Сценарий "путешествие в страну искусства". Сценарий мероприятия «В мире искусства Театр монолога «Белый рояль»

06.07.2019

Сценарий праздничного мероприятия, посвященного Дню культработников России и Международному дню театра

Играет музыка, кулисы открываются, на сцене полное затемнение

Разговор за кадром

Мельпомена – Ты спишь? Ты спишь, Дом искусства, дорогой?

ДИ – Что?

Мельпомена – Я спрашиваю, ты спишь? Почему ты не отвечаешь?

ДИ – Мельпомена, это ты? Ну, как я могу тебе ответить, если я сплю.

Мельпомена – Извини!

ДИ – Ты что-то хотела?

Мельпомена – Сегодня особенная ночь. А завтра в твоем доме необычный день. Вся культура района будет у тебя в гостях. Завтра, твой день.

Потихоньку бьется сердце

ДИ – Мельпомена, ты слышишь, бьется сердце?!

Мельпомена – Да, слышу, а чье это сердце?

ДИ – Это сердце сцены!

Мельпомена – Ты опять играешь в создателя?

ДИ – Вся наша жизнь – игра…

Мельпомена – … а люди в ней актеры. Я знаю. Давай лучше посмотрим не ее рождение!

Включается приглушенный свет. На сцене появляется скрипачка. Девочки танцуют с тканями белыми. В конце танца луч света падает на качели, на которых сиди девочка-сцена, девочки подходят к ней, подают ей руку, чтобы она спустилась и убегают.

Сцена – Где это я? Кто я?

ДИ – Ты, наше детище, я твой создатель. Дом искусства.

Мельпомена – А я твоя покровительница – Мельпомена.

Сцена – А кто я такая?

Мельпомена – Ты сцена! Ты само воплощение искусства и творчества!

Сцена – Значит, я кому то нужна?

ДИ – Нам нужна твоя сила. Ведь только ты, можешь соединить вещи, которые, соединить не каждому под силу.

Мельпомена – Художника и декорации, танцора и постановку.

ДИ – Режиссера и сценарий, артиста и грим, книгу и читателя.

Мельпомена – Культуру и театр.

ДИ – именно ты, сцена, можешь соединить всех, чтобы я - твой создатель Дом искусства, жил.

Мельпомена – А я, Мельпомена, твоя покровительница, была счастлива.

Сцена – Хорошо, я все сделаю, но боюсь одной мне не справиться.

ДИ – У тебя будет самый мудрый, самый дружный, самый талантливый коллектив, коллектив культработников, работников библиотек, режиссеров и актеров Бейского района.

Играет торжественная музыка, включается полный свет, на экране слайды.

Мельпомена – Знакомься! Вот она, радуга талантов Бейской земли!

фиолетовой тканью.

ДИ – Наши маленькие звездочки – детские творческие коллективы учреждений культуры Бейского района.

Музыка меняется, на сцену выбегают девочки с синей тканью.

Мельпомена – Самые пластичные, изящные – хореографические коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

голубую тканью.

ДИ – Самые волнующие, самые завораживающие – театральные коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Меняется музыка, на сцену выбегают девочки с зеленой тканью.

Мельпомена – Самые талантливые, самые яркие – народные творческие коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Играет музыка, на сцену выбегают девочки с желтый тканью.

ДИ – Самые звонкие, самые прекрасные – вокальные коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Меняется музыка, на сцену выбегают девочки с оранжевой тканью.

Мельпомена – Наши самые искристые звездочки – музыкальные коллективы учреждений культуры Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Играет музыка, на сцену выбегают девочки с красной тканью.

ДИ – Самые начитанные, умные и коммуникабельные –коллектив Библиотек Бейского района.

Девочки поднимают ткань вверх, на экране фото-слайды

Мельпомена – Вот такая у нас в районе, большая, яркая и прекрасная радуга талантов.

Девочки поднимают все ткани вверх. Звучат фанфары и аплодисменты.

Включается полное световое и лазерное освещение.

    Песня «Гимн культработников»

Ведущий – Приветствуем Вас мы от чистого сердца
Звучат пожеланья и искренность в нем.
Сейчас мы откроем волшебную дверцу
И праздником светлым наполнится дом.
Ведущая – Пускай только музыка властвует в зале
И песни как струны звучат серебром,
Отправим проблемы в далекие дали
И души наполним теплом и добром.
Ведущий – Прекрасные, добрые милые люди,
Для вас мы на сцене готовы творить,
Чтоб праздник удался – стесняться не будем,

Нашу работу, нельзя не любить!

Фанфары

Ведущий – Добрый день, дамы и господа!

Ведущая – Здравствуйте уважаемые зрители и гости сегодняшнего праздника!

Ведущий – Мы рады приветствовать вас в Районном Бейском Доме культуры!

Ведущая – Где собрались самые талантливые работники культуры!

Ведущий – Настоящие мастера своего любимого дела!

Ведущая – Поздравляем вас всех, с Международным днем театра!

Ведущий – С Днем работников Культуры России!

Фанфары

Ведущая – И на сцену для поздравления приглашаются – Глава Администрации Бейского района Юрий Николаевич Курлаев, председатель районного Совета депутатов Галина Михайловна Котельникова и Начальник управления культуры, молодежи, спорта и туризма Бейского района Юрий Михайлович Кощеев.

Слово почетных гостей

Награждение

Ведущий – Общее фото на память!

Общее фото на память

    Танец «Шейк» - г. Абакан

Мельпомена – Сцена, дорогая, ты почему такая грустная?

Сцена – Я взволнована. Я переживаю, что не справлюсь. Ведь они все такие разные и их так много! Как же я всех их соединю?

