Роберт раушенберг работы поп арт и названия. Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды,…: mi3ch — LiveJournal

09.07.2019

от /греч./ neos - новый и /фр./ dadaisme, dada которое подразумевает множество разных толкований: по /румын./ - да, да; по /франц./ - детская деревянная лошадка-качалка; по /нем./ - простодушие младенца (лепет), мамка-кормилица.

Период: середина 1950-х - 1970-е годы.

Термин "неодада" появился в 1958 году, в комментарии к статье Дж. Джонса "Цель с пятью лицами" в "Арт Ньюс". Он обозначал совокупность тенденций середины ХХ века, общим для которых был интерес к реальности и возрождение любимых приемов дадаистов: реди-мейда и . Решающую роль в этом сыграли лекции Дюшана и композитора Джона Кейджа. Они читались новому поколению художников в Блек Маунтин Колледж (Эшвилл). Помимо того, что это был новый способ сочинения, в своих опусах, которые можно определить как музыкальные реди-мейды, Кейдж использовал звуки самой реальности.

Пьеса "4′33″" ("Четыре минуты тридцать три секунды") - трёхчастное сочинение для вольного состава инструментов. Длительность произведения соответствует его названию; по частям это, начиная с первой, - 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд. На всём протяжении исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов. По задумке автора содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции.

Признанные лидеры неодада, Джонс и Раушенберг, первыми восстали против форсированной стилистики абстрактного экспрессионизма. У каждого была собственная стратегия, но общим было внимание к объекту, что сделало их предшественниками нового реализма и поп-арта. Некоторые находки Неодада, впоследствии оказали влияние на концептуальное искусство и минимализм.

Описание некоторых произведений:

Джим Дайн "Автомобильная катастрофа", 1959-1960. Холст, смешанная техника. Частное собрание. Тема автокатастрофы или дорожного инцидента, воплощена в живописи, которая использует совсем не художественные материалы. В сравнении с "Катастрофой" Уорхолла, также на тему автомобильного инцидента, здесь очевидна разница между взволнованным и драматическим подходом Дайна и рассудочно холодным отношением протагониста поп-арта. Две пары мужских брюк включены в картину. С одной стороны, эти предметы указывают на отсутствующее в картине тело. В то же время, они представляют собой, ту же плотную, цветную поверхность ржавого оттенка, что и сам фон. Эта поверхность испещрена следами, затеками, граффити и многократно повторенным знаком белого креста.

Джим Дайн "Автомобильная катастрофа", 1959-1960.

Роберт Раушенберг "Кровать", 1955. Деревянная основа, полотно, лоскутное шитье, подушка, масло, карандаш. Нью-Йорк, Музей современного искусства. "Я работаю на грани искусства и жизни", - утверждал Раушенберг, обозначая собственную версию столь любимой авангардом темы. Кровать конкретизирует смысл фразы: в объекте слиты воедино живопись и повседневность. Манера выполнения - мазки и затеки краски - напоминает абстрактный экспрессионизм, но не без скрытой иронии. Теперь это не "священная" поверхность белого полотна, но "оболочка" обычных вещей: подушки, простыни, стеганые одеяла. Эти предметы отсылают к интимностям тела и сна, но, пропитанные краской и прикрепленные к основе, демонстрируются на стене. Постель привычно ассоциируется с горизонтальной поверхностью, заняв вертикальное положение, она превращается в картину. Поиски Раушенберга, небыли стеснены рамками единого стиля, им свойственно разнообразие приемов, методов и техник: монохромные протоконцептуальные работы, перформанс и живопись жеста, ассамбляж и серии шелкографий.

Роберт Раушенберг родился 22 октября 1925 года в городе Порт-Артур, штат Техас, США. Он получил образование в Художественном институте в Канзас-Сити, а затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине.

Продолжая традиции кубизма, работал в основном в технике коллажа и редимейда. Комбинации Раушенберга отражают энергию и темп развития массовой урбанистической и технократической культуры, в которой на смену работе художника на бумаге или холсте пришли потоки информации, передаваемой через масс-медиа посредством фотографии, компьютеров и газет.

В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке. В 1958 году была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен; слава Раушенберга достигла апогея в 1977 году, когда он совершил турне по Америке со своей ретроспективной выставкой, открывшейся в Музее изящных искусств в Вашингтоне.

Ранние работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов «живописного метода» и возвышенных целей традиционного искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стертый де Кунинг».

