Познание. Конспект урока литературы Образ Чичикова

30.06.2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" ТОК ­ ШОУ "ЧИЧИКОВ. Новый герой эпохи или антигерой?" (Урок­диспут по литературе литературы в 9 классе с использованием игровых технологий) О.А.Новичкова, учитель русского языка и литературы.

Цели: в игровой форме раскрыть отношение писателя к современной ему действительности, раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность, научить школьников вести литературный диспут 2018 Опережающее задание: подготовить сообщения (биография Чичикова; мастерство писателя в обличении правителей и чиновников губернского города; эпоха, в которую жил Чичиков, распределить роли и подготовить пересказ от имени персонажа) При подготовке сообщений учащиеся пользуются текстом произведения, материалом в учебнике, статьями В.Г.Белинского, Ю.Манна, слабым учащимся раздаются готовые сообщения, которые необходимо пересказать. Оборудование: иллюстрации к произведению (Чичиков), компьютер или магнитофон. План урока. 1.Оргмомент. Начало ток­шоу. 2. Выступления "жителей города и помещиков" (вопросы из зала) 3. Сообщение неизвестного о биографии Чичикова. 4. Сообщения подготовленных учеников. 5. Итоговый диспут. 6.Домашнее задание. Ход урока. (Парты расставлены в два ряда вдоль противоположных стен, учащиеся рассаживаются в зависимости от точки зрения на Чичикова (антигерой или новый тип.) Важную роль в проведении играет интонация учителя, на протяжении всего урока поддерживающего диспут класса. 1. Звучит музыкальная заставка ток­шоу "Пусть говорят". Учитель: Здравствуйте! Павел Чичиков приехал в губернский город N и сразу душевно полюбился его жителям. Никто не предполагал, что перед ними не порядочный человек ­ владелец нескольких тысяч душ, а скупщик крестьян, умерших, но не занесенных в ревизскую сказку. Так кто же перед нами: новый герой эпохи или антигерой? Это мы сегодня и выясним. Мы, к сожалению, не смогли пригласить в нашу студию самого Павла Ивановича, он умчался на птице­тройке в неизвестном направлении. Обсуждать проблему будем по рассказам очевидцев этой истории. Я приглашаю в студию губернатора города N. 2. Выступления "жителей города и помещиков" Ученик с сообщением "Чичиков в губернском городе" выходит к доске. Наводящие вопросы учителя и класса:

Как Чичиков появляется в Вашем городе? Как он выглядит? Знаете ли Вы, с какой целью Чичиков заехал в этот город? Какое впечатление Павел Иванович производит на жителей города? Может, Вы заметили что­то странное в его речах, поведении? О чем Вы беседовали и о чем Чичиков разговаривал с другими жителями? Чем интересовался Чичиков? Учитель: Спасибо. Мы знаем, что постепенно перед жителями города N открывается другая сторона Чичикова, посещающего помещиков. У нас в студии первый, у кого побывал знаменитый плут. Приглашаем Манилова. Манилов (ученик). Пересказывает визит к нему Чичикова. Вопросы участников ток­шоу. Как Чичиков заводит речь о покупке мертвых душ? За сколько Вы сторговались? Не заподозрили Вы чего­нибудь странного в том, что Павел Иванович хочет купить именно мертвые души? Учитель: Нам удалось также найти помещицу Настасью Петровну Коробочку. Сегодня она здесь, расскажет свою историю знакомства с Чичиковым. При каких обстоятельствах, Настасья Петровна, вы познакомились с Павлом Ивановичем? Что собирался приобрести у Вас Чичиков? За какую сумму? Показался ли Вам странным этот человек? Учитель: Нам известно, что в одном из трактиров произошла встреча Чичикова с Ноздревым. Узнаем из первых уст. Приглашаем помещика Ноздрева. Вопросы из зала. Обращался ли Чичиков к Вам с какой­либо просьбой? Продали ли Вы ему что­нибудь? Как вы попрощались с Павлом Ивановичем? Учитель: Следующим, кого посетил наш мошенник, был Михаил Семенович Собакевич. (Выходит) Что хотел приобрести у Вас Чичиков? Как он объяснил свое намерение? Расскажите о торгах! Смутило ли Вас что­нибудь в действиях Чичикова? Упоминали ли Вы в беседе о других помещиках?

