Религия в мексике в жизни индейских племен. Религия мексики

22.09.2019

Религия в Мексике в древние времена основывалась на земледельческом культе, для которого характерны магические обряды вызывания дождя и обожествление кукурузы - основы рациона мексиканцев с древних времен. Инки ежегодно приносили в жертву богу кукурузы первый в сезоне урожай маиса. Особое социальное положение у племен майя и тольтеков занимали жрецы, которые были полностью оторваны от материального производства и регулярно совершали человеческие жертвоприношения. Неудивительно, что служители религии в Мексике оказывали очень большое влияние на население - мнение этих людей считалось чрезвычайно авторитетным. Жрецы также занимались обучением богатой молодежи. Кроме того, они в совершенстве владели искусством иероглифического письма, были знатоками календаря, о котором в последние годы многие говорят, так как он был дописан только до 2012 года. Многие исследователи полагают, что именно религия в Мексике, жестоко подчинившая себе всю социальную структуру, стала одной из главных причин упадка древних цивилизаций Мезоамерики еще в доколумбову эпоху.

Религия в Мексике после завоевания испанцами

В наши дни христианство - самая популярная и распространенная религия в Мексике. С тех пор, как территория современной Мексики была завоевана конкистадорами, основная часть коренного населения была уничтожена, а оставшихся в живых индейцев насильно заставляли принимать христианство. После этих событий, неоднозначно воспринимаемых современными мексиканцами, католицизм утвердился как основная религия в Мексике.


Церковь и религия в Мексике играют очень важную роль в жизни мексиканцев. До 1850 года церкви принадлежала почти половина всех земель Мексики, в том числе больницы и школы. Однако война за независимость и последовавшая век спустя Мексиканская революция привела к отделению церкви от госудратсва. Сегодня религия в Мексике - это личное дело каждого и, согласно конституции Мексики, любым религиозным организациям запрещено владеть землей, публично осуждать политическую ситуацию стране и создавать монашеские ордены.

Религия в Мексике в современном обществе

На сегодняшний самая распространенная религия в Мексике - католицизм. Около 90% населения придерживаются именно этого направления христианства. Кроме, католиков в Мексике проживают также и протестанты (около 3%). Также здесь есть небольшие, но процветающие бехаистские и иудаистские общины. Хотя христианство и позиционируется как основная религия в Мексике, но среди местного населения также можно найти и множество последователей древних религиозных культов, которые подчас тесно переплетаются с католическими обычаями. Самый знаменитый ритуал мексиканской синкретической религии - это праздник «День мертвых». Еще в древние времена религия в Мексике играла очень важную роль в жизни местного населения, поэтому достаточно много древних обычаев и обрядов все еще почитаются мексиканцами и до сих пор исполняются отдельными группами населения.

Религия в Мексике (перепись 2000)

Римский католицизм

Протестантство и Доктрины евангелической церкви

Никакая религия

У Мексики нет никакой официальной религии, и Конституция 1917 и антиклерикальные законы наложили ограничения на церковь и иногда шифровали государственное вторжение в церковные дела. Правительство не обеспечивает финансовых взносов в церковь, и церковь не участвует в общественном образовании.

Последняя перепись сообщила, самоприписыванием, это, 95 % населения — христианин. Католики — 89 % общего числа населения, 47%-ые проценты которого ходят в церковь услуги еженедельно. В абсолютных сроках у Мексики есть второе по величине число в мире католиков после Бразилии.

Приблизительно 6 % населения (больше чем 4.4 миллиона человек) являются Протестантом, которого Pentecostals и Charismatics (названный нео-Pentecostals в переписи) являются наибольшей группой (1.37 миллиона человек).


ть также большое число Адвентистов седьмого дня (0.6 миллиона человек). 2000 всеобщая перепись населения посчитала Свидетелей больше чем одного миллиона Иеговы. Церковь Иисуса Христа Современных Святых требует более чем одного миллиона зарегистрированных участников на 2009. Приблизительно 25 % зарегистрированных участников посещают еженедельное обслуживание причастия, хотя это может колебаться вверх и вниз.

