Село усадьба архангельское. Усадьба архангельское в подмосковье

20.06.2019

Дворец Юсуповых в музее-усадьбе "Архангельское" полностью отреставрировали внутри и теперь там полноценная коллекция на два этажа. Начал строить дворец ещё Н.А.Голицын в 1780 году. Архитектором был французский архитектор де Герн. И вот тут есть загадка. Де Герн никогда не бывал в России и его имя упоминается только в связи со строительством дворца в Архангельском. Так куда же исчез сей достопочтенный шевалье? Но, впрочем, ладно. Не будем биться над этой загадкой, а пройдём сегодня по первому этажу.

01. Парадная столовая или Египетский зал. Центральное полотно - "Триумф Клавдия", Г.Ф.Дуайен, 1770


В 1810 году имение за 100000 рублей приобрёл Н.Б.Юсупов. Он закончил начатое строительство пригласив таких архитекторов, как О.И.Бове, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин

02. Мы можем видеть люстры на 18 свечей из золочённой и патированной бронзы с хрустальным убором, Россия 1790-1800

03. Конный портрет князя Б.Н.Юсупова в татарском костюме - неизвестный художник с оригинала Антуана Жана Гро

04. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны - Иоганн Готтлиб Пульман с оригинала Помпео Джиролан Батони

05. Канделябр из золочённой и патированной бронзы с фигурой египтянки на 7 свечей, Франция, Париж

06. Статуи в просторном вестибюле в строгих тонах как бы подготавливают ко входу в роскошь Овального зала и Парадной Столовой

07.

08.

09.

10.

В Овальном зале мощные колонны из искусственного мрамора поддерживают идущие по периметру зала хоры и подымающийся над ним высокий купол с полуциркульными арками. Это композиционный центр дворца и всей усадьбы. В середине мы видим живописный плафон "Зефир и Психея" Никола де Куртейля, выполненный по заказу князя Н.Б.Юсупова в 1820-х годах

11.

12. Лепная позолоченная люстра на 132 свечи была размещена хозяевами усадьбы около 1860 года для дополнительного освещения во время парадных приёмов. Люстра, в виде ажурной чаши с пальметтами и маскаронами, подвешена на цепях к короне из акантовых листьев и увенчана крылатой фигурой Богини Победы.

Согласно духу классицизма, в декоре интерьера нашли отражения мифологические мотивы и сюжеты. Декоративные композиции в простенках на хорах насыщены орнаментальными символами природы и изобилия, творчества и веселья.

13.

14. Пианино фирмы "Беккер", 1900-е

15.

Императорский зал занимает особое место в череде парадных интерьеров дворца. Живописные и скульптурные портреты особ царствовавшего дома, от Петра I до Николая I, являлись обязательным для жилища одного из богатейших вельмож России, коллекционера и покровителя искусств князя Н.Б.Юсупова. Облик зала начал складываться в конце 1810-х в эпоху классицизма. К 1830-м годам здесь были размещены портреты царской династии и за залом закрепилось название - Императорский.

16.

17.

18.

19.

20. Парадная спальня

21.

22.

23. Орёл над кроватью

Зал Робера (Южный)

24. Воин, надевающий доспехи - скульптор Эмиль Вольф, 1832

25. Руины и мост - художник Юбер Робер, 1779

26. Античный фонтан и пирамида - художник Юбер Робер, 1779

27.

Антиковый зал

28. Центральное полотно "Тезей и Пейрисфей" - художник А.Менже

29. Стол-консоль с золочёнными деталями, с мраморными наборными столешницами, Россия, Санкт-Петербург, проект В.Бренны(?), 1790-е. На столе канделябры из бронзы и мрамора в виде фигуры кариатиды на одну свечу, Франция, Париж, 1790-е - 1800-е. Настольное украшение "Руины", Италия, первая половина 19-го века

30.

31.

32.

33.

34.

35. Настольное украшение "Руины", Италия, первая половина 19-го века

36.

Зал Робера (Северный)

37. Амур, делающий лук из палицы Геркулеса - с оригинала Э.Бушардона, неизвестный автор, начало 19 века

38. Павильон Аполлона и обелиск - Ю.Робер

39. Выход на пастбище - Ю.Робер

40.

