Рассмотри картину художника 19 века маковского свидание. Картина маковского "свидание"

16.02.2019
Владимир Егорович Маковский "Свидание". 40 x 31,5 см. холст, масло, 1883год.

Картина Маковского "Свидание" стала такой же характерной для русской живописи, как, например, "Тройка" Перова или другие некоторые картины передвижников. Драматическое содержание редко выступает в картинах Маковского в открытом виде. Чаще всего оно смягчено лирическими нотками, которые определяют общий эмоциональный строй произведения.
Сюжет картина Маковского "Свидание" прост и немногословен. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого и оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Они не смотрят друг на друга, но весь облик женщины, ее сосредоточенно-грустное лицо выдают глубокое горестное чувство, которое она испытывает при встрече с сыном. Только крайняя нужда заставила эту женщину разлучиться с ним и отпустить из родного дома. Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален. Его следует расценивать как большую удачу художника. Молчаливая сцена много говорит о жизни, говорит не языком бесстрастного наблюдателя, но человека, проникнутого любовью к народу. Мягкий и задушевный тон картины "Свидание" сказался и на ее колорите, на том гармоничном единстве, к которому приведены скупые и скромные краски убогой обстановки и простой крестьянской одежды. Частный эпизод показан в картине Маковского "Свидание" как явление, типичное для царской России, с характерным для эпохи капитализма обнищанием деревни, ростом крестьянской бедности, эксплуатацией детского труда. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. Жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток. По своему содержанию и задушевному тону картина Маковского "Свидание" близка к появившемуся тремя годами позже, в 1886 году, рассказу А. П. Чехова "Ванька", в котором с глубокой проникновенностью раскрыта тяжелая участь мальчика-подмастерья, попавшего из деревни в обучение к сапожнику. Изображая рядовые случаи, которые встречались на каждом шагу, художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей, заставляя горевать вместе с ними и радоваться их радостями.

Е. В. ЖУРАВЛЕВА В. Е. Маковский (М., Искусство, 1972)

Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание - написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи.

Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи. Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно. Оторванные от семьи, и все так же нищие – они едва перебиваются со дня на день, работают до изнеможения, и постоянно недоедают.

Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына. Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь. И от этого становится так грустно…

Светловолосый мальчик, босой, в грязной оборванной одежде жадно набрасывается на хлеб, который принесла его мать. Мы видим, что это всего лишь подросток, но жизнь оставила на нем тяжелый отпечаток. Его лицо, избитое судьбой, сосредоточенное, печальное… Это не лицо мальчика, это лицо тридцатилетнего мужчины. Слишком рано этот ребенок познал трудности нищей жизни.

Рядом сидит его мать, которая, как видно, приехала к нему издалека. След нелегкой судьбы на ней прочитать не труднее, чем на ее сыне. Одетая в простое крестьянское платье и платок, она пришла в город, имея с собой только небольшой узелок, в котором принесла угощение сыну. Глаза ее выражают неимоверную тоску, печаль, и боль… Мы понимаем, что она просто не может быть старой. Но угадать возраст женщины просто невозможно. Слишком много испытаний свалилось на ее судьбу. Несмотря на ее жизненнную измотанность, и то что она еще молодая и в теле женщины, ее глаза уже далеко не молоды. Это глаза старухи.

Эти два персонажа даже не смотрят друг на друга. Может быть, за время встречи не было сказано ни единого слова. Да и зачем? Они связаны одной судьбой, им не обязательно выражать словами чувства, которые и так кристально ясны. Их объединяют похожие жизненные обстоятельства, бедность. При длительном взгляде на полотно, в глазах зрителя появляются слезы. Остается только надеяться, что мы больше не увидим таких семей. Надеяться, и делать все необходимое, чтобы подобных семейных проблем никогда не существовало на нашей земле

На данный момент картина Маковского «Свидание» находится в Государственной Третьяковской галерее, ее размер – 40*31 сантиметр.

Знаменитая картина В. Маковского «Свидание» была написана в 1883 году. Она является типичным произведением «передвижников» и посвящена теме обнищания деревни и нелегкой жизни народа. Драматизм произведения, как это часто бывает у В. Маковского, смягчен лирическими нотками.

Сюжет картины прост. Мать-крестьянка пришла на свиданье к сыну, отданному в город в подмастерья. Мать и сын не смотрят друг на друга. Внимательному зрителю эта немая сцена расскажет многое.

Лицо мальчугана лет тринадцати серьезное и бледное. Он босоног, хотя на дворе зима, в грубых штанах, грязной рубахе и фартуке. Мальчик жадно набросился на принесенный матерью свежий калач.

