Презентация на тему "федотов павел андреевич". Федотов павел андреевич - русский офицер и художник Из истории кадетских корпусов России

26.06.2020

Федотов Павел Андреевич, выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Отец его имел маленький деревянный домик; человек он был бедный, а семья большая, и дети, в том числе и Павел, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Автопортрет

Павел Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Капиталисты

Господа! Женитесь – пригодится! 1840 Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. В свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей.

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка, 1843 После долгих убеждений начинающий художник решился оставить службу и с пенсией вышел в отставку. На эту пенсию он права не имел: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец.

Мышеловка Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. С раннего утра молодой живописец засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы.

Крестины В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора.

Чего не поняли Брюллов и Все холера виновата! 1848 Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов. Он случайно увидел эскизы молодого живописца и написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков (батальную живопись) и приняться за настоящее дело - за жанр. Совет литератора звучал так: «Покажите наш народ, какой он есть…» Что Федотов и сделал, первым в России создавая работы в жанре «нравственнокритического реализма» .

В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена.

В том же 1847 году Павел Андреевич Федотов написал холст «Разборчивая невеста» . Полотно рассказывает зрителю целый сюжет. Этому способствует нарочито чопорная обстановка комнаты, неестественно эмоциональные выражения лиц действующих героев и некоторая комичность их позиций.

За картину "Сватовство майора" художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этой картиной: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи.

Картина «Завтрак аристократа» написана П. А. Федотовым в 1849 -50 гг. В ней автор высмеивает ничтожество молодого аристократа, промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ.

Павел Федотов заслуженно носит имя первооткрывателя сатиры в русской живописи, созданные им работы крепко вошли в историю изобразительного искусства и покоряют зрителя необычным, уникально тонким мастерством и непревзойденным реализмом, его миниатюрные картины производят просто обворожительное впечатление на наших современников. Автопортрет

Федотов Павел
Андреевич русский офицер и
художник

Федотов Павел
Андреевич -
высокоталантливый
рисовальщик и живописец,
родоначальник
юмористического жанра в
русской живописи, сын
очень бедного чиновника,
бывшего воина
Екатерининских времен.
Автопортрет. П.А.Федотов

Из биографии художника

Родился Павел Андреевич в Москве 22
июня 1815 г. на одной из окраинных улицах
Москвы в Огородниках в семье
титулярного советника. Отец художника,
мечтал о военной карьере для сына. На
всю жизнь запомнились Павлуше рассказы
отца, в прошлом суворовского солдата, о
походах и сражениях.
Одиннадцати лет от роду
Павел Федотов был определен в
воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
Главный фасад Кадетского корпуса
Екатерининского дворца в
Лефортове. Антонио Ринальди.
П.А.Федотов
Портрет отца

Из истории кадетских корпусов России

При Николае I складывается
наиболее стройная и рациональная
система устройства кадетских
Николай I
корпусов и управление ими.
В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы
размещается прибывший из Ярославля Смоленский
кадетский корпус. Тогда же корпус
переименовывается в 1-й Московский кадетский
корпус, который был отнесен к военным учебным
заведениям первого класса.

В 1830 г. он был сделан
унтер-офицером, в 1833 г.
произведен в фельдфебели и
в 1833 г. окончил курс первым
учеником, при чем его имя, по
заведенному
обычаю, внесено на почетную
мраморную доску в актовой
зале корпуса.
П.А. Федотов окончил корпус
в звании поручика и получил
самое престижное
назначение: в лейб-гвардии
Финляндский полк, в СанктПетербург.
Кадет Федотов.
портрет Стромилова.
1828

ИЗ ИСТОРИИ
ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ
ПОЛКА
Комплекс казарм
ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ
ПОЛКА
Финляндский лейб-гвардии полк,
был сформирован в декабре 1806г.
в Стрельне и Петергофе как
Батальон Императорской милиции,
а уже в 1808г. причислен к гвардии.
В октябре 1811г. его переформировали в три батальона и назвали
лейб-гвардейским полком. В
России армия распадалась на
армейские и гвардейские корпуса.
Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными
преимуществами перед армейскими полками.
Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру,
успех и деньги на всю жизнь.

