Ракша картина ополчение. Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М

16.11.2020

Юрий Ракши – живописец двадцатого века, который создал около двухсот картин. Большинство из них посвящено теме . Одной из таких полотен является и картина Ракши «Проводы ополчения». У этой работы имеется и второе название «Плач женщин» и не просто так, ведь, когда смотришь на картину, то первое, что бросается, это кучка женщин, убитых горем, среди которых затерялся и старик.

Он, быть может, и сам рад оказаться среди воинов, но его возраст не позволяет отправиться на войну, ведь он будет лишь обузой. Ему остается лишь кричать в след напутствующие слова. Все женщины вышли, чтобы проводить своих братьев, отцов, любимых. Причем, провожая, они понимают, что многих из них видят в последний раз, ведь война беспощадна и забирает жизни без разбора. По этой причине женщины не могут удержать своих слез, не могут скрыть свою печаль и боль.

Проводы ополчения описание картины

Среди убитых горем женщин, мы видим женщину в положении, которая обнимает своего первенца. Она одета в красивые одежды и видно, что она из богатого сословия. Рядом с ней упала на землю вторая женщина, она, в отличие от остальных, без платка. Видимо, он слетел с ее головы, когда она выбегала дабы провести мужчин. Рядом с этой женщиной изображена девочка, которая собирает цветы. Наверное, она хочет подарить их своему отцу, как талисман. Чуть дальше стоят женщины постарше, они уже не плачут, свои слезы они выплакали, ведь, скорее всего, уже не впервые провожают на войну своих мужчин. Эти женщины лишь безмолвно благословляют в путь воинов и молятся, чтобы все они вернулись обратно. Всех их: и богатых, и бедны, простолюдинов и женщин знатного рода, объединило горе, в лице войны.

Рассматривая работу Ракши «Проводы ополчения» и описывая картину, нельзя не сказать и о мужественных воинах, которые отправляются на верную смерть во благо своей Родины, во благо, своих родных и близких, чтобы жили они на земле, свободной от врагов. Они, как та река, что автор изобразил вдали за городом, выходят из ворот, только это народная река, состоящая из крестьян, знати, простых горожан: пеших и всадников.

Сочинение по картине замечательного русского художника Ю.М. Ракши (1937-1980) «Проводы ополчения» развивает творческие способности учащихся, их исследовательские навыки, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Сочинение пишется в 8 классе.

Сочинение по картине «Проводы ополчения». 8 класс

Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.

Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Триптих посвящен Куликовской битве , состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».

В центре композиции - женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.

На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия . Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети - мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.

Известно, что Дмитрий Донской и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт - она рыдает, горе ее безмерно.

Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они - русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.

Разделы: Русский язык

Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.

Задачи:

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова, карты боевых сражений, учебник по истории, тетрадь на один урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята и дорогие гости, присутствующие на уроке. Я рада вас видеть. (Презентация )
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево – улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.

II. Вызов

Ребята, кто это оставил здесь на столе учебник по истории?.. А в учебнике еще какие-то карты. Это карты сражений.

– Что изображено на этих картах?
– Что объединяет эти карты?
– Историю можно не только читать, слышать, видеть, но и быть её участником. Режиссеры ставят фильмы, основанные на исторических событиях, писатели создают произведения, главными действующими лицами в которых являются исторические герои, художники пишут полотна, на которых можно увидеть историю, ощутить ее, почувствовать. Древнегреческий философ Гораций утверждал, что "картина – поэма без слов". А потому исторические сражения можно увидеть не только на исторических картах, но и на полотнах известных художников.
– Где можно увидеть эти картины?
– Именно в картинную галерею мы сегодня и отправимся. Вот и картинная галерея, вокруг нас много картин. Добро пожаловать в первый зал. Посмотрите внимательно на картины.
– Что на них изображено?

Фотоколлаж (портреты, люди в центре)

– Что изображено на верхней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на верхней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено в центре картины? Сколько изображено людей?
– Что объединяет все эти репродукции картин?
– В каком жанре написаны все эти картины?

III. Определение темы и цели урока

– Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Групповой портрет)
– Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?
– Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое групповой портрет и о том, как правильно его описывать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы (Приложение 1 ).
– Что вы уже знаете о групповом портрете?

По ртрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.

– Как вы думаете, в чем разница между портретом и групповым портретом?
– Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам отправиться в следующий зал.
– Посмотрите, как много картин.

IV. Работа по теме урока

Мое внимание привлекла картина, которую написал Юрий Ракша. Это триптих "Поле Куликово".
– Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово "Триптих"?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать только с 3-ей частью этой картины, которая называется "Проводы ополчения".
– Понимаете ли вы смысл сова "Ополчение"? И кто такие ополченцы?

