Поющие руки. Наталья Попович

23.06.2019

Советский и российский хормейстер, театральный деятель.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.01.1980).
Народная артистка России (27.12.2004).

В 1967 году, еще студенткой Уральской государственной консерватории, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером.

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года, по приглашению Ю.Х. Темирканова, работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский), участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер А. Мурин, дирижеры Ю. Темирканов, Е. Колобов, В. Гергиев, режиссер Б. Покровский. В качестве руководителя хора принимала участие в аудио­записи оперы «Пират» В. Беллини (дирижер Е. Колобов, солисты: Е. Целовальник, К. Плужников, С. Лейферкус), в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (дирижер Ю. Темирканов).

В период 1988–1991 годах была главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где руководила хором в уже существую­щих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством дирижера Евгения Колобова: «Пират» В. Беллини (первая постановка в России), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в первой авторской редакции), которые стали легендарными. По спектаклю «Борис Годунов» (дирижер Е. Колобов, режиссер О. Иванова, художник С. Бархин, хормейстер Н. Попович) был снят фильм-опера, в котором хор с большой достоверностью воплотил образ русского народа.

В 1991 году, вместе с мужем Евгением Колобовым, стоя­ла у истоков создания Московского театра "Новая опера". Со дня основания театра участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.
Хор "Новой оперы" совершенстввовал свое вокальное мастерство, исполняя духовные музыкальные произведения a capella и сочинения кантатно-ораториального жанра: кантаты «Москва» П.И. Чайковского, «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Весна» и «Три русские песни» С.В. Рахманинова, Реквием Дж. Верди, Реквием В.А. Моцарта и др. Хор "Новой оперы" по праву был признан зрителями и критиками одним из лучших хоровых коллективов Москвы.

В качестве хормейстераучаствовала в записи CD и DVD "Новой Оперы": «Хор театра Новая Опера», «Новая Опера в Карнеги-холле», кантата «Москва» П.И. Чайковского, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Симфония №13» Д.Д. Шостаковича, «Три русские песни» и кантата «Весна» С.В. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова», опера «Валли» А.Каталани, дивертисмент «Россини», опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Реквием В.А. Моцарта, Реквием Дж. Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (совместно с хором финского Савонлиннского оперного фестиваля), «Шедевры оперной сцены», «Классика через века» и др.

В 2003 году, после кончины основателя театра Евгения Колобова, по распоряжению Правительства Москвы Наталья Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра "Новая Опера" (занимала эту должность до 2013 года).

Автор идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой "Новой Оперы": «Bravissimo!» (к 10-летию театра в 2001 г.) и «Все это - Опера!» (к 20-летию театра в 2011 г.), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Джузеппе Верди.

В 2003 году - одна из соучредителей Фонда Евгения Колобова, инициа­тор и идейный вдохновитель ежегодного Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере», посвященного Евгению Колобову.

Очередная кадровая перестановка в одном из лучших московских музыкальных театров - «Новой опере имени Евгения Колобова» закончилась скандалом. С поста председателя художественной коллегии и замдиректора по творческим вопросам была снята вдова создателя театра Наталья Попович, также занимающая должность главного хормейстера.

В тот же день заявление об уходе по собственному желанию написала дочь Колобова - Марфа Колобова-Тесля, заведующая в театре литературной частью.

Наталья Попович рассказала «Известиям», что считает решение директора Александра Сибирцева превышением полномочий. Соответствующее письмо г-жа Попович направила в канцелярию главы департамента культуры, учредителя театра Сергея Капкова.

Я буду бороться. Из театра, который я вынянчила на своих руках, меня изгоняет человек непрофессиональный, неопытный, с амбициями, - заявила «Известиям» Наталья Попович.

По словам, г-жи Попович, новый директор без совета с коллегией приглашает певцов и дирижеров, внедряет свои проекты, в результате чего театр превращается в концертную площадку.

В своем письме Наталья Попович предлагает г-ну Капкову внести изменения в устав театра и создать должность художественного руководителя.

По словам хормейстера, одной из претензий, высказанных директором театра Дмитрием Сибирцевым, было наличие родственных связей между работниками театра.

Директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев пояснил «Известиям», что в отношении художественной коллегии действовал в рамках устава. В соответствии с пунктом 3.1.5, ее состав определяется директором и утверждается приказом учреждения. Он также сказал, что «речи не идет об увольнении Натальи Попович».

Ее основная должность - это главный хормейстер, с ней заключен бессрочный контракт. Другие должности она занимала по совместительству, - заявил г-н Сибирцев.

Что касается Марфы Колобовой-Тесля, то, по словам директора, она приняла решение об уходе по собственному желанию из-за профессиональных претензий к ней.

Место замдиректора по творческим вопросам и председателя худколлегии занял главный дирижер «Новой оперы» Ян Латам-Кениг, что само по себе эстетике театра не противоречит: в 1991 году «Новая опера» была задумана Евгением Колобовым именно как дирижерский театр.

