Российские броненосцы против британских рыбаков, крейсера «Аврора» и невидимых миноносцев. Русские броненосцы

24.09.2019

Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

Российско-британские отношения никогда не были стабильными. То дружба на век и монополия англичан на торговлю русскими товарами по всему миру, то война в Крыму и столкновения в Средней Азии. Буквально за три года до создания Францией, Россией и Великобританией военного союза «Антанта» произошел серьезный инцидент, который чуть не привел к войне между будущими союзниками.

Иллюстрация из журнала «Панч», демонстрирующая союзнические отношения Британии и Японии

1904 год. Российская империя на тот момент уже воевала с Японией и проигрывала.
Дипломатически Россия уже проиграла. Японию поддержали Великобритания и США, которые предупредили союзную России Францию о недопустимости вмешательства. Для Британии это было частью «Большой игры» - противостояния экспансии России в Южной и Центральной Азии.

Впрочем, был и формальный повод: Российская империя до этого нарушила обязательства по выводу войск из Маньчжурии и начала размещать военные объекты в Корее. Дядя Эдуард (VII) и его племянник Николай (II) не смогли договориться по-семейному.

Королева Виктория, Эдуард VII, Николай II и Александра Федоровна с дочерью

Николай II и Эдуард VII

Кроме того, британцы занимались перевооружением японской армии, а следовательно, были коммерчески заинтересованы в успехе Японии.

К осени 1904 года ситуация выглядела совсем неоптимистично. Первая Тихоокеанская эскадра фактически была разбита, Порт-Артур осажден, а сражения при Ляоляне и Шахе закончились условной ничьей, то есть не дали стратегического преимущества.

Оборона Порт-Артура


Японская гравюра, посвященная сражению при Ляоляне



Битва при реке Шахе


Решить проблему теоретически должна была спешно сформированная Вторая Тихоокеанская эскадра.

Переход Второй Тихоокеанской эскадры


Правда, эта спешность была следствием неграмотного планирования. Войну с Японией ждали только в 1905 году, но даже с ее началом в феврале 1904 года вместо того, чтобы ускорить спуск на воду новых кораблей и начать подготовку экипажей, командование заняло выжидающую позицию. Формировать вторую эскадру пришлось исключительно из кораблей Балтийского флота, так как выход из Черного моря контролировала Турция, с которой отношения тоже были не очень.

Предвоенные учения Балтийского флота


Сами корабли в целом отвечали требованиям той эпохи, но уже было известно о военном превосходстве противника в корабельной артиллерии и бронировании. Немецкая разведка охарактеризовала эскадру как не готовую к военным действиям, в том числе и по причине обилия деревянных элементов внутренней обшивки, ковров, портьер и мягких кресел в офицерских помещениях, плохо влияющих на пожарную безопасность и мешающих передвижению во время сильной качки.

В августе 1904 года на Особом совещании под председательством Николая II назначенный командовать эскадрой Зиновий Рожественский доложил, что при условии выхода эскадры в море 1 сентября в Порт-Артур она придет не раньше января 1905 года, то есть, скорее всего. не успеет до падения крепости, а после полугодового перехода ей придется вступать в бой с превосходящими силами противника и прорываться в закрытый льдом Владивосток.

Великий князь Александр Михайлович

По воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, в то время курировавшего торговый флот и присутствовавшего на этом совещании, речь Рожественского была «нельсоновской», а в личной беседе он создал впечатление человека с психологией самоубийцы. Логики в решении отправить эскадру в имеющемся составе не было. Ее ждала верная гибель без какого-либо стратегического смысла, только ради удовлетворения общественного мнения. Однако переубедить командование не удалось. Не будем, впрочем, забывать, что Александр Михайлович немногим ранее организовал каперский, то есть пиратский, налет в Красном море на британских контрабандистов, доставлявших оружие в Японию. Это привело к серьезному дипломатическому скандалу, и, хотя идея, по его словам, была согласована и с царем и с министрами, великого князя назначили «крайним» князем, так что к его мнению прислушивались не очень внимательно.

Рожественский едва ли был неадекватен, он просто не захотел выступать против, так как участники Особого совещания могли подумать, что адмирал боится предстоящих трудностей, и заменить на кого-нибудь еще. А он первоначально взялся за дело и обещал выполнить задачу. В добавок к этому император лично познакомил Рожественского с императрицей и наследником Алексеем, которому на тот момент исполнился всего месяц. Сложно представить, кто мог сказать императору «нет» в таких обстоятельствах, разве что великий князь Александр Михайлович, но его, как мы помним, уже не слушали.
Зиновий Петрович прошел Русско-турецкую войну, лично участвовал в боях, командуя корабельной артиллерией, затем помогал создавать флот Болгарии, командовал кораблями, работал атташе в Лондоне, а в 1900 году, уже будучи контр-адмиралом, получил известность благодаря организации работ по спасению броненосца, вылетевшего на камни. Так что он был опытным и дисциплинированным капитаном, но никогда не командовал крупными морскими соединениями и не имел опыта планирования морских сражений.

Рожественский с руководством эскадры

Спешность отразилась на качестве экипажей. Поскольку обученных матросов не хватало, в эскадру набирали из запаса (пожилых людей отрывали от семей и хозяйств), принимали новобранцев и даже штрафных, которые составляли до 7 процентов от экипажей (до 70 человек на экипаж, что позже закономерно привело к волнениям). Значительная часть рядового состава никогда не была в море, не говоря уже об опыте военных действий или хотя бы учений. Более того, с офицерами тоже было не все в порядке. Рожественский, хоть и лично участвовал в отборе руководящего состава, затем писал жене: «Зачем брал таких помощников? Всех обобрали Алексеев, Макаров, Скрыдлов. Остались люди, ими отвергнутые». Часть офицеров традиционно шла по протекции, так контр-адмирал Оскар Энквист, назначенный командиром крейсерского отряда, был родственником морского министра Авелана и не выходил в море уже два года.

