Рассказать о писателе сказочнике и его сказке. Известные писатели-сказочники

06.08.2020

21 октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц — писатель, драматург, по-новому пересказавший для нас старые сказки и сочинивший свои собственные, не менее увлекательные.

Евгений Шварц в большую литературу вошел не сразу. Проведя детство в Майкопе (ССЫЛКА: о котором он часто вспоминал), он после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917 по 1921 год. Затем — переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В это время он тесно сошелся с «серапионами». Так и не став членом «братства», он часто посещал их собрания в качестве гостя. Может быть, общение с этими энтузиастами пера подвигло Шварца на создание собственных произведений, которые сегодня по популярности могут соперничать с произведениями самих «серапионов». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».

Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).

Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности. Привычные сказочные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима. «А еще корону надел!» — возмущается мачеха в адрес короля. Такое поведение «на манер тети Маруси из соседнего двора» не свойственно сказочным персонажам, но зато как подобные детали оживляют действие! Король из той же «Золушки» — это не величественный монарх, восседающий на троне, а обычный человек, который у Шварца просто работает королем и рассказывает о своих «профессиональных» проблемах: «Вот, например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но как придет, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Или, например, Мальчик-с-Пальчик. Ну все время играет на деньги в прятки. А попробуй, найди его. Обидно!» Разве это пафос венценосной особы?! Это всего лишь «суровые будни» королевской жизни.

Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.

В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто — «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны — и каждый раз с неизменным успехом. Некоторые критики обвиняли автора в том, за что сейчас бы его приветствовали — в аполитичности. Да, его герои, чаще всего далеки от каких-либо политических идей. И в этом заслуга мастера.

Вечные истины — вне политики, вне времени. Они — те законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество этих законов — цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть нормой жизни. А их глашатаи достойны славы.

Одним из таких глашатаев и был Евгений Львович Шварц...

12 января 2018, 09:22

12 января 1628 года родился Шарль Перро - французский сказочник, автор всем известных сказок "Кот в сапогах", "Золушка" и "Синяя борода". Тогда как волшебные истории, вышедшие из-под пера автора, знают все от мала до велика, о том, кем был, как жил и даже как выглядел Перро, мало кто догадывается. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсон, Гофман и Киплинг… Имена, знакомые нам с детства, за которыми скрываются неизвестные нам люди. Предлагаем вам познакомиться с тем, как выглядели и жили известные сказочники. Ранее мы рассказывали об известных детских авторах СССР.

Шарль Перро (1628-1703).
Такие сказки как Кот в Сапогах, Спящая красавица, Золушка, Красная шапочка, Пряничный домик, мальчик-с-пальчик и Синяя борода - все эти произведения знакомы каждому. Увы, но крупнейшего французского поэта 17 века узнают далеко не все.

Одной из ключевых предпосылок столь низкого интереса к внешности творца стала неразбериха с именами, под которыми была опубликована большая часть литературных творений Шарля Перро. Как оказалось позже- критик сознательно использовал имя своего 19-и летнего сына- д Арманкура. По всей видимости, боясь запятнать свою репутацию работой с таким жанром как сказка, автор решил не использовать свое, уже прославленное, имя.

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов.

В 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств, был назначен секретарем Академии надписей и изящной словесности.

Уже в 1697 году у Перро вышел один из его наиболее популярных сборников- "Сказки матушки Гусыни", который содержал восемь сказок, представлявших собой литературную обработку народных преданий.

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859) и Якоб (1785-1863).
Одними из самых известных произведени авторов стали сказки, уже ставшие классикой. Многие творения братьев по праву считаются мировой классикой. Для того, чтобы оценить их вклад в мировую культуру достаточно лишь вспомнить такие сказки, как "Белоснежка и Алоцветик", "Соломинка, уголек и боб", "Бременские уличные музыканты", "Храбрый портняжка", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель" и многие-многие другие.

Судьбы двух братьев-лингвистов были на столько переплетены друг с другом, что многие ранние поклонники их творчества называли исследователей немецкой культуры никак иначе, как творческими близнецами.

Стоит отметить, что такое определение, отчасти, было правдивым: Вильгельм и Якоб были неразлучны с самых ранних лет. Братья на столько были привязаны друг к другу, что предпочитали проводить время исключительно вместе, а страстная любовь к общему делу лишь объединила двух будущих собирателей фольклора вокруг главного дела их жизни- писательства.

Несмотря на столь схожие взгляды, характеры и стремления, на Вильгельма сильно повлияло то, что в детстве мальчик рос слабым и часто болел... Несмотря на самораспределение ролей в творческом союзе, Якоб всегда чувствовал своим долгом поддерживать брата, что лишь способствовало глубокой и плодотворной работе над публикациями.

