

Наука в эпоху НТР – это сложный комплекс знаний. В мире 5-6 миллионов научных работников, т. е. 9/10 наших современников.

Выросли связи науки с производством, которые становятся более наукоёмким:

1-е место по числу учёных и инженеров занимают: США, Япония, страны Западной Европы, Россия. Расходы на науку в этих странах составляет 2-3% ВВП.

В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают – 0,5% ВВП.

2. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

а) эволюционный путь

б) революционный путь

Эволюционный путь заключается в совершенствовании уже известной технической

2. Комплексная автоматизация:

В 1950х годах - появление ЭВМ; в 1970х годах - появление микроЭВМ и микропроцессоров, начинается новая эра применения роботов.

Самым большим парком промышленных роботов обладают: Япония, США, ФРГ, Италия, Франция.

3. Перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергоснабжении , совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии.

Наиболее развита эта отрасль в США, Франции, Японии, ФРГ, России.

4. Производство новых материалов.

Высокие требования к старым конструкционным материалам, а также появление новых материалов 20 века: (литий, бериллий, титан)

Титан-металл, используемый в аэрокосмической промышленности.

5. Ускоренное развитие биотехники.

Это направление возникло в 1970е годы. Биотехнология и биоиндустрия принадлежат к более наукоёмким новейшим отраслям НТР. Особенно успешно развиваются в США, Японии, ФРГ, Франции.

6. Космизация.

Развитие космонавтики, новейшей наукоёмкой отрасли – аэрокосмической промышленности.

Четвертая составная часть НТР - управление.

Учитель предлагает учащимся вспомнить традиционные пути совершенствования производства:

это-механизация, электрификация, химизация.

Подведём итоги:

Пользуясь своими записями в тетрадях, назовите 6 главных направлений развития

1. Электронизация. 2. Комплексная автоматизация. 3. Перестройка энергохозяйства. 4. Производство новых материалов. 5. Космизация. 6. Ускоренное развитие биотехнологий.

Вопрос учащимся:

1. Пользуетесь ли вы интернетом и для какой цели?

2. Пользуясь таблицей «основные части НТР» объясните, как влияет НТР на отраслевую структуру хозяйства?

3. Как НТР влияет на территориальную структуру хозяйства?

4. Почему в эпоху НТР значение производственной сферы хозяйства возрастает?

При рассмотрении характеристики и основных черт НТР нельзя не отметить её влияние на мировое хозяйство

1. На современной политической карте мира насчитывается стран:

а) 230 в) 1000

б) 15О г) 2000

Ответ: 230

2. Важную роль в урегулировании международных конфликтов играет:

а) ООН в) НАТО

б) ОПЕК г) Красный Крест

Ответ: НАТО

3.Примером разъединения страны и образование на её месте двух или нескольких государств может служить:

а) Куба в) Германия

б) Чехословакия г) Венгрия

Ответ: б

4. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

а) республика в) монархия

б) федеративная республика г) затрудняюсь ответить

Ответ: в

5. Что такое федеративное государство:

а) форма власти

б) экономический союз

в) форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственные образования, обладающие определенной юридической и политической самостоятельностью.

г) форма государственного устройства, при которой государство состоит из административных единиц, подчиняющихся центральному правительству

Ответ: в

6. По каким трем основным критериям ООН выделяет группу наименее развитых стран мира?

Ответ: 1. ВВП в расчете на душу населения страны – менее 500 долларов

2. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны и в экспорте страны - не более 10 %

3. Около 80 % взрослого населения – неграмотное

7. Дайте определение граница :

Ответ: установление по соглашению с соседними государствами линии, определяющие пределы государственной территории.

УУ 2 10 класс

Контрольный тестовый срез знаний по теме «Политическая карта мира»

1. Наибольшее количество развивающихся стран находится:

а) Азии, Латинской Америке, Африке, Океании

б) Юго-Восточной Азии,

в) Центральной и Южной Африке

г) Австралии и Океании

Ответ: а

2. Расширение НАТО на Восток - сложное военно-политическая проблема для:

а) Эстонии и Латвии

б) России

в) Польши и Венгрии

г) Чехии и Словакии

Ответ: б

3. На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» планеты остается:

а) США в) Ближний Восток

б) Экваториальная Африка г) Россия

Ответ: в

4. Какое из перечисленных государств является теократической монархией:

б) Бельгия г) Великобритания

Ответ: а

5. Форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся государственные образования, называется…

а) федерацией в) унитарным государством

б) монархией г) республикой

Ответ: а

6. Перечислите страны, входящие в Европейский Союз (ЕС), каковы цели создания и проблемы союза?

Ответ: Европейский Союз (ЕС) – Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция

Цели: 1.единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

2.переход от интеграции экономической к политической, введение единой финансовой и военной систем.

3.общие нормы юриспруденции и социальных норм

4. отменна внутрирегиональных таможенных барьер ов

7. Дайте определение:

политко-географическое положение страны –это место страны на политической карте мира, связь с другими государствами и международными союзами.

