Премия театр. «мы создали сад, который прежде был только в мечтах и в пьесе Народный артист рсфср алексей бородин

04.07.2020

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Наталия Курова. Международный Фонд К.С. Станиславского в год 150-летия великого режиссера и реформатора театра начинает новый проект под названием "Вишневый сад" — в подмосковной усадьбе Любимовка в субботу состоится презентация проекта, который станет своеобразной OFF-программой международного театрального фестиваля "Сезон Станиславского", сообщили РИА Новости в пресс-службе фонда.

Имение Любимовка, расположенное на берегу реки Клязьмы в Королёве Московской области, занимает особое место в отечественной театральной культуре — именно здесь в домашнем театре Станиславский делал свои актерские и режиссерские пробы. Антон Павлович Чехов гостил здесь с Ольгой Леонардовной в 1902 году и начал писать свою последнюю пьесу. Обитатели, гости и соседи Любимовки стали прообразами персонажей "Вишневого сада". И вот теперь возрожденная усадьба станет пространством, где свои первые шаги в профессии будет делать новое поколение театра.

"Мы давно мечтали превратить Любимовку в международный культурный центр, — рассказала РИА Новости вице-президент Фонда Станиславского Зейнаб Сеид-Заде. — И теперь здесь, во вновь оборудованном "Театральном павильоне" и в "Домашнем театре", будут постоянно показываться работы молодых российских режиссеров, продюсером которых выступит Фонд Станиславского, а также будут проходить творческие лаборатории, мастер-классы, тренинги ведущих зарубежных режиссеров".

По словам Сеид-Заде, первая международная лаборатории в Любимовке была проведена в 2011 году выдающимся литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом, в результате которой родилась сценическая дилогия по "Божественной комедии" Данте. В этом году на презентации "Вишневого сада" буду представлены итоги режиссерской лаборатории участника множества европейских фестивалей английского режиссера и руководителя театральной компании Vanishing Point Мэттью Лентона. В течение недели он вместе с актерами своей компании, студентами Национальной академии театральных искусств Пекина, а также выпускниками российских театральных вузов работал над этюдами по мотивам древнекитайских новелл.

"В новом проекте участвуют Великобритания, Китай и Россия — три страны с богатыми культурными традициями. Тема их совместной работы — забота о старших, которым сегодня у нас уделяется так мало внимания. Это серьезная этическая и нравственная моральная проблема. Сегодня очень важна экология сознания, возвращение к вечным ценностям, опора на вековые традиции, которые не устаревают, пока существует человек", — считает Сеид-Заде.

В рамках проекта 21сентября муниципальный драматический театр "Наш дом" (Химки) покажет спектакль актера и режиссера Сергея Метелкина "Доктор. Первый год", поставленный по ранним рассказам Михаила Булгакова "Записки юного врача". Эта постановка стала лауреатом Фестиваля театров малых городов России.

Продолжится "Вишневый сад" спектаклем выпускника ГИТИСа Кирилла Вытоптова (мастерская Олега Кудряшова) — молодого режиссера, но уже успевшего создать несколько заметных постановок на столичной сцене. Вместе со студентами ГИТИСа он представит 27 сентября свой спектакль "Иуда Искариот" по мотивам одноименной повести Леонида Андреева.

В "Домашнем театре" Любимовки откроется выставка выпускников художественного факультета ВГИКа "Взгляд извне. Кинохудожник в театре", где будут представлены эскизы декораций и костюмов.

Девятый Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского" пройдет в этом году с 26 октября по 13 ноября. В нем примут участие театральные коллективы из Австрии, Германии, Литвы, России.