Помимо своей основной деятельности в качестве лингвистов, Братья Гримм также были правоведами, научными деятелями, а в конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка

Хотя Вильгельм и Якоб и считаются отцами-основателями германской филологии и германистики, свою широкую известность они получили именно благодаря сказкам. Стоит отметить, что большая часть содержания сборников считается современниками вовсе не детскими, а скрытый смысл, вложенный в каждую опубликованную историю, по сей день воспринимается публикой гораздо глубже и тоньше, нежели просто сказка.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875).
Датчанин - автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Оле Лукойе", "Снежная королева" и многих других.

Талант Ганса начал проявляться еще в раннем детстве- мальчик отличался недюжинной фантазией и мечтательностью. В отличии от сверстников, будущий прозаик обожал кукольные театры и казался заметно чувствительнее своего окружения.

Казалось-бы, если бы Андерсон во время не решил попробовать самовыражаться через написание стихов, чувствительность юноши могла бы сыграть над ним злую шутку.

Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене.

Одним из наиболее мрачных периодов своей жизни Ганс всегда считал школьную пору. Закончивший обучение еще в 1827 году, Андерсон до конца жизни продолжал страдать от дислексии: талантливейший писатель современности делал множество ошибок на письме и так и не смог должным образом освоить грамоту.

Несмотря на очевидную безграмотность, свою первую, заслужившую огромный успех у зрителя пьесу, юноша написал в возрасте всего 15 лет. Творческий путь Андерсона привел датского писателя к настоящему признанию: в свои 30 лет мужчина смог выпустить первую книгу сказок, которую и по сей день читают и любят не только дети, но и взрослые.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Роковым для Андерсона стал 1872 год. Писатель случайным образом упал с кровати и сильно расшибся. Несмотря на то, что после падения прозаик прожил еще три счастливых года, главной причиной смерти принято считать именно то роковое падение, после которого писатель так и не смог оправиться.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
Пожалуй самой известной сказкой немецкогоа втора является “Щелкунчик и мышиный король”.

Писательский талант Гофмана крайне-трудно уживался с откровенным отвращением к "мещанским", "чайным" обществам. Не желая мириться с ходом общественной жизни, юноша предпочитал проводить свои вечера и ночи в вином погребке.

Гофман все-же стал известным писателем-романтком. Помимо изощренного воображения, Эрнст продемонстрировал также успехи и в музыке, создав несколько опер, а затем выставив их на суд публике. То самое "мещанское" и ненавистное общество с почестями приняло талантливое дарование.

Вильгельм Гауф (1802-1827).
Немецкий сказочник - автор таких произведений как "Карлик Нос", "История о калифе-аисте", "История о маленьком Муке".

После окончания университета Гауф сочинил для детей знакомого знатного чиновника волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в "Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий".

Астрид Линдгрен (1907-2002).
Шведская писательница - автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" и историй про Пеппи Длинныйчулок.

Джанни Родари (1920-1980).
Известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист - “папа” всем известного Чиполлино.

Еще будучи студентом, вступил в молодежную фашистскую организацию "Итальянская ликторская молодежь". В 1941 году, став учителем начальной школы, вступил в фашистскую партию, где пребывал до момента ее ликвидации в июле 1943 года.

В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете "Унита" и начал писать книжки для детей. В 1951 году в качестве редактора детского журнала опубликовал первый сборник стихов - "Книжка веселых стихов", а также свое известнейшее произведение "Приключения Чиполлино".

Редьярд Киплинг (1865-1936).
Автор "Книги Джунглей", главным героем которой стал мальчик Маугли, а также сказок "Кошка, которая гуляет сама по себе", "Откуда у верблюда горб?", "Как леопард получил свои пятна" и других.

Павел Петрович Бажов (1879-1950).
Самые известные сказки автора: "Медной горы хозяйка", "Серебряное копытце", "Малахитовая шкатулка", "Две ящерки", "Золотой волос", "Каменный цветок".

Народная любовь и известность настигла Бажова лишь к 60-и годам. Запоздавшая публикация сборника рассказов "Малахитовая шкатулка" была приурочена исключительно к юбилею писателя. Важно отметить то, что ранее-недооцененный талант Павла Петровича в итоге все-таки нашел своего преданного читателя.

Сказки сопровождают нашу жизнь с пеленок. Дети еще не умеют разговаривать, а мамы и папы, бабушки и дедушки уже начинают общаться с ними посредством сказок. Ребенок еще не понимает ни слова, но вслушивается в интонацию родного голоса и улыбается. В сказках столько добра, любви, искренности, что это понятно без всяких слов.

Сказочники почитались на Руси с древних времен. Ведь благодаря им жизнь, частенько серая и убогая, раскрашивалась в яркие краски. Сказка дарила надежду и веру в чудеса, делала детей счастливыми.