УУ 3 10 класс

Контрольный тестовый срез знаний по теме «Политическая карта мира»

1. Определите абсолютную монархию среди перечисленных стран:

а) Дания в) Марокко

б) Оман г) Нидерланды

Ответ: б

2. Высокий уровень экономического и социального развития страны характеризуется в первую очередь:

а) численностью населения в) плотность населения

б) ВВП на душу населения г) ценами на газеты и журналы

Ответ: б

3. Договор о нераспространении ядерного оружия (1970год) узаконил существование пяти ядерных стран:

а) США, Россия, Пакистан, Индия, Израиль

б) США, Россия, Великобритания, Франция, Китай

в) США, Россия, Япония, Бразилия, ЮАР

Ответ: б

4. Форма государственного устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется…

а) федеративным государством в) унитарным государством

б) монархией г) республикой

Ответ: в

5. Какие особенности политико-географического положения превратили зону Персидского залива в «горячую точку» планеты?

а) причины национально-этнического характера

2) Пакистан, Судан 5) Узбекистан, Таджикистан

3) Италия, США 6) США, Китай

4. Укажите четыре государства, которые занимают ведущее место в мире по запасам железной руды:

1) Австрия 5) Россия

2) Бразилия 6) США

3) Канада 7) Алжир

4) Индия 8) Франция

5.Выделите четыре государства, которые занимают ведущее место в мире по добыче железной руды:

1) Австралия 5) ФРГ

2) Китай 6) США

3) Египет 7) Россия

4) Бразилия 8) Швеция

6.Назовите четыре государства, являющихся крупнейшими в мире экспортерами железной руды:

1) Россия 5) Австралия

2) ФРГ 6) Бразилия

3) ЮАР 7) Канада

4) Венгрия 8) Япония

7.Выберите отрасль, вносящую наибольший вклад в потепление климата на планете:

1) Машиностроение 4) Производство строительных материалов

2) Нефтехимия 5) Чёрная металлургия

3) Энергетика 6) Пищевая промышленность

8.Найдите единственное правильное сочетание страны и преобладающего в ней типа электростанций (по доле выработке электроэнергии):

1) Россия –тепловые электростанции

2) ФРГ – гидроэлектростанции

3) Франция –тепловые электростанции

4) США – гидроэлектростанции

9.Наибольшие темпы роста производства продукции наблюдаются:

1) В текстильной промышленности

2) В лесной промышленности

3) В электронном машиностроении

4) В угледобывающей промышленности

10.Рыбная промышленность – отрасль международной специализации:

1) в Чехии 3) в Норвегии

2) в Венгрии 4) в Люксембурге

УУ-3 Тестовые задания по географии

Раздел: «Мировое хозяйство»

Промышленность

1.Основным фактором размещения промышленного производства в эпоху НТР становится:

1) Сырьевой в) Транспортный

2) наукоёмкий г) Потребительский

2. Ведущие страны по выплавке стали:

1) Норвегия, Финляндия, Дания

2) Япония, США, Китай

3) Мексика, Аргентина, Бразилия

4) Испания, Португалия, Греция

3.Наибольшее количество электроэнергии в мире производится:

1) в Индии 3) в Пакистане

2) в Бангладеш 4) в Лаосе

4.В мировой добыче алмазов 90% приходится на долю:

1) Среди топливных полезных ископаемых наиболее велики в мире запасы нефти

2) Основная часть запасов угля находится в южном полушарии

3) Почти все топливные полезные ископаемые относятся к категории возобновляемых

4) Угольные и нефтегазоносные бассейны имеют осадочное происхождение

5) Большая часть запасов нефти приходится на развитые страны

9. «Медным поясом» называют:

1) Средиземноморское побережье Африки

2) Замбию и южную часть Заира

3) Горные районы Чили, Перу, Эквадора

4) Побережье Гвинейского залива

5) Государства Юго-Восточной Азии

10.Что общего в специализации промышленности центральной части России, Науру, Эстонии, Марокко, Чили, Казахстана, Того, Иордана? Продолжите ответ:

добыча (фосфоритов) __________________________________________________________________

научный революция социальный последствие

Преобразование индивидуальной и совместной деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека. Именно развитие НТР в первую очередь связывается с переходом от индустриального к так называемому «постиндустриальному обществу», для которого характерны: приоритет не производственной, а информационной и обслуживающей сфер, распространение профессионализма во всех сферах деятельности и переход от классового к профессионально стратифицированному обществу, ведущая роль научных элит в определении общественной политики и управлении, высокая степень глобальной интеграции как в области экономики, так и в культуре.

Современной философии и социологии свойственна неоднозначная оценка феномена НТР. Традиционно сложились два основных подхода к оценке научного прогресса - оптимистический, рассматривающий НТР как закономерный этап социального и научного развития в общем контексте модернизации человеческого сообщества, который обеспечит дальнейшее развитие человеческой цивилизации и пессимистический концентрирующий внимание на негативных последствиях технического развития (экологические бедствия, угроза ядерного апокалипсиса, возможность манипулировать сознанием, стандартизация человеческой деятельности и отчуждение личности, отрицательное влияние техники на организм и психику человека и т.д.) .

Сегодня достижения науки так или иначе воздействуют на жизнь каждого человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Например, неграмотный житель какой-нибудь афро-азиатской страны - с транзистором, обучение грамоте в Индии - через спутниковое телевидение. Современный менеджер - в автомобиле, с компьютером, сотовой связью - способен выполнять свои функциональные обязанности, оказавшись в автомобильной пробке.



