Роль природы в бедной лизе карамзина. «Бедная Лиза»

21.10.2021

Методическая разработка по литературе.

Значение пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Одна из особенностей европейской литературы 18 века по сравнению с литературой более раннего периода – это эстетическое осмысление пейзажа. Русская литература не исключение, пейзаж в произведениях русских писателей имеет самостоятельную ценность. Наиболее показательно в этом отношении литературное творчество Н. М. Карамзина, одной из многочисленных заслуг которого является открытие многофункциональности пейзажа в русской прозе. Если поэзия России могла уже гордиться природными зарисовками в произведениях Ломоносова и Державина, русская проза того времени не была богата картинами природы. Проанализировав описания природы в повести Карамзина «Бедная Лиза», попытаемся осмыслить значение и функции пейзажа.

Повесть Карамзина очень близка европейским романам. В этом нас убеждает и противопоставление городу нравственно чистой деревни, и мир чувств и быта простых людей (Лизы и её матери). В таком же пасторальном стиле написан и вступительный пейзаж, которым открывается повесть: «…великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце...! Внизу расстилаются тучные, густо – зелёные цветущие луга, а за ними по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок.» Данный пейзаж имеет не только чисто изобразительное значение, но и выполняет предваряющую функцию, он вводит читателя в пространственно –временную ситуацию, созданную в повести. Мы видим «златоглавый Данилов монастырь;… почти на краю горизонта… синеются Воробьёвы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.»

В определённом смысле пейзаж не только предваряет, но и обрамляет произведение, поскольку завершается повесть тоже описанием природы «близ пруда, под мрачным дубом … в глазах моих струится пруд, надо мной шумят листья,» - хотя и не столь развёрнутым, как первое.

Интересной особенностью повести Карамзина является и то, что жизнь природы порой двигает сюжет, развитие событий: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.»

Для повести Карамзина характерен и принцип психологического параллелизма, что выражается в сравнении внутреннего мира человека и жизни природы.

Причём сравнение это идёт в двух планах – с одной стороны – сопоставление, а с другой – противопоставление. Обратимся к тексту повести.

« До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…,»- пишет Карамзин, обращаясь к Лизе и вспоминая о временах, когда её душа была в полной гармонии с природой.

Когда Лиза счастлива, когда радость владеет всем её существом, таким же счастьем и радостью наполнена природа(или «натура», как пишет Карамзин): «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле!

Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!..» В трагическую минуту потери героиней Карамзина невинности пейзаж как нельзя более соответствует чувствам Лизы: «Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала…Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности.»

Значительно сопоставление чувств героев и картины природы в момент прощания Лизы и Эраста: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.» Горю Лизы вторит природа: «Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием…»

Но иногда Карамзин даёт контрастное описание природы и того, что испытывает героиня: Скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза всё ещё сидела пригорюнившись.» Такое противопоставление помогает нам точнее понять печаль, раздвоенность Лизы, её переживание.

«О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..» Воспоминания о прежних счастливых днях приносят ей нестерпимую боль, когда она в минуту горя видит древние дубы, «которые за несколько недель перед тем были безвольными свидетелями её восторгов.»

Порой пейзажные зарисовки Карамзина переходят и описательные, и психологические границы, разрастаясь до символов. К таким символическим моментам повести можно отнести и грозу (кстати, этот приём –наказание преступницы грозой, гроза как божья кара – стал позже литературным штампом), и описание рощи в момент расставания героев.

Сравнения, используемые автором повести, тоже основываются на сопоставлении человека и природы: «не так скоро молния блеснёт и в облаках исчезает, как быстро голубые глаза её обращались к земле, встречаясь с его взором, щёки её пылали, как заря в летний вечер.»

Частые обращения Карамзина к пейзажу закономерны: как писатель – сентименталист он обращается прежде всего к чувствам читателя, а пробудить эти чувства возможно через описания изменений природы в связи с изменениями чувств персонажей.

Пейзажи, которые открывают читателю красоту Подмосковья, пусть не всегда жизненны, но всегда правдивы, узнаваемы; потому, возможно, «Бедная Лиза» так взволновала русских читателей. Точные описания придавали истории особую достоверность.