Федотов - офицер

Федотов офицер
Началась полковая
жизнь. В первые месяцы
Федорова увлекла жизнь
гвардейского офицерства
– пирушки, карты, веселые
песни. Но прошло немного
времени, новизна
утратила свою прелесть.
Все чаще за внешним
блеском парадов он видел
пустую, бездумную жизнь
гвардейского офицера.
Семейный портрет

На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности. Товарищи

«Федотов и его товарищи по лейб-гвардии
Финляндскому полку»
Много зарисовок Федотов
делал из солдатской жизни.
Он рисовал карикатуры и
портреты друзей, сцены из
полковой жизни.
На акварельных и масляных портретах
однополчан военные лишены обычного
для той поры романтического ореола
героической личности. Товарищи по полку
предстают перед зрителями буднично,
без всякой позы, они скромны и интеллигентны, художник относится с симпатией к
своим героям, но трезво и объективно.

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского
полка великого князя Михаила Павловича
8 июля 1837 г.
1838. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Академия художеств. Санкт- Петербург.

Эрмитаж. Набережная Невы
Года через три - четыре
службы в полку, молодой
офицер начал посещать
вечерние рисовальные
классы Академии
Художеств, на Набережной
Невы. Там он старался
строже изучить формы
человеческого тела и
сделать свою руку более
свободной и послушной в
передаче видимой
природы.
Часто Федотов как ученик
Академии посещал
Эрмитаж.

Крестьянский мир А.Г.Венецианова

«Гумно»
«На жатве. Лето»
Автопортрет
«Пастушок с дудкой»
«На пашне. Весна».
«Пастушок»

К. П. Брюллов

Большое впечатление на Федотова произвела картина
Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена
в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено
было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова
Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.
Автопортрет
«Последний день
Помпеи»

Федотов - живописец

Свободного времени становилось все
меньше, все чаще закрадывалось в душу
сомнение: может быть, никогда не будет он
настоящим художником?
Испытывая неодолимое влечение к
искусству и приняв совет И. А. Крылова
(который был одним из любимых его
писателей), он выходит в 1844 г. в отставку.
Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов
думал посвятить себя батальной живописи.
Гениальный старец, видевший некоторые
из работ Федотова, убеждал его бросить
солдатиков и лошадок и заняться
исключительно бытовым жанром.
Так Федотов и поступил.
И. А. Крылов.

Полотна Федотова

Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению
приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его
альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи
показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в
восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова
от академии звание назначенного в академики.
Чтоб в одиночестве не кончить
веку,
Красавица пока совсем
не отцвела,
За первого. кто к ней
присватался, пошла:
И рада, рада уж была, что
вышла за калеку.
И.А. Крылов
«Разборчивая невеста»
«Разборчивая невеста».

"Сватовство майора»

"Сватовство майора»
Главное произведение
Федотова - картина
«Сватовство майора»
(1848), изображающая
сцену приема жениха офицера купеческим
семейством. Здесь
подмечено одно из
характернейших явлений
русской жизни 40-х гг.-
стремление части
купечества подняться на
общественной лестнице
ступенью выше и с
другой стороны, желание
многих представителей
разоряющегося
дворянства
поправить свои дела
выгодной женитьбой.
«Сватовство майора» (1848),

«Завтрак аристократа»

…Утро. В богато убранной комнате
завтракает молодой барин. На завтрак у
него – кусок черного хлеба, а рядом на
стуле - объявление о продаже устриц.
Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но
денег нет, и он набил рот черным хлебом.
Вдруг почуял гостя пудель –
«аристократическая собака», которую
принято было держать в светских домах.
Гость еще за дверью, но видна его рука в
перчатке, взявшаяся за занавес. У
молодого человека на лице испуг: глядя на
дверь, он прикрывает хлеб книгой.
Кто он, этот молодой человек? Пустой
бездельник, для которого самое главное в
жизни – слыть богатым барином, блистать
в свете, быть одетым по последней
французской моде. Живет он обычно в
долг, за чужой счет.