50. Стол-консоль с резными золочёнными звёздами. Вазы - Россия, начало 19-го века

51. Пастушок - Ю.Робер

Кареты почему-то нельзя фотографировать. Ага...Миша всегда найдёт способ сфотать:)

52. Карета работы Иоганна Конрада Букендаля, сделанная для императрицы Екатерины II. Семь из девяти сохранившихся экипажей Букендаля выполнены в стиле классицизма. Карета в Архангельском является самой ранней из них

53.

54. Ещё одна карета

55. Прибор туалетный дорожный

56.

57.

58.

Схема дворцово-паркового ансамбля Архангельское

Огромный дворцово-парковый ансамбль располагается неподалеку от Красногорска. Усадьба «Архангельское» объединяет несколько великолепных парков – итальянский с многочисленными террасами и скульптурными композициями, французский с роскошными галереями и ухоженными растениями, а также пейзажный английский, впечатляющий своей неповторимой красотой.

Усадьба гармонично сочетает в себе отличительные черты сразу нескольких художественных стилей, имеющих общую классицистическую основу. Несмотря на свою длительную историю, все архитектурные сооружения и парковая среда отлично сохранились. На данный момент площадь комплекса разделена на две части, большая из которых находится под охраной и является платной для посещения. Остальная территория доступна для всех желающих абсолютно бесплатно.

Историческая справка

Первые упоминания об усадьбе «Архангельское» датируются XVI веком – тогда она являлась имением Алексея Ивановича Уполоцкого и располагалась в недавно образовавшемся селе Уполозы. Немного позднее тут возвели деревянную церковь Архангела Михаила, которая затем была перестроена в камне. Именем святилища впоследствии начали называть поместье и само селение. Спустя два столетия имение перешло во владение семьи Голицыных – именно они инициировали строительство дворца и обустройство парковой зоны. Князь Юсупов, являвшийся следующим владельцем роскошного здания, сделал это место центром проведения торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры, представители дворянства, известные деятели культуры. Среди наиболее именитых гостей – российские правители XIX века, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Герцен.

Юсуповы являлись владельцами усадьбы «Архангельское» до начала Октябрьской революции. После смены власти в стране дворцовый комплекс стал собственностью большевиков, принявших решение открыть на его месте исторический художественный музей. К счастью, поместье не постигла участь большинства дворянских имений царских времен, которые систематически уничтожались коммунистами. В здании реконструировали интерьер, восстановили библиотеку и разместили ценные произведения изобразительного искусства. В 1937 году тут открыли несколько отделений военного санатория.

Большой партер Архангельского

Основные достопримечательности

Большой дворец, расположенный в центральной части усадьбы «Архангельское», спроектирован французским архитектором Шарлем де Герном. В 1780 году он начал разрабатывать проект здания, однако его план был существенно изменен непосредственно во время строительства. Готовое сооружение относится к зрелому классицизму – оно имеет симметричное оформление, которое подчеркнуто бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Южная сторона здания обращена к парку и украшена величественными колоннами.

Церковь Михаила Архангела считается древнейшим строением в пределах усадьбы. Изначально сооружение построили из дерева, в 1667 году его реставрировали на средства боярина Одоевского. Отличительные черты храма – непривычное диагональное размещение приделов и оригинальная конструкция сводов на двух столпах.

Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVIII века, сначала был одноэтажным павильоном. Через некоторое время его дополнили еще одним этажом. Во времена правления князя Юсупова тут располагалась выставка картин, потомки владельца из-за финансовых проблем вынуждены были сдавать здание в аренду. Перед «Капризом» находилось множество статуй, бюстов и ваз. В средине XIX века эти изделия перенесли на верхнюю террасу.



Храм-усыпальница Юсуповых – один из наиболее изящных образцов архитектуры в усадьбе «Архангельское». Его создали после печального происшествия в княжеской семье – в 1908 году на дуэли погиб сын владельца поместья. Из-за высокого цоколя создается впечатление, что здание будто парит над землей и устремляется вверх. К портику ведут широкие лестницы, крупные колонны поддерживают фронтон, конструкцию дополняет купол, установленный на массивном барабане. В усыпальнице никто не похоронен, поскольку после революционных событий потомки знаменитого рода предпочли эмигрировать. Раньше внутри проходили выставки произведений искусства, а сейчас организовываются концерты.


Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»)

Храм-памятник Екатерине II был возведен в западной стороне парка в 1819 году, согласно проекту архитектора Евграфа Тюрина и скульптора Жана-Доминика Рашетта. Известная российская правительница предстает в образе древнеримской Фемиды. На стене позади фигуры Екатерины II приведена цитата поэта эпохи Ренессанса Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».