От темпов и глубины развертывания НТР зависят объем знаний, способы его освоения, продолжительность обучения и многое другое. Меняется основная парадигма обучения. Главное - не усвоение определенного объема информации, а умение находить ее, работать с этой информацией. Образно говоря, ценится не тот специалист, который много знает, а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию. Одна из основных целей образования - формирование у человека потребности в самообразовании, в постоянном пополнении своих знаний.

Для людей преимущественно физического труда возникают свои проблемы. Под воздействием современных технологических и информационных переворотов время обновления технологий в ведущих отраслях промышленности сокращается в среднем до 5 лет. Следовательно, работник, оставаясь в рамках прежней профессии, вынужден менять ее, постоянно переучиваться. Все это потребует от человека профессиональной гибкости, подвижности, высокой адаптивности и, конечно, постоянного повышения своих профессиональных знаний.

Так же новые технические средства создают условия для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационными и культурными ценностями.

Но приспособление человека к той среде, которую он приспособил к своей жизнедеятельности - весьма непростой процесс. Стремительное развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся адаптивные возможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологических потенций человека с требованиями современной техники и технологии зафиксированы повсеместно и теоретически и практически. Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми всё больше сталкивается человек в современном мире, вызывают накопление отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляет человека жить в разных культурах, приспосабливаться к постоянно обновляющимся обстоятельствам.

К негативным последствия НТР так же можно отнести возрастающий разрыв в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; экологический кризис, порождаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности.

Так же одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей, а все оценивает в сравнение. Расслоение происходит по нескольким признакам. Расслоение по имущественному признаку. НТР усилит его за счет, того, что все имеют разные стартовые возможности, а результатом НТР будем умножение начального капитала. Расслоение по возрастному признаку. Ускорение темпов научно-технического развития стало очевидным. Быстрое изменение жизненных условий, вызванное этим ускорением, служит одним из факторов, отрицательно влияющих на формирование гомеостатической системы обычаев и норм в современном мире. Расслоение по интеллектуальному признаку.

Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиски научно обоснованных и реалистичных в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию проблем современности, опирающуюся на достижения современной науки и философии.

Из всего выше сказанного ясно, что НТР, какой бы эффективной она ни была, дает только базу для развития человека, а вот как он использует эту базу предсказать трудно или даже практически невозможно.

Заключение

Всестороннее развитие человека начинается, несомненно, с главной стороны человеческой деятельности - с трудовой, созидательно-творческой. Именно в ней наиболее полно проявляется его внутренняя сущность. В этой связи весьма сомнительна изображаемая некоторыми футурологами перспектива такого «облегчения» труда человека в результате достижений научно-технической революции, когда человек будет только наблюдать за машинами. Труд приносит человеку радость и даже своей определенной напряженностью, так как он ставит перед человеком довольно сложные умственно-физические задачи, которые он с удовольствием решает и тем самым утверждает себя.

Большинство людей уже рефлекторно реагирует на типовые ситуации, это вполне понятна, жизнь все более и более ускоряется, одновременно усложняясь, нет времени думать долго решения надо принимать здесь и сейчас, а то можно и не успеть. Наука движется вперед семимильными шагами, основной признак современной науки это формализация задачи, с ее последующей декомпозицией и сведения к типовым, разрешаемым по известным алгоритмам, а так как жизнь сейчас совершенно не мыслим без достижений науки, то все действия происходящие в обществе, сводятся к типовым с заранее известным результатам. Да и само общество за годы своего существования, выработало стойкие стереотипы поведения. Несомненно, все это правильно, но жизнь не всегда удается втиснуть в жесткие рамки наших представлений о ней.

В условиях ослабления конфронтации в мире есть возможность исключить разработку новых видов оружия, решить глобальные проблемы - мировой экологический кризис, голод, эпидемии, неграмотность и др. НТР позволяет ликвидировать угрозу экологической катастрофы, использовать энергию солнца, воды, ветра, глубин Земли.

Прогресс даёт человечеству возможности, которые открывают перед нами новые аспекты мира. Наука и технология стали движущими силами цивилизации. Без них невозможно представить дальнейшее развитие человечества. Ожидается поворот к новой форме прогресса. Без всего достигнутого нами мы не сможем стать лучше. Я думаю, что эта форма прогресса будет стремится к безотходности, минимуму потребления ресурсов, проблемы человека и машин, напряжённый ритм жизни и самоистребление в среде технологий исчезнут.

Социальные последствия НТР
Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т. д) .
К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.
В 70 е гг. Запад все более переориентировал свою экономику на социальные нужды. Научно-технические программы стали теснее увязываться с социальными. Это не замедлило сказаться на повышении технической оснащенности и качестве труда, росте доходов трудящихся, росте потребления на душу населения.
Минусы
Глобальный экологический кризис
Демографический врыв
Научно-технический прогресс
Звучат высказывания о надвигающемся кризисе научно-технического прогресса.
Позитивные процессы НТР

1)Расширение горизонтов познания.
2)Глобальные сети и инфраструктура.
3)Возможности духовного роста.
4)Гуманизация познания.
5)Независимость от внешних факторов.

