Расстановка общественных сил в 1860 году. Основные направления общественной мысли

03.03.2020

Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах: первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы.

В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра I и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса.

Так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря на свое миролюбие, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.

Парижский мирный трактат, подписанный 18 марта 1856 г., хотя был и невыгодным для России, все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.

Потрясение, которое Россия пережила от поражения в Крымской войне, заставило правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства до более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Народные восстания первой половины XIX века стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.

В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Теория официальной народности, созданной консерватором, министром народного просвещения, графом С.С.Уваровым, и состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я.Чадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии.

Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х годов двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России.

Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, выступавший за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы - члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.

Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш.Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).

Вопрос

Александр II – один из самых вдающихся русских монархов. Александр Николаевич был прозван в народе Александром Освободителем.

Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влияниям. Отец не получил в свою пору хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему высокому делу правления государством. Александр вступал на престол 36-ти лет от роду (родился в 1818 г.), зрелым человеком, достаточно опытным в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александр II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего «наставника» – известного поэта В. А. Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный «план учения» цесаревича, утвержденный императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вел с ним «беседы о законах». Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837 г.). Двадцати трех лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен-Дармштадтской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началась служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своею кончиною: «Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое... Провидение судило иначе».

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Все внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

5. Причины отмены крепост-го : была обусловлены политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 1.Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы2. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. 3. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.4. протест самих крестьян и их частые восстания(огарёв) 5. Поражение в Крымской войне продемонстрировало отсталость социально-политической системы страны, и военно тех-кую 6. Требование отмены крепостного права выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами(славянофилы и западники),- Сперанский при Ник.1, и после крымс. Войны выступали сами консерваторы Погодин, кот. решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. (фёдоров)

18 февраля 1855 г. умер Николай I. на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. О необходимости отмены крепостного права Александром II официально заявил в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г.-он говорил, что лучше отмену крепостного права провести сверху, чем это придёт снизу.

И началась подготовка реформы.3 января 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, но работу они тормозили. В итоге Алек. 2 поручил генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». С этого момента подготовка крестьянской реформы уже перестала быть секретом, и в феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Подготовка самой реформы проходила при общест-но-полит-м Подъёме в стране- Герцен в Лондоне, и Чернышевский в Питере. – выражали они свои идее в журналах герцен в Колоколе, с 1857г.-он выступал за освобождение крестьян с землёй, Чернышевский «современник». Права, свободу печати, Отношение помещиков к готовящейся реформе было разным, одни- протв, др.- за отмену, но выдвигали свои проекты-помещики чернозёмных губерний предлагали предоставить сразу землю в собственность за выкуп.

В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями в основном был подготовлен. Затем он под­вергся исправлениям, и только в 1860г. проект был отправлен в Главный комитет где обсуждался он до 14 января1861г., затем поступил в Гос. Совет,но в него были внесены членами гос. Совета исправления о праве помещика предоставить крестьянам в собственность бесплатно четверть высшей нормы надела.19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест и«Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»(они включали в себя 17 законодательных актов), в них было о:личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в руках помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле.

Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом

3-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 367с.; Ч.2 - 368с. 14-е изд. - М.: 2012. Ч.1 - 365с.; Ч.2 - 383с.

Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, по-новому внешне и внутренне оформлен. В учебнике впервые устанавливаются интегрированные связи между предметами «Литература» и «Русский язык» образовательной области «Филология». Задания и вопросы рубрики «Язык литературы» ориенти¬рованы на содержание учебника А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».

Часть 1.

Формат: pdf (3-е изд. - М.: 2016 . Ч.1 - 367с.; Ч.2 - 368с.)

Размер: 64,3 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 65 ,8 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

Часть 1.

Формат: pdf (14-е изд. - М.: 2012 . Ч.1 - 365с.; Ч.2 - 383с.)