Театр Гонзага появился в усадьбе «Архангельское» в 1817-1818 годах. Начало строительных работ инициировал князь Юсупов, а план здания разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро ди Готтардо Гонзага. Он также сделал несколько комплектов декораций, четыре из которых сохранились до нашего времени.


«Фарфоровое заведение» было открыто Юсуповым в 1818 году. Основывая данное предприятие, князь вовсе не желал обогатиться за счет продажи посуды – он преподносил изысканные сервизы и различные оригинальные вещицы в качестве подарков близким людям. В современном мире фарфоровые безделушки, выпущенные здесь, представляют огромную ценность для коллекционеров.


Розовый фонтан – беседка, построенная в середине XIX века. Она состоит из четырех колонн, выполненных с использованием нежно-розового мрамора, из-за чего получила свое название. Сооружение накрыто небольшим куполом с причудливым оформлением. В центре архитектурной композиции расположена скульптура «Амур с лебедем» работы неизвестного мастера второй половины XVIII века.

Кладовая над оврагом возведена в конце XVIII столетия и представляет собой сооружение из двух этажей с арочным проемом. В 1816 году над ним достроили башню из дерева. Сегодня тут организовываются лекции, концерты, выставки и прочие мероприятия.

Сведения для туристов

Администрация усадьбы «Архангельское» проводит увлекательные и познавательные экскурсии для жителей и гостей столицы. Посетив данное место, вы сможете ознакомиться с выдающимися образцами культуры прошлых веков. Во время осмотра паркового комплекса посетители имеют возможность оценить архитектурные сооружения, насладиться ландшафтным оформлением, увидеть работы западноевропейских и российских деятелей искусства, живших пару столетий назад. Некоторые помещения арендуют для представления работ современных художников. Специально для учащихся общеобразовательных заведений была создана интересная программа, рассказывающая о детских годах знаменитого русского поэта Александра Пушкина.

Вид на остров Лохин

В усадьбе «Архангельское» собрана уникальная коллекция редчайших книг – всего их насчитывается около 16 тысяч. Помимо фолиантов тут хранятся древние рукописи, исторические бумаги и снимки. Поражает количество скульптур, картин, гравюр и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Ценные вещи были собраны разными владельцами поместья – Одоевским, Голицыным, Юсуповым.

Рядом с усадьбой «Архангельское» находится оздоровительный санаторий, который идеально подойдет для людей, нуждающихся в свежем воздухе и чистой природе. Здесь есть возможность восстановить здоровье и замечательно отдохнуть в комфортных условиях. Из окон корпусов открывается потрясающий вид на Москву-реку. Летом отдыхающие наслаждаются воздушными и солнечными ваннами на специально обустроенном пляже. Стоимость номера составляет от 3000 рублей в сутки. Отменное качество предоставляемых услуг, приемлемые цены и вежливый персонал привлекают сюда не только россиян, но и граждан из соседних стран.

Если вам не интересны экскурсии, можно самостоятельно пройтись по парку, прочувствовать атмосферу старины и сделать любительские снимки. Около входа размещена схема усадьбы, также имеются указатели расположения основных достопримечательностей. Ценители спокойного времяпровождения на природе могут неспешно прогуляться по широким аллеям, спуститься к реке и устроить небольшой пикник. Рекомендуется посещать усадьбу в начале недели – в понедельник и вторник музеи закрыты, поэтому посетителей намного меньше, чем в остальные дни. Чтобы успеть обойти всю территорию и вдоволь насладиться природой, приезжайте сюда ранним утром. На территории комплекса имеется только одно кафе, поэтому о провизии рекомендуется позаботиться заблаговременно. В летнее время в усадьбе «Архангельское» часто проводятся концерты классической и джазовой музыки под открытым небом.

Павильон "Чайный домик"

Чтобы добраться до усадьбы, воспользуйтесь личным автомобилем или общественным транспортом. От станции метро «Тушинская» сюда ездят автобусы №151, №549 и №54. Если вы едете на машине, сверните на Новорижское или Волоколамское шоссе, откуда можно будет попасть на Ильинское шоссе. «Архангельское» расположено на 5 км этой трассы.