Хочется узнать, кто же эти волшебники, которые умеют словом вылечить тоску и скуку, горе и беду отвести. Познакомимся с некоторыми из них?

Создатель Цветочного города

Николай Николаевич Носов сначала писал произведения от руки, потом печатал на машинке. У него не было помощников, секретарей, все делал сам.

Кто хоть раз в жизни не слышал о таком ярком и неоднозначном персонаже, как Незнайка? Николай Николаевич Носов является создателем этого интересного и милого коротышки.

Автор расчудесного Цветочного города, где каждая улица была названа именем какого-нибудь цветка, родился в 1908 году в Киеве. Отец будущего писателя был эстрадным певцом, и маленький мальчик с увлечением ходил на концерты любимого папы. Все вокруг пророчили певческое будущее маленькому Коле.

Но весь интерес мальчишки угас после того, как ему купили долгожданную скрипку, которую он так долго просил. В скором времени скрипка была заброшена. Но Коля всегда чем-нибудь увлекался и интересовался. Он с одинаковым рвением тянулся и к музыке, и к шахматам, и к фотографии, и к химии, и к электротехнике. Все в этом мире было ему интересно, что и отразилось в дальнейшем на его творчестве.

Первые сказки, которые он сочинил, были исключительно для сынишки. Он сочинял для сына Пети и его друзей, и видел отклик в их детских сердцах. Он понял, что это его предназначение.

На создание нашего любимого персонажа Незнайки Носова вдохновила писательница Анна Хвольсон. Именно среди ее маленьких лесных человечков встречается имя Незнайка. Но только имя было позаимствовано от Хвольсон. В остальном Незнайка Носова уникален. В нем есть что-то и от самого Носова, а именно, любовь к широкополым шляпам и яркость мышления.

«Чебуреки… Чебоксары… А Чебурашки-то нет!…


Эдуард Успенский, фото: daily.afisha.ru

Автор так полюбившегося во всем мире неизвестного зверушки Чебурашки, Успенский Эдуард Николаевич, родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Любовь к писательству у него проявилась уже в студенческие годы. Первая его книга под названием «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1974 году. Идея создания этой сказки ему пришла в голову во время работы библиотекарем в детском лагере.

Изначально, в книге дядя Федор должен был быть взрослым лесником. Он должен был жить с собакой и котом в лесной чаще. Но не менее известный писатель Борис Заходер предложил Эдуарду Успенскому сделать своего персонажа маленьким мальчиком. Книга была переписана, но многие взрослые черты в персонаже дяди Федора так и остались.

Интересный момент отслеживается в 8 главе книги о дяде Федоре, где Печкин подписывается: «До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин». Имеется в виду, скорее всего, Можайский район Московской области. На самом деле населенный пункт с названием «Простоквашино» есть только в Нижегородской области.

Очень популярным стал и мультфильм про кота Матроскина, пса Шарика, их хозяина дядю Федора и вредного почтальона Печкина. Интересно еще в мультфильме то, что образ Матроскина был нарисован после того, как мультипликатор Марина Восканьянц услышала голос Олега Табакова.

Еще один симпатичный и милый персонаж Эдуарда Успенского, который стал любим во всем мире благодаря своему обаянию – Чебурашка.


Придуманный почти полвека назад Успенским Чебурашка до сих пор не теряет своей актуальности - например, недавно в Совете Федерации предложили назвать именем ушастого героя российский интернет, закрытый от внешнего мира

Такое несуразное имя появилось благодаря приятелям автора, которые называли так свою, только начинающую ходить, неуклюжую дочурку. История ящика с апельсинами, в котором нашли Чебурашку, тоже взята из жизни. Как то Эдуард Николаевич в Одесском порту увидел огромного хамелеона в ящике с бананами.

Писатель является национальным героем Японии, благодаря Чебурашке, которого очень любят в этой стране. Интересно то, что в разных странах по- разному относятся к персонажам автора, но без сомнения они всеми любимы. Например, финны очень симпатизируют дяде Федору, в Америке обожают старуху Шапокляк, ну а японцы поголовно влюблены в Чебурашку. Равнодушных к сказочнику Успенскому в мире нет.

Шварц как обыкновенное чудо

На сказках Шварца выросли поколения – «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Обыкновенное чудо». А «Дон Кихот», снятый режиссером Козинцевым по сценарию Шварца, до сих пор считается непревзойденной экранизацией великого испанского романа.

Евгений Шварц

Евгений Шварц родился в интеллигентной и зажиточной семье православного врача-еврея и акушерки. С раннего детства Женя постоянно переезжал с родителями из одного города в другой. И, наконец, они осели в городе Майкопе. Эти переезды были своего рода ссылками за революционную деятельность отца Евгения Шварца.

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через 2 года понял, что это не его путь. Его всегда манили литература и искусство.