Размер: 17,6 Мб

Скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 18,8 Мб

Скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

ЧАСТЬ 1
От автора 3
Повторение изученного 6
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века 7
Своеобразие становления реализма в русской литературе -
Национальное своеобразие русского реализма 9
Эволюция русского реализма 12
Русская литературная критика второй половины XIX века 16
Расстановка общественных сил в 1860-е годы 17
«Эстетическая критика» либеральных западников 23
«Реальная критика» революционеров-демократов 28
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов 30
Литературно-критическая программа славянофилов 31
Литературно-критическая позиция почвенников 35
Иван Сергеевич Тургенев 41
Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева -
Общественные взгляды Тургенева 47
Детство 50
Юность 52
Молодость 53
«Записки охотника» 55
Повести «Муму» и «Постоялый двор» 59
Роман «Рудин» 60
Повести о трагическом смысле любви и природы 63
Роман «Дворянское гнездо» 65
Роман «Накануне». Разрыв с «Современником» 71
Роман «Отцы и дети» 77
Творческая история романа «Отцы и дети» -
Трагический характер конфликта в романе 82
Споры Базарова с Павлом Петровичем 85
Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью 90
Мировоззренческий кризис Базарова 93
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова 95
«Отцы и дети» в русской критике 98
Литературоведческий практикум «Отцы и дети» 101
Идейное бездорожье. «Дым» 104
Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь» 107
Последние годы жизни Тургенева 109
Николай Гаврилович Чернышевский 113
Гражданская казнь -
Детские годы -
Саратовская духовная семинария 115
Петербургский университет 116
Саратовская гимназия 118
Подступы к новой эстетике 120
Роман «Что делать?» 123
Творческая история романа «Что делать?» -
Жанровое своеобразие романа 124
Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения 125
Диалоги с «проницательным читателем» -
Композиция романа -
Старые люди 126
Новые люди 127
«Особенный человек» 129
Четвёртый сон Веры Павловны 130
Каторга и ссылка. Роман «Пролог» 132
Иван Александрович Гончаров 135
О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова -
Роман «Обыкновенная история» 138
Цикл очерков «Фрегат „Паллада"» 142
Роман «Обломов» 144
Н.А.Добролюбов о романе 145
А.В.Дружинин о романе 146
Полнота и сложность характера Обломова 147
Андрей Штольц как антипод Обломова 150
Обломов и Ольга Ильинская 151
Историко-философский смысл романа 154
Литературоведческий практикум. «Обломов» 155
Творческая история романа «Обрыв» 158
Райский 161
Бабушка 164
Марфенька 165
Вера -
«Просветитель» Веры - нигилист Марк Волохов 166
Грехопадение Веры 168
Выход из «обрыва» 169
«Обрыв» в оценке русской критики 171
Александр Николаевич Островский 174
Художественный мир драматурга -
Детские и юношеские годы 178
Начало творческого пути 180
«Гроза» как русская трагедия 183
Творческая история «Грозы» -
«Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе» 185
О народных истоках характера Катерины 190
Н.А.Добролюбов и А.А.Григорьев о «Грозе» 192
Катерина как трагический характер 195
Литературоведческий практикум. «Гроза» 198
Историческая драматургия Островского 200
Драматургия Островского конца 1860-1870-х годов 203
В мире сказки 207
Драма «Бесприданница» (1878) 208
Пьесы жизни 222
Фёдор Иванович Тютчев 226
Малая родина Тютчева -
Тютчев и поколение «любомудров» 229
Мир природы в поэзии Тютчева 231
Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития 233
Хаос и космос в лирике Тютчева -
Любовь в лирике Тютчева 235
Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека 237
Поэтическое открытие русского космоса 238
Литературоведческий практикум. Любовная лирика Ф. И.Тютчева 244
Николай Алексеевич Некрасов 245
О народных истоках мироощущения Некрасова -
Детство и отрочество Некрасова 247
«Петербургские мытарства». Встреча с В. Г. Белинским.

Некрасов - журналист и издатель 256
Поэтический сборник Некрасова 1856 года 259
Некрасов о судьбах русской поэзии -
Народ в лирике Некрасова. Поэтическое «многоголосье» 261
Своеобразие сатирических стихов Некрасова 265
Поиск героя нового времени в поэме «Саша» 267
Своеобразие любовной лирики Некрасова 268
Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года 270
Первый пореформенный год. Поэма «Коробейники» 272
Период «трудного времени». Поэма «Мороз, Красный нос» 275
Лирика Некрасова 1860-х годов 281
Лирика Некрасова 1870-х годов 285
Историко-героические поэмы 287
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 293
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо».
Жанр и композиция поэмы-эпопеи -
Первоначальные представления странников о счастье 296
Перелом в направлении поисков 300
Яким Нагой 301
Ермил Гирин 302
Странники и помещик 303
Матрёна Тимофеевна 304
Савелий, богатырь святорусский 306
Народный мир в движении 308
Творческая история «Пира на весь мир» 310
Гриша Добросклонов 311
Литературоведческий практикум. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 314
«Последние песни» 316
Афанасий Афанасьевич Фет 320
Стихи Фета о назначении поэзии 323
Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века 325
Характерные особенности лирики Фета 328
Метафоричность лирики Фета 330
Любовная лирика Фета 331
Природа в поэзии Фета 333
Эпитет в лирике Фета 336
Литературоведческий практикум. Лирика А. А. Фета 338
Алексей Константинович Толстой 339
Жизненный путь А.К.Толстого -
Лирика А. К. Толстого 343
Баллады и былины А.К.Толстого 350
Трилогия А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» 354
Сатирические произведения А.К.Толстого 356
«Бесстрашный сказатель правды» 358
Литературоведческий практикум. Любовная лирика А. К.Толстого 360

