При увеличении объема товарооборота сумма издержек обращения. Анализ издержек обращения в торговле

11.10.2019

Рассматривая организацию рабочего процесса на любом предприятии, невозможно оставить без внимания такой немаловажный момент, как издержки обращения. Что же это такое и что включает в себя эта статья расходов?

В первую очередь - это любые затраты на предприятии, которые так или иначе связаны с обращением товаров. Сюда включают расходы, которые требуются на содержание здания, оплату труда управленческого и складского персонала, затраты на транспорт (доставка и транспортировка товара) и т.д.

Движение товара требует издержек, которые связаны с его доставкой, реализацией и хранением. Такие расходы просто необходимы для того, чтобы довести товар до потребителя. Поэтому издержки обращения по праву считаются наиболее важным и качественным показателем, который определяет степень эффективной работы каждого торгового предприятия.

Безусловно, главной задачей экономистов является свести до минимума любые В рабочий процесс внедряются эффективные методы управления и разрабатываются различные бизнес-планы, которые позволяют в значительной мере сократить и увеличить товарооборот.

Издержки обращения необходимо учитывать на всех этапах ценообразования. В себестоимость продукции, как правило, включают расходы по сбыту, а в входят издержки оптовой торговли.

Нельзя считать издержками обращения внутренние расходы торговых предприятий и организаций, которые возмещаются из остающейся в распоряжении организации прибыли. Также должны быть предусмотрены затраты на убытки от стихийных бедствий и прочие расходы, которые не связаны с традиционным обращением товаров, такие денежные потери не относятся к статье издержек обращения.

Условно издержки обращения в торговле разделяют на две группы: дополнительные и чистые. Расходы, связанные с организацией процесса купли-продажи, а также затраты на содержание административно-управленческого персонала относятся к чистым издержкам. Дополнительные - это расходы, которые требуются на продолжение процесса производства, сюда можно отнести упаковку и фасовку товара, а также преобразование производственного ассортимента в торговый.

Можно уверенно сказать, что качество работы любой торговой организации определяет уровень издержек обращения - количественное отношение суммы расходов к величине товарооборота, которое выражается в процентах. Если работа торговой организации хорошо спланирована и организована, то ее уровень издержек будет минимальным, и наоборот.

На производстве, как правило, существует 2 категории затрат, аналогично классифицируют издержки обращения, разделяя на две группы: по экономическим элементам и по статьям издержек.

Подобное разделение является стандартным и обязательным абсолютно для всех торговых организаций и включает в себя следующие элементы: отчисление на социальные нужды, амортизация основных фондов, расходы на оплату труда и прочие издержки. Однако такая классификация не позволяет в полной мере оценить и проанализировать основные затраты и издержки на производстве, поэтому необходимо проводить более подробный анализ и учет по отдельным статьям. Это делает возможным выявить наиболее существенные расходы и определить структуру а также позволяет дать объективную оценку принятым решениям управленческого аппарата.

Проанализировав факторы, которые могли повлиять на величину и уровень издержек обращения, можно определить, что к их числу относят также структуру и объем товарооборота, повышение и снижение розничных цен, производительность труда, динамику ставок и тарифов на услуги (связь, транспорт, и т.д.). Более того, можно смело сказать, что на предприятии, как правило, имеются значительные финансовые запасы, позволяющие выдерживать изменения в показателях товарооборота и снижение которые не вызывают угрозы для деятельности и платежеспособности фирмы.

С.Н. Третьяк, О.В. Кузнецова, Т.В. Артеменко
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЧАСТЬ II. Основы экономики и ценообразования

Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000

3. Издержки коммерческого предприятия

3.3. Показатели текущих затрат коммерческого предприятия

Для оценки состояния и изменений текущих затрат коммерческого предприятия используется система показателей.

1. Обобщающие показатели в целом по коммерческому предприятию.

1.1. Абсолютные показатели:

  • абсолютная сумма издержек обращения общая и по формам снабжения, по группам товаров, по группам расходов.

1.2. Относительные показатели:

· структура издержек обращения;

· уровень издержек обращения;

· темпы изменения уровня издержек обращения;

· показатели изменения уровня издержек под влиянием ряда факторов.

2. Показатели эффективности текущих затрат предприятия в целом – частные показатели по подразделениям коммерческого предприятия или по отдельным группам и статьям расходов.

2.1. Абсолютные показатели:

· абсолютная сумма издержек обращения по подразделениям коммерческого предприятия и по отдельным группам и статьям расходов.

2.2.Относительные показатели:

· структура отдельных групп и статей издержек;

· уровень издержек обращения по отдельным группам и статьям;

· темпы изменения уровня издержек по отдельным группам и статьям;

· показатели изменения уровня издержек по отдельным группам и статьям, происходящие под влиянием ряда факторов.

Текущие затраты коммерческого предприятия характеризуются следующими основными показателями.

1. Абсолютная сумма издержек обращения . Этот показатель дает представление об объеме текущих затрат коммерческого предприятия в стоимостном выражении. Он является синтетическим, так как складывается из издержек отдельных предприятий или подразделений коммерческого предприятия, а эти последние – из расходов по отдельным группам и статьям. Формула расчета абсолютной суммы издержек обращения коммерческого предприятия:

где: И 0 – абсолютная сумма издержек обращения коммерческого предприятия; И ij – абсолютная сумма издержек обращения по отдельной группе или статье подразделения коммерческого предприятия; n – количество групп или статей издержек; m – количество подразделений коммерческого предприятия.

