Штриховка портрета. Штриховка карандашом для начинающих

20.04.2019

Сегодня я расскажу Вам о нескольких техниках рисования карандашом. В предыдущем уроке из этой серии вы узнали « «. А сейчас мы рассмотрим подробнее: с чего всётаки начать рисовать?

Что важно при штриховке карандашного рисунка? Старайтесь не допускать «рваного» штриха, когда удар грифеля о бумагу в начале штриха дает заметное утолщение. Следите за тем, чтобы линия штриха была однородной по цвету и толщине. Очень важно для этого хорошо заточить карандаш. (узнайте ) Штрихуйте только в одном направлении, не ведите карандаш в обратную сторону по бумаге.

Есть также другая техника. Штрихи можно накладывать друг на друга под разными углами, в несколько направлениях, например под ушлом 30,45 или 90 градусов. Но не стоит штриховать решеткой. Такая штриховка вызывает ассоциации с самой решеткой и будет отвлекать от самого рисунка, но и смотрится не очень эстетично.

Для начала нужно немного разработать моторику кисти, заставить руку «привыкнуть» рисовать. Для этого подойдут простые упражнения. Для всех этих упражнений положение листа - книжное. Часто начинающие игнорируют эти упражнения, ведь очень хочется поскорее приступить к творчеству, но тогда вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что карандаш не будет слушаться вас.

Давайте вместе проделаем несколько упражнений какие делают в :

Упражнение 1.

Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна - две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

Упражнение 2.

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.

Упражнение 4.

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3?3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится. Главное, в начале учебы делать хотя бы одно подобное упражнение перед каждым занятием рисованием. Я часто начинаю с первого упражнения, после него рука увереннее ведет карандаш. Самое сложное для меня - это диагональные линии слева направо.

Научиться рисовать - вполне возможно, нужно, как и в любом другом деле, лишь приобрести необходимые навыки, немного старания, и тогда вам не составит труда выразить свои идеи на бумаге или холсте.

Меня еще одному способу учили, : поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать…. со временем перейти на три точки…… и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды, опять же развивается глазомер.

Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

Л инии - это здорово, если умеем владеть их передачей. Только не всё можно передать одними линиями. По этой причине любой рисовальщик должен владеть искусством штриховки карандашом .

Давайте вместе попробуем ближе познакомиться с этим очень важным инструментом в арсенале рисовальщика. Чем лучше вы усвоите основные принципы штрихования, тем легче будет справиться с остальными разделами художественного мастерства.

Основные принципы штриховки

Итак, начнём с самого понятия. Что такое штриховка карандашом? Каких видов она бывает? Если брать основное предназначение, то она может служить:

  • для придания определённой формы поверхности;
  • создания иллюзии объёма изображаемых предметов;
  • для передачи ощущения определённого материала или субстанции;
  • для усиления задуманных автором идей, его творческих замыслов;
  • наконец, для создания неповторимого, индивидуального почерка художника.

Самих техник штрихования не так уж много, поэтому начинающему мастеру стоит освоить каждый вид. Любой из них пригодится в будущем. Вот условное деление техник штриховки :

  • Прямолинейная . Очень популярный вид у художников. С помощью коротких параллельных прямых заполняются определённые поверхности. Используя эту технику можно лепить форму словно мазками кисти.
  • Контурная или фигурная . Штрихи наносятся параллельно контуру или по форме изображаемого объекта. Очень сложная техника штрихования. Часто используется мастерами для изготовления гравюр.
  • Тушёвка . Сплошное заполнение поверхности определённым тоном без видимого наличия отдельных штрихов.
  • Растушёвка . Использование размазывания штрихов до однотонной поверхности.

Как видно из этого списка, на первый взгляд ничего сложного, однако, каждый метод требует определённых навыков и так просто не дастся. Надо тренироваться, набивать руку. Для этого пригодится несколько полезных принципов :

  • Сразу учитесь штриховать не вращая рисунок и не вращаясь вокруг рисунка.
  • Учитесь вести штриховку сверху вниз и слева направо, если вы правша и наоборот, если левша.
  • Начинайте штриховать только после того, как хорошо продумали какой вид штриховки использовать и в каком направлении штриховать.
  • Не спешите!

Применение этих правил поможет избежать многих ошибок, которые сопровождают неопытных.

Каких ошибок следует избегать

Чтобы меньше ошибаться, надо знать где ошибаются другие. Вот частые ошибки новичков :

  • Излишняя старательность . Многие сразу стремятся стать совершенными штриховальщиками, поэтому стараются каждый штрих довести до идеального. Они стирают неудавшиеся штрихи или правят их. Этого делать не нужно. Лучше продолжать штриховать, стараясь заполнить поверхность так, чтобы она смотрелась единым целым. Для этого любые штрихи подойдут.
  • Излишняя неаккуратность . Есть другой перегиб, когда не следят за тем, как штрихуют, где лежит рука, как держат карандаш. Из-за такого пренебрежения штрихи затираются, ложатся неровно - это входит в привычку. Впрочем, вы можете такой стиль сделать своей фишкой, тогда проблема станет вашим достоинством.