ДИ – Они разные только по внешнему обличию, внутри, каждый из них, до безумия влюблен в свою профессию, в свое призвание – дарить людям радость, дарить свои сердца.

Сцена – Что же мне делать? С чего начать?

Мельпомена – Среди всего этого разнообразия талантливых людей, тебе нужно найти души, которые дышат одним делом, болеют одной идеей. Чтобы сегодня, в день Искусства, они все, как один, соединив свои судьбы в едином порыве, напишут новую главу в истории культуры и искусства Бейского района.

Сцена – Я все поняла! Я побегу!

Сцена убегает

    Скрипка - г. Абакан

Играет музыка, выходит Сцена

Сцена – Я нашла! Они такие интересные, поют, танцуют, вышивают крестиком, стихи сочиняют. Все могут и все умеют. И самое главное, их объединяет одно – любовь к творчеству, своей профессии, они дарят радость своим зрителям.

Мельпомена – И кто же они?

Сцена – Это работники культуры! Директора, художественные руководители, методисты, хореографы. Преподаватели вокала и декоративно-прикладного творчества, звукооператоры и художники. Их много! Они все очень талантливые и интересные. Можно я посмотрю на то, как их будут поздравлять.

ДИ – Конечно можно!

Играет музыка, выходят Ведущие

На экране слайды с разных мероприятий, со всего района

Ведущая - Есть такая профессия - дарить людям тепло, любовь и радость. Это о нас, о работниках культуры.
Ведущий - Самое большое количество праздников выпадает на нашу долю. Без нашего участия трудно представить почти все профессиональные праздники.
Ведущая - В те дни, когда другие люди активно отдыхают, работники сферы культуры должны трудиться, чтобы порадовать отдыхающих, обеспечивая им праздничное настроение.
Ведущий - И сегодня мы отмечаем наш праздник.
Вместе - Праздник праздничных людей!

Фанфары

Ведущая - Мы умеем делать всё то, чему нас никто и никогда не учил не в одном учебном заведении культуры.
Ведущий - Шить, кроить и доить корову. Вкручивать гвозди и забивать шурупы.
Ведущая - Ломать и чинить аппаратуру. Стеклить окна и крыть крышу.
Ведущий - Сочинять музыку и писать стихи. Белить, красить и танцевать.
Ведущая - Мёрзнуть на работе, болеть и петь. Цитировать Пушкина и ругаться как сапожник.
Ведущий - Учить детей и взрослых всему тому, чему нас не учили, а чему нас научила сцена.
Ведущая - Мы волнуемся как дети, перед каждым своим выходом на сцену, и как родители, перед выходом на сцену каждого нашего воспитанника, взрослого или совсем еще ребёнка.
Ведущий - А кто покрывается сединой и холодным потом стоя за кулисами, когда вдруг в нужный момент не загорелся свет, не заиграла музыка или не посыпались конфетти..
Ведущая - А также не включился микрофон, не успели переодеться дети или, что ещё хуже, из той кулисы вышел не исполнитель следующего номера, а не подозревающий о мероприятии электрик…. или пожарник, проверяющий всё ли в порядке в этом сумасшедшем доме…

Вместе – Доме культуры
Ведущий - А кто может во время представления одновременно сидеть в зале за микшерским пультом, мигать за кулисами светом, раздевать уходящих со сцены на ходу одевая туда заходящих, при этом давая им ценные указания, как на сцене не упасть в обморок при виде односельчан, друзей и родственников.
Ведущая - Да! А потом ещё сломя голову бежать куда-нибудь далеко за забытыми костюмами или реквизитом, а потом вдруг как не в чём не бывало, с улыбкой до ушей, выступать на сцене, причем трижды переодеваясь в разные костюмы, разного размера.
Ведущий - В нем соединились многие, и он так умело перевоплощается на сцене и в жизни, работает на работе и дома, живёт на одну бюджетную зарплату и умудряется покупать дорогие концертные вещи. Человек, без которого не пройдёт ни один праздник на свете.
Ведущая - Это скромный работник культуры!
Вместе - С праздником! Праздничные люди!!!

    Песня «Дети земли» - РДК

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Есть люди, которые являются самыми почетными людьми для работников культуры и для наших зрителей. Это ветераны культуры!Давайте встанем и громко им поаплодируем!Они отдали творчеству всю свою жизнь!

Фанфары

Ведущая - Ветераны культуры! Вы - особые люди,
Из особого сплава, из особой руды!
Не сгибаете плечи вы под тяжестью будней
И смыкаете тесно ветеранов ряды.
Ведущий - Вы отдали немало для культуры любимой,
Память ваша хранит каждый день, каждый час.
Про других говорят: жизнь проносится мимо.
Вы же в гуще событий и тогда, и сейчас.
Ведущая - Вы для многих пример, ветераны культуры,
Ваши опыт и ум - клад для юной души!
Вам сердца не сожгли новых денег купюры,
Вы работали честно, получая гроши.
Ведущий - Против лжи многоликой вы за правду вставали,
Вы ценили дела, доверяли словам.
Ветераны культуры, кто присутствует в зале,
Я за всю вашу жизнь низко кланяюсь вам!

Фильм из фотографий «Как молоды мы были»

    «Под небом Парижа» – музыкальная школа (фортепьяно, аккордеон)

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Сколько доброты и радости мы несем людям, и как счастливы от этого сами… Все мероприятия проходят очень сердечно. И долго потом вспоминаются, переживаются заново.
Ведущая - Будни культработника - беседы с людьми, работа кружков, написание сценариев, репетиции. Ни один человек не должен быть обойден вниманием.
Ведущий - Поэтому у работников культуры огромный круг знакомых и друзей. И сегодня вместе с нами пришли отпраздновать этот день наши руководители – Главы сельских поселений. Помощь и поддержку, которых, мы ощущаем на протяжении всей нашей творческой жизни.

