Психотип личности: классификация и описание. Психотипы людей

26.09.2019

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Как определить свой психотип

На сколько человек склонен создавать конфликтные ситуации или, наоборот, быть вовлеченным в них вследствие неспособности постоять за себя, дать отпор и тем самым провоцируя агрессию на себя, зависит от его психологического типа. Психологические типы еще по другому называют личностные акцентуации - то есть выраженность у человека определенных черт характера. Ниже будут приведены 9 таких психотипов. Чтобы узнать к какому из них относитесь вы заполните психологический тест приведенный ниже.

-Психологический тест-

Инструкция: Внимательно прочтите утверждения в опроснике. Решите, согласны ли вы или не согласны с каждым утверждением. Если согласны +; не согласны – Долго не раздумывайте. Как только поняли вопрос, указывайте первый пришедший в голову ответ. И учтите, что правильных и неправильных ответов здесь быть не может. Любой ваш ответ- правильный.

  1. Я всегда стараюсь решить любую свою, а может быть и чью-то проблему
  2. Я всегда чем-то занят
  3. У меня отличный аппетит и крепкий сон
  4. Мне трудно долго усидеть на месте
  5. При неудаче я не теряю чувства юмора
  6. Мне бы понравилась работа, требующая энергичной организаторской деятельности
  7. В отъезде я беспокоюсь, не случилось ли дома что-нибудь страшное: пожар, ограбление и т.д.
  8. Меня беспокоит чувство, что я хуже других
  9. Мне трудно принять решение и я долго колеблюсь, прежде чем действовать
  10. Часто какая-то навязчивая мысль не дает мне заснуть
  11. В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости
  12. Я часто упускаю многие возможности из-за своей нерешительности
  13. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями
  14. Часто меня не понимают окружающие люди, считают меня немного странным
  15. Я интеллектуал и мир эмоций для меня абсолютно непонятен
  16. Я живу своими внутренними мыслями, и меня не интересует действительность
  17. Мои идеи, мысли выглядят как опережающие время
  18. У меня бывают очень странные и необычные внутренние переживания
  19. Часто я готов на все, чтобы победить в споре
  20. У меня все кипит внутри, если что-то делают не по моему
  21. Иногда я настолько раздражен и зол, что ко мне лучше не подходить
  22. Я не переношу критики в свой адрес
  23. Я ненавижу когда трогают и передвигают мои вещи
  24. Часто мне бывает трудно справиться со своими желаниями
  25. Я обожаю когда мною восхищаются
  26. Я люблю громко и красиво говорить, модно одеваться
  27. Я являюсь обычно центром внимания в обществе, компании
  28. В школе я охотно читал перед публикой стихи, принимал участие в кружке художественной самодеятельности
  29. Я могу быть приветливым даже с теми, кого я явно не ценю, не люблю, не уважаю, так что он даже не заподозрит моего настоящего к нему отношения
  30. Временами у меня бывают приступы неудержимого смеха или плача, с которыми я не как не могу справиться
  31. Я могу долго переживать из-за пустяков
  32. Я очень чувствителен к оскорблениям
  33. Часто я страдаю от несправедливости
  34. Меня часто посещают гениальные идеи
  35. Я с упорством отстаиваю собственное мнение, и меня невозможно переубедить
  36. Иногда меня посещают мысли, что вокруг меня одни недоброжелатели
  37. Я серьезный человек
  38. У меня часто несколько подавленное настроение
  39. Моя жизнь кажется мне трудной
  40. В беседе я обычно немногословен
  41. Меня часто тянет путешествовать
  42. Я больше люблю одиночество и быстро устаю от шумного общества, компании
  43. Мне трудно зарезать курицу или овцу
  44. Мне трудно переносить вид крови, это вызывает у меня неприятные ощущения
  45. Я очень быстро прощаю обидчика
  46. Трагический фильм может взволновать меня так, что на глазах наворачиваются слезы
  47. Я на столько люблю природу, что могу назвать ее другом
  48. Я долго переживаю горести других людей
  49. Я часто ссорюсь с начальством, коллегами по работе
  50. Я привык сразу получать то, чего я хочу
  51. Я живу сегодняшним днем не думая о том, что будет завтра
  52. Я с уважением отношусь к физической силе
  53. Законы написаны для того, чтобы их нарушать
  54. Я уверен в собственной правоте, и меня не интересует мнение окружающих
  55. Я совершал в детстве мелкие кражи
  56. Иногда я сержусь
  57. Не все мои знакомые мне нравятся
  58. Иногда я немного сплетничаю
  59. Я не всегда сдерживаю свои обещания
  60. Я не всегда возвращаю вещи которые одолжил, тем более если их хозяин о них уже позабыл

Ключ к тесту:

Посчитайте количество положительных ответов по каждой шкале.