Присутствие евреев в Мексике относится ко времени 1521, когда Эрнан Кортес завоевал Ацтеков, сопровождаемых несколькими Conversos. Согласно последней всеобщей переписи населения INEGI, есть теперь больше чем 45 000 мексиканских евреев. Почти три миллиона человек в 2000 Всеобщей переписи населения сообщили о наличии никакой религии. Ислам в Мексике осуществлен маленьким населением мусульманин в городе Torreón, Coahuila, и есть приблизительно 300 мусульман в области Сан Кристобаля де лас Касаса в Chiapas. Буддистское население Мексики в настоящее время составляет крошечное меньшинство, приблизительно 108 000 согласно последним счетам. Большинство его участников имеет азиатский спуск, в то время как люди различных других слоев общества повернулись к Буддизму в недавнем прошлом.

В 1992, Мексика сняла почти все ограничения на Католическую церковь и другие религии, включая предоставление всего правового статуса религиозных групп, предоставление им ограниченные права собственности, и подъем ограничений на число священников в стране. До недавнего времени, священники не имели права голосовать, и даже теперь они не могут быть избраны в государственное учреждение.


Мексика - удивительная страна, в культуре которой переплетены традиции разных народов, когда-либо живших на ее территории. Жители Мексики активно пользуются благами научно-технического прогресса и преданно чтут свои древние традиции и вероисповедания. Мексиканцы - католики. Но за много веков обычаи индейцев настолько тесно переплелись с обычаями католиков, что стали играть не последнюю роль в жизни.

Одним из таких обычаев стал праздник, отмечаемый 2 ноября - День всех душ, или День мертвых. В этот день люди идут на кладбища, чтобы почтить память усопших. Приносят на могилы цветы, еду, спиртные напитки, иногда заказывают оркестр и исполняют любимую музыку умерших родственников. Почти в каждом доме у мексиканских католиков можно встретить поминальный алтарь с помещенными на нем фотографиями почивших родных.


раз Девы считается чудотворным и способным на исцеление. Храм Девы Гваделупской находится в Мехико. Со всех уголков страны паломники идут пешком, чтобы помолиться в храме. По традиции, на пути к храму верующие возносят молитвы Деве Гваделупской. Входят в храм на коленях и подносят к алтарю розы. Почитание святой Девы переросло в культ. Ее фигурки можно встретить не только в домах на домашнем алтаре, но и в самых неожиданных местах: в супермаркетах, на автобусных остановках и т.д.

Культ поклонения Богине-женщине, Богине-матери насчитывает столетия. Еще ацтеки с большим трепетом и благоговением относились к Святой, облаченной в белые одежды и с распущенными волосами. Ее статую устанавливали в храмах в окружении статуй других идолов и почитали за Матерь Богов. Богиню называли Сиуакоатль. В честь Богини-Матери устраивались пышные празднества, оканчивающиеся человеческими жертвоприношениями. Слава Богу, до наших дней обычай жертвоприношения не дожил!

Вот такие, порой страшные, корни встречаются у многих, невинных в наши дни, религиозных культов. И не зря говорится в Библии, что нужно найти Бога в себе. То есть жить в мире с самим собой, почитать тех, кто рядом с тобой. И на душе будет светло и радостно!

Источник www.watchtower.org.

Religion en Mexico-1

B Мексике по-прежнему 91% населения считают себя католиками. Однако, Мексика, как и Россия, является по Конституции светским государством, где Церковь отделена от государства и по закону не имеет на него рычагов влияния.

Кажущееся противоречие, однако, сглаживается не юридическими постановлениями, а культурными и историческими традициями мексиканского народа.Уважение к Церкви, религии и местным святым до сих пор является неотъемлемой частью самосознания большинства мексиканцев, несмотря на то, что в истории Мексики было два крупных антиклерикальных периода -антицерковная либеральная Реформа (реформы и законы, принятые в период 1855-1863 г., отделившие Церковь от Государства) и "Кристиада"(1926-1929 гг)- война мексиканского правительства против Католической Церкви, предпринятая, во многом по примеру первых лет Советской власти, президентом Плутарко Элиасом Кальесом.