Ведущая – На сцену приглашаются главы администраций сельсоветов Бейского района.

Поздравления от Глав поселений

    Танец «Шейк» - г. Абакан

Ведущий – Да! Говорят, что мы не таскаем кирпичи…
Ведущая – Хотя мы всё равно их таскаем.
Ведущий – Да! Говорят, что наша работа называется «Не бей лежачего»…
Ведущая – Хотя сами так говорящие, попав на сцену, внезапно немеют, бледнеют и замирают как вкопанные, почувствовав на себе взгляды сотен требовательных глаз.
Ведущий – Да! Про наши сценарии говорят, что такую писанину, каждый сочинить сможет…
Ведущая – И при этом, взяв в руки простой карандаш, не могут написать не строчки.

Ведущий – Дорогие коллеги!!! Никого не слушайте. Наша профессия самая важная на земле!!!
Ведущая – Без нашего участия люди не рождаются и не умирают, не женятся и не уходят в армию, где нужен праздник там всегда появляется культработник. Ведущий – Люди всегда ждут от нас праздника, и не будем об этом забывать. Давайте будем и дальше дарить им хорошее настроение.

Ведущая – Не смотря ни на что!

    «Бим-бом» - РДК

Играет музыка, на сцену выходит Сцена

Мельпомена – Сцена, милая, какая ты молодец!

Сцена – Но я не до конца выполнила свою задачу. Есть люди, которые не работают, а служат, служат мне, служат театру. Отдают себя театральному искусству!

ДИ – Давайте посмотрим на их мир, мир театра!

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Ведущая - Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слёзы льём…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чём!
Ведущий - Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвёмся ввысь!
Ведущая - В спектаклях жизнь, как на ладони,
И всё откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Ведущий - Театр, театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
Вместе - В театре жизнь всегда права!

Ведущая – На сцену для поздравления приглашаются почетные гости сегодняшнего праздника -

Поздравительное слово от гостей

Ведущий – Театр живет внутри каждого из нас. Мы все, герои какой-нибудь комедии, трагедии или мюзикла.Каждый из нас очень талантлив, каждый по- своему. Режиссеры, сценаристы, актеры, костюмеры, гримеры, каскадеры, художники.

Ведущая – Если сложить пазл из всего этого многообразия талантов, то получится спектакль или этюд, театрализованная зарисовка или театрализованный парад, пролог или финал, юмористическая сценка или детская сказка.

Ведущий – И хочется сказать огромное спасибо всем людям, которые служат сцене, своей непростой профессии.

Ведущая – Людям, чьи судьбы, так или иначе, связаны с театральным искусством.

Ведущий – Этот салют из звезд для вас!!!

Салют из звезд

Ведущая - Какое чудо - оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.
Ведущий - Они поют, горюют, размышляют...
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их - театр, не балаган.
Ведущая - Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров -
Мы всех за волшебство благодарим!

    Театр монолога «Белый рояль»

    Военно-исторический клуб «Мерген» - г. Абакан

    Танец «Шейк» - г. Абакан

Играет музыка, выходит Сцена

Сцена – Как здорово у нас получается!

Мельпомена – Не спеши! Ты забыла еще про одних талантливых людей.

Сцена – Я не забыла, сейчас все будет!

ДИ – Ну, давайте посмотри!

Играет музыка, выходят Ведущие

Ведущий – Краешком уха я слышал в народе:
Библиотекарь теперь уж не в моде
И без него даст на все нам ответ
Не заменимый никем интернет
Ведущая - Пусть за стеной бушует новый век
Компьютер ткет для мыслей паутину
Но мне милее тишь библиотек
Их чудный мир и их уют старинный.

Ведущий – У нас на празднике присутствуют люди, чья профессия незаменима, скромна, но, тем не менее, совершенно необходима в культурном обществе. Это библиотекари.

Ведущая - Именно они являются проводниками в разнообразном и неисчерпаемом мире – мире книг.
Ведущий – И в этот праздничный день мы хотим сказать самые добрые слова в адрес тех, кто на протяжении многих лет, работал в нашей замечательной библиотечной системе Бейского района!

Фанфары. Аплодисменты.

Ведущая – Для поздравления на сцену приглашается директор библиотечной системы.

Слово Татьяны Викторовны Шефер

Ведущая - Хорошо служить в библиотеке,
Двигаться с достоинством, как реки,
Чувствуя и мель, и глубину.
И благословляя тишину.
Ведущий – Сумерек сгущающийся полог.
Хорошо, что день рабочий долог.
В тихом омуте библиотек
Нас не разгадать, вовек.

Ведущая – Дорогие друзья, для работников библиотек и для всех культработников района, видео-поздравление.

    Видео-Интервью

    Скрипка – г. Абакан

Играет музыка, выходит Сцена

Сцена – Ну, вот все счастливы, все по парам. Актер с ролью, музыкант с инструментом, режиссер с постановкой, песня с нотами. Только я совсем одна.

Мельпомена – Ты не одна! У тебя есть пара. Это твой зритель!

На сцену выходят артисты, выносят большие зеркала.

ДИ – Ведь искусство, культура, это не мы, певцы, музыканты, актеры, это вы – наши зрители!

Поворачивают зеркала на зрительный зал

Ведущий – Как незаметно время пролетело,
Мы стали с вами чище и добрей.
Нет благодарней в мире нашем дела,
Чем дело это – радовать людей.

