Шарпудин хаутиев. Памятник Карамзину в Ульяновске: описание и фото

19.03.2019

В 1845 году в честь знаменитого русского писателя и уважаемого историка Карамзина Н. М. в городе Симбирске был установлен монумент. Карамзин родился и вырос в Симбирске, став еще одной известной личностью, чья судьба напрямую связана с городом. Памятник был изготовлен по проекту скульптора Гальберга С. И.

Инициатором воздвижения памятника писателю стал губернатор Симбирска Загряжский А. М., который в 1833 году подал прошение российскому императору Николаю I, подписанное еще 38 дворянами, живущими в городе. Император прошение удовлетворил и приказал открыть имперский сбор финансов для оплаты монумента. Средства, собранные для строительства, оказались более чем достаточными, но более 10 лет руководители города не могли прийти к согласию, каким должен быть памятник.

В 1836 году в Симбирск прибыл сам Николай I, самолично выбрав место для установки монумента, а также приказав отдать проектирование и создание его скульптору Гальберту. Художник обязался закончить работу за 3 года и за работу попросил 91 800 рублей. На сооружение монумента ушло 550 пудов меди, которые предоставила императорская казна.

Приступить к началу проекта по возведению памятника Карамзину скульптору удалось только через 2 года после указа. Однако он успел только создать проект, так как скончался в 1839 году, не приступив к скульптуре как таковой. Дело великого художника завершили его личные ученики, которые окончили художественную академию — Иванов, Ромазанов, Климченко, Ставассер. Сам бюст Карамзина, являвшийся основой монумента, был вылеплен Ромазановым, он же создал один из двух горельефов памятника. Второй создал Климченко, а музу истории Клио ваяли Ставассер и Иванов. Монумент установлен на постаменте из благородного и элегантного алого гранита, который заказывали в Финляндии. Фигуры монумента созданы из бронзы и отлиты в мастерских художественной академии. Руководит всеми работами профессор искусств Клодт П. К. Готовые части памятника привезли в Ульяновск в 1844 году, а на следующий год монумент был собран и поставлен на постаменте, а затем с торжественными мероприятиями открыт 22 августа.

По своему стилю монумент относится к классицизму: на широком постаменте в круглой глубокой нише установлен бюст Карамзина в декоре двух величественных горельефов. Статуя Клио стоит у алтаря бессмертия, держа в одной руке издание «Истории государства Российского», которое считается основным и важнейшим трудом писателя. В другой руке муза держит трубу, которая призвана оповещать мир о славе и величии России и ее исторического пути.

Горельеф монумента на северной стороне изображает писателя с собственной книгой в руке. Карамзин читает «Историю» императору Александру I и его сестре, когда они приезжали в 1811 году в Тверь. Второй горельеф изображает Карамзина в его последний час. Писатель в кровати, окруженной родственниками, узнает о том, что император Николай I приказал пожаловать писателю значительный пенсион. По традициям классицизма фигуры изображались в одеждах античных времен.

4 сентября памятная дата в истории Симбирска – Ульяновска. 4 сентября, 22 августа по старому стилю, 1845 года (по некоторым источникам – 23 августа) был открыт памятник уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826).

В 1833 году симбирские дворяне направили губернатору А.М.Загряжскому письмо следующего содержания: «Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытоописателя Николая Михайловича Карамзина, творениями своими имевшего столь решительное прочное и благодельное влияние на просвещение любезного Отечества нашего: вознамерились мы ему воздвигнуть в г.Симбирске памятник, почему обращаемся к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для составления денежной суммы, потребной для выполнения сей священной цели, нами предложенной». Инициаторами сооружения памятника были: генерал-майор П.Н.Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.С.Хованский и другие. Они же сделали первоначальные взносы на строительство памятника.