Изможденное лицо женщины выражает нежность и умиление. Поза и весь грустный облик выдает то тяжелое чувство, которое испытывает она при редких встречах с сыном. Понятно, что отдать сына в город на обучение ремеслу ее заставила глубокая нужда.

Настроение, эмоциональный строй картины подчеркивается ее колоритом. Самыми скромными красками В. Маковский рисует убогую одежду и нищую, безрадостную обстановку: деревянные стены, потемневшие от времени, земляной пол. С глубокой проникновенностью пишет художник лица матери и сына. Тяжелая жизнь наложила на них свой отпечаток. Глядя на хмурое, не по годам серьезное лицо мальчика-подростка, вспоминаешь Ваньку из рассказа А. П. Чехова.

В.Маковский изобразил типичный случай из жизни простых людей, заставляя нас сопереживать и сочувствовать их горю и страданиям.

Помимо описания картины В. Е. Маковского «Свидание», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Задачи:

  • приобщить школьников к шедеврам живописи, познакомить с замечательным русским художником В.Е.Маковским и его картиной «Свидание», учить выделять главную мысль картины, рассмотреть выразительные возможности наречий, совершенствовать умение использовать их в своих тексте описательного характера.
  • Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание, расширять их кругозор, словарный запас, формировать речь (научиться переводить зримый образ в словесный), развивает логическое мышление.
  • Воспитывать интерес к произведению искусству.

Оборудование: репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», учебник «Русский язык» 7 кл.

Ход урока

1. Сообщение учителем темы урока.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в Третьяковскую галерею, чтоб там познакомиться с картиной русского художника В.Е.Маковского «Свидание». Мы приступили к изучению темы «Наречие» и важно не только находить эту часть речи в тексте, но и необходимо правильно использовать ее в своей речи. А сейчас послушаем наших экскурсоводов (Запись на доске темы урока; «Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею. Художник В.Е.Маковский и его картина «Свидание». Составление рассказа по картине с использованием наречий).

2. Сообщение уч-цы о художнике (С использованием презентации.)

Эта картина относится к бытовому жанру, жанру, который изображал жизнь в ее повседневных проявлениях и занимал одно из ведущих мест в русской живописи 19 века. Свое отношение к жизни, гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, свое уважение и сочувствие к ним передовые русские художники 60 – 80 годов выразили в своих картинах. Одной из картин, ставшей подлинной классикой нашего искусства является картина Владимира Егоровича Маковского «Свидание». Он родился в Москве в семье крупного чиновника, большого любителя живописи, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Маковский поступил в это училище, затем перешел в Академию художеств. В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей», написанной для академической выставки, получил академическую золотую медаль имени Лейбрена. В 1874 году за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика.

Тонкий и наблюдательный, Маковский создал картины, с тяжелым изображением сторон быта и жизни людей. В своей картине «Крах банка»(1881) художник с психологической глубиной передал отчаяние и удивление жертв краха. Правдивые жизненные сцены передал он в картинах «Посещение бедных» (1874), «В приемной доктора» (1870) и «Получение пенсии».

На картине «Посещение бедных» изображена барыня – благодетельница, посетившая бедную семью чиновника. С любопытством разглядывает она бедняков. Невольно задерживаешь взгляд на фигуре ожиревшего лакея, который с презрением смотрит на неказистую обстановку.

На второй картине притягивает к себе внимание женщина, советующаяся со священником и ожидающая от него исцеления.

В картине «Получение пенсии» очень удачно дана дама генеральша, пришедшая со своим мальчиком и лакеем за пенсией.

Картина «Вечеринка» показывает людей, готовых к борьбе за благо народа.

В картине «Осужденный» он ввел невинно осужденного революционера.

Маковского интересовала жизнь детей бедноты, и в своих картинах он раскрывает тяжелую долю. Свои сюжеты он берет из сельской и городской жизни.

С любовью рисует художник деревенских ребят, которые полны жизни, несмотря на нужду и недостатки, несмотря на нищенскую одежду и неопрятный вид. Им близка русская природа. Им он посвятил картины «Ночное», «Игра в бабки».

Тяжелая доля детей, живущих в городе, представлена в других красках и других образах. Здесь он изображает забитых, потерявших детский облик детей. В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними. Об этом в русской литературе говорилось много раз. Ярким примером является стихотворение «Плач детей» Н. А. Некрасова.

3. Чтение стихотворения «Плач детей» Н. А. Некрасова учеником.

4. Художественное чтение рассказа А. П. Чехова «Ванька» учителем наизусть.

Что объединяет все эти произведения? (Тема детства)

Ярким примером является картина «Свидание», написанная в 1883 году.

5. Рассматривание репродукции картины «Свидание»

6. Беседа по картине.

Какое впечатление производит картина?

О чем хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе).