Ведущая – Пусть торжественный момент закончился
Но долог впечатлений ярких путь.
Ведь в бричке колесу еще вертеться,
В аплодисментах нам еще тонуть!
Ведущий – Мы рождены чтоб жить среди народа,
Чтоб трогать разум, душу веселить…
Чтоб не напала на него зевота…
Всегда хотелось петь, плясать и жить…
Ведущая – Так будьте счастливы, и мирного вам неба,
Чтоб смех звучал на праздник каждый раз…
И помни, зритель и читатель, где б ты ни был…
Культура трудится для вас!

Ведущий – Чтобы не случилось, чтобы не произошло, мы всегда и везде будем дарить вам свою радость, свое сердце!

Играет «Гимн работников культуры Бейского района»

На сцену падают сердца

Ведущая – До новых встреч!

Ведущий – С праздником!

Звучит спокойная музыка.

Ведущий 1:

Здравствуйте, ребята. Мы собрались здесь на праздник, посвященный МУЗЫКЕ.

Музыка окружает нас повсюду. Она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой.

Ведущий 2:

«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» — так сказал известный детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

Ведущий 1:

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада –

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечно своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои ива роняет у брода…

Только приветствуют ночь соловьи

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт,

Только прислушаться надо.

Ведущий 2:

Сегодня мы не только будем слышать музыку, но также покажем свои знания, умения и таланты. А поможет нам в этом музыкальная эстафета.

Ведущий 1:

Давайте разделимся на команды. Побеждающая команда будет получать музыкальный жетон – нотку.

Ведущий 2:

Мы вам раздадим частушки, а ваша задача исполнить куплет дружно и в характере! 2 мин на подготовку.

(Раздают частушки)

Частушки

Эх ты, русская частушка,

Любит, чтит тебя народ!

Несмотря на все столетья

Тебя время не берёт!

Эх, частушка дорогая,

Как тебя нам не любить?!

Без задорной песни-шутки

Очень даже скучно жить!

«Где есть шутка, там веселье»,-

Уяснил давно народ.

И поэтому он в праздник

Веселится и поёт!

Ох и славные частушки

Распевает наш народ,

Сколько юмора, задора!

Где он только их берет?!

Искромётные частушки

Для веселья и души-

Ты не стой столбом на месте,

Подпевай нам и пляши!

В завершении ведущие исполняют тоже куплет-частушку.

Ведущий 1:

Ведущий 2:

А сейчас немного истории…

Ведущий 1:

«История появления фортепиано»:

Кто знает, что первый клавишно-струнный музыкальный инструмент назывался «Английская шахматная доска». Этот далекий предок родился, как и шахматы, на Востоке, а в начале нашего тысячелетия был завезен в Европу. Клавиши были не продолговатыми, а квадратными черно-белыми. У современного пианино много струн. Чем тоньше струна, тем выше звук. Чем толще – тем звук ниже. У 1-го инструмента была одна струна, которую цепляли крючком, чтобы извлечь звук. Затем появились клавикорд (с более тихим звучанием) и клавесин (звучный собрат) – с несколькими струнами. На клавесине все звуки были одинаковой силы (громче и тише сыграть нельзя было). Итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. От силы удара зависела сила звука. Этот инструмент назвали фортепиано – «громко, тихо». Среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению так разнообразно звучать. Он одновременно многозвучно мощный, и певуче нежный.

Ведущий 2:

«Птица – музыка» Пляцковский.

Опускаешь на клавиши руки,-

Волшебство совершается вдруг,

И рождаются чистые звуки,

Серебром рассыпаясь вокруг.

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки – семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт!

Птица-музыка крыльями машет,

Не кому-нибудь машет, а мне…

Словно солнышки рыжих ромашек,

Расцветают на каждом окне.

Дождь и снег будут сыпаться с веток,

Будут люди опять и опять,

Из роялей, как будто из клеток,

Птицу-музыку в мир выпускать.

Ведущий 1:

(Звучит фортепианная пьеса «Чувство»)

Следующее состязание называется «Музыкальный термин в квадрате». Кто первым разгадает — поднимает руку и выходит вперед (следуют задания).

Ведущий 2:

А теперь команды получают ребусы – они тоже музыкальные (стр.102) Молодцы!

Ведущий 1:

А теперь музыкальная викторина! Поднимаем руку и отвечаем. За каждый правильный ответ команда получает жетончик.

1. Что можно отнести к фольклору? (вокализ, концерт, частушка)

2. Как называли в средневековой Руси странствующего музыканта, певца, танцора и актёра? (жонглёр, скоморох, комедиант)

3. Как называется первое публичное выступление на театральной сцене или концертной эстраде? (дебют, творческий вечер, бенефис)

4. Каким рус. композитором создано немало опер на сказочные сюжеты? (Римский-Корсаков, Прокофьев, Даргомыжский)

5. Как называется муз. пьеса, исполняемая обычно в вечерние часы перед домом возлюбленной в Испании и Италии? (серенада)

6. Назовите рус. нар. танец быстрого, задорного хар-ра с четким ритмическим рисунком, сопровождающийся притопыванием? (барыня, цыганочка, трепак)

7. Как называют группу из нескольких исполнителей? (ансамбль)

8. Кто может называться исполнителем? (музыкант, певец, инструменталист) — все три ответа

Подсчет баллов за конкурс.

Ведущий 2:

Сегодня мы узнали о музыке и о себе столько интересного. Подведём итоги эстафеты.