В подмосковном имении Станиславского Любимовка сейчас активно готовятся к приему первых гостей. Устанавливается световая аппаратура в просторном двухуровневом репетиционном зале. Развешиваются зеркала в мужской и женской гримерных. Наводятся последние штрихи в гостевом доме, где разместится со своей труппой Эймунтас Някрошюс и молодые режиссеры, недавние выпускники. В течение недели здесь будет проходить мастер-класс, который, по мысли организаторов фестиваля, должен задать планку будущего. Как поясняет директор фестиваля Зейнаб Сеид-заде, «в имении Станиславского должны собираться лучшие театральные силы мира, мастера, продолжающие его дело».

В течение пятнадцати лет Фонд Станиславского вел реконструкцию сильно пострадавшего от времени и бесхозности подмосковного имения великого преобразователя театра. Все пришлось делать практически с нуля: заново возрождать сохранившиеся здания из «руинированного» состояния, подводить канализацию, отопление и пр. Причем характерно, что все делалось без какой-либо государственной поддержки и государственных средств, исключительно на деньги спонсоров и выручку от продажи билетов фестиваля «Сезоны Станиславского». Директор фонда Зейнаб Сеид-заде рассказывает строительную летопись Любимовки на манер героических исландских саг, где априори нет мелочей: борьба за каждый метр окультуренной площади стоит усилий поистине титанических. Предмет особой гордости – плодоносящий вишневый сад (вишня в точности как сказано у классика, сочная и душистая) и летняя театральная площадка под раскидистыми деревьями, где уже несколько лет подряд репетирует Петр Фоменко со своими актерами, приезжающими на неделю-другую пожить и поработать в Любимовке.

В преддверии 150-летнего юбилея Станиславского фонду его имени наконец-то пообещали государственную помощь в деле возведения на месте несохранившегося главного дома – специального помещения с оборудованной сценой, где могут проходить фестивальные спектакли, встречи с мировыми звездами и т.д. Директор фонда мечтает открыть этот зал мировой премьерой «Meno Fortas», главного хедлайнера фестиваля «Сезонов Станиславского».

В этом году в фестивальной программе – грандиозный «Гамлет» Эймунтаса Някрошюса (см. «НИ» от 20 февраля 2004 г.). Из-за большого количества желающих, в несколько дней раскупивших билеты на «Гамлета» в театральных кассах, оргкомитет решил дать дополнительный спектакль (вот и говори после этого о том, что москвичи любят преимущественно развлекательные жанры).

Рядом с ним – недавняя премьера лауреата «Новой театральной реальности» 2011 года Кети Митчелл. Британский режиссер, много работающий в Германии, Кети Митчелл впервые приезжает в Москву, где покажет свою недавнюю кельнскую премьеру – «Волны» по роману Вирджинии Вульф. А ее земляк Тим Крауч покажет спектакль по мотивам «Двенадцатой ночи» Шекспира – «Я, Мальволио».

Ставший постоянным участником «Сезонов Станиславского» латышский режиссер Алвис Херманис покажет свою премьеру «Барышни из Вилко» по новелле Ярослава Ивашкевича (в начале 1970-х экранизированной Анджеем Вайдой). Спектакль поставлен с молодыми итальянскими актерами, и нам обещано, что мы увидим совершенно «нового Херманиса».

Бельгийский режиссер Ян Лауерс покажет свою постановку на сцене венского Бургтеатра – «Искусство развлечения: Needcompany играет смерть короля Майкла». Жанр новой постановки определен в программке как «черная циническая комедия», но сам режиссер настаивает, что его спектакль не укладывается в определенные жанровые границы. Как уверяет Лауерс, «у этого спектакля нет конкретного жанра». «Искусство развлечения» – это синтез разных жанров и видов искусств. Постановка Лауерса построена как разворачивающееся телешоу, со всеми присущими жанру элементами пошлости, сбоями, музыкальными перебивками и разного рода «развлекалочками»: от клоунских выходок шеф-повара и его помощника до хорошо запланированной неожиданности – нервного срыва доктора-убийцы. А самое главное жизненное таинство – встреча со смертью превращено в еще один театральный трюк и макабрическую шутку.

