Предикативная конструкция с одной грамматической основой. Практикум по русскому языку: что такое грамматическая основа

16.10.2019

Понятия подлежащего и сказуемого являются одними из самых основных в русском языке. Именно с них начинается знакомство детей с синтаксисом. Очень важно, чтобы школьник понял этот раздел и закрепил его в памяти, так как все последующие правила пунктуации, сложноподчиненных предложений и многих других разделов будут неразрывно связаны с подлежащим и сказуемым. Два этих понятия составляют грамматическую основу, поэтому она также будет рассмотрена в данной статье. Освежите свою память и помогите усвоить новые знания своему ребенку.

Что такое подлежащее

Для начала, рассмотрим правило русского языка:

  • Подлежащим называют один из главных членов предложения. Он может обозначать как предмет, так и действие или признак сказуемого. Отвечает на вопрос “Кто?”, а также “Что?”.

Как правило, этот член предложения выражается существительным либо местоимением. Оно подчеркивается одной чертой.

  • Например, в предложении “Бабушка пошла на рынок” подлежащим будет существительное “Бабушка”, так как в этом предложении бабушка – главное действующее лицо.
  • Если взять предложение “Он любит мороженное”, то в нем подлежащим будет местоимение “Он”.

Однако бывают и другие интересные случаи, при которых в качестве подлежащего выступает абсолютно любая часть речи, если её можно определить как существительное. Например:

  • Пятеро идут направо. В этом предложении подлежащим будет слово “Пятеро”, хотя в своем обычном виде оно является числительным. Здесь же оно заменяет существительное, выступая главным членом предложения.
  • Скупой платит дважды. В этом случае подлежащим тоже будет слово “Скупой”, которое является существительным, а вне предложения – прилагательным.

Глагол так же часто выступает подлежащим, если он стоит в неопределенной форме:

  • Ходить в магазин – главная его цель. Это сложное предложение, в одной из частей которого подлежащим является инфинитив.

И, наконец, подлежащим может стать даже целое словосочетание. Это могут быть неделимые имена, ФИО человека.

  • Анна Сергеевна спешила домой. В этом предложении подлежащее – Анна Сергеевна.

Через некоторое время ребенок сможет определять подлежащее интуитивно, без чтения правил наизусть.


Что такое сказуемое

Сказуемое нужно подчеркивать двумя параллельными горизонтальными чертами, отвечает на вопрос “Что это такое?” и “Что это делает?”, а также обозначает действие или какой-либо признак подлежащего.

У сказуемого есть несколько типов:

  • Глагольное.
  • Составное именное.
  • Составное глагольное.

Каждый вид сказуемого лучше разобрать отдельно. Самое простое из них – глагольное.

  • Глагольное сказуемое обычно выражено глаголом в определенных наклонениях: изъявительном, повелительном, а также условном. Чтобы определять сказуемое верно, нужно освежить память и вспомнить, что такое наклонения.
  • Возможно сказуемое в виде устойчивой фразы.
  • Фразеологизмы тоже относятся к глагольному сказуемому.


Составное глагольное сказуемое легко заметить:

  • В этом случае на основной вопрос сказуемого отвечают два глагола. Например: “Он всё равно продолжал кушать”. Сказуемое будет “продолжал кушать”.
  • Либо “Коту нужно много спать”. Теперь сказуемое – “нужно спать”.

Составное именное сказуемое так называется, потому что содержит в себе глагол-связку и именную часть: существительное или местоимение, наречия, причастия.

  • Она была красавицей. В этом предложении сказуемое – “была красавицей”, так как слово “была” часто выступает глаголом-связкой, а “красавицей” – именной частью.

Возможно, с первого раза запомнить все не получится, но после решения заданий у вас все получится.


Что такое грамматическая основа

Грамматической основной выступают главные члены предложения, а именно: подлежащее и сказуемое. Они связаны по смыслу и выделяются горизонтальными чертами.

Сама основа, как правило, выделяется в предложении квадратными скобками.


Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).

Русский язык богат и могуч. Всех правил знать нельзя, но стремиться к этому нужно. Сегодня займемся именно этим.

Какие слова являются грамматической основой?

Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например:

  • "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время.
  • "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени.
  • "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании.

Грамматическая основа: примеры

Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения.

Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении:

  1. Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост".
  2. Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли".
  3. Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить".
  4. Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились".
  5. Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник"

Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды"

Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?".

Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т.е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой".

Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм:

  1. Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала".
  2. Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра".
  3. Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет".

Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено.



Похожие статьи
 
Категории