Ведущий 1:

Мы хотим сказать вам пожелание словами рус. композитора Д.Д. Шостаковича:

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Ведущий 2:

Мы хотим завершить наш праздник Музыки песней. Подпевайте нам!

(Звучит песня «Замыкая круг»).

Сценарий праздника по изобразительному искусству «В стране Изобразилии». Ведущая: Здравствуйте ребята! Я художник и сегодня приглашаю вас на праздник изобразительного искусства. Мы встречаем праздник лета! Праздник солнца! Праздник света! Солнце, солнце, жарче грей, Будет праздник веселей! Вот мы взяли краски в руки И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, Ярких красок не жалей (в воздух бросаются разноцветные кусочки бумаги, наподобие салюта). Звучит песня «Дети любят рисовать». Ребята, это правда? Ну чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать. Сегодня мы отправимся в путешествие, в волшебную и красочную страну Изобразилию. *На стенде размещаются рисунок с разноцветными воротами, которые раскрываются, а там изображение главных героев, королевы Кисточки и её помощника Карандаша. Что за чудо красота? Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти! Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот. Но для того чтобы открыть ворота необходимо отгадать загадки связанные с изобразительным искусством. Слушайте внимательно и отгадывайте. - Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. 1 Дядя длинный и худой Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым.(Кисточка и краски) - Если ей работу дашьЗря трудился карандаш.(Резинка) - Черный ИвашкаДеревянная рубашка. Где носом проведет, Там заметку кладёт. (Карандаш) - Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничкам. (Кисточка) - Белый камушек растаял. На доске следы оставил. (Мел) - Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волюГде была пустота, Там,глядишь,-красота! (Цветные карандаши) Все загадки разгадали. Ах, какие молодцы! Раз-два, раз-два открывайтесь ворота! Добро пожаловать в Радужную страну Изобразилию! Кто же нас встречает у ворот Изобразилии? Да это же наши старые знакомые королева Кисточка и её помощник Карандаш. Выходят помощники ведущей, одетые в костюмы кисточки и карандаша. Кисточка: - Здравствуйте ребята, видеть вас я очень рада! Так спешила, торопилась, я на праздник нарядилась. Карандаш: - Я помощник королевы и за ней хожу я следом. Лишь попросит, нарисую, ей картину я любую. 2 Кисточка: - Чтобы попасть в мою страну вы должны ответить на вопрос: Какие три цвета являются основными, выберите их из моей волшебной палитры и прикрепите на стенд. По одному человеку из команды находят один цвет (красный, желтый, синий). Ведущая размещает на стенде цвета. Молодцы, справились! Сегодня, путешествуя по нашей стране, вы будете нам помогать и выполнять наши задания. - Ведущая: Три цвета, три цвета, три цвета. Ребята, не мало ли это? А где нам зеленый, оранжевый взять? А если нам краски по парам смешать? Кисточка: Из синей и красной (вот этой вот) Получим мы цвет (фиолетовый). Карандаш: А синий мы с жёлтым смешаем- Какой мы цвет получаем? (зеленый) - Ведущая: А красный плюс желтый, Для всех не секрет, Дадут нам, конечно (оранжевый цвет). (На стенде размещаются нужные цвета.) Карандаш: Были краски основные, а теперь и составные. Ведущая: 1. Теперь мы отправляемся в музей. Что же случилось в нашем музее? Все картины сняли на реставрацию и перепутали. Нам нужно помочь Хранителю музея и разобрать картины по жанрам. Вспомним, на какие жанры разделяют картины в зависимости от того, что на них нарисовано. Кисточка: Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Значит, это НАТЮРМОРТ. Карандаш: 3 Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на вас – Или принц в плаще старинном Или, может, верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется ПОРТРЕТ. Ведущая: Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется ПЕЙЗАЖ. И так, вы должны помочь разобрать картины по жанрам, отдельно пейзажи, натюрморты и портреты (каждая команда разбирает свои картины). Картины в порядке! Молодцы! Ведущая: 2.-Ребята, а кто такой художник-реставратор? Правильно он восстанавливает картины, если он повредились. А что это наш Карандаш такой грустный сидит? Что случилось? Расскажи, может мы тебе поможем? Карандаш: Я рисовал портреты сказочных героев для Кисточки, но кто- то их испортил. Что такое, ой, ой, ой, где же сказочный герой? Все картины повредились, на кусочки разделились. Ведущая: Не расстраивайся, карандаш, ребята тебе помогут. Сейчас мы все будем художниками – реставраторами и восстановим твои портреты сказочных героев. Дети в своей команде собирают пазлы с изображением сказочного героя, кто быстрее справится с заданием. 3. Ведущая: Ну а теперь конкурс творческий. Вот перед вами три листа, как будто три больших холста, начнём все вместе мы играть, картины будем рисовать. Объясняются правила рисования. Вначале каждая команда рисует на своём листе заморочку (один элемент), затем, развивая фантазию, дети из другой команды дорисовывают картину прибавляя по одному 4 элементу. Когда картины будут завершены, надо придумать название и оригинально обосновать свой рисунок. (За каждый конкурс команда победителей получает красный кружочек, вторые - зелёный, остальные – жёлтый. В творческом конкурсе всем даются красные кружочки). 4. Конкурс «Кляксография» Кляксы порою нас огорчают, появляясь на наших рисунках, но бывают кляксы необычные живописные и фантастичные. Как облака в небе, когда мы их рассматриваем часто кажется что они напоминают птицу, корабль, дракона. И сейчас Карандаш и Кисточка раздадут вам красивые кляксы, а вы с помощью маркера дорисуете то, на что по вашему мнению похожа клякса, обводя контур маркером. 5.Ведущая: Кто построил радугу в небе над землёю? Семь цветов, семь мостиков изогнул дугою? (дети отвечают дождик и солнце) Есть на небе солнце, есть на небе тучи И цвет у них разный холодный и жгучий. И краски на радуге дружно решили Цвет свой они пополам разделили. Тёплый, как солнце, холодный как туча, Как разобраться какой из них лучше? Какие цвета теплые, какие холодные? А теперь разделите разноцветные кусочки на холодные и тёплые (детям даются разноцветные квадратики). Наш праздник продолжается и мы пойдём гулять. Для этого необходимо сделать мостик – радугу, чтобы по ней выйти на улицу. Подскажите Кисточке и Карандашу как располагаются цвета радуги, в какой последовательности? Выкладываются на полу разноцветные кружочки в нужной последовательности и по ним дети как по мостику выходят на улицу. 6.Ведущая: Наш последний конкурс для всех. Это конкурс рисунка на асфальте по теме «Волшебная страна» (волшебные цветы, деревья, птицы и тд.) Рисуем всё, что вы могли увидеть в этой стране. Каждый ребенок занимает свой участок и рисует. Конкурс может оцениваться как коллективная работа всей команды или как индивидуальная работа каждого. Жюри во главе с Кисточкой и Карандашом подводят итоги конкурса. Итоги: 5 Наше путешествие подошло к концу, сейчас мы посмотрим, какая команда набрала больше всего красных кружочков, какая зелёных и какая жёлтых. Сюда же добавляются итоги рисунка на асфальте (коллективу команды победителей или если оценивались работы отдельно той команде из которой победитель). Вручаются грамоты. Крикнем громко. Крикнем дружно. ПОБЕЖДАЕТ ВСЕГДА ДРУЖБА!!! Благодарим всех за участие и активность в нашем путешествии по Изобразилии. Давайте попрощаемся с нашими друзьями королевой Кисточкой и Карандашом. До встречи на занятиях изобразительного искусства. Звучит песня « Дети любят рисовать». . 6

