Символ ирландии цветок. Национальный цветок ирландии

23.03.2019

Ирландский Трилистник, трехпластинчатый лист клевера, идентифицированный в 1893 году ирландским натуралистом Натаниелем Колганом как вид Trifolium repens (клевер ползучий или клевер белый или клевер голландский).

Обычно считалось, что трилистник – клевер, от гэльского слова «seamrog» (маленький клевер, от seamair клевер) и английское слово «shamrock» наиболее фонетически близкая передача ирландского эквивалента. Однако в ботаническом мире не настолько уверены, что это так и в ходе дебатов рассматривались варианты, когда некоторые кандидаты на символ трилистника даже не классифицировались как клевер. Безусловно, путаница частично возникла из-за разных художественных кельтских изображений в течение многих столетий.

По данным «Опроса ирландцев» (1988) ботаника Чарльза Нельсона:

  • 46 процентов считают, что трилистник - это trifolium dubium (клевер сомнительный - меньший трилистник)
  • 35 процентов- trifolium repens (белый клевер)
  • семь процентов - medicap lupulina (черная люцерна)
  • пять процентов - oxalis acetosella (Кислица обыкновенная в народе заячья капуста или кукушкин клевер)
  • четыре процента - trifolium pratense (красный клевер)

Само собой разумеется, что разговоры о том, что ирландский трилистник может расти только на ирландской земле, миф. Клевер с тремя листьям растет во всем мире – от Тасмании до Южной Африки, от Северной Америки до Англии. Просто в разных местах у него неодинаковое название.

Но вот, как ни странно, Чарльз Нельсон утверждает, что трилистник «существует» только в День Святого Патрика, а через день он уже известен как молодой клевер .

Символ Ирландии, признанный во всем мире, в большинстве случаев нацелен конкретно на туристов, поскольку трилистник – эмблема ирландского Совета по туризму, Failte Ireland (Failte – Добро пожаловать). Однако, без сомнения, символ трилистника в Ирландии можно увидеть практически на всем, от хвоста самолетов авиакомпании Aer Lingus до фонарных столбов в Дублине.

Многие туристы в Ирландии полагают, что лист скромного растения – официальный символ Ирландии и имеет более возвышенный статус, чем гэльская арфа (герб Ирландии).

Но в любом случае трилистник имеет некоторую правовую защиту. Согласно закону 1996 года о торговых марках, использование символа трилистник ограничивается товарами и услугами ирландского происхождения . Только Министерство промышленности, торговли и труда может рассматривать просьбы на использование символа.

Живой лист клевера традиционно носят на отвороте одежды в День святого Патрика. В прошлые времена ирландцев переполняла гордость, когда они прикалывали растение к своей одежде. А перед сном