В том же году последовало согласие Николая I на создание комитета по сооружению памятника, а также императором была объявлена всероссийская подписка по сбору средств. Комитет под председательством губернатора отвел место для сооружения памятника — между губернской гимназией и городским магистратом (управой). По мнению комитета, памятником историку должен был стать ансамбль из трех зданий, в центральном из которых размещалась библиотека, главную залу которой украшал бюст Карамзина. Однако, выполнение проекта затянулось. Николай I, посетивший в 1836 году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой и установить памятник, повелев заключить с профессором С.И.Гальбергом контракт на его сооружение. Из казны на эти цели выделялось 550 пудов меди.
Самуил Иванович Гальберг – один из талантливейших русских скульпторов того времени. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, совместно с профессором А.Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году).

В 1836 г. Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, – писал он, – исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного, было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».
Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну – эмблему несокрушимости».
Почему этот вариант не был принят? Во-первых, в то время вообще не было принято увековечивать в памятниках скульптурные изображения людей, не являвшихся монархами. Памятник Державину в Казани, созданный Гальбергом, — один из первых подобного рода. Во-вторых, в восприятии современников Карамзин стоял в одном ряду с такими античными историками, как Геродот, Тацит. Композиция памятника прямо указывает на подобное сравнение. А помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах.
Далеко не все восприняли идею Гальберга. И речь не только о простом люде, прозвавшем памятник «чугунной бабой». Н.М.Языков писал в 1844 г.: «Не нахожу слов выразить мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!». Ф.М.Достоевский заметил: «В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10». Таковым было мнение значительной части общества. Скульптор Н.Рамазанов, один из создателей памятника, писал в «Русском вестнике»: «Некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение имело вполне определенный смысл. Вознесенная на пьедестал статуя Клио оказывается выше главою не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

Профессор Гальберг успел только разработать проект памятника, в 1839 году он умер. Его ученики завершили работу по эскизам и рисункам скульптора. Статую музы Клио создали А.А.Иванов и П.А.Ставассер. Северный барельеф, изображающий Карамзина, читающего свою «Историю» Александру I и его бюст, выполнил скульптор Н.А.Рамазанов, а южный, представляющий Карамзина на смертном одре, — К.М.Климченко. Отливка статуи Клио из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П.К.Клодта.
Летом 1844 года статуя с большими трудностями была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь прибытия пьедестала и бюста.
Утром 22 августа (4 сентября) 1845 года, в кафедральном соборе собралось дворянство, купечество, воспитанники гимназии и духовной семинарии, толпы обывателей. На открытии присутствовали два сына историка: Андрей и Александр Николаевичи. После литургии все отправились на площадь, где был открыт монумент. Упал занавес и открылся бюст историка и надпись позолоченными буквами:

Н.М. Карамзину
историку Российского государства
повелением императора Николая I-го
1844 год.
Первоначально памятник был обнесен деревянной решеткой. Вдова Андрея Николаевича Карамзина, убитого на Крымской войне, пожертвовала средства для устройства железной решетки.
В советское время памятник уцелел, но сильно пострадал. Были сбиты буквы на постаменте и позолоченные верхушки ограды. В 1944 г. надпись на памятнике восстановлена, а в 1967 г. весь памятник отреставрирован.
И в завершение – строки из «Стихов на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» Н.М.Языкова (1845):
Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит.
Использованы материалы kvv.mv.ru (личная страница В.В.Кропоткина); статья Л.Сапченко (журнал «Мономах).

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на памятник в память Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник писателю и историку Н.М.Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник Н.М.Карамзину», 2014 год. Источник изображения: uglach.ru .

Симбирск. Памятник Н.М.Карамзину. Фото Г.Степанова, 1900-ые г.г.