1. Гипертимность- вопросы с 1 по 6

2. Психостения- вопросы с 7 по 12

3. Шизойдность- вопросы с 13 по 18

4. Эпилептойдность- вопросы с 19 по 24

5. Истероидность- вопросы с 25 по 30

6. Паранояльность- вопросы с 31 по 36

7. Дистимичность- вопросы с 37 по 42

8. Эмотивность- вопросы с 43 по 48

9. Импульсивность- вопросы с 49 по 54

10. Шкала достоверности ответов- вопросы с 55 по 60

Высокие значения- 5-6 ответов со знаком «+»

Средние значения- 3-4 ответа со знаком «+»

Низкие значения- 0-2 ответа со знаком «+»

Если у вас вышло низкое значение по шкале достоверности результатов, то это может означать то что вы отвечали несовсем искренне и на все остальные вопросы. Прочитайте инструкцию к тесту и ответьте на вопросы еще раз.

Теперь вы можете составить свой собственный психологический портрет на основании интерпретации к тесту, приведенной ниже. И помните, что плохих и хороших психотипов не бывает. У всех есть сильные и слабые стороны, ситуации в которых он будет чувствовать себя комфортно или, наоборот, дискомфорт. Также к каждому психотипу приведены рекомендации, как с ним следует себя вести, какое воздействие на него оказывать в профилактических, воспитательных целях. Знание своего психотипа поможет вам скорректировать свое собственное нежелательное поведение.

При интерпретации результатов обращайте внимание в первую очередь на те шкалы, по которым вы набрали самое большее или меньшее количество баллов. Это означает, что характеристики именно этого психотипа в вас в большей степени присутствуют или, наоборот, отсутствуют.

Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум или более шкалам, то это означает, что вы относитесь к смешанному типу.

Большинство людей, за всю жизнь, хоть раз интересовал вопрос: почему каждый человек отреагировал в той или иной ситуации по-разному, и вообще, исходя из чего, он совершает свои действия, поступки тем или иным образом.

Что такое психотип личности?

Это явление объясняет такой феномен, как психотипы личности человека. Дело в том, что каждый имеет свой психотип (или психологический тип) личности. В зависимости, какой этот психотип, человек и совершает действия, думает, ведет общение «по-своему».

Знание психотипа наделяет рядом преимуществ. Понимая тип людей, можно знать, что от них ожидать, и как они себя будут вести. Благодаря этому, можно наладить отношения, и вызвать доверие по отношению к себе.

Какими бывают психологические типы?

Итак, сколько всего существует психотипов людей? Специалисты могут выделить еще множество подтипов и видов, но в данном случае мы подразделим людей на восемь психотипов:

Шизоид – человек, относящийся к данному типу, живет мыслями. Проще говоря, он не склонен к совершению действий. Такие люди выбирают «спокойные» профессии, ничем не выделяются, ведут неспешный образ жизни.

Истероид – данный вид людей, прямая противоположность шизоиду. Такой человек склонен ко всему нестандартному, яркому. Также это выражается и в манере одеваться, в характере. Профессия для данного типа больше всего подходит творческая, будь то художник или артист.

Эпилептоид – такой тип людей любит во всем порядок, ведут себя расчетливо. Они не любят неуверенность в решениях, довольно педантичны, больше всего подвержены агрессии, и ставят себя выше других, в связи с чем, эгоистичны. Пример профессии: учитель, строгий и требовательный.
Гипертим – своего рода, гиперактивный тип. Им присуще качества лидера, они непредсказуемы, и склонны к необдуманным действиям. В провессиях могут зарекомендовать себя в числе военных, и журналистов, работающих в экстремальных ситуациях.

Астеник – обратная сторона гипертима. Они очень скромны, и неуверенны в своих поступках, стараются избегать общения с людьми. Боятся критики, и что их неправильно поймут. По профессии, такие люди занимают те места, где или не нужно контактировать с людьми, или нужно в малой степени.
Неустойчивый психотип – такие люди, проще говоря, «плывут по течению». Они не оказывают никакого сопротивления, им легко навязать свое мнение, и «загрести» под свое влияние. Ленивы, и выбирают профессию «по указке», например, по слову родителей.

Лабил – все его душевное состояние, поведение зависит от его настроения, который может в любой момент измениться в ту или иную сторону. Они зачастую, ведут себя как дети, радуются по мелочам, и могут впасть в дикую «ярость», или депрессию на пустом месте.
Сензитив – данный тип людей наиболее склонен к эмоциям. Они плохо воспринимают критику, обижаются на грубость, и зачастую не могут «настоять на своем», жутко закомплексованы.