Таким образом, мы можем выделить несколько линий значения пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»: описательная, изобразительная роль пейзажа, что находит отражение в развёрнутых картинах природы; психологическая. Функция природных описаний- в тех случаях, когда с помощью пейзажа автор акцентирует чувства своих героев, показывая их в сопоставлении или противопоставлении с состоянием природы, символическое значение картин природы, когда пейзаж несёт в себе не только изобразительность, но и воплощает определённую сверхестественную силу.

Пейзаж в повести имеет и в некотором смысле документальное значение, создающее достоверность и правдивость изображения, поскольку все картины природы почти списаны автором с натуры.

Обращение к картинам природы идёт и на языковом уровне повести Карамзина, что можно проследить на сравнениях, используемых в тексте.

Природными зарисовками и развёрнутыми пейзажами Н.М.Карамзин значительно обогатил русскую прозу, подняв её до того уровня, на каком была к тому времени поэзия России.


Повесть «Бедная Лиза» была написана Н.М.Карамзиным в 1792 году. Она произвела на русского читателя огромное впечатление. Необразованные барышни учили грамоту, чтобы самостоятельно прочитать о несчастной судьбе Лизы. Хотя сюжет о неравной любви был далеко не нов, писателю удалось так написать повесть, что вот уже более двухсот лет мы испытываем жалость и сострадание к обманутой юной девушке.

И дело не только в том, что автор одним из первых в нашей литературе описал не события, а чувства героев. «Крестьянки тоже любить умеют!» - говорит писатель. И это стало открытием для его современников в крепостной России. Он не даёт оценок, но так же, как и мы переживает за свою героиню, сочувствует ей. Главная тематика повести, как и положено сентиментальному произведению, любовная. Но есть здесь также тема рока и обстоятельств, и, что важно для меня, тема природы. Каждое событие в повести сопровождается описанием картины природы. И это также очень необычный художественный приём для русской литературы конца 18 столетия. Художественное мастерство Н.М.Карамзина очевидно.

Первая встреча Лизы с Эрастом. А утром туман. Неизвестность. Природа подсказывает, эта встреча не сулит счастья, что впереди – неизвестно. Рядом с Лизой всегда солнце, свет. А вот на Эраста никогда не попадают солнечные лучи. И это тоже не случайно. Лиза милая, чистая, наивная девушка, а Эраст совсем не такой. Он привык к удовольствиям, роскоши. Он добрый, но ветреный, как подчёркивает автор. Он говорит одно, а поступает по-другому. Когда Лиза уступает Эрасту в его желаниях, слепо доверяясь ему, природа негодует. Ветер, гроза, дождь. Природа плачет, предвидя несчастную судьбу девушки. Эраст охладел к бедной Лизе. А когда он уезжает, Лиза горюет и природа горюет вместе с ней. Символичны и цветы в повести. Белые ландыши в руках Лизы при первой встрече. На следующий день Лиза бросает их в воду, не дождавшись Эраста. Вместе с цветами тонут мечты о счастливой жизни, о настоящей и светлой любви.

Какую роль играют пейзажи в повести? Писатель хочет нам показать, что природа не судья, она никого не осуждает, не даёт оценок. Она друг, добрый советчик. Она подсказывает Лизе, как правильно поступить. Но героиня забыла о рассудке, поддавшись чувствам. На время девушка утратила гармонию с природой, и случилась беда. Поэтому неизбежен был трагический финал, как наказание за роковую ошибку. Наказание ждёт и Эраста. Н.М.Карамзин хотел показать, что нельзя поддаваться страсти, забыв про разум, что нужно воспринимать природу, как друга, который пытается подсказать и спасти нас от ошибок, которые нельзя исправить.

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу... по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок... На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни...»

Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного. Ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы... везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе не испытанное ею чувство.

Несмотря на то что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом. Они любят друг друга, и ее ощущения тут же меняются: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись... всего чаще под тению столетних дубов... - дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе... Между тем блеснула молния и грянул гром...» Эта картина не только раскрывает душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда. Она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и свидетельствует о недобром финале.

Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью. Она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажные зарисовки просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

На данном уроке мы познакомимся с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Мы узнаем, почему это произведение оказалось на особом месте в ряду других произведений русской литературы, а также проанализируем роль пейзажа в данной повести.

