Поволжье. Самые крупные города Поволжья: описание, история, особенности размещения и интересные факты

17.10.2019

Верхневолжский пейзаж

Пово́лжье - в широком смысле - вся территория, прилегающая к течению Волги, хотя правильнее определить эту территорию как Приволжье (см. Приволжский федеральный округ). Под Поволжьем чаще понимают более или менее определенную полосу вдоль собственного течения Волги, без крупных притоков (например, жители Верхнего и Среднего Прикамья волжанами себя никогда не считали). Чаще термин используется в узком смысле - территория , прилегающая к среднему и нижнему течению Волги (от впадения Оки до устья) и экономически тяготеющая к ней, что соответствует выше изложенному взгляду. Территории, расположенные по Волге выше впадения Оки (в частности, города Тверь, Ярославль, Рыбинск, Кострома), к Поволжью относить не принято; для них существует более специфический термин Верхняя Волга. В пределах Поволжья (Приволжья) выделяются сравнительно приподнятое правобережье с Приволжской возвышенностью и левобережье - Заволжье . В природном отношении к Поволжью (Приволжью) иногда относят также районы, находящиеся в верхнем течении Волги .

Некогда Поволжье входило в состав Волжской Булгарии , Половецкой Степи , Золотой Орды , Казанского и Астраханского ханств , а также Руси . Затем (после завоеваний Ивана IV) последовательно находилось целиком в составе Российского Царства , Российской Империи и СССР (РСФСР). В настоящее время полностью является частью территории Российской Федерации .

Регионы

В БСЭ при экономическом районировании Европейской части СССР выделяли Поволжский экономический район, включающий Ульяновскую, Пензенскую, Куйбышевскую, Саратовскую, Волгоградскую и Астраханскую области, Татарскую, Башкирскую и Калмыцкую АССР; при этом первые 3 названные области и Татарская АССР относены к Среднему Поволжью, остальные области и Калмыцкая АССР - к Нижнему Поволжью. С учётом современного административно-территориального деления:

  • Среднее Поволжье - Татарстан , Чувашия , Пензенская , Ульяновская и Самарская области ;
  • Нижнее Поволжье - Саратовская , Волгоградская области, республика Калмыкия и Астраханская область .

Имеется также деление бассейна реки Волги на три части (не эквивалентное делению Поволжья на части): Верхняя Волга , Средняя Волга , Нижняя Волга .

Природа

Рельеф равнинный, преобладают низменности и всхолмлённые равнины. Климат умеренно-континентальный. Лето тёплое, со среднемесячной температурой воздуха июля +22° - +25°С; зима довольно холодная, среднемесячная температура воздуха января и февраля −10° - −15°С. Среднегодовое количество осадков на севере 500-600 мм, на юге 200-300 мм. Природные зоны: смешанный лес (Татарстан), лесостепь (Татарстан (частично)), Самарская, Пензенская, Ульяновская, Саратовская области), степь (Саратовская (частично)).

Приволжский федеральный округ

Включает в себя регионы Среднего Поволжья, ряд регионов Центральной России (Мордовия, Пензенская область), Предуралья (Кировская область, Пермский край, Башкортостан, Удмуртия), Южного Урала (Оренбургская область). Центр-Нижний Новгород . Территория округа 6,08% от территории РФ. Население на 1 января 2008 г.- 30 241 583 (21,4% РФ); основу составляют горожане. Например, в Самарской области >80%, РФ (около 73%).

Волго-Вятский экономический район

Ассоциация городов Поволжья

27 октября 1998 года в городе Самаре состоялось первое Общее собрание руководителей семи крупнейших городов Поволжья - Казани, Нижнего Новгорода, Пензы, Самары, Саратова, Ульяновска, Чебоксар, на котором был подписан договор об учреждении Ассоциации городов Поволжья. Это мероприятие дало путевку в жизнь качественно новой структуре взаимодействия муниципальных образований - Ассоциации городов Поволжья (АГП). В феврале 2000 года к Ассоциации присоединилась Йошкар-Ола, 1 ноября 2002 года её ряды пополнили Астрахань и Саранск, в 2005 году - город-герой Волгоград, в 2009 - Киров. В 2015 году в состав Ассоциации вошли: Ижевск, Пермь, Уфа, Оренбург, Тольятти, Арзамас, Балаково, Димитровград, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Сарапул, Стерлитамак и Сызрань.

