Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н

01.07.2020

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. В русской трагедии Островского сталкиваются, порождая мощный грозовой разряд, две противостоящие друг другу культуры – сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Гроза в такой же мере устремлена в будущее, в какой обращена и в глубь веков. Для ее понимания нужно освободиться от существующей путаницы, берущей свое начало с добролюбовских времен. Обычно Домострой с его жесткими религиозно-нравственными предписаниями смешивают с нравами народной, крестьянской Руси.

Домостроевские порядки приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. Домострой и народно-крестьянская нравственная культура – начала во многом противоположные.

За их противостоянием скрывается глубокий исторический конфликт земского (народного) и государственного начал, конфликт сельской общины с централизующей, формальной силой государства с великокняжеским двором и городом. Обращаясь к русской истории, А. С.

Хомяков писал, что областная земская жизнь, покоясь на старине и предании, двигалась в кругу сочувствий простых, живых и, так сказать, осязаемых, состоя из стихии цельной и однородной, отличалась особенною теплотою чувства, богатством слова и фантазии поэтической, верностью тому бытовому источнику, от которого брала свое начало. И наоборот: дружина и стихии, стремящиеся к единению государственному, двигаясь в кругу понятий отвлеченных…

или выгод личных и принимая в себя беспрестанный прилив иноземный, были более склонны к развитию сухому и рассудочному, к мертвой формальности, к принятию римского Византийства в праве и всего чужестранного в обычае. Домострой, частью отредактированный, а в значительной (*60) части написанный духовным наставником Ивана Грозного Сильверстом, был плодом не крестьянской, а боярской культуры и близких к ней высших кругов духовенства. В XIX веке он спустился отсюда в богатые городские слои купечества. Нетрудно заметить в Грозе трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной.

Конфликт Грозы вбирает в себя тысячелетнюю историю России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга. Случайно ли живая сельская жизнь приносит в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной волне освежающего простора протягивает Катерина свои изнеможенные руки? Обратим внимание на жизненные истоки цельности Катерины, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)

Драма А. Н. Островского «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки автора по Волге в 1856–1857 годах, но написана только в 1859 году. «Гроза», по выражению Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». Если в жанре комедии у Островского были в русской литературе предшественники, то о «Грозе» без преувеличения можно сказать, что это первая русская классическая бытовая драма, по своему высокому поэтическому строю и накалу конфликта приближающаяся к социальной трагедии.

Действие драмы разворачивается в уездном городе Калинове, но название это условное - все могло произойти в любом городе России. С поазительной силой изображает Островский в «Грозе» уголок «темного царства», где попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они притесняют людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова, задыхающаяся в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам она резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб многих русских женщин той поры.

Катерина, выйдя замуж, оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой (Кабанихой), являющейся здесь полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, посещала церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за его грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны все будто бы обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством и грубостью. Жизнь в такой обстановке изменила харакер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла сосем...» Со стороны Тихона Катерина также не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он и сам целиком находится под властью матери.

С первых сцен драмы Катерина как бы все время прислушивается к тому, что в ней происходит и что ее саму удивляет: «Точно я снова жить начинаю...» Эту-то жизнь Катерины, жизнь сызнова, и раскрывает Островский шаг за шагом. Причиной «обновления» Катерины стала ее любовь к Борису, но ей кажутся преступными мысли об измене мужу, и она тщетно борется с нахлынувшим на нее чувством. Катерина изображена писателем в различных, даже контрастных эмоциональных состояниях: в тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страсти, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть.

Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о Борисе: «Я его и знать не хочу!» Но уже в следующую минуту признается: «Об чем ни задумываюсь, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак». Катерина пытается еще обрести душевную близость с Тихоном: в сцене прощания с мужем слышится боязнь остаться наедине с искушением и предчувствие того непоправимого, что случится после его отъезда. В знаменитом монологе с ключом Катерина пробует «заговорить себя», но быстро понимает никчемность самообмана. «А горька неоля, ох, как горька», - звучит опорная фраза всего монолога. Горечь неволи и толкнула героиню драмы на роковой шаг. Монолог, начинавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: «Будь, что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Сцену в овраге, которую принято называть сценой «падения» Катерины, которую следовало бы назвать, напротив, сценой величайшего духовного взлета героини, решившейся, вопреки всему, последовать велению своего сердца. Вскоре происходит сцена признания Катерины. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину сделать этот шаг. Для ее честной и цельной натуры двусмысленное положение, в котором она оказалась, было невыосимым. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец открыться мужу. В состоянии самозабвения выкрикивает она слова признания, не задумываясь о последствиях.

Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и ничем не может ей помочь, вскоре он уезжает, В сцене прощания с Борисом Катерина предстает просветленной и умиротворенной. Она как будто успокоилась, но это спокойствие кажущееся. На самом деле, это последняя степень отчаяния, когда уж и слез нет, все выплаканы. Борис уехал. Все кончено. Идти Катерине некуда. Катерина отвергает жизнь в полжизни, не решаясь на нравственный компромисс. Положение становится безвыходным - Катерина гибнет. Добролюбов подчеркивает «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в «Грозе».

Но в гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее смерть - свидетельство несовместимости высокой нравственности героини и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы, самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца.

Разделы: Литература

Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.

Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.

Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.

Урок 1

1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).

Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов ).

Ученик: Кл. Слова:

  • “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
  • “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске .)

Учитель: В чем смысл урока?

Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.

2. Работа по теме.

А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.

Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.

3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Урок 2. Продолжение работы по теме.

Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах :

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод ): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Макашова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

Г(О)БОУНПО ПУ № 2 г. Липецка

Тема урока: «Трагическая остротаконфликта Катерины с «темным

царством».

Цели урока:

Образовательные:

- анализ образа Катерины;

- определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

- внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока:ММП (мультимедийный проектор), экран , презентация, опорный

конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса

А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

-Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос : «Является ли

самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы ? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

Завязка - на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты

про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна,

ничего из себя не доказываю». Первое столкновение(д. I , явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых

явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже

значительной остроты.Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?

Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабанихане терпит в людях чувства

собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и

покоряться.

Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катеринув детстве и в семье мужа. Со ставьте

таблицу.(Слайд 7)

Обратимся к Д. I явл.7. Прочитайте , как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д. I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность,

уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями

христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и

закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на

цветок. С нею заоднои красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой

простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто

светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в

своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы.

«Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и

-А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из -под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка

на воле», «маменька души не чаяла»,

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как

будто из- под неволи».

«работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами,

ходила в церковь, слушала странниц и

богомолок, вышивала по бархату золотом,

гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет

бояться, меня и подавно. Какой же это

порядок- то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ

птицы); независимость; чувство

собственного достоинства; мечтательность

и поэтичность (рассказ о посещении

церкви, о снах); религиозность;

решительность (рассказ о поступке с

лодкой).

Черты «темного царства»: полное

подчинение; отказ от своей воли; унижение

упреками и подозрениями; отсутствие

духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное -жить в согласии

сосвоими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное -подчинить, не

дать жить по- своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают

непримиримый конфликт.

-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

Д I , явл. 2

В этом разговорераскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы,

внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать –то я не умею, скрыть-

то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять

удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл . 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису.Все мысли Катерины

сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом

она ни думать, ни говорить не в состоянии.

- Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

- Д.II , явл.3 ,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону.С чувством облегчения произносит Тихон

свою реплику: «Да- с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует,

чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю

матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается

возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо,

сконфузившись, как бы извиняясь перед женой,произносит: «Не заглядывайся на

парней». Цель Кабанахи -привести к полной покорности домашних и прежде всего

своенравную Катерину.

-Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Всцене проводов Тихона обнаруживается, докаких крайностей доходитдеспотизм

Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять

Катерину. Эта сцена объясняет решение Катериныпойти на свидание с Борисом.

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь;

то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее,

к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное

чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,

простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных

побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает

тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От

нее героине нужно слишком много.

Читаем Д. II , явл.10.«Монолог с ключом».(Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?

Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных

предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе.

Речь становится болеесдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает

него раз, хоть издали- то!Да хоть и поговорю- то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта

часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается,

задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю- то, что я себя

обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

Д. IV , явл.3. Очем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее

лихорадка бьет; бледная такая, мечется подому, точно чего ищет. Глаза как у

помешанной!».

-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация? (Слайд 12,13 )

Д. IV , явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как

нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается».

Мрачный колорит усиливается и сценой действия -вместо панорамы Волги -узкая

галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и

держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и

намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей

правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя

виноватой, для нее -пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы

прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не

пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели

обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть

неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

-Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее

высокая нравственность, совесть героинивосстает против обмана, который вошел в ее

жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать- то я не умею, скрывать- то ничего не могу».

На возражение Варвары: «А по- моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто

было», Катерина отвечает: «Не хочу я так.Да и что хорошего!» Для Катерины

нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной

жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою

вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!..

Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные,

возвышенные стремления, полные могущества и красоты», -писал о Катерине-

Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15 )

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену

не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять еес собой, но тот ей

отказывает.

-Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современномуспециалисту- психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы,

помогающие преодолеть душевный кризис.Один из таких механизмов хорошо вам

известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает

позитивные последствия решения, в другой -негативные последствия. Давайте по-

пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте

пьесы. Составляем таблицу, используяцитаты. (Слайд 16,17)

Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
    • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
    • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]


  • Похожие статьи
     
    Категории