Салемские ведьмы - шокирующие факты.

23.09.2019

Мало кто из интересующихся миром непознанного не слышал об истории Салемских ведьм. Это мракобесие, запечатленное в истории занимало и занимает умы многих литераторов и кинематографистов и не зря, ведь власти американского города Салем (Массачусетс) начали настоящую охоту на ведьм в средневековой , причем происходило все это в «просвещенном» XVII веке. Хотя, степень "просвещенности" каждой эпохи весьма и весьма относительна, даже сейчас когда все вокруг онлайн - онлайн цветы , онлайн мечты, онлайн любовь, морковь и кровь... ну вы поняли.. Итак, величайший пример человеческого варварства и невежества, а так же проявление массового помешательства... Впрочем, сделайте свой вывод сами.

Салемские ведьмы. Начало.

Штат Массачусетс. Городок Салем. 1692 г.

В январе 1692 года девятилетняя Элизабет Парис и одиннадцатилетняя Эбигель Вильямс были уличены в довольно странном поведении. Они корчились от боли, жаловались на жар в теле и прятались за мебелью. Между тем, Элизабет была дочью местного священника преподобного Парриса, а Эбигейл была его племянницей.

Через некоторое время точно такие же «симптомы» были замечены в поведении подруг Элизабет и Эбигейл. Через месяц безуспешного лечения местный доктор(!) Уильям Григгс выдвигает предположение, что девочки пострадали от колдовства.

Стоит заметить, что общественность Новой Англии той эпохи была весьма пуританской и религиозной. Тогда всерьез верили , что охотится за детьми христиан.

Время шло и «околдованных» девочек в Салеме стало уже семь. Все они корчились от боли, жаловались, что их кусают и щиплют , а также принимали странные противоестественные позы. Кроме того они говорили, что видят ведьм, которые летают в зимнем небе. Теперь уже никто не сомневался, что девочки стали ведьмовских чар, а по поселку бродит сам .

Поиск ведьм

Вскоре девятилетняя Элизабет Парис под давлением горожан и священников обвинила в колдовстве чернокожую служанку Титубу, которая до этого пыталась помочь одержимым девочкам при помощи «ведьмовского пирога». Такой пирог из ржаной муки и мочи «одержимых» девочек был скормлен собаке для того, чтобы противодействовать злому колдовству.

Служанка много рассказывала детям о обрядах родного Барбадоса, и . Все это совсем не пошло на пользу ее репутации в глазах общественности и обвинение в колдовстве очень легко "прилипло" к Титубе.

Кроме того по указанию девочек обвинения пали и на деревенскую слабоумную нищенку Сару Гуд, а также пожилую Сару Осборн соседку Паррисов. На свою беду Сара Осборн по каким-то причинам не посещала церковь более года, что "прямым текстом" говорило о ее связи с Сатаной.

29-го февраля 1692 года все подозреваемые были арестованы. Вскоре был проведен тщательный досмотр. Американские « » искали на телах несчастных женщин так называемые ведьмины сосцы – бородавки или родинки, которые по всеобщему мнению используются ведьмами, чтобы кормить демонов.

Одновременно с этим другие жители Салема стали «припоминать», как портились масло и сыр после визитов подозреваемых, а скотина давала больной приплод.

Допрос велся в лучших традициях . Женщинам задавали одни и те же наводящие вопросы, вроде того являются ли они ведьмами и общались ли они с Сатаной. Для «прояснения памяти» применялись старые добрые пытки.

Судебный процесс над Салемскими ведьмами

Первой раскололась Титуба. Та самая чернокожая служанка, которая готовила ведьмин пирог, чтобы противостоять злому колдовству. Сначала она очень долго отрицала свою вину, но, в конце концов, начала рассказывать, как к ней приходил человек высокого роста из Бостона, причем иногда он мог принимать вид собаки или свиньи. Этот свино-собако-человек якобы предлагал Титубе поставить подпись в какой-то книге и хотел, чтобы служанка помогала ему в его делах. Конечно же, всем сразу стало ясно, что это был сам .