Среднее Поволжье занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производятся синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал

Территория Среднего Поволжья вытянулась по обоим берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Население и трудовые ресурсы

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Структура экономики образована межотраслевыми комплексами. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана (его центр — г. Набережные Челны) включает группу заводов.

В группу компаний КамАЗ входит 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «НЕФАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАмАЗ» (г. Ставрополь).

Центром автомобилестроения является г. Тольятти (Самарская область), где размещается ОАО «АВТОВАЗ», выпускающий легковые автомобили.

Грузовые автомобили малого класса и полноприводные микроавтобусы производит автомобильный завод ОАО «УАЗ», расположенный в Ульяновске.

Предприятиями, входящими в группу компаний «СОЛЛЕРС» (SOLLERS-Елабуга, SOLLERS-Набережные Челны, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» и др.), осуществляется выпуск автомобилей Fiat Ducato, г рузовых автомобилей ISUZU. внедорожников SsangYong.

Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в городах Самаре. Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в Энгельсе (ЗАО «Тролза»).

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов ЯК-42).

Центры точного машиностроения — Казань. Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался нефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской. Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетические ресурсы района вырабатываются Жигулевской, Саратовской, Волжской гидроэлектростанциями. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт и экономические связи

Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия

На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 , отличается выгодностью географического положения, через ею территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль

Москва — Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТП К дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт надушу населения и т.д.).

На территории Елабужского района Республики Татарстан создана ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» для оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства. Промышленно-производственная направленность ОЭЗ включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и многое другое.

Отрасли специализации Саратовской области — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития

На побережье Волги и ее притоков размешены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона была принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Экологическая обстановка в бассейне реки Волги остается неблагополучной, цели, поставленные при утверждении программы, не достигнуты. Постановлением Правительства «О завершении реализации отдельных подпрограмм, входящих в ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» реализация программы «Возрождение Волги» завершена в 2004 г.

Экономика и хозяйство Среднего Поволжья

Этот район занимает южную часть Приволжского федерального округа: Республика Татарстан, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. Это экономически развитая и плотно заселенная территория. Подрайон имеет благоприятное географическое и транспортное положение, развитую сеть железных дорог, автодорог общего использования с твердым покрытием и водного транспорта.

Основными отраслями специализации Поволжья являются машиностроение (особенно автомобилестроение), нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. В районе производится синтетический каучук, синтетические смолы, пластмассы и волокна.

Природно-ресурсный потенциал. Территория Среднего Поволжья вытянулась по берегам Волги. Поволжье располагает значительными запасами минерального сырья. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Крупнейшие месторождения находятся в Татарстане: Ро- маиткинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское. Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской (Мухановское месторождение) и Саратовской областях. Основные месторождения газа находятся в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское.

Отраслями специализации округа можно считать топливную промышленность, в том числе нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую, машиностроение и металлообработку, стекольную и фарфоро-фаянсовую и мукомольную отрасли промышленности.

Вблизи Сызрани расположено Кашпировское месторождение горючих сланцев.

Население. Наиболее густо заселены территории долины Волги в Самарской, Ульяновской областях и в Татарстане.

Население Поволжья отличается пестротой национального состава. При преобладающем русском населении значительный удельный вес в структуре населения занимают татары, калмыки.

Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столице Татарстана. Численность населения Казани, Самары превышает миллион жителей.

Трудовые ресурсы Поволжья имеют высокую квалификацию, что определяется специализацией регионов. В промышленных центрах развиты научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера.

Хозяйство. Хозяйственный комплекс Среднего Поволжья начал складываться еще в дореволюционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные и торговые пункты.

В структуре хозяйства выделяются сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята большая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Поволжье по объему производства. Особенно выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ» в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр — г. Набережные Челны.

Центром автомобилестроения является Тольятти (Самарская область), где размещается «АвтоВАЗ», производящий легковые автомобили. Автомобильный завод «Авто- УАЗ» размещен в Ульяновске — производитель грузовых автомобилей малого класса, полноприводных микроавтобусов. Заводы по обслуживанию автомобилей находятся в

Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов размещен в г. Энгельсе. В Елабуге построен комплекс по производству легковых автомобилей «Ока».