Тема: Литература XVIII века

Урок: «Бедная Лиза». Внутренний мир героев. Роль пейзажа

На прошлом уроке мы говорили о единстве всего, что написано Карамзиным, об одной мысли, которая пронизывает всё, что писал Карамзин, от начала и до конца. Эта мысль - написать историю души народа вместе с историей государства.

Всё, что написано Карамзиным, предназначалось для узкого круга читателей. Прежде всего, для тех, с кем он был лично знаком и с кем общался. Это та часть высшего света, петербургской и московской знати, которая была причастна к литературе. И ещё для некоторой части людей, число которых измерялось количеством мест в императорском театре. Собственно говоря, те полторы-две тысячи человек, которые собирались на спектаклях императорских театров и составляли всю аудиторию, к которой обращался Карамзин. Это были люди, которые друг друга могли видеть, видеть, прежде всего, в театре, на балах, собраниях высшего света, которые иногда были официальными, иногда нет. Но всегда эти собрания представляли собой тот круг общения и интересов, которые формировали будущую русскую литературу.

Всё, что написано Карамзиным, обращено к кругу людей, которых он называет друзьями. Если мы открываем «Письма русского путешественника», то читаем первую же фразу - обращение к друзьям: «Расстался я с вами, милые, расстался! Сердце мое привязано к вам всеми нежнейшими чувствами, а я беспрестанно от вас удаляюсь и буду удаляться!» Спустя 18 месяцев, возвращаясь из путешествия, Карамзин заканчивает «Письма русского путешественника» опять-таки обращением к друзьям: «Берег! Отечество! Благословляю вас! Я в России и через несколько дней буду с вами, друзья мои!..» И дальше: «А вы, любезные, скорее приготовьте мне опрятную хижинку, в которой я мог бы на свободе веселиться китайскими тенями моего воображения, грустить с моим сердцем и утешаться с друзьями». Обращение к друзьям, как сквозной мотив, постоянно присутствует в тексте, причём в тексте любого произведения Карамзина.

Рис. 2. Титульный лист «Писем русского путешественника» ()

О пейзаже

Повесть «Бедная Лиза» состоит из фрагментов, связанных рассказом о переживаниях автора, и это фрагменты двух родов. Первый из них (и с этого начинается повесть) - это описание природы. Описание природы, которое служит Карамзину исключительно как отражение внутреннего состояния автора-повествователя. Есть некоторое представление о человеке, который пишет текст. Без этого представления читать, оказывается, невозможно. Для того чтобы прочитать текст, нужно как бы встать на место того, кто это писал, нужно слиться с автором и увидеть его глазами то, что он видел, и почувствовать за него то, что он чувствовал. Это особого рода пейзаж, который у Карамзина, по-видимому, впервые в русской литературе появляется. Вот начало: «…никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

Карамзин не останавливается на деталях, он не описывает цвет, он не передаёт звук, он не рассказывает о каких-то мелких деталях, предметах… Он говорит о впечатлениях, о том, какой след оставляют видимые предметы (их цвета и звуки) в его душе. И это некоторым образом настраивает читателя и заставляет его думать и чувствовать в унисон с тем как думает и чувствует автор. И хотел этого Карамзин или нет, намеренно он это делал или случайно, это появилось. Но именно это и стало таким вещественным признаком русской прозы на несколько будущих веков.

Рис. 3. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза». Г.Д. Епифанов (1947) ()

А «Бедная Лиза» в ряду этих произведений оказывается на особом месте. Дело в том, что дружеские собрания времён Карамзина представляли собой очень чёткую грань между мужской и женской частью общества. Мужчины, как правило, общались отдельно. Если это не бал, не детский праздник, то чаще всего в собрании, где встречались будущие или нынешние русские писатели, присутствовали исключительно мужчины. Появление женщины было пока ещё невозможным. Тем не менее, женщины составляли предмет мужских разговоров, мужских интересов, и к женщинам чаще всего обращалось то, что писали мужчины. Уже Карамзин заметил, что русский читатель на рубеже XVIII-XIX веков - это преимущественно женщины. И повесть его, посвящённая женщине, главной героиней которой стала женщина, была обращена преимущественно к читательнице, а не к читателю. К читателю-мужчине Карамзин обращался потом в своей многотомной «Истории государства Российского». К читателю-женщине он обращался в тот самый момент, когда, по-видимому, рождалась мысль о единстве истории страны и истории души. Именно женская душа представляла собой особый интерес.