Тем не менее, по моему мнению, в Мексике акция, подобная февральской выходке Pussy Riot, в Мексике была бы невозможна - несмотря на то, что город Мехико, в отличие от провинций, довольно терпим к различным социальным движениям и экстравагантным массовым акциям.

Рассмотрим Конституционное право Мексики в вопросах вероисповедания.(См."Религия в Мексике", обзор источников)

Свобода вероисповедания в контексте конституционного права

Конституция Мексики гарантирует свободу вероисповедания для своих граждан. В соответствии с Конституцией, мексиканцы могут свободно реализовать свое право на выбор религии, или не исповедовать никаких религиозных взглядов. Статья 24 Конституции Мексики гласит: Каждый может свободно избирать религию по своему усмотрению, и участвовать в церемониях, посвящениях или актах соответствующего культа, если они не являются нарушением или преступлением, преследуемым по закону.


Мексика имеет очень сильные антиклерикальные традиции - свобода вероисповедания как гражданское право мексиканцев было сформировано в контексте двухвековой борьбы с историческим доминированием католической церкви в общественной и государственной жизни страны. В результате этой борьбы, католическая церковь в Мексике во многом потеряла свои когда-то бывшие нерушимыми позиции – по Конституции Мексики, церковь отделена от государства вот уже более полутора веков, а сама Мексика уже является многоконфессиональным государством.

В период президентства Бенито Хуареса, в 1857 году в Мексике была принята первая либеральная Конституция и проведен ряд реформ («Закон Лердо»), согласно которым католическая церковь в Мексике юридически окончательно отделялась от государства. Этот период в истории Мексики называется «Реформой». В результате реформ, католическая церковь потеряла свои привилегии и свою когда-то огромную собственность. Разделение церкви и государства вошло в мексиканскую конституцию и явилось логическим завершением долгого этапа антиклерикальной борьбы, начавшейся еще в период Войны за независимость Мексики (1810-1821 гг), и как конституционное положение сохраняется до сих пор. Существует мнение, что церковная реформа 1857 года открыла двери альтернативным культам и религиозным конфессиям, чей приход через полтора века изменил религиозную ситуацию в Мексике, и послужил причиной того разнообразия религиозной жизни страны, которое существует в настоящее время.

Особенно сильные трения между римско-католической церковью и правительством начались после мексиканской Революции 1910-1920 гг. когда в конце двадцатых годов двадцатого века в Мексике разразилась настоящая война пост-революционного правительства против католической церкви (так называемая «Кристиада », Cristiada или La Guerra Cristera), в результате чего в Конституцию Мексики были внесены суровые поправки, еще больше ограничивающие права римско-католической церкви и духовенства. В школах было запрещено преподавать религиозные основы, учителя преподающие основы религиозных доктрин наказывались, церкви закрывались, священники подвергались репрессиям.

Статья 130 революционной Конституции подтвердила ранее существующее разделение церкви и государства: ни члены духовенства, ни сама церковь не считались юридическим лицом, не существовали как субъект государственного права, и соответственно, не могли иметь собственность. Священники (каковыми могли быть только мексиканцы по рождению) не имели право голоса, а церковь целиком подчинялась светским законам, установленным государством. Долгое время государство делало вид, что ни религии, ни церкви в Мексике не существует – по окончании Кристиады, в сороковых годах правительство приостановило проведение в жизнь кардинальных антицерковных законов. Здания католической церкви принадлежали государству, а альтернативные религиозные группы (протестанты, иудеи) находились в ничтожном меньшинстве, и их жизнь никак не регулировались государственными постановлениями, и не учитывалось ни в какой государственной статистике.