Использован сценарий Л. Жарких «День искусств» для детей начальной школы.

«Кощей Бесцветный и Фея Радуга»

Юшкова С.Г. учитель музыки

Действующие лица.

Взрослые: Ведущий, Фея Радуга.

Дети: Кощей Бесцветный, Краски.

В зал входят дети. На столе стоят семь закрытых шкатулок.

Ведущий: Дети, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин. Хотите узнать от кого приглашение? Его прислала Фея Радуга. Она командует всеми красками. Краски любят её и дружны с ней, поэтому в их дворце царят радость и веселье, много музыки и разноцветья. Фея Радуга прислала нам разноцветные пригласительные билеты. (Открывает конверт). Ах! Что же случилось? Я сама держала в руках эти приглашения, и они сверкали всеми цветами радуги. А теперь почему-то все краски исчезли. Где же краски?

Входит Кощей Бесцветный.

1. Краски все, карандаши

Спрячу я, потом – ищи.

Запрещу я детям рисовать.

Только всё это не в счёт,

Что-то требует ещё

Буйная фантазия моя.

Прикажу я белый цвет

Перекрасить в чёрный цвет,

А из вас велю наделать мух.

А что сделаю потом,

Как подумаю о том –

У меня захватывает дух.

Ведущий: Всё понятно. Это Кощей Бесцветный. Это он спрятал все краски.

Кощей: Да! Да! Да! С детства не люблю всякие краски. Запер я их в шкатулках. Пока они там, вам меня никогда не одолеть!

Я в тусклость свято верю,

Рад пасмурному дню.

Любую личность серую

Люблю я и ценю.

Ведущий: А скажите, пожалуйста, Ваша Тусклость, какими ключами открываются ваши шкатулки?

Кощей: Ладно, скажу уж вам, всё равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют мои шкатулки. Да где вам! Даже я не знаю этих ответов!

Ведущий: А мы попробуем. Дети старательно занимались, многое узнали. Да и очень уж нам хочется вернуть краски.

На каждой шкатулке написан вопрос. Дети отвечают, и из шкатулки достают цветной карандаш. Кощей Бесцветный сначала злится, потом постепенно добреет.

Ведущий: Дети, какую музыку боится и больше всего не любит Кощей? (Весёлую, яркую, солнечную…)

Задания из шкатулок.

1) Послушайте и назовите музыкальное произведение и композитора (Э.Григ. Утро; В пещере горного короля.)

2) Послушайте и назовите любимый танец феи Радуги

(«Вальс цветов» - из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского)

3) Послушайте музыку и назовите композитора и музыкальный инструмент. (Звучит органная фуга соль минор. Ответ: И.С. Бах. Орган)

4) Назовите инструменты, которые изображают героев симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» (Флейта, гобой, кларнет, фагот (птичка, утка, кошка, дедушка);

Петя – скрипка, альт, виолончель, контрабас; волк – валторны, охотники – барабаны, литавры)

5) Назовите состав оркестра русских народных инструментов

6) Какие композиторы писали музыку к сказкам. Послушайте и назовите произведения. (Н.А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Пётр Ильич Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)

7) Помогите закончить стихи.

Пять линеек, нотный стан – это дом,

Звуки поселились в нём,

И становятся они……

Нотный стан тут на замке,

Ключ у ноты СОЛЬ в руке.

От замков ключи различны,

У неё же ключ ….

скрипичный

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ли,

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трёхэтажный дом. <…>

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь - ………. произносится оно

Фортепиано.

Ведущий: Всё, Ваша Блёклость, загадки дети отгадали, задания выполнили. Краски теперь свободны!