Надо понимать, что в системе воспитания, в системе общения, существовавшей в ту эпоху (и раздельное обучение мальчиков и девочек, и раздельное общение мужчин и женщин) составляло очень важную часть. И в этом смысле в мужском сообществе писателей женщины были чем-то вроде идеала, которому служили, перед которым преклонялись, к которому обращали написанные ими тексты.

Рис. 4. «Бедная Лиза». О.А. Кипренский (1827) ()

«Бедная Лиза» - это воплощение того женского идеала, который видится Карамзину и кругу его друзей. При этом надо понимать, что вымышленность, какая-то искусственность, схематичность всего сюжета «Бедной Лизы» - это вполне естественная для того времени вещь.

Существует пропасть между дворянином и крестьянином, существует пропасть между барином и его холопом. Любовная история между богатым и знатным человеком по имени Эраст и бедной девушкой-крестьянкой по имени Лиза - это вполне реальная история. И в кругу знакомых, которым Карамзин адресует свою повесть, большинство должны были узнать реальных прототипов - тех людей, чью историю Карамзин рассказывает в своей повести. Все остальные, которые лично не знали об этих обстоятельствах, могли догадаться о том, что за персонажами стоят реальные люди. И Карамзин не договаривает, не даёт никаких фактических указаний, никаких намёков на тех, кто реально стоит за этими персонажами. Но все догадываются о том, что история невымышленная, история на самом деле самая обычная и традиционная: барин соблазняет крестьянку и потом бросает её, крестьянка кончает жизнь самоубийством.

Рис. 5. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза». М.В. Добужинский (1922) ()

Эта стандартная ситуация теперь для нас, для тех, кто смотрит на эту историю с высоты двух веков, миновавших с той поры. В ней нет ничего необычного и загадочного. В сущности, эта история телевизионного сериала. Эта история, которая многократно переписывается в тетрадки, а теперь эти тетрадки перекочевали в Интернет и называются блогами и там, в сущности, рассказываются точно такие же душещипательные истории, к каким привыкли девушки со времён Карамзина. И до сих пор эти истории пользуются необыкновенной популярностью. В чём же особенность? Что держит наше внимание в этой истории сейчас, спустя два века? Очень интересно с этой точки зрения посмотреть на те отзывы и комментарии, которые в Интернете оставляют современные читательницы, только что прочитавшие повесть «Бедная Лиза». Они, оказывается, примеряют эту историю на себя. Они ставят себя на место Лизы и рассуждают о том, как они бы поступили в аналогичных обстоятельствах.

Совсем иначе представляют себя в этой истории мужчины. Никто из читателей не отождествляет себя с Эрастом и не пытается примерить на себя эту роль. Совсем другой мужской взгляд, совсем другое представление о тексте, совсем другие мысли, совсем другие чувства у мужчин.

По-видимому, тогда в 1792 году Николай Михайлович Карамзин открыл русскую литературу как литературу женскую. И это открытие до сих пор продолжает быть важным и актуальным. Продолжатели этой женской повести, а потом женского романа, которые создал Карамзин, сплошь и рядом встречаются в наши дни, и книжные прилавки пявляют широкий выбор женских повестей и романов. И не всегда их сочиняют женщины, чаще их сочиняют мужчины. Но, тем не менее, эти романы до сих пор пользуются очень большой популярностью.