В течение 1950 годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов - газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных - до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность. Две ключевые работы Раушенберга - коллажи «Кровать» и «Монограмма». Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина; второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы.

В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы; он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества.

В 1980 годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

Он много сотрудничал с представителями других направлений в искусстве, в том числе с композитором Джоном Кейджем и хореографом Мерсом Каннингемом. В числе его наград были Гран-при Венецианской биеннале и премия "Грэмми". Работы Раушенберга хранятся во всех крупных собраниях современного искусства мира.

Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью.
/Поль Валери/

Номер 6. Роберт Раушенберг

Роберт Раушенберг (Robert Milton Ernest Rauschenberg, 1925-2008) родился в Порт-Артуре (штат Техас). Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки.
Его отец работал на местной электростанции; семья принадлежала к фундаменталистской секте. По окончании средней школы Раушенберг обучался фармакологии в Остине (штат Техас), но уже в первом семестре бросил учебу, не прельстившись препарированием лягушек. Во время второй мировой войны Раушенберг служил братом милосердия в одной из клиник для душевнобольных.
Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине.



В 1953 Раушенберг выставил «Стертый рисунок Де Кунинга» - рисунок Виллема Де Кунинга, который Раушенберг стер. Он поднял вопрос о природе искусства, дав возможность зрителю решать, может ли стертая работа другого художника быть творческим актом, может ли быть эта работа искусством только потому, что он, Раушенберг, стер её.

Он, как и Пикассо в свое время, перепробовал все техники и стратегии актуального искусства: занимался реди-мейдами, коллажами, ассамбляжами, объектами, инсталляциями, иллюстрациями, перформансом, хореографией, шелкографией, фотографией, видео, театральными декорациями, керамикой, медиаартом, писал картины, фрески и даже музыку.

Под влиянием дадаизма создавал коллажи и произведения так называемой «комбинированной живописи», в которых абстракция объединена с изображением предметов повседневного быта. Благодаря своему стремлению увязать жизнь с искусством Раушенберг стал одним из провозвестников американского поп-арта.

Раушенберг был душой поп-артистской компании и легко находил общий язык с Джоном Кейджем, Мерсом Каннингемом и Тришей Браун. Даже с Андреем Вознесенским: в 1960-х в Нью-Йорке они вместе упражнялись в конкретной поэзии.

В течение 1950-х в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов – газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных – до тех пор, пока не достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в какой-то другой мир, странно искаженную реальность.


Коллаж «Кровать» (1955) - настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленную вертикально

В музее современного искусства в Стокгольме стоит одна из самых известных его работ "Монограмма" концептуальным элементом которой стало чучело ангорской козы

В конце 50-х появились первые так называемые «переводные рисунки»: коллажи фото из газет и рекламных плакатов, которые Раушенберг переводил на белый лист в зеркальном отражении. В замысел Раушенберга входило столкновение тривиальных, известных символов с художественными элементами картин. Первый большой трафарет, в котором скомбинированы символы американской жизни (парашютист, Джон Кеннеди), он создал в начале 60-х.

В 1961 году Раушенберг послал телеграмму в Galerie Iris Clert, в которой говорилось: «Это портрет Iris Clert, если я так утверждаю», в качестве своего вклада в выставку портретов.

В 1964 году Раушенберг стал обладателем главного приза на биеннале в Венеции. Это решение жюри вызвало бурную реакцию - Ватикан высказался об «упадке культуры»

В 1969 Раушенберг по приглашению НАСА посетил Центр космических исследований Кеннеди и создал после этого обширную серию из тридцати трех литографий под общим названием «Окаменевшая Луна». Еще через год он основал благотворительное учреждение для неимущих художников и организовал дом-мастерскую на острове Каптива неподалеку от побережья Флориды

BMW каждый год предоставляет одному художнику для росписи свой автомобиль.
Работа Раушенберга

Получил премию Грэмми за оформление ограниченного тиража альбома Speaking in Tongues группы Talking Heads.

В 1981 году начал эпохальное произведение, под которое отдан весь "Гуггенхейм Музеум эт Эйс Гэллери" - "Четверть мили или две восьмых мили": многосоставная работа, включает более 200 частей и рэди-мейдов длиной около 400 м

И хотя раньше стоимость работ Раушенберга в среднем не превышала одного миллиона долларов, в прошлом году его «комбина» «Очень быстро» ушла за $14,6 млн.