ЧАСТЬ 2
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 3
Мастер сатиры -
Детство, отрочество, юность Салтыкова-Щедрина 5
«Вятский плен» 8
«История одного города» 10
Проблематика и поэтика сатиры «Истории одного города» -
Литературоведческий практикум. «История одного города» 21
«Общественный» роман «Господа Головлёвы» 22
«Сказки» 29
Страницы истории западноевропейского романа XIX века 43
Фредерик Стендаль -
«Красное и чёрное» 44
«Пармская обитель» 45
Оноре де Бальзак 47
«Человеческая комедия» 49
Роман «Евгения Гранде» -
Роман «Отец Горио» 52
Чарльз Диккенс 58
Рождественские повести Диккенса 60
Роман «Домби и сын» 61
Фёдор Михайлович Достоевский 66
Детство 67
Отрочество в Военно-инженерном училище 69
Начало литературной деятельности. «Бедные люди» 71
Кружок Петрашевского 76
Сибирь и каторга 78
«Почвенничество» Достоевского 80
Идеологический роман «Преступление и наказание» 85
Теория Раскольникова 88
Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова 89
Идея и натура Раскольникова 90
«Наказание» Раскольникова 94
Раскольников и Сонечка 96
Литературоведческий практикум. «Преступление и наказание» 100
Роман «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов 102
Жанровое своеобразие романов Достоевского 105
Роман о «положительно прекрасном» человеке 108
Спор с нигилизмом. «Бесы» 114
Роман «Подросток» 115
Роман «Братья Карамазовы» 116
Лев Николаевич Толстой 128
Родовое гнездо -
Детство 131
Отрочество и юность 134
Молодость на Кавказе 138
Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Толстого 140
Толстой - участник Крымской войны 146
«Севастопольские рассказы» 150
Чернышевский о «диалектике души» Толстого 153
От «диалектики души» - к «диалектике характера» 155
Творчество Толстого начала 1860-х годов 157
Общественная и педагогическая деятельность Толстого 161
Роман-эпопея «Война и мир» 163
Творческая история «Войны и мира» -
«Война и мир» как роман-эпопея 165
Композиция «Войны и мира» 171
«Народ» и «толпа», Наполеон и Кутузов 174
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова 180
Наташа Ростова 194
Эпилог «Войны и мира» 199
Литературоведческий практикум. «Война и мир» 202
«Анна Каренина» 207
Религиозно-этические взгляды Толстого 215
«Воскресение» 222
Уход и смерть Л. Н. Толстого 227
Николай Семёнович Лесков 231
Художественный мир писателя -
Детство 237
Юность 240
Вхождение в литературу 241
Писательская драма Лескова 242
«Леди Макбет Мценского уезда» 243
«Соборяне» 245
«Очарованный странник» 252
Литературоведческий практикум 262
Страницы зарубежной литературы конца XIX - начала XX века 264
Генрик Ибсен -
«Кукольный дом» («Нора») 266
Ги де Мопассан 270
«Ожерелье» 273
Бернард Шоу 277
«Пигмалион» 278
Антон Павлович Чехов 282
Особенности художественного мироощущения Чехова -
Труд самовоспитания 286
Ранний период творчества 295
Творчество второй половины 1880-х годов 298
Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов 304
Путешествие Чехова на остров Сахалин 306
Люди, претендующие на знание настоящей правды -
Трагедия доктора Рагина 316
Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге» 318
«Студент» 322
«Маленькая трилогия» 325
От Старцева к Ионычу 332
Повесть Чехова «Дама с собачкой» 334
Литературоведческий практикум.
Проза А. П. Чехова 339
Общая характеристика «новой драмы» 340
Исторические истоки «новой драмы» 342
Особенности поэтики «новой драмы» 344
О жанровом своеобразии комедии Чехова «Вишнёвый сад» 348
Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишнёвом саде» 350
Литературоведческий практикум. «Вишнёвый сад» 354
О мировом значении русской литературы 357

Идейные течения, политические партии и общественное движение в 1860-х– 1890-х

(Консерваторы, либералы. Эволюция народничества. Начало рабочего движения. Российская социал-демократия .)

Реформа 1861 г. не решили аграрного вопроса и не улучшила положения крестьянских масс, не оправдала их ожидания. Грабительская отрезка помещиками земель от крестьянской запашки обострила тяжелую нужду крестьян в земле, заставила их втридорога арендовать барские земли. Арендные цены росли, земля дорожала. Правительство возложило на крестьянство издержки войны 1877–1878 гг. Крестьянские движения в конце 70-х годов приобретают широкий размах.

Тяжелым было и положение рабочего класса. В пореформенный период наблюдается быстрый рост числа индустриальных рабочих. Низкая оплата труда, произвольные штрафы, неограниченный день (13–14 часов), отсутствие фабричного законодательства вынуждало рабочих к стачкам, к забастовкам.

Стремление общества к ограничению самодержавия и введения конституции привели к подъёму общественного движения в России

Причины подъёма общественного движения:

  • Ограниченность и незавершённость реформ 1860 – 1870-х гг.
  • Сохранение самодержавия и полицейских методов управления.
  • Нерешённость аграрного вопроса.
  • Острота социальных противоречий.
  • Отсутствие демократических свобод (свободы слова, собраний, печати, гарантий свободы личности.
  • Колебание правительственного курса – от либерализма к консерватизма.

Консервативное направление.

Представители – К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, газета «Московские ведомости», Д. А. Толстой, министр народного просвещения.

Основные идеи – Сохранение самодержавия, единой и неделимой России, господства православия, поощрение русификации «инородцев», необходимость корректировки реформ 60-70-х гг. XIX в. интересах дворянства

Во второй половине XIX в. российский либерализм в значительной своей части переживает обновление, состав участников пополняется за счет возросшего слоя интеллигенции, которая привносит в либеральное движение отрицание самодержавия, требования социально-экономических преобразований в интересах широких слоев народа, организованность.

Либеральное направление

Представители – И.И. Петрункевич, А.С. Муровцев, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, журнал «Вестник Европы»

Основные идеи – Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод

Революционное направление

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма, была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов . Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России.

Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины о возможности для России непосредственного перехода - минуя капитализм - к социалистическому строю через общину. Присущие этому патриархальному институту крестьянской жизни периодические уравнительные переделы земли между «дворами», совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, мирская сходка как орган самоуправления рассматривались народниками в качестве зародышей социалистических отношений.

Идеология народничества отражала интересы и настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма. По существу народники боролись за буржуазно-демократическую революцию, хотя мечтали перейти к социализму минуя капитализм. Безвозмездная передача всей помещичьей земли крестьянам не только не уничтожила бы капитализм, а, напротив, дала бы более широкую базу для его развития.

Причины возникновения:

  • Несправедливость крестьянской реформы 1861 г.
  • Чувство вины русской интеллигенции перед русским народом.
  • Ослабление цензуры (1865 г.)

