Радуга картины. Описание картины Айвазовского «Радуга

09.07.2019

Развитие и обогащение живописного мастерства и выразительности живописных образов Айвазовского шли в каком-то волнообразном ритме. Своеобразие его можно усмотреть в том, что в огромной лавине его произведений в определенное время появляется и начинает нарастать интерес к изображению какого-нибудь нового для его творчества явления. В процессе творчества оно выкристаллизовывается во все более яркие живописные образы, пока не проявится в законченном, как будто совершенно новом по идее живописном произведении. Так было с картиной "Радуга".

В 1873 году Айвазовский написал картину "Радуга" (Третьяковская галерея), изобразив страшный шторм на море. Волны выбросили корабль на прибрежные скалы, он накренился и едва держится. Команда корабля покидает его, переходя на шлюпки. Люди охвачены различными чувствами. Находящиеся на носу шлюпки готовятся к удару ее о скалы: один держит багор, другой приготовился к прыжку, третий пытается грести, четвертый размахивает шляпой. Часть матросов сидит, тесно сгрудившись, как бы собираясь с силами перед последним испытанием.

Айвазовский ставит нас в центре бушующей стихии. Ветер срывает с гребней волн мелкую водяную пыль, которая слепит глаза. Как бы сквозь нее мы видим яростные волны, смутный силуэт корабля в момент крушения, неясные границы скалистого берега. Тучи на небе потеряли свои очертания и растворились в прозрачной влажной пелене, закрывшей небо и дальний план картины.

Айвазовский всегда с большим мастерством писал разбивающуюся о прибрежные камни волну. Он умел придать ей живое движение, хорошо изобразить, как она, обессилев после удара о скалу, мелкими струйками стекает по расщелинам скал, омыв их и сообщив камням блеск и глубину цвета.

"Радуга" при всей ее необычайности, конечно, имеет аналогии в творчестве Айвазовского. Он написал много "жемчужных" восходов солнца и туманных утренних зорь, но в этой картине ярче и полнее, чем в прежних, с большим живописным совершенством передано трудноуловимое состояние природы.

Радугу не раз писали художники прошлых эпох и наши современники. Обычно, чтобы оттенить яркость спектральных цветов, ее изображали на темном фоне грозовой свинцовой тучи. Иначе показал радугу Айвазовский. Не оттеняя ее цветовой чистоты близлежащими тонами, он воссоздал ее теми же красками, какими написана вся картина, благодаря чему она приобрела прозрачность, мягкость и ту правдивую свежесть и чистоту цвета, которая нас радует в природе; повысился цветовой строй картины и приобрел мягкий сверкающий радужный колорит, ставящий ее в ряд с наиболее совершенными произведениями Айвазовского.

Художнику удалось найти и воплотить в "Радуге" новые черты в живописном искусстве. Очень любопытно, что он заказал для нее массивную черную раму, а не золотую, как делал обычно. Этим он стремился усилить живописный эффект картины, подчеркнуть легкость и радужную ясность ее колорита.

В русском искусстве 70-х годов трудно найти аналогию этой картине. Она была новшеством не только в творчестве Айвазовского, хотя весь ход развития его мастерства должен был привести его к такому живописному образу,- картина "Радуга" явилась новой, более высокой ступенью в развитии русской пейзажной живописи. От нее тянулись нити преемственности к творчеству А. И. Куинджи , Л. Ф. Лагорио, Н. Н. Дубовского Черты новаторства, присущие живописному мастерству и самому раскрытию образа грозной морской стихии, в этой картине не были по достоинству оценены современниками. Очень знаменательно, что современная Айвазовскому критика не заметила картины и всячески превозносила другую, очень похожую по композиции, но уступающую "Радуге" по тонкости и новизне выполнения громадную картину "Буря у мыса Айя" (1875, Русский музей), написанную через два года. И только П. М. Третьяков с присущим ему чутьем правильно определил ее место в русской живописи и приобрел для своей галереи.