Учитель: Нам также удалось разыскать и последнего помещика, богача Степана Плюшкина. С большой неохотой из­за расходов на дорогу он согласился приехать к нам в студию. Встречаем. Расскажите, как ваш дом посетил Чичиков? С какой целью? Как Вы отнеслись к тому, что Павел Иванович хочет купить у Вас мертвые души? Учитель: События далее развивались таким образом. В соответствии с оформленными купчими крепостями Чичиков является владельцем четырехсот мертвых душ. На улице встречает Манилова. Вместе они идут совершать купчую (список Манилова изящно оформлен: по краешку рукой жены нарисована каемка). В канцелярии Чичиков дает чиновнику по имени Иван Антонович Кувшинное Рыло взятку для ускорения дела, но дача взятки происходит как бы незаметно: Иван Антонович накрывает «бумажку» книгой, и ассигнация исчезает. У начальника сидит Собакевич. Чичиков договаривается о совершении купчей в течение одного дня, объясняя спешку тем, что ему необходимо срочно уехать. Чичиков передает председателю письмо Плюшкина, в котором тот просит его быть поверенным в его деле, и председатель охотно соглашается. Приходят свидетели, документы оформляются, Чичиков платит в казну только половину пошлины («другую половину отнесли каким­то непонятным образом на счет другого просителя»). После удачного совершения дела все отправляются на обед к полицмейстеру (по слухам, полицмейстеру достаточно только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему обеспечен роскошный обед и обилие рыбных деликатесов). За столом подвыпившие и подобревшие гости просят Чичикова остаться подольше, решают его женить. Сам Чичиков навеселе, уверяет собравшихся, что покупает крестьян на вывод в Херсонскую губернию, где уже обзавелся имением, и сам верит во все, что говорит. В это время жители города вовсю обсуждают покупки Чичикова. На балу у губернатора Ноздрев пытался обличить нашего мошенника. Ноздрев (ученик пересказывает эпизод на балу у губернатора). Коробочка (ученик пересказывает о своем ночном приезде). Учитель: Губернатор, расскажите, пожалуйста, что происходило в Вашем городе после таких событий, какие ходили слухи? (Выступления Губернатора и Ноздрева). Ноздрев, вы последний, кто видел Чичикова в городе, как это произошло? 3. Выступление неизвестного о биографии Чичикова. Учитель: у нас в студии человек (пожелал остаться неизвестным), знающий Павла Ивановича лучше других. (Сообщение ученика о биографии Чичикова).

Вопросы ко всем участникам ток­шоу. Какими чертами наделен герой? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться такая личность? Насколько интересен этот герой современному читателю? Учитель: У нас есть информация, что Чичиков впоследствии должен измениться, переродиться. Кто согласен с такой точкой зрения? (аргументированные мнения учащихся). 4. Сообщения подготовленных учеников. 1). Чтобы ответить, кто такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы "Мертвые души", приглядимся к названию произведения Н.В.гоголя ­ "Мертвые души" и подзаголовку ­ "поэма". Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет "на бумаге" вступить во владение ими для различных махинаций ­ в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого смысла названия, Чичиков ­ плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае ­ сатирическая, а главный герой ­ инструмент сатиры. Так сюжет, подсказанный автору, по его собственному свидетельству, Пушкиным, действительно предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во­первых, это возможность показать Русь с одного боку: через путешествующего плута можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во­вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные "мнимости" замещают человека. Если перед нами плутовской роман с уклоном в сатиру, то Чичиков ­ всего лишь пошляк (правда, "гигантского калибра), "подлец", попавший в глупое положение. Так о нем и пишет В.Набоков: "Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцем фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) ­ эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой­то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума". 2). Так что же? Чичиков пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически бездушного значения слова "душа" (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение ­ "душа человека", в

бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, ­ сказали Гоголю, ­ не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого "Интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность­ "смерть". Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий "расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких­нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно любопытство". В дальнейшем "странное" направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется" (Ю.Манн). Тема пошлости, В этом контексте "пошлость" выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут "смерти" (в предельном смысле этого слова ­ "смерть души"). удвоенная ("пошлость пошлого человека") и абсолютизированная (еще о "Ревизоре" Гоголь говорил, будто публику испугала "пошлость всего вместе"), ведет человека вниз по лестнице мироздания: лица превращаются в животные "рыла", "рыла" ­ в бездушные вещи. А самый "низ" этой лестницы ­ в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец ("пора припрячь и подлеца"), а еще и мелкий бес, адский прислужник. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: "Мертвые души" ­ не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: "Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман… Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение". Почему поэма? "Мертвые души" задумывалась по аналогии с "Божественной комедией" Данте ­ в трех частях: первая часть ­ "Ад", вторая ­ "Чистилище", третья часть ­ "Рай". Замысел, таким образом, не ограничивался изображением "ада", "пошлости пошлого человека", предел его ­ в спасении этого самого "пошлого человека". 3). Кого же Гоголь готовит к спасению ­ еще в первой части "Мертвых душ"? Чичикова, прежде всего. Что указывает на это в тексте? Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого ­ биографии. Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) ­ это история "падения души"; но если душа "пала", значит, была когда­то чистой, значит, возможно ее возрождение ­ через покаяние. Что необходимо для покаяния, для очищения я души? Внутреннее "я", внутренний голос. Право на душевную жизнь, на "чувства" и "раздумья"№ тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). "С каким­ то неопределенным чувством глядел он на домы…"; "неприятно, смутно было у него на сердце…", "какое­то страшное, непонятное ему саму чувство овладело им", ­ фиксирует Гоголь моменты "интроспекции" (внутреннего голоса) у своего героя. Мало

того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Так, герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве "подлеца" мерцают блики "живой души", для которой возможно возрождение, ­ которая готовится к возрождению. Обратим внимание на то, как автор "Мертвых душ" переходит к знаменитому отступлению о "птице­тройке", завершающему первый том "Мертвых душ". Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, "ибо любил быструю езду"; и тут же следует авторское обобщение: "И какой же русский не любит быстрой езды?". Далее: "Эх, тройка! Птица­тройка, кто тебя выдумал?" и, наконец, предельный, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?" от Чичикова с его бричкой ­ к таинственно­патетическкому вопрошанию: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа". Получается, что и Чичиков причастен к этому "полету", а значит, и к "тайне"; он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать. 4). После покупки Чичиковым "мертвых душ" жители города N рассуждали:" ..это правда, никто не продаст хороших людей, и мужики Чичикова пьяницы, но нужно принять во внимание, что вот тут­то и есть мораль, тут­то и заключена мораль: они теперь негодяи, а, переселившись на новую землю, вдруг могут сделаться отличными подданными. Уж было немало таких примеров: просто в мире, да и по истории тоже". Итак, души людей могут преобразиться. Гоголь и сам намеревался в третьем томе вывести новые, полностью преображенные души Плюшкина и Чичикова. Главный персонаж ­ Чичиков ­ в конце концов должен был превратиться в идеальное лицо, героя без страха и упрека. Преобразование предполагало перевоспитание и самовоспитание. Во втором томе у Чичикова появлялись учителя­ воспитатели, которые облегчали ему дорогу нравственного перерождения, и сам он, раскаиваясь и страдая, постепенно перевоспитывает себя. Если Чичиков копит копейку и стремится разбогатеть, то он мыслит как буржуа, как капиталист? А хочет ли Чичиков пустить деньги в рост и стать ростовщиком? Мечтает ли он о заводе, о фабрике, допускает ли он мысль стать промышленником и открыть свое дело? Нет. Чичиков надеется купить сельцо Павловское в Херсонской губернии, стать помещиком и жить обеспеченно, в достатке. Он по своему сознанию не буржуа, не капиталист. Накопительская и буржуазная идея входит в голову помещика, феодала. Второй вопрос состоит в том, кто же такой Чичиков, если он не наделен сознанием буржуа, но все же является "приобретателем" и в будущем мечтает стать помещиком? Понять, почему Гоголь выбрал для своего антигероя первого тома среднего, ничем не заметного человека, помогает "Повесть о капитане Копейкине". Чичиков ­ человек новый, буржуазной эпохи и дышит ее атмосферой. Идеи буржуазной эпохи своеобразно преломляются в его уме и характере, во всей его личности. В буржуазную эпоху всеобщим кумиром становятся деньги, капитал. Всякие родственные, дружественные, любовные связи существуют постольку, поскольку держатся на денежном интересе, выгодном для обеих сторон. Чичиков однажды увидел шестнадцатилетнюю девушку с золотыми волосами и нежным овалом лица, но