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2

1. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НТР НА ОБЩЕСТВО_____________3

1.1. Вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности_________________________________________3

1.2. Расслоение человечества_______________________________5

1.3. Передача управления людьми автоматике_________________7

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НТР НА ОБЩЕСТВО____________9

2.1. Расширение горизонтов познания________________________9

2.2. Возможности духовного роста и гуманизация познания______9

2.3. Независимость от внешних факторов____________________10

3. ПОСЛЕДСТВИЯ_____________________________________________12

3.1. Искусственный интеллект и жизнь. Клонирование_________12

3.2. Виртуальная реальность_______________________________13

3.3. Информатизация и информационный взрыв_______________14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________________17

ВВЕДЕНИЕ

Научно-техническая революция оказывает огромное и все возрастающее влияние на формирование будущего человечества.

Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы последствия современного технологического этапа общественного развития, т.е. изучение истоков и сущности научно-технической революции, ее влияния на общество; глобальных проблем современности, их содержания и перспектив развития.

Объектом исследования являются технологии ХХI века.

Предметом исследования является влияние научно-технического развития на общество.

На настоящем этапе развития промышленности научно-техническая революция развивается прежде всего как технологическая, то есть ведущими в ней являются современные технологии.

Сегодня технологии определяют наш образ жизни, а следовательно и образ мышления. Техника и технология существовали, с точки зрения истории человечества, всегда, — поскольку сама эта история начинается не раньше того момента, когда люди начинают использовать орудия труда, то есть, простейшую технику. Более того, ход человеческой истории во многом определяется процессом постепенного развития техники и набором доступных обществу технологий. Однако, вплоть до Промышленной революции, техника и технология не носили того всеобще-универсального и детерминирующего характера, которые они обрели в Новое, и, в особенности, в Новейшее время.

Обширное развитие электроники, компьютеризация, развитие средств связи и коммуникаций привело к образованию информационного общества. Это является актуальной проблемой современного мира, и поэтому именно этой теме научно-технической революции и технологического детерминизма я посвятила свой реферат.

1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НТР

Оглядываясь на историю развития науки в целом или отдельного направления можно сказать, что развитие происходит неравномерно. Этапы спокойного развития науки или научного направления рано или поздно заканчиваются. Общую схему циклов, характеризующих НТП в целом, можно представить в виде четырехуровневой системы.

1. Первый, высший уровень составляют всеобщие (глобальные) технические (научно-технические) революции, каждая из которых коренным образом преобразует общество во всех его элементах: и в производительных силах, и в политических формах, и в идеологии. Каждая из всеобщих революций значительно ускоряет темпы НТП. К таким революциям могут быть отнесены:

1) технический переворот, связанный с переходом к “железному веку” в 1 тысячелетии до н.э., и заключающийся в использовании стальных орудий в сельском хозяйстве и ремесле и стального оружия;

2) промышленная революция конца 18-19 вв., связанная с широким применением в различных областях универсального парового двигателя, распространением рабочих машин и формированием машиностроения (начиная с изобретения суппорта);

3) научно-техническая революция (середина 20 в.), связанная в первую очередь с распространением устройств и систем управления и обработки информации на базе ЭВМ (компьютеризация) и других средств электроники (электронизация), в том числе устройств управления робототехническими системами (роботизация). Этим трем революциям предшествовала еще более значительная, имевшая уникальные последствия для судеб жизни на земле, революция, связанная с созданием каменных орудий и освоением огня. Эта революция определила четкую грань между человечеством и животным миром и с нее начинается отсчет развития человеческого общества и последующих технических и научно-технических революций.

Уже в первой половине 50-х гг. применение в промышленности и других отраслях хозяйства ведущих индустриальных стран новейших технологий, использование всего комплекса достижений науки и техники достигло крайне высокого уровня. Это было началом научно-технической революции (НТР). Она подразумевает внедрение новейших технологий не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов.
Новый этап НТР начался с появлением в середине 70-х гг. мини-процессоров (процессор — основной рабочий узел компьютерных устройств). Этот этап сопровождался рядом открытий и в других областях науки и техники, в частности в биотехнологии. Уровень автоматизации производства чрезвычайно повысился, вслед за автоматизированными конвейерными линиями появились целые предприятия-автоматы. Но это не повлекло за собой массовой безработицы, как опасались некоторые скептики. В условиях углубляющейся интеграции появилась возможность перераспределять рабочие ресурсы, направляя их в другие отрасли производства. А наличие единого информационного пространства позволяет и самому рынку рабочей силы проявлять активность и выбирать наиболее выгодные направления этого перераспределения.

НТР — коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества, в ведущий фактор развития общественного производства. Характерные черты НТР:
— универсальность,
— чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,
— коренное изменение роли человека в процессе производства,
— ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях.

Характерные черты НТР проявляются во всех ее составных частях:
1) В науке — превращение науки в непосредственную производительную силу, рост наукоемких производств.
2) В технике и технологии — преобладание революционного пути развития, «микроэлектронная революция».
3) В производстве — развитие по шести главным направлениям — электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, изучение и использование космоса.
4) В управлении — появление кибернетики (науки об управлении и информации), «информационный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров.