«История памятника Н.М. Карамзину»
Идея увековечения памяти русского писателя и историка Н.М.Карамзина у него на родине, в Симбирске, принадлежит представителям местного просвещенного дворянства: П.М. Языкову и А.М. Языкову (братьям поэта Н.М. Языкова), генерал-майору П.Н Ивашеву и князю Ю.С.Хованскому (отцу и зятю декабриста В.П.Ивашева).
В 1833 г. был создан комитет и организована Всероссийская подписка по сбору средств на сооружение памятника. Наибольший отклик эта акция получила в Симбирске и в Санкт-Петербурге, где в списке жертвователей значатся А.С. Пушкин, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, П.А. Плетнев и др.
Комитетом была предложена идея мемориального комплекса, включавшего общественную библиотеку с мраморным бюстом историографа «в главной зале» и гимназическим пансионом (проект губернского архитектора И.И. Лизогуба). Но сторонников идеи памятника-монумента поддержал министр внутренних дел Д.Н. Блудов (1785-1864 гг.), литератор, близкий друг В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, издавший после его смерти, последний, 12-й том «Истории Государства Российского». При его содействии Императорской Академией художеств был проведен конкурс па проект памятника Н.М. Карамзину, в результате которого к рассмотрению были отобраны три работы: профессора архитектуры А.Тона, академика X. Мейера и А.Брюллова, впоследствии, отказавшихся по разным причинам, дорабатывать проекты.
В марте 1835 г. к работе над памятником приступил академик скульптуры, профессор Академии художеств С.Н. Гальберг, «сообразуясь по возможности с общим видом проект господина профессора А. Тона». Проект был завершен к 10 августа 1836 г. и представлен на утверждение в двух вариантах: осуществленный, на пьедестале которого установлена муза истории Клио, и второй, где «сам Автор: Карамзин стоит оперши скрижали своей Истории на колонну - эмблему несокрушимости». Оба проекта «на боковых фасадах пьедестала» размещали горельефы, темы которых были предложены Д.Н. Блудовым, и отражали в аллегорической форме действительные факты из жизни писателя. После смерти С.Н. Гальберга в мае 1839 г., успевшего выполнить глиняные эскизы и карандашные рисунки к проекту, работу над монументом, под наблюдением Совета Академии Художеств, продолжили его ученики.
Статую музы истории Клио изготовили П.А. Ставассер и А.А.Иванов; бюст Н.М.Карамзина - Н.А.Рамазанов и К.М. Климченко; горельеф «Карамзин, читающий историю» - Н.А.Рамазанов, горельеф «Карамзин на смертном одре» — К.М. Климченко.
Отливка бронзовых деталей монумента была осуществлена в литейных мастерских Академии художеств под руководством известного скульптора, барона П.К. Клодта. Необходимые для пьедестала «цельные три, большие куска одинакового красного гранита» были доставлены в Петербург из Финляндии и обработаны, в соответствии с проектом, «монументальным мастером» С.Л. Анисимовым. Им же была выполнена надпись на лицевой грани пьедестала из накладных позолоченных букв, текст которой составлялся с привлечением Министерства народного просвещения и утверждался самим императором Николаем I.
Летом 1844 г. тверской крестьянин Тимофей Михайлов доставил «поводе» весь памятник (с датой «1844 год») на симбирскую пристань, где он пролежал до июля 1845 г., пока не был подготовлен надежный фундамент под многотонный памятник («вниз до 8 аршин»). В спешке забыли поменять дату установления, которая до сегодняшнего дня стоит на пьедестале 1844-ым годом.
Вопрос о месте установки монумента обсуждался с 1833 г., но приоритетной оказалась площадь, образованная «по повелению» Николая I в 1836-1845 гг., при реконструкции центральной части города, между домом губернатора (утрачен в 1969 г.) и Никольской церковью (утрачена в 1930-х гг.) на востоке, зданием классической гимназии на юге, высокой кирпичной стеной Спасского женского монастыря (утрачен в 1930-х гг.) на западе, и построенного в 1841-1843 гг. зданием городской управы на севере.