Вице-адмирал Рожественский на мостике флагмана «Князь Суворов»

Вот в таком состоянии 15 октября 1904 года эскадра покинула Либаву (современный Лиепая). Планировалось, что корабли двумя маршрутами (для кораблей с большой осадкой он лежал вокруг Африки, а более легкие проходили через Суэцкий канал) проследуют в Индийский океан, затем прибудут в Порт-Артур на помощь осажденным, а если не успеют, то проследуют во Владивосток.
Обеспечить безопасность следования Второй Тихоокеанской эскадры должен был бывший народоволец, агент царской полиции Аркадий Гартинг (Авраам Геккельман), в то время шпионивший за революционерами в Берлине.

Гартинг, с его слов, развернул широкую сеть из 80 наблюдательных пунктов в Европе и зафрахтовал до 12 судов. Чтобы оправдать финансирование и поднять свою значимость, Гартинг, по мнению историков, фальсифицировал отчеты, преувеличивая или придумывая угрозы.

Отчет Гартинга о расходовании средств

Недоверие историков к Гартингу связано с его методами. В бытность работы во Франции в 1885 году он вошел в доверие к местным иммигрантам-народовольцам, настоял на покушении на Александра III, организовал изготовление бомб, а затем сдал участников заговора французской полиции. Впрочем, имперская полиция ему доверяла, а следовательно, и флот.

Именно от Гартинга поступили сообщения о возможном присутствии в Северном море вблизи Норвегии группы японских миноносцев. Оружием миноносцев были торпеды и пушки, и это была головная боль военных моряков. По принятой тогда тактике миноносец атаковал ночью. Заметить его и, главное, опознать как военный корабль соответствующего типа ночью на безопасном расстоянии до пуска торпед практически невозможно. Миноносец был существенно меньше и дешевле крейсера или броненосца, а вот пустить на дно он их мог запросто. В ходе Испано-американской войны в 1898 году американские моряки обстреливали из пушек крупные волны, отмели, повозки на берегу и скалы, принимая их за приближающийся или замаскированный миноносец. Корабли для Японии строили в Великобритании, Франции и Германии, так что риск появления новеньких японских миноносцев в Северном море был реален.

Возврат японских миноносцев после ночной атаки

Капитан транспорта «Бакан» («Bacan») сообщил о встреченных в пути четырех миноносцев без сигнальных огней, что подтверждало донесения разведки и, вполне вероятно, тут Гартинг не преувеличивал.

Чтобы не привлекать большого внимания, обойдя Данию, 20 октября эскадра разделилась на шесть отрядов. На кораблях подготовились к торпедному удару, избавившись от излишней древесины, так смущавшей немецких шпионов. Рожественский отдал приказ не допускать приближения неизвестных кораблей в ночное время ближе чем на 4 кабельтовых (примерно 740 метров), сигналами обозначать запрет на приближение, стрелять перед носом судна, если оно не подчиняется, и открывать огонь на поражение, если оно продолжает движение. Вторым был приказ о том, что решение о стрельбе по хорошо освещенному вражескому кораблю на расстоянии 10 кабельтовых (примерно 1850 метров) мог принять вахтенный начальник, не дожидаясь решения капитана. Нападения ждали в любой момент. Соответственно, на кораблях стояла напряженная обстановка, орудия были заряжены, а расчеты спали рядом, что тоже не лучшим образом влияло на моральный дух и способность объективно оценивать ситуацию.

21 октября часть эскадры в Северном море попала в туман. Транспорт «Камчатка» отстал от своей группы на 17 миль из-за поломки двигателя, и в районе 8 вечера с него стали поступать радиограммы об окружении вражескими миноносцами.

Транспорт «Камчатка»

Расследование не смогло установить точных обстоятельств. По версии капитана «Камчатки», к ним приблизилось до восьми миноносцев, но не менее четырех. При запросе дать позывные поступили позывные русской эскадры предыдущего дня. Капитан корабля приступил к маневрированию на случай торпедной атаки, открыл стрельбу из орудий (выпустил более 300 снарядов) и вызвал помощь. Британская сторона не нашла подтверждения присутствия в районе миноносцев и сочла, что за миноносец экипаж «Камчатки» мог принять шведский корабль «Альдебаран» («Aldebaran») и какие-то еще неустановленные корабли. Так или иначе, но радиограмму об атаке миноносцев получили на флагмане - эскадренном броненосце «Князь Суворов», на котором был вице-адмирал.

Офицеры броненосца «Князь Суворов»


Эскадренный броненосец «Князь Суворов»


Контр-адмирал Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам

Группа из четырех броненосцев и транспорта проследовала в сторону предполагаемого нахождения вражеских миноносцев. Как оказалось, прямо в центр рыбацкой флотилии. Ночью, в тумане и в сильную облачность.
Вторая броненосная группа эскадры под командованием Дмитрия Фёлькерзама несколькими часами ранее обнаружила эту флотилию и обошла ее с севера во избежание ненужных контактов, но по неизвестным причинам не смогла оповестить остальных.

С «Князя Суворова» заметили приближающееся неосвещенное трехтрубное судно. На сигналы оно не реагировало, курс был на перехват крейсера. Согласно британской точке зрения, на рыбацких траулерах присутствовали опознавательные световые знаки, но в тумане они могли быть спутаны с обозначением японских миноносцев. Еще одна из озвученных версий свидетельствовала о том, корабли рыбаков были опознаны сразу, но среди них находился неосвещенный корабль, похожий силуэтом на миноносец, и именно он начал опасное маневрирование. В любом случае Рожественский лично отдал приказ обстрелять судно. Когда прямо по курсу в свет прожектора попал рыбацкий траулер, командующий приказал прекратить огонь, но тут с другого борта крейсера заметили еще один приближающийся корабль и без согласования начали стрельбу, как и предписывал приказ по эскадре. В это время подошли крейсеры «Дмитрий Донской» и «Аврора» (та самая) из группы, потерявшей «Камчатку», и, заметив стрельбу с флагмана, начали стрелять в том же направлении.