Крупными центрами авиастроения являются Самара (авиационный завод АО «Авиакор», выпускающий самолеты «Ту-154», космические ракеты и аппараты), Саратов (производство самолетов «ЯК-42»).

Центры точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию машиностроительной продукции Поволжье уступает только Центральному району.

В районе сформировался пефтегазохимический комплекс. Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской областях. Центры нефтехимии — Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

Электроэнергетика района представлена гидроэлектростанциями, работающими в объединенной системе: Самарская, Саратовская, Нижнекамская. В районе действуют также тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заикинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является производство строительных материалов, особенно цемента. В поволжских городах и пригородах издавна развито лесопиление и деревообрабатывающая промышленность.

В Поволжье развивается легкая промышленность: в Казани расположен крупнейший меховой комбинат, в Ульяновске и Пензе — предприятия шерстяной промышленности.

Агропромышленный комплекс имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Сельское хозяйство характеризуется высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки.

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности — мукомольно- крупяная, маслобойная, мясная и рыбная.

Транспорт . Поволжье вывозит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетыо, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности.

Основную роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; меридиональная дорога: Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. В районе развиты и другие виды транспорта: речной, автомобильный, авиационный, трубопроводный. Нефте- и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы.

Внутрирайонные различия. На территории Самарской области и Татарстана формируется Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК, он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км 2 . ТПК отличается выгодностью географического положения, через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннибаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва -

Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска.

Татарстан — одна из наиболее экономически развитых республик России, что подтверждается многими статистическими показателями (объем производимой промышленной продукции, валовой региональный продукт на душу населения и т.д.).

В Пензенской и Ульяновской областях развиты машиностроение, легкая, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Ульяновск — крупный промышленный центр, в городе работают автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехническая промышленность. Пенза — центр машиностроения, заводы которого производят вычислительную технику, часы, технологическое оборудование.

Саратовскую область иногда относят к Нижнему Поволжью, отрасли специализации — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. На территории области расположена крупнейшая Балаковская АЭС.

Основные проблемы и перспективы развития. Экологические проблемы проявляются в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв. Большой экологический ущерб нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам региона.

На побережье Волги и ее притоков размещены многочисленные предприятия нефтегазохимического комплекса, что приводит к необратимой деградации экологической системы.

В целях сохранения природно-хозяйственного потенциала региона принята федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги»).

Если внимательно рассмотреть "волжское древо" - рисунок сети притоков Волги, - станет видно: "корневую систему" составляет дельта великой реки с многочисленными рукавами и протоками; от дельты поднимается "ствол" - Волга в нижнем течении; севернее появляются отдельные "ветви" - полувысохшие (реки Еруслан, Большой Иргиз) или совсем отпавшие (Большой и Малый Узень). И только где-то с верховий реки Терёшка начинается густое переплетение голубых "побегов" - рек и речушек. На них, как плоды, "развешаны" города и сёла. Раскидистая "крона" и приходится на Среднее Поволжье - место, где сходятся Запад и Восток, Север и Юг.

Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара - города, которые Волга разбросала здесь по течению. Ни один из них не стал центром региона. Река никому не захотела уступить первенство, но и сама она скорее не центр, а стержень, вернее, шов, стягивающий два "лоскута" - правобережное Приволжье и левобережное Заволжье.

ПРИВОЛЖЬЕ

Главное, что определяет ландшафты Приволжья, - это вытянутая в меридиональном направлении Приволжская возвышенность, одна из крупнейших на Восточно-Европейской равнине.

Лучше всего увлажнены северо-западные и западные склоны возвышенности, которые обращены к ветрам с далёкой Атлантики. Здесь выпадает в среднем от 400 до 500 мм осадков в год; очень часты ливни, способные "выполнить" месячную норму. В целом условия Приволжья благоприятны для растительности. Это одна из самых лесистых зон Среднего Поволжья. Два основных лесных массива расположены в Засу-рье и на Сурской Шишке.

Жизнь в Приволжье большей частью сосредоточена на "горах" - плоских, ровных и высоких междуречьях. "Нагорная" часть Приволжья постепенно переходит в "предгорья" - долины малых и средних рек.

В этих районах много крупных сёл и посёлков, расположенных неподалёку друг от друга. Из городов примечательны древний Алатырь на левом берегу Суры и Буинск.