Какова композиция картины?

Кто является героями картины?

(В центре картины крестьянка, одетая в темно-синий деревенский полушубок, коричнево - красный платок, и красную юбку работа: незнакомые слова записываются в пестрое ситцевое платье повязанная платком).

Какие мелкие детали дополняют этот образ? (Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой).

Какая деталь в облике много говорит о женщине? (Палка - путь был долгий, трудный).

Теперь поговорим о мальчике. Что мы можем сказать о нем? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесенный матерью гостинец.

Вот этот гостинец. О чем он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. - В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними).

Проанализируем колорит картины. Какие краски преобладают? (Картина написана в мрачных темных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей).

Почему? (Это дает возможность художнику сосредоточить все внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына.)

Какова главная мысль картины? (Тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.)

Я рада тому, что вы очень внимательно рассмотрели картину. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием наречий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется наречием. (Дети дают формулировку правила).

Итак, ваша задача: как можно больше подобрать по картине наречий, которые помогли бы вам написать сочинение. Работаем (Дети проговаривают, я записываю на доске).

7. Работа по учебнику. Упр. 240. Чтение словосочетаний

8. Составление плана сочинения.

I. Слово о русском художнике К. Е. Маковском.

II. Встреча матери с сыном. (Описание картины «Свидание»).

1. Композиция картины.

2. Описание главных героев.

3. Значение цвета в пейзаже художника.

III. Мое впечатление о картине.

9. Устный рассказ по картине.

10. Домашнее задание: написать сочинение по картине В. Е. Маковского “ Свидание”.

Использованная литература: Д.Д. Зверев Беседы об искусстве на уроках рисования.

В.Е. Маковский - один из лучших художников 19 века. Своими картинами автор заставлял людей задуматься о проблемах, которые были актуальны в то время. Большинство его произведений изображают ту или иную ситуация, в которой отображены реалии его времени. Одна из лучших его картин называется «Свидание». Давайте разберемся, что на ней изображено и почему её считают одной из лучших в его творчестве.

На переднем плане располагаются основные действующие лица: мать и сын. Долгое время они не видели друг друга и вот наконец-то встретились.

По глазам матери можно понять, насколько она рада видеть своего сына. Видно, она проделала нелегкий путь, чтобы встретиться с ним. Художник акцентирует внимание зрителей на трости и пыльном мешке. Мы понимаем, что женщина больна, но все равно готова на все, ради встречи со своим ребенком. Её нос покраснел от мороза, однако она все равно рада видеть своего ребенка.

Сын жадно вгрызается в булку, которую принесла ему мама. Мальчик полностью сконцентрирован на еде. В этом нет ничего удивительного. В конце 19 века, дети часто уходили из дома в юном возрасте на подработки. Чаще всего, они становились подмастерьями - помогали в самой тяжелой работе мастерам. Они таскали тяжелые предметы, выполняли все работы по дому. Часто это приводило к смерти.

О том, что мальчику трудно, можно судить по его внешнему виду. Его одежда вся в пыли. Видно, что она старая и изношенная. К тому же, он босой. Наверное, ему безумно трудно в холодные времена года.

В глазах матери можно увидеть грусть. Это не удивительно, ведь, скорее всего, она сама отправила сана на подработку. Она могла бы забрать его, но тогда у их семьи не будет средств на то, чтобы прокормить себя.

Этой простой картиной В.Е. Маковский поднимает проблему бедности крестьянства в 19 веке. Не смотря на отмену крепостного права, жизнь населения не стала легче. Денег не хватало даже на еду, не то что на одежду. Каждый выживал, как мог. Кто-то старался зарабатывать, выращивая продукты в огороде. Некоторые отправлялись в город на заработки.

Также и главный герой картины, зарабатывает деньги черным трудом ради своей семьи. Он отдал свое счастливое детство ради благополучия близких людей.

Место, в котором встречаются герои, похоже на комнату отдыха рабочих. Она грязная и темная. Все, что в ней есть - это кувшин с водой для того, чтобы утолить жажду. Окно очень маленькое, поэтому света в помещении мало.

Вся картина нарисована в темных тонах, что задает нужную атмосферу. Зритель сопереживает героям, ведь осознает, возможно, герои встретятся не скоро. Матери все труднее навещать своего сына. Мальчика же в любой момент может погубить тяжелый труд.

Подводя итог, хочется сказать В.Е. Маковский - настоящий гений. Он парой движений кисточки способен создать полотно, которое заставит сердце любого человека трепетать. Не смотря на мрачность картины «Свидание», она заслуженно имеет звание шедевра русской живописи. Без слез трудно смотреть на встречу печальной матери с её голодного сыном.



Похожие статьи
 
Категории