С апреля по ноябрь парк разрешается посещать с 10.00 до 21.00 в любой день недели. Выставки и музеи на территории усадьбы «Архангельское» в это время доступны с 10.30 до 17.00 в рабочие дни кроме понедельника и вторника, до 18.00 в субботу и воскресенье. В зимний период усадьба открыта для осмотра с 10.00 до 18.00 в будние дни и на час дольше в выходные. Музеи работают с 10.00 до 16.00 со среды по пятницу, с 10.00 до 17.00 – в субботу и воскресенье. Доступ к экспозициям ограничивается в течение получаса до закрытия. Последняя среда месяца является санитарным днем.

Ввиду большой популярности данного места лучше заказывать экскурсии заранее. Для этого необходимо связаться с администрацией усадьбы «Архангельское» по телефону или электронной почте. Экскурсии для сборных групп проводятся при наличии более 10 человек и свободного экскурсовода.

Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций стоит 500 рублей, льготный – 300 рублей. Желающим просто войти в платную часть парка необходимо внести 150 рублей, на льготных условиях – 50 рублей. Профессиональная фотосъемка в пределах усадьбы проводится только по предварительному согласованию с администрацией – чтобы получить разрешение, нужно будет заплатить 3000 рублей.

По фамилии одного из владельцев - Алексея Ивановича Уполоцкого, известно с 1537 года. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нём деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские . С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому . С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных . С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну , который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском - до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу , после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну . Последний во время посещения Парижа в 1780 году за 1200 ливров заказал проект нового дворца местному архитектору Жаку-Жако Герну . Строительство началось в 1784 году , предположительно, автор проекта даже не приезжал в Россию, и работы велись под руководством другого зодчего. На это указывает, в частности, отказ от изображённого в проекте Герна подвала и кольцевого цилиндрического свода вокруг центральной опоры под парадным круглым залом . В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбара (итал. Giacomo Trombara ) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами . На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. Изюминкой создававшегося парка был небольшой ансамбль зданий, получивший название Каприз . Его строил малоизвестный архитектор итальянец Джованни Петонди. Комплекс имел здания библиотеки и манежа с чрезвычайно интересными интерьерами. Манеж имел железное ограждение с каменными столбами, украшенными вазами. Перед манежем распланировали небольшой садик со скульптурой Амура.

В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов , известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй » Кановы). Но началась война с Наполеоном, и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы И. И. Жуков , О. Бове , Е. Д. Тюрин ; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».

Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время её посетили такие выдающиеся деятели русской культуры, как историк и писатель Н. М. Карамзин , поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский , литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв , художники В. А. Серов , А. Н. Бенуа , К. Е. Маковский , К. А. Коровин , музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский .

Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I , Александр II и Александр III , а также Николай II .

После революции усадьба была реквизирована , в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей . Позднее, в 1934-1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки .

С 1945 года по середину 1990-х годов на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА , в частности, футбольной и хоккейной команд.

Архитектурный ансамбль усадьбы

  • Большой дворец (1784-1820-е)
  • Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909-1916, архитектор Р. И. Клейн , при участии А. Д. Чичагова , Г. Б. Бархина ; интерьеры отделаны художником И. И. Нивинским)
  • Святые ворота (1824)
  • Глинобитная ограда (1826)
  • Кладовая над оврагом (конец XVIII века, перестроена О. И. Бове 1816, в 2006 году конференц-зал кладовой был оснащён презентационным оборудованием [значимость факта? ])
  • Конторский флигель (конец XVIII века, перестроен в 1822-1823 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
  • Малый дворец «Каприз» (конец XVIII века, перестроен в 1817-1818 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
  • Чайный домик (после пожара 1820 года; до того, с конца XVIII века - библиотека)
  • Театр Гонзаго (1817-1818, архитекторы Е. Д. Тюрин , В. Я. Стрижаков и С. П. Мельников по проекту О. И. Бове)
  • Храм-памятник Екатерине II (по модели М. И. Козловского , Москва, 1819)
  • Розовый фонтан (1850-е гг.)
  • Памятник А. С. Пушкину (мастерская Кутырина, Москва, 1903)
  • Имперская колонна в честь посещения усадьбы российским императором Александром I (1816).

Усадьба в наши дни

В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на её территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзаго и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе .

Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзаго. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзаго с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».

В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».