Условно движение народничества можно разделить на три периода:

I период - 60-е годы XIX в.

— Пропаганда идей свержения самодержавия (Журнал «Современник» Н.Г. Чернышевского, Санкт-Петербург, с конца 1850-х гг. Первая русская бесцензурная газета «Колокол» в Лондоне с 1857 по 1865 гг.)

— В конце 1861 года возникла первая подпольная революционная организация «Земля и воля». (Название было взято из статьи Огарева «Что нужно народу?» Организаторы: Н.А. и А.А. Серно-Соловьёвичи, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов и др. Активное участие в создании «Земли и воли» приняли Герцен и Огарев. Идейным вдохновителем и вождем движения стал Н.Г. Чернышевский. Ориентируясь на подъем крестьянского движения, вызванного отменой крепостного права, землевольцы надеялись поднять крестьян на революцию. Они развернули активную издательскую деятельность, создали филиалы своей организации в других городах. Землевольцы объявили о поддержке восстания в Польше (1863 – 1864 гг.). После ареста Серно-Соловьёвича тайное общество возглавили малоопытные студенты. Они рассчитывали на то, что в 1863 г. произойдёт крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, «Земля м воля» самораспустилась (1864 г.)

На рубеже 60 – 70-х гг. XIX в. возникают революционные народнические кружки:

  • Ишутинцы (1863 – 1866 гг.) Организаторы Н.А. Ишутин, И.А. Худяков. Своей целью ставили подготовка вооруженного восстания. Введение общественной собственности и коллективного труда. Попытки организовать коммуны и мастерские окончились неудачей. В организации существовал тайный центр для контроля над своими членами в период подготовки и осуществления революции под названием «Ад». Часть членов организации придерживались террористической тактики. 4 апреля 1866 г. произошло неудачное покушение члена организации Д.В. Каракозова на Александра II . После этого организация была разгромлена. Ишутин приговорён Верховным уголовным судом к казни, замененной пожизненной каторгой. Умер на каторге в 1879 г.
  • Нечаевцы (1869 – 1871 гг.) К ружок С.Г. Нечаева «Народная расправа». Осуществление политического переворота. Была сформирована централизованная и дисциплинированная организация. Было осуществлено показательное убийство подозреваемого в измене члена организации И. Иванова в целях укрепления дисциплины. Процесс над членами организации из политического превратился в уголовный.
  • Чайковцы (1871 – 1874 гг.). Устава общество не имело и более занималось просвещением и самообразованием. Первоначально они распространяли легально изданные книги и создавали самообразовательных обществ. Позднее – переход к распространению нелегальной литературы. Инициирование «хождения в народ»

Разработки теории революционной борьбы

Основные идеи революционного народничества:

  • Капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху» и не имеет на русской почве социальных корней.
  • У России особый путь исторического развития.
  • Будущее России – социализм, минуя капитализм.
  • Ячейка социализма в стране – крестьянская община.

II период – 70-е гг. XIX в.

Это было время подъема революционного движения в Западной Европе. В 1864 г. К. Марксом и Ф. Энгельсом был создан I Интернационал «Международное товарищество рабочих». К его деятельности было приковано внимание революционеров всех стран. В 1870 г. группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала. Ее представителем в Генеральном совете Интернационала был К. Маркс. Большое впечатление на передовую молодежь России произвела героическая борьба французского пролетариата в дни Парижской коммуны 1871 г. В 70-е годы произошел подъем крестьянского движения в стране. Подъем крестьянского движения и революционные события в Западной Европе способствовали оживлению революционно-демократического движения, которое теперь получило термин «народничество».

Идеологами народничества 70-х годов были

М.А. Бакунин (1814 – 1876 гг.) в 40-х годах XIX в. эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. Идеолог анархизма, принципы которого изложил в книге «Государственность и анархия» (1873 г.). Основной задачей революции, по его мнению, должно быть разрушение государства и замена его федерацией самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций. Главную силу революции он видел в крестьянстве и люмпен-пролетариате – «разбойном элементе». Бакунин доказывал, что русский мужик уже готов к революции. Революционерам нужно немедленно идти в народ и поднимать его на бунты, которые выльются во всероссийскую революцию.

П.Л. Лавров (1823 – 1900 гг.) . В 60-х годах за участие в революционном движении был арестован. В 1870 г. бежал за границу. Основное произведение – «Исторические письма» Ведущей силой исторического процесса он считал «критически мыслящих личностей», т.е. интеллигенцию. Интеллигенция находится в неоплатном долгу перед народом и должна оплатить ему этот долг. Она должна развернуть широкую пропаганду среди народа, помочь народу в его борьбе за освобождение. Для успешной борьбы за освобождение народа интеллигенция должна создать революционную организацию.

П.Н. Ткачёв (1844 – 1886 гг.). В 1873 г. после освобождения из тюрьмы эмигрировал за границу. Последователь французского коммуниста-утописта Огюста Бланки. Ткачёв полагал, что переворот в России должна осуществить небольшая группа заговорщиков. Путём государственного переворота данное консервативное государство будет преобразовано в революционное, в котором будут проведены социалистические преобразования. Ткачёв считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры и с ним легко будет справиться. Ткачёв не считал крестьянство революционной силой.

До конца 70-х годов под влиянием бакунинских идей все силы народников были сосредоточены на подготовке крестьянской революции. Первой проверкой идеологии революционного народничества на практике стало предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. массовое «хождение в народ» (1874 – 1875 гг.).