его мысли тут же свернули на приданое в двести тысяч рублей. Иначе говоря, буржуазная эпоха производит зло, но зло незаметное, угнездившееся в людях, подобных Чичикову, "средних, ничем не примечательных. Чичиков ­ рыцарь копейки. Отец завещал ему копить копейку. Из фольклора известен герой народных песен "вор Копейкин". Чичиков в смысловом отношении связан с капитаном Копейкине, и с его прототипом "вором Копейкиным". История капитана Копейкина относится к славной героической эпохе 1812 года. В новую, буржуазную эпоху торжествует Павел Иванович Чичиков, который олицетворяет антихриста незаметного, мелкого, предприимчивого, пронырливого, почитающего копейку и весьма изобретательного по части ее добычи. Нынешний антихрист страшнее очевидного антихриста прежних времен. А для измельчавшего мира он тем более опасен. Опасен, потому что тих, аккуратен, ласков, обходителен, способен втереться в душу любого человека, совсем как Павел Иванович Чичиков. Не случайно Чичиков не любил говорить о себе и употреблял большей частью книжные обороты, вроде "незначущий червь мира сего". Единственная примета, которая выдает в нем антихриста, злой дух, ­ его фрак брусничного цвета с искрой. Гоголь в конце первого тома, описывая среднего, ничтожного Чичикова, посвящает несколько страниц его биографии, превращает бричку Чичикова в небесную огненную колесницу, а ухабистая, тряская русская дорога, по которой едет чичиковская бричка, вдруг обретает значение символического пути, который приведет к спасению России. 5. Итоговый диспут. Учитель: Итак. Мы выслушали всех, кто, так или иначе, был знаком с Чичиковым. Кем же он является на самом деле? Плут, подлец, мошенник? Или новый герой эпохи? (Мнения учащихся, заключительное слово учителя). Учитель: Спасибо всем, кто сообщил важную информацию о Павле Ивановиче Чичикове. 6. Домашнее задание: 1. Отметить особенности композиции "Мертвых душ". 2. Конспект статьи В.Г.Белинского "Похождения Чичикова или Мертвые души".

Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ФИО (полностью)

Чечелева Елена Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Учебный»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Литература

Тема и номер урока

«Он все же подлец какой -то странный…» (Образ

Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

(4 -ый урок в теме).

Базовый учебник

Учебник- хрестоматия для общеобразовательных

составитель В.Я. Коровина и др.

8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о главном героегоголевского

произведения.

9. Задачи урока:

1) обучающие научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать,

делать выводы;

2) развивающие развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

развивать умение грамотностроить монологическое высказывание, владеть культурой

диалогической речи; развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать

обстоятельства, в которых действует герой; развивать умение сопоставлятьгероев

произведения;

3) воспитательные воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим

ценностям; подвести учащихся к потребности всамосовершенствовании через осознание

противоречий собственного характера, вызвать понимание духовных проблем бытия;

воспитание духовно развитой личности;воспитывать толерантность к существованию

различных точек зрения на один и тот же факт; формирование гуманистического

мировоззрения, любви и уважению к литературе и ценностям отечественной культуры.

10. Ключевые компетенции:

- коммуникативная: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;

- информационная: поиск информации, её преобразование и передача, привлечение

современных информационных технологий;

Учебно - познавательная: целеполагание, планирование, рефлексия, самооценка; приёмы

решения учебно- познавательных проблем;

- ценностно –смысловая: формирование ценностных ориентиров, мировоззрение ученика;

- общекультурная: духовно- нравственные основы жизни человека, культурологические

основы социальных и общественных явлений;

Социально- трудовая: роль гражданина будущей России;

-личностного самосовершенствования: способ духовного и интеллектуального развития;

эмоциональная регуляция и самоподдержка.

11. Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок -исследование

12. Формы работы учащихся: представленыразные модели совместной деятельности:

коллективная, групповая, индивидуальная.

13. Оборудование:компьютер, проектор

Ход урока.

- Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя

«Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными

чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Давайте проверим, насколько хорошо мы

узнали героев поэмы.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового

знания», создание проблемной ситуации.

Викторина «Ба! Знакомые все лица!»

Слайд № 2.

1. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и

на диво стаченный образ...» (Собакевич)

Слайд№ 3.

щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был,

как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его» (Ноздрев)

Слайд № 4.

3. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в

эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» (Манилов)

Слайд№ 5.

4. «...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его

халат: рукава и верхние полы до того засалились изалоснились, что походили наюфть,

какая идёт на сапоги...» (Плюшкин)

Слайд№ 6.