  • Злоупотребление одним стилем . Какие-то виды штриховки быстро осваиваются, а какие-то не даются годами. Некоторые начинающие рисовальщики идут по пути меньшего сопротивления и не тренируют более сложные техники штрихования, чем сильно ограничивают свой творческий потенциал.
  • Прекращение совершенствования техники рисования . Научившись азам, кто-то может посчитать, что этого хватит. Однако великие мастера постоянно совершенствовались, никогда не прекращали учиться. Не останавливайтесь на достигнутом! Всегда идите дальше! Продолжайте наращивать своё мастерство!

Избегая этих ошибок, вы непременно достигнете высокого уровня мастерства. Всё зависит от вашего трудолюбия и желания улучшаться.

Как научиться правильно штриховать

Теперь перейдём к самому интересному - к практике. Существует очень много упражнений для отработки техник штрихования. Используя принцип приводимых здесь упражнений вы можете сами придумывать их для себя. Итак, начнём:

  • Тональная полоска . Очень простое упражнение на умение тушевать определённым тоном. Рисуем длинный прямоугольник. Делим его на равные части, не менее пяти. Потом их штрихуем с нарастанием темноты. В итоге, у вас должна получиться полоска с самой светлой ячейкой в начале и самой тёмной в конце. Чтобы лучше понять принцип наращивания тона. Делайте так: сначала, нажимая вполсилы на карандаш, заштрихуйте все ячейки одним тоном, потом точно также заштрихуйте все ячейки, кроме первой, потом третий слой на все, кроме первой и второй и т.д. до последней ячейки.

  • Тональный круг . По тому же принципу штрихуем сектора круга. Этот метод помогает лучше усвоить диапазон тональных возможностей карандаша. В итоге самый светлый сектор будет стоять рядом с самым тёмным. Контраст будет очевидным.
  • Рисуем большой многоугольник с прямыми сторонами под разными углами. Начинаем штриховать параллельно одной из сторон, потом другой и так пока не заштрихуем всю его поверхность. Для большей эффективности можно и поверхность вокруг него штриховать параллельными штрихами.
  • Самое простое упражнение , которое можно делать в любых обстоятельствах. Возьмите газету и карандаш и начинайте наносить штриховку в разных направлениях не вращая бумагу. Делая так ежедневно по 15 минут, очень скоро вы будете владеть карандашом не хуже Леонардо да Винчи.

Таких простых упражнений вполне достаточно. Чтобы крепко подружиться с карандашом. Для этого только и надо, что сказать себе: «Не бойся! У тебя всё получится!», взять карандаш и начать рисовать.

1 рис. Что же такое штрих? Штрих это одна прерывистая линия, нанесенная на лист бумаги одним взмахом кисти. Линия может быть прямая и округлая, в зависимости от формы которую штрихуем. Штрихи накладываются тесно друг за другом. При штриховке используются разные твердости и мягкости карандаша. Если таких не имеется, то важно научиться по разному надавливать на карандаш (если сильнее - получится более темный оттенок, слабее - более светлый). Штрих наносится по форме предмета или перекрестно. Важно это помнить! Итак, у нас имеется натюрморт, с чего же начать? Для того, чтоб нам было проще понять как будет ложиться штрих мы по предметам сделаем сетку из вспомогательных линий (напоминаю, на карандаш не давить), как на рисунке. Тем самым мы покажем оббьем предметов. Линии сетки наносим по форме линий предметов.

2 рис. Прежде чем начать штриховать вы должны понять, что у каждого предмета есть теневая сторона, и есть сторона света, а есть и падающая тень от предметов! Обратите внимание на рисунок. В верхнем правом углу указан стрелкой свет. А теперь посмотрите как этот свет падает на предметы- где тень, а где свет. А также по направлению падающих лучей света вы пожжете увидеть падающую от предметов тень. Можете провести несколько экспериментов с кружкой дома. Очень хорошо! Теперь можно штриховать. Штрих мы будем накладывать сверху вниз по горизонтальной линии сетки с левой стороны от света (см.рис). Обратите внимание, тень не полностью покрывает теневую сторону, оставляя край светлым. Обязательно под руку надо подкладывать лист бумаги, т.к. карандаш имеет свойство растираться тыльной стороной руки, при наложении штриха. На светлой части кувшина и кружки у края линии легким надавливанием карандаша покажите слабую тень.

3 рис. Молодцы, идем дальше! Теперь я вам расскажу о градации между тенью и светом. Есть такое понятие полутень и полусвет, обратите внимание на рисунок. Иначе говоря, это плавное перетекание из тени в свет. Есть еще одно понятие, которое надо запомнить - «рефлекс». Рефлекс это отражение лучей света. Встречается рефлекс под самой тенью (см.рис.). Говоря о падающей тени, она имеет свойство рассеиваться, т.е. у начала предмета она темнее и чем дальше от него, тем светлее. Итак, давайте продолжим штриховать. Далее мы продолжаем накладывать штрих уже по вертикальным линиям сетки. Обратите внимание, надавливание карандаша на штрих зависит от того, что? Свет, полусвет или тень вы рисуете, если тень - сильнее; полусвет, рефлекс - слабее.