Период кардинального противостояния между церковью и государством завершился лишь к 1992 году, когда во время президентства Карлоса Салинаса де Гортари правительством Мексики были приняты несколько новых конституционных законов. В Мексике был принят судьбоносный Закон о религиозных объединениях и общественных отправлениях культа (Ley de asociaciones religiosas y culto publico, publicada en el Diario Oficial de la Federación el 15 de julio de 1992).

Соответственно, в том же году была затронута и священная 130-я статья Конституции Мексики, определяющую разделение церкви и государства - церковь, служители культа и религиозные объединения вернули себе юридический статус: при условии регистрации в соответствующих государственных органах церковь возвращала себе статус юридического лица и соответственно, титул на собственность (недвижимость), а священники и/или служители культа, если они являются гражданами Мексики, впервые в истории Мексики получали право голоса.

Со своей стороны, согласно новому закону, государство официально обязалось не вмешиваться во внутренние дела церкви или религиозного объединения. Тем не менее, статья 130 Конституция по-прежнему четко определяет примат общественного права - светское законодательство является основной регулирующей силой в Мексике: все административные акты имеют юридическую силу только при отправлении в государственных органах и только соответствующими уполномоченными государством лицами (это относится, в первую очередь, к бракосочетанию как акту гражданского состояния). Как и прежде, духовенству запрещено заниматься общественной деятельностью, поддерживать политические партии, выражать свои политические взгляды, поддерживать кандидатов от политических партий или противостоять законам и установлениям государства. Служители культа могут участвовать в работе таких общественных учреждений как больницы или тюрьмы – основной закон страны напрямую не запрещает подобное участие духовенства в общественной жизни, но и не поддерживает его никаким соответствующим законодательством. Служители культа теперь могут голосовать, но не имеют права быть избранными на высшие государственные посты. Религиозные группы не могут обладать или управлять телевизионными станциями на государственных частотах. Тем не менее, в Мексике существует канал кабельного телевидения, по которому католическая церковь осуществляет вещание на национальном уровне. Обычно, для трансляции программ религиозного содержания на государственных частотах, необходимо заручиться разрешением от государственных органов, и как правило, это разрешение выдается в обычном порядке. Согласно статистике, с июня 2003 по май 2004 года, государственными органами было выдано разрешение на трансляцию 11,116 передач религиозного содержания.

В связи с принятием закона 1992 года, мексиканское правительство установило дипломатические отношения со Святым Престолом (весьма натянутые еще со времен Второй мексиканской империи, когда в 1865 г. возмущенный церковными реформами императора Максимилиана, папский нунций покинул Мексику). Католическая церковь вновь обрела свой юридический статус, и по закону 1992 года были сняты практически все ограничения, когда-то наложенные на нее, особенно в части юридических прав на собственность. Закон 1992 года разрушил дипломатические и политические барьеры, которые долгие годы существовали между Мексикой и Святым престолом, в связи с чем папа Иоанн-Павел Второй смог впервые посетить Мексику в качестве Главы государства Ватикан в 1999 году.

Однако, процесс возрождения религии коснулся не только католической церкви. Вместе с католической церковью, права получили и другие, уже имеющиеся в Мексике церкви и религиозные ассоциации. По закону 1992 года, при официальной регистрации любое религиозное объединение получает ограниченное право на собственность (недвижимость). Для строительства нового культового сооружения (или для перепрофилирования существующего здания для культовых целей), религиозное объединение обязано подать заявку в государственные органы. Любое культовое сооружение, построенное после 1992 года, является собственностью построившего его религиозного объединения. Культовые здания построенные до 1992 года, рассматриваются как национальное достояние – их собственником является государство, и они освобождены от налогов.

В августе 2001 года в Конституцию Мексики была внесена еще одна поправка, впервые в истории страны официально запрещающая преследования и дискриминацию граждан по религиозному признаку. (Статья 1 Конституции).

Школа в Мексике отделена от государства, и преподавание религиозных основ в государственных школах запрещено, что не мешает, однако, религиозным ассоциациям иметь свои частные школы. Частное религиозное образование на дому не поддерживается законом, но и не запрещается.