Открывается фестиваль 17 октября постановкой президента фонда Марка Захарова – «Пер Гюнт» (см. «НИ» от 29 марта 2011 г.).

Вчера в отеле "Балчуг Кемпински" были объявлены лауреаты театральной премии Станиславского за сезон 2004-2005 года.


Вручение премии Станиславского, учрежденной более десяти лет назад одноименным фондом, сегодня стало такой же приметой приближающейся зимы, как первый снег. Каждый год жюри, в состав которого входят Марк Захаров, Петр Фоменко, Олег Табаков, Людмила Максакова, Евгений Миронов, Алексей Бартошевич, Видмантас Силюнас, Нина Агишева, Роман Должанский и Зейнаб Сеид-заде, выбирают режиссеров, актеров, театральных педагогов и исследователей, достойных быть отмеченными именем основателя Художественного театра. Правила премии всем хорошо известны: список номинантов держится в секрете, а имена лауреатов объявляются за несколько дней до церемонии, приз — факсимиле Станиславского и $3 тыс. Поэтому председатель жюри этого года Олег Табаков без лишних слов сразу перешел к делу и назвал собравшимся журналистам имена нынешних триумфаторов.

В номинации "За вклад в развитие театральной педагогики" отмечены многолетний художественный руководитель Молодежного театра Алексей Бородин и Сергей Женовач, открывший в этом году собственную Студию драматического искусства. Премия за вклад в развитие театрального искусства досталась искусствоведу Алле Михайловой — за книги по сценографии и участие в создании журнала "Сцена" и режиссеру Адольфу Шапиро — за постановки русской классики. Особо ценным вкладом в развитие мирового театра были признаны постановки венгерского режиссера Арпада Шиллинга (его "Чайку" показывали у нас на фестивале NET) и канадца Робера Лепажа (спектакли этого режиссера, автора многочасовых саг и эпопей, еще ни разу не привозили в Москву, но Чеховский фестиваль обещает это сделать в ближайшем будущем).

Премию за лучшую мужскую роль получит Александр Збруев, сыгравший купца Прибыткова в спектакле "Ленкома" "Ва-банк". Журналисты выпытали у членов жюри, что он победил в честной борьбе с Борисом Плотниковым, исполнившим ту же роль в Малом театре. А вот у Натальи Теняковой, блистательно сыгравшей помещицу Гурмыжскую в "Лесе" Кирилла Серебренникова, похоже, реальных конкуренток не было.

Небольшая интрига развернулась вокруг номинации "Режиссерское искусство". В ней сначала фигурировали Дмитрий Бертман, отмеченный за современные интерпретации классических опер в театре "Геликон", и Адольф Шапиро. Но в последний момент жюри спохватилось, что в списке лауреатов не хватает актуальных действующих лиц театрального процесса. И Адольф Шапиро "переехал" в почетную номинацию "за вклад", а рядом с Дмитрием Бертманом появилось имя Кирилла Серебренникова — режиссера, работавшего в прошлом сезоне наиболее интересно и плодотворно. О том, что без господина Серебренникова театральный процесс сегодня никак не может обойтись, косвенно свидетельствует оговорка Зейнаб Сеид-заде, сказавшей, что церемонию вручения премии будет режиссировать тоже он. На самом деле постановщиком церемонии в этом году будет Виктор Рыжаков — режиссер "Кислорода" и "Бытия #2". А состоится она 2 декабря в атриуме "Балчуга".

МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА

Эймунтас Някрошюс: "Я вообще не понимаю, как можно находиться на сцене"

В Москве завершилась серия премьерных показов "Вишневого сада" в постановке Эймунтаса Някрошюса. Этот проект можно смело назвать проектом года. Этого события мы ждали много лет. Фонду Станиславского и его вице-президенту Зейнаб Сеид-заде удалось сделать то, что не удавалось пока никому, хотя казалось логичным и необходимым сделать многим - организовать очную встречу русских артистов и великого литовца. Как это получилось - Бог весть. Сразу после премьеры с Эймунтасом НЯКРОШЮСОМ встретилась Марина ДАВЫДОВА. Вот то, что удалось узнать у него в эксклюзивном интервью для "Известий".