5. «… женщина пожилых лет, в каком -то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на

шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, ...,а

между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» (Коробочка)

Слайд№ 7.

6. «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком

тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод». (Чичиков)

Учитель. Итак, с этим заданием вы справились. Сегодня на уроке мы обратимся к образу

главного героя поэмы –Павла Ивановича Чичикова. Критик И. Золотусский сказал о

нем: « Он все же подлец какой- то странный…»Мы с вами попробуем разобраться,

почему критик дал Чичикову такую оценку?Подлец ли Чичиков на самом деле?

Запишите тему урока. Слайд №8.

Слайд № 9.

Сам Гоголь тоже называет своего героя подлецом: “Нет, пора наконец припрячь и

подлеца. Итак, припряжём подлеца!”

И в той же главе звучит иная характеристика: “Что он не герой, исполненный совершенств

и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же

быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель.

Приобретение - вина всего; из- за него произвелись дела, которым свет даёт название не

очень чистых дел…”

- Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

III. Реализация Д/З.

- Что о Чичикове говорят критики? (Выступление подготовленного учащегося ).

Слайд№ 10.

В.Кожинов: “Чичиков по- настоящему сильная личность…”.

С.И.Машинский: “В эпопее с “мёртвыми душами” наиболее ярко раскрылась дьявольская

энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой

формации…”.

М. Б. Храпченко: “Одно из качеств Чичикова- способность к мимикрии, противоречие

между стремлением казаться и внутренней сущностью характера”.

А.И.Герцен: “Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут”.

В.Набоков: “Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва”.

И.П.Золотусский “Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений

состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…”.

В.Г.Маранцман: “Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже “мёртвая душа”. Ему

недоступна “блистающая радость жизни”.

Итак, Чичиков в понимании критиков “плут”, “синтетический характер”, “заурядность”,

“дурак, способный к мимикрии”, “делец”, “приобретатель” - и совсем противоположная

точка зрения: “сильная личность”. Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и

высказывают совершенно противоположные точки зрения.

-А что же о Чичикове говорят герои поэмы ? (Ответы учащихся)

«Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился,

что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский

полковникговорил, что он ученый человек; председатель палаты - что он знающий и

почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена

полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам

Собакевич, который редко отзывался о ком- нибудь с хорошей стороны… сказал ей: "Я …

познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный

человек!»

всех приятное впечатление. Значит, Чичиков –хороший человек!? Да. Но в представлении

кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”,

а Гоголь –“небокоптителями”.

В.Г.Маранцман считает, что Чичиков родствен мёртвым душам, является их зеркалом,

потому производит на них приятное впечатление.А как вы считаете?

IV. Открытие нового знания

1. Исследовательская работа в группах «Чичиков и помещики».

- Так, кто же Чичиков? Может, он тоже «мертвая душа»?Чтобы ответить на этот

непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. У вас на столах есть

схемы- тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит

поработать над 5 образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят

Чичикова с тем или иным помещиком.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы

заполняем схему. Слайд№ 11.

Вывод: Чичиков чем -то похож на каждого из них. (В маниловском духе он размечтался на

вечерке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. Как и Коробочка,

копит в мешочек деньги. В собирании всякого хлама не уступает Плюшкину. Как и

Собакевич, Чичиков в денежных делах жадный, неуступчивый. Ну, а солгать способен не

хуже Ноздрёва)

- Чем Чичиков отличается от помещиков? (У Чичикова есть прошлое. )

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет биография.

- Что вы можете сказать о происхождении Чичикова, его детстве?(Не имел знатного

происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло,

болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил

он бледную память»)

- Что вы можете сказать об образовании Павла Ивановича?(Получил образование в

классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри

же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и

Манилов - любезность

Коробочка - накопительство

Ноздрев –самовлюбленность и лживость Чичиков

Собакевич –прижимистость и цинизм

Плюшкин –бережливость

начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе ешь и таланту

бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру

не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае

могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а ведисебя лучше так,

чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на

свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы-

даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».

- Как проявил себя Чичиков на службе?(«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья

тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем

отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться

среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную

противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным

неупотреблением никаких крепких напитков».

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение

начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента

он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого- то казенного

капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар,

хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей...

Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался

до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначалаобогатился, а потом

«погорел» и потерял почти все.)