Тест на психотип определяет каждого человека, которые состоят из генетически заданного темперамента и приобретенного в течении первых лет жизни характера. Особенности характера часто могут носить черты акцентуации, т.е. приближенный к возможным расстройствам личности или неврозу. Точно таке классифицируются при помощи уникальной системы соционики.

Психотип человека многие скрывают социальной маской или же он наоборот больше выпячивается из-за основного нарушения личности. Все это было учтено в составлении данного онлайн теста — поэтому все вопросы выстроены в строгой, закодированной последовательности, чтобы дать максимально точный результат.

Чтобы определить свой психотип, включающий акцентуацию характера и темперамента, пройдите сейчас онлайн тест на определение психотипа бесплатно и без регистрации. Системы соционики — одна из самых точных в мире и Вам эта методика доступна на этой странице! Уже сотни людей прошли тест на определение своего психологического типа и это помогло им узнать лучше себя , свой главный талант , а также лучше выстраивать отношения с окружающими . Более того — предлагаемый мною тест на психотип поможет Вам подобрать любовного партнера!

Пройти тест на психотип личности человека:

Данный тест на психотип включает в себя вопросы, на которые нужно отвечать быстро, первое, что пришло в голову. Выберите более подходящий для Вас вариант ответа .

Узнав поближе особенности своего характера, каждый может изначально удивиться и поразиться точностью вскрытия нюансов его внутреннего мира. Данный тест на психотип дает ответ на важнейший вопрос жизни — с кем строить отношения и семью, как найти вторую половинку. Вместе с любимым человеком, который будет Вам близок — жизнь заиграет новыми яркими красками и Вы почувствуете всю гармонию любви и близости.

Тест на психотип предлагает Вам не просто узгать себя, но и возможность найти подходящий психотип, и среди них — самых близких для Вас. Ведь кроме психического дополнения большую роль играют и общность интересов, и уровень культуры и образования. Пройдите этот тест полностью и Ваша жизнь измениться!

Доброго времени суток дорогие читатели. В данной статье Вы узнаете, как определить психотип человека. Поймете, что сделать это можно посредством анализа различных типов и выборки наиболее приемлемого варианта, который максимально описывает Ваше поведение и характер. Отдельно ознакомимся с таким понятием, как психогеометрия, а именно с классификацией психотипов за Диллингер.

Различные способы определения

Если стоит вопрос, как определить свой психотип, можно воспользоваться интернет ресурсами, пройти онлайн тестирования. Кроме того, зная характеристики того или иного типа, человек может узнать себя в определенном варианте. Стоит не забывать и о том, что существует несколько классификаций, позволяющих разделить человечество за определенными психотипами. Выбирайте любой вариант и определяйте свою принадлежность.

Карлом Юнгом было выделено два основных типа:

  • – индивид, действия которого направлены на внешний мир, на окружение;
  • – индивид, который сконцентрирован на своем внутреннем состоянии.

Определить тип личности можно, основываясь на том, какой способ восприятия преобладает. Различают четыре таких психотипа:

  • мыслительный – когда человеку предстоит принять решение, он будет опираться на логику, чувства будут подавленными;
  • ощущающий — индивид воспринимает реальность посредством органов осязания, обоняния, зрения, тактильных ощущений, в данном типе подавлена интуиция;
  • чувствующий — личность ориентирована на свои эмоции и чувства, логическое мышление подавлено;
  • интуитивный — индивид полностью полагается на свою интуицию, любое решение принимается бессознательно.

Психологический тип личности определяют и при помощи классификации Леонгарда.

  1. — оптимистичный индивид, полный инициативы, коммуникабельный. Однако, легкомысленный, конфликтный и раздражительный.
  2. Дистимный – описывает добросовестного, замкнутого человека, со специфичным настроем, совершенно неконфликтного и справедливого.
  3. – личность, которая в себе совмещает, как проявления дистимии, так и гипертимности.
  4. Возбудимый — человеку характерна добросовестность, аккуратность, любовь к детям. Однако, присутствует раздражительность, медлительность, угрюмый характер.
  5. Застревающий – любознательный человек, честолюбивый . При этом ревнивый, подозрительный .
  6. – аккуратист, который не конфликтует, бывает . При этом быть может быть надежным партнером, серьезным собеседником.
  7. — неуверенная личность, робкая, пессимистично настроенная и беззащитная, самокритичная, дружелюбная.
  8. — артистичный лидер, самоуверенный. При этом ленивый, любит хвастаться.
  9. — индивид излишне ранимый, присутствует слезливость, сострадательность.
  10. Экзальтированный — излишне общительная личность, которая способна испытывать искренние эмоции. Является альтруистом, весьма влюбчивый, присутствует склонность к преувеличению, к панике.
  11. Экстравертированный – достаточно общительный, словоохотливый, открытый индивид, азартный и несерьезный.
  12. Интровертированный — человек замкнутый в себе, по сути, является идеалистом, любит философствовать, принципиальный, ведет себя сдержанно, не конфликтует.