«Вдовушка»

Работая над этой картиной,
Федотов думал о младшей
сестре Любочке. У нее умер
муж-офицер и ничего кроме
долгов, ей не оставил. Что
ожидает ее в будущем?
Голод, нищета, горькая
судьба русской женщины –
офицерской вдовы. Вот она
стоит у комода, лицо у нее
грустное, задумчивое и
покорное. Может быть,
вчера похоронила она
мужа, а сегодня в дом
пришли кредиторы. Как
жить?

«Анкор, еще анкор!»

Маленькое, как и всегда у Федотова,
полотно неоконченной картины
«Анкор, еще анкор!» представляет
зрителю будни офицера николаевской
армии, отбывающего службу в какомто глухом углу России.
Бессмысленность и бесцельность
существования этого человека,
убивающая в нем всякое живое
чувство,- вот тема картины,
осуждающей губительное влияние,
которое оказывала на человека
система николаевской военщины,
столь хорошо знакомая Федотову по
собственному опыту.
Расслабленная поза лежащего
ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают
ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.

«Свежий кавалер»

Первой значительной
работой Федотова была
небольшая картина «Свежий
кавалер» (1846; ГТГ) -
сатирическое изображение
полнейшего нравственного и
духовного ничтожества
чиновничьего мира
Петербурга и Москвы 40-х гг.
Здесь представлена
оживленная перебранка
между чиновником, только
что поднявшимся с постели
после пирушки, и его
кухаркой, развязной молодой
женщиной. Во всем облике
этого заспанного, неряшливо
одетого в рваный халат
человека со
свежеполученным орденком
на груди - неописуемая
смесь чванства и
ограниченности.

Александр Иванович Куприн
Есть на свете стараяпрестарая пословица:
«Скажи мне, с кем ты
знаком, и я скажу, кто ты
таков».
С неменьшим смыслом
можно, пожалуй, сказать:
«Покажи мне твоё жильё,
а я определю твои
привычки, твой
характер».

Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами;

Художник очень часто пишет и рисует
себя: вот он молодой блестящий гвардеец в
парадной форме; вот он играет в карты с
полковыми товарищами; вот он пишет
портрет собачонки Фидельки; его портрет
изображен на комоде рядом с вдовушкой… И
каждый раз, изображая себя, он как будто
смеется над собой, то добродушно, лукаво,
то печально.

Последний автопортрет художника.
Это последний автопортрет
Федотова – мрачный и
безнадежный, глаза художника
беспокойные, настороженные,
больные. «…Я увидел себя в
страшной безнадежности,
потерялся, чувствовал какой-то
бред ежеминутный» - так писал он
тогда в неотправленном письме
Юленьке Тарновской.
Постоянная нищета, многолетнее
переутомление, нервное
напряжение и крушение
прекраснодушных иллюзий
сказались роковым образом.
Весной 1852 г. у Федотова
обнаружились признаки
психического расстройства.
14 ноября художника не стало.

Вывод:

Имя этого художника хорошо известно
любителям живописи. Его знают в основном
по его юмористически-саркастичным
картинам. Неслучайно, Федотова называли
«Гоголем в русской живописи», а его
творческое кредо «живописным анекдотом».
Жизнь его, как и у большинства живописцев

Библиография

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство,
1990. - 64 с.
БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия
Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до
современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа.
2006.
Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни.
// «Крестьянка».- 1997.-№4
Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.752
Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009.
Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009.
Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009.
Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009.
Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1815, Москва - 1852, Петербург Федотов Павел Андреевич Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

«Прошу садиться». 1846г.

На ушко. 1846-1848гг.