Кроме того, Титуба подтвердила, что занималась колдовством, причем делала это не одна, а в компании с четырьмя ведьмами. В числе своих «коллег» Титуба указала и Сару Осборн и Сару Гуд, которые ранее были «уличены» околдованными девочками в колдовстве. Все эти признания значительно подхлестнули энтузиазм обвинителей, и началась настоящая охота на ведьм .

Мракобесие продолжается

Это сейчас вы можете колдовать, хоть обколдоваться, а в обществе той эпохи считали, что ведьме место только на виселице.

Следующими подозреваемыми стали Ребекка Нерс и Марта Кори. Их незамедлительно подвергли осмотру и допросу. Арестовали даже четырехлетнюю дочь Сары Гуд Доркас Гуд, так как девочки заявили, что их кусает ее бестелесный .

Ребенок провел в тюрьме 8 месяцев и стал свидетелем того, как вздернули на виселице ее мать .

В апреле 1692 года в колдовстве обвинили Сару Клойс и Элизабет Проктор, которые пытались защитить Ребекку Нерс, приходившуюся им родной сестрой. Сара и Элизабет были задержаны и подвергнуты все тем же процедурам. Джон Проктор, муж Элизабет попытался воспротивиться, чтобы его жену подвергли унижениям, но и ему было предъявлено обвинение в колдовстве. Таким образом, Джон Проктор стал единственной Салемской ведьмой мужского пола .

В это же время одна из «околдованных» Мэри Уоррен призналась, что она лгала и точно так же лгали и другие девочки , но запущенную машину уже было не остановить. Аресты продолжались один за другим.

Все это привлекло внимание широкой общественности, а вернувшийся из Англии губернатор Уильям Фиппс, даже созвал особое судебное заседание для слушания по данному делу, которое имело обвинительный уклон еще на стадии формирования судейского состава.

Салемский процесс. Итоги

За время Салемского процесса было повешено 19 человек , один человек был задавлен камнями до , четыре человека умерли в тюрьме и около 200 человек оказались за решеткой по обвинению в колдовстве. Кроме того были убиты две собаки. Их признали «приспешниками» ведьм.

Прошло уже больше чем 300 лет, но и сейчас не существует единого мнения о том, ЧТО ЭТО БЫЛО? Кто во всем этом виноват? Сам ли решил развлечься или глупые девочки очень неудачно пошутили? Кто ответственен за это?

Часть священников до сих пор думает, что Салемские ведьмы действительно существовали и на самом деле предались Врагу человечества за что и были «справедливо» наказаны, другие уверены, что произошла чудовищная по своим масштабам ошибка.

В 1867 году появилась гипотеза о том, что «околдованные» девочки были в сговоре и придумывали все намеренно . Это мнение доминировало как общепринятое довольно долгое время, пока вину не перенесли на общество той эпохи в целом. Пуританские нравы и педагогические методы той эпохи были признаны катализаторами массовой истерии.

В 1641 году по английским законам колдовство приравнивается к уголовному преступлению. В январе 1692 года соседний город Йорк был атакован индейцами , в результате многие его жители погибли или были захвачены в плен.

Увеличивавшийся размер семьи порождал споры между соседями и семьями за право владения землёй, особенно на границе продвижения поселенцев, где экономика была основана на фермерском хозяйстве . Неблагоприятные погодные условия или болезни растений могли привести к потере годового урожая. Ферма, которая могла обеспечить существование средней по размеру семьи, уже не могла обеспечить этого следующим поколениям. Это побуждало фермеров продвигаться дальше, захватывая земли коренных обитателей - индейцев.

Будучи религиозными людьми, пуритане объясняли потерю урожая, домашнего скота, смерть детей, землетрясения и плохую погоду гневом Бога . По представлениям пуритан, человеку от рождения было предопределено, должна ли его душа попасть в рай или, наоборот, в ад . Пуритане искали в видимом им мире знаки, которые могли указывать на волю Бога. В невидимом мире, согласно их вере, обитали Бог и ангелы , а также Дьявол - падший ангел, враждебная сущность.