Подведем итог: Чичиков наделён волей , энергией, он начинает с «нуля» и пробивает себе

дорогу собственными усилиями.После крушения его снова ожидает взлет. У него есть

цель, к которой он постепенно идет.

- Выделим характерные черты главного героя: с одной стороны, приспособляемость,

угодливость, лживость, изворотливость, предательство, а с другой –«неодолимая сила

характера», целеустремленность, воля, энергичность, умение вести дела,«расторопность,

проницательность и прозорливость», знание психологии людей,наблюдательность,

умение произвести впечатление.

Итак, в Чичикове есть всё, что требуется этому миру, всё, что способствует карьерному

росту, ведёт к обогащению. Следует заметить, что приобретение в 40- е года 19 века –

знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из

всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец:

«все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

направлена вся его энергия, какова цель жизни, какие средства он использует для её

достижения. (Работа со схемой) Слайд № 12.

Хабибулина Юлия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: город Крымск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-диспут "Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Дата публикации: 20.01.2017
Раздел: среднее образование

урок - диспут

Конспект
урока, проведенного с использованием
игровых

технологий.
Тема урока
: «Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Дата: 21.01.2013 Класс: 9 «Б» Учитель: Хабибулина Юлия Анатольевна
Цели урока-диспута:
 раскрыть образ Чичикова в поэме;  выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа;  приобщить учащихся к исследовательской работе.
Задачи:
 продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;  продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.  продолжить воспитание социально-адаптированной личности.
Оборудование:
компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока.
Действующие лица:
Чичиков, Коробочка, Манилов, Ноздрев, судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. ХОД УРОКА: 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово. На прошлом уроке вы познакомились с образами помещиков, их характерами, жизненными целями и отношениями друг с другом. Сегодняшний наш урок мы попытаемся провести в форме судебного заседания с целью разобраться с образом Чичикова, разрешить и поставить вопросы, которые касаются персонажей поэмы, ее художественного смысла и тех задач, которые ставил сам автор. Я прошу преступить к делу. У каждого из присутствующих на этом заседании должен возникнуть хотя бы один вопрос, которые вы хотели бы задать главному герою, персонажам поэмы или самому автору. Эти вопросы
можно задавать по ходу заседания и фиксировать в тетрадях. Итак, судебное заседание объявляется открытым. слайд 3
Секретарь:
Прошу всех встать – суд идет! слайд 4
Судья:
Слушается дело о мертвых душах коллежского советника Чичикова Павла Ивановича. Обвиняемый в зале суда присутствует. Его защищает адвокат. Интересы обвинения представляет прокурор. Излагается суть дела. слайд 5
Прокурор
: Павел Иванович Чичиков, коллежский советник, обвиняется по двум пунктам. По свидетельству дамы приятной во всех отношениях и просто приятной дамы, получивших эти сведения от помещицы Коробочки, означенный обвиняемый намеревался увезти губернаторскую дочку и скупал мертвые души. Упомянутые сведения взбунтовали весь город. Все его обитатели озадачены вопросами: как же покупать мертвые души? На какие деньги он станет покупать их? Какой дурак их возьмет? И зачем сюда вмешалась губернаторская дочка? Если их покупать, так зачем увозить губернаторскую дочку, подарить что ли их хотел? Какая причина в этих мертвых душах? Более того, город оказался разделен на мужскую и женскую партии. Мужская партия обратила внимание на мертвые души, а женская на похищение губернаторской дочки. Более того, губернатору пришли 2 бумаги: в 1-й содержалось, что в губернии находится деятель фальшивых ассигнаций, в другой – сведения об убежавшем от законного преследования разбойнике. И по сему, всякий человек, не предъявивший никаких свидетельств и паспортов, должен был быть задержан немедленно. И поскольку мы не знаем, кто на самом деле Чичиков, мы должны установить его личность, род его занятий, и наказать его, примерно узнав, что за покупки он совершал, и что нужно разуметь под мертвыми душами. слайд 6 слайд 7
Секретарь
: В качестве свидетеля в зал судебного заседания приглашается Коробочка Настасья Петровна. слайд 8
Прокурор
: Где вы впервые познакомились с Чичиковым?
Коробочка
: Вы знаете, гражданин Прокурор, все произошло в глухую полночь, когда все уже спали. Неожиданно раздался стук в ворота, ужаснейший какой только можно себе представить. Кто-то как закричал: « Отворите, отворите, не то ворота будут выломаны». Я открыла, и вот тогда впервые увидела этого человека.
слайд 9
Прокурор
: А с какой целью Чичиков приехал к вам?
Коробочка
: А я по чем знаю? Стал требовать с меня продать ему все мертвые души. А как я могла их продать, ведь они же МЕРТВЫЕ. Он стал возмущаться, говорить, что они не мертвые, стал кричать, что это его дело: живые они или мертвые. слайд 10
Прокурор
: Настасья Петровна, Вы продали ему души?
Коробочка
: Он заставил меня подписать какую-то фальшивую бумагу, бросил 15 рублей ассигнациями. Я ведь такая неопытная, беспомощная вдова, я ничего не знаю…
? ВОПРОС ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
А как вы думаете, для чего мертвые души Чичикову?
Коробочка:
А вы знаете, ходят слухи, что мертвые души выдуманы только для прикрытия. А на самом деле, он хочет увезти губернаторскую дочку.
Секретарь
: Спасибо Настасья Петровна за Ваши показания. Сторона защиты просит вызвать свидетеля господина Манилова.
Адвокат
: Господин Манилов, где вы впервые познакомились с Павлом Ивановичем, и какое впечатление он на вас произвел? слайд 11
Манилов
: С этим приятнейшим человеком я познакомился на приеме у губернатора. Я от него без ума. Он такой приятный и образованный человек. Случай мне доставил говорить с ним, наслаждаться приятным разговором. Я убедительно его просил сделать мне честь своим приездом. И знаете, я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеет Павел Иванович Чичиков.
Адвокат
: А он предлагал вам продать мертвые души?
Манилов
: Да, предлагал. Он полагал приобрести мертвых крестьян, которые значились по ревизии живыми.
?ВОПРОС ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
А вам не кажется, он нарушал закон?