Как правило, небольшие города возникли на месте старых фабричных посёлков. В основном они расположены в пределах Сурской Шишки: Кузнецк, Никольск, Барыш, Инза.

ВНИЗ ПО ВОЛГЕ

Волга в пределах Среднего Поволжья - полноводная река, достигающая своей наибольшей мощи. Среднее течение принято отмерять с устья реки Сура, которое ныне затоплено Чебоксарским водохранилищем. Когда-то в этом месте стояла крепость Васильсурск, построенная ещё до падения Казанского ханства. Сюда подходят северо-западные отроги Приволжской возвышенности. А на севере за Волгой простираются низменные равнины, образованные мощными потоками при таянии ледника 20- 10 тыс. лет назад.

На этих равнинах, в густых лесах, с давних пор живёт народ, вместе с мордвой входящий в группу "волжских финнов", - марийцы, или, как их называли раньше, черемисы. Когда Волга была ещё непреодолимой преградой, они расселились на просторах по её берегам.

Давайте мысленно совершим путешествие вниз по Волге, останавливаясь в крупнейших городах региона.

Чебоксары. Путешественники, плывшие вниз по Волге в XIX в., всегда останавливали свой взгляд на небольшом городке, пристроившемся на крутом невысоком берегу. Чебоксары - город старинный и в прошлом очень богатый, славившийся обилием церквей и звоном колоколов. "Церкви пополам с домами", - сказал о нём украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко. В путеводителях XIX в. город называли "столицей чувашского царства". Теперь это столица Чувашской Республики - единственной в Поволжье, где коренное население (чуваши) составляет абсолютное большинство.

По народному преданию, на месте города в давние времена была деревня. В ней жил чуваш Шупакшар, который дал своё имя речке, протекавшей рядом. В русском произношении речка, а затем и город стали называться Чебоксар. В его основе лежит чувашское слово "шор" - "болото, вода, грязь". При раскопках были обнаружены не только деревянные жилые постройки, но и изразцы, свидетельствующие о существовании кирпичных зданий. Городской характер древнего поселения подтверждают и остатки различных ремесленных производств: кузнечного, замочного, ювелирного, кожевенного, сапожного, гончарного.

Первые исторически достоверные упоминания о Чебоксарах в русских источниках относятся к 1371 г. Они связаны с путешествием в Орду князя Дмитрия Донского. В 1555 г. для усмирения местных народов русское правительство заложило на правом берегу Волги крепость.

В 1781 г. Чебоксары становятся уездным городом. К этому времени здесь было больше тысячи купцов и ремесленников, имелась таможня. Однако постепенно Чебоксары превратились в обычную провинцию, не выдержав конкуренции с соседями - Нижним Новгородом и Казанью. В 1897 г. в городе уже не осталось ни одного завода или фабрики, не проводилась ни одна ярмарка.

В советское время, став столицей Чувашской Республики, Чебоксары обрели вторую молодость. Город разросся, застроился современными зданиями, украсился памятниками (в том числе герою гражданской войны Василию Ивановичу Чапаеву, который родом из вошедшей в черту города деревни Будайки). В современных Чебоксарах много предприятий, ведущими из которых являются машиностроительные и текстильные. Население столицы Чувашии составляет 444 тыс. человек.

Первым о чувашах как об отдельном народе упоминает князь Андрей Курбский в 1552 г. Некоторые учёные считают, что чувашский язык, особняком стоящий в группе тюркских, - прямой потомок языка волжских булгар. Несомненно, что среди предков чувашей были и здешние финские племена; от них же происходят нынешние марийцы.

По культуре и традициям чуваши мало отличаются от своих соседей. В их обычаях, фольклоре, верованиях, одежде и устройстве быта прослеживаются устойчивые связи с финноугорскими народами; их язык родствен татарскому, а с русскими чувашей объединяют способы ведения хозяйства. Они издревле были землепашцами, уже в Средневековье использовали железные плуги, перенятые у булгар. Путешественники в XIX в. отмечали, что чуваши трудолюбивы; они считались хорошими, зажиточными хозяевами, и среди них почти не встречались нищие.

В создаваемых миссионерами школах шло усиленное обучение русскому языку, что давало возможность многим талантливым чувашам продолжить образование. В то же время миссионеры настойчиво обращали чувашей в православие, а это вело к быстрому массовому обрусению и вытеснению из обихода чувашского языка.