Неподалёку от усадьбы расположен Музей техники Вадима Задорожного . В 2005 году было объявлено о строительстве вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» - автономного городского поселения Рублёво-Архангельское , рассчитанного на 30 000 жителей, имеющих высокий и сверхвысокий достаток.

Директор государственного музея-усадьбы «Архангельское» - Вадим Задорожный.

Борьба за территорию

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 388 «О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы „Архангельское“ в Московской области» территория в пределах охранных зон усадьбы передавалась в совместное использование музея-усадьбы «Архангельское» и Центрального военного клинического санатория «Архангельское».

Однако до выхода постановления правительства Московской области «Об утверждении границ территории и зон охраны усадьбы „Архангельское“ Красногорского района» в 2001 году режимы охранных зон были подкорректированы так, что исторические рощи Архангельская, Захарковская, Воронцовская, где запрещалось строительство, превратились в «зону регулируемой застройки». Причём из общей площади охранной зоны - около 800 га - федеральная собственность была оформлена только на 62 га; остальная территория стала сдаваться в аренду, в частности, Аполлоновая и Горятинская рощи (в 2004 году они были сданы в аренду для «культурно-оздоровительных целей», а через 4 года состоялось переоформление: рекреация с правом застройки) . Росохранкультура и музей-усадьба подали иск о признании договоров недействительными.

16 августа 2011 г. Министерство обороны РФ объявило о проведении аукциона о продаже участка земли, 12 га которой входят в охранную зону усадьбы, а 0,8 га находятся на территории усадьбы. Иск музея-усадьбы об отмене аукциона находится в стадии рассмотрения. 10 февраля Арбитражный суд Москвы признал недействительным приказ министра обороны Анатолия Сердюкова от 21 июня 2011 года о выставлении на торги участка чуть более 20 гектаров в охранных границах музея-усадьбы «Архангельское».

25 марта 2013 года заместитель председателя Московского областного отделения ВООПиК Евгений Соседов на встрече с Путиным пожаловался ему :

Действительно, за неё [Архангельское] уже более 10 лет ведётся борьба различными общественными организациями и дирекцией музея. Но тем не менее наша деятельность начинает всё больше и больше напоминать какой-то бесконечный сериал, когда мы выигрываем суды, но тем не менее продолжается строительство. Буквально в субботу активисты были вынуждены пикетировать против очередной незаконной вырубки, которая уже была признана незаконной. В настоящее время продолжается лоббирование сокращения охранных зон буквально в десять раз. Почему-то этим занимается один из богатейших людей России – Виктор Вексельберг . И это не секрет, что его структуры владеют земельными участками в Архангельском. Мы просто не понимаем, почему мы вынуждены доказывать какие-то очевидные вещи, что нельзя строить посёлок рядом с театром Гонзаго , что нельзя осваивать Лохин остров , эти панорамы знаменитые.

Усадьба в кино и на телевидении

В 1983 году в усадьбе Архангельское проходили съемки музыкального фильма «Весёлая вдова» - оперетты венгерского композитора Франца Легара . В кадрах фильма хорошо видны интерьеры усадьбы. Например, вид газона перед Усыпальницей Юсуповых .

См. также

Примечания

  1. Мачульский Е. Н. Красногорская земля. Издание второе, дополненное и исправленное. - М. : Энциклопедия российских деревень, 2006. - С. 283. - ISBN 5-88367-004-0 .
  2. Усадьба переходила как приданое, сначала дочери Ф. И. Шереметева, Евдокии - к Н. И. Одоевскому ; затем дочери Одоевского (Марфы или Прасковьи?) - Черкасскому.
  3. В литературе на русском языке его часто именуют Жан-Жако Герном, однако в нотариальных ведомостях Парижа в 1782 г. он был записан именно как Жак-Жако.
  4. В 2003 году во время реставрационных работ под фундаментом дворца была найдена закладная доска, гласящая, что князь Николай Алексеевич Голицын начал его строительство в 1784 году
  5. Клименко Ю. Г. Ж.-Ж. Герн и архитектура русского классицизма. К творческому портрету французского архитектора // Вопросы всеобщей истории архитектуры. - М. - СПб. : Нестор-История, 2016. - Вып. 7 (2) . - С. 107-127 . - ISSN 2500-0616 .