С Някрошюсом вели переговоры и Олег Меньшиков (речь шла о "Гамлете"), и Марк Захаров с Александром Абдуловым (речь шла о "Короле Лире"), и разные другие не последние люди. Но всякий раз он выскальзывал из рук. С великими дело вообще иметь непросто, с Някрошюсом - почти невозможно. Этот гениальный аутист живет в своем богатом внутреннем мире и с трудом идет на контакты. Его невозможно уговорить, его можно только околдовать. Он не любит болтовни. Не жалует интервьюеров. На вопросы чаще всего отвечает "да" или "нет". На те вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет", предпочитает отвечать "не знаю". Общаясь с ним, трудно поверить, что именно он является создателем того грандиозного сценического мира, увидев который, немедленно заболеваешь театром и потом живешь с этой высокой болезнью всю оставшуюся жизнь.

- Давайте начнем с простых вопросов.

Давайте. Я трудные вопросы вообще не люблю.

- Вы когда-нибудь сами играли в театре?

- А у кого из режиссеров хотели бы сыграть?

Даже не знаю.

- У себя самого хотели бы?

Да что вы! Ни за какую награду. Я вообще не понимаю, как можно находиться на сцене. Мне от одного сознания, что на меня смотрит зритель, уже страшно. Я даже представить себя в шкуре артиста не могу. Как у него там все в голове устроено?! Я иногда спрашиваю артиста: как ты это сыграл. Он начинает объяснять, и мне бывает ужасно интересно. Между нами разница, как между композитором и пианистом. Я могу написать ноты. А как их играть - первым пальцем и четвертым или первым и пятым - это уже только исполнитель может почувствовать.

- Ну и как вам работалось с нашими артистами?

Вообще-то непросто. Именно потому что мы ставили Чехова. Они хорошо знают материал, знают традицию чеховских постановок. Наши всегда верят мне на слово. А тут мне нужно было готовиться к неожиданным вопросам.

- То есть литовские артисты не задают вопросы?

Задают, но более поверхностные. Хотя, знаете, начинать всегда трудно. Со всеми. Пока находишь общий язык, пока идет притирка - это болезненный процесс. Первые репетиции - всегда взаимные экзамены. Только кажется, что ты принимаешь их у артистов. На самом деле ты сам их тоже сдаешь. Самое страшное, когда приближается сцена, а ты не знаешь, как ее решить.

- И часто вы не знаете?

Почти всегда знаю. Я всегда все придумываю дома.

Правда? Когда смотришь ваши спектакли, возникает ощущение, что сценические образы рождаются спонтанно. Что это прихоть богатейшей фантазии, которой вы сами не всегда управляете.

Так только кажется. На репетиции все должно быть очень ясно и логично. Иначе невозможно работать с артистами. Они перестанут тебе верить. Они должны понимать путь, который проходят. Это потом, по ходу дела, какие-то грани стираются. Логика становится менее очевидной. Возникает смысловой объем. Где-то можно поставить не точку, а многоточие, какой-то вопрос оставить открытым... Но на репетиции все должно вырастать из очень конкретных вещей. Без этого получится хаос. Метафор ведь можно много напридумывать. Фантазия сама по себе ничего не значит.

Если бы вам предложили набрать идеальную труппу из русских артистов, тех, кого вы вообще когда-либо видели, включая Смоктуновского или Леонова, кто бы в нее вошел?

Не знаю. Это трудный вопрос.

- Но для вас важна актерская школа?

Нет, абсолютно. Для меня важнее личность артиста. Его характер. Ну и талант, конечно. Разница между талантливым артистом и неталантливым огромна, но между талантливым и очень талантливым, пожалуй, не меньше.