Айвазовский не только был одарен удивительно тонким восприятием, но и владел разнообразными изобразительными средствами. Он умел передать вечно изменчивую морскую стихию во всех проявлениях и состояниях. Особенно ярко его мастерство и острота наблюдений сказались при изображении лунных марин.

Сопоставление нескольких картин дает ясное представление об этом. Если последовательно рассматривать картины Феодосийской галереи "Лунная ночь в Неаполе" (1850), "Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент" (1846), "Море" (1864) и "Буря на Северном море" (1865), то будет ясно видно, как верно он умел из огромного арсенала технических приемов выбрать именно те, которые позволяли ему с наибольшей выразительностью передать свои ощущения.

В живописи лунного света на этой картине Айвазовский употребил иные технические приемы. Местами, там, где свет скользит по поверхности моря между волнами, красочный слой положен широкими ровными плоскостями, передающими ритм их движения, а в местах, где волны разбиваются о берег, их брызги сверкают в ночной мгле.. . Это артистически передано разнообразными ударами кисти, живыми и подвижными, как сама стихия, которую они изображают.

И совсем по-другому Айвазовский написал отражение лунного блеска на картине "Буря на Северном море". Он залил лунным светом всю центральную часть картины, что усилило впечатление грозного размаха громадных волн. Положенный широкой кистью свет, бегущий вслед за движением волн, сообщает картине глубину и лепит формы громадных волн, а блики, как бы случайно брошенные на воду, придают неуловимое, живое движение всей картине.

Так каждый раз по-новому воспринимать природу и каждый раз находить нужные, особые средства для передачи ее состояния умели очень немногие художники, которым доступны вершины живописного мастерства. И в русской пейзажной живописи Айвазовский был одним из первых среди них.

Творчество Айвазовского развивалось на почве, вскормившей русское искусство XIX века, и своими корнями было связано с ним. Его творчество шло в русле прогрессивной группы русских художников-передвижников. Картина Айвазовского "Черное море" висела в Третьяковской галерее вместе с картинами передвижников.

Картина "Черное море"- одно из наиболее выразительных произведений художника. Первоначально она называлась "На Черном море начинает разыгрываться буря". Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Черного моря, включающий в себя многие его отличительные черты.

Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущими от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины. Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержанная красочная гамма, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды. Знание изображаемой природы и проникновенное понимание ее, скупая расчетливость живописных приемов определили появление глубоко правдивой картины, которая поставила имя Айвазовского в один ряд с передовыми мастерами русского реалистического искусства и обеспечила ему всенародное признание.

Картина «Радуга» Айвазовского занимает особое место в творчестве этого знаменитого российского художника. Во всех своих полотнах он изображал море, используя при этом насыщенные яркие цвета, игру со светом. Упомянутая работа отличается от предыдущих морских пейзажей, о чем и будет сказано далее в статье. Здесь же необходимо отметить, что полотно определило рубеж в творческой жизни художника, ознаменовав начало освоения автором иной техники живописи.

Написание

История создания картины «Радуга» Айвазовского весьма занимательна. В 70-х годах XIX века критики стали упрекать художника за то, что его метод устарел, темы для сюжетов исчерпали себя, а приемы не соответствуют современным направлениям в культуре. В ответ художник в 1873 году представил на суд публики свое новое произведение, которым доказал, что способен на новаторские находки и оригинальные приемы.

После представления полотна мнения критиков на ее счет разошлись. Многие отметили уникальное цветовое решение, необычное сочетание красок, а также философский сюжет. Однако некоторые специалисты по-прежнему продолжали упрекать художника в нереалистичности. Впрочем, это обвинение несправедливо: автор почти всегда придерживался романтизма с некоторыми элементами реализма, утверждая, что море невозможно писать с натуры.

Художественные особенности

Картина «Радуга» Айвазовского отличается некоторыми специфическими чертами, которые позволяют критикам говорить о ее уникальности. Произведение посвящено морской тематике, в чем живописец остался верен себе. Однако манера письма и краски существенно отличаются от того, что можно видеть на более ранних полотнах мастера.