December 20th, 2015

Среди множества памятников культуры Подмосковья усадьба в селе Архангельском занимает особое место. Ее история - это чередование периодов расцвета, упадка и полного забвения. В лучшие свои времена она служила для увеселения и сменила двух владельцев, имена которых были знакомы каждому россиянину тогда и не забыты теперь. Ни один из хозяев не жалел средств на ее украшение, и Архангельское, впитав в себя достижения западноевропейского искусства, стало, как ни странно, образцом чисто русской культуры.

Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма. Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки.

Вход на территорию музея-усадьбы платный, но не обременительный.

История усадьбы длинна и невероятно насыщена фамилиями, деталями, отсылками к текущей историко-политической обстановке. Имение неоднократно переходило из рук в руки, но основных владельцев было действительно двое. Если предельно кратко описать дела давно минувших дней, то получится так:

Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого. Впервые упомянуто в 1537 году в «разъезжей грамоте» звенигородских писцов, определявшей границы поместных земель. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. Последний, если верить летописцам, приобрел усадьбу уже с новой каменной церковью Михаила Архангела, которая заменила ветхую деревянную заботами Якова Никитича Одоевского. Будучи постройкой значительной для своего времени и места, она дала название селу, с той поры (приблизительно с 1646 года) именовавшемуся не иначе как Архангельским.

С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных. С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском — до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу, после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну. Последний начал возводить новый дворец по проекту французского архитектора Ш. Герна. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов, известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй» Кановы). Но началась война с Наполеоном и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы Жуков, О. Бове, Е. Тюрин; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем» (к слову, "русским Версалем" именовали еще один шедевр дворцово-парковой архитектуры - усадьбу Кусково, принадлежавшую Шереметевым; не говоря уж о Петергофе) . В начале XX века в усадьбе проводились масштабные реставрационные работы.

После революции усадьба была реквизирована, в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей. Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором - жилые комнаты и библиотека.

Как и во многих подмосковных и московских усадьбах в Архангельском проводят выездные регистрации брака. Мы были на прогулке в пятницу в конце августа - более свадебно-насыщенными бывают только субботы:)

Свадебные процессии встречали ряженые казаки. Обратите внимание на жениха справа. Вся безысходность и безнадежность в его фигуре))

Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям.

Боковой фасад Дворца. Полагаю, что в деревянных будках парковые скульптуры, укрытые для сохранности.

Один из красивейших зеленых арочных тоннелей.

Кирюше тоже понравился;)

Место для разбивки парка было выбрано очень удачно и во многом облегчило задачу садового архитектора. Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б.Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII - начала XIX столетий.

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.

На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.

При взгляде с Верхней террасы особенно ясно прочитывается композиция садово-паркового ансамбля: симметричное расположение газонов и аллей, удивительная гармония архитектурных объемов.

Маленькие нюансы старинной усадьбы: утраченные фрагменты каменной балюстрады заменены...деревянными.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII в. с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.

Правда, Кирюша похожа на первоклассницу? ;) Я не люблю банты, но очень люблю ленты и с удовольствием вплетаю их в косички.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 м) Нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения.

Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. Масштаб этой пейзажной картины достоин быть сочинением лучших садовых архитекторов школы Ленотра. Огромный прямоугольник (240x70 м), окруженный зелеными шпалерами, огибными аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи.

По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций.

:)

Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра 11 и Николая II разрушены в 1930-е годы.

От декорации голицынского периода по краям подпорной стены сохранились небольшие руинные арки из «дикого камня», напоминающие о бренности мира, представленного «мраморными героями».

Западная часть парка богата архитектурными памятниками. Среди них - павильон «Каприз» и небольшое здание «Чайный домик» (часть бывшей библиотеки), составлявшие когда-то своеобразный ансамбль в духе излюбленных в XVIII в. «эрмитажей». Для «деревянной общекатуренной Библиотеки» архитектор Ф.И. Петонди создал изысканный павильон с ротондой в центре, украшенной лепным потолком и колоннами. Два зала располагались в боковых крыльях строения. Высокие окна, лепные медальоны на стенах залов делали павильон изящным и легким. В 1829 г. крылья сооружения сгорели, книги перенесли на второй этаж Большого дома, а сохранившаяся часть павильона обрела новое название - «Чайный домик»: летом сквозные двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха.

В «Капризе» располагались гостиная, бильярдная, девичья и кухня. Несмотря на это, интерьеры залов первого и второго этажей носили дворцовый характер: их украшали картины, скульптура, зеркала и китайский фарфор. В бильярдной было размещено около 30 женских «головок» кисти известного итальянского художника XVIII в. Пьетро Ротари. Всего здесь хранилось около 70 полотен западноевропейских мастеров.