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска. Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук. При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. И если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далеко стоящие друг от друга. По существу, впервые в серьезные взаимоотношения с технологией вступили гуманитарные науки (психология, социология). При этом не происходит механического переноса понятий из одних наук в другие, а происходит усиление взаимопроникновения научных дисциплин и формирование междисциплинарных наук, в том числе технологического цикла, объединяющим фактором в которых являются как единые подходы к решению различных проблем, так и единые проблемы, к решению которых привлекаются различные подходы и методы наук.

Впервые находят принципиально новые способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно-лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др. Подобная технология многократно повышает производительность труда, поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и материалов на изготовление продукции.

Другим важным направлением совершенствования технологии является ресурсосбережение. В этих целях используются экономичные виды металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы, улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики конструкционных материалов. Более полное и комплексное использование сырьевых ресурсов и технологических отходов позволяет создавать малоотходное и безотходное производство.

Основанная на достижениях электроники и автоматизации обработка изделий способна надежно обеспечить их высокое качество.

В отличие от традиционной технологии, для которой характерно загрязнение окружающей среды, “высокие технологии”, как правило, являются экологически чистыми. В этом случае применяются закрытые системы водопотребления, замкнутые циклы производства, широко используется вторичное сырье и производственные отходы, улучшается природопользование. Это обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности хозяйственной деятельности.

2. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НТР НА ОБЩЕСТВО

У любого предмета, действия, события, так же, как у монеты есть две стороны, в этом случае применим закон единства и взаимодействия (борьбы) противоречий. Так же и НТР имеет положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим негативные, ниже приведены некоторые из них.

2.1. Вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности

«Давайте рассмотрим схему. Автоматизация развивается в тех же темпах, что и сейчас. Только через несколько десятков лет подавляющее большинство активного населения земли выбрасывается из производственных процессов и из сферы обслуживания за ненадобностью. Будет очень хорошо: все сыты, топтать друг друга не к чему, никто друг другу не мешает... И никто никому не нужен. Есть, конечно, несколько сотен тысяч человек, обеспечивающих бесперебойную работу старых машин и создание новых, но остальные миллиарды друг другу просто не нужны. Это хорошо?»

Существование человека и его здоровье становятся гарантированным, независимо от его деятельности или бездеятельности. Если сейчас сам характер жизни заставляет делать какие-то усилия над собой, то после наступления «технологического рая» в этом не будет никакой необходимости. Сейчас есть проблемы, связанные с тем, что люди не в состоянии заполнить свой досуг какой-то (не будем говорить об общественной пользе) хотя бы социально безопасной деятельностью. Люди пьют, употребляют наркотики, дерутся. Немало и таких, которых сдерживают неприятные последствия таких «удовольствий». После выпивки болит голова, при регулярном употреблении алкоголя развивается алкоголизм, из-за драки можно попасть в полицию. Когда же эти ограничители будут сняты, то число желающих «поразвлечься» резко возрастет, и жизнь весьма значительной части населения превратится в поиск все новых, все более изощренных развлечений.

Когда-то фантасты изображали людей будущего головастиками с хилыми руками и ногами, так как им нет необходимости трудиться физически. Возможно, что головы у них тоже не будет. Останется просто участок мозга, отвечающий за получение удовольствий, на который компьютер подает сигналы наслаждения и минимум органов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Люди и так не особенно нуждаются друг в друге и зачастую рассматривают окружающих как досадную помеху на пути к собственному благополучию. Впоследствии они перестанут быть нужными друг другу вообще.

Технология обеспечит человека всем необходимым, но вместе с эти и лишит его стимула к развитию, достижения нового и сделает его беспомощным перед неожиданными происшествиями. Здесь возможно несколько защитных механизмов:

  • в любом обществе есть недовольные нынешним положением дел, которые находятся на «границе» соприкосновения общества с окружающим миром, при различных глобальных изменениях, эти «недовольные» оказывались во главе общества, и именно благодаря им общество выживало;
  • любая даже самая совершенная система не может быть полностью замкнутой, всегда существуют внешние воздействия, и вот эти внешние воздействия, модернизация, программирование, перестройка будет осуществляться людьми;
  • занятие творческой деятельностью.

2.2. Расслоение человечества

Одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей (типа «жить стало лучше»), а все оценивает в сравнение, и в связи с эти проблемы «расслоения» общества, вызванных процессами НТР, выглядит очень угрожающе. Расслоение происходит по нескольким признакам.

·Расслоение по имущественному признаку

Расслоение по имущественному признаку, существовало с самого зарождения цивилизации, когда люди стали обладать частной собственностью, поэтому оно привычно. НТР лишь усилит его за счет, того, что все имеют разные стартовые возможности, а результатом НТР будем умножение начального капитала. Поэтому в абсолютных цифрах доход менее обеспеченного населения возрастет, а в относительных, в сравнении с более обеспеченным, станет меньше.

·Расслоение по возрастному признаку

Проблема «отцов и детей» существовала всегда, просто под воздействием НТР она более обострилась. Ускорение темпов научно-технического развития стало столь очевидным, что не нужно быть специалистом, чтобы его заметить. Быстрое изменение жизненных условий, вызванное этим ускорением, служит одним из факторов, отрицательно влияющих на формирование гомеостатической системы обычаев и норм в современном мире. Какие уроки и наставления может дать молодежи многоопытная старость, если весь комплекс жизни следующего поколения ничем не напоминает образ жизни родителей?