Патриархальные порядки создавали такое положение, когда женщины должны находиться в полном подчинении у мужчин. Считалось также, что женщины легче поддаются влиянию Дьявола, чем мужчины, и что они более похотливы.

В небольшом городе трудно было сохранить секреты, и мнение людей об их соседях принималось как установленный факт. Детские игры и игрушки считались бесполезными и возбранялись, однако на девочек накладывались дополнительные ограничения. Мальчики могли охотиться, ловить рыбу, исследовать лес, они часто становились учениками плотников и кузнецов, в то время как девочек учили прясть пряжу, готовить, шить, ткать и в целом быть в услужении у будущих мужей и своих детей.

Ход судебного процесса

Аресты

В январе 1692 года у дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса - 9-летней Элизабет Пэррис и 12-летней Эбигейл Уильямс были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы. Дети жаловались на то, что их кто-то колол булавкой и ножом, а когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.

Доктор Уильям Григгс решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы . В своём диагнозе он опирался на работу Коттона Матера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» (1689), где описывался подобный случай. В 1688 году в Бостоне ирландская прачка была обвинена в колдовском воздействии на детей хозяина и повешена. Коттон Матер был выпускником Гарвардского колледжа и являлся священником Северной церкви Бостона .

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: у Титубы была другая национальность, Сара Гуд была нищенкой, Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с Путнамами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд

В мае 1692 года начинается суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Матера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стаутон, не имеющий юридического образования. За судебным процессом следит Коттон Матер.

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами: «Ты - лжец. Я не бо́льшая ведьма, чем ты - колдун. Отбери у меня жизнь - и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, поражённый кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» признание вины. По одной из версий, отказ давать показания был связан с тем, что имущество колдунов, давших любые показания, подлежало конфискации. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи, поэтому отказывался говорить и после применения процедуры. Через два дня он умер во время пытки под давлением тяжёлого груза.

Среди обвиняемых, были не только жители деревни Салем, но и жители соседнего Топсфелда, а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере, куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло. Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда

Между тем, отец Коттона Матера - Инкрис Матер, глава Гарвардского колледжа , заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств «видения» жертв. Инкрис Матер, в частности, сказал, что «пусть лучше десять ведьм избегут наказания, чем один невиновный будет наказан». Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать «видения» как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых (так как они были арестованы на основании «видений»).

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусеттс, действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осужден был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, одна бежала.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей.

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов.

В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Объяснения

Существует несколько версий, объясняющих произошедшее - истерия , сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом.

В 1976 году в журнале Science появилась версия, согласно которой галлюцинации у детей были вызваны отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком Claviceps purpurea . В том же году были опубликованы опровержения данной версии.

Салемский судебный процесс в искусстве

Суду над ведьмами в Салеме были посвящены произведения писателей и режиссёров.

  • Пьеса драматурга Артура Миллера «Суровое испытание» (1952).
  • Драма Лонгфелло «The New England Tragedies» (1868).
  • Фильм «Суровое испытание» (1996), в главной роли Вайнона Райдер .
  • Роман Робина Кука «Грань Риска» (англ. Acceptable Risk ) (1995).
  • Повесть Кэтрин Ласки «За полыхающим временем» (1996)

Источники

См. также

Ссылки

  • Salem Witchcraft Trials of 1692 (англ.)
  • Документальный архив (англ.)
  • University of Virginia: Salem Witch Trials (англ.)
  • Diseases Can Bewitch Durum Millers. Article about ergot-infected grains, ergotism and how it is prevented today (англ.)
  • PBS Secrets of the Dead: The Witches Curse (concerning the Salem trials and ergot) (англ.)
  • Salem Witchcraft, Volumes I and II, by Charles Upham, 1867 (англ.)
  • Salem Witch Trials:The World Behind the Hysteria (англ.)
  • SalemWitchTrials.com essays, biographies of the accused and afflicted (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

С февраля 1692 по май 1693 года. По обвинению в колдовстве 19 женщин было повешено , один мужчина был раздавлен камнями и от 175 до 200 человек заключено в тюрьму (не менее пяти из них умерли).