Нам с Кирой очень понравилось гулять по боскетам. Последуйте нашему совету: приезжайте в Архангельское в будни. В выходные всё будет заполнено народом (хотя территория усадьбы огромна), а в субботы из-под каждого куста будет торчать невеста;)

Нет ничего лучше уединенных аллей. Весной, когда все эти липы цветут, в парке должно быть одуряюще ароматно.

За неимением детских развлечений Кира сама себе придумывала забавы. Например, кидаться листьями.

Уютные арки и тоннели.

Как будто гирляндами увешаны своды тоннеля - такую иллюзию дают солнечные зайчики, проникающие сквозь листву покрова.

Южную границу Большого партера определяют две статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов) - они сейчас в стеклянных "чехлах". До середины 1930-х гг. на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными на другое место.

Самый классический вид на Большой дворец.

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки. Они были разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е гг. Сейчас Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» - известная здравница.

На клумбе как раз выложено слово "санаторий" :)

Отдыхающие имеют перед глазами прекрасный вид на партер и Большой дворец.

Смотровая площадка.

Вид на Москву-реку.

Лестница вниз. В будках - статуи.

Спустились вниз по боковой лесенке.

Полное ощущение советского санатория.

А внизу - буйство зелени.

Набережная не облагорожена, но дорожка вдоль нее есть.

Кирюша скормила свои баранки уточкам. Утки были рады))

Кира как настоящая барышня сменила наряд, и мы пошли дальше.

Вперед, в лес!

В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

К сожалению, мрамор не вечен. Для сохранности скульптуры ее поместили в стеклянный короб. И спасибо, что не в деревянный (не всем скульптурам усадьбы так повезло).

Стреловидные окна дома для приезжающих поддерживают тему псевдоготики в усадьбе Архангельское. В Архангельском любили гостить знаменитые люди своего времени, кроме уже упомянутых императоров Российских, здесь, при Юсуповых, гостил Отто фон Бисмарк. Конечно такие высокие гости вряд ли соизволили бы жить в этом домике. Здесь останавливались приезжавшие в усадьбу по делам архитекторы, живописцы и прочие мастера. Современное отреставрированное состояние не дает представления о том, как выглядел дом раньше. Сравните сами:

Храм-усыпальница "Колоннада". Это здание поразило меня.

Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы - гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича - Николая Феликсовича Юсупова (1883 - 1908). Молодой князь был влюблен в Марину Гейден, родители не одобрили выбор сына и не дали разрешения на брак и Марина вышла замуж за другого, но продолжала любить и поддерживать отношения с Юсуповым. Муж Марины не мог стерпеть позора и вызвал Юсупова на дуэль.

Безутешные родители решают построить усыпальницу. Строительство неоклассического храма по проекту архитектора Клейна началось в 1909 году и было закончено за 3 года. Но отделка интерьеров храма продолжалась вплоть до революции. Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы.

Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван первой мировой войной и революционными событиями в России.
Усыпальница не использовалась по прямому назначению (не потому, что была чем-то нехороша или не удовлетворяла высоким запросам. Просто никто из Юсуповых не успел умереть до осени 1917 года, когда, не дожидаясь залпа «Авроры», семейство в полном составе покинуло Отечество, унеся с собой лютую ненависть к большевикам и чудом уцелевшее состояние - разумеется, движимую его часть.). В 1960-е -1970-е гг. в «Колоннаде» проходили выставки произведений искусства из фондов музея-усадьбы «Архангельское», а в наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания. Уникальная акустика залов в сочетании с неповторимой красотой здания неизменно привлекают ценителей искусства на проходящие летом концерты классической музыки.

Галереи просто потрясающие.

Пока я восторгалась, Кира как-то умудрилась вскарабкаться на колонну.

За "наскальную живопись" в таком месте порола бы розгами, честное слово!

Над скульптурным декором здания - лепными деталями и барельефами барабана купола - работал ученик и ассистент Клейна Г.Б.Бархин.