Как правило, на практике конституционное право мексиканцев на свободу вероисповедания охраняется государством: правительственные структуры обычно уважают свободный выбор граждан и их право на религиозные собрания. По Конституции, Конгресс (парламент) Мексики не может одобрить закон, разрешающий или запрещающий ту или иную религиозную конфессию, или дающий преимущество той или иной религии.

В рабочем календаре Мексики за 2009 г. определены восемь праздничных дней, из них один посвящен христианским праздникам – Рождество (25 декабря). Кроме того, некоторые работодатели дополнительно предоставляют своим работникам оплачиваемые выходные в Великий четверг (пасхальная неделя), в День поминовения усопших (2 ноября), праздник Пресвятой Девы Гвадалупской (12 декабря) и Рождественский сочельник (24 декабря).

Начиная с 1992 года, Статья 2 Конституции определяет Мексику как «мультикультурное» государство, этнической базой которого является индейское население. Метисы составляют основное население Мексики, а индейское население составляет (по различным источникам) – 11% от всего населения страны, и представлено (также по различным источникам) 62 коренными народами, которые проживают на территории всей Мексики, и говорят на разных языках. Индейское население Мексики весьма неоднородно с точки зрения религиозных убеждений. Свобода вероисповедания в индейских общинах часто бывает ограничена рамками культурной среды, местными традициями и существующей политической обстановкой. Как правило, в Мексике инциденты на почве религиозной нетерпимости происходят довольно редко, но большинство из них зарегистрированы именно там, где существует наибольшая плотность индейского населения – в Юкатане, штатах Оахака, Чиапас и Табаско. Каждый такой случай серьезно рассматривается на различных государственных уровнях. Как правило, большинство случаев религиозной нетерпимости зарегистрировано в штате Чиапас, где традиционно проживают различные группы народа майя. К вопросу об особом положении Чиапаса в религиозной жизни Мексики мы вернемся и рассмотрим его в особой главе.

(Продолжение - Религия в Мексике-2)


Мексика - удивительная страна, в культуре которой переплетены традиции разных народов, когда-либо живших на ее территории. Жители Мексики активно пользуются благами научно-технического прогресса и преданно чтут свои древние традиции и вероисповедания. Мексиканцы - католики. Но за много веков обычаи индейцев настолько тесно переплелись с обычаями католиков, что стали играть не последнюю роль в жизни.

Одним из таких обычаев стал праздник, отмечаемый 2 ноября - День всех душ, или День мертвых. В этот день люди идут на кладбища, чтобы почтить память усопших. Приносят на могилы цветы, еду, спиртные напитки, иногда заказывают оркестр и исполняют любимую музыку умерших родственников. Почти в каждом доме у мексиканских католиков можно встретить поминальный алтарь с помещенными на нем фотографиями почивших родных.

Одним из значительных годовых праздников является день Девы Гваделупской (12 декабря). Образ Девы считается чудотворным и способным на исцеление. Храм Девы Гваделупской находится в Мехико. Со всех уголков страны паломники идут пешком, чтобы помолиться в храме. По традиции, на пути к храму верующие возносят молитвы Деве Гваделупской. Входят в храм на коленях и подносят к алтарю розы. Почитание святой Девы переросло в культ. Ее фигурки можно встретить не только в домах на домашнем алтаре, но и в самых неожиданных местах: в супермаркетах, на автобусных остановках и т.д.

Культ поклонения Богине-женщине, Богине-матери насчитывает столетия. Еще ацтеки с большим трепетом и благоговением относились к Святой, облаченной в белые одежды и с распущенными волосами. Ее статую устанавливали в храмах в окружении статуй других идолов и почитали за Матерь Богов. Богиню называли Сиуакоатль. В честь Богини-Матери устраивались пышные празднества, оканчивающиеся человеческими жертвоприношениями. Слава Богу, до наших дней обычай жертвоприношения не дожил!