Броненосный крейсер «Дмитрий Донской»


Крейсер «Аврора»


Капитан крейсера «Аврора» Е.Р. Егорьев

Броненосная группа их не опознала и, приняв за японцев, открыла ответный огонь. В том числе и из главного калибра (вес одного такого снаряда составлял 330 кг). Всего за 10-20 минут, пока шел бой, было выпущено более 500 снарядов и 1800 выстрелов из пулеметов. Ситуацию условно спасла только исключительная усталость и некомпетентность экипажей, которые не были готовы к ночному бою, да и к бою вообще. Тем не менее в «Аврору» попало пять снарядов, легко ранило одного из артиллеристов и смертельно ранило судового иеромонаха Анастасия Рукина, которому по злой иронии оторвало именно руку. На броненосце «Орел» разорвало одно из орудий. Британским рыбакам пришлось значительно хуже. Два человека погибли на месте: капитана траулера «Крейн» (Crane) Джорджа Генри Смита (George Henry Smith) и члена экипажа Уильяма Ричарда Леггета (William Richard Legget) убило шрапнелью. Шестерых рыбаков ранило, шкипер траулера «Мино»(Mino) Уолтер Уэлптон (Walter Whelpton) в мае 1905 года скончался от последствий ранения. Траулер «Крейн» был потоплен, еще пять получили различные повреждения.

Броненосец «Орел»


Британская открытка, изображающая тот бой

Рожественский осознал ошибку, но, поскольку считал, что японские миноносцы где-то рядом, дал команду немедленно уходить, не оказав помощи пострадавшим рыбакам. Спасение утопающих в данном случае действительно было делом рук самих утопающих. С траулера «Гулл» (Gull) отправили спасательную шлюпку. Помощник капитана Чарльз Бир (Charles Beer), главный инженер Гарри Смирк (Harry Smirk) и боцман Эдвин Костелло (Edwin Costello) организовали спасение пострадавших рыбаков и доставили тело Уильяма Леггета на свой траулер.

Осмотр поврежденных траулеров


Посол Александр Константинович Бенкендорф

Разразился скандал. Британская пресса называла российскую эскадру флотом безумцев и пиратами, вице-адмирала Рожественского сравнивали с бешеной собакой и требовали отдать под трибунал. Подогревало ситуацию и то, что инцидент пришелся на 99-ю годовщину Трафальгарского сражения (победа адмирала Нельсона над объединенным франко-испанским флотом в 1805 году). Российского посла в Лондоне графа Бенкендорфа, прибывшего на вокзал «Виктория», встретила разъяренная толпа, и ему понадобилась защита полиции.

Происшествие получило названия «Гулльский инцидент» (русская версия), Инцидент при Доггер-банке (Dogger Bank incident) и «Русский произвол» (Russian Outrage).

Была создана независимая международная комиссия по расследованию.

Заседание комиссии по Гулльскому инциденту

Добавляло накала и то, что, по свидетельству спасенных рыбаков, в поле зрения долго находился военный корабль, возможно миноносец.

Британцы считали, что это был русский корабль, отбившийся от одной из групп и, учитывая возникшую путаницу, оказавшийся тем самым неопознанным миноносцем, замеченным с «Князя Суворова» - по нему и была начата стрельба. Российская сторона утверждала, что это никак не мог быть корабль эскадры, - видимо, это был тот самый поврежденный японский миноносец, из-за которого и начался инцидент. Дания и Нидерланды сообщили, что их кораблей в том районе не было, а британцы отмели возможность нахождения в регионе японских и британских военных кораблей. Так что комиссия не пришла к согласию в этом вопросе. Принадлежность и тип того корабля остались неразгаданными.

Вопросы вызывал и бой транспорта «Камчатка», запустивший всю трагедию. Кто его окружил, преследовал и по кому он стрелял осталось неизвестным. Однако большая часть исследователей сошлись на том, что, скорее всего, в условиях сильного тумана и невероятного напряжения экипаж «Камчатки» принял за корабли какие-то природные явления и открыл по ним огонь, поскольку сама «Камчатка» не была повреждена торпедами или снарядами, а других кораблей, пострадавших от артиллерийского обстрела, в районе замечено не было.

Комиссия признала вину за российской стороной, но конкретно по действиям Рожественского преступного умысла и некомпетентности не усмотрела. В качестве основных претензий выделялось неоказание помощи тонувшим рыбакам (предполагалось, что он мог организовать спасение жертв инцидента) и неинформирование соседних стран о прохождении крупных военных сил, что не дало возможности оповестить все находящиеся в районе прохождения суда во избежание подобных инцидентов. 9 марта 1905 года Россия выплатила в пользу пострадавших рыбаков 65 000 фунтов, что было значительной, но не гигантской суммой в то время (около шести миллионов фунтов по современным меркам). Также были сделаны определенные политические уступки.

Рожественского не отдали под трибунал, и Вторая Тихоокеанская флотилия проследовала сначала на Мадагаскар, а затем, после зимовки и объединения с дополнительным отрядом, к финальной точке своего путешествия - в Цусимский пролив, где 27-28 мая 1905 года русский флот потерпел одно из самых тяжелых и бессмысленных поражений за всю свою историю.


Из 16 170 человек на 32 кораблях во Владивосток прорвалось всего 870 человек на трех кораблях. 5045 человек были убиты. В плен попало 7282 человека. Остальные успели уйти в нейтральные порты. Одной из причин поражения некоторые исследователи называли озвученный после Гулльского инцидента запрет на продажу антрацита российскому флоту Великобританией, ее колониями и союзниками, что могло повлиять на скорость кораблей. Впрочем, поставки угля для российского флота обеспечивали немецкие компании, поэтому данный запрет едва ли мог оказать существенное влияние на исход сражения. Как известно, Рожественский изначально плыл не побеждать. Он, кстати, был тяжело ранен через двадцать минут после начала боя, попал в плен, после войны подвергался травле в газетах, стал изгоем и скончался в 1909 году.

В городе Кингстон-апон-Халл (Kingston upon Hull, Hull) в 1906 году погибшим рыбакам поставили памятник.

Гартинга за работу похвалили, в 1907 году его произвели в статские советники и назначили командовать резидентурой в Париже.

После сокрушительного поражения в Крымской войне 1853-56 гг., а также учитывая опыт Граждан­ской войны в США 1861-65 гг., военно-политическое руководство России пришло к мысли о необходимости создания современного парового и броненосного флота.

Энтузиаст броненосного кораблестроения контр­адмирал Г.И. Бутаков, анализируя итоги Хэмптонско­го боя, написал в своем приказе по практической эс­кадре от 30 мая 1862 года: «Теперь вопрос о деревян­ных судах решен окончательно в самых тупых и не­предусмотрительных головах... Итак - броня, башни и тараны!»»