В табл. 3.3 приведены данные об абсолютной сумме издержек обращения предприятий торговли России.

Таблица 3.3

Абсолютная сумма издержек обращения предприятий
оптовой и розничной торговли, млрд р. 23

2. Структура издержек обращения по отдельным группам статей расходов или отдельным статьям расходов. Структура издержек обращения определяется по формуле:

где: И уд – удельный вес расходов по отдельной статье или группе статей в составе общей абсолютной суммы издержек обращения;
И i – абсолютная сумма расходов по отдельной статье или группе статей; – общая абсолютная сумма издержек обращения.

Структура издержек обращения способствует более правильной оценке отдельных статей в составе общей суммы издержек обращения. Данный показатель позволяет выявить значимые статьи или группы статей издержек для обоснования основных направлений экономии издержек обращения в планируемом периоде. Так, нельзя получить существенную экономию по статье издержек, составляющей 1 от всех расходов коммерческого предприятия.

Данные табл. 3.4 характеризуют структуру издержек обращения предприятий розничной торговли (по оптовой торговле данных нет).

3. Относительный уровень издержек обращения (иначе его называют уровнем издержкоемкости коммерческой деятельности). Он определяется по каждой отдельной статье или группе статей расходов и по совокупности издержек обращения коммерческого предприятия.

Относительный уровень издержек обращения рассчитывается по формуле:

,

где: У И0 – уровень издержек обращения в процентах к товарообороту (уровень издержкоемкости); – общая абсолютная сумма издержек обращения; ТО – объем товарооборота.

Таблица 3.4

Структура издержек обращения предприятий розничной торговли по видам затрат, в % к итогу 24

Наименование затрат

Издержки обращения, в том числе:

1. Материальные затраты, из них:

– на топливо и электроэнергию;

– на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

– износ спецодежды, белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов

2. Затраты на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизация основных средств

5. Прочие затраты, из них:

– отчисления во внебюджетные средства;

– обязательные страховые платежи;

Арендная плата

46,9 2,7 2,3 2,6 37,5 1,1 1,0 3,5 36,0 2,5 1,2 4,4

Уровень издержек обращения может быть рассчитан как в процентах, так и в денежном выражении на 1 р. (100, 1000 р.) товарооборота.

В связи с тем, что значительная часть издержек обращения, например, затраты по завозу и отправке товаров, по таре и упаковке, сортировке товаров, по оплате труда складских работников в большей степени зависят от количества реализованной продукции в натуральном выражении, уровень издержек обращения может быть рассчитан по следующей формуле:

,

где: У И0 – уровень издержек обращения в процентах к грузообороту (уровень издержкоемкости); – общая абсолютная сумма издержек обращения; ГО – объем грузооборота по отправлению. 25

Уровень издержек обращения более приемлем для оценки затрат, поскольку превышение фактических затрат над плановыми или, наоборот, меньшая сумма издержек – по сравнению с установленными в плане – не являются еще доказательством ухудшения или улучшения работы коммерческого предприятия.

Уровень издержек обращения является важнейшим показателем экономичности деятельности коммерческого предприятия, он позволяет судить о том, насколько велики расходы коммерческого предприятия из расчета на единицу объема его деятельности. Этот показатель можно интерпретировать следующим образом: какая часть денежной выручки (товарооборота) идет на покрытие расходов или какова доля текущих затрат в цене реализуемых товаров.

Уровень издержек обращения (издержкоемкость) должен соответствовать оптимальному размеру затрат. Было бы неправильно считать, что наиболее эффективным всегда является снижение издержкоемкости. Низкий уровень издержек позволяет коммерческому предприятию получать некоторые конкурентные преимущества на рынке, гибко осуществлять ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких финансовых результатов. Однако снижение издержкоемкости может сопровождаться снижением уровня обслуживания потребителей, отказом от реализации пользующихся спросом, но издержкоемких товаров и т.п. Вполне оправдан рост уровня издержек обращения, когда эффект от повышения затрат заключается в улучшении сервиса, ускорении оборачиваемости товаров, совершенствовании товародвижения, а в конечном счете – в росте объемов продаж товаров, увеличении доли фирмы на рынке.

Показатель издержкоемкости коммерческой деятельности имеет важное значение для коммерческого предприятия. Результаты оценки уровня издержкоемкости и его тенденций по отдельным группам (подгруппам) товаров позволяют корректировать ассортиментную и ценовую политику коммерческого предприятия с учетом изменяющихся в планируемом периоде условий хозяйствования. Общая и потоварная издержкоемкость теснейшим образом связана с экономическим обоснованием сбытовых (торговых) наценок (надбавок) и скидок.

Уровень издержек обращения является одним из показателей анализа конкуренции. Осуществляя оценку сложившегося на коммерческом предприятии уровня издержек обращения по сравнению с аналогичным показателем у конкурентов, можно выявить причины, по которым “выигрывает” или “проигрывает” данное предприятие у конкурентов, чтобы учесть это в стратегическом плане развития фирмы. При этом необходимо предусмотреть, чтобы сравнение происходило с конкурентами, функционирующими в примерно одинаковых условиях хозяйствования.