Социальный фон [ | ]

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

Аресты [ | ]

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: Титуба имела не титульную национальность, Сара Гуд была нищенкой, а Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с пуританами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд [ | ]

В мае 1692 года начался суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Мэзера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стафтон , не имевший юридического образования. За судебным процессом следил Коттон Мэзер .

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами:

Это предсказание сбылось: Ноес умер от кровотечения через рот.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

Жиль Кори под камнями во время суда над «салемскими ведьмами». 1692 год

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» показания: без них он был неподсуден; чтобы ускорить смерть, он просил положить ещё больший вес . Через два дня он умер под давлением тяжёлого груза. По одной из версий, отказ давать показания был корыстен: имущество осуждённых колдунов (а Кори не надеялся на оправдательное решение суда после любых его показаний) подлежало конфискации. Без показаний суд был невозможен, а если подозреваемый погибал под пыткой - формально он оставался невиновным. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи.

Среди обвиняемых были жители не только деревни Салем, но и соседнего Топсфилда , а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере , куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло . Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда [ | ]

Между тем отец Коттона Мэзера - Инкрис Мэзер, глава Гарвардского колледжа - заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств видения жертв. Мэзеру также приписывают идею, что лучше несколько ведьм выживут, чем один невиновный будет казнён. Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать видения как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых.

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусетс , действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осуждён был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти во время пытки, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, один сбежал.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей. Только одной из девочек-начётчиц удалось впоследствии выйти замуж .

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов. В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.


В мае 1692 года в г. Салем, шат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской «охоты на ведьм» было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме.

В мае 1693 года Верховный суд штата Массачусетс в лице губернатора помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано и вовсе незаконным.

Странные симптомы

В январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница - 9-летняя Элизабет Пэррис и 12-летняя Эбигейл Уильямс. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, а также на уколы булавками и ножом, у обеих был сильный жар. Когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши. Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек – происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

В доказательство своего диагноза доктор Уильям Григгс привел описания из книги Катера, которая называлась «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» и была опубликована в 1689 году.

В книге описан случай, произошедший в Бостоне в 1688 году. Автор рассказывал о том, как была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена ирландская прачка, которая навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Местная салемская элита в лице священника, вице-губернатора и доктора не нашли ничего лучше, как заявить, что болезнь девочек – колдовство.

Через несколько дней Элизабет Пэррис обвинила в колдовстве Титубу – рабыню священника. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадосса, и много рассказывала девочкам о магии вуду. Затем болезнь настигла и подружек девочек, в том числе младшую дочь друзей Пэрриса, Анну Путнам. У нее наблюдались те же симптомы, а дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сару Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.

Массовая паранойя

29 февраля 1692 года Сару Гуд и Сару Осборн арестовывали по подозрению в колдовстве и сговоре с Дьяволом. Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и еще четыре арестованных женщины – ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других «неудобных» обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте 1692 года арестованы: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нерс и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери признала себя ведьмой.

В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: Сара Клойс (сестра Ребекки Нерс), Элизабет Проктор и ее муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и еще несколько человек, а также бывший пастор Джордж Берроуз.

Судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Назначал судей губернатор Фипс. За судебным процессом следил тот самый Коттон Матер. Судьями выступили друзья Матера и вицегубернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона, который не имел юридического образования и был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебном заседании велись жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили Дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания больных девочек. Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что Дьявол мог воспользоваться образами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию.

Первая жертва

Первой осужденной на смертную казнь была Бриджет Бишоп. Женщина преклонного возраста обвинялась в сговоре с Дьяволом, у нее был достаточно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности. Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени.

Однажды она принесла городскому красильщику свои кружева. Позднее этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп, не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Дело стало принимать нешуточные обороты, когда религиозные фанатики во главе со Стаутоном начали буквально штамповать смертные приговоры, основываясь всего лишь на показаниях больных девочек.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Судьи вняли только просьбе о скорейшем завершении дела, но приговоры по-прежнему выносились, учитывая в большей степени галлюцинации и забавы больных детей. В большинстве своем суд располагал только лишь спектральными доказательствами, выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам было невозможно. Кроме того, подвергались преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так, один из противников был объявлен серийным убийцей.