Особенности:

  • Отсутствие единого руководящего центра.
  • Отсутствие единой программы деятельности.
  • Отсутствие единой платформы

Два виды пропаганды:

  • Летучая — передвижения от села к селу, выступления на сходках, чтение прокламаций, призывы не повиноваться администрации, не платить налоги, проповедь христианского равенства.
  • Оседлая – Проживание небольшими группами в сёлах, организация артелей и коммун, школ, распространение нелегальной литературы, постепенная агитация

Но крестьянство оказалось невосприимчивым к идеям революции и социализма. Провал акции «хождения в народ»

В то же время опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил. В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля», отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. (Основатели организации – Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский и др.)

Цели и задачи организации:

  • Свержение самодержавия.
  • Осуществление социалистической революции.
  • Передача всей земли крестьянам с правом общинного использования.
  • Введение сельского и городского «мирского самоуправления»
  • Создание производственных, земледельческих и промышленных ассоциаций (объединений)
  • Введение свободы слова, собраний, вероисповеданий

Деятельность:

6 декабря 1876 г. – первая в России политическая демонстрация у Казанского собора в Санкт-Петербурге

1878 г. – покушение В. Засулич на петербургского градоначальника Ф. Трепова;

1879 г. – покушение А. Соловьёва на Александра II

1879 г. – раскол «Земли и воли»:

  • «Чёрный передел» (у крестьян назывался полный передел в общине. Революционеры намекали на полный раздел все земли, в том числе и помещичьей)- основатели Г. Плеханов, Л. Дейч, В. Засулич и др. Они сохраняли основные положения программы и тактики «Земли и воли»
  • «Народная воля»- основатели А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская и др. Они были сторонниками тактики террора для устрашения правительства и обеспечения политического переворота. Выдвинув лозунг борьбы за политическую свободу, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению серии террористических актов против царя. Было подготовлено и осуществлено восемь покушений на Александра II. 1 марта 1881 года было осуществлено покушение на царя, в результате которого Александр II получил смертельное ранение от взрыва бомбы, брошенной И. Гривеницким.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы после убийства царя не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения - Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и другие - были схвачены и казнены.

Начиная с 80- годов революционное народничество вступило в полосу кризиса. Интеллигентский радикализм в те годы переживал некоторое отрезвление. На первый план выдвинулась задача борьбы за политическую свободу, а реализация социалистической идеи отодвигалась в будущее. В целом же народничество и в 80-е годы оставалось господствующим направлением в русской общественной жизни.

III период - 80-е годы XIX в.

Убийство Александра II стало началом заката революционного народничества. Последним отзвуком террора стало неудачное покушение на Александра III 1 марта 1887 г., организованное группой петербургских студентов с участием А.И. Ульянова (старшего брата Ленина). На смену революционному народничеству пришло либеральное народничество, которое выступило за уничтожение остатков крепостничества, в первую очередь помещичьего землевладения, улучшения материального положения крестьян, недопущения в России «язв» капитализма, отказ от традиций революционной борьбы. Они пропагандировали мирный путь общественных и социальных преобразований, выступали и с теорией «малых дел» в культурно-просветительской и народнохозяйственной областях (устройство больниц, развитие сети народных школ, защита прав крестьянства, агрономическая помощь и т.д.). Интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. Идеологами либерального народничества были Н.К. Михайловский - публицист, литературный критик, экономисты В.В. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон.

Развитие капитализма и рост рабочего движения в России, а также кризис революционного народничества в 80-е годы заставили некоторых представителей из числа народников обратиться к марксизму . В 1883 г. в Женеве бывшие члены «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и другие создали первую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда».

Основными целями группы были:

  • распространение идей марксизма в России путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса (серия «Библиотека современного социализма»);
  • критика народничества (основной революционной силой является пролетариат, а не крестьянство);
  • анализ русской действительности с позиций марксизма.

Параллельно с группой «Освобождение труда» возникают и действуют марксистские кружки в самой России:

«Социал-демократическое сообщество» М. И. Бруснева, 1889 — 1992 гг. Санкт-Петербург — Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и первой маёвки в России 1891 г. в Санкт-Петербурге

В 90-е годы происходит становление В.И. Ленина как теоретика марксизма в России. Он:

  • выдвигает положение о революционном союзе пролетариата и крестьянства при руководящей роли пролетариата в борьбе с самодержавием.
  • Особое внимание Ленин уделяет задаче создания революционной пролетарской партии путем соединения марксизма с рабочим движением.

Осенью 1895 г. в Петербурге при участии В.И. Ульянова (Ленина) и Ю.О Цедербаума (Мартова) был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который Ленин назвал зачатком революционной партии. Вскоре руководители «Союза» и среди них Ленин были арестованы и в 1897 г. сосланы в Сибирь.

В 1898 г. в Минске состоялся первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), положивший начало созданию социал-демократической партии в России.

Рабочий класс и рабочее движение

За последнюю треть XIX в. численность рабочих в России увеличилось втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Ряды рабочего класса пополнялись в основном за счет крестьян. Отрыв от земли происходил медленно. Страхование от болезней и несчастных случаев тогда не существовало, пенсий тоже не было. Многие рабочие, состарившись, возвращались доживать свой век в деревню. Земельный надел был для них страховкой.

На фабриках рабочий день доходил до 14 – 15 часов. Широко использовался труд женщин и подростков. Заработная плата рабочих в России была в два раза ниже, чем в Англии, и в четыре раза ниже, чем в США.