Смерть Фидельки 1840-е гг.

Крестины. 1847г.

Свежий кавалер 1847г.

Разборчивая невеста 1847г.

Завтрак аристократа («Не в пору гость»). 1849-50г

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме) 1851г.

Вдовушка 1851г.

«Анкор, ещё Анкор!». 1851-52г

Портрет Н.П.Жданович за клавесином 1849г.

Портрет детей Жербиных. 1850г Портрет М.П.Дружининой. 1848г.

Портрет Анны Петровны Жданович 1848г. Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг.

Портрет П.П.Ждановича. 1846г. Портрет П.В.Ждановича. 1846г.

Автопортреты. 1884 1848 1840

Предварительный просмотр:

Материал к презентации по МХК по теме:

Жанр бытовой картины в России во второй половине XIX веке – Федотов П. А.

1 слайд.

П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г . поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку ( 1834) , он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

2 слайд.

Летом 1837 г . великий князь, возвратившись в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя” , в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этою наградой, по словам Федотова, “окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие”.

3 слайд.

Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара” . Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Результатом стало высочайшее повеление: “предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц” .

4-5 слайд.

Федотов хотел заняться батальной живописью, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Убедительность и простота композиционного решения отличают рисунок “Как люди садятся” и другие.

6-7 слайд.

От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений. Так родилась серия “Нравственно-критических сцен из обыденной жизни” (1840-е гг.), которая была исполнена в технике сепии: “Болезнь и смерть Фидельки”, “Житие на чужой счет”, “Крестины”, “Модный магазин”, “Мышеловка”, “Первое утро обманутого молодого”, “Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант”. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника. Работая над сепиями, художник обогатил свой жизненный и творческий опыт, накопил материал для создания новых произведений.

8 слайд.

Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить военную службу, бросить “солдатиков и лошадок” и “отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта”. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.

К весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: “Свежий кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый крест” . В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Знаменитый русский критик В. В. Стасов писал о персонаже картины: “Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди ”.

9 слайд.

В 1847 году Федотов пишет картину на сюжет басни Крылова “Разборчивая невеста”, в которой ярко проявилось живописное мастерство Федотова, оттачиваемое годами. На этой картине, как наяву, мы видим и блеск красного дерева и мерцающее золото рам, переливы шелка на плате невесты и мягкий ворс ковров, к которому хочется прикоснуться. Художник с беспощадной сатирой изображает характеры персонажей: жеманную старую деву, ее жениха-горбуна и осчастливленных родителей .

10 слайд.

Композиция в картинах Федотова становится наиболее выразительной, выявляя основной смысл, концентрируясь на главных персонажах. В картине “Завтрак аристократа” (1849) художник раскрывает ничтожество светского хлыща, промотавшего состояние. Отношение художника к персонажу мы видим по тому, как он изобразил напряженную неуклюжую позу аристократа, пытающегося торопливо спрятать кусок хлеба от нежданного гостя.

11 слайд.

Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину “Сватовство майора” (1848) и денежное пособие для ее исполнения. Эта картина, повествующая о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи, принесла Федотову славу и известность.. Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества - женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери - приобретает в этой картине обобщающее значение. Федотов своим произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые были привычны в николаевской России.

12 слайд.

В 1851 - 52 гг. написал картину “Вдовушка”, на возникновение замысла которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми. В этой картине художник с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка.

13 слайд.

Почти одновременно с “Вдовушкой” Федотов написал: “Анкор, еще анкор!” (1850 - 1851) и “Игроки” (1852). Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная роль отдается цветовой гамме, которая, в картине “Анкор, еще анкор!”, например, продиктована характером замысла. Холодное ярко-синее небо в окне в сочетании с красно-коричневыми тонами интерьера создает напряженную тревожную атмосферу. Эта картина считается вершиной творческого развития художника и признана одним из шедевров русской реалистической живописи XIX века.

14 слайд.