Казань. Название города Казань толкуется по-разному. Часто его выводят из сочетания слов "каз-ган", что по-татарски значит "углублённый", "выкопанный". Но более вероятно, что первоначально Казанью называли реку, нынешнюю Казанку.

В XII-XIII вв. на месте города существовала крепость, которая, по-видимому, была возведена в пору расцвета Волжской Болгарии. Однако для этого государства подобные укрепления, состоявшие из рвов, валов и, главное, из белокаменной стены, являются уникальными. Многие особенности Казанской крепости говорят о том, что в её строительстве участвовали южнорусские мастера.

Основание Казанского ханства обычно относят к 1445 г. Опальный сарайский хан Олу-Мухаммад, пытавшийся создать несколько раньше самостоятельное государство в Крыму, взял приступом Казань и сделал её столицей нового государства на Средней Волге. Казань представляла собой смешение народов, обычаев, религий. Этому способствовали богатства ханства, его военная мощь, удобное географическое положение, позволяющее вести оживлённую торговлю со всем миром. Традиции хотя и основывались на булгарской культуре, уже вобрали в себя всё новое, чужеземное.

2 октября 1552 г. Казань пала под натиском русских войск. Край превратился в провинцию Московского государства, однако город всё ещё оставался воротами Востока. Он стал не только экономическим, политическим, культурным центром Среднего Поволжья, но и основным форпостом в торговых и дипломатических связях России со Средней Азией и Сибирью.

В начале XIX в. Казань представляла собой типичный левобережный поволжский город. Население его было русское (всего 15% татар). Это и неудивительно: после присоединения к России татар трижды выселяли за пределы города. И каждый раз разраставшаяся Казань доходила до новой татарской слободы и включала её в свои пределы.

Казанский кремль предположительно начали строить в 1555 г. со Спасской башни, названной так по находившейся в ней церкви Нерукотворного образа Спасителя. Внутреннее устройство кремля типично для всех подобных сооружений в России.

Над всем ансамблем возвышается башня ханши Сююмбеки; по своей древности, красоте, оригинальности стиля и обилию преданий, связанных с ней, это одна из главных достопримечательностей Казани.

После Октябрьской революции город был перестроен в соответствии с веяниями времени. Исчезли не только большинство церквей и мечетей, но и некоторые названия местностей. Ныне Казань - с населением более миллиона человек - столица Республики Татарстан. В городе развиты многие отрасли современной индустрии, в первую очередь металлообработка, машиностроение, нефтехимия, лёгкая промышленность. Город по праву гордится своими культурными и научными традициями, в частности знаменитым Казанским университетом.

Ульяновск (Симбирск). Ниже по течению Волги правый берег постепенно повышается. Появляются горы Лобач, Долгие Поляны и затем город Ульяновск (681 тыс. жителей). Только этот город в Среднем Поволжье расположен на обоих берегах реки. Ни один другой не посмел перешагнуть через Волгу, тем более через многокилометровое Куйбышевское водохранилище, заполненное в 1957 г.

Первое упоминание о Симбирске, по всей вероятности, относится к 1551 г. Когда-то здесь стояли две деревни - татарская и мордовская. Земли в округе принадлежали татарскому мурзе Синбирю. Отсюда и пошло название местности. Русская крепость, основанная в 1648 г., вначале также называлась Синбирск, а затем превратилась в Симбирск.

Выбранное место было очень удачным: со стороны Волги от заболоченной и труднопроходимой поймы поднимался высокий берег - яр. С севера проходили глубокие овраги, по кромке которых дополнительно насыпали земляные валы. С запада городок защищала река Свияга. На самой вершине яра - Венце - построили кремль. Симбирская крепость сыграла исключительно важную роль в освоении края. Её воздвигли для защиты от степняков, а также "чтобы всякие воинские люди и воры-казаки обманом в Русь не проникали и дурна какого б не учинили", как говорилось в предписании царя Алексея Михайловича. В 1648-1654 гг. от города была проведена Симбирско-Карсунская засечная черта (линия оборонительных сооружений).

Однако удобное положение крепости обернулось для Симбирска потерей в торговом и экономическом отношении: развитию города мешалинедоступность со стороны Волги, удалённость от основных зерновых районов. В результате Симбирск не смог конкурировать с такими центрами промышленности и торговли, как Казань и Самара.