В 1917 году его призвали в армию, где он получил контузию, отчего у него всю жизнь дрожали руки.

После демобилизации из армии Евгений Шварц полностью посвятил себя творчеству. В 1925 году он издал первую свою книгу сказок, которая называлась «Рассказы старой балалайки». Несмотря на большой надзор со стороны цензуры, книга имела большой успех. Это обстоятельство окрылило автора.

Окрыленный, он написал сказочную пьесу «Ундервуд», постановка которой была в Ленинградском ТЮЗе. Там же состоялись постановки его последующих пьес – «Острова 5К» и «Клада». А в 1934 году Шварц стал членом Союза писателей СССР.

А вот в сталинские времена его пьесы перестали ставить, в них видели политический подтекст и сатиру. Писатель очень переживал по этому поводу.

За два года до смерти писателя была премьера его произведения «Обыкновенное чудо». Над этим шедевром автор работал долгих 10 лет. «Обыкновенное чудо» — великая история о любви, сказка для взрослых, в которой скрыто гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Евгений Шварц умер в возрасте 61 лет от инфаркта и похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Продолжение следует…

МОЙ ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧНИК

«Чтобы жить – нужно солнце, свобода и

маленький цветок» Г.Х.Андерсен

Сначала я расскажу вам такую историю. Один школьный учитель сказал своему ученику: « Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. Ему уже исполнилось 17, и среди гимназистов-второклашек он выглядел нелепо.

И все же учитель ошибался. Как его звали, никто не помнит, а «непутевого ученика» знают и любят дети всего мира.

Совершенно невозможно поверить, что Андерсен был на самом деле. Ведь просто человек, не волшебник, не знает, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев. Обычный человек не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов. Он входит в наши дома прежде, чем мы научились читать,- входит легкой, почти неслышной поступью, как волшебник Оле-лукойе.

И вдруг – фотография. И везде такое лицо… немножко смешное, нос такой длинный-длинный. Но не будем разглядывать так беззастенчиво. Ганс Христиан страдал всю жизнь оттого, что был таким некрасивым.

Еще мальчиком он вымахивает в долговязого колченогого малого с руками, которые болтались, как у игрушечного человечка на веревочке, с крохотными, словно чуть надрезанными глазками.

Прибавьте к этому, что он ходит в отцовских обносках, вечно обо что-нибудь спотыкается или подолгу стоит и с большим интересом, словно чудо из чудес, разглядывает обыкновенный лопух или старый башмак, валяющийся на дороге. При этом он не замечает (или делает вид, что не замечает), что за ним гурьбой ходят зеваки. Кто-то из них, давясь от смеха, дразнит его, кто-то выкрикивает вслед обидные слова.

И, наверное, вам уже понятно, что любимые с детства сказки родились не среди бархатных подушек, кружевных манжет и золоченых подсвечников…

Но начнем все сначала. В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденс. Если хорошенько подумать, на что похож городок, то, пожалуй, можно сказать, что он больше всего напоминает игрушечный город, вырезанный из почернелого дуба.

Здесь 2 апреля 1805 года родился Ганс Христиан Андерсен. Гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Красные от бесконечной стирки руки матери-прачки и черные руки отца-башмачника – таковы первые жизненные впечатления. Все детство Ганс Христиан проходил в деревянных башмаках и заплатанной одежонке, а первый костюм, перешитый из отцовского, надел лишь в 14 лет.

В доме часто не было хлеба и мечтой маленького Ганса Христиана было когда-нибудь наесться досыта.

Но были в этой бедной жизни свои радости. Навсегда врезалась в память Андерсена чистая, тщательно прибранная комнатка в два окна, книжная полка, сапожный верстак. Маленькая кухня, ящик с петрушкой и луком на окне, куст бузины во дворе.

Отца тоже звали Ганс Христиан и, как уже было сказано, он был сапожником, причем сапожником плохим и поэтому бедным. Его пальцы, так ловко мастерившие затейливые игрушки, точно наливались свинцом, когда он брался за шило и молоток. Он мечтал только о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь» и водил его гулять в окрестности городка.

Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, что непрерывно мечтал. Мечтал обо всем, что только могло прийти в голову. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги маленьких танцовщиц. Этим своим искусством он поражал всех даже в старости.

Умение шить пригодилось впоследствии Андерсену как писателю. Он так перемарывал рукописи, что на них не оставалось места для поправок.

Тогда он выписывал эти поправки на отдельных листках бумаги и тщательно вшивал их нитками в рукописи – ставил на ней заплаты.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец, застенчивый башмачник, завербовавшийся в солдаты, чтобы спасти семью от бедности, и ничем не примечательный кроме того, что подарил миру своего сына, сказочника и поэта. И он успел сделать еще одно большое дело – успел сходить с сыном в театр. Там маленький Ганс Христиан впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен и с тех пор стал заядлым театралом на всю жизнь. На театр не было денег. Тогда мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с расклейщиком афиш и стал помогать ему, а за это получал по одной афише каждого нового спектакля.

