Презентация "старый замок". Сказка в музыке: Старый замок Сочинить рассказ к пьесе старый замок

27.06.2019

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Картинка №1 Гном.

Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.

Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).

Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:

и «Бедный еврей»: Оба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.

Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».

Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.

Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:



Фортепьянный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира.

История создания цикла

В 1873 г. внезапно умер художник В. Гартман. Ему было всего 39 лет, смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

Виктор Александрович Гартман (1834-1873)

В.А. Гартман

В.А. Гартман родился в Петербурге в семье французского штабс-лекаря. Рано осиротел и воспитывался в семье тётки, муж которой был известным архитектором – А. П. Гемилиан.

Гартман успешно окончил Академию художеств и работал в различных видах и жанрах искусства: он был архитектором, сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI -XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография

Именно стремление в творчестве к русской самобытности и сближало Гартмана с участниками «Могучей кучки», в которую входил Мусоргский.Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., став друзьями и единомышленниками.

Вернувшись из творческой поездки по Европе, Гартман начал оформление Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге и получил в 1870 г. за эту работу звание академика.

Выставка

Посмертная выставка произведений В. Гартмана была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др.

Литография по эскизу Гартмана

На выставке побывал Мусоргский, она произвела на него огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Конечно, такой могучий талант как Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему. Например, эскиз к балету «Трильби» изображает у Гартмана крошечных птенцов в скорлупках. У Мусоргского этот эскиз превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки»

Цикл был создан очень быстро: за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В этом же году «Картинки» получили авторский подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане» и были подготовлены к печати, но опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. Но прошло ещё несколько лет, пока это оригинальное произведение вошло в репертуар пианистов.

Характерно, что в пьесе «Прогулка», которая связывает отдельные пьесы цикла, композитор подразумевал себя, прогуливающегося по выставке и переходящего от картины к картине. Мусоргский в этом цикле создал психологический портрет, проник в глубину своих персонажей, чего не было, конечно, в простых зарисовках Гартмана.

Итак, «Прогулка». Но эта пьеса постоянно варьирует, показывая изменение настроения автора, меняется и её тональность, что является своеобразной подготовкой к следующей пьесе. Иногда мелодия «Прогулки» звучит тяжеловесно, что указывает на походку автора.

«Гном»

Эта пьеса написана в тональности ми-бемоль минор. Её основа – эскиз Гартмана с изображёнными на нём щипцами для колки орехов («щелкунчик») в виде гномика на кривых ножках. Сначала гном крадётся, а затем перебегает с места на место и замирает. Средняя часть пьесы показывает размышления персонажа (или его отдых), а затем он, словно испугавшись чего-то, вновь начинает свой бег с остановками. Кульминация – хроматическая линия и уход.

«Старый замок»

Тональность соль-диез минор. Пьеса создана по акварели Гартмана, созданной им во время изучения архитектуры в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. Мусоргский создал красивую протяжную мелодию.

«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры »

Тональность си мажор. Интонации, темп музыки, её мажорный лад рисуют бытовую сцену игры и ссор детей.

«Bydło» (в переводе с польского – «скот»)

Пьеса изображает польскую телегу на больших колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг этих животных передаётся монотонным ритмом и грубыми ударами клавиш нижнего регистра. Одновременно звучит невесёлый крестьянский напев.

«Балет невылупившихся птенцов»

Это одна из самых популярных пьес цикла. Она создана в тональности фа мажор по эскизам Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре (1871 г.). В эпизоде балета, как писал В. Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартманом было создано для балета 17 эскизов костюмов, 4 из них сохранились до наших дней.

В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Тема пьесы несерьёзна, мелодия шутлива, но, созданная в классической форме, она получает дополнительный комический эффект.

«Самуэль Гольденберг и Шмуйле», в русском варианте «Два еврея, богатый и бедный»

Пьеса созданы на основе подаренных Мусоргскому Гартманом двух его рисунков: «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский [еврей]», созданных в 1868 г. в Польше. По воспоминаниям Стасова, «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти рисунки и послужили прототипами пьесы. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого звучит уверенно, с повелительными и нравоучительными интонациями. Речь бедного еврея контрастна первому: на верхних нотах с дребезжащим оттенком (форшлаги), с жалобными и просительными интонациями. Затем обе темы звучат одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву, можно предположить, что последнее слово осталось за богатым.

«Лимож. Рынок . Большая новость »

Рисунок Гартмана не сохранился, но мелодия пьесы в ми-бемоль мажоре передаёт шумную суету рынка, где можно узнать все последние новости и обсудить их.

«Катакомбы. Римская гробница »

Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля (российский архитектор) и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.

В. Гартман «Парижские катакомбы»

Подземелье с гробницей изображено в музыке соответствующими теме унисонами в две октавы и тихими «эхо». Мелодия появляется среди этих аккордов как тени прошлого.