Ро́берт Э́рнест Ми́лтон Ра́ушенберг (англ. Robert Milton Ernest Rauschenberg; 22 октября 1925, Порт-Артур, Техас - 12 мая 2008, остров Каптива, Флорида) - американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма , а затем концептуального искусства и поп-арта . В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда. В своих работах использовал мусор и различные отбросы.

Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки. Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, где его учителем был Джозеф Альберс . В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке, начал работать оформителем витрин, посещал арт-школу Art Students League. С 1950 по 1953 год был женат на художнице Сьюзен Вейлль, с которой познакомился в Академии Жюлиана. В этом браке родился сын Кристофер, ставший фотографом. С 1954 по 1961 год жил вместе со своим бойфрендом - художником Джаспером Джонсом . Пара художников активно обменивалась идеями, участвовала в создании работ друг друга, но никогда не делала объекты с двойным авторством.

В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс , не имевшая успеха у критиков. В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен. Был дружен с Джоном Кейджем , Мерсом Каннингемом, Саем Твомбли и Энди Уорхолом .

В 1970 году Раушенберг купил дом на острове Каптива (англ.)русск. неподалеку от побережья Флориды, который превратил в свою мастерскую.

В 1977 году в Музее изящных искусств в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.

В начале 50-х годов Роберт Раушенберг прошёл через три стадии создания живописных работ:

В 1953 году Раушенберг стёр рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стёртый рисунок Де Кунинга», тем самым затронув вопрос о природе искусства.

С середины 50-х годов Раушенберг начинает создавать пространственные объекты, которые называет «комбинированными картинами»:

В конце 50-х годов Раушенберг освоил технику фроттажа (натирания, введенную в искусство Максом Эрнстом ещё в 1925 году) для перевода журнальных или газетных фотографий на бумагу и другие поверхности. Раушенберг активно использовал её для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта (1959-1960, Нью-Йоркский музей современного искусства).

В начале 60-х годов Раушенберг прекратил создавать «комбинированные картины». В 1962 году он освоил технику шелкографии и создал в ней ряд крупных произведений. Одна из картин этого ряда «Путь в небо» (Skyway, 1964, Музей искусств Далласа). На ней поп-культурные символы (например, американские астронавты) соседствуют с образами Рубенса .

В 1967 году он создает ещё одну программную графическую работу - огромную литографию с элементами шелкографии (182 x 89 см) Booster. Это самая большая из созданных когда-либо литографий.

В поздние 60-е и 70-е годы Раушенберг был вовлечен в сферу перформанса , хэппенингов и других театрализованных акций. Оформлял спектакли Триши Браун.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Начав карьеру как представитель Раушенберг пришел в своих работах к поп-арту и концептуализму. Этот художник является одной из ключевых фигур для американского искусства.

Ранние годы

Роберт Раушенберг родился в Порт-Артуре в 1925 году. Но не в Китайском портовом городе, а в Американском степном Отец его был немецким эмигрантом и работал на местной электростанции, мать - индианкой племени чероки. После школы будущий художник обучался фармакологии в родном Техасе, в городе Остин. Однако учебу бросил на первом курсе, и начавшаяся война послужила к этому лишь предлогом. В это время он работал санитаром в клинике для душевнобольных.

Начало творческого пути

В 21 год Раушенберг решил изучать искусство. Сначала он посещает Художественный институт в Канзас-сити, затем отправляется в Париж. Здесь он занимается во Французской Художественной академии Жюлиана, где знакомится с будущей женой Сьюзен Вейлль, тоже художницей. Разочаровавшись во французской школе, в 1948 году молодые люди возвращаются в Америку, в колледж Блек-Маунтин в Южной Каролине. В это время здесь собрался «звездный» состав: художник Йозеф Альберс, хореограф Мерс Каннингэм, композитор Джон Кейдж. С двумя последними Роберт Раушенберг работает над «Театральной пьесой №1». В ней были задействованы танец, музыка, работа с диапроектором. Постановку принято считать предтечей «хепенингов» - срежиссированных концептуальных событий, которые набрали популярность к концу ХХ века. Первые годы после колледжа художник занимался в Нью-Йорке.

Одноцветная живопись

В начале своей карьеры художника Роберт Раушенберг создал несколько серий одноцветных картин: «белая живопись», «черная живопись» и «красная живопись».