Ранний и зрелый Иван Константинович много работал с насыщенной палитрой. Его привлекала игра цвета, смелые и динамичные живописные решения. Свое же новое полотно он написал в более сдержанных тонах: цветовая палитра получилась не такой броской, как в предыдущих работах.

Особенности сюжета

Картина «Радуга» Айвазовского, в отличие от наиболее известных его полотен, в которых показаны морские стихии и кораблекрушения, проникнута жизнеутверждающим пафосом. В центре изображена лодка с моряками, которые спасаются с тонущего корабля, теряющегося посреди волн.

Художник изобразил людей, уставших от борьбы с бушующим океаном, но не потерявших надежду на спасение. Они стремятся попасть на берег, и рулевой указывает им направление. Видно, что эти люди старательно экономят свои силы, гребцы постоянно сменяют друг друга.

Почти вся картина «Радуга» Айвазовского проникнута светлыми красками, которые показывают зрителю, что моряки спасутся, несмотря на страшные волны.

Смысл

Этот сюжет имеет глубокое символическое значение, поскольку знаменует победу человека над смертью. Несмотря на сильный шторм, небо прояснилось, и на нем появилась радуга, предзнаменуя конец бури. Она дает людям надежду на спасение. Ее цвета окрашивают вспенившиеся волны в нежные тона, и море медленно успокаивается.

Это новая история, рассказанная художником, который раньше показывал трагические сюжеты, акцентируя внимание зрителя на драме. Но теперь он написал полотно очень проникновенного содержания. Несмотря на то что основную его часть занимает образ стихии, борьба людей за выживание и их радостная надежда на спасение стала главной темой произведения «Радуга».

Картина Айвазовского отличается некоторой туманностью: в ней линия моря сливается с горизонтом, корабль как бы теряется в зыбком тумане, и на этом фоне особенно сильно выделяется лодка с людьми.

При этом следует обратить внимание на то, как автор изобразил море. Известно, что он достиг настоящего мастерства в воспроизведении морской стихии. В рассматриваемом полотне он использует свои излюбленные цвета: желтый, фиолетовый, лиловый. Однако на этот раз цветовая гамма получилась не столь яркой и насыщенной, как в предыдущих работах. Произведение получилось легким и прозрачным, оставляя у зрителя светлое впечатление.

Итак, картина Айвазовского «Радуга», фото которой представлено в статье, ознаменовала новый этап творчества великого мастера, показав, что художник не был чужд новым тенденциям в живописи и, оставаясь в целом рамках традиционной тематики, нашел иные средства к воплощению новых идей.

Айвазовский написал свою одну из прекрасных картин – «Радуга» в 1873 году с нетипичной для себя манерой. Данная картина выделяется от других работ автора непривычностью в плане рисования.

Трагедия крушения корабля передана совершенно по-новому: необычной цветовой палитрой, усовершенствованной техникой воспроизведения той беды с моряками и с посылом о чудесном спасении – о чем свидетельствует присутствие радуги.

Радуга картина Айвазовского – это, пожалуй, единственное полотно, в котором мастер морской живописи переступил собственные творческие устои и дал понять критикам что «талант – не иссяк, манера – новейшая.»

Тем, кому не по наслышке знакомо творчество художника будут утверждать, что данное полотно – самая непривычная работа от всех остальных. Оно не оставит обывателя просто так, без ощущения некого участия в гуще событии.

Радуга. 1873 Холст, масло. 102 × 132 см. Третьяковская галерея, Москва.

Описание картины

Описание картины одним словом невозможно, даже самые именитые мастера пера испытывают порой затруднения в ее описании.

Саму картину изобразили в нестандартной передаче цветового решения: вместо насыщения автор отдал предпочтение строгим оттеночным методам.