Уже сейчас дети и родители говорят на разных языках, как в переносном, так и в прямом смысле, даже в благополучных семьях разные поколения смотрят с противоположных точек зрения, и то, что родители продолжают ценить, кажется для молодого поколения в лучшем случае смешным. И наоборот то, что молодежь воспринимает, как априорную истину, воспринимается старшим поколением, как очень спорная гипотеза. Еще совсем недавно, пределом мечтания любителей музыки были виниловые диски и импортная «вертушка», а магнитные записи воспринимались, как жалкая пародия на «настоящее» качество. Припоминаются бурные дискуссии конца 80-х, по поводу компьютерной музыки вообще, и ее создание на компьютере в частности. Самым мягким выражением любителей «чистого» звука было «ремесленечество», и кто сейчас вспомнит, что музыку можно писать на разлинованном листе бумаги.

Конечно, приведенный выше пример несколько утрирует ситуацию, но уже сейчас можно сказать, что «благодаря» НТР меняются не только материальные, но и духовные ценности.

·Расслоение по интеллектуальному признаку

Хотя достижения эргономики и мнематики позволяют пользоваться сложной бытовой техникой даже домохозяек, не могущих отличить паяльника от тостера, тем не менее, чтобы наиболее полно воспользоваться достижениями НТР надо обладать определенным уровнем интеллекта.

Поэтому тот, кто обладает более высоким уровнем интеллекта, сможет в полной мере воспользоваться достижениями НТР, что приведет как минимум к увеличению материального разрыва и более четкому разграничению социального статуса.

·Расслоение по профессиональному признаку

НТР требует в основном людей с математическим и инженерным складом мышления, поэтому в какой-то момент времени данный тип мышления может показаться более важным, хотя на самом деле, он всего лишь просто более подходящий для данной конкретной ситуации.

Дело в том, что в ходе научно-технического прогресса происходит углубление специализации производства и разобраться в данной области может только человек посвятивший данной проблеме жизнь. В данной ситуации можно усмотреть еще одну тревожную тенденция, непонимание друг другом специалистов разных, а в некоторых случаях даже смежных специальностей.

Причины роста числа научных и технических работников очевидны ‑ это усложнение техники и использование передовых научных и технических достижений. В результате возможно появления жесткой кастовой системы, со всеми вытекающими последствиями.

2.3. Передача управления людьми автоматике

До развала СССР, мы, несмотря на отставание в компьютерной техники, все-таки могли поддержать паритет с США по основным видам фундаментальных исследований, а кое в чем были «впереди планеты всей». Наша наука добивалась этого не только благодаря таланту ученых, но и асимметричности подходов к решению поставленных задач. В США делался упор на числовые методы, у нас на аналитические, и ходя числовые методы требую меньше затрат, как экономических, так и интеллектуальных, и в ряде случаев более быстро приводят к конечному результату, но аналитические методы, позволяют выявить более фундаментальные закономерности, что приводит к более глубокому пониманию существа исследуемого процесса, и как следствие к более полной возможности его использования. Нынешняя НТР пошла по «американскому пути» и одно из возможных последствий этого, может быть пропуск более «элегантных» решений, приводящих к интересным результатом.

Еще один из негативных факторов данного процесса, является преобладание методов анализа (как более легко поддающихся формализации) над синтезом научных решений, и как следствие утеря научной интуиции человека.

Уже сейчас решения за человека, принимает автоматика, и человек одушевляет технику, кто не слышал возглас начинающего компьютерного пользователя: «Глупая машина, она меня не понимает», человек признает над собой власть автоматики, одушевляя ее и создавая новый фетиш. Кто может поручиться, что лет через двадцать, когда компьютерам доверят действительно сложные проблемы, человек не создаст себе новых компьютерных богов.

3. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НТР НА ОБЩЕСТВО

Все-таки, несмотря на все отрицательные стороны НТР совершается для улучшения жизни людей, и главная цель любой НТР это благо людей, назовем некоторые из них.

3.1. Расширение горизонтов познания

Человечество во все времена старалось «заглянуть за горизонт» и понять, как устроен мир, оно придумывало богов, создавало различные теории мироустройства, и шаг за шагом приближалось к истинному пониманию мира. Но, как и горизонт, процесс познания безграничен (наверное, это и влечет к нему человека), и за каждое новое открытие кроме познания «старых» тайн, показывало, что есть еще «новые». Как говорится, счастье не достижение желаемого, а в движении к нему. Так и для человечества остановка процесса всегда ассоциируется со смертью, а движение вперед с победой жизни.

Одним из важнейших факторов для полноценного развития личности, является полный доступ к любой информации и свобода передвижения. Современные системы телекоммуникаций, такие как спутниковые системы телевидения и связи, INTERNET и др., которые в некоторой мере являют независимыми от политики правительства, позволяют человеку получать объективную информацию и оценивать ее не со слов диктора «Центрального телевидения». Это еще один шаг к свободе человека и раскрепощению человечества.