«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»

У Гартмана – эскиз изящных бронзовых часов. У Мусоргского – яркий, запоминающийся образ Бабы-Яги. Он нарисован диссонансами. Вначале звучат несколько аккордов, затем они учащаются, имитируя «разбег» – и полёт в ступе. Звуковая «живопись» очень ярко изображает образ Бабы-Яги, её хромую походку (всё-таки «костяная нога»).

«Богатырские ворота»

Пьеса основана на эскизе Гартмана к архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (по старому стилю) апреля 1866 г. было совершено неудачное покушение на Александра II, которое в дальнейшем стали официально называть «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана был создан в древнерусском стиле: глава со звонницей в виде богатырского шлема и украшение над воротами в форме кокошника. Но впоследствии конкурс был отменён, и проекты не были реализованы.

В. Гартман. Эскиз к проекту ворот в Киеве

Пьеса Мусоргского рисует картину народного торжества. Медленный ритм придаёт пьесе величие и торжественность. Широкая русская мелодия сменяется тихой темой, напоминающей церковное пение. Затем первая тема вступает с новой силой, в неё добавляется ещё один голос, а во второй части раздаётся настоящий колокольный звон, созданный звуками фортепиано. Сначала звон слышен в миноре, а затем переходит в мажор. К большому колоколу присоединяются колокола всё меньше и меньше, а в конце звучат маленькие колокольчики.

Оркестровки цикла М. Мусоргского

Яркие и живописные «Картинки с выставки», написанные для фортепьяно, были неоднократно переложены для симфонического оркестра. Первую оркестровку сделал ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов. Сам Римский-Корсаков тоже делал оркестровку одной пьесы цикла – «Старого замка». Но самым известным оркестровым воплощением «Картинок» была работа Мориса Равеля, страстного поклонника творчества Мусоргского. Созданная в 1922 г. оркестровка Равеля стала столь же популярна, как и авторская фортепьянная версия.

В состав оркестра в оркестровой аранжировке Равеля входят 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Модест Мусоргский. Старый замок

1-е занятие

Программное содержание . Учить детей чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы когда-нибудь видели старый замок? Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые, удлинённой формы окна с резными решётками...

Замок обычно стоит в живописном месте, на высокой горе. Он суровый, мощный, обнесён оградой - толстыми стенами, валами, рвами. Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка в исполнении симфонического оркестра.

Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в исполнении симфонического оркестра).

Эту пьесу написал замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Она входит в его цикл «Картинки с выставки». С некоторыми пьесами из этого цикла вы уже знакомы.

Пьеса интересна тем, что музыка без помощи слов очень выразительно изображает картину мрачного, сурового старинного замка, и мы чувствуем какой-то необыкновенный дух таинственности, старины. Словно замок виднеется в тумане, окружён ореолом загадочности, волшебства. (Пьеса исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Развивать творческое воображение детей, умение выразить в слове, рисунке характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте пьесу, в которой музыка рисует картину старого замка в исполнении на фортепиано (исполняет пьесу, дети вспоминают её название).

Слушание: Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном исполнении).

П е д а г о г. А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живёт или он заброшенный, нежилой? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. В нём никого нет, он заброшенный, пустой.

П е д а г о г. А почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?

Д е т и. Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.

П е д а г о г. Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто всё замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения, загадочности.

Мелодия на этом мрачном, сонном волшебном фоне звучит грустно, заунывно, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка. И снова всё замирает, остаётся без движения, стихает...

Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много- много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный юноша. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, зарос, затянулся паутиной, пылью, всё замерло на сотни лет... (Звучит фрагмент.) Может быть, композитор хотел изобразить такой замок или другой - замок Кощея Бессмертного, в котором нет ничего живого, замок мрачный, страшный, унылый? (Звучит фрагмент.)

Придумайте свою сказку про старинный замок, чтобы она была близкой по духу, по настроению этой музыке, и нарисуйте замок, который возникает в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку. (Пьеса исполняется повторно.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Модест Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» (в фортепианном и исполнении симфонического оркестра), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, - прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.

Открытый урок по музыке в 4 классе по программе Критской

Тема урока : М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель урока: Знакомство с музыкой из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» -

«Старый замок»

Задачи:

Уметь слышать исполняющие инструменты, определять и сравнивать характер, настроение музыки, средства музыкальной выразительности;

Назвать идею создания сюиты;

Воспитывать любовь к музыке Мусоргского;

Формировать интерес к предмету, эстетическому воспитанию учащихся; кругозор о композиторе и его произведениях.

Планируемый результат : проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Оборудование: компьютер, диски с музыкой, учебники по музыке Е.Д. Критской, 4 класс.

На доске: портреты композиторов П.Чайковского и М. Мусоргского, картинки к музыкальным произведениям М. Мусоргского, картинки музыкальных инструментов: виолончель, фортепиано.

На столах у учащихся : таблица эмоциональных состояний, тест-викторина, текст песни «Перемена мала», учебник музыки 4 класс, Е.Д.Критской.