Памятник был установлен в центре площади по оси ул. К.Маркса (бывшей ул. Дворцовой).
Торжественное открытие монумента состоялось 04.09.1845 г. в присутствии сыновей писателя Андрея и Александра Карамзиных, поэта Д.П. Ознобишина, прочитавшего, посвященную историку, стихотворную оду и академика П.М. Погодина, составившего «Историческое похвальное слово» в честь Н.М. Карамзина.
В 1855 г. вдова Андрея Николаевича Аврора Карамзина, в память мужа, погибшего на Крымской войне, установила вокруг памятника железную ограду с медными вызолоченными сверху спицами (изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле).
В 1866-1869 гг. по проекту городского архитектора Н.А. Любимова вокруг памятника был разбит сквер.
Использовав античную форму гермы — прямую посадку головы, обнаженную грудь, римскую тогу, лавровый венок - автор, по мнению современников, «достигает поразительного сходства», уловив «лучший, характерный сия лица момент». Открытый, внимательный, устремленный вдаль взгляд, слегка сдвинутые брови и морщины на высоком лбу передают напряженную работу души и мысли, создавая образ просветителя и патриота. Под бюстом надпись из накладных букв: Н.М.Карамзину историку российского государства повелением императора Николая I-го I844года.
На северной боковой грани помещен горельеф «Карамзин, читающий историю», представляющий чтение писателем императору Александру I глав «Истории Государства Российского» 18 марта 1811 г. в г. Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны.
Изображенный справа Н.M. Карамзин, облаченный в римскую тогу, читает свиток, сидящему в кресле, на фоне российского двуглавого орла, Александру I и опирающейся сзади на его кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев.
На южной боковой грани постамента помещен горельеф «Карамзин на смертном одре», отражающий в иносказательной форме достоверный факт пожалования 13 мая 1826 г. императором Николаем I смертельно больному писателю пенсиона по 50000 руб. ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его семьи, больной Карамзин, в окружении жены и старших детей, изображен в момент получения известия о царском подарке, ставившим раздел между ним и опальной интеллигенцией России. Приподнявшись на ложе, в правой руке он держит свиток Высочайшего рескрипта, а останавливающим жестом левой обращается к крылатой богине Фортуне с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа.
Монумент установлен на цоколе из четырех блоков полированного красного гранита.
Памятник обнесен четырехугольной железной оградой (8.0 х 8.0 м, высотой 1.60 м). Звенья с копьевидными завершениями скреплены между собой штоками с навершиями в виде рельефных шишек и кронштейнами у подножия.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный вид памятника.
К началу 1930-х гг. были сбиты верхние окончания штоков ограды, уничтожены два ее кронштейна, сделано несколько выколов гранита на пьедестале, сняты гайки крепления обоих горельефов, уничтожена надпись на пьедестале, исчезла позолота верхних окончаний ограды, свинцовая расчеканка швов гранитных блоков. В конце 1940-х гг. была восстановлена надпись на пьедестале (без позолоты).
В 1967 г. работником Московского скульптурно-производственного комбината Художественного фонда Л.Я.Урисом были заново перепатинированы, без снятия основной патины, фигура музы Клио, оба горельефа и бюст Н.М. Карамзина; гидроизолированы места крепления анкерных болтов плинта и трещина на южной стороне пьедестала, заделаны эпоксидной смолой выколы гранита, швы между гранитными блоками разделаны под свинец. Восстановлены утраты ограды: изготовлены два кронштейна, восемь крепежных (торцевых) гаек, двенадцать наверший в виде рельефных шишек на штоках, страда очищена от старой окраски и ржавчины, покрыта защитной черной эмалью. Литейные работы были выполнены на Ульяновском моторном заводе.