Вскоре обнаружилось, что рабочие вовсе не обладали тем бесконечным терпением, каким отличались крестьяне. Те же самые люди на фабрике вели себя иначе, чем в деревне, где их сковывали отцовская власть и деревенские традиции. Крестьяне приносили с собой на фабрику накопившееся в деревне недовольство, здесь оно возрастало ещё больше и прорывалось наружу.

В 1872 г. произошла одна из первых забастовок в России, стачка на Кренгольмской мануфактуры в Нарве. В 1880 г. произошла стачка на Ярцевской мануфактуре купцов Хлудовых в Смоленской губернии. Бросив работу, рабочие побили стёкла на фабрике. В Ярцово были вызваны войска. В последующие годы волнения произошли в Московской губернии, в Ярославле и Петербурге. В 1885 году произошла забастовка на Никольской мануфактуре, Морозова (близ Орехова-Зуева), охватившая около 8 тыс. рабочих.

1886 г. правительство приняло закон, по которому участие в забастовке каралось арестом сроком до месяца. Предпринимателям же запрещалось налагать штрафы сверх установленного предела. Принимались меры к упорядочению рабочего дня, взимания штрафов, условий труда для женщин и детей. Контроль за исполнением закона возлагался на фабричную инспекцию. В 1897 г. был принят «Новый фабричный устав».

Решено было под контролем полиции создать «общества взаимного вспомоществования рабочих», чтобы отвлечь их от прямой борьбы за свои права. Идея принадлежала начальнику московского охранного отделения С.В. Зубатову. Эта политика получила название «зубатовщины». «Зубатовские профсоюзы» появились в Петербурге, Москве, Минске, Вильно, Одессе и других промышленных центрах.

Лишь с наступлением промышленного подъёма в 1893 г. волнения рабочих постепенно улеглись .

Они получили название народников. положению подавляющая часть народников происходила из разночинцев выходцы из малообеспеченных семей: священников мелких чиновников дворян получившие возможность учиться делать карьеру занять видное место в обществе. Общественнополитические воззрения народников являли собой странное соединение положений христианской этики и социалистических теорий. Это хождение в народ продолжалось не более двух лет и закончилось полным провалом агитационного этапа движения народников.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


№35

Общественное движение в России в 1860-1870-е гг.

Главная опасность курсу обновления страны исходила от тех, кто считал, что реформы идут слишком медленно и носят поверхностный характер. Представители леворадикальных течений и кружков, требовавшие коренных изменений в стране, заявили о себе как раз в начале 1960-х гг. Они получили название народников.

Родоначальниками их идеологии являлись А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, а главный девиз сформулировал ещё В.Г.Белинский: «Человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества».

Позже эту формулу развил известный идеолог крестьянского социализма Н.К.Михайловский. По его представлениям, «личность» не может занять достойное положение ни при капитализме, ни при «царской диктатуре», поэтому надо отбросить и разрушить современное общество и соорудить на его обломках некое общинное царство света и справедливости, построенное на принципах равенства и бескорыстия.

По своему соц. положению подавляющая часть народников происходила из разночинцев (выходцы из малообеспеченных семей: священников, мелких чиновников, дворян), получившие возможность учиться, делать карьеру, занять видное место в обществе. Но учёба и служба их не манили: они мечтали о радикальных переменах в России.

С конца 1850-х гг. народники начали объединяться в тайные кружки и союзы, вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.

Общественно-политические воззрения народников являли собой странное соединение положений христианской этики и социалистических теорий. Бросая бомбы, убивая кинжалом из-за угла, стреляя из револьвера в одних людей, они хотели сделать счастливыми других. Эта соц. философия не имела ничего общего с христианством, утверждающим самоценность каждой человеческой жизни. Однако народники не испытывали раскаяний, собственные кровавые акты они воспринимали как народный ответ «самодержавной деспотии». Их отличала фанатическая ненависть к общественному устройству России. Им не нужны были преобразования, они мечтали о крушении. Во имя осуществления этой мечты молодые люди шли на самые невероятные поступки, жертвовали карьерой, а не редко и жизнью, и не только своей.

Первой заметной народнической организацией стала «Земля и воля», существовавшая в 1861-1863 гг. и объединявшая несколько десятков юношей и девушек – большей частью студентов различных петербургских учреждений. Землевольцы пришли к убеждению, что самому народу не поднять восстание для установления социалистической республики. К этой заветной народнической цели его надо подготовить, подвести.

В 1861 г. А.И.Герцен в своём «Колоколе» призвал русских революционеров идти в народ, чтобы вести там революционную пропаганду.

Своего апогея хождение в народ достигло в 1870-е гг. Сотни молодых людей устремились в деревню, устраивались там фельдшерами, землемерами, ветеринарами, превращались в землепашцев и при каждом удобном случае вели беседы с крестьянами, объясняя им, что, для того, чтобы ликвидировать притеснения властей, добиться благополучия и достатка в семье, надо свергнуть власть и устроить народную республику. Они настраивали крестьян готовиться к восстанию.

Крестьяне, многим в своей жизни недовольные, были очень религиозные и безусловно почитали царя. У них не было доверия к этим странным городским молодым людям, которые сами почти ничего не умели толком делать. Пропагандистов крестьяне или сдавали полиции, или сами с ними расправлялись. Это «хождение в народ» продолжалось не более двух лет и закончилось полным провалом агитационного этапа движения народников.