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Учитель: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра,

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро! С этих слов начинает свой день детвора.

У-ся: Доброе утро!

У-ль: Доброе утро!

Все: Доброе утро!

Ход урока:

Звучит музыка П.Чайковского «Вариации на тему рококо» (4 кл. 5ч. № 2 диск)

У-ль: Какое произведение вы слушали? Назовите его.

У-ся: Вариации на тему рококо.

У-ся: П.И.Чайковский.

У-ль: Что такое вариации?

У-ся: Развитие, изменение музыки. Когда, одна и та же музыка звучит в разных вариантах, развивается, изменяется.

У-ль: Что означает – рококо?

У-ся: Это французское слово, которое в переводе на русский язык означает – раковина.

У-ль: Где первоначально зародился этот стиль? Что это означает?

У-ся: В архитектуре. Что означает изысканность, грациозность, изящество. Именно ее изображение часто помещалось в центре орнамента.

(рисунок в стиле рококо стр.76, учебник)

У-ль: Чем отличаются музыкальные произведения в стиле рококо?

У-ся: Изысканностью, изяществом, грациозностью?

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности это достигалось?

(работа по таблице)

У-ся: Неторопливый темп, негромкая динамика, изящный ритм, мажор.

У-ль: Какие интонации мы слышим в музыке Чайковского?

У-ся: Шутливые, маршевые, лирические, задушевные.

У-ль: Что эти интонации придают музыке?

У-ся: Русский характер.

У-ль: Для какого инструмента композитор написал это произведение?

У-ся: Для виолончели с оркестром. (показать изображение виолончели)

У-ль: Кто солирует на виолончели?

У-ся: Мстислав Ростропович.

(Физминутка)

У-ль: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой из сюиты русского композитора М.

Мусоргского «Картинки с выставки». (портрет композитора)

С некоторыми из них мы уже знакомились.

Назовите те пьесы из сюиты, которые вы знаете. (обратиться к рисункам на доске )

У-ся: «Баба Яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов».

Что такое сюита?

У-ся: Ряд, последовательность разнохарактерных пьес.

У-ль: Помните идею создания сюиты?

После смерти друга М.П. Мусоргского, художника Виктора Гартмана, композитор отобрал для себя 10 наиболее понравившихся картин и написал к ним музыку в форме сюиты.

После каждой картинки звучит интермедия, которая называется «Прогулка», т.е. переход от одной картины к другой. Интермедия- это отстраненное произведение, не имеющее ничего общего с сюжетом.

«Прогулка» - слушание.

Композитор по-своему интерпретировал картинки художника. Например: У Гартмана на рисунке были изображены часы в виде избушки на курьих ножках. А Мусоргский в своей музыке решил показать избушку обитаемой. Он назвал эту картинку «Баба Яга».

У-ль: Давайте вместе с вами мысленно перенесемся в Средневековье, во времена замков и рыцарей, прекрасных дам, трубадуров и менестрелей - бродячих певцов-музыкантов.

(Рисунок стр.79, учебник)

У-ль: Каким мы увидели замок на рисунке?

У-ся: Серый, мрачный, таинственный.

У-ль: А теперь сравним с музыкой Мусоргского.

«Старый замок» - слушание (диск 4 кл. 5ч. № 3)

У-ль: Как звучала эта музыка? (таблица эмоциональных состояний)

У-ся: Тихо, таинственно, завораживающе.

У-ль: О чем рассказывает эта музыка? Меняется ли настроение в музыке?

У-ся: Воспоминание о прошлом этого замка, где были и радость, и грусть, где когда-то кипела жизнь.

У-ль: Какими средствами музыкальной выразительности композитор этого добился?

У-ся: Тихая динамика, постепенно нарастающая и затихающая, спокойный темп, минор.

У-ль: Какой инструмент звучал?

У-ся: Фортепиано.

У-ль: Что напоминал вам аккомпанемент?

У-ся: Песни трубадуров.

У-ль: Почему картинка заканчивается громким аккордом?

У-ль: Что бы вы рассказали об этой музыкальной картинке? Что бы нарисовали?

Пусть это задание будет домашним.

Итог урока:

Тест-викторина

  1. Кто является композитором произведения «Картинки с выставки»?
  2. По эскизам какого художника создавалось произведение «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  3. Что такое сюита?
  4. Сколько частей в сюите «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского?
  5. Что такое интермедия?
  6. Как в сюите называется интермедия?

(учащиеся зачитывают вопросы и ответы, сравнивают их, отмечают правильные ответы)

Учитель объявляет оценки за урок. Записывается домашнее задание.

У-ль: Урок заканчивается, скоро перемена. Давайте исполним песню.

«Перемена мала» - исполнение.

МОУ-сош с. Логиновка

Открытый урок по музыке:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Старый замок »

4 класс

учитель музыки Бойко Т.И.



Похожие статьи
 
Категории