3.2. Возможности духовного роста и гуманизация познания

Изначально человек претендовал на божественное происхождение. Труды Дарвина поставили этот бесспорный до того постулат под сомнение (это еще один случай, когда научный труд имел, помимо научного еще и большое психологическое значение). Труды Фрейда поставили под вопрос разумность человека. Как правило, великие научные свершения сопровождаются разрушением незыблемых до того догматов, а незыблемы они потому, что задевают самомнение людей. Каждый шаг вперед в познании мира бьет по самолюбию человека.

В то же время, познавая окружающее и через окружающее познавая себя, человек имеет возможность возвыситься над миром, не с помощью духовных костылей, типа «богоизбранности» и других утешений для слабых, а сам по себе осознавая что он Человек с большой буквы, он сам может творить и создавать, не нуждаясь в теории «бога», как его трактует христианская и другие религии.

Как уже говорилось выше, узкая специализация приведет, к непониманию друг друга различных групп людей, в тоже время увеличение материального обеспечения и создания свободных экономических резервов позволит больше ресурсов выделить на культуру и гуманитарные науки. Которые и будут играть важную роль для нахождения общего языка между различными группами людей вне работы.

Как следствие этого станет более фундаментальным базовое образование, особенно его гуманитарная часть, в частности социология и философия с ее понятиями базовых закономерностей и логики, особенно формальной логики. В результате этого общее направление познания станет более гуманитарным, а следовательно более «привязанным» к человеческому сообществу.

3.3. Независимость от внешних факторов

Гомеостаз - стремление к равновесию, то есть к существованию вопреки изменениям.

Гомеостатическая деятельность человека, в которой он пользуется технологиями как своеобразными органами, сделала его хозяином Земли, могущественным, увы, лишь в глазах апологета, коим он сам и является. А перед лицом климатических катаклизмов, землетрясений и редкой, но реальной угрозы падения гигантских метеоритов человек, по существу, столь же беспомощен, как и в последнем ледниковом периоде.

Но уже сейчас человечество создает технику оказания помощи жертвам тех или иных стихийных бедствий. Некоторые из бедствий он умеет, хотя и неточно, предвидеть и тем самым частично нейтрализовать их последствия.

Одним из последствий НТР будет являться гомеостаз планетарного, а после и космического масштаба, когда ни землетрясение, ни вспышки на солнце не смогут причинить вред всему человечеству в целом и отдельному индивидууму в частности.

Это переведет человека из существа, неуверенного в завтрашнем дне, в хозяина своей судьбы, ну если не судьбы, то хотя бы жизни.

4. ПОСЛЕДСТВИЯ

Наука не только решает научные задачи, но и ставит перед нами проблемы, которые нам предстоит решить. Уже сейчас ясны некоторые вопросы, с которыми человек столкнется в очень близком будущем, на некоторые есть предварительные ответы, а у некоторых вопросов может и не быть ответов.

4.1. Искусственный интеллект и жизнь. Клонирование

Человек придумал электронные устройства, облегчающие арифметический счет. Вскоре обнаружилось, что эти машины можно легко приспособить для решения многих творческих задач, связанных с человеческим знанием. Накапливались факты, писались специальные компьютерные программы, изобретались искусственные языки обработки знаний. Этот процесс привел к появлению «искусственного интеллекта». В наше время многие теоретические исследования по искусственному интеллекту получили практическое применение. Роботы осуществляют точные механические операции, распознают образы, ведут поиск в сложных условиях, сочиняют стихи. В классификации наук США работы по искусственному интеллекту из разряда теоретических переведены в разряд прикладных наук.

Уже сейчас искусственный интеллект дешевеет, а новые поколения вооружений дорожают в геометрической прогрессии. В первую мировую войну самолет по стоимости равнялся автомобилю, во вторую ‑ двадцати автомобилям; к концу столетия он уже стоит в 600 раз дороже автомобиля. Было подсчитано, что через 50 лет даже сверхдержавы смогут иметь от 18 до 22 самолетов, не больше. Вот так пересечение нисходящей кривой стоимости искусственного интеллекта с восходящей кривой стоимости вооружений положило начало созданию безлюдных армий. Фигура солдата в мундире и каске, рвущегося в штыковую атаку, уходит в прошлое, чтобы занять место рядом с закованными в железо средневековыми рыцарями.

Область вооружений это только первая ласточка, в скором времени искусственный интеллект вытеснит людей из многих областей активной деятельности, и человеку останутся только творческие задачи. Но многие ли способны решать их?

С другой стороны искусственный интеллект дает безграничные возможности для творчества, освобождая от рутинной работы, становясь надежным помощником в исследованиях, а иногда и заменяя человека, там, где есть риск опасного физического воздействия.

По вопросу клонирования уже сейчас идут ожесточенные споры о моральной и этической стороне. Морально ли создавать человеческие клоны, для использования их в качестве производителя запасных органов, ведь по существу это будет тот же самый человек. Или как решить дилемму, кто из двойников «настоящий» и кто имеет права на эту жизнь.

Хотя фантасты давно ответили на этот вопрос, но и сейчас, когда овечка Молли живет в двух ипостасях, нет и намека на правильный ответ. Ведь ответ «запретить» это, на самом деле попытка уйти от ответа.