Тогда было решено развернуть террор против представителей власти. Таким путём народники надеялись посеять страх и растерянность у населения и у власти. Они полагали, что это ослабит государственный аппарат и облегчит их главную задачу – свержение самодержавия.

В 1876 г. возникла новая организация «Земля и воля», в программе которой уже было чётко записано, что нужны действия, направленные на дезорганизацию государства и уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Вторая «Земля и воля» объединила около 200 человек и стала обдумывать планы террористических акций.

В среде народников не все одобряли террор. Некоторые (например, известный в будущем марксист-революционер Г.В.Плеханов) придерживались прежней тактики, настаивали на проведении пропагандистских акций и не считали террор единственным средством решения политических задач.

В 1879 г. «земля и воля» распалась на две организации – «Народная воля» и «Черный передел».

Большая часть народников – «непримиримые» - объединились в «Народной воле», поставившей совей целью свержение монархии, созыв Учредительного собрания, ликвидацию постоянной армии, введение общинного самоуправления.

Главной мишенью для народников с самого начала их террористической деятельности был царь. Первое покушение на него произошло в апреле 1866 г., когда студент Д.В.Каракозов стрелял из револьвера в Александра II .Были и др. покушения.

Власть не бездействовала. Членов нескольких нелегальных террористических групп арестовали, предали суду. За весь XIX в. в России за политические преступления было казнено около 500 человек.

Появились группки молодежи, как правило, из недоучившихся студентов, ставшие носителями разрушительных тенденций. Эти нигилисты отвергали всё, осмеивали и отбрасывали любые авторитеты – власть, Церковь, прошлое страны.

Желая положить конец антиправительственным выступлениям в стране, Александр II наделил большими полномочиями графа М.Т. Лорис-Меликова, прославившегося смелыми и решительными действиями в годы русско-турецкой войны (1877-1878). Он полагал, что для наступления общественного спокойствия необходимо провести преобразования в системе политического управления страной. Он настоял на упразднении Третьего отделения Императорской Канцелярии, вместо которой при Министерстве внутренних дел был создан Департамент полиции. Лорис-Меликов предложил привлечь выборных от населения к работе над готовившимися законами.

Однако всё это не произвело должного впечатления на народников. Они продолжали вынашивать идею убийства царя, надеясь, что таким образом им удастся вызвать панику в стране и поднять антиправительственное восстание. Руководители «Народной воли» - студент А.И. Желябов и порвавшая со своими родителями дочь генерала С.Л.Перовская с группой единомышленников составили план покушения на императора. Оно намечалось на 1 марта 1881 г. Накануне полиции удалось напасть на след заговорщиков и арестовать Желябова, но это не изменило планов террористов.

1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала в карету Александра II была брошена бомба. Это было шестое по счёту покушение на царя. Он не пострадал, но кучер и мальчик – прохожий были убиты. Однако через несколько минут другой злоумышленник бросил бомбу прямо под ноги самодержцу. Александр II был тяжело ранен и через некоторое время скончался.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3077. Общественное движение в 60-е – 70-е гг. XIX века 14.29 KB
Наиболее известные: Молодая Россия кровавая революция обобществление имуществ ликвидация брака и семьи Заичневский 1862 К молодому поколению 1861 Великорусс 1861 Барским крестьянам от их доброжелателя поклон Чернышевский Михайлов 1861. Создал среди студентов общество Народная революция. Цель: революция. Революция наука = наука истребления и разрушения Метод: связь кровью.
2965. Рабочее движение в России в конце XIX века 10.73 KB
Южно-российский союз рабочих. – Северный союз русских рабочих. Во многом разделяли взгляды Союза борьбы. –Союз борьбы за освобождение рабочего класса Петербург.
10984. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В 1870-1917 ГГ 73.55 KB
войска для охраны посольства. Корейский ванн обратился за помощью к китайскому богдыхану и китайские войска были напрвлены в Корею для подавления восстания. Эскадра Ито была отозвана в Японию для конвоирования транспортов. 16 сентября тинг отправлен в Талиенван для обеспечения перевозки китайских войск.
322. Территориальное общественное самоуправление 11.32 KB
Такая форма самоуправления может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний конференций граждан создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются...
15110. Политика как общественное явление 29.29 KB
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов
20890. Общественное мнение и политические элиты 151.56 KB
Актуальность исследований направленный на анализ элитных групп в первую очередь связана с активным интересом общества в проникновение к труднодоступным и закрытым группам таким как пенитенциарные учреждения криминальные группы а также политическая система. Изучением элит за рубежом занимались авторитетные классики социологии и элитологии: Вильфредо Парето Гаэтано Моска Чарльза Райта Миллс среди современных ученых отметивших политическую элиту объектом своего исследования следует отметить Джона Хигли и Майкла Бертона внесших активный...
7012. Общественное производство и экономическая система 50.84 KB
Формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства. Этапы развития общественного производства. История развития общественного производства позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральной форме хозяйства присущ замкнутый локальный характер производства ограниченный рамками самого хозяйства.
7453. Введение в экономическую теорию и общественное производство 29.83 KB
Сущность и элементы общественного производства. Экономика это наука о способах использования ограниченных ресурсов общества для производства товаров и услуг и их распределения среди различных групп людей. Можно выделить три уровня производства: процесс труда отдельного индивидуума производство в рамках предприятия микроуровень производство в рамках общества государства страны макроуровень производство в рамках мира Элементы общественного производства: рабочая сила это совокупность определенных физических и духовных...
5041. Территориальное общественное самоуправление в малых и удаленных поселках 321.98 KB
Институт территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления оптимизации содержания и совершенствования форм реализации. На первом этапе формирования местного самоуправления население осуществляло местное самоуправление через представительные органы местные Советы соответствующие органы управления местную администрацию местные референдумы собрания сходы граждан иные территориальные формы непосредственной демократии а также органы территориального общественного самоуправления. Целью данной...
3105. Декабристское движение 17.56 KB
Будущие декабристы: элита образованы молоды самый старший – Песталь – 26 лет богаты организованы офицеры или бывш. Общество Истинных и Верных Сынов Отечества Песталь П. Песталь П. Программный документ Русская Правда Песталь Конституция Муравьев Общие цели Ликвидация самодержавия Ликвидация крепостничества Демократические свободы Облегчение службы солдат Отмена сословных привилегий Различающиеся цели Буржуазная республика Конституционная монархия Унитарное государство Федеративное государство Однопалатный парламент...