Кладовая над оврагом. Проектировал ее один из лучших архитекторов того времени — Осип Бове. Тот самый, что проектировал Манеж, Большой театр и Триумфальную арку в Москве. Возможно, что это одна из немногих хозяйственных построек его авторства. Кладовая была построена в 1813 году, в процессе восстановления усадьбы после Наполеоновского разорения. Конечно, Осип Бове был слишком занят, чтобы лично контролировать процесс постройки. Фактическим строителем усадьбы в те времена был крепостной архитектор Василий Стрижаков. Юсупов своего крепостного не баловал, архитектор работал фактически за еду.

Святые ворота. Построенные в 1824 году, они ведут нас в самую древнюю часть усадьбы.

Пройдя по аллее мы подходим к глинобитной стене, которая ограждает храм Архангела Михаила - который и дал название всему селу и усадьбе.

Стена завершается по краям деревянными башенками со шпилями, что придает ограждению несколько необычный, сказочный вид. Авторство башенок тоже приписывают Бове.

О непосредственном строителе храма сведений не имеется, но им, скорее всего, является Павел Сидорович Потехин - крепостной зодчий, незадолго до этого украсивший подобным произведением село Николо-Урюпино, коим владели Черкасские, родичи его хозяев Одоевских.

Невысокая, простая по конструкции церковь в Архангельском была лишена пышного декора, зато радовала взор прекрасными пропорциями. Ее отличала едва заметная наивность облика, характерная для провинциальной архитектуры. Еще одной оригинальной чертой послужила асимметричная композиция: одноглавый четверик в центре и такие же, четырехгранные в плане, приделы, стоявшие не на одной линии, как полагалось, а по диагонали. Необычной была и конструкция сводов, каждый из которых опирался на 2 столпа вместо привычных 4.

Среднюю часть храма венчала живописная пирамида из кокошников с венцом в виде луковичной главки. Световой барабан центрального купола смотрел на прихожан узкими прорезями окон и опирался на распалубку, благодаря чему небольшое здание казалось выше снаружи и просторнее внутри. Своеобразным украшением служили окна в круглых апсидах - узкие, окаймленные скромными наличниками и забранные решетками, они позволяли солнечным лучам свободно проходить в зал, где не было ни росписей, ни богатого иконостаса, которых, впрочем, нет и сейчас. Все убранство церкви до сих пор составляют чисто выбеленные стены, черно-белый плиточный пол и отнюдь не драгоценная утварь - подношения часто сменявших друга друга вотчинников.

Храм несколько раз перестраивали, возводили и отдельную колокольню (которую впоследствии снесли).

К сегодняшнему дню вблизи храма сформировалось маленькое кладбище. Среди разнородных, хотя и одинаково ухоженных могил внимание чаще привлекает надгробная плита у южной стены. Под ней покоится княжна Татьяна Николаевна Юсупова, дочь одного из последних владельцев усадьбы, умершая от тифа в 1888 году.

Стены храма очень похожи для меня на один из храмов Новоспасского монастыря.

В настоящее время храм действующий, в нём возобновлены богослужения (по выходным).

Очень своеобразные башни.

На территории храма очень уютно, тихо и благостно.

Храм отгородила от мира глинобитная ограда, украшенная в модернистском духе мелкой галькой.

Выйдя из святых ворот мы увидим два здания в классическом стиле.

Левее — конторский флигель. Кроме заботы о престарелых дворовых князь Борис Николаевич Юсупов увлекался «экономическими затеями». При нем в усадьбе работало несколько заводиков, включая хрустальный и фарфоровой, а также прядильная фабрика. В усадьбе пряли изделия их козьего пуха. Впрочем, все эти затеи не покрывали расходов на содержание усадьбы. Однако князь не унывал:


  • Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других.
Понятно, что за всем огромным хозяйством усадьбы нужно было следить. Центром административной жизни было ведомство управляющего имением — Конторский флигель. Справа — богадельня, построенная в 1887 году, в ней жили престарелые дворовые. Крепостное право было уже отменено и в общем-то Юсуповых никто не обязывал заботиться о своих работниках по достижении ими пенсионного возраста. Но на дворе было время меценатов и благотворителей.

На этом общепознавательную часть прогулки я бы закончила. Но покажу буквально несколько еще фотографий, вы просто полюбуйтесь.

Приезжайте в Архангельское, друзья! Только делайте это в будни. И народу будет меньше, и есть шанс запарковаться. Ибо своей парковки у усадьбы нет, и нужно как-то втискиваться прямо на Ильинском шоссе.



Похожие статьи
 
Категории