Г-жа Попович стала рядовым членом худколлегии, однако на первое собрание обновленного состава не пришла. Помимо Натальи Попович и Яна Латама-Кенига, в обновленный состав худколлегии вошли все главные специалисты театра. Сам директор остался на посту заместителя председателя коллегии.

Сергей Капков рассказал «Известиям», что о событиях в «Новой опере» не знает и не должен знать: по уставу театра все решения, касающиеся художественной коллегии, принимаются непосредственно внутри театра. Письмо г-жи Попович, по словам главы департамента, в его распоряжение еще не поступало.

Московский театр «Новая опера» был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя и главного дирижера театра, народного артиста РСФСР Евгения Колобова (1946–2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова. Тогда же на пост главного хормейстера была назначена супруга Колобова Наталья Попович. С 2006 года театр носит имя своего основателя. С декабря 2012 года пост директора занимает Дмитрий Сибирцев.

Наталья Попович - народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ. Вместе с Евгением Колобовым стояла у истоков создания театра «Новая опера». В репертуаре хора под руководством Попович - более 20 опер, духовные музыкальные сочинения, сочинения кантатно-ораториального жанра. В качестве хормейстера Наталья Попович участвовала в записи 15 компакт-дисков театра.

Прощание с ней состоится 2 апреля в Зеркальном фойе театра, передает ФАН .

«Прощание с Натальей Григорьевной пройдет в зеркальном фойе театра «Новая опера» имени Колобова 2 апреля с 11:00 до 13:00. В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где Наталья Григорьевна будет похоронена рядом с мужем, выдающимся дирижером Евгением Владимировичем », — рассказали в театре.

Фоторепортаж: Умерла Наталья Попович

Is_photorep_included11701388: 1

Также, представители театра указали на значительную роль Попович в масштабах всей страны, передает РЕН-ТВ .

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», — сказали в театре.

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра .

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года Наталья Попович по приглашению дирижера работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре Попович участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер , дирижеры Евгений Колобов, и многие другие. В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио-записи оперы «Пират» , в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» .

С 1988 по 1991 годы Попович является главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Здесь она руководила хором в уже существующих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством Колобова. В 1991 году Попович вместе с Колобовым, к тому времени - мужем — создали «Новую Оперу».

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила несколько заманчивых предложений, в том числе из Большого театра. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе — мечту о своем театре — синице в руках», — приводит НСН слова коллег Попович.

Со дня основания театра вместе с художественным руководителем Колобовым Попович участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.

Одной из заслуг главного хормейстера «Новой Оперы» Попович является воспитание хорового коллектива высокого музыкального уровня, который не только мастерски владеет искусством хорового пения, но и играет активную роль в сценическом действии спектаклей, демонстрируя актерскую раскрепощенность и пластику. В 2003 году, после кончины Колобова, по распоряжению Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра.

Наталья Попович является автором идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию театра) и «Все это — Опера!» (к 20-летию театра в 2011 году), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Верди.

За вклад в искусство Наталья Попович была награждена почетными званиями и наградами: Государственной премией РФ за создание театра «Новая Опера», почетным званием Народная артистка России, Орденом Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2008) и другими.

Вдова Евгения Колобова, основавшего театр «Новая опера», скончалась после тяжелой болезни. Наталья Попович до последнего была окружена вниманием и заботой близких людей. Как поясняют коллеги хормейстера, окружающие хоть и знали о серьезном недуге, но до последнего надеялись на то, что она выздоровеет, преодолев неприятное заболевание. Все, кто знал Наталью Григорьевну, приносят соболезнования родным и близким.

Наталья Григорьевна Попович скончалась 30 марта. Вдове Евгения Колобова было всего 73 года, однако ее подвело здоровье. До последнего дня близкие надеялись на чудо и всячески поддерживали женщину, страдавшую от серьезного недуга. О том, что она ушла из жизни, сообщили в пресс-службе театра «Новая опера».



Все, кто работал с Натальей Григорьевной, уже принесли соболезнования родным и близким женщины, которая была хормейстером родного театра, начиная с 1991 года и вплоть до 2017. Хор, который был создан большей частью ее усилиями, стал чуть ли не символом театра.

«В 1991–2017 годах Наталья Григорьевна Попович была главным хормейстером «Новой оперы». Во многом именно ее усилиями создан выдающийся феномен современного отечественного исполнительского искусства - хор «Новой оперы». Он по праву считается символом театра, выражением его эстетики и творческих принципов. Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», – уточнили в пресс-службе.



По словам Игоря Колобова-Тесли, зятя Натальи Григорьевны, она скончалась дома в окружении родных и близких. Похороны пройдут на Ваганьковском кладбище, где уже лежит ее муж, Евгений Колобов. Прощание с деятелем культуры запланировано на 2 апреля с 11 до 13 часов в театре «Новая опера».


Пока что коллеги Натальи Григорьевны публикуют воспоминания о ней в соцсетях. Многие оценивают ее уход из жизни, как невосполнимую потерю. Попович называют талантливой, мудрой преподавательницей, которая помогла стартовать многим артистам. Одной из учениц Натальи Попович была оперная дива Мария Максакова.

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru



Похожие статьи
 
Категории