Основные даты и события: 1875 г. - образование «Южнороссийского союза рабочих»; 1878 г. - образование «Северного союза русских рабочих»; 1876-1879 гг. - «Земля и воля»; 1879- 1886 гг. - «Народная воля»; 1 марта 1881 г. - убийство Александра II народовольцами.

Исторические деятели: А.М. Унковский; М.Н. Катков; Н.Г. Чернышевский; М.А. Бакунин; П.Л. Лавров; П.Н. Ткачев; М.А. Натансон; А.Д. Михайлов; Г.В. Плеханов; А.И. Желябов; С.Л. Перовская; В.Н. Фигнер.

Основные термины и понятия: либерализация; консерватизм; народничество; террор.

План ответа:

  • 1) исторические условия и особенности общественного движения 60-70-х гг.;
  • 2) либеральное движение;
  • 3) консервативное движение;
  • 4) революционное движение;
  • 5) народничество;
  • 6) хождение в народ;
  • 7) «Земля и воля»;
  • 8) «Народная воля»;
  • 9) первые рабочие организации;
  • 10) значение общественного движения 60-70-х годов.

Материал к ответу: Общественное движение 1860-70-х гг. имело ряд особенностей. Главными вопросами, которые обсуждались в это время консерваторами, либералами и революционерами, были вопросы политического и социально-экономического реформирования российского общества, направленности и глубины общественных преобразований, конкретных проектов реформ. Реформы 60-70-х гг. опирались на поддержку либералов, работавших в дворянских губернских комитетах. Один из них - предводитель тверского дворянства А.М. Унковский не только был автором собственного проекта освобождения крестьян, но и «адреса» с предложением о созыве выборных представителей от «всей земли русской», т. е. парламента. После земской ре- формы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разделялись общественностью в условиях неграмотности основной части населения.

Реформы вызвали противодействие у консерваторов, стремившихся к сохранению прежних порядков для стабильности российского общества. Нарастание революционного движения в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попытались кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания перешел известный в прошлом либерал М.Н. Катков - редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде «единство народа с царем».

Реформы вызвали бурный рост революционных настроений в обществе. Представители революционного лагеря считали предпринятые правительством шаги полумерами и даже обманом населения. Они полагали, что решить назревшие вопросы можно лишь путем революционного переворота. Одним из главных теоретиков революционного движения был редактор журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский. Развивая идеи А.И. Герцена об общинном социализме, он был сторонником и теоретиком крестьянской революции в России и призывал к созданию революционной организации. Эти идеи нашли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заключения в Петропавловской крепости.

Теоретические воззрения Чернышевского стали основой для формирования нового политического течения радикальной интеллигенции - народничества. Полагая, что главной революционной силой российского общества является крестьянство, народники ставили своей задачей поднять его на борьбу. Идеологом бунтарского направления народничества был М. А. Бакунин, который исходил из положения о том, что народные выступления против властей будут носить стихийный характер. Результатом революции, по его мнению, должна стать ликвидация государственных институтов и замена их свободными самоуправляющимися организациями. Теоретиком пропагандистского направления выступал П.Л. Лавров. Он считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное крестьянство не в состоянии сразу понять идея социализма. Донести до него азы просвещения (как общеобразовательного, так и политического) должна интеллигенция. П.Н. Ткачев известен как лидер заговорщического течения в народничестве. Он считал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Эта функция должна, по его мнению, принадлежать политической организации, которая «расшатает» основы власти путем террора против ее представителей. Появившиеся в конце 60-х - начале 70-х гг. народнические кружки и организации сумели создать сеть своих отделений во многих городах страны. В 1874-1875 гг. была предпринята масштабная агитационная акция народников, известная как «хождение в народ». Несколько сотен народовольцев разошлись по деревням и селам с целью политического просвещения крестьян. Они старались доступно объяснить им социалистические идеи и призывали к массовым действиям против власти. Однако «хождение в народ» окончилось полным провалом - крестьянство в своей массе осталось безразлично к призывам, многие народники были арестованы и осуждены.

В 1876 г. была создана централизованная нелегальная народническая организация «Земля и воля» (М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др.). Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполагалось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивидуальный террор. За короткий срок была совершена серия покушений на крупных государственных сановников и на самого царя. Однако все это привело к усилению политических репрессий. Неэффективность деятельности «Земли и воли» вызвала обострение внутренних дискуссий. В 1879 г. в организации произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандистскую работу (его возглавил Г.В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индивидуальный террор (ее лидерами стали А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др.).

В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60-70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабочих союзов.



Похожие статьи
 
Категории