Сценарий развлечения ко дню коренных и малочисленных народов. Праздник коренных народов мира Защита и возрождение

06.07.2019

Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

воспитатель : Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

дети : Ханты и манси.

воспитатель : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

воспитатель : а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу.

С тобой ликую в торжество!

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».

ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.

Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:

- Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.

Сынок быстро растёт. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Хочу, не хочу!

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Не хочу!

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:

- Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

- На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Не хочу!

- Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

- Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост - плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

- Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился - хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

- Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит:

- Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:

- Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился - хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

- Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.

Зайчонок испугался и закричал:

- Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?

Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

- Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!

● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?

(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)

● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?

(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)

● Чему учит сказка?

(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)

ООН предложила отмечать как международный день коренных народов мира, начиная с 1994 года. Важная дата установлена в честь первой встречи 1992 года рабочей группы по обширной проблематике: бедность, болезни, высокая смертность, дискриминация.

Сейчас в мире около 370 млн. представителей народов, исконно обитающих на своих землях, причем живущих в самых разных уголках планеты. Примерно 90 современных стран могут говорить о том, что на их территории есть их представители. Для общей численности населения размер невелик – всего 5%, тем значимее другие цифры. Они - носители более 5 тысяч культур и языков, что является подавляющим большинством среди общемирового количества. Поэтому так важно помочь им сохранить самобытность, культурные особенности, традиции.

Для этого необходимо, прежде всего, соблюдать территориальные права малочисленного населения. Но в эпоху индустриализации, активной добычи природных ресурсов, ставшей для многих государств приоритетным фактором, сохранить собственность и независимость очень непросто. Активное ущемление прав и свобод началось довольно давно – в эпоху расцвета колонизации 15-го века. И уже к сегодняшнему дню большинство оказалось под угрозой исчезновения.


В России существует особый единый перечень таких народов, установленный правительством, согласно которому 47 малочисленных народностей проживают на территории государства, составляя меньше процента от общей численности. Но если некоторые, такие как ненцы, которых более 40 тысяч человек, считаются довольно внушительной народностью по количеству, то вот кереки с Чукотки или води из Ленинградской области – исчезающие представители.

До 1940-х годов в России даже в официальных документах использовалось неполиткорректные именования – «туземцы» или «инородцы», а другие страны использовали название «аборигены». Так поступали США, теперь называя индейцев «коренными американцами». Но никакая замена терминов не компенсирует последствия европейской колонизации, в результате которой многие погибли или переселены в резервации, лишившись возможности традиционного образа существования.

ООН пытается помочь во многих вопросах, в частности в 2007 году была принята отдельная Декларация о коренных народах, признании их свобод и равенств, возможности жить своей политической и экономической волей, иметь свою землю. Был разработан Общесистемный план мероприятий в 2015 году, но без активной поддержки мировой общественности, особенно на местном уровне, выполнить все условия невозможно. Поэтому специальный международный день о защите прав на неприкосновенную самобытность коренных народов всего мира – один из способов совместными усилиями попытаться решить проблемы.

Ежегодно подводятся итоги с положительными результатами. Показательными являются страны Латинской Америки, такие как Эквадор, Мексика, которые предприняли реальные шаги в нужном направлении. Такие государства, как Чили, Австралия, Новая Зеландия, заявили о намерении внести специальные поправки в Конституцию о признании малых народов на своей территории. Показали пример Филиппины, приняв аналогичный закон в 2007 году.

Конкретные проекты и программы представляются вниманию общественности, причем ежегодно тематика меняется. В особую дату есть возможность обсудить проблематику всем вместе, и делегатам исконных народов, правозащитных организаций и их друзьям, на торжественном мероприятии, которое устраивает ООН.


9 августа проходит последнее время познавательно и интересно. Выставки народных промыслов, занятий, экспозиции предметов быта, фольклорные концерты, мастер-классы по прикладному творчеству, национальные виды спорта и кухни познакомят желающих с особенностями культуры, искусства, образа жизни.

Современному человеку есть чему поучиться у коренных народов – удивительному, гармоничному взаимодействию с окружающей природой. Поэтому экологические организации первыми поддержали и продолжают оказывать помощь этническим группам. Этот праздник учит как с помощью взаимного уважения обычаев и духовных традиций можно достичь добра и мира для всего населения планеты.

Всем коренным народам мира
Шлём нынче поздравленья мы.
Из чумов поселив в квартиры,
Хотели «дикости» и «тьмы»
Их всех лишить, но там, где это
Смогли уже осуществить,
В стремленьи дать им «лучик света»
Людей заставили забыть
Традиционный образ жизни.
Изрядно меньше их число
Во всех краях родной отчизны —
Народам здесь не всем везло…

Но право людям возвращают
По родовым законам жить,
И мы сегодня им желаем
Обычай предков сохранить!