16 ноября 1861 года российское Морское министерство заключило контракт с английской кампанией «Темзенского железоделательного и кораблестрои­тельного завода»» на постройку броненосной батареи «Первенец». Проектное задание составил МТК.

В следующие три года в России произошли весьма важные для развития отечественного кораблестрое­ния события. Во-первых, в Петербурге заложили бро­неносные батареи «Не тронь меня»» и «Кремль»», од­нотипные с «Первенцем»». Во-вторых, были начаты постройкой десять башенных мониторов типа «Ура­ган»». В-третьих, командование флота решило перест­роить в батарейные броненосцы находившиеся в по­стройке деревянные парусно-винтовые фрегаты «Се­вастополь»» и «Петропавловск»».

В августе 1881 года по указу императора Алексан­дра III было созвано Особое совещание для определе­ния военно-морской политики России, вытекающей из международной обстановки, финансовых и произ­водственных возможностей. Его председателем стал новый генерал-адмирал Русского Флота, великий князь Алексей Александрович.

Более всего участников этого совещания беспоко­ил стремительный рост броненосного флота Велико­британии, которая со времен Крымской войны и в связи с русской экспансией на Кавказе и в Средней Азии оставалась главным потенциальным противни­ком России во всех вариантах будущих конфликтов. А развитие германского флота нарушало равновесие морских сил, сложившееся на Балтике.

По утвержденной 20 мая 1882 года 20-летней су­достроительной программе предусматривалось пост­роить для Балтийского моря 16 броненосцев, 13 крей­серов, 11 канонерских лодок, 100 миноносцев и 3 транспорта. Черноморский флот должен был получить 8 броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносцев, а для Ти­хого океана планировалось построить 8 канонерских лодок, 6 миноносцев и 2 транспорта.

В мае 1890 г. генерал-адмирал Алексей Александ­рович представил доклад императору Александру III, где констатировал, что предпринятые меры не приве­ли к достижению главной цели, указанной Особым совещанием 1881 года: устранить отставание россий­ского флота от уровня ведущих европейских держав.

Рост морских вооружений Великобритании, Фран­ции, Италии, Германии, Австро-Венгрии был внушите­лен. Особую тревогу вызывало бурное развитие гер­манского флота. Против 4 русских броненосцев на Балтике немцы в 1890 г. имели уже 12 и строили еще 14 новых. Что касалось обороны побережья, то все 20 русских мониторов и плавбатарей безнадежно уста­рели и были «едва пригодны для оборонительных дей­ствий в пределах сферы огня береговых укреплений».

Генерал-адмиралу удалось добиться «высочайше­го одобрения» плана строительства в 1891-95 гг. до­полнительных кораблей для Балтийского флота, в том числе 10 броненосцев. Однако из-за недостаточного финансирования выполнить этот план удалось не в полном объеме и со значительным опозданием.

Следующая коррекция программы произошла в связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке, вызванным опасными для России успехами японцев в войне с Китаем в 1895-96 гг. Решением Особого совещания от 27 декабря 1897 г. была намечена спе­циальная пятилетняя (1898-1902 гг.) программа «для нужд Дальнего Востока». По этой программе на Тихоокеанском ТВД предполагалось сосредоточить к началу 1905 г. флот «несколько сильнее японского» при сохранении достаточно мощных сил на Балтике и в Черном море.

В 1895-1903 гг. Морскому министерству было ас­сигновано 738 млн. рублей против 480,2 млн. рублей морского бюджета Японии. Россия, благодаря нали­чию уже готовых броненосцев, сохраняла возмож­ность сосредоточения превосходящих сил на Тихом океане. Планировалось создать на Дальнем Востоке мощную группировку в составе 10 эскадренных бро­неносцев, 5 броненосных и 12 бронепалубных крейсе­ров, способную обеспечить интересы России в дан­ном регионе.

До начала русско-японской войны по программе 1882 года с ее изменениями и дополнениями были по­строены 26 броненосцев, 16 броненосных и бронепа­лубных крейсеров, 7 крейсеров второго ранга. Это были главные силы Российского флота.


Размер: Текущий 849*593 (1.4 MB) |

Размер: Текущий 800*600 (129.8 KB) |

2. БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ «ЧЕСМА» Заложен в 1883 году в Севастополе на судоверфи Российского общества пароходства и торговли, спущен на воду 18 мая 1886 года и в 1888 году вступил в строй. Явился первым трехбашенным броненосцем Черноморского флота. В 1892 году переклассифицирован в эскадренный броненосец. В августе 1907 года разоружен и исключен из списков флота. Корпус корабля был использован в качестве щита для производства учебных артиллерийских стрельб. Водоизмещение 10930 т; длина 103.5 м, ширина 21,0 м, осадка 8,8 м; мощность паровой машины 9053 л. с., скорость хода 13,5 узла, дальность плавания 4600 миль. Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 4 37-мм орудий, 7 торпедных аппаратов. Бронирование от 203 до 406 мм. Экипаж 633 человека.


Размер: Текущий 800*600 (172.34 KB) |

3. БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР II» Заложен в 1885 году в Петербурге, 26 июля 1887 года спущен на воду и в 1889 году вступил в строй. В 1892 году переклассифицирован в эскадренный броненосец и в 1907 - в линейный корабль. С 1914 года использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. 21 мая 1917 года переименован в «Зарю Свободы». Участвовал в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде, прикрывал подступы к городу со стороны Финского залива, 7 декабря этого же года - в подавлении мятежа Керенского - Краснова. С мая 1918 года находился на хранении, а в 1922 году разобран на металл. Водоизмещение 9244 т; длина 105,6 м, ширина 20,4 м, осадка 7,8 м; мощность паровой машины 8500 л. с., скорость хода 13,5 узла, дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 2 305-мм, 4 229-мм, 8 152-мм, 4 63-мм, 10 47-мм и 8 37-мм орудий, 5 надводных торпедных аппаратов. Экипаж 616 человек.