В своей «Радуге» Иван Айвазовский хотел отступить от принципов и представил то, что сейчас является классикой реализма. А он знал, как лучше описывать детали капризов погоды (особенно, морские непогоды) – ведь несмотря на возраст и славу (на момент написания данной работы ему было 53 года) не оставлял главную любовь жизни – дальние морские походы. Даже ходили слухи, будто он погиб во время одного кораблекрушения и после этого назло всем Иван Константинович нарисовал одну из знаменитейших своих вещей – что занесла имя автора в художественное наследие России.

Это грозное море, выкинувшее умирающий корабль к скалам. Также к гиблой мачте нагоняется огромное количество туч, образуя тьму. Ураган, вперемешку с огромными волнами, препятствуют спасению выживших и всеми природными волнениями стараются выбить из людей последние силы, дабы придать их тела морской глубине.

Но люди, что спасаются от неминуемой гибели, стараются сохранить покидающую их энергию (дабы ее восполнить – откидываются к стенкам лодки, передавая весла следующим). Но надежду на спасение дарит радуга. Она, словно мираж, неожиданно появляется и также пропадает – явно идет ее борьба с бурей. Судя по преобладающей световой гамме и выделению радуги Иваном Айвазовским – опасность минует, также многоцветовой колоритности произведению придают расположенные прозрачные солнечные лучи на водной поверхности.

В чем же секрет картины?

Айвазовский Радуга – что в ней особого? Казалось бы, картина, повествующая о природной катастрофе и чудесном спасении команды потонувшего судна, чем она манит к себе огромное количество обывателей и разбирающихся в искусстве?

Над этим вопросом задумывались многие, видевшие само полотно или фото в художественных книгах или музейных буклетах.

Несмотря на ноту трагичности, сама картина несет положительный посыл: люди, на кажущуюся безысходность и невозможности сопротивляться морскому урагану – побеждают невзгоду, увидев свет и радужный след, что заставляет из последних энергетических запасов грести до берега (держаться до последнего).

Картина как-бы говорит: «нет ничего непреодолимого»

Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения.

Сегодня данную картину русского художника, феодасского происхождения и в жизни придерживался маринисткой позиционной политике, можно увидеть в главной сокровищнице культурных наследии – в Третьяковской галереи.

Интересное дополнение о Айвазовском наследии от Третьяковской галереи

Полотно было куплено у самого автора его другом и крупным коллекционером П.М. Третьяковым, считавшим «Радугу» жемчужиной русской живописи.

На этом фото изображена «Радуга» Айвазовского, мнение неоднозначное: для кого оно будет положительным и героическим, а кому покажется грозной с темной, пугающей стороны.

Само художественное произведение написано в 1873 году, оригинальный ее размер составляет 102х132 сантиметра. Висит картина не в традиционно позолоченной рамке, а в черной – почему именно в таком обрамлении – неизвестно. Эксперты предполагают, что таким способом маэстро давал понять критикам – это был ответ на их обвинения в отсутствии каких-либо новшеств в написании полотен.

Айвазовская «Радуга» своего рода экспериментальная работа на тему шторма у Ивана Константиновича, ибо созданная им же техника усовершенствована, цвета приобретают не столько яркости, но и глубинности палитры – передающие атмосферу битвы морского гневного настроя (погубившей судно у скал) и имеющим что-то с божественным могуществом. Не стоит забывать, что в процессе написания художник представлял себя в той группе из 13 выживших, которым пришлось почувствовать на себе гнев моря, в панике стараются убежать и приходит высшая помощь (об этом свидетельствует сложение рук для молитвы и сосредоточенное выражение лица у одного из них) – что придает ощущение реальности происходящего.

«Радуга» − больше чем обычная картина?

Помимо философского смысла, картина содержит и библейский смысл:

Хоть картина позиционируется критиками как представитель жанра реализм, некоторые все же определяют и к романтизму. Почему? Ответ содержится в основном элементе – радужному явлению. Сам по себе природный знак весьма интересен, но в живописном понимании это олицетворение образа ведущего праведника, что предстает перед группой людей, помогающий избежать смерти в пучинах вод.

Извечная борьба между темными силами с божьими проиллюстрированы здесь боем грозной бурей и светлой радугой.