Он приносил афишу домой, забирался в угол и, прочитав название пьесы, тут же выдумывал свою, захватывающую дух пьесу. Выдумывание длилось по нескольку дней. В этих спектаклях он был автором и актером, музыкантом и художником, осветителем и певцом.

Это была одна сторона его жизни. Другая выглядела не так привлекательно. Мать – добрая, но несчастная женщина, пришла к выводу, что выучился сын грамоте - и довольно с него. Какое-то время мальчик работает на швейной фабрике, но не выдерживает жестоких нравов.

Были в городке люди, которые могли бы изменить судьбу мальчика, но они не видят необходимости помогать ему выучиться, а советуют заняться каким-нибудь полезным делом. Но юный Андерсен как - будто знает про себя что-то, что делает его упрямым и несговорчивым.

Сидеть сложа руки он не может – ходит по богатым и вместо милостыни просит дать ему почитать книги, жадно прочитывает их и, как ни в чем не бывало, приходит за новыми. Ему ничего не стоит посреди улицы вступить в разговор с каким-нибудь господином, известным своей образованностью и на глазах у всех беседовать с ним, будто с равным. А маленький театр в Оденсе станет его вторым домом.

Надо сказать, что бедствия, выпавшие на долю Ганса Христиана, не ожесточили его, а сделали на всю жизнь чутким, отзывчивым на чужую печаль.

В конце концов знающий себе цену юноша решит, что городок слишком мал для него – пора ему ехать в столицу.

Бедная мать боится отпускать сына. Но она знает, как плохо быть бледным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал зарабатывать. Он тоже плачет, но крепко держит в руках узелок с несколькими монетками и праздничной одеждой. Еще там лежит тетрадка, в которой с чудовищными ошибками крупными буквами записаны его первые произведения.

На вопрос матери: «Зачем?» отвечает: «Чтобы стать знаменитым».

На маленьком судне он доплыл до материка и к вечеру пешком добрел до столицы. Увы, Копенгаген при первой встрече не приветил его. В те времена ворота города закрывались на ночь и Ганс Христиан заночевал прямо на земле.

На что он рассчитывал, прибыв в столицу? За плечами – всего 14 , в кармане – несколько монет. Но есть у него один козырь – святая, порой даже похожая на манию величия, убежденность, что он талантлив. Только он еще не разобрался, что ему интереснее всего, какой талант в нем самый главный. Поначалу он считал себя певцом, потом танцором, драматургом, поэтом.

Чуть ли не в первый день пребывания в столице он приходит в дом к известной танцовщице и с порога сообщает ей, что решил посвятить жизнь балету. Не дав хозяйке дома опомниться, он разувается со словами: « Боюсь, что в сапогах я буду недостаточно воздушен», и пускается в пляс. Когда балерина обрела дар речи, она похвалила его за усе5рдие, но в помощи отказала. Это огорчило Ганса Христиана, но не помешало на следующий день пойти к директору столичного театра и предложить свои услуги в качестве актера. Он обещает хорошо сыграть любую трагическую роль. У директора не хватило духу сказать юноше, что своим нелепым видом он трагедию превратит в комедию. И только грустно замечает: «Ты слишком худ для актерской работы». «Это не беда! – горячо заверяет его

Ганс Христиан. - Если вы дадите мне хорошее жалованье, я быстро поправлюсь».

Каждая неудача лишь подхлестывает его, удесятеряет его душевные силы. Его, когда вежливо, когда с раздражением, выпроваживают за двери, а он лезет в окно, в полном соответствии с известной пословицей.

Непросто людям с Андерсеном. Поначалу он вызывает в них еле сдерживаемое недовольство, но минуту-другую спустя – безотчетную симпатию. «Огромные силы, движущие этой пламенной душой, непосредственно влияли на людей, словно излучение, от которого невозможно укрыться,- пишет один из биографов. – Никто не мог устоять против искренне добрых, умиляющих глаз и отделаться от наивной назойливости. Он в высшей степени нуждался в помощи, это был вопрос жизни. Он был уверен, что заслуживает этой помощи и что Дания создана, чтобы ему помочь. Его невозможно было оттолкнуть…»

А пока он пишет и несет свои произведения куда только можно. И пишет все подряд – поэмы, пьесы, рассказы, очерки. Перелистывая эти страницы, редакторы морщатся. Какая-то бредятина, дикая мешанина стилей и ужасная орфография. Но вдруг в потоке слов сверкнет что-то чистое, нестерпимо яркое. Всего одна-две страницы, но они написаны явно божественной рукой!