Так как основными причинами различий показателей издержкоемкости могут быть: специфика района деятельности коммерческого предприятия, вид, свойства и качество реализуемых товаров, их конкурентоспособность, степень подготовленности к реализации, применяемые методы продаж, трудоемкость, ресурсообеспеченность, стоимость затрат труда и затрат капитала, структура затрат и товарооборота, товарооборачиваемость, эффективность управленческих решений и маркетинговых мероприятий и др.

Уровень издержек обращения также используется при региональных и других сравнениях, при построении моделей влияния различных факторов на издержки обращения.

Величина уровня издержек обращения предприятий оптовой и розничной торговли России указана в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Уровень издержек обращения предприятий оптовой и розничной торговли в 1995 г, в % к товарообороту

4. Темп изменения (снижения, повышения) абсолютной суммы и уровня издержек обращения . Данный показатель позволяет оценить интенсивность изменения (снижения, повышения) объема и уровня текущих затрат коммерческого предприятия. Он рассчитывается по формуле:

,

где: Т И – темп изменения абсолютной суммы издержек обращения; И 0 – размер изменения абсолютной суммы издержек обращения; И Баз. – базовая (первоначальная, плановая) сумма издержек обращения.

Значение данного показателя в том, что оценивая интенсивность изменения текущих затрат, он позволяет сосредоточить внимание не только на тех статьях значимых издержек обращения, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.

В табл. 3.6 приведены темпы изменения абсолютной суммы и уровня издержек обращения розничной торговли России (по оптовой торговле данных нет).

Таблица 3.6

Темпы изменения суммы и уровня издержек обращения предприятий розничной торговли 28

5. Показатели изменения уровня издержек обращения под влиянием различных факторов. Факторы, определяющие величину показателей издержек обращения и их динамику, весьма разнообразны. Все факторы принято подразделять на две основные группы:

  • внутренние (зависящие от деятельности коммерческого предприятия);
  • внешние (не зависящие от деятельности коммерческого предприятия).

Обычно изучают влияние на издержки обращения следующих факторов:

  • изменение объема товарооборота;
  • изменение структуры товарооборота по видам оборота и товарной структуре;
  • изменение скорости обращения товаров;
  • изменение цен на товары;
  • изменение тарифов и ставок за услуги;
  • изменение уровня производительности труда работников;
  • изменение состояния и эффективности использования материально-технической базы;
  • изменение условий завоза товаров;
  • организационно-структурные изменения на предприятии.

Ниже приводится примерный перечень факторов, относящихся к каждой из перечисленных групп, влияющих на формирование текущих затрат коммерческого предприятия. Одни из факторов способствуют росту издержек, другие – снижению.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

1. Географические факторы: местоположение предприятия.

2. Экономические факторы: уровень и темпы инфляции; виды и ставки налоговых платежей, входящих в издержки обращения; процентные ставки по кредитам банка; уровень тарифов по оплате услуг коммунальных служб, транспортных организаций и т.п.; размер минимальной заработной платы; платежная дисциплина; состояние кредитно-денежной системы и т.д.

3. Рыночные факторы: тип рынка (продавца, покупателя); тип клиентурных рынков; тип товарно-отраслевого рынка; этап жизненного цикла товара на рынке; тип конкуренции и др.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

1. Мощность коммерческого предприятия.

2. Объем и структура товарооборота, в т.ч. по видам реализации и по товарным группам.

3. Звенность товародвижения, вид транспорта.

4. Скорость обращения товаров.

5. Состояние и уровень использования основных средств.

6. Обеспеченность собственными оборотными средствам.

7. Уровень производительности труда.

6. Показатели эффективности текущих затрат , к которым относятся: издержкоотдача по товарообороту (грузообороту), по прибыли и др.

Постоянное измерение величины затрат коммерческого предприятия, сопоставление издержек с издержками конкурентов очень важно, так как скорость изменения затрат необыкновенно высока. Ни один руководитель не должен позволять себе “почивать на лаврах” даже после больших и успешных усилий по снижению затрат.

Общий принцип построения системы показателей экономической эффективности текущих затрат коммерческого предприятия заключается в сопоставлении результатов деятельности с текущими затратами – для достижения этих результатов. Для обоснованного установления эффективности текущих затрат коммерческого предприятия важно выбрать такие показатели эффекта и затрат, соотношение которых верно выражало бы ее величину.

Количественные показатели экономической эффективности текущих затрат коммерческого предприятия разделяют на стоимостные и натуральные. Первые применяются для установления общих объемов эффекта и соизмерения различных конкретных видов затрат и результатов. Вторые – для оценки тех видов эффекта (например, грузооборот коммерческого предприятия), которые не могут быть исчерпывающе измерены стоимостными показателями.

По уровням иерархии затрат и результатов различают виды показателей экономической эффективности текущих затрат коммерческого предприятия: народнохозяйственные, отраслевые .