Тьма манит, но губит
Свет нелегок, но спасает

Интересный факт: название полотна было в начале иным – «Шторм», но из-за нехарактерных цветовых вариантов и передачи той чувствительности и эмоциональности – автор картины решил переименовать ее в более необычное для темы, уникальное и вызывающее те пережитые минуты, что испытывал сам художник.

Описание картины Айвазовского «Радуга»

Картина русского мариниста Айвазовского «Радуга» написана в эстетике романтизма, и передает восхищение красотой неуправляемой морской стихией.

Неброский колорит бледно-голубых цветов, невыраженного малахитового и лиловых оттенков, подчеркивают тонкое мироощущение И.К.Айвазовского.

Глядя на полотно, я чувствую, что художник изобразил то, что действительно искренне его трогает.
Эффектный сюжет бессилия людей перед штормовой агрессией ураганного ветра и хаоса высоких волн, на первом плане, создают картину обреченности.

Взгляд, как магнитом, притягивают слившиеся в едином порыве бушующей воды - море и горизонт, которые оставляют впечатление поглощающей бескрайности и безнадежности.
Тонущий корабль в морской пучине, очертание силуэтов скалистого берега, свинцовая тяжесть поднимающихся волн с пенной шапкой на гребне, подчеркивают весь трагизм положения.

Море, в своем гневе, всегда завораживает взгляд.
Вздыбленные волны серого грифельного цвета, швыряют со своего пути все то, что попадается под мощь шторма: птиц, людей, корабли.
Оно не знает пощады и громко, с пушечным громом, разбивает о берег все препятствия на пути воды.
Меня влечет шторм, который глушит ревом волны и ветра, застилает своим величием пространство и горизонт, и звенит металлом в ошеломленном воздухе.
Затерявшиеся в бесконечности ужаса, люди с тонущего корабля, видят свое спасение в милости неба и уцелевшей шлюпке.

На фоне шторма, мое внимание притягивает неяркое свечение проявленной радуги, которая соединила небо и воду.
Она указывает путь к спасению, и дарит надежду тем, кто оказался под ее радужным куполом.
Зависшая над морем, в пространстве природного гнева дикой страсти шторма, мерцающая радуга выглядит, как ожившая проекция подсознательной веры моряков в Высшие силы и надеждой на спасение.
Цветовая выраженность второго плана сглаживает эмоциональное напряжение от картины и светлой грустью откликается в сердце.
И ты чувствуешь, как на смену напряжению приходят другие чувства.

Название картины говорит само за себя.
Меня больше всего поразили те несколько нежных штрихов радужных красок, которыми художник прикоснулся к холсту.
Эти прикосновения мгновенно сумели поменять смысловое значение картины.

Картина «Радуга» И. К. Айвазовского явилась ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера письма не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и обозначило новый этап в творчестве живописца.

На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». С другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины.

Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «придуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма.

Мы видим корабль, терпящий крушение возле скалистого берега. Люди отчаянно пытаются спастись на шлюпке. Художник показал бурю на море так, словно сам находится в открытом море среди разбушевавшейся стихии. Сквозь ветер и брызги волн силуэт тонущего судна и очертания берега кажутся размытыми. Тревожное грозовое небо полностью сливается с морской стихией.

Колорит картины – это изысканные оттенки и переходы голубоватых, розовых, зеленых, лиловых тонов. Поток солнечного света, проникающий сверху вниз сквозь весь этот хаос, ложится на воду разноцветной радугой. Как мираж, радуга то мерцает, то исчезает – прозрачная, чарующая, мягкая. Волны становятся меньше и уже не несут опасности. Радуга обещает спасение. Уныние людей, спасающихся на шлюпке, сменяется оживлением. Кто-то поднял вверх руки, благодаря Всевышнего.

Общее настроение картины – радостное, светлое. Живописец воспевает героизм людей, вышедших победителями из неравной схватки со стихией.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Радуга», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.


Похожие статьи
 
Категории