Прошло немного времени и Андерсен стал известен всему Копенгагену. И в каких кругах! Его принимают у себя дома, его судьбой занимаются советник короля, адмирал в отставке, знаменитые артисты, певцы.

Скоро о нем, как о юноше, способном прославить Данию, доложат самому королю. Все эти важные особы озабочены тем, чтобы дать Андерсену хорошее образование. В 17 лет он снова сел за парту рядом с маленькими мальчиками, а пять лет спустя стал студентом Копенгагенского университета.

Вам не кажется, что все это очень похоже на сказку? Когда Ганс Христиан написал автобиографию, он так и назвал ее – «Сказка моей жизни». Но, честно говоря, эта долгая история не слишком походила на сказочное приключение.

Он живет в своем выдуманном мире и этот мир кажется ему интереснее и реальнее происходящего вокруг. И до спряжения ли глаголов или таблицы умножения ему?

Ректор гимназии пылко невзлюбил великовозрастного ученика. Словно злой индюк, он беспрестанно клюет и травит «гадкого утенка», называя его при всех то уродом, то лодырем, то бумагомаракой.

Одинокий, всеми шпыняемый, Ганс Христиан теперь уже тоскует по острову Фюн, с которого когда-то сбежал. При каждом удобном случае он наведывается к несчастной пьющей матери и обливается слезами жалости к ней и к самому себе.

Короче говоря, годы учебы в гимназии станут тем временем, когда Дания и все мы могли потерять Андерсена как личность, как писателя. К счастью, все попытки постричь его под одну гребенку не увенчались успехом.

После нескольких лет трудного и унизительного учения, душевной путаницы и мучительных поисков, на двадцать третьем году жизни вышла первая, подлинно андерсеновская книга «Прогулка на остров Амагер». В этой книге Андерсен решил, наконец, выпустить в мир «пестрый рой своих фантазий».

Легкий трепет восхищения прошел по Дании. Будущее становилось ясным. Крупнейшие книгоиздатели Европы соревнуются между собой за право первым напечатать его очередную книгу. Сам король Дании считает за честь принять его в своей резиденции. В родном Оденсе горожане и власти в честь него устроят факельное шествие и фейерверк. А он на первый же скудный гонорар от своих книг устремляется в путешествие по Европе.

Двадцать девять раз покидал он пределы родной страны, отправляясь в путешествия. Рассказывают, что будучи в Шотландии, он забыл в гостинице трость. Хозяин привязал к ней записку с таким адресом: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену». И представьте себе, на почте приняли трость и доставили рассеянному хозяину.

При всем этом писательская судьба Андерсена трагична. Большую часть жизни и сил он отдает тому, что его сделает известным человеком, и лишь

малую долю – тому, что обессмертит его имя. Речь идет о его сказках и историях.

Как-то в детстве Андерсен спросил отца, что такое сказка. Тот ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Он давно сочиняет сказки, но рассматривает их всего лишь как литературную забаву. Только в 1835 году, уже 30-летний, наконец написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два!» Это была сказка «Огниво».

Первый сборник, названный «Сказки, рассказанные детям», вышел одновременно с романом «Импровизатор». Роман быстро завоевал внимание, ему посвящались большие статьи. «А как же расходятся мои сказки? Я ведь и на них возлагал кое-какие надежды», - интересовался Андерсен у издателя.

«Как вам сказать…Кое-кто покупает. Но особого успеха ожидать не приходится. Это же все-таки пустячок».

По правде сказать, когда сказки появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Какие странные герои! Принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью. Куда девалось в сказках уважение к важным персонам! Король у него и вовсе – голый. Щеголяют же его герои не в волшебных семимильных сапогах, а обычных непромокаемых или в калошах.

Его упрекали в том, что раньше времени впадает в детство. И только один из его издателей оказался проницательнее других, сказав: «Сказки сделают ваше имя бессмертным».

А сам Андерсен сделал для себя замечательное открытие. Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал он,- иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня и тебе откроется история всей

моей жизни! И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

После первого сборника появляется следующий – «Новые сказки», потом сборник «Истории» (на самом деле тоже сказки) и, наконец, - «Новые сказки и истории».

Не перечислить всех сказок, что написал Андерсен. Вряд ли это нужно. Зато благодаря ему мы реже обманываемся, видя перед собой «голых королей»; больше верим, в силу и бескорыстие любви, такой, как у Герды или Русалочки; ценим верность и самоотверженность оловянного солдатика; понимаем маленькие капризы принцессы на горошине; не уповаем на чудесное огниво, а больше верим в себя.

Всему надменному, самодовольному миру, где царствует свинья-копилка, Андерсен противопоставляет другой мир – труда, вдохновения и мужества.