Столетье протекло!.. Безмолвен знаменитый

Наш русский Златоуст, обворожавший слух!

Но вещий глас его, творенья - не забыты:

В них слово искренно, в них слышен Русский дух!

Народный славе он сочувствовал сердечно,

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

Д. Ознобишин. 11 Симбирский юбилей Н.М. Карамзина. С - к, 1867, с. 148 - 150.

По сложившейся в России традиции памятники ставились только царствующим особам и прославленным военачальникам. Так что намерение сибирян соорудить памятник Карамзину было из ряда вон выходящим событием. И никто из поклонников таланта своего знаменитого соотечественника, очевидно, не предполагал, что прохождение ходатайств такого рода по инстанциям займет чуть ли не полтора десятилетия, а решающее слово будет за самим самодержцем Всероссийским.

По сохранившимся в архивах документам нельзя однозначно сказать, кто именно первым подал мысль о необходимости сооружения памятника Карамзину в Симбирске, но всё говорит за то, что застрельщиками безусловно явились генерал-майор Пётр Никифорович Ивашев (Сподвижник Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., отец декабриста), трое братьев Языковых, а также их ближайшие знакомые князь Ю.С. Хованский, отставные штаб-ротмистр П.А. Бестужев и капитан-лейтенант А.Д. Валуев. В пользу приоритета в этом деле Ивашева и Языковых говорит и тот факт, что П.Н. Ивашев, Александр, а потом и Петр Языковы были избраны членами комитета по сбору средств на памятник Карамзину.

В декабре 1933 году в Академии художеств был проведен конкурс на проект памятника Карамзину. Совет Академии рассмотрел девять предложенных проектов, из которых были отобраны три для предоставления министру внутренних дел и Николаю I. Но все представленные проекты не удовлетворили министра внутренних дел. В марте 1835 года вся дальнейшая работа по проектированию памятника Карамзину в Симбирске (Ульяновске) была передана С.И. Гальбергу. Он был учеником известного русского скульптора И.П. Мартоса и одним из самых высокообразованных в стране деятелей культуры. Крупнейшие художники того времени были друзьями скульптора. Именно Гальберг по просьбе Жуковского снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг принимал участие в создании памятника Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя Еврипида на фасаде Публичной библиотеки в Петербурге и барельефы в церкви Академии художеств. В 1830 году он закончил работу над памятником Александру I в Грузино, а позже по его проекту и модели был поставлен памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто. Успешно закончив проект памятника Державину для Казани, Гальберг взялся за разработку проекта памятника Карамзину в Симбирске.

В августе 1836 года в объяснительной записке Гальберг описал весь свой проект. Но, успев сделать только эскизы в глине и карандашные рисунки, он умер в мае 1839 года. Продолжение начатой им работы совет Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову, П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко. Наблюдение и контроль за их деятельностью осуществлял известный русский скульптор профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский.

Гальберг являлся представителем классицизма в русской скульптуре, поэтому и решил памятник Карамзину представить в строгом соответствии с канонами и традициями этого стиля.

Памятник создан по обычаям того времени в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали "Истории государства Российского" - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К.М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей "Истории" Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила: "Н.М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 год". Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио - 3,55 метра.

На его родине. Авторами идеи увековечения памяти историографа выступили местные дворяне: братья поэта , П.М. и А.М. Языковы, князь Ю.С. Хованский. В 1833 г. был создан комитет по сооружению памятника и начат сбор средств. Идею памятника-монумента предложил министр внутренних дел Д.Н. Блудов, стоявший у истоков литературного общества «Арзамас», а после смерти Н.М. Карамзина издал последний 12-й том «Истории государства Российского». Д.Н. Блудовым было предложено место установки памятника и сюжеты для барельефов на его боковых гранях. В 1835 г. к работе над памятником приступил скульптор С.И. Гальберг. После смерти С.И. Гальберга в 1939 г. работу над монументом продолжили его ученики: А.А. Иванов, П.А. Ставассер, Н.А. Рамазанов, К.М. Климченко. Памятник отлит в бронзе в литейных мастерских под наблюдением П.К. Клодта 12 марта 1843 г. В 1843 г. статуя, а в 1844 г. постамент монумента из финляндского гранита были доставлены в Симбирск водным путём. Торжественное открытие памятника состоялось 23 августа 1845 г. В 1855 г., на средства Авроры Карамзиной, вдовы сына историка А.Н. Карамзина, в память о муже, погибшем в 1854 г. на Крымской войне, была изготовлена чугунная ажурная решётка, установленная вокруг памятника. Решётка была изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле.