Женская литература. Современные женские истории. Закономерность становления русской литературы: женщина как судья мужчине

Вслед за пейзажами второй элемент, вторая часть текстов, которые входят в повесть - это разговоры. Это разговоры, которые, как правило, дают только намёк, канву. Они совершенно не похожи на те реальные разговоры, которые ведут люди друг с другом. И сейчас, и в XVIII веке, когда была написана повесть Карамзина, люди разговаривали иначе. Те диалоги, которые воспроизводит Карамзин, они, скорее, намечают, дают какие-то намёки, короткие обозначения тех чувств, которые испытывают люди, когда произносят эти слова. Слова сами по себе неважны, важны те чувства, которые за ними стоят. Вот матушка Лизы говорит о том впечатлении, которое производит на неё Эраст:

«« Да как же нам называть тебя, добрый, ласковый барин?» - спросила старуха. - «Меня зовут Эрастом», - отвечал он. «Эрастом, - сказала тихонько Лиза, - Эрастом!» Она раз пять повторила сие имя, как будто бы стараясь затвердить его. Эраст простился с ними до свидания и пошёл. Лиза провожала его глазами, а мать сидела в задумчивости и, взяв за руку дочь свою, сказала ей: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!» Всё Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…» - Лиза не договорила речи своей».

Может быть, это первый во всей истории русской литературы случай, когда оборванная речь персонажа даёт больше, чем её продолжение. То, о чём молчит Лиза, важнее того, о чём она говорит. Приём умолчания, когда непроизнесенное слово действует гораздо сильнее, воспринимается гораздо ярче, чем звучащее слово, был известен в поэзии. Собственно говоря, и у Карамзина есть стихотворение «Меланхолия», где он этим пользуется. Это подражание Делилю, которое заканчивается словами: «Там пиршество… но ты не видишь, не внимаешь и голову свою на руку опускаешь; Веселие твоё - задумавшись, молчать и на прошедшее взор нежный обращать». В стихотворении попытка передать чувства через молчание - это что-то вроде того, что делает пауза в музыке. Когда прекращается звучание голоса или музыкального инструмента, у слушателя появляется пауза, появляется время, когда он может пережить, почувствовать только что услышанное. То же самое даёт Карамзин: он прерывает монолог Лизы, и она не говорит о том, что больше всего её волнует. Её волнует та пропасть, которая между ней и возлюбленным. Её волнует то, что их брак невозможен.

Лиза жертвует собой, она отказывается от богатого жениха-крестьянина, который сделал ей предложение. И она здесь молчит о том, что важнее всего для читателя. Вот это умение дать читателю услышать, почувствовать, понять то, что невозможно передать словами, Карамзин в значительной степени открыл как возможность литературы.

Говоря о том, что «Бедной Лизой» начинается женская литература в России, нужно понимать, что женская литература вовсе не запрещена для мужчин. И когда мы говорим о том, что герои не отождествляют себя с отрицательным персонажем этой повести, мы имеем в виду совсем не то, что эта повесть вызывает у читателя-мужчины отвращение. Мы говорим о том, что читатель-мужчина отождествляет себя с другим героем. Этот герой - автор-повествователь.

Человек, который гуляя по окрестностям Москвы, наткнулся на хижину, где жила Лиза с матерью и рассказывает всю эту историю вовсе не для того, чтобы в назидание потомкам и современникам прочитать очередную мораль. Нет. Он рассказывает о своих переживаниях, о том, что его тронуло. Обратим внимание: слова «тронуть» и «чувствовать» - одни из тех, которые Карамзин употребил в русском языке впервые.

Другое дело, что он эти слова заимствовал из французского языка и иногда просто употреблял французские слова, заменив французские корни русскими, иногда не изменяя. Тем не менее, читатели (и мужчины, и женщины) остаются читателями Карамзина, потому что им важно следить за тем движением души, которое составляет смысл, которое составляет стержень, суть повествования.

Это открытие Карамзина гораздо важнее его открытий в литературе и истории. А открытие души, открытие возможности заглянуть вглубь человека, как возможность заглянуть в душу другому человеку и заглянуть в собственную душу и прочитать там что-то такое, неизвестное ранее - и есть главное открытие Карамзина. Открытие, которое определило во многом весь будущий ход русской литературы.

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012.

1. Какова была аудитория, к которой обращался Н.М. Карамзин? Охарактеризуйте круг его читателей.

2. Какое произведение Н.М. Карамзина преимущественно обращено к читателю-мужчине, а какое - к читателю-женщине?

3. С каким персонажем из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» зачастую отождествляют себя читатели-мужчины?

4. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев приём умолчания, используемый Н.М. Карамзиным?

5. * Прочитайте текст «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина. Расскажите о своих впечатлениях.



Похожие статьи
 
Категории