Тем не менее ему довелось стать городом громких имён. Философ Василий Васильевич Розанов считал город своей духовной родиной. Уроженцем Симбирска был Владимир Ильич Ульянов-Ленин, в честь которого город назвали Ульяновском.

На Венце располагался "дворянский город". В этой части находились соборы, губернские и городские учреждения, учебные заведения, театр, общественные сады и бульвары, лучшие гостиницы. Склоны горы, спускающиеся к Свияге и Волге, были заняты мещанскими слободами.

В советское время город начал разрастаться на низменностях. Район Засвияжье раскинулся в пойме и по низким террасам Свияги.

Самара. После Сокольих гор долина Волги резко расширяется, берега её становятся ниже. На левом берегу почти прямо от воды начинается Самара (свыше 1 млн жителей).

Самара - один из старейших русских городов в Среднем Поволжье, основанный в 1588 г. Сохранилось предание, что ещё в XIV столетии в этих местах было поселение русских отшельников. Их будто бы посетил известный государственный деятель митрополит Алексий в одну из своих поездок в Золотую Орду и предсказал возникновение большого города.

В отличие от других средневолж-ских городов Самарская крепость стояла в непосредственной близости от степи. Приграничное положение послужило основной причиной создания здесь таможни. Это усилило роль города после создания перевоза через Волгу. В 1688 г. Самара получила титул города. Немалое значение в превращении невзрачного провинциального городка в один из важнейших торговых центров России имела проведённая через Самару железная дорога, соединившая центральные районы России с юго-восточными.

В советское время Самара, в 1935 г. переименованная в честь одного из деятелей государства в Куйбышев, стала крупнейшим промышленным центром Поволжья. Производственные гиганты играли роль магнитов, вокруг которых формируются городские районы. Центр остался старой застройки; из предприятий здесь лишь пивоваренный завод (откуда пошла знаменитая марка пива "Жигулёвское") и кондитерская фабрика "Россия".

В северной части Самары расположен завод автотракторного электрооборудования (КАТЭК) - детище первой пятилетки (1928-1933 гг.). Вокруг завода на высоком волжском берегу вырос Октябрьский район города. В другом районе, Красноглинском, производятся строительные материалы из местного сырья. Восточные районы города сформировались в годы войны, когда из западных областей страны в Куйбышев были эвакуированы многие промышленные предприятия, в том числе металлургические и авиационные. Южные кварталы Самары объединены вокруг нефтеперерабатывающего комбината.

ЗАВОЛЖЬЕ

Подмывая крутой правый берег и продвигаясь на запад, Волга оставляет за собой на востоке низменную равнину - так называемое Низкое Заволжье. До прихода русских это был один из самых густонаселённых районов и Волжской Болгарии, и Казанского ханства. Русские двигались сюда с запада. И сегодня русские сёла расположены вдоль Волги, а татарские - поодаль от неё. Кроме того, на востоке Низкого Заволжья немало чувашских и мордовских деревень. Они основаны переселенцами с Привол-жья, бежавшими от крепостничества. Низкое Заволжье - ярко выраженная сельскохозяйственная провинция. Равномерно распределённые по всей территории сёла растут вширь, изредка вытягиваясь вдоль мелких долин, шоссейных и железных дорог. Одно из крупных селений дало начало единственному здесь городу Мелекессу, позже переименованному в Димитров-град. Промышленность его ориентирована в основном на переработку сельскохозяйственного сырья. Однако город известен и как один из центров ядерных исследований.

Среднее Поволжье относится к тем немногочисленным регионам Российской Федерации, в которых отчётливо проявились положительные стороны рыночных реформ последнего десятилетия XX в. Крупнейшие предприятия в новых экономических условиях сумели подтвердить свою конкурентоспособность, а население стало активно и довольно успешно искать точки приложения инициативы. Может быть, это объясняется относительной молодостью края, который осваивался сравнительно поздно и не утратил динамизм.

Поволжский экономический район является одним из 12 аналогичных областей России. Он является одним из крупнейших районов страны, входящим в ось «Центр-Урал-Поволжье».

Состав района

В состав Поволжья входят 8 субъектов Центрально части государства:

  • 2 республики – Татарстан и Калмыкия;
  • 6 областей – Пензенская, Саратовская, Самарская, Ульяновская, Волгоградская и Астраханская.