Памятник высотой 8,40 м представляет собой двухъярусную скульптурную композицию. Монумент венчает бронзовое изображение музы истории Клио (высота 4,30 м). Муза изображена со склонённой головой, с трубой-фанфарой в полусогнутой в локте левой руке. Опущенная правая рука придерживает скрижаль, опирающуюся на четырёхгранный жертвенник. Постамент (1,90х2,33 м, высота 4,10 м) выполнен из тёмно-красного гранита. Он представляет собой квадратную в сечении монолитную призму. В круглой нише по центру его лицевой части помещён бюст Н.М. Карамзина в римской тоге. Под бюстом - надпись из накладных бронзовых букв в четыре строки: «Н.М. Карамзину, историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 года». На левой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин, читающий историю», в аллегорической форме представляющий чтение Н.М. Карамзиным императору Александру Iглавы из «Истории государства Российского» 18 марта 1811 г. в Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны, жены тверского генерал-губернатора принца Г. Ольденбургского. Изображённый слева Н.М. Карамзин, облачённый в римскую тогу, читает свиток сидящему в кресле на фоне российского двуглавого орла, Александру Iи опирающейся сзади на кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев. На правой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин на смертном одре». На нём в аллегорической форме представлено пожалование 13 мая 1826 г. императором Николаем Iсмертельно больного Н. М. Карамзина пенсионом по 50000 рублей ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей. Больной Н.М. Карамзин, которого окружают жена и взрослые сын и дочь, представлен приподнимающимся на ложе и движением левой руки приветствующим крылатую богиню с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа. Общим основанием памятнику служит квадратная цокольная площадка (ширина 3,95 м, высота 0, 40 м) из полированных плит тёмно-красного гранита. Памятник обнесён ажурной чугунной четырёхугольной оградой. В 1866-1869 гг. по проекту архитектора Н.А. Любимого вокруг памятника был разбит .

Библиография:

Погодин М. П. Историческое похвальное слово Карамзину, произнесённое при открытии ему памятника в Симбирске, августа 23, 1845 года, в собрании симбирского дворянства / [переизд. 1845 г.]. - Самара; Ульяновск, 2006. - 96 с. : фот.

Рассадин А. П. Симбирский памятник Н. М. Карамзину как текст // Родное и вселенское: образы местности, трансгрессии и гетеротопии в русской и мировой литературе (XIX - начало XXI вв.) : сб. науч. тр. / УГТУ; отв. ред. А. А. Дырдин. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - С. 139-144.

Трофимов Ж. А. Карамзину, историку государства Российского // Памятники Отечества. - М., 1998. - Вып. 41 (5/6) : Века над Венцом. - С. 10-20.

Трофимов Ж. А. Николай Карамзин и Симбирск: поиски, находки, исследования. - Ульяновск: Мастер Студия, 2013. - 303 с: ил.

Трофимов Ж. А. О памятнике Н. М. Карамзину: (некоторые новые материалы) // Симбирск и симбиряне: исторические и литературные поиски. - Ульяновск, 1997. - С. 138-146.

Трофимов Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину: известное и неизвестное . - М. : Россия молодая, 1992. - 39 с. : ил.

Публикации в периодических изданиях:

Великому земляку-историку : по материалам исследований Ж. А. Трофимова и Ю. В. Козлова / подгот. Н. Липатова // Мономах. - 1998. - № 2. - С. 10: фот.

Гауз Н. С. «… Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нём потомству говорит…» // Деловое обозрение. - 2015. - № 8. - С. 54-56: фот.

Маринин О. «Вознамерились мы воздвигнуть ему в городе Симбирске памятник» // Мономах. - 2011. - № 4. - С. 6-7: фот. - (Возвращение памяти).

Родиться под счастливой звездой // Мономах. - 2005. - № 3. - С. 57.

Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске-Ульяновске и памятник Г. Р. Державину в Казани.

Сапченко Л. А. Стихотворение в бронзе // Мономах. - 2006. - № 2. - С. 8-11: фот.



Похожие статьи
 
Категории