Манилов
: Нет, что вы! Он немеет перед законом. Он объяснил, что не будет несоответствия гражданским постановлениям и казна получит законные пошлины. Я имел особенную приятность составить полный список проданных мертвых крестьян. Сей список был лично мной доставлен в город NN и Чичиков заметил, что он составлен толково, каллиграфическим почерком и жена даже сделала к нему рамку.
Секретарь
: В зал судебного заседания приглашается в качестве свидетеля господин Ноздрев. слайд 12
Прокурор
: Господин Ноздрев, расскажите об обстоятельствах вашего знакомства с обвиняемым?
Ноздрев
: Мы познакомились в доме у полицмейстера.
Прокурор
: Вы приглашали Чичикова посетить Вас?
Ноздрев
: Я встретил его в трактире, когда возвращался с ярмарки. Продул там в пух! Именно в трактире я встретил Чичикова. Вот тогда и пригласил Чичикова к себе.
Прокурор
: Чичиков хотел купить у вас мертвые души крестьян?
Ноздрев
: Он просил перевести на него умерших крестьян.
Прокурор
: А как он аргументировал свое предложение?
Ноздрев
: Якобы за тем, чтобы приобрести весу в обществе, что он поместьев не имеет больших, так до того времени хоть какие-нибудь душонки. Но я ему не поверил. На что он ответил, что просто задумал жениться, но родители невесты люди приамбициозные и чтобы у жениха было не менее 300 душ, а у него всего лишь полтораста крестьян не хватает. Но Чичиков большой мошенник, я так ему и сказал. Он врун! Ежели бы я был его начальником, то повесил бы его на первом дереве.
Прокурор
: Вы собирались продать ему души?
Ноздрев
: Он подлец и дорого бы не дал. Я хотел поменяться на его бричку, но он отказался. А я-то думал, что он порядочный человек. Он не стал даже играть со мной на души в шашки. Ну что, херсонский помещик, много наторговал душ? слайд 13
Прокурор
: Спасибо, господин Ноздрев. У меня больше нет к вам вопросов.