Маленькая Герда, гадкий утенок, игрушечный оловянный солдатик на одной ноге, Элиза из «Диких лебедей», Русалочка – все это образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца.

С Андерсеном как с писателем произойдет настоящее чудо: все недостатки, свойственные его крупным произведениям, станут достоинствами в маленьких сказках. По правде говоря, сказки Андерсена не в полном смысле сказки. Скорее, это жанр, которому не придумали более точного названия. У Андерсена не только люди, но и животные, вещи, деревья, морские волны и облака – все думают, радуются, страдают, завидуют, танцуют. Он очеловечивает, одушевляет весь мир. И ему для этого совершенно не нужна была волшебная палочка.

Очарование андерсеновской сказки в том, что волшебное вдруг становится будничным, узнаваемым: лесной царь чистит свою золотую корону, старая ведьма носит синий клетчатый передник, а сказочный король сам и дет отпирать ворота в непогоду.

С помощью ключа андерсеновской фантазии открываются настоящие чудеса. Что может быть прозаичнее кухонной утвари, штопальной иглы, коробки спичек, заржавевшего уличного фонаря?

А мы слушаем, как они судачат, спорят, радуются и печалятся и смеемся или плачем вместе с ними…

А как чудесны начала сказок, так отличающиеся от традиционного «жили-были». Помните:

1. Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. (Дикие лебеди)

2. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. (Снежная королева)

3. В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. (Русалочка)

4. Хорошо было за городом! (Гадкий утенок)

5. Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! (Огниво)

В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Счастлив розовый куст, каждый день даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в своей раковине. А из пяти горошин – не та, которая разбухла в затхлой воде, а та, что выросла и дала зеленые росточки.

Но если в «Гадком утенке», в автобиографичности которого не приходится сомневаться, его прототип в конце концов превращается в «прекраснейшую из прекраснейших птиц», то сам Андерсен и после того, как взойдет на вершину мировой славы, как был, так и остался малопривлекательным человеком. И жизнь еще не раз устроит ему хорошую трепку.

Однажды, вернувшись в Копенгаген из очередной поездки за рубеж, он услышит, как за его спиной один датчанин скажет другому: - « Смотри, вернулся наш знаменитый орангутанг!» Надо отдать должное Андерсену: он с доброй иронией относился к разговорам о его внешности. Но все-таки, скорее не внешность, а комплексы, возникшие в детстве, наложили отпечаток на его отношения с женщинами.

Первой девушкой, которая завладела его воображением, была сестра его школьного товарища. Она красивая, темноглазая, зовут ее Риборг. И она, что особенно важно для Ганса Христиана, знает его стихи.

В его душу ворвался ураган любовных переживаний. Но его ужасает мысль, что придется оставить литературу. Он мог голодать, бедно одеваться, жить на чердаке, но он не мог не писать. Но напрасно он не спит ночами и мучается. Риборг давно влюблена в другого, она просто принимала любовь бедного поэта.

Его нежная дружба с Луизой Коллин была пресечена даже не потому, что Андерсен был беден, а потому что у него не было солидного положения в обществе и перспектив на будущее.

Потом, встретив на своем пути Дженни Линд, выдающуюся шведскую певицу, он готов будет пойти на любые жертвы. Гениальный датчанин нашел, наконец, принцессу своего сердца. Находясь однажды в Берлине, он отважился позвать ее на сочельник к себе в гостиничный номер, приготовил праздничный стол. Но красавица Дженни не пришла. А когда он, встретив ее позже, спросил почему, она засмеялась и сказала, что забыла о приглашении.

Один исследователь написал так: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…» Наверное, не только странно, а немножечко страшно, еще немножечко обидно и очень одиноко».

Андерсеном зачитываются миллионы, но как человека его выносят немногие. Временами от встреч с ним уклоняются самые близкие люди, но чаще делает это он сам. Он страдает тяжелой обидчивостью, мнителен и порой невыносимо серьезен. Не раз он, находясь в кругу друзей и не так поняв чьи-то слова, молча уходит с серым от горя лицом. Каждую критическую строчку о себе воспринимал как подкоп. И всю жизнь считал, что Дания - единствен6ная страна, где его не понимают и не ценят.

Странности в нем – многовато для одного человека. Его взрывной темперамент, повышенная эмоциональность часто приводят в замешательство степенных датчан. Но с кем ему всегда хорошо – это с детьми. Так и не познавший, что такое отцовство, он стремится почаще бывать в семьях, где много детей. Он пленяет их всем – высоким ростом,

Да, судьба уготовила ему незавидный удел: быть на виду у всех, иметь много друзей и в то же время всю жизнь оставаться одиноким.

С первых до последних дней своей самостоятельной жизни он обитает в гостиницах, снимает частные квартиры, подолгу живет у друзей. Конечно, хорошо, что у друзей, но ведь все-таки не у себя дома.