Пусть их традиции, преданья
О быте в стойбище, в селе,
Навеки частью мирозданья,
Пребудут с нами на Земле! ©

Подождите...

Второе десятилетие приближается к концу с тех пор, как у коренных народов мира появился Международный день, провозглашённый в 1994 году. Его празднуют ежегодно 9 августа.

Кто же такие «коренные народы»? Кого относит к этой категории международное право?

  1. Это те, кого принято называть аборигенами, то есть исконные жители — народы, жившие на какой-либо территории раньше, чем проживающие там сейчас.
  2. Речь идёт о самобытности, проявляющейся в сохранившихся языке и культуре, но постепенно исчезающих под воздействием современной цивилизации.
  3. Разумеется, для того, чтобы сохранить самобытность, населению необходим традиционный образ жизни.

Сколько же на земле коренных народов? Оказывается, их, живущих больше чем в 70 странах, около 370 млн. — 5% мирового населения. Однако живут многие коренные народы в нищете и составляют 15% самого бедного населения нашей планеты.

Культура и быт коренных народов, о которых с давних пор рассказывали путешественники, всегда вызывали большой интерес, а книги о жизни аборигенов разных стран пользуются большой популярностью.

Если вы любите читать приключенческую литературу, романы, где действие происходит в таинственных чащобах ещё неисследованных земель или в прериях, а героями являются гордые коренные народы, не покорившиеся своим завоевателям, то множество интересных книг в жанре «Приключения» вам предоставит Бесплатная электронная библиотека . Здесь вас ждут «Вестерны» и «Исторические приключения», а также фантастические произведения, в основу которых положено пребывание действующих лиц среди диких племён или их внезапное попадание в иные эпохи («Альтернативная история»).

Сегодня, 9 августа 2018 года отмечается Международный день коренных народов мира. Праздник был учрежден резолюцией Генассамблеи ООН от 23 декабря 1994 года. Памятная дата относится к первому заседанию рабочей группы Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, которая была создана в 1982 году.

Международный день коренных народов мира отмечают во всем мире. Коренные народы проживают на территории около 90 государств. Их количество достигает 370 млн чел. Каждый народ имеет свой язык, традиции и обычаи. На сегодняшний день в России находится до 50 этносов, где живут 40 коренных народов. Значительная часть из них, свыше 65 %, проживают в сельской местности.

Поздравления в Международный день коренных народов мира может быть в стихотворной форме:

В день коренных народов мира

Желаю радости большой,

Огромной мудрости и силы,

Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,

Не забывать язык родной,

Беречь надежно в самом сердце,

Передавать их вновь и вновь.

День коренных народов мира

Сегодня отмечаем мы.

Их мало, но в единстве - сила,

Так будьте ж, вы, друзья, сильны!

Вам пожелания простые:

Покой, удача, мирный дом,

И в доме чтоб всё было мило

И чтобы счастье жило в нём.

Свой язык свято беречь,

Все традиции и речь.

От нападок охранять,

Идентичность утверждать.

Численность всем увеличить,

Соблюсти закон чтоб личный.

Среди всех торжествовать,

Жить, любить и процветать.

Международный день коренных народов мира относится к первому заседанию рабочей группы ООН

Международное право не дает четкого определения коренных народов. С другой стороны, они имеют некоторые признаки и характеристики. Коренные народы исторически связанны с территорией своего проживания. Кроме того, представители коренных народов осознают, что отличаются от другой части населения. Конечно, коренные народы имеют свой язык, культуру и пр. Они стремятся сохранить свою самобытность и в дальнейшем.

На протяжении долгого времени к представителям коренных народов относились как к людям отсталым и недостаточно развитым. Зачастую такая ситуация была связана с принятием решений, которые в разной степени ущемляли их права. Ситуация изменилась в 70-е годы прошлого столетия.

Подкомиссией ООН, которая занималась предупреждением дискриминации и защитой прав меньшинства, было рекомендовано проведение масштабного исследования по данному вопросу. По его завершении мнение общества в корне изменилось.

В 1982 году в ООН была учреждена рабочая группа по коренным народам. День первого заседания этой группы впоследствии стал Международным днем коренных народов. Через несколько лет Генассамблея ООН объявила 1993 г. – Международным годом коренных народов.

Декларацию о правах коренных народов приняли в ООН

Генассамблея ООН учредила Декларацию о правах коренных народов 13 сентября 2018 года. Документ не включает понятия «коренные народы». Декларация регламентирует, что представителям коренных народов достаточно осознать свою принадлежность.