Секретарь
: В зал судебного заседания в качестве свидетеля приглашается бывший учитель Чичикова.
Прокурор
: Расскажите суду, каким был Чичиков в училище?
Учитель:
Вы знаете, он был таким хорошим учеником. Всегда снимал шапку, на уроках никогда не шевельнется, всегда подавал мне треух. Он получил полное удостоение по всем наукам, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонравное поведение. слайд 14
Прокурор
: А как у обвиняемого складывались отношения с товарищами?
Учитель
: Товарищи угощали Павлушу, а он припрячет угощение, а потом продавал им же. А когда мне пришлось покинуть стены училища, и жить было тяжело, то мои ученики собрали для меня деньги в помощь. Все, кроме Павлуши. Он дал всего лишь пятак серебра. Но ученики не взяли с него денег. Видите, как переменяется человек, а ведь был такой благонравный. Надул, сильно надул.
Судья
: Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется адвокату. слайд 15
Адвокат
: Уважаемый суд! Цель Чичикова – довольство и счастливая жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства, которыми живут помещики Гоголя. В покупке мертвых душ не было прямого нарушения закона, ведь смерть крестьянина не отменена до очередной ревизии. Значит, официально он остается живым, а живого помещик имел право продать за любую сумму. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «Закон – я немею перед законом». Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения закона: брал взятки, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но ведь подобные нарушения допускаются повсеместно. Председатель казенной палаты, который помог оформить Чичикову покупку, командовал целой оравой взяточников. Он давно уже привык к тому, что закон, по пословице - дышло, куда повернешь, туда и вышло! Прошу учесть все эти смягчающие обстоятельства.
Судья
: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор
: Поразительная гибкость, приспособляемость обвиняемого к любым обстоятельствам. Чудеса приспособляемости показывает вся его жизнь. Ведь он еще ребенком начал копить деньги и вскоре зашил в мешочек первые 5 рублей. А как он постиг дух учителя и как вскоре надул того. На
службе в таможне он проявил дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандистских операциях. Какая живучесть героя и после двух провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже сумел затаить кое-какие деньги. Прошло немного времени – он уже опять занят спекуляцией. Обвиняемый коллежский советник Чичиков Павел Иванович изгнан за взяточничество. Он решается ради быстрого обогащения на крупную спекуляцию. Он предполагал скупить задешево у помещиков крестьян, которые числились живыми до последней переписи, но отошли в мир иной. Под существующих только на бумаге крестьян, обвиняемый хотел приобрести бесплатно раздаваемые от государства необжитые земли на юге России в Херсонской и Таврической губернии. Появись у обвиняемого такое имение, заселенное несуществующими крестьянами, он бы смог получить кредит у государства по 200 рублей за крепостного. Сколько вы душ скупили? (300). Вот ради осуществления этого плана Чичиков и приехал в наш губернский город. Ради этой цели использует свое обаяние и авантюрный талант, знакомится с губернскими чиновниками, посещает местных помещиков, скупает мертвые души как живые и успевает законным образом оформить все сделки. Невольное чувство очарования, завладевшее обвиняемым, было вызвано губернской дочкой. Это обстоятельство вместе с появлением Ноздрева и обнаружили истинный характер его коммерции. слайд 16
Судья
: Слово предоставляется обвиняемому. У вас есть право на последнее слово.
Чичиков
: Милостивые государи и государыни! В каком обществе я живу? Ведь сам председатель палаты говорил о прокуроре города NN как о человеке праздном, который сидит дома и ничего не делает. Так кто, как ни я дал взятку Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло, чтобы только узнать о столе, где совершаются купчие крепостных. Со слов того же председателя палаты, милейшего тоже человека. А помещик Собакевич, который сам лично охотно расхваливал умершего каретника Михеева, плотника Степана Пробку, сапожника Максима Телятника, подыгрывая мне в моем обмане, тем самым, помогая мне совершить мошенничество. И всем известно, зачем людям дают взятки не кривя душой: чтоб жене достать на шаль и так, потешить свое тщеславие. Ведь в нашем обществе, пусть цель даже будет прекрасна, но ничего не выйдет. Так что я не исключительная личность, при самой своей благонамеренной наружности можно быть подельщиком государственных ассигнаций, разбойником, а можно и не быть даже капитаном Копейкиным. Кто я есть на самом деле, и какого приговора я заслуживаю, полюбопытствуйте у автора, да и сами составьте обо мне определенное мнение. слайд 17

Судья
: Прежде, чем огласить решение суда, выскажите свое отношение к герою и то, как вы понимаете задачу автора в поэме. (работа в тетрадях)
Судья
: Оглашается решение суда. Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений. Ведь не случайно в конце второго тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки. Судебное заседание по обвинению Чичикова Павла Ивановича на сегодняшний день можно считать закрытым. Но эти вопросы, которые мы обсуждали, будут еще долго волновать читателей. слайд 18 3. Домашнее задание Мини-сочинение на тему «Образ Чичикова» 4. Комментирование оценок за урок. слайд 19



Похожие статьи
 
Категории