4.2. Виртуальная реальность

Человек не может воспользоваться всеми возможностями, которые ему предоставляет НТР. Он «гонится» за все вновь и вновь открывающимися горизонтами науки и техники, но так и не сможет догнать (осознать) их. В данном случае человечеству, скорее всего, придется ограничить себя, сознательно или несознательно «закрывая» некоторые направления развития. Но как знать, не пропустили ли мы, что-нибудь жизненно важное?

Еще одним из интересных последствий НТР, является появление виртуальной реальности, на данном этапе это средства масс-медиа (чего только стоят одни многосерийные мыльные оперы), INTERNET, интерактивные компьютерные программы. Все это создает для людей ничем не «закрепленных» в обычной жизни стремление окунуться в ту яркую жизнь, без всяких забот, и уйти от «серой» реальности.

Этим пользуются люди цели, которых не всегда чисты, но которые держат в своих руках нити управления этими средствами. Победителем выборов оказывается не самый компетентный в вопросах государственного устройства, а самый искусный в вопросах манипуляции общественным мнением и имеющий наибольшие возможности для этих манипуляций. Разумеется, все это верно при условии, что выборы честные, если не в плане равенства возможностей влияния на избирателей, то хотя бы в плане подсчета голосов. Много ли стран, где это условие выполняется?

Главное, что есть технология власти, а она приведет к власти в любом случае, какой бы идеей кандидат в императоры ни прикрывался. «Доктрина используется для господства над массой, сама же господствующая элита стоит над своей доктриной и ею не связана». Вспомните знаменитый ленинский список: «почты, банки, телефон, телеграф, вокзалы». Сегодня нужно лишь добавить к этому списку радио, телевидение и аэропорты.

Но кроме недостатков виртуальная реальность дает возможность неограниченного воплощения идей, неограниченный доступ к информационным ресурсам. Уже сейчас INTERNETом пользуются более 300 млн. людей, и они имеют доступ не только к той информации, которую считает нужным предоставить им правительство, но и взглянуть на события с другой точки зрения. И выбрать для себя то, что они считают главным, а не то, что за них решили облеченные властью люди.

4.3. Информатизация и информационный взрыв

С давних времен было известно, что тот, кто обладает информацией, тот и добьется успеха. Но уже сейчас, не смотря на все попытки упорядочить вновь поступающую информацию, она растет подобно «снежному кому», катящемуся со все большей скоростью. Человек просто не в силах охватить всего объема проблемы стоящей перед ним, это как раз тот случай, когда за деревьями не видно леса.

В настоящее время особенно драматично выглядит положение в информатике. По существу возможности современной информатики выходят далеко за пределы потребностей нынешней индустриальной цивилизации.

Информатика уже готова обеспечить потребности более высокого порядка, чем те которые использует нынешняя цивилизация. И поэтому пока сама информатика не создала новую цивилизацию, она вынуждена идти по пути наращивания внешних эффектов. Порочный путь. Он вреден и для самой информатики, ибо после начала новой НТР ей потребуется снова обрести деловой стиль. А это не столь легко для отрасли, обретающей все более «богемные» черты внутреннего функционирования.

Число открытий растет экспоненциально, но еще более быстро (с большим показателем), растет число ученых (вообще открытия составляют лишь небольшую часть всей информации, добываемой наукой). Достаточно просмотреть в каком-нибудь университетском архиве покрытые пылью груды «трудов» и диссертаций, написанных для получения ученой степени, чтобы убедиться в том, что порою ни одна работа такого рода из сотен ей подобных не приводит хотя бы к мало-мальски ценному результату. Поэтому достижение предела информационной емкости науки означает существенное уменьшение вероятности совершения открытий. Более того, величина этой вероятности должна с этого времени постоянно уменьшаться по мере того, как кривая фактического роста числа ученых будет падать, отдаляясь от гипотетической кривой дальнейшего (уже невозможного) экспоненциального роста.

С другой стороны методы обработки информации не стоят на месте, и возможно в скором времени «количество перейдет в качество». И тогда человек перестанет чувствовать себя муравьем перед огромной горой информации и поймет, что именно он - Человек, а не машина принимает решения, от которых зависти его будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, научно-техническая революция представляет собой коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе научно-технической революции, начало которой относится к середине 40-х годов 20 века, бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. В целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Увеличение роли техники приводит с одной стороны к технологическому детерминизму, с другой - к технократической идеологии, согласно которой лица и группы, создающие технику, владеющие ей и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами, но и в состоянии свести управление всеми общественными процессами к управлению техникой. Технологический детерминизм считает, что техника есть решающий фактор развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов А.В. «Компьютерная лингвистика для всех» - Киев: Наук. Думка. 2006
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М. Академия. 2005
  3. Бжезинский З. Между двумя веками: роль Америки в технотронный век. 2007
  4. Голанский Марк. Новые тенденции в мировой экономике. 2007.
  5. Лем С. Мир на Земле, Москва: Текст. 2004
  6. Лем С. «Summa technologiae», Москва: Текст. 2004
  7. Самбиев Абубакар. Технический анализ Социальных Систем. Грозный: 2005 http://www.lib.ru/PHIL/sambiev.txt
  8. Солодухо Н.М. Философия: Теория и методология. Казань: Издательство Казанского государственного технического университета. 2008
  9. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Гадкие лебеди, Москва: Текст. 2008
  10. Рыков А. Мир, в котором мы живем. 2004


Похожие статьи
 
Категории