За два месяца до смерти он прочел в одной из газет, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых книг в мире.

Умер Андерсен в 1875 году. Умирал он долго и тяжело. У него был рак печени. И от боли и чувства обреченности он часто целыми днями сидит у окна, смотрит на улицу и молча плачет. А с кем-то из друзей поделился своей мечтой: «Ах, как мне хотелось бы хотя бы одним глазком посмотреть на свои похороны!»

И что же он увидел бы, произойди с ним такое чудо? Что его, бывшего оборвыша с острова Фюн, хоронит вся Дания; что у его гроба стоит сам датский король с семьей; что проститься с ним придут министры, генералы, иностранные послы, ученые, ремесленники, художники, а в порту в знак траура приспустят флаги корабли.

Помните старый дом, в котором прошло детство Андерсена? Если бы богачам из Оденса, смеявшимся над чудаковатым мальчишкой, сказали, что именно этот скромный домик станет главной городской достопримечательностью, они ни за что не поверили бы. Бережно хранятся тут вещи Андерсена: старый сюртук и потертый дорожный саквояж, затейливые вырезки из бумаги и собственноручно оформленные им книжки… И, конечно, книги со всего света – сказки на разных языках.

Кстати, мы читаема и перечитываем любимые сказки и совершенно не задумываемся о том, благодаря кому они прекрасно звучат по-русски, словно и писались на нашем родном языке.

Взгляните на последнюю страницу любого сборника и всюду увидите – «перевод А.В.Ганзен». А ведь их читали наши бабушки и даже пра-прабабушки. Первые переводы с этим именем появились в 1894 году.

Любопытно, что датчанин Петер Эммануэль Хансен, ставший в России Петром Ганзеном, в молодости будучи актером Королевского театра в Копенгагене, лично знал Андерсена. Поселившись в России, он вместе с женой Анной Васильевной взялся за большой труд – перевод и издание сочинений великого сказочника. Современники так отзывались об этой работе: «Благоухающая поэзия Андерсена впервые предстала читателям во всей своей чарующей прелести.»

Слава сказочника выдержала проверку временем. Имя Андерсена одно из первых в перечне самых популярных писателей.

В Королевском саду в Копенгагене стоит памятник. Бронзовый Андерсен сидит с книгой в руках, окруженный сменяющимися поколениями своих верных читателей. Одна из любимых героинь писателя – Русалочка - стала символом датской столицы. А в его родном городе рядом с памятником писателю стоит скульптура «Дикие лебеди».

У нас с вами сказочных книг очень много, в том числе и книг Андерсена. Вы их читали и еще будете читать много раз. Ведь он сам был уверен, что глубокий смысл сказок и историй доступен только взрослому человеку.

Многие из них вы знаете настолько хорошо, что ответите на вопросы викторины..

1. Как звали мальчика, которому в глаз и в сердце попали осколки дьявольского зеркала? (Кай, «Снежная королева»)

2. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя «Гадкий утенок»)

3. В каких птиц превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей «Дикие лебеди»)

4. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)

5. Назовите сказку, в которой собака помогает солдату стать королем. («Огниво»)

6 . Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? (25 «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Из какого растения Элиза плела рубашки для своих братьев? (Из крапивы «Дикие лебеди»)

8 . Кто охранял сундуки с серебром и золотом? (Собаки «Огниво»)

9. Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля»? (Никакую)

10. Что больше всего любила делать Русалочка? (Слушать рассказы о людях)

11 . В какой сказке и как королева догадалась, что пришедшая во дворец девушка – принцесса? (С помощью горошины)

Бюро находок. Кому принадлежат эти предметы?

1. Зонтик (Оле-Лукойе)

2. Горошина (Принцесса «Принцесса на горошине»)

3. Санки (Каю «Снежная королева»)

4. Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

5. Бумажный кораблик (Солдатику «Стойкий оловянный солдатик»)

6. Крапива (Элизе «Дикие лебеди»)

7. Белая и красная розы (Герде и Каю «Снежная королева»)

8. Музыкальный горшочек (Принцу «Свинопас»)

Андерсен уверял всех, что прожил необыкновенную и счастливую жизнь.

«Не беда появиться в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца», - писал он. Легенда о добром сказочнике была создана талантом самого писателя, именно поэтому она не умирает уже больше 200 лет.

Рождественская открытка с Г.-Х. Андерсеном. Иллюстратор Клаус Беккер - Ольсен

Биография Ганса Христиана Андерсена – история мальчика из бедной семьи, который благодаря своему таланту прославился на весь мир, дружил с принцессами и королями, но всю жизнь оставался одиноким, испуганным и обидчивым

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.


2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!


Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».


В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.


Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам (о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).


В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.


Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.


Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.



Похожие статьи
 
Категории