В документе обозначено, что коренные народы имеют полное право на свободу, самостоятельное определение статуса, убеждений, вероисповедания, территории проживания. Кроме того, они могут принимать участие в решении вопросов, которые касаются их жизни.

Представители коренных народов составляют меньше, чем 5 % от всего населения планеты. При этом около 15 % самых бедных жителей Земли относятся к ним. Коренные народы являются носителями 5 тысяч уникальных культур. Кроме того, большая часть языков мира (около 7 тыс.) принадлежит им.

На территории России до 50 тыс. чел. относят себя к отдельным этническим общностям. Они проживают преимущественно на Севере, Дальнем Востоке и Сибири.

В некоторых субъектах РФ торжества стартовали в начале августа и продлятся до середины месяца.

Международный день коренных народов мира отметили в эту среду по всей России. Праздник установлен 23 декабря 1994 года Генеральной Ассамблеей ООН.

9 августа 1992 года, состоялось первое заседание рабочей группы по коренным народам и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. В некоторых регионах торжества стартовали в начале августа и продлятся до середины месяца. В программах празднования — автопробеги, фестивали, соревнования по национальным видам спорта, национальные танцы и народные гулянья.

Праздник в каждом селе

На Чукотке Международный день коренных народов мира или как праздник называют в народе — День аборигена — отмечают в каждом населенном пункте. Где-то это будет праздничный концерт, где-то спортивные соревнования, а, например, в городе Певеке жителям предлагают принять участие в городском квесте. Об этом сообщила пресс-служба правительства Чукотского округа.

«Гуляния проходят во всех населенных пунктах округа с 4 по 15 августа. Культурно-массовое мероприятие «Песни Чукотки вольны как ветер» состоится 12 августа в городе Певек. Будет установлена яранга, и организован городской квест. В населенных пунктах городского округа Певек будут организованы развлекательные программы с конкурсами на лучшее национальное блюдо, лучшее исполнение песни и танца», — сообщила пресс-служба.

Также в Певеке пройдут соревнования по национальной борьбе, перетягиванию палки и тройному прыжку. В остальных населенных пунктах региона состоятся концерты национальных творческих коллективов, народные ярмарки, пройдут конкурсы национальной одежды. На Камчатке основные торжества пройдут в предстоящие выходные в Петропавловске-Камчатском и поселке Палана.

Насыщенные программы празднования ожидаются на Колыме и в Хабаровском крае. Там, помимо участия в концертах и конкурсах, гости торжества также смогут попробовать национальные блюда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, приготовленные по старым рецептам, сохранившимся до наших дней. В Комсомольске-на-Амуре также подведут итоги краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу», в котором принимают участие более 30 мастеров декоративно-прикладного искусства, представивших на суд жюри более 130 работ.

«Свои работы представят 32 мастера из 16 муниципальных образований. Среди них — опытные мастера и дети в возрасте от 10 до 14 лет. Комиссии предстоит оценить более 130 изделий из камня, дерева, кожи, меха и других материалов. Победителям будет вручена премия в размере 50 тыс. рублей», — сообщила пресс-служба правительства Хабаровского края.

«Манящие миры» на Сахалине

В этом году фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» впервые проходит в Сахалинской области. Фестиваль, которому исполняется 12 лет, побывал уже в 87 городах и поселках России, пяти городах СНГ и четырех населенных пунктах КНР. На Сахалине участники фестиваля посетят восемь муниципальных образований, сообщила ТАСС заведующая отделом культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинского областного центра народного творчества Галина Саменко.

«От Мурманска до Сахалина — такова география проекта, объединяющая артистов Камчатки, Чукотки, Алтая, Эвенкии, Ямала, Мурманской и Сахалинской области. Программа познакомит зрителей с уникальной культурой коренных малочисленных народов российского Севера — ительменов, эвенков, чукчей, эскимосов, саамов, ненцев, нивхов, нанайцев и уйльта. В проекте представлены жемчужины этнических танцев, горловое пение, фолк-музыка и этническая эстрада», — сказала Саменко.

Самое интересное, по ее словам, в фестивале то, что каждый, посетивший его, сможет не только познакомиться с уникальным миром культуры северных народов, но и попробовать свои силы в разных жанрах. «Зрителям будет предложены мастер-классы по горловому пению, северному танцу, декоративно-прикладному творчеству. Причем сначала будет проходить интерактив со зрителем, а потом все завершится концертом, где смогут принять участие и посетители мастер-классов», — пояснила собеседник.

Многонациональный привет с Полярного круга

В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) численность коренного населения составляет более 48 тысяч человек, в основном это ненцы, ханты и селькупы, которые ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством и рыболовством. По данным пресс-службы губернатора ЯНАО, в Салехарде — единственном городе в России, который располагается на Полярном круге, пройдет масштабный флешмоб.