В «белой живописи» на белом фоне художник изображал черные буквы, цифры и друге понятные всем символы. Работы создавались в период, когда доминирующим стилем в Америке был абстрактный экспрессионизм. Вводя в картину общепонятные символы и реальные вещи, Раушенберг разрушал саму абстрактность абстракционизма. В общем культурном контексте это выглядело довольно смело. Позже у художника появится еще одно направление белой живописи. На подсвеченный белый фон падали тени зрителей, собственно создающие художественное произведение. Здесь наслаивалась масса смыслов: и бесконечная изменчивость искусства, и восприятие его через призму индивидуального опыта, и неизбежное сотворчество художника и зрителя.

«Черная живопись» представляла собой холст с наклеенными на него газетами, покрытый черной эмалью. Для «красной живописи» художник использовал газетные обрывки, гвозди, веревки и прочий мусор.

В 1951 году в галерее Бетти Парсонс выставил эти свои работы Роберт Раушенберг. Картины были освистаны критикой незамедлительно. Казалось, это полный провал. В 1952 от художника ушла жена, не выдержав его откровенно бисексуальной ориентации и свободного поведения. Через год Роберт Раушенберг продолжил работу с хореографом Кэннингемом. Больше десяти лет он создавал для его труппы декорации, костюмы, участвовал в создании сценариев.

Стертый Де Кунинг

Эта работа была одной из ключевых в творчестве Раушенберга. В 1953 году художник купил графическое произведение известного в то время абстракциониста Де Кунинга. Вместо того, чтобы повесить рисунок в рамку над диваном в гостиной, Раушенберг стер его и назвал «Стертый рисунок Де Кунинга». Таким образом, он закрепил за собой авторство и создал не только новое художественное произведение, но и новый формат художественного произведения. Раушенберг предвосхищает здесь постмодернизм с его цитированием, соавторством и наложением смыслов. После этой картины о молодом художнике начали говорить.

Комбинированные картины

Раушенберг стоял у истоков такого явления, как стиль поп-арт. Здесь в качестве объектов искусства и их элементов использовались заурядные бытовые предметы. В рамках «комбинированных картин» художник объединял самые прозаические вещи, превращая их в объекты искусства. Между прочим, это были не только картины в строгом понимании слова, но и инсталляции, арт-объекты и ассамбляжи. Еще более отчетливо стиль поп-арт проявляется в поздних работах Раушенберга, когда художник начинает задействовать в работах символы американской поп-культуры и жизни в своих «переводных рисунках», хотя уже здесь он проявляется в своем ироничном, но в целом позитивном отношении к окружающему миру.

Одна из самых известных «комбинированных картин» носит название «Кровать», она была создана в 1956 году. Картина представляла собой пружинный матрас художника, поставленный вертикально и основательно измазанный краской, что было характерно для абстрактного экспрессионизма. Надо сказать, что этот стиль был первым национальным американским течением мирового уровня, поэтому имел для местных авангардистов сакральный оттенок. Здесь же техника абстрактного экспрессионизма была употреблена с большой долей иронии при нанесении густого слоя краски на обычный матрас, внезапно оказавшийся произведением искусства.

Международное признание

В 1958 году в галерее Лео Кастелли открыл свою персональную выставку Роберт Раушенберг. Работы его на этот раз ценители восприняли благосклонно. Можно сказать, что именно с этого момента началась мировая слава художника. В начале 60-х годов он начал создавать «переводные рисунки». Они представляли собой зеркально отраженные коллажи из газет и фотографий, которые художник размещал на белом фоне. По замыслу автора, здесь должны были столкнуться популярные символы американской культуры с элементами художественных картин.

В 1964 году художнику преподнесли главный приз Несмотря на то, что о деградации культуры после этого события высказался даже Ватикан, стиль поп-арт был теперь официально признан. Раушенберг был вознагражден не только морально, но и материально: цены на его картины моментально выросли в несколько раз.

Эксперименты с техникой

В 60-х Раушенберг создал совместный проект с инженером Клювером: общественное объединение «Эксперименты в искусстве и технике». В это время он работал над мельницами-«револьверами» с плексигласовыми стеклянными лопастями, которые символизировали изобилие информации в современном мире. В 1969 году художник получил приглашение от центра космических исследований НАСА, после чего создал цикл литографий «Окаменевшая луна». В 1970 году Раушенберг открыл благотворительную организацию для бедных художников, а также выстроил свой дом-мастерскую поблизости от побережья Флориды на острове Каптива. Здесь он скончался весной 2008 года. В свой последний период творчества мастер не создавал ничего стилистически нового, продолжая работать над коллажами.

Вместе с Раушенберг входил в пятерку самых значимых поп-арт художников. Вряд ли можно переоценить его влияние на современное американское искусство.



Похожие статьи
 
Категории