Рис. 1 Поволжский район. Карта

Расположение

Если следовать карте, то расположение Поволжского экономического района таково:

  • Среднее Поволжье ;
  • Нижние Поволжье ;
  • Бассейн реки Сура (Пензенская область);
  • Прикамье (большая часть Татарстана).

Его площадь около 537,4 тысяч км². центральной географической осью (и экономической) является река Волга.

Рис. 2 Волга

Район граничит с:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Волго-Вятским районом (север);
  • Уральским районом (восток);
  • Казахстаном (восток);
  • Центрально-Чернозёмным районом (запад);
  • Северным Кавказом (запад).

Район имеет выход к внутреннему Каспийскому морю, что позволяет ему вести успешную торговлю и осуществлять морское транспортное сообщение с такими странами, как Туркмения, Иран, Азербайджан. Через систему каналов регион имеет выход к Чёрному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Через эти моря регион налаживает связи с государствами Азии, Ближнего Востока и Европы.

В состав района входит 94 крупных города, три из которых – миллионники: Казань, Самара, Волгоград. Также крупными городами являются Пенза, Тольятти, Астрахань, Саратов, Ульяновск, Энгельс.

С географической точки зрения район занимает обширные зоны

  • лесов (север);
  • полупустынь (юго-восток);
  • степей (восток).

Население Поволжского экономического района

Население района – 17 миллионов человек, то есть практически 12% от всего населения РФ (с плотностью населения – 1 человек на 25 квадратных метров). 74% населения проживает в городах, таким образом, доля урбанизации значительная. Этнический состав населения:

  • русские ;
  • татары ;
  • калмыки ;
  • малые этнос ы : чуваши, мордва, марийцы и казахи (последних больше всего в Астраханской области).

Специализация Поволжского района

Поволжский район характеризуется развитой промышленной и сельскохозяйственной сферой. Промышленная специализация:

  • нефтедобыча и нефтепереработка (Самарская область и Татарстан, Каспийские шельфы);
  • газодобыча (шельфы Каспийского моря и Астраханская область; по данным мировой статистики в Астраханской области находится 6% всего мирового запаса газа);
  • химическая промышленность (добыча и переработка сланца, брома, йода, марганцевой соли, самородной серы, стекольного песка, гипса, мела);
  • соледобыча и солепереработка (в озёрах; Прикаспийской низменности содержится более 2 миллионов тонн природной соли, что составляет 80% всех запасов России);
  • машиностроение (в частности, автомобилестроение: ВАЗ в Тольятти, КАМАЗ в Набережных Челнах, УАЗ в Ульяновске, завод троллейбусов в городе Энгельс; судостроение: в Волгограде и Астрахани; самолётостроение: Казань, Пенза, Самара).

Рис 3. ВАЗ в Тольятти

В промышленном плане Поволжье делится на два больших района (промышленные зоны):

  • Волго-Камскую (Татарстан, Самарская и Ульяновская область) – центр в Казани;
  • Нижневолжскую (Калмыкия, Астраханская, Пензенская, Саратовская и Волгоградская области) – центр в Волгограде.

По данным статистики Поволжье занимает четвертое место в России по выпуску промышленной продукции, второе по добыче и переработке нефти, второе по машиностроению. Что касается нефтепереработки, то именно в Поволжье сосредоточили свои основные мощности такие мировые гиганты, как «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Газпром», разрабатывающие северные шельфы Каспийского моря.

Рис. 4 Добыча нефти в Каспийском море

Сельскохозяйственная специализация:

  • выращивание масленичных культур;
  • выращивание зерновых культур;
  • выращивание овощебахчевых культур;
  • животноводство (молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство);
  • рыбная промышленность (Волгоград и Астрахань).

Особую роль в сельскохозяйственной жизни региона играет Волго-Ахтубинская пойма с мощными речными «насосами», создающими благоприятные условия для развития всех видов сельского хозяйства.

Главный экономический центр района – город Самара.

Что мы узнали?

Характеристика Поволжского экономического района довольно сложная. Это связано с тем, что он является связующим звеном центра России и её азиатской части. В состав района входят такие крупные и быстро развивающиеся субъекты как Республика Татарстан (титульной нацией в которой являются татары). Район развит как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении. Основной транспортной, экономической и географической осью является река Волга.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 403.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)



Похожие статьи
 
Категории