Вот такие, порой страшные, корни встречаются у многих, невинных в наши дни, религиозных культов. И не зря говорится в Библии, что нужно найти Бога в себе. То есть жить в мире с самим собой, почитать тех, кто рядом с тобой. И на душе будет светло и радостно!

Источник www.watchtower.org.

Я не шибко религиозный человек, но мне задали вопрос, и я подумала, что будет интересно изучить эту тему.
Во первых, о внешних признаках.
В каждой, даже маленькой, деревушке (например, ) есть католическая церковь. В Мехико и других больших городах храмы расположены довольно часто, те, что имеют большое значение, богато украшены иконами и золотом. В Мехико, например, на Сокало находится .
Во вторых, о внутренних мотивах. Тут я многого не могу утверждать, так что приведу свои наблюдения и результаты “соц опросов” Молодые люди, например, преподаватель сальсы в курортном городке, в Бога не верит, предпочитает заниматься преподаванием, сильно о смысле жизни не задумываться, продумыванием уроков не напрягается, а если совсем туго, то всегда могут выручить друзья или наркотики. Или вот еще наш собственник кондоминиума. 30 лет, молодая жена с которой он работал вместе в этом кондо, она забеременела и они поженились. Говорит, что в Бога верит, исповедует католицизм, но в церковь не ходит, ну не так чтобы совсем не ходит, но не регулярно, а в исключительных случаях (как у нас там на свадьбу, крестины и т.д). Еще колоритный персонаж, с которым мы общались, это индеец рамарури, гордился своей церковью в деревеньке Кузараре, но она была закрыта на ключ и ее открывали, только чтобы запустить нас по оплаченной экскурсии (больше особо там и показывать нечего).

Кузараре, церковь, и милый черепок слева примостился

Согласно статистики 88% мексиканцев причисляют себя к католикам. Интересней всего обстоят дела, конечно же с индейцами. Тут в Плайе дель Кармен есть экскурсии, где тебя привозят в типа далекую деревеньку, где живут исконные индейцы майя и проводят самый что ни на есть настоящий обряд древних цивилизаций, в ходе которого ты употребляешь особые грибы и видишь потом судьбоносные видения. Ясное дело у русской молодежи такие туры вызывают восторг. Или еще похожие темы есть в Оахаке, там тебя возят по деревенькам, в одной из которых прямо в церкви, опять таки индейская шаманка проводит обряд изгнания беса, принося в жертву курицу (где они столько одержимых только берут… ) в другой инсценируют еще один древний обряд очищения и нанесения сакральных татуировок.
Про известный всем туристам ритуал залазанья на столб и кружения верхногами для вызова дождя я вообще молчу.

Какие же ритуалы проводятся не для туристов, а в по настоящему религиозных целях…
Насколько я понимаю, индейцы по свое природе простые и легко внушаемые люди, предпочитающие простую и беззаботную жизнь. По этому они умудряются сохранить некоторые обряды из древнего прошлого, при этом соединив и трансформировав их с той религией, которую им привносят в данный момент и в данном месте “пришельцы”: католики, баптисты, мормоны, разные секты и даже ислам! Не знаю, происходит ли это, потому что они не склонны к сопротивлению и легко поддаются влиянию, или же по причине того, что они просто используют эти секты-религии-общины для получения от них легким путем дополнительных благ, но религиозный котел там варится еще тот. Более детально об этом с цифрами можно почитать .
Так же тема религии активно используется наркокартелями. Бароны вносят щедрые пожертвования, а священники за это “отпускают грехи” и успокаивают особо нестабильные элементы банд, у которых иногда просыпается совесть. Тех же священнослужителей, которые не хотят сотрудничать и “освящать” наркотики часто устраняют. Кроме того идут религиозные войны и между разными верованиями, например, в том же Криле, довольно туристическом городке, недавно произошла атака на мармонов, в ходе которой было убито 11 человек.
Так что сходив в Мексике в церковь, ты можешь выйти оттуда как духовно просветленным, так индейским шаманом, а, может, и членом наркокортеля.



Похожие статьи
 
Категории