Приговор и исполнение

Суд вынес смертный приговор 19 обвиняемым. От четырех до 13 человек скончались в тюрьме, находясь под арестом. Жиль Кори – местный фермер, боясь конфискации имущества и потому не признававший себя виновным, погиб через два после применения по отношению к нему пытки, на которой ему на грудь выкладывали огромные и тяжелые камни, в прямом смысле выдавливая признание.

Около двухсот человек в ходе судебного разбирательства находились под арестом. Четырехлетняя дочь Сары Гуд, просидевшая в тюрьме вместе с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. После вынесения всех смертных приговоров, находясь в тюрьме, своей участи ожидали еще 33 человека.

10 июня 1692 года был приведен в исполнение первый смертный приговор. На Висельном холме погибла Бриджет Бишоп.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор еще пяти женщинам обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены: Реббека Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам. Один из них, Джордж Берроуз, являющийся бывшим пастором, перед казнью прочитал без запинки «Отче наш», надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию, не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись. Берроузу это не помогло и 19 августа вместе с ним были казнены: Джордж Джакобс – старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены: Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самюэль Вардвелл и Мэри Паркеори – жена Жиля Кори, Маргарет Ср.

Сомнения и раскаяние

В октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил «проверку прикосновением» заключенных на принадлежность к темным силам, отменил аресты и приказывает отпустить 28 из 33 подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих 28 человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор Стаутон мечтал осуществить казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и запретил применять казнь. Стаутон подал в отставку. Ровно через полтора года, в мае 1693 года, губернатор помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

Днем скорби в Салеме было назначено 14 января 1697 года. В это время процесс над салемскими ведьмами считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, решил что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным в 1702 году. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.

Версии

Версия первая

Первое время в ходу была версия о том, что девочки отравились спорыньей, содержащейся в хлебе, симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки. Но вскоре она была опровергнута.

Версия вторая

Многие ученые считали, что заболевшие девочки под давлением пастора Пэрриса первый раз солгали и уже не могли остановиться, потому что находились в сговоре с заинтересованными личностями. Долгое время эта версия была самой расхожей, ее активно поддерживали.

Версия третья

В новой Англии в ту пору шли активные войны с индейцами, причем незадолго до трагедии проигрывались сражения в пользу коренных жителей; была массовая истерия, связанная с ведьмами, подогретая католической церковью. Многие проблемы глобального масштаба списывали именно на ведьминские злодеяния.

Версия четвертая

Исследователи предполагают, что девочки страдали болезнью Ханттингтона. Но установить этот факт доподлинно еще никому не удалось.

Версия пятая

Ученые, склонные к медицинской точке зрения, не раз заявляли, что виной всему могло быть заболевание девочек особой формой энцефалита.

Говорят участники трагедии

Анна Путнам, одна из заболевших девочек, дававшая показания наряду с остальными подружками, спустя 14 лет после трагедии:

"Я совершила этот поступок по недомыслию, введенная в заблуждение Сатаной”

Преподобный Инкриз Матер, Отец Коттона Матера, глава Гарвардского колледжа, принимая во внимание активное использование судом спектральных доказательств, заявил:

"Лучше пусть десять ведьм избегут наказания, чем будет наказан один невиновный человек”

Историческая справка

Охота на ведьм – пик популярности этого мрачного явления пришелся на XV-XVII века. Тогда в Западной Европе происходили массовые расправы над людьми, которых считали ведьмами или колдунами, вступившими в сговор с Дьяволом. Но еретиков и ведунов не убивали без суда и следствия, как правило, несчастных подвергали жестоким пыткам, в ходе которых люди признавались виновными в сговоре с Князем тьмы.

Признание или показания свидетелей являлись решающими в судебном процессе, практически во всех случаях обвиняемые были осуждены на смертную казнь. Существуют только приблизительные подсчеты погибших в те времена людей, эти подсчеты колеблются в разный период времени от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.



Похожие статьи
 
Категории