Размер: Текущий 800*600 (135.67 KB) |

4. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ» Заложен в 1889 году на Николаевском Адмиралтействе, 13 сентября 1890 года спущен на воду и в 1892 году вступил в строй. До 13 февраля 1892 года числился броненосным кораблем. В апреле 1907 года выведен из боевого состава флота, разоружен и в 1912 году переоборудован в «Блокшив № 8». С весны 1918 года находился на хранении в Севастопольском военном порту, а в 1922 году был разобран на металл. Водоизмещение 8438 т; длина 104,2 м, ширина 18,3 м, осадка 8,8 м; мощность механизмов 8758 л. с., скорость хода 15,7 узла, дальность плавания 1500 миль (10-узловым ходом). Вооружение: 4 305-мм, 4 152-мм, 2 63-мм, 12 47-мм и 14 37-мм орудий, 6 торпедных аппаратов. Бронирование от 203 до 356 мм. Экипаж 599 человек.


Размер: Текущий 800*600 (130.34 KB) |

5. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «РОСТИСЛАВ» Заложен в 1894 году в Николаеве, спущен на воду 1 сентября 1896 года и в 1899 году вступил в строй. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне. В январе - марте 1918 года поддерживал действия рабочих отрядов при установлении Советской власти в Одессе. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен германскими оккупантами. С октября 1919 года входил в состав белогвардейского флота, использовался как плавбатарея, и в ноябре 1920 года был затоплен врангелевцами в Керченском проливе. Водоизмещение 8800 т; длина 107,2 м, ширина 20,7 м, осадка 6,7 м; мощность механизмов 8700 л. с., скорость хода 15,6 узла, дальность плавания 3050 миль. Вооружение: 4 254-мм, 8 152-мм, 12 47-мм и 14 37-мм орудий, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 632 человека.


Размер: Текущий 800*600 (144.74 KB) |

6. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» Заложен в 1889 году на Севастопольской верфи Российского общества пароходства и торговли, в 1892 году спущен на воду и в 1896 году вступил в строй. Первоначально числился броненосным кораблем, 13 февраля 1892 года переведен в класс эскадренных броненосцев и 10 октября 1907 года - линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен германскими оккупантами. С апреля 1919 года входил в состав белогвардейского флота, использовался в качестве штабного корабля, в ноябре 1920 года уведен Врангелем в Бизерту.


Размер: Текущий 800*600 (115.98 KB) |

7. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ПЕТРОПАВЛОВСК» Заложен в 1892 году на Галерном островке в Петербурге, спущен на воду 9 января 1894 года и в 1897 году вступил в строй. Участвовал в обороне Порт-Артура в период русско-японской войны. Погиб 13 апреля 1904 года при выходе на Внешний рейд Порт-Артура, подорвавшись на вражеской мине заграждения. Вместе с кораблем погибли командующий морскими силами на Тихом океане выдающийся русский флотоводец и ученый вице-адмирал С. О. Макаров и известный художник-баталист В. В. Верещагин. Однотипные корабли: «Полтава» и «Севастополь». Водоизмещение 11 354 т; длина 114,3 м, ширина 21,3 м, осадка 7,8 м; мощность паровой машины 11 213 л. с., скорость хода 16,86 узла, дальность плавания 4500 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм. 2 63-мм, 1047-мм и 28 37-мм орудий, 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Бронирование от 127 до 406 мм. Экипаж 633 человека.


Размер: Текущий 800*600 (178.53 KB) |

8. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ОСЛЯБЯ» Заложен осенью 1896 года на Новом Адмиралтействе в Петербурге, спущен на воду в октябре 1898 года и в 1901 году вступил в строй. Предназначался для самостоятельных крейсерств на океанских коммуникациях. Однотипные корабли: «Пересвет» и «Победа». Следуя в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры из Кронштадта на Дальний Восток, погиб 27 мая 1905 года в бою с японской эскадрой в Цусимском проливе. Водоизмещение 12674 т; длина 132,4 м, ширина 21,8 м, осадка 7,9 м; мощность паровой машины 14500 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 6000 миль. Вооружение: 4 254-мм, 11 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 20 47-мм 8 37-мм орудий, 3 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Бронирование до 229 мм. Экипаж 769 человек.


Размер: Текущий 800*600 (110.56 KB) |

9. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «РЕТВИЗАН» Заложен в городе Филадельфия (Соединенные Штаты Америки) в 1899 году, 10 октября 1900 года спущен на воду и в 1902 году вступил в строй. Входил в состав 1-ой Тихоокеанской эскадры. В ночь на 9 февраля 1904 года подвергся внезапной атаке японских миноносцев в Порт-Артуре, получил попадание торпедой и вышел из строя. Вскоре был отремонтирован и вновь введен в строй. 5 декабря 1904 года погиб во внутренней гавани Порт-Артура от попаданий снарядов противника. После русско-японской войны был поднят японцами, восстановлен и под наименованием «Хидзен» введен в состав японского флота. Водоизмещение 12902 т; длина 117,9 м, ширина 22,0 м, осадка 7,9 м; мощность энергетической установки 17000 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 5500 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 24 47-мм и 8 37-мм орудий, 4 надводных и 2 подводных торпедных аппарата, 2 пулемета. Бронирование от 152 до 229 мм. Экипаж 743 человека.


Размер: Текущий 800*600 (150.81 KB) |

10. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «ЦЕСАРЕВИЧ» Заложен в 1899 году в Тулоне (Франция), 23 января 1901 года спущен на воду и в 1903 году вступил в строй. 22 февраля 1904 года был поврежден торпедой, выпущенной с японского миноносца, но вскоре был отремонтирован и вновь введен в строй. В сентябре 1904 года после боя с японской эскадрой в Желтом море броненосец прорвался в китайский порт Киао-Чао, где был интернирован до конца русско-японской войны. Впоследствии вошел в состав Балтийского флота. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В 1917 году переименован в «Гражданина». В декабре 1917 года в тяжелой ледовой обстановке перешел из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С мая 1918 года - на долговременном хранении. В годы Гражданской войны артиллерия корабля использовалась на речных и озерных флотилиях и на сухопутных фронтах. В 1924 году разобран на металл. Водоизмещение 12912 т; длина 118,5 м, ширина 23,2 м, осадка 7,9 м; мощность механизмов 16 300 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 2805 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 10 75-мм 11 37-мм орудий, 2 пулемета, 4 торпедных аппарата. Экипаж более 800 человек.