Кощей: Молодцы! Я злым был и вредничал, потому что не знал названий всех красок. Теперь я подобрею. Но мне обидно быть Бесцветным. Может быть, вы мне поможете?

Ведущий: Дети, давайте поможем Кощею Бесцветному стать Разноцветным.

Мастер-класс учителя технологии.

Изготовление розочек из салфеток учащимися 3,4,5 классов. Учащиеся 1 и 2 классов раскрашивают пригласительные билеты.

Дети украшают плащ Кощея бумажными розами.

Звучит музыка. Выходят Фея Радуга и Краски. В руках у детей репродукции картин.

Ведущий: Дети, вы согласны, что музыка и изобразительное искусство делают нашу жизнь красивой и радостной?

Исполняется песня «Дети любят рисовать»

Был Кощей Бесцветный, стал – Разноцветный!

Фея Радуга – учитель ИЗО проводит экскурсию.

Фея Радуга – учитель ИЗО проводит экскурсию по выставке картин.

Мастер-класс учителя технологии

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов важную роль играет просветительская деятельность.

Видеолекторий “Искусство” обладает широкими возможностями не только приобщения студентов к шедеврам мировой художественной культуры, но и закладывает практические умения и навыки в проведении внеклассной работы в школе. В интересной увлекательной форме происходит развитие студентов средствами художественной культуры и осознание ими значения художественной деятельности в развитии и воспитании младших школьников. К сожалению, нельзя пройти мимо такого факта, что у нашей молодежи нет особой тяги к художественной культуре, искусству. Из-за этого их духовный мир скудеет, а пустоту в нем заполняет пошлость, безнравственность. Возникают проблемы наркомании, алкоголизма и т.д. Именно поэтому учитель начальных классов как никто другой должен осознать важность той работы, начатой в семье, детском саду по развитию духовности детей через приобщение их к миру художественной культуры и искусству.

Что такое искусство, какова его роль в жизни человека, будущего учителя. Именно с этих вопросов мы начинаем введение в художественную культуру.

Цель мероприятия – учебно-просветительская. В увлекательной форме познакомить с историей создания коллекций одного из величайших музеев мира – Эрмитажа. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть сущность искусства как средства воспитания и духовного обогащения личности будущих учителей.
  2. Систематизировать знания студентов по истории создания и значения Эрмитажа для мировой культуры.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к просветительской работе в единстве с эстетической потребностью личности.

Развивающие:

  • развивать практические умения и навыки в проведении просветительской работы, способности к осуществлению эстетического воспитания в школе.

План подготовки заседания видеолектория “Искусство”

  1. Подготовить презентацию.
  2. Подготовить материал по истории создания Эрмитажа.
  3. Подобрать поэтический материал, цитаты по искусству.
  4. Подготовить выставку литературы по истории Эрмитажа.

Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже, что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
О.Тарутин

Очередное заседание видеолектория “Искусство” посвящено 245-летию со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

В этом учебном году работа видеолектория связана с юбилейными датами величайших музеев мира: Лондонской национальной галерее исполняется 185 лет, национальный музей живописи и скульптуры “Прадо” в Испании отметил свое 190-летие со времени создания, старейший и крупнейший в России театральный музей им. А.А. Бахрушина в Москве перешагнул свой 115-летний рубеж, и, наконец, 245 лет со времени начала собирания коллекции Эрмитажа.

Искусство – одно из самых удивительных созданий человечества. Оно отражает действительность как некую жизненную целостность. Так же целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.

Приведем цитаты об искусстве, выбранные студентами. Каждый студент выбрал из множества цитат одну, созвучную его мыслям об искусстве.

  1. Прямое назначение искусства –быть фактором эволюции интеллекта.
    (Павел Филонов).
  2. Искусство – не роскошь. Это великая радость жизни, ее вода, ее краски, ее аромат…
    (Александр Бенуа).
  3. Искусство – не забава и не развлечение, а способ высшей беседы с природой”
    (Кузьма Петров-Водкин).
  4. Искусство обладает изумительным качеством – воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Но сколько бы искусство не раскрывало прошлое и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени”.
    (Александр Дайнека)
  5. В том-то признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью”.
    (Ф. Достоевский).
  6. Только искусство делает человека человеком”.
    (К.Коровин).
  7. Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание”.
    (Огюст Роден)
  8. Красота спасет мир”.
    (Ф. Достоевский).
  9. Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (М.Горький).
  10. Искусство есть одно из средств единения людей.
    (Л.Толстой).

Звучит стих Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”.

Искусство отражает действительность, а т.к. действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, дизайн.

Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, “раскрывать истину в чувственной форме”.

Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.

В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.

Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.

Пространственные, или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Пространственные, или пластические” искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).

Но кроме искусств, пространственных и временных существуют искусства, которые опираются на синтез искусств (слова, звука и изображения). Их называют пространственно-временными, или смешанными, или синтетическими. К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, цветомузыка, TV, дизайн).

Важными в искусстве являются понятия “художник”, “творчество”, “произведения искусства”.

Роль художника в искусстве огромна. Слово “художник” имеет два значения. В более узком смысле имеется в виду мастер, работающий в области пластических искусств. Мы представляем себе человека, который красками и кистями создает картину.

В широком смысле художник – это творческая личность, мастер своего дела, искусник. Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.

Произведения искусства создаются в мастерских, а живут они в музеях. Какие же бывают музеи?

Музеи бывают разные: художественные, литературные, музыкальные, исторические, политехнические… Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и архитектуры.

В нашей стране и за границей много художественных музеев. У нас в городе несколько музеев: Национальный музей, музей Востока, литературный музей. В любой музейной композиции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, – систематизированы по хронологии и национальным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией . В музеях устраиваются и вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

(Идет демонстрация презентации).

Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа , или национальное искусство прошлого и настоящего . Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге . Другие музеи хранят искусство разных стран мира, т.е. зарубежное искусство . Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

(Идет демонстрация презентации).

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов. Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени” . Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Как и когда возникли музеи? Слово “музей” произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей.

В средние века – в церквах и монастырях. Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем (т.е. музеем, взятым на попечительство и под охрану государства) стал Британский музей в Лондоне. В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

На Руси богатейшие собрания произведений искусства хранились в церквах, соборах и монастырях. С ХVII века появляются частные коллекции, принадлежавшие царям и боярам.

Первым русским публичным музеем была Кунсткамера (от немецкого слова kunsthammetr) в Петербурге, созданная Петром I в 1714 году. Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром. Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы (295 лет со дня основания).

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить). Анфилада последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

(Идет демонстрация презентации).

Итак, наше знакомство с одним из крупнейших и наиболее посещаемых музеем мира Эрмитаж начинается. Государственный Эрмитаж является музеем мировой культуры и хранит около 3млн. памятников различных эпох, цивилизаций, народов. В Эрмитаже 6 отделов: первобытной культуры, культуры искусства античности, культуры искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Эрмитаж занимает 5 дворцовых зданий, образующих великолепный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной Невы. Экспонаты Эрмитажа занимают 400 залов . Коллекцию Эрмитажа можно сравнить с айсбергом, вершина которого – залы экспозиции, а более мощная. Подводная часть айсберга – его запасники, куда посетителей не пускают и где хранятся богатейшие коллекции живописи, пластики, нумизматики. Начало формирования фондов музея относится к ХVIII веку, когда русская императрица Елизавета Петровна повелела возвести Зимний дворец. Грандиозные двухсотметровые здания в стиле барокко (елизаветинское барокко) с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет (1754–1762 г). В 1762 году Екатерина II отвела несколько комнат Зимнего дворца под собственный “ермитаж” – уединение в 1764 году. (Эта дата считается временем основания Эрмитажа). Императрица приобрела 225 картин западноевропейских мастеров. Среди них – Франса Хальса, Джорджоне. Большим увлечением Екатерины II была глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням – и книги. Основанная ею библиотека – 38000 томов.

(Идет демонстрация презентации).

Императорское собрание росло очень быстро и вскоре для коллекции было построено специальное здание – Малый Эрмитаж или “Ломотов павильон” – по имени архитектора Ж-Б. Валлен-Даламота (1764–1767). С дальнейшим ростом коллекции к малому Эрмитажу примкнул Старый Эрмитаж (второй Эрмитаж) архитектора Ю.М. Фельтена (1771–1787). В каждом из трех зданий воплотились стили ХVIIIв. – барокко (Зимний дворец), классицизм (Малый Эрмитаж) и ампир (Старый Эрмитаж). Ансамбль из 3-х дворцовых построек, расположенных вдоль берега Невы, был завершен зданием театра (архитектор Кваренги ) (1783–1787). Повторяя архитектуру апартаментов Папы римского в Ватикане, Кваренги возвел и корпус Лоджий Рафаэля . Здесь были размещены копии с фресок Рафаэля, выполненные русскими мастерами в технике масляной живописи на холсте.

Последнее (пятое) здание было построено уже в ХIХ веке по проекту баварского архитектора Лео Кленце . Это новый Эрмитаж (1839–1852 г). В 1852 году в нем открылся для всеобщего обозрения “императорский Музеум”. Подъезд нового Эрмитажа украсили десять статуй атлантов, державших на своих плечах кровлю портика. Эти замечательные статуи из монолитного гранита выполнил русский скульптор Иван Теребнев .

Императорский музей занимал лишь помещения Нового Эрмитажа. Современная же экспозиция размещается в залах Малого, Старого и Нового Эрмитажа, а также Зимнего дворца , составляющих вместе с Эрмитажным театром единый комплекс музейных зданий.

(Сопровождается демонстрацией презентации).

Общество сосредотачивает в музеях мудрость красоты, ибо она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты. Образуется общая память. Общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа. Вот почему государство, общество, отдельные люди или их сообщества собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в художественный музей.

Вопросы и задания

  1. Какие музеи вы знаете?
  2. Объясните происхождение слова “музей”.
  3. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?
  4. Чем отличается музей от галереи?
  5. Какие отечественные художественные музеи вы знаете?
  6. Какие крупные зарубежные художественные музеи вы можете назвать?
  7. Скажите, в каких музеях вы были?
  8. Что в переводе с французского означает слово “эрмитаж”?
  9. Кто спроектировал здание Зимнего дворца?
  10. Назови первый русский публичный музей.
  11. Как назывался излюбленный тип расположения музейных залов в России?
  12. Проверьте себя, знаете ли вы значения новых слов: “экспонаты”, “экспозиция”, “вернисаж”, “коллекция”, “анфилада”?

Литература

  1. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. Вариации прекрасного/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224 с.
  2. Веснин С. Эрмитаж. Прогулка по залам и галереям/ С. Веснин, С. Кудрявцева, Пашкова Т. – СПб., Издательство П-2, 2006. – 143 с.
  3. Суслов В.А. и др. Государственный Эрмитаж и история его коллекций/ В.А Суслов, Щукин М.Б., Ходза Е.Н., Линник И.В. – М.: Советский художник, 1991. – 371 с.
  4. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники/ В. Шварц. – Ленинград, Искусство, 1966. – 398 с.


Похожие статьи
 
Категории