Триптих "Поле Куликово" является венцом творчества известного советского художника Юрия Ракши.
– Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства? (Приложение 2 )
Спасибо.

VI. История создания картины

Триптрих "Поле Куликово" художник рассматривал, как воплощение своей веры в русский народ, как работу вершинную. О ее замысле он рассказал в своих статьях. "Я понял, что это будет самая для меня современная картина", – писал он. "И пришло решение, пусть я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты...". Картина писалась вдохновенно, создавалась мощно, хотя художник был уже смертельно болен и знал, что дни его сочтены. Он умер, положив последний мазок, с кистью в руке.
Картина состоит из трех частей, но особенно выразительно полотно "Проводы ополчения".
Послушайте, что гласит история создания этой картины.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных на юг, к Дону, "встреч ворогу".
В центре композиции среди провожающих ополчение – Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на слезы – она жена князя и должна быть мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.

VII. "Тонкие" и "толстые" вопросы

"Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы
– Как вы думаете, какой исторический период изображен на картине? – Какие люди представлены на картине?
– Выглядят ли люди на картине естественным образом?
– На картине изображены реальные события или придуманные? – Что отражают взгляды изображенных людей?
– Где происходят изображенные события? – Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях?
– В какое время суток происходят изображенные события? – Какие оттенки доминируют в цветовой палитре?
– На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? – Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?
– Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые.

VIII. Прием "оживи картину"

– Давайте представим себя героями этой картины.
– Ребята, вы простая крестьянская девушка, которая провожает мужа на битву. Опишите свои эмоции.
– Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы княжна, которая проводила на битву мужа?
– Ребята, представьте, что вы седовласый старик и провожаете на битву сына или внука. Опишите свои чувства.
– Что общего среди всех ассоциаций?
– Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их сословия и передает эти эмоции при помощи портретного описания.

IX. Рефлексия

– Как вы помните, цель нашего урока научиться описывать групповой портрет. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила описания группового портрета, которые помогут вам в написании сочинения.
– Сейчас нам предстоит работать в группах.

1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое групповой портрет и на его основе составить связанное высказывание по картине.

Вспомним правила составления синквейнов.

1 строка – 1 существительное, которое отражает тему.
2 строка – 2 прилагательных, харакеризующих тему.
3 строка – 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
4 строка – предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
5 строка – 1 слово-синоним темы.

2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при портретном описании.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.

3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 222 учебника, составить памятку "написание сочинения-описания группового портрета".

– На работу у вас есть 10 минут.
– Давайте посмотрим на результат вашей работы.

1 группа, пожалуйста...
2 группа...
3 группа...

– Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку – что нового вы узнали на уроке.
– Сегодня мы повторили, что такое портрет, научились его описывать и вывели алгоритм его написания.

X. Домашнее задание

– Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-описание группы людей на основе картины Юрия Ракши "Проводы ополчения".
– Я благодарю вас за работу на уроке! Гостям спасибо за внимание! До свидания!

В центре картины изображены старики, женщины и дети. Стоя на пригорки вдоль городских стен белокаменной Москвы они провожают своих детей, отцов и мужей в великий и опасный поход, который закончится кровавой битвой с опасным и жестоким врагом в лице татаро-монголов.

Вдалеке виднеются ворота в белокаменную Москву, из которых выходят отважные защитники отчества, ее мощные каменные стены, возвышаются к небу, почти касаясь проплывающих мимо облаков.

Грозные войны стройными рядами проходят вдоль плачущих от горя женщин и детей. Окруженные туманом, угрюмые и отважные, они проходят мимо, даже не обернувшись вслед, не попрощавшись взглядом. Каждый войн одет в кольчугу, с пикой и щитом, пешими или на коне со щитом.

На переднем плане картины изображена молодая и красива женщина с белыми локонами и печальным лицом – царица Руси княгиня Евдокия. Она провожает своего мужа с тоской и верой в великую победу. По левую сторону от нее расположились ее дети – белокурый мальчик с печально опущенной головой и сидящая на траве девочка с томным и напряженным взглядом.

Евдокия испытывает смешанные чувства, радости от скорого рождения ребенка и тоски от мысли того, что ее любимый муж может не вернуться из похода.

Справа от княгини сидит на зеленой траве девушка в красном сарафане, схватившись за голову, она рыдает от горя.

На заднем фоне мы можем увидеть старика с посохом, который благославляет уходящих вдаль воинов на славную победу.