Экономическая эффективность текущих затрат коммерческого предприятия может оцениваться с помощью нескольких показателей, называемых в одних источниках 29 , показателями издержкоотдачи, в других 30 – коэффициентами текущих издержек, в-третьих 31 – уровнем рентабельности текущих затрат и т.п. Показатели издержкоотдачи рассчитываются по товарообороту (грузообороту), а также по прибыли (уровень текущей рентабельности).

Кроме того, для экономического анализа целесообразно рассчитывать и показатель снижения текущих затрат по коммерческой деятельности у потребителей (или у поставщиков) на каждый дополнительный рубль издержек обращения у обслуживающего их коммерческого предприятия.

Важное значение для оценки эффективности текущих затрат коммерческого предприятия имеет показатель издержкоотдачи , рассчитываемый как отношение объема товарооборота (грузооборота) или дохода (валового или чистого).

Оценка эффективности текущих затрат, произведённая на основе объема товарооборота, позволяет охарактеризовать социально-экономическую эффективность текущих затрат. Это происходит из-за того, что объем товарооборота отражает не только экономический эффект, выраженный в объеме выручки от реализации товаров, но и социальный эффект, характеризуемый объемом приобретенных потребителями товаров, т.е. объемом удовлетворенных потребностей покупателей. Однако величина основной части текущих затрат коммерческого предприятия определяется не столько изменением объема товарооборота, сколько изменением грузооборота, т.е. объема реализации товаров в натуральном, а не в стоимостном выражении. Поэтому для оценки эффективности текущих затрат коммерческие предприятия можно использовать другой вариант показателя издержкоотдачи, рассчитываемый на базе грузооборота.

Не менее важное значение для оценки экономической эффективности текущих затрат коммерческого предприятия имеет показатель издержкоотдачи, определяемый как соотношение прибыли и издержек. 32 Данный показатель характеризует величину прибыли на 1 р. (100 р., 1000 р.) текущих затрат, выраженную в процентах. Чем выше величина данного показателя, тем эффективнее текущие затраты.

В табл. 3.7 приведены показатели эффективности издержек обращения, рассчитанные в целом по оптовой и розничной торговле России.

Таблица 3.7

Показатели эффективности издержек обращения оптовой и розничной торговли 33

Показатель

Оптовая торговля

Розничная торговля

Издержкоотдача по товарообороту

нет данных

нет данных

Издержкоотдача по прибыли

Рассмотренные показатели позволяют оценить экономическую эффективность текущих затрат на уровне коммерческого предприятия и отрасли. Следует помнить, что изменение указанных показателей может происходить под влиянием различных факторов, поэтому о повышении эффективности текущих затрат можно говорить лишь в том случае, если улучшение показателей происходило, главным образом, за счет снижения уровня текущих затрат при одновременном совершенствовании их структуры.

С позиций народнохозяйственной эффективности текущие затраты коммерческих предприятий в практической деятельности рассматриваются в отрыве от проблемы повышения эффективности всего общественного производства. Вместе с тем, существует взаимосвязь между текущими затратами коммерческих предприятий и издержками предприятий по коммерческой деятельности, а также издержками потребителя, эта взаимосвязь непременно должна учитываться при оценке народнохозяйственной эффективности текущих затрат коммерческих предприятий. Рассмотрим подробнее эту взаимосвязь на примере, в котором потребителем товаров является предприятие или организация.

Совокупная величина текущих затрат народного хозяйства по коммерческой деятельности представляет собой сумму издержек по сбыту готовой продукции изготовителями; издержек обращения коммерческих посредников (оптовых и розничных); издержек по материально-техническому снабжению предприятий-потребителей. В зависимости от каналов сбыта, используемых предприятиями при поставках продукции, эта величина может иметь модификации.

На рис. 3.1. приведены примерные схемы организации каналов сбыта (товародвижения) в сочетании с соответствующими затратами их участников.

В целом задача повышения народнохозяйственной эффективности текущих затрат по коммерческой деятельности состоит в минимизации их совокупной величины при условии обеспечения рационального протекания процесса обращения товаров. Народнохозяйственная эффективность текущих затрат по коммерческой деятельности каждого из участников процесса товародвижения взятого в отдельности, должна оцениваться на принципах логистики, т.е. с учетом изменения соответствующих затрат у других участников этого процесса.

Например, увеличение текущих затрат коммерческого предприятия должно сопоставляться с изменением соответствующих издержек обслуживаемых им предприятий, например, потребителей. Только сокращение их совокупной величины, при условии своевременного и полного обеспечения производства материально-техническими ресурсами, может рассматриваться как свидетельство эффективности текущих затрат коммерческого предприятия.

Рис. 3.1. Примерные схемы каналов сбыта (товародвижения) при затратах участников

Каждый из рассмотренных показателей по-своему характеризует эффективность текущих затрат коммерческого предприятия. Вместе с тем, всем им свойственна определенная ограниченность, так как эффективность есть следствие всей совокупности затрат – как текущих, так и единовременных.

Выбор показателей, наиболее полно отражающих эффективность, в том числе и текущих затрат коммерческих предприятий, является весьма сложным и дискуссионным моментом методологии эффективности. Поэтому рассмотренный выше перечень показателей эффективности текущих затрат коммерческих предприятий в дальнейшем может дополняться и совершенствоваться.

Деятельность любого предприятия сопровождается издержками. Возникают они как из-за естественных причин, так и вследствие нарушений дисциплины труда. Издержки подразделяются на несколько категорий. Классификация имеет значение при внесении изменений в бухгалтерскую документацию. Издержки обращения – одна из форм подобных затрат.

Что собой представляют издержки обращения?

Продукция не сразу попадает на прилавки магазинов. До этого она проходит длительный путь, включающий следующие этапы:

  1. поставка комплектующих производителю;
  2. изготовление продукта;
  3. его транспортировка;
  4. реализация.

Данная цепочка зависит от деятельности предприятия. Издержки обращения (ИО) – это те траты, которые возникают при прохождении товара через рассматриваемую цепочку, при его доведении до потребителя. ИО выражаются через денежные средства. Включаются в состав текущих затрат компании. То есть, издержки обращения вызываются различными производственными факторами.

ПРИМЕР 1. Деятельность торговой фирмы включает в себя обслуживание обращения товаров. Поэтому издержки компании также относятся к расходам обращения.

Затраты – это широкое понятие, а издержки – узкое. Затраты могут включать в себя оплату комплектующих, покупку оборудования.

Издержки обращения представляют собой только те расходы, которые связаны с рыночным оборотом продукции.

Состав издержек обращения

Издержки обращения могут включать в себя следующие показатели:

  • Затраты на обслуживание оборудования, на котором изготавливается товар.
  • Затраты на содержание производственных пространств.
  • Оплата транспортировочных услуг.
  • Выплата заработной платы.
  • Выплата процентов по взятым кредитам.

В состав издержек входят только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с обращением. Если проценты возникли по задолженности, взятой на иные нужды, они не могут быть отнесены к ИО.

Разновидности

Издержки обращения подразделяются на два вида:

  • Дополнительные . Повышают стоимость реализуемой продукции вследствие того, что производитель тратит средства на перевозку, аренду и обслуживание складов, упаковочные услуги.
  • Чистые . Не оказывают прямого влияния на ценообразование. Относятся непосредственно к процессу производства. Данные издержки обращения направляются на повышение качества товаров и услуг.

Также можно выделить следующие категории ИО:

  • Добавочные издержки . Возникают вследствие промежуточной фазы между производством и реализацией продукта. Расходы могут появиться вследствие хранения товара, его транспортировки, фасовки, упаковки, исправления браков.
  • ИО производителя . Это расходы, которые берет на себя производитель товара. Они могут включать в себя траты на рекламу, анализ рыночной сферы, содержание отделов сбыта.
  • Потребительские издержки . Это расходы потребителя. Они могут появляться вследствие уплаты таможенных сборов, транспортировки продукции.

Существует еще множество классификаций по различным признакам.

От чего зависит уровень издержек обращения?

Уменьшение или увеличение издержек обращения может определяться следующими факторами:

  • Объем оборота товаров . ИО находится в прямой зависимости от объема товарооборота. Чем большим будет объем оборота, тем большими будут и ИО. Связано это с тем, что повышение объема потребует дополнительных ресурсов.
  • Вид выпускаемой продукции . От вида товара зависят издержки по его хранению, транспортировке. Наибольшие расходы связаны с реализацией продовольственной продукции.
  • Производительность труда . Здесь наблюдается обратная зависимость. Увеличение трудовой производительности позволяет сократить уровень издержек.
  • Оптимизация транспортировки . Улучшение системы перевозок, сокращение нерациональных решений по доставке, обращение к другим контрагентам для получения транспортных услуг – все это обеспечивает сокращение издержек.

Изменение всех перечисленных факторов приводит к изменению размера издержек. Всесторонняя оптимизация процессов производства обеспечивает сокращение расходов предприятия, увеличивает выручку от производства и реализации.

Для чего требуется определять показатели ИО?

У предприятия есть определенный торговый план. Менеджер должен знать объем расходов, которые требуются для реализации этого плана. Издержки обращения помогают определить, сколько затрат потребуется для нормальных показателей прибыли.

ВАЖНО! Учет издержек позволяет подсчитать чистую прибыль, спланировать деятельность предприятия. Это знание о приблизительных расходах при реализации продукта.

Издержки обращения в бухгалтерском учете

ИО фиксируются на дебете счета 44 «Расходы на продажи». Бухгалтер должен также создать субсчет «Издержки обращения». Данный субсчет может находиться в корреспонденции с другими счетами. Точное отображение проводки будет зависеть от проведенной торговой операции. Субсчет счета 44 может быть поставлен в одну колонку со следующими счетами:

  • КТ 02 «Амортизация базовых средств».
  • КТ 05 «Амортизация нематериальных объектов».
  • КТ 10 «Материалы».
  • КТ 60 «Проведение расчетов с поставщиками» и прочее.

Проводки по кредиту обозначают производственные расходы. К примеру, в кредите 10 обозначается расход средств по оплате материалов. Перечень расходов является весьма значительным, и все они указываются в бухгалтерской отчетности под определенными номерами.

Что делать с полученными значениями?

Цель менеджера – не полное сокращение издержек, а их оптимизация. Сокращение расходов даже на 10% может быть нецелесообразным, так как данная операция сопровождается большими затратами. Не всякое снижение трат можно считать рациональным. Сокращение показателей может привести к снижению качества обращения.

ПРИМЕР 2. Менеджер решил снизить издержки обращения. Для этого он сокращает расходы на упаковку и рекламу продукции. В результате уровень спроса на товар снижается. Продукт, из-за отсутствия упаковки, становится менее привлекательным для клиентов, портится. В итоге вся экономия оборачивается для предприятия еще большими затратами.

ПРИМЕР 3. Менеджер сокращает издержки обращения в компании, занимающейся предоставлением юридических услуг. В частности, сотрудники больше не смогут проходить профессиональное обучение. В итоге их квалификация снижается, а потому услуги фирмы становятся все менее популярными.

Издержки обращения входят в основные расходы предприятия. Они связаны с производством, транспортировкой и реализацией продукта. В состав ИО входит оплата транспортировочных услуг, затраты на аренду торговых помещений, складов. Они должны быть отражены в бухгалтерском учете. Фиксируются при помощи специальных проводок. Полученные значения по издержкам обращения позволяют оптимизировать расходы.

Целью анализа издержек обращения является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным считается такое использование затрат, которое способствует непрерывному росту това­рооборота и получению прибыли.

Анализ издержек может проводиться как в целом, так и по отдельным статьям.

Анализ издержек обращения начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов.

Для проведения анализа составляют аналитическую таблицу, в которую записывают фактически полученные данные и плановые показатели. В процессе анализа фактические данные сравниваются с плановыми показателями и результатами прошедших периодов

Издержки обращения торгового предприятия могут выражаться в обсолютной и относительной величине.

1. Абсолютная сумма издержек обращения за определен­ный период (месяц, квартал, год), определяется путем суммирования расходов по всем статьям, т.е.- это сумма затрат в денежном исчислении.

2. Разница между фактической и плановой суммами издержек обращения в динамике называется показателем абсолютного пере­расхода (или экономии - в зависимости от знака) издержек обра­щения(экономия “-“ или перерасход “+” ).:

3. Относительный уровень издержек обращения.



Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

Р - товарооборот торгового предприятия за тот же период вре­мени.

Уровень издержек обращения (издержкоемкость), который рассчитывается как отношение суммы издержек к товарообороту в процентах. Уровень издержек обращения показы­вает долю издержек обращения в объеме товарооборота торгового предприятия, т.е.-это затраты на рубль товарной продукции.

4. Отклонение относительного уровня издержек обращения от величины пла нового периода называется размером изменения(повышения или снижения - в зависимости от итогового знака) уровня издержек обращения.

Размер изменения относительного уровня издержек обращения рассчитыва­ется по следующей формуле:

Размер изменения уровня показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень издержек повысился или снизился по сравнению с плановым периодом.

5. Интенсивность изменения уровня расходов характеризуется темпами их снижения или повышения и измеряется как отношение размера изменения уровня издержек к базисному уровню, выраженное в процентах.


где О э - сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения (руб.);

Рф - фактический товарооборот торговой организации;

Уф - фактический уровень издержек обращения торговой организации (%);

У б - уровень издержек обращения торговой организации в базовом периоде (%);

Фактическая сумма издержек обращения торговой организации (руб.).

Ни одна деятельность не возможна без затрат. Издержки - это один из показателей эффективности и интенсивности потребления ресурсов. От их размера зависит прибыльность организации. Одним из требований, которое предъявляется к руководителям коммерческих предприятий, является рациональное использование ресурсов. Для достижения этой цели необходимо уметь рассчитывать, анализировать и оптимизировать издержки фирмы. Как это правильно делать, вы узнаете из нашей статьи.

Определение

Издержки - это затраты на производство, транспортировку и хранение товаров. Их величина зависит от цен на потребляемые ресурсы. Запасы последних ограничены. Использование одних ресурсов означает отказ от других. Из этого можно сделать вывод, что все издержки фирмы по своей природе альтернативны. К примеру, сталь, использованная в автомобилестроении, потеряна для изготовления станков. А затраты труда слесаря равносильны его вкладу в производство, например, холодильников.

Виды расходов

Внешние (денежные) издержки - это затраты фирмы на факторы производства (заработная плата, закупка сырья и материалов, социальные нужды, аренда помещения и т.п.). Цель этих выплат заключается в привлечении определенного количества ресурсов. Это приведет к их отвлечению от альтернативных вариантов использования. Такие расходы еще называют бухгалтерскими.

Внутренние (неявные) издержки - это затраты собственных ресурсов фирмы (денежные средства, оборудование и т.д.). То есть, если организация располагается в помещении, которое ей принадлежит, то она теряет возможность сдавать его в аренду и получать с этого доход. Хотя внутренние издержки имеют скрытый характер и не отображаются в БУ, они все равно должны учитываться во время принятия управленческих решений.

Второй вид затрат включает в себя также "нормальную прибыль" - минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы иметь возможность продолжать заниматься этим делом. Он должен быть не меньше вознаграждения от альтернативного вида деятельности.

Предпринимательские издержки включают в себя:

  • бухгалтерские расходы;
  • нормальную прибыль;
  • таможенные пошлины, если такие присутствуют.

Альтернативная классификация

Неявные расходы носят скрытый характер, но их все равно нужно учитывать. Иначе обстоит дело с невозвратными затратами: они на виду, но их всегда игнорируют. Это расходы, которые были сделаны в прошлом, и их невозможно изменить в настоящем. Примером таких затрат является покупка машинного обо-рудования, сделанного на заказ, которое может использоваться для производства одного вида продукции. Расходы на изготовление такого станка относятся к невозвратным издержкам. Альтернативные затраты в таком случае равны нулю. К данному виду также относятся НИОКР, маркетинговые исследования и др. Существуют и предотвратимые затраты, то есть те, которые могут быть предотвращены: "раскрутка" нового товара в СМИ и т.п.

Поскольку величина внешних и внутренних издержек не совпадает, то существуют различия в объемах бухгалтерской и экономической прибыли. Первая представляет собой выручку от реализации за вычетом явных денежных затрат. Экономическая прибыль - разница между доходом от продажи и всеми затратами.

Виды издержек в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде все затраты делятся на постоянные и переменные. При этом важно различать суммарные расходы на весь объем продукции и на единицу - средние издержки. Рассмотрим детально каждый вид.

Постоянные (FC) затраты не зависят от объема изготавливаемой продукции (Q) и появляются до начала производства: амортизация оборудования, зарплата охраны и т.д. Их еще называют затратами на создание условий деятельности. То есть, если объем производства сократится на 20%, величина таких издержек не поменяется.

Переменные (VC) расходы меняются в зависимости от загруженности производства: материалы, зарплата рабочих, транспортировка т.п. Например, затраты на металл в трубопрокатном заводе увеличатся на 5% с ростом объемов изготовления труб на 5%. То есть изменения происходят пропорционально.

Общие издержки: TC = FC + VC.

Величина постоянных и переменных затрат меняется вместе с ростом объема производства, но не одинаково. На первых этапах развития организации они быстро растут. По мере увеличения объемов выпуска продукции их темп замедляется.

Средние издержки

На единицу выпускаемой продукции рассчитываются также удельные постоянные (AFC) и переменные (AVC) затраты:

С увеличением темпов производства постоянные расходы распределяются на весь объем, а AFC - уменьшаются. А вот переменные удельные затраты сначала снижаются до минимума, а потом под действием закона убывающей отдачи начинают расти. Совокупные затраты также рассчитываются на единицу продукции:

Удельные общие издержки изменяются аналогичным образом. Пока снижаются средние постоянные (AFC) и переменные (AVC), уменьшаются также ATC. А с ростом производства эти величины также возрастают.

Дополнительная классификация

В целях экономического анализа используются такой показатель, как предельные издержки (МС). Он представляет собой прирост затрат на изготовление дополнительной единицы номенклатуры:

МС = A TCn - A TCn-l.

Предельные издержки определяют, сколько заплатит фирма, увеличив объем производства на единицу. На величину этих затрат организация может повлиять.

Важно уметь рассчитывать все рассмотренные виды издержек.

Обработка информации

Анализ издержек показывает:

  • когда MC < AVC + ATC, изготовление дополнительной единицы продукции снижает удельные переменные и общие затраты;
  • когда МС > AVC + ATC, изготовление дополнительной единицы увеличивает средние переменные и совокупные расходы;
  • когда МС = AVC + ATC, удельные переменные и общие издержки минимальны.

Расчет затрат в долгосрочном периоде

Рассмотренные выше расходы относились к решениям, которые нужно принимать немедленно. Например, чтобы определить, насколько можно увеличить производство товаров, которые будут продаваться со скидкой. В длительном периоде организация может изменять все факторы производства, то есть все издержки становятся переменными. Но если предприятие достигает объема, при котором АТС увеличиваются, то необходимо корректировать постоянные факторы производства.

Исходя из соотношения темпов изменения затрат на производство и объема изготовления выделяют:

  • положительную отдачу - темпы роста производства выше совокупных издержек. Удельные затраты снижаются;
  • убывающую отдачу - издержки увеличиваются быстрее, чем производство. Удельные затраты возрастают;
  • постоянную отдачу - темпы роста производства и расходов примерно совпадают.

Положительная отдача масштабов обусловлена тем, что:

  • специализация труда на крупном производстве снижает затраты;
  • имеется возможность использовать отходы основного производства для выпуска дополнительной продукции.

Отрицательный эффект вызван ростом управленческих расходов, снижением эффективности взаимодействия между подразделениями.

Пока доминирует положительный эффект, средние долгосрочные издержки уменьшаются, при обратной ситуации - возрастают, а когда они равны, то затраты практически не меняются.

Ценообразование

Издержки продукции - выраженный в денежной форме расход всех факторов производства. Это очень важный показатель, который используется для расчета цены. Издержки и прибыль тесно взаимосвязаны. Поэтому основная цель ана-лиза затрат заключается в выявлении оптимального соотношения между этими показателями.

Классификация расходов имеет экономический смысл и используется на практике для решения следующих задач:

  • оценки конкурентоспособности организации;
  • регулирования прироста прибыли путем сокращения определенных категорий расходов;
  • определения «запаса финансовой прочности»;
  • расчета цены продукции через маржинальные издержки.

Чтобы удерживать оптимальную ценовую политику на рынке, необходимо постоянно анализировать уровень затрат. С этой целью принято рассчитывать валовые издержки (АС) на единицу номенклатуры. Кривая этих затрат на графике имеет U-образную фор-му. На первых этапах расходы высокие, так как большие постоянные затраты распределяются на маленький объем номенклатуры. С увеличением темпов AVC на единицу затраты уменьшаются и достигают своего минимума. Когда начинает действовать закон убывающей доходности, то есть на уровень издержек большее влияние оказывают переменные расходы, кривая начнет двигаться вверх. В одной отрасли одновременно действуют фирмы с разными масштабами, уровнем НТП и объемом затрат. Поэтому сравнение средних издержек позволяет оце-нить положение организации на рынке.

Пример

Просчитаем различные виды издержек и их изменения на примере ЗАО.

Затраты

Отклонения (2011 и 2012)

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

Сырье

Оплата труда

Социальные отчисления

Амортизация

Другие расходы

ИТОГО

Из таблицы видно, что самый большой удельный вес приходится на другие расходы. В 2012 году их доля снизилась на 0.8%. В это же время произошло снижение материальных расходов на 1%. А вот удельный вес выплат по заработной плате увеличился на 1,3%. Меньше всего расходов приходится на амортизацию и социальные отчисления.

Большой удельный вес прочих затрат можно объяснить спецификой деятельности предприятия. К этой категории относятся оплата различных услуг сторонним организациям, которая связана с реализацией товаров: прием, хранение, транспортировка сырья и т.д.

Теперь рассмотрим влияние товарооборота на издержки. Для этого необходимо просчитать абсолютную величину отклонений, разделить их на постоянные и переменные, а замет проанализировать динамику.

Показатель

Отклонение, тыс. руб

Темп роста, %

Товарооборот, т. руб.

Издержки обращения, тыс. руб.

Уровень издержек к товарообороту

Переменные затраты, тыс. руб.

Постоянные затраты, тыс. руб.

Сокращение товарооборота на 31,9% привело к снижению издержек обращения на 18 тыс. руб. Но эти же затраты по отношению к товарообороту выросли на 5,18%. В следующей таблице показано, как влияет объем производства на самые объемные статьи затрат.

Наименование статей

Периоды

Сумма издержек, пересчитанная к тов-ту, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

абсолютное отклонение

В том числе

сумма, тыс. руб.

% к тов-ту

сумма, тыс. руб.

% к тов-ту

за счет товар-та

перерасход

Транспортные расходы

Отгрузка со склада

Сушка

Хранение

Отгрузка

Итого

Товарооборот

Уменьшение товарооборота на 220 млн. руб. привело к снижению переменных издержек в среднем на 1%. При этом практически все статьи затрат в абсолютном отношении снизились на 4-7 т. руб. В целом получен перерасход в объеме 22,9 млн. руб.

Как снизить издержки

Уменьшение расходов требует затрат капитала, труда и финансов. Данный шаг оправдан, когда увеличивается полезный эффект от изделия или уменьшается цена в конкурентной борьбе.

На снижение издержек влияют изменения:

  • структуры товарооборота;
  • времени обращения товаров;
  • цен на товары;
  • производительности труда;
  • эффективности эксплуатации материально-технической базы;
  • уровня НТП на предприятии;
  • условий реализации.

Пути повышения уровня НТП:

  • полное использование производственных мощностей (экономное потребление материалов и топлива);
  • создание новых машин, оборудования и технологий.

Разработка ресурсосберегающих технологий в России длится уже 20 лет. Но с развитием рыночных отношений внедрение разработок НТП на промышленных предприятиях замедлились. Поэтому в нынешних условиях более целесообразно оптимизировать производительность труда. Расчеты экспертов показали, что ее рост на 40% зависит от совершенствования техники и на 60 % от человеческого фактора.

Очень важно правильно определять методы поощрения персонала. Э. Мэйо считал, что любая мотивация основана на удовлетворении социальных потребностей. Во время экспериментов, проводимых в 1924-1936 гг. на заводе «Вестерн электрик» в Иллинойсе, социолог смог доказать, что неформальные отношения между сотрудниками имеют большее значение, чем условия труда или материальное поощрение. Современные исследователи утверждают, что сама по себе социальная значимость для человека очень важна. Если она дополняется возможностью помогать людям, приносить пользу, то производительность повышается без материальных затрат. Это направление стимулирования особенно важно для сотрудников, которые работают по призванию. Но это не означает, что конкурентный уровень заработной платы не имеет значения. Оплата труда должна повышаться с ростом эффективности производства.

Резюме

Издержки и прибыль тесно взаимосвязаны. Невозможно получать доход, не затрачивая при этом капитал, человеческие или материальные ресурсы. С целью увеличения уровня прибыли издержки необходимо правильно рассчитывать и анализировать. Существует много различных классификаций, но самая важная из них заключается в делении затрат на постоянные и переменные. Первые не зависят от объема выпускаемой продукции и существуют для обеспечения условий труда. Вторые изменяются пропорционально темпам роста производства.



Похожие статьи
 
Категории