4 рис. Это последний этап, вы почти справились! Здесь наша задача состоит в том, чтобы наш натюрморт не был прозрачным и грубым! Важно добавить предметам плотности и реалистичности. Как мы это сделаем? До этого мы использовали штрих по сетке (форме), теперь для уплотнения мы можем пестами добавлять диагональный плавный штрих, а также по сетке (если где-то не хватает). Рефлекс штрихуем как полусвет. Добавляем тень от ручки кружки и штрихуем поверхность стола. Для реалистичности можете ярче обвести контуры видимого эллипса на посуде и др. линий (см. рис.). Вот натюрморт и готов!

Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.

Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.

Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.

Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.

1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку. Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.

2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.

3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.

Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.

Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.

4. Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насыщенные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.

Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.

Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: «Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой».

С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.

Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.

5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.

6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.

Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.

На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!

Для того чтобы научиться рисовать объемные фигуры, очень важно освоить технику, которая позволит добиться максимально реалистичных изображений. Штриховка карандашом дает возможность создавать не только простенькие картинки, но и передавать сложные образы.

Возможности техники

Штриховка карандашом позволяет верно изобразить необходимый тон. Выполняют такие рисунки линиями различной частоты, что позволяет изображать тона различной насыщенности. Для углубления тона применяют перекрестную штриховку.

Если внимательно посмотреть на рисунок, выполненный в этой технике, то даже в самом темном тоне можно обнаружить все виды штриховки: вертикальную, горизонтальную и косую. С помощью карандашной штриховки можно не просто передать тон рисунка, но даже показать поверхность объектов, изображенных на нем.

Кроме обычной прямой штриховки в рисовании часто применяют рельефную штриховку. Такой вид наполнения рисунка необходим для придания отдельным объектам рельефа (как и следует из названия). Например, дугообразными линиями часто оформляют такие элементы, как губы человека.

Новичку будет полезно держать на рабочем столе так называемую палитру штриха, на которой изображены различные виды и тона штриховок. С помощью такой таблицы будет легче понять, какую штриховку стоит применять в каждом конкретном случае. Идеально, если эта палитра будет создана самим рисовальщиком, ведь кроме всего прочего, это еще и отличная тренировка навыков.

Обучение маленького ребенка

Обучение рисованию детей можно начинать с самого раннего возраста. Когда ребенок еще только учится водить карандашом по бумаге, его уже можно начать приучать делать это правильно, накладывать первые штришки, закрашивая какую-нибудь кошечку или домик. При этом малышу нет необходимости знать все техники рисования вообще и штриховки в частности. Максимум, чему можно научить его - это раскрасить домик, используя различную насыщенность тона. Как раз для таких небольших рисунков, как дом или машина, идеально подходит штриховка карандашом. Для детей не столь важно, чтобы было идеально изображена текстура дома, главное - что это очень похоже на настоящий дом, и малыш сделал это сам.

Рисование дошколятам

Все дети любят рисовать. Чаще всего творения дошкольников еще сложно назвать рисунками, скорее, это просто набор значков, отдельных предметов, подвешенные «в воздух» схематические животные. Если же рисованием с ребенком начали заниматься с раннего детства, то к 5-7 годам им уже должна быть освоена начальная штриховка карандашом. Для дошкольников это достаточно интересный способ рисования, ведь особых навыков он не требует. Однако к этому возрасту ребенку уже вполне по силам изобразить геометрические фигуры, обозначив свет и тень.

Кроме навыков рисования, штриховка карандашом для дошкольников помогает еще и развитию мелкой моторики, способствует обучению усидчивости и даже прививанию хорошего почерка.

Сложные рисунки

Штриховка карандашом рождена от литографии и штрихового офорта. Великие художники нормандской школы увлекались подобной техникой рисования. С появлением в нашей жизни карандаша этот вид искусства получил новое развитие. Множество великолепных рисунков создано в данной технике. При умелом использовании штриха можно создать изображение, обладающее объемом и передающее пространство. Разная толщина линий позволяет реалистично передать глубину пространства.

Грамотный рисовальщик способен изобразить невероятно сложные картины, глядя на которые просто невозможно поверить, что это штриховка простым карандашом. Зачастую создаются такие картины, которые больше похожи на фотографии, с множеством тонов, переходов и мельчайших выразительных деталей.

Чтобы достичь успеха в рисовании, нужно обязательно постоянно упражняться. Штриховка карандашом не самый сложный метод рисования, ему можно обучиться даже самостоятельно, изучая работы мастеров и повторяя упражнения. Анализируя и выявляя свои ошибки, можно добиться успеха в рисовании карандашом. В истории уже были случаи, когда человек становился популярным художником, хотя рисовать начинал уже в преклонном возрасте.



Похожие статьи
 
Категории