Весь люд Москвы, богатые и бедные, знатные и простолюдины сплотились воедино, чтобы вместе отстоять свою родину, свою любую отчизну.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши

Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве. Художник пытался прочувствовать дух времени, воссоздаваемого на полотнах, и приблизить его к современности. Именно поэтому некоторых персонажей рисовал из своих современников – в одном из витязей триптиха легко угадывается Василий Шукшин, а в одном с персонажей в обществе Дмитрия Донского запечатлен сам автор.

На фрагменте «Проводы ополчения» запечатлено прощание дружины под командованием Дмитрия Донского с семьями и родней. Старцы, женщины, детки вышли за черту града, чтобы послать прощальный взгляд отправляющимся в ратную дорогу отцам, супругам и сыновьям – само войско уже направилось в путь и охвачено дымкой тумана. На лицах провожающих отображается вся гамма переживаний: печаль в глазах, надежда в сердце, что они все же скоро встретят родных мужчин.

Среди женщин, детей и старцев, провожающих ратоборцев, на первом плане находится княжна. Выплакав все слезы, она осознает, что сейчас необходимо побеспокоится о детях и о младенце, которого ожидает. Около нее находится сынишка, который, несомненно, догадывается, что он, оставшись единственным мужчиной в семье, обязан позаботиться о матери с сестренкой. Дочь князя, с неуловимой улыбкой на лице, находится у ног мамы. Девочка под впечатлением от происходящего – заслушалась песнопениями. В те времена большинство событий свершались с музыкальным сопровождением – и дружина Донского отправлялась на сражение под кручинное звучание жалеек.

Бедствие объединило горожан из разных слоев общества. Женщины и дети, старики-родители остались одни и неизвестно когда воины возвратятся и возвратятся ли домой. Родные не могут противостоять этой ситуации, и даже не пытаются воинов остановить. Они понимают, что их защитники идут послужить щитом, в первую очередь, для своих семей, а также обезопасить город от вторжения врага.

Очень важен для общего понимания настроения триптиха – пейзаж. По картине определенно видно, что наступает осень. Сумрачное небо, надвигаются тучи – как символ бедствия, от которого надо спасать Русь. Целостный для всех составляющих триптиха горизонт сплачивает и Куликово поле, и Троицкий монастырь, и Москву. Сплачивает в единое целое – Родину. В благословенную Родину, которую необходимо защитить и уберечь.

Триптих картин знаменитого русского художника Ю.М. Ракши посвящен Куликовской битве, которая состоялась в 1380 году и стада началом освобождения от трехсотлетнего татаро-монгольского ига.

  • Решетников Ф.П.

    Решетников Павел Фёдорович родился в июле 1906 года в творческой семье. С ранних лет мальчик работал, так как денег на пропитание не хватало. 1929 год Решетников поступает в Высший художественно-технический институт.

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

    Художники – хранители истории, отображающие многие события на своих картинах. Трагедия, случившаяся с древним городом Помпеи в результате извержения Везувия, получила свое отражение на полотне Карла Павловича Брюллова.

Во все времена были войны, и бойцов отправляя в бой, провожали всем городом или деревней. Так и на картине «Проводы ополчения» изображено прощание с любимыми и дорогими людьми, которые отправляются в далекий путь, воевать с недругами. Вооруженные мужчины идут по дороге, вдоль которой на возвышенности стоят провожающие. Именно провожающие, а не воины, главные герои картины Ю. Ракши.

Вот на переднем плане стоит беременная женщина, возле которой стоит ее сын и она прижимает его к себе, обняв за плечо. Она одета в дорогое платье, а голова ее украшена изысканным украшением. Сразу видно, что она не простолюдинка, а из богатой семьи. Ее лицо полно скорби и печали, наверно она провожает своего мужа. Возле ног этой женщины, прямо на земле сидит убитая горем темноволосая женщина и ее дочь. Они одеты в простую одежду и, похоже, их семья не богата. Женщина тоже провожает своего мужа, но переживает гораздо сильнее, нежели женщина стоящая рядом с ней.

За ними стоит другая женщина, которая держит на руках сына. Она так крепко его прижимает к себе, как будто думает о том, что когда он вырастет, его также отправят на войну и она больше всего на свете этого боится. Чуть подальше стоит уже пожилая женщина, провожающая своего сына. Возле нее стоит девушка, молящаяся за судьбу всех, кому предстоит тяжелый бой. В этой компании стоит старик, который кричит мужчинам последние слова напутствия.

Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать умерших близких людей. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать в первую очередь своих жен и детей, а также город от посягательств врагов.



Похожие статьи
 
Категории