В последние годы жизни Федотов пишет портреты, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849).


1 слайд

ПОДБОРКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РЕАЛИСТОВ. П. А. ФЕДОТОВ (1815-1852) МОУ СОШ №36 Выполнила: Корельская Наталья, 11 класс

2 слайд

Подборка наиболее выдающихся произведений живописи художника-реалиста Павла Андреевича Федотова. Реализм - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры - бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе(1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

3 слайд

Павел Андреевич Федотов- выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у него не было никаких, в свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений он даже решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец. Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Большое влияние на него оказал К.Брюллов. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Дома он изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Иван Андреевич Крылов, увидев эскизы Федотова, написал ему письмо, в котором советовал перестать работать в жанре баталий и перейти к изображению обыденной жизни. Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В1847 году им была написана первая картина, которую он решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Другая картина "Разборчивая невеста", была написана на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная - "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его здоровье. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Весной 1852 года им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Но художник становился все более ненормален и нуждался в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование. Хоронили его 18 ноября 1852 года. После Федотова картин осталось немного.

4 слайд

"Разборчивая невеста" 1847 г. П.А.Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять - и судьбы людей, объясняющихся друг с другом, и суть самого объяснения, и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Вещи вокруг строго отобраны, и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.

5 слайд

"Разборчивая невеста" 1847 г. Третьяковская галерея, Москва

6 слайд

"Свежий кавалер" 1848 г. Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.

7 слайд

"Свежий кавалер" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

8 слайд

"Сватовство майора" 1848 г. Эта картина- высокохудожественный образ из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.

9 слайд

"Сватовство майора" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

10 слайд

«Все холера виновата!» 1848 г. Долго провозился Федотов с сюжетом «Все холера виновата», набросанным по горячим следам недавних печальных событий, все еще не потерявших некоторую остроту. Впрочем, этот сюжет задумывался в духе скорее ироническом. Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,- серьезное перемешано с комическим. «Как лукавого в грехах Наш брат укоряет Так, когда холеры страх В городе гуляет Все всему она виной Все холеры. Так иной Чуть до вкусного дорвется Не утерпит - так напрется, Что в здоровую-то пору Переварить желудку в пору. Так подчас забывши страх На приятельских пирах Выпьют одного вина По полдюжины на брата Смотришь худо кто ж вина Все холера виновата»

11 слайд

12 слайд

«Жена-модница»(«Львица») 1849 г. На картине изображена светская дамочка, стоящая посреди гостиной в «модной» позе. Она нарядно одета, чего нельзя сказать о её муже. Во рту тонкая папироска, все мысли её заняты только одним- модой, одеждой, внешним лоском. Среди домашнего развала, грязи и серости все это смотрится весьма иронично. «Прежде барыней была И примерною слыла, В рынок с поваром ходила, Огурцы, грибы солила И огарки берегла. Погуляла за границей Да в Париже пожила - Возвратилась львицей».

13 слайд

14 слайд

«Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику. Перед нами одна из любимых федотовских тем - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием. Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк».

15 слайд

16 слайд

«Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире - покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее - она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней. Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи.

17 слайд

18 слайд

«Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Несколько часов, проведенных во взаимном обмане, соперничестве и борьбе игроки были вместе. Но вот свершилось то, что должно было свершиться. Выигравшие со своими тяжелыми головами, затекшими поясницами и ноющими суставами оказались в одном мире, а проигравший с охватившим его чувством полной безысходности - в другом. Свет, пространство и движение разделили их в картине. Он спокоен и неподвижен. Они извиваются и шевелятся. Сокрушенный и низвергнутый, он застыл, одна рука его продолжает сжимать стакан с вином. Проигравший почти смешон: недокуренная сигарета глупо торчит изо рта, он похож на сумасшедшего и, видимо, близок к тому. Игроки безлики, безжизненны. В них нет никакого чувства, ничего человечного. Только низость и опустошенные души.



Похожие статьи
 
Категории