- Но очень талантливые артисты, это обычно артисты с именем, и следовательно, с амбициями. Вам это надо?

Не знаю. Почему нет?

- В Италии вы ставили "Чайку" со студентами. И говорят - отлично получилось.

Это были не студенты, а просто актерская молодежь. Кстати, в "Вишневом саде" в целом тоже довольно молодой состав. Но видите ли, годы, проведенные на сцене, тоже много значат. Талант не заменяет опыт.

- А как вам русская публика?

С ней то же, что и с артистами. Она хорошо знает Чехова. С одной стороны, это для меня опасно. С другой - это позволяет зрителям оценить новаторство. Не следить за сюжетом. Русская публика вообще очень начитанная. Она гораздо образованнее швейцарской или немецкой.

- А какая публика самая эмоциональная?

Итальянская. Итальянцы очень темпераментны. Они устраивают порой шквальные овации, но они же могут и освистать. А русские возмущаться не будут. Просто потихонечку уйдут.

- И часто вас освистывали?

Меня никогда. Рецензии бывали ругательные. И еще за кулисы иногда люди возмущенные врывались. В Риме один человек подошел ко мне после спектакля и жутко махал кулаками. Что ему не понравилось, я даже и не понял.

Вы обычно очень вольно обращаетесь с классикой. Убираете ненужных вам персонажей. Сокращаете пьесу, переставляете местами сцены. В данном случае вы отнеслись к тексту очень бережно...

Я подумал, что раз ставлю на русском языке и в России, значит, должен относиться к автору с уважением.

Но у вас не было ощущения, что чеховский текст устал. Что его невозможно бог знает какой раз произносить со сцены. Он не мешал вам?

Я актерам даже сказал: пора дать Чехову отдохнуть. Всем мировым театрам договориться и перестать ставить Чехова. Уж чересчур его эксплуатируют. Особенно последние 30 лет. Но с другой стороны, куда от него денешься. Сказать, что текст мне мешал, было бы преувеличением, просто усложнял задачу.

- А что мешало?

Пожалуй, - маленькая площадка (спектакль играют в недавно открывшемся Театрально-культурном центре СТД. - "Известия"). Я привык работать на большой. И еще сжатые сроки. Все очень форсированно шло. Не было времени на раздумье, на пробы и ошибки. Даже на разочарование не было времени.

Насколько мне известно, с сентября спектакль будут играть в здании "Содружества артистов Таганки". А еще какие-то изменения предвидятся? Вы намерены сокращать спектакль? Он все же идет шесть с лишним часов.

Это не мне решать, а администрации.

- Но вы довольны тем, что получилось?

Не знаю.

Зейнаб Сеид-заде, вице-президент Фонда Станиславского:

Этот проект дорого вам обошелся. И в смысле нервов и в смысле денег. В том числе ваших личных. Почему вы положили столько сил, чтобы пригласить в Россию именно Някрошюса, а не Люка Бонди, например. Тоже, кстати, лауреата премии Станиславского.

Някрошюс генетически связан с русской культурой. Он учился в России. Он хорошо знает русский театр. И, по-моему, он - очень опосредованно, конечно, и своеобразно - наследует системе Станиславского. Точнее так. То, что он делает, - это его ответ нашей школе, нашему театральному миру. И мне было важно, чтобы этот ответ прозвучал здесь, в Москве.

Еще одна важная вещь: в рамках нашего проекта он вернул многих артистов, уже вроде бы безраздельно отдавших себя кино, в театр. С них снята такая киностружка. Их фантазия и внутренние резервы расширились. Они сами - и Апексимова, и Владимир Ильин -говорят, что для них работа с Някрошюсом была чем-то вроде аспирантуры или докторантуры. Я не знаю другого режиссера, работа с которым могла бы так же глубоко их перепахать.



Похожие статьи
 
Категории