Жители города — а это несколько сотен человек разных национальностей — выстроятся в символичную яркую фигуру чума (национальное жилище оленеводов) и обратятся к коренным народам с приветствием «Здравствуй, мир!» Ожидается, что в акции примет участие глава региона Дмитрий Кобылкин.

В Петрозаводске на площади Кирова также состоится флешмоб «Карельская крууга». Его участники исполнят карельский танец крууга, который напоминает хоровод.

«Ожидается, что акция объединит более ста человек. Главное, чтобы с погодой повезло. Флешмоб проводится для привлечения внимания к коренным народам», — сказала организатор, председатель региональной общественной организации «Союз карельского народа» Наталья Воробей.

Международный день коренных народов мира отметили и в селе Пяжозеро Бабаевского района Вологодской области, где компактно проживают представители небольшой народности финно-угорской языковой группы — вепсы — численностью более 350 человек. В течение 10 дней в Пяжозере будет проходить проект «Деревенька» — этнографическая площадка для детей и подростков, сообщили ТАСС в Бабаевской библиотечной системе.

«Дети смогут познакомиться с вепсским языком, на мастер- классах освоят традиционные вепсские пляски, разучат посильные для их возрастов песни на вепсском языке, познакомятся с традициями пяжозерских вепсов. Самые младшие участники площадки смогут посмотреть мультфильмы на вепсском языке, разучить вепсские игры и хороводы. В завершение соберем всех жителей села, чтобы показать, чем занимались их дети и внуки на нашей этнографической площадке, чему смогли научить их наши главные помощники — фольклорная группа «Келлойне», — рассказали организаторы.

Ненецкий караоке и прыжки через нарты

В этнокультурном центре Ненецкого автономного округа в Нарьян-Маре запланирована большая культурная программа. «Здесь можно будет сфотографироваться в чуме, перекусить ненецкими блюдами, в основном из оленины, и спеть в караоке по-ненецки, то есть песни на ненецком языке», — сказали ТАСС в этноцентре.

Детям можно будет сыграть в ненецкие народные игры, сюжеты которых связаны с жизнью в тундре, рыбой и оленями.

«Маленькова» — это ненецкие жмурки: одному из играющих завязывают глаза, и его задача — поймать одного из игроков, ориентируясь на звон колокольчиков, которые находятся у каждого в руках. В эту же игру можно играть по-другому: все становятся в круг и впереди себя держатся за тынзей (аркан для ловли оленей — прим. ТАСС). В центре круга — игрок с завязанными глазами. Его задача поймать кого-либо из игроков», — пояснили в этноцентре.

В Ханты-Мансийском автономном округе мероприятия, приуроченные к этому дню, будут проходить в течение всей недели. В этнографическим музее «Торум Маа» окружной столицы 9 августа состоится открытие выставочного проекта «Времена года. Летние ремесла обских угров». 12 августа пройдет региональный фестиваль этноспорта, в рамках которого жители Югры посоревнуются в традиционной борьбе, прыжках через нарты и перетягивании палки на оленьей шкуре.

Главное празднование пройдет 13 августа также на базе этнодеревни «Вэнт Корт», его лозунгом станет слоган «Ма ай мирием» (с языка ханты — «Мой маленький народ»). Здесь жители и гости города станут свидетелями проведения традиционного обряда поклонения, а также участниками развлекательной программы.

Автопробег и экологический праздник в Приморье

День коренных народов в Приморье отпраздновали в минувшие выходные автопробегом и экологическим праздником «День Бикина». Автопробег, участниками которого стали удэгейцы, тазы, нанайцы и гольды, стартовал из Владивостока 2 августа и проехал тысячу км по Приморью до удэгейского села Красный Яр.

«Такой акцией представители коренных малочисленных народов Приморья хотят популяризировать свою культуру и традиции, а также показать свою сплоченность. Удэгейцы, тазы, нанайцы и гольды проехали в одной автоколонне более тысячи километров по краю», — рассказали в департаменте внутренней политики администрации края.

По пути в Красный Яр участники посетили Центр сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края в Ольгинском районе, национальный парк «Зов Тигра» в Лазовском районе и национальный парк «Бикин» в Пожарском районе, где проходил большой экологический праздник «День Бикина».

Этот праздник был посвящен Году экологии и Году особо охраняемых природных территорий. В течение двух дней его участники не только показали гостям удэгейские национальные костюмы и танцы, но и обсудили проблему создания национальных парков в местах проживания коренных малочисленных народов и их участие в сохранении традиционного образа жизни.



Похожие статьи
 
Категории