Кречмер различал людей, основываясь на конституции тела. Выделял:

  • пикнический тип – полные индивиды, имеют небольшой рост, мышцы слабо развиты;
  • атлетический — крепкие, высокий рост или средний, мускулатура развита;
  • астенический – худые высокого роста, имеющие удлиненные конечности, мускулатура слабо развита.

Психиатр сумел сопоставить психотипы с возможной склонностью к развитию психопатологии. Основываясь на этом, он выделял типы:

  • циклотимики – люди, имеющие пикническое телосложение, которые могут напоминать индивидов с МДП, оптимистичные , общительные, легкомысленные;
  • шизотимики — люди, имеющие два других типа телосложения, могут отдаленно напоминать шизофреников. Им свойственно наличие отчужденности и властности.

Учеными был сделан вывод, что телосложение действительно может влиять на психотип индивидуума.

Психоаналитик Фром ввел такое понятие, как социальный характер. Он выделял ряд психотипов.

  1. Садист — мазохист. Индивид, у которого присутствует склонность проецировать на себя свою агрессию или на других людей. Данным личностям характерна неуверенность, они стремятся к совершенствованию, ответственны, пунктуальны и властны.
  2. Мазохисты. Характерна самокритика, во всем винят только себя, присутствует самоуничтожение.
  3. Садисты. Личности авторитарные, жестоко эксплуатирует других людей.
  4. Разрушители. Агрессивно настроены против источника своих проблем. Чтоб не ощущать собственное бессилие, останавливают любое развитие отношений, начатые дела, если возникают какие-то сложности. Такие люди малодушные, тревожные, не могут реализоваться.
  5. Конформист – автомат. Пассивная личность, она не способна препятствовать жизненным трудностям, опускает руки, характерна лабильность. Может сменить свою точку зрения под чужим влиянием.

Психогеометрия

Американский психолог Диллингер предложила разделять психотипы, основываясь на психогеометрии. По ее мнению каждого человека можно ассоциировать с определенной геометрической фигурой. Как и в случаях с другими классификациями, чаще всего встречаются смешанные типы, однако, один все равно будет преобладающим.

  1. Человек круг. Узнать психотип можно по тому, что данная личность всегда в центре внимания. Данный индивид общителен, оптимистичен , активен. Такие люди являются хорошими психологами, располагают к себе. К такой личности придут поплакаться, получить совет, поддержку. Человеку кругу недостаточно только живого общения, поэтому он часто пропадает в социальных сетях, присутствует активная переписка. Такие индивиды любят живую природу, у них обязательно имеются домашние питомцы. Занимаются разведением цветов, постоянно расширяет круг общения. Однако, присутствуют и недостатки, а именно нелюбовь к порядку и зависимость от мнения других людей.
  2. Человек треугольник. Такие личности занимают должности руководителей, добиваются успеха в бизнесе, а также в политике, способны быстро принимать важные решения, взваливать ответственность на свои плечи. Им под силу слету освоить новую информацию, способны одновременно контролировать и выполнять несколько задач. Приказу такого человека, как личности невозможно не подчиниться. Такие особы предпочитают дорогие вещи, которые подчеркивают их статус. Они не терпят возражений, часто деспотичные.
  3. Человек квадрат. Такая личность , не позволяет себе быть неряшливой, держит все вещи в идеальном порядке. Они надежные, всегда исполнительные. Из таких особ выходят отменные бухгалтера, чиновники.
  4. Человека прямоугольник. Индивиды, имеющие лабильную психику. Когда в их жизни все идет, как по маслу, их переполняет счастье. Но, как только появляется черная полоса, настроение резко падает. Они не способны бороться с неудачами и провалами, сразу опускаются руки. Самооценка снижается и повышается в зависимости от обстоятельств. Такие индивиды слегка инфантильные , отсутствуют твердые убеждения. Мнение таких людей, как правило, находятся в состоянии колебания, зависят от высказываний посторонних особ.
  5. Человек зигзаг. Креативные изобретатели, эмоциональные личности с нестандартным поведением. Такие люди во всем ведут себя необычно, они непостоянные и ветреные.

Теперь Вы знаете, как узнать свой тип личности. Выбирайте ту классификацию, которая Вас больше интересует. Также можно определить свой психотип в каждом варианте. Помните о том, что чистых типов не существует, просто один является преобладающим.



Похожие статьи
 
Категории