Размер: Текущий 800*600 (150.9 KB) |

11. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ» Заложен в 1898 году в Николаеве, спущен на воду 26 сентября 1900 года и в 1904 году вступил в строй. 27 июня 1905 года на корабле произошло первое в Российском флоте революционное восстание матросов. 8 июля 1905 года броненосец ушел в Констанцу, где был интернирован румынским правительством, но затем возвращен России. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. В октябре 1905 года переименован в «Пантелеймона», в апреле 1917 - в «Потемкина-Таврического», в мае этого же года - в «Борца за свободу». Участвовал в первой мировой войне. В феврале 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае 1918 года захвачен в Севастополе германскими оккупантами. В конце апреля 1919 года взрывом выведен из строя, в 1923 г. разобран на металл. Водоизмещение 12480 т; длина 115,4 м, ширина 22,2 м, осадка 8,3 м; мощность механизмов 10600 л. с., скорость хода 16,9 узла, дальность плавания 1100 миль. Вооружение: 4 305-мм, 16 152-мм, 14 75-мм, 2 63-мм, 6 47-мм и 2 37-мм орудий, 5 торпедных аппаратов. Экипаж 731 человек.


Размер: Текущий 800*600 (124.17 KB) |

12. ЭСКАДРЕННЫЙ БРОНЕНОСЕЦ «СЛАВА» Заложен в 1902 году на Балтийском заводе в Петербурге, спущен на воду 29 августа 1903 года и в 1905 году вступил в строй. 10 октября 1907 года переведен в класс линейных кораблей. Участвовал в первой мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 17 октября 1917 года в неравном артиллерийском бою с германскими кораблями получил ряд серьезных повреждений и по приказу командования был затоплен экипажем в Моонзундском проливе для преграждения входа эскадре противника. Однотипные корабли: «Бородино», «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Орел». Водоизмещение 13516 т; длина 121,0 м, ширина 23,2 м, осадка 8,0 м; мощность паровой машины 15800 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 1970 миль. Вооружение: 4 305-мм, 12 152-мм, 20 75-мм, 2 63-мм, 20 47-мм и 2 37-мм орудий, 2 пулемета, 2 надводных и 2 подводных торпедных аппарата. Бронирование до 254 мм. Экипаж 825 человек.


Размер: Текущий 800*600 (108.96 KB) |

13. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ЕВСТАФИЙ» Заложен в 1904 году в Николаеве, в октябре 1906 года спущен на воду и в 1910 году вступил в строй. До 1907 года числился эскадренным броненосцем. Участвовал в первой мировой войне. В декабре 1917 года перешел на сторону Советской власти. В марте 1918 года был сдан в порт на хранение и в мае захвачен войсками кайзеровской Германии. В конце апреля 1919 года при отступлении из Крыма подорван английскими интервентами и выведен из строя. В 1921 году кораблю присвоено наименование «Революция». В 1922 году разобран на металл. Однотипен - «Иоанн Златоуст». Водоизмещение 12810 т; длина 117,6 м, ширина 22,6 м, осадка 8,2 м; мощность механизмов 10 600 л. с., скорость хода 16 узлов, дальность плавания 1884 мили. Вооружение: 4 305-мм, 4 203-мм, 12 152-мм, 16 75-мм, 2 63-мм и 10 47-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 928 человек.


Размер: Текущий 800*600 (100.47 KB) |

14. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ» Заложен в 1905 году на Галерном островке в Петербурге, спущен на воду 20 октября 1906 года и в 1912 году вступил в строй. До 10 октября 1907 года числился эскадренным броненосцем. Участвовал в первой мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции, в марте 1917 года в числе первых восстал в Гельсингфорсе (Хельсинки). Принял участие в Ледовом походе кораблей Балтийского флота в апреле 1918 года и подавлении контрреволюционного мятежа гарнизона форта Красная Горка. В августе 1919 года при стоянке в Кронштадте был подорван английским торпедным катером, но остался в строю. В 1923 году разобран на металл. Однотипен - «Император Павел I» («Республика»). Водоизмещение 17400 т; длина 140,2 м, ширина 24,4 м, осадка 8,2 м; мощность энергетической установки 17600 л. с., скорость хода 18 узлов, дальность плавания 2100 миль. Вооружение: 4 305-мм, 14 203-мм, 12 120-мм, 4 75-мм и 8 47-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 956 человек.


Размер: Текущий 800*600 (103.05 KB) |

15. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ГАНГУТ» Заложен в 1909 году на Новом Адмиралтействе в Петербурге, 7 октября 1911 года спущен на воду и в 1914 году вступил в строй. В октябре 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов, зверски подавленное царскими властями. Участвовал в первой мировой войне, Февральской буржуазно- демократической революции и Гражданской войне. В апреле 1918 года в составе первого отряда перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. С октября 1918 года по 1925 год - на хранении. В июне 1925 года переименован в «Октябрьскую Революцию». Принял участие в советско-финляндской войне и Великой Отечественной войне. 22 июля 1944 года награжден орденом Красного Знамени. В 1956 году исключен из списков флота. Водоизмещение 23000 т; длина 181,2 м, ширина 26,0 м, осадка 8,4 м; мощность энергетической установки 42000 л. с., скорость хода 23 узла, дальность плавания 1625 миль. Вооружение: 12 305-мм, 16 120-мм и 4 47-мм орудий, 4 торпедных аппарата. Экипаж 1126 человек.


Размер: Текущий 800*600 (118.43 KB) |

16. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ЕКАТЕРИНА II» Заложен в 1911 году в Николаеве, спущен на воду 19 июня 1914 года и в 1915 году вступил в строй. В июне 1915 года переименован в «Императрицу Екатерину Великую», а 16 апреля 1917 года - в «Свободную Россию». Участвовал в первой мировой войне. 16 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 года в связи с угрозой захвата германскими оккупантами перешел из Севастополя в Новороссийск и в июне месяце по приказу Советского правительства потоплен эсминцем «Керчь» в Цемесской бухте. Водоизмещение 22600 т; длина 167,8 м, ширина 27,3 м, осадка 8,4 м; мощность механизмов 26 500 л. с., скорость хода 21 узел, дальность плавания 3000 миль. Вооружение: 12 305-мм, 20 130-мм, 8 75-мм и 4 47-мм орудий, 4 пулемета, 4 торпедных аппарата. Бронирование до 305 мм. Экипаж 1220 человек.


Размер: Текущий 800*600 (150.85 KB) |

1. БРОНЕНОСНЫЙ КОРАБЛЬ «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» Заложен в 1869 году в Петербурге, спущен на воду 27 августа 1872 года и в 1877 году вступил в строй. До 11 июня 1872 года именовался «Крейсер». Первоначально числился монитором. В 1873 году переклассифицирован в броненосный корабль, в 1892 году - в эскадренный броненосец и в 1906 - в учебно-артиллерийский корабль. Был сильнейшим в мире кораблем своего класса. Участвовал в первой мировой и Гражданской войнах, обеспечивал базирование подводных лодок. 26 февраля 1918 года в тяжелых ледовых условиях перешел из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда в Кронштадт. С октября 1918 года находился на хранении в порту и затем переоборудован в минный блокшив. В 1959 году корпус корабля был разобран на металлолом. Водоизмещение 10105 т; длина 100,6 м, ширина 19,3 м. осадка 7,5 м; мощность механизмов 8258 л. с., скорость хода 14,3 узла, дальность плавания 3600 миль. Вооружение: 4 305-мм, 4 четырехфунтовых, 1 63-мм, 6 47-мм и 4 37-мм орудий; 2 подводных торпедных аппарата. Экипаж 440 человек.

Добавить фото в этот пост

Русские броненосцы

В 1864 году первые русские броненосные пловучие батареи «Первенец» и «Не тронь меня» вспенили своими форштевнями воды Финского залива. А тринадцать лет спустя, в 1877 году, вступил в строй русский броненосец «Петр Великий», один из сильнейших кораблей своего времени. На этом корабле было всего 4 пушки калибром 306 миллиметров. Каждый снаряд весил около 300 килограммов. На русском же деревянном линейном корабле прежнего времени «Прохор» (построенном всего на 30 лет раньше и также бывшем одним из сильнейших линейных кораблей своего времени) было 84 пушки. Все вместе они выбрасывали немного больше металла, чем «Петр Великий». Но сила удара всех этих 84 пушек была в три раза слабее, чем сила удара четырех орудий броненосца. Для обслуживания 84 пушек «Прохора» нужно было 572 человека орудийной прислуги, а для обслуживания двух башен о 4 орудиями на «Петре Великом» понадобилось только 64 человека.

Все 84 пушки «Прохора», если бы даже удалось выстрелить из них одновременно и попасть снарядами в одну точку даже слабой брони неприятельского корабля, не причинили бы ему никакого вреда. А снаряд «Петра Великого» на расстоянии в 2 тысячи метров мог пробить борт, покрытый броней толщиной в 330 миллиметров. Водоизмещение «Петра Великого» равнялось уже почти 10 тысячам тонн. Этот корабль был построен на русской верфи русскими инженерами. Но только на Балтийском море мы могли строить могучие корабли для линейного боя.

На Черном море после Крымской войны, по навязанным нам условиям мирного договора, мы долго еще не имели права строить крупные боевые корабли. Даже во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов русские моряки бесстрашно действовали против турецкого флота не линейными кораблями, а малыми минными судами.

Из такого положения надо было найти какой-то выход. По предложению вице-адмирала Попова, решили строить на Черном море корабли необыкновенного вида, совершенно круглые. Это были своего рода пловучие прибрежные форты. Они предназначались для охраны побережья. На круглых судах при водоизмещении всего в 2500 тонн удавалось разместить и толстую броню и мощные пушки, такие же, как на иностранных броненосцах. Так появились в 1876 году два круглых броненосца – «поповки», как их называли. Один из них носил имя «Новгород», а другой – «Вице-адмирал Попов». Эти суда должны были стоять на своих морских постах у берегов и помогать береговой артиллерии отражать нападения сильного противника. Участвовать в морских операциях они не могли: ими трудно было управлять, они были неустойчивы на курсе и после выстрела вращались вокруг своей оси.

Русский броненосец «Петр Великий». В носовой к кормовой частях видны круглые орудийные башня. По тем временам ото был один яз сильнейших в мире кораблей.

Только в 1886 году вступили в строй Черноморского флота первые три броненосца по 10 тысяч тонн водоизмещением, вооруженные каждый 6 орудиями калибра 305 миллиметров, размещенными в башнях.

Русские инженеры – творцы броненосцев,- как и во времена парусного флота, высоко подняли искусство отечественного военного кораблестроения. Они вносили много нового в устройство и вооружение кораблей, умели ускорять, удешевлять и улучшать самое строительство броненосцев. Одним из лучших русских кораблестроителей конца XIX столетия был Петр Акиндинович Титов, сын крестьянина, пришедший на завод из деревни. Самоучкой усвоил он и высшую теорию и практику своего любимого дела. У Титова учился практическому кораблестроению Алексей Николаевич Крылов, впоследствии крупнейший мировой ученый, действительный член Академии наук СССР.

В 1891 году франко-русский судостроительный завод в Петербурге, где работал П. А. Титов, посетил знаменитый инженер- кораблестроитель француз де-Бюсси, член Парижской Академии наук, много лет возглавлявший кораблестроение французского флота. На заводе в это время строился броненосец «Наварин», а корабельным инженером, ведущим постройку, был П. А. Титов. Де-Бюсси осмотрел завод. Вот что записал об этом осмотре А. Н. Крылов в своих воспоминаниях о Титове:

«П. К. Дюбюи (директор завода. – 3. П.) хотел его быстренько провести по постройке и увезти на какой-то званый завтрак. Но не тут-то было. Старик (де-Бюсси. – 3. П.) сразу заметил, что постройка ведется не рутинными, а оригинальными способами, быстро свел Дюбюи па роль простого переводчика и стал вникать во-все детали, расспрашивая Титова. Он забыл и про – завтрак, облазил весь корабль, проведя на постройке часа четыре. Расставаясь, он взял Титова за руку и, не выпуская ее, сказал при всех Дюбюи: «Переведите вашему инженеру мои слова: я сорок восемь лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке» (А. Н. Крылов, Мои воспоминания, 1945 г., стр. 84-85).

«Наварин» послужил образцом для строительства броненосцев в последующие годы.

Через год или два, когда министерство организовало конкурс на составление проекта броненосца по заданным условиям, пернув» и вторую премии получили проекты П. А. Титова.

Один из круглых броненосцев, построенных по проекту вице-адмирала Попова

Шли годы. Соревнование между броней и пушкой продолжалось. Толщина брони возросла до 55 сантиметров, и все же пушки-гиганты пробивали ее. Тогда металлурги начали изобретать еще более прочную броню. Толщина броневого пояса уменьшилась, в то же время он стал лучше сопротивляться ударам снарядов. Но и артиллеристы не отстали: они увеличили калибр, улучшили металл и форму снарядов; еще более сильные удары обрушивались на броню.

В самом конце прошлого столетия изобрели новый порох – бездымный. Этот порох оказался более мощным, чем старый «черный». Давление газов в канале ствола артиллерийского орудия выросло втрое. Скорость полета снарядов увеличилась: уже не 500, а 600, 700 и больше метров пролетал снаряд в секунду.

Чтобы огромное давление газов не разрывало пушку, а сила отката не разрушала ее, пришлось не только улучшить металл, но и увеличить вес пушки.

На броненосцах появились пушки-гиганты. Вес их вырос до 100 и больше тонн.

И все же нелегко было уничтожить корабль противника артиллерийским огнем. Ведь броня пробивалась только на близком расстоянии. Кроме того, нужно было добиться многих попаданий в жизненные части неприятельского корабля, чтобы вывести его из строя или вовсе уничтожить.

Вот что писал в свое время Фридрих Энгельс о развитии боевых кораблей в результате борьбы между броней и пушкой:

«И соперничество между броненосным вооружением и силой орудий еще так далеко от своего конца, что в настоящее время судно оказывается неудовлетворительным, то есть устарелым, раньше чем выпускается из верфи…» (Энгельс, Анти-Дюринг, 1930, стр. 123).

Для больших кораблей, защищенных толстой броней, вооруженных пушками-гигантами, нужна была машина огромной мощности – в десятки тысяч лошадиных сил. Паровые машины на больших кораблях занимали все больше и больше места, увеличивался их вес. Наконец дошли до предела, и уже невозможно было получить от паровой машины большую мощность и достаточную скорость.

Нужен был новый двигатель, который занимал бы меньше места, имел бы меньший вес и в то же время был более сильным и передвигал корабль быстрее.

Таким двигателем оказалась паровая турбина, пришедшая на смену паровой машине около 1890 года.

Машиностроительные заводы освоили к этому времени сложную технику изготовления паровых турбин, и очень скоро турбины перекочевали на военные корабли – сначала на миноносцы, затем на крейсера. А в первом десятилетии XX века мощные турбины легко и с невиданной еще скоростью двинули по морю громады линейных кораблей – первые «плавающие крепости» нашего столетия.

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Альтернатива-5: Русские на Луне Передо мной на столе два увесистых тома - две книги одного автора. Одна называется «Сломанный меч Империи», вторая - «Битва за небеса». Автора зовут Максим Калашников, но, скорее всего, это псевдоним, поскольку уж очень они «говорящие»: и

Из книги Чудо-оружие Российской империи [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3. Русские самоходки… под Аустерлицем 20 ноября 1805 г., деревня Аустерлиц. Гвардейские Семеновский и Преображенский полки отходят, расстроив ряды. Им на помощь брошена гвардейская кавалерия?- Конный полк и Лейб-гвардии Гусарский полк. При виде конницы наступавшие

Из книги О станках и калибрах автора Перля Зигмунд Наумович

Замечательные русские станкостроители 17 августа 1812 года, через два с небольшим месяца после начала Отечественной войны русского народа против полчищ Наполеона, на Тульском оружейном заводе стал известен чрезвычайный приказ военного ведомства: в кратчайший срок

Из книги Броненосец " ПЕТР ВЕЛИКИЙ" автора

Из книги Броненосцы типа "Екатерина II" автора Арбузов Владимир Васильевич

Из книги "Броненосец "Император" Александр II" автора Арбузов Владимир Васильевич

12. Броненосцы вступают в строй На Черноморском флоте в 80-х годах прошлого века для обучения личного состава ежегодно в плавание назначалась Практическая эскадра. В зимнее время те немногочисленные корабли разоружали, выводя их в вооруженный резерв. По назначенным в

Из книги Броненосец "Наварин" автора Арбузов Владимир Васильевич

Из книги Крылья Сикорского автора Катышев Геннадий Иванович

Броненосцы типа "Захсен" К моменту спуска в 1875 г. "Захсена" – головного броненосца серии из четырех кораблей германская судостроительная промышленность достигла больших высот. Это позволило руководству военно-морского флота отказаться от заказа кораблей за границей.РУССКИЕ КРЫЛЬЯ АМЕРИКИ. ^1итатель вправе задать вопрос по поводу претенциозного названия главы. Но мы сразу поспешим внести ясность. Не только Сикорский своим незаметным трудом, прямо не задаваясь этой целью, ковал славу Америки. Сделаем небольшое отступление,

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Первые русские корабли Город Стамбул, расположенный на берегах пролива Босфор, у выхода его в Мраморное море, в средние века назывался Константинополем и был столицей очень сильного и богатого государства – Византийской империи.Черное море еще носило тогда свое

Из книги Якоря автора Скрягин Лев Николаевич

Глава IV. Русские якоря

Из книги автора

Филадельфия, 1876. РУССКИЕ В АМЕРИКЕ Первая Всемирная выставка на американском материке состоялась в Филадельфии и посвящалась столетнему юбилею Соединенных Штатов. Главное место на ней занимал машинный отдел, и наиболее интересными предметами среди публики считались

Из книги автора

Сухопутные броненосцы XXI века Сравнительно недавние военные действия на Кавказе, в Афганистане и Ираке в очередной раз показали, насколько важны для успеха сухопутной операции действия бронетанковых сил. Получается, что «сухопутные броненосцы» отнюдь не утратили

Из книги автора

Похожие статьи
 
Категории