Причины конфликта катерины с темным царством. Образ катерины кабановой в пьесе "гроза", конфликт героини с "темным царством"

23.06.2020


Конспект урока по предмету
«
Литература
» Преподаватель русского языка и литературы Макашова Н.В.
Тема урока
:
«Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Цели урока:

Методические:
- внедрение информационных технологий на уроке литературы; - использование технологии критического мышления на уроке литературы; - распространение опыта.
Образовательные:
- анализ образа Катерины; - определение структурных элементов композиции драматического произведения.
Развивающие:
- совершенствование умения и навыка анализа драматургического произведения; - развитие внимания и памяти.
Воспитательные:
- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа Катерины; - воспитание интереса к предмету.
Тип урока:
комбинированный.
Техническое оснащение урока
: интерактивная доска;
Методическое оснащение урока
: презентация, опорный конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».
Ход урока.
Организационный момент
I. Повторение материала предыдущего урока.
-Дайте краткую характеристику Дикому и Кабанихе.
-
Что называется композицией пьесы?
II.Объяснение нового материала.
-Тема. Цель урока.
- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос:
«Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

(Завязка
- на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает:
«Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю» Первое столкновение. (д. I, явл. 5). В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.
-Как вы считаете, это первое столкновение героев?
(Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты. Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает на Катерину.)
-Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?
(Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства). Конфликт намечается уже в первом действии: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Задание.

Сравните, какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа. Составьте

таблицу.

-Обратимся к Д.I явл.7. Прочитайте, как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.
(Катерина жила счастливо, ее любили родители)
-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д.I явл.7
(Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти» А еще она выходила молиться в сад) В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто светится. Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу...»
-А как живется Катерине в доме Кабановых?
(«Все как будто из-под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем»)

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины.
В детстве В семье Кабановых «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой). Черты «темного царства»: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение упреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие. Для Катерины главное - жить в согласии со своими нравственными убеждениями. Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт. -
Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
Д I, явл. 2 (В этом разговоре раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать – то я не умею, скрыть- то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»).
Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины?
Д I, явл. 7,9 (В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)
- Катерина рада этому чувству?
Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом. -
Д.II, явл.3
,4,5 «Проводы Тихона».
- Прочитайте Д.II, явл.3,4. Как ведут себя герои в этой сцене?
(Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанахи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней». Цель Кабанахи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.) -
Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В сцене проводов Тихона обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
(Ответы детей) Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много.
- Читаем Д. II , явл.10. «Монолог с ключом».

Задание

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?

Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины. После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины. Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».) -
Д. IV, явл.3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация?

Задание.

состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия.
(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».) Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня; но в Д. 1 ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..). То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.
Задание.

- Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность, совесть героини восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, попытку нравственного очищения.)
Вывод.
Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», - писал о Катерине- Стрепетовой В. М. Дорош.
Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V.
(Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять ее с собой, но тот ей отказывает.)
Беседа.
-
Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?
(Нет. /Да)
- Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современному специалисту-психологу.
Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам
известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия. Давайте по- пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты: Позитивные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молить- ся, замолю свои грехи...» «Не дают мне весь мир воспринимать сво- бодно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...» «Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...» «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Найдут, силой поволокут домой...» «Свекровь заест совсем...» «Никогда не быть мне свободной...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...» Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
- Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему

Катерина не смогла жить дальше?
(Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)
Д.5 явл.4

-Зачитаем последний монолог Катерины. Мы выяснили, что Катерина верит в

Бога, она набожна, а по христианским законам самоубийство – грех. Почему

Катерина решается на самоубийство?
(Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини: «Под деревцем могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут... Ее смерть - это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам.)

Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью,

отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только

на виске маленькая такая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».

Гибель Катерины в народном восприятии - это смерть праведницы. «Вот вам ваша

Катерина, - говорит Кулигин. - делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите

его: а душа теперь не ваша: она теперь перед Тем Судией, который милосерднее

вас».

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди,

за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

Проблемный вопрос.

-Можем ли мы считать гибель Катерины протестом против «темного царства»?
1.Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Самоубийцы – люди слабые. 2.Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

III. Закрепление.
Обобщение материала по образу Катерины.
IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание.
Эссе: «Является ли самоубийство Катерины протестом против «темного царства»?

А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са­мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка­терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве». Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», - вспо­минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», - рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди­лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе­жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши­тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки­нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо­ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян­ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате­рина в отчаянии. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да­ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате­рины, когда она видит изображение геенны огненной. Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа­ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу - все равно». В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства - страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны. Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», - пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Урок 34. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Цели:

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

(Катерина. Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Также следует учитывать и значение имени «Катерина».

Екатерина - имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки». Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

«точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)? Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой? Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?

«я у вас завяла совсем», «да здесь всё как будто из-под неволи», «душно». Атмосфера, царящая в доме Кабановых, - страх. Всё основывается на приказаниях свекрови, которой свойственны ханжество, лицемерие.

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает? Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

С одной стороны, она не хотела встретиться с Борисом, не хотела нарушить клятву, данную супругу. («Вот погибель-то!», «Бросить!»), но её жажда любви, свободы берёт верх («Видно сама судьба этого хочет.», «Да что я себя обманываю!») Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких .

Но обретает ли Катерина свободу?

С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Таким образом, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис? Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

ВЫВОД ПО УРОКУ

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?


В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. В русской трагедии Островского сталкиваются, порождая мощный грозовой разряд, две противостоящие друг другу культуры – сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Гроза в такой же мере устремлена в будущее, в какой обращена и в глубь веков. Для ее понимания нужно освободиться от существующей путаницы, берущей свое начало с добролюбовских времен. Обычно Домострой с его жесткими религиозно-нравственными предписаниями смешивают с нравами народной, крестьянской Руси.

Домостроевские порядки приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. Домострой и народно-крестьянская нравственная культура – начала во многом противоположные.

За их противостоянием скрывается глубокий исторический конфликт земского (народного) и государственного начал, конфликт сельской общины с централизующей, формальной силой государства с великокняжеским двором и городом. Обращаясь к русской истории, А. С.

Хомяков писал, что областная земская жизнь, покоясь на старине и предании, двигалась в кругу сочувствий простых, живых и, так сказать, осязаемых, состоя из стихии цельной и однородной, отличалась особенною теплотою чувства, богатством слова и фантазии поэтической, верностью тому бытовому источнику, от которого брала свое начало. И наоборот: дружина и стихии, стремящиеся к единению государственному, двигаясь в кругу понятий отвлеченных…

или выгод личных и принимая в себя беспрестанный прилив иноземный, были более склонны к развитию сухому и рассудочному, к мертвой формальности, к принятию римского Византийства в праве и всего чужестранного в обычае. Домострой, частью отредактированный, а в значительной (*60) части написанный духовным наставником Ивана Грозного Сильверстом, был плодом не крестьянской, а боярской культуры и близких к ней высших кругов духовенства. В XIX веке он спустился отсюда в богатые городские слои купечества. Нетрудно заметить в Грозе трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной.

Конфликт Грозы вбирает в себя тысячелетнюю историю России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга. Случайно ли живая сельская жизнь приносит в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной волне освежающего простора протягивает Катерина свои изнеможенные руки? Обратим внимание на жизненные истоки цельности Катерины, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)

Драма А. Н. Островского «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки автора по Волге в 1856–1857 годах, но написана только в 1859 году. «Гроза», по выражению Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». Если в жанре комедии у Островского были в русской литературе предшественники, то о «Грозе» без преувеличения можно сказать, что это первая русская классическая бытовая драма, по своему высокому поэтическому строю и накалу конфликта приближающаяся к социальной трагедии.

Действие драмы разворачивается в уездном городе Калинове, но название это условное - все могло произойти в любом городе России. С поазительной силой изображает Островский в «Грозе» уголок «темного царства», где попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они притесняют людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова, задыхающаяся в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам она резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб многих русских женщин той поры.

Катерина, выйдя замуж, оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой (Кабанихой), являющейся здесь полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, посещала церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за его грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны все будто бы обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством и грубостью. Жизнь в такой обстановке изменила харакер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла сосем...» Со стороны Тихона Катерина также не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он и сам целиком находится под властью матери.

С первых сцен драмы Катерина как бы все время прислушивается к тому, что в ней происходит и что ее саму удивляет: «Точно я снова жить начинаю...» Эту-то жизнь Катерины, жизнь сызнова, и раскрывает Островский шаг за шагом. Причиной «обновления» Катерины стала ее любовь к Борису, но ей кажутся преступными мысли об измене мужу, и она тщетно борется с нахлынувшим на нее чувством. Катерина изображена писателем в различных, даже контрастных эмоциональных состояниях: в тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страсти, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть.

Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о Борисе: «Я его и знать не хочу!» Но уже в следующую минуту признается: «Об чем ни задумываюсь, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак». Катерина пытается еще обрести душевную близость с Тихоном: в сцене прощания с мужем слышится боязнь остаться наедине с искушением и предчувствие того непоправимого, что случится после его отъезда. В знаменитом монологе с ключом Катерина пробует «заговорить себя», но быстро понимает никчемность самообмана. «А горька неоля, ох, как горька», - звучит опорная фраза всего монолога. Горечь неволи и толкнула героиню драмы на роковой шаг. Монолог, начинавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: «Будь, что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Сцену в овраге, которую принято называть сценой «падения» Катерины, которую следовало бы назвать, напротив, сценой величайшего духовного взлета героини, решившейся, вопреки всему, последовать велению своего сердца. Вскоре происходит сцена признания Катерины. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину сделать этот шаг. Для ее честной и цельной натуры двусмысленное положение, в котором она оказалась, было невыосимым. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец открыться мужу. В состоянии самозабвения выкрикивает она слова признания, не задумываясь о последствиях.

Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и ничем не может ей помочь, вскоре он уезжает, В сцене прощания с Борисом Катерина предстает просветленной и умиротворенной. Она как будто успокоилась, но это спокойствие кажущееся. На самом деле, это последняя степень отчаяния, когда уж и слез нет, все выплаканы. Борис уехал. Все кончено. Идти Катерине некуда. Катерина отвергает жизнь в полжизни, не решаясь на нравственный компромисс. Положение становится безвыходным - Катерина гибнет. Добролюбов подчеркивает «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в «Грозе».

Но в гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее смерть - свидетельство несовместимости высокой нравственности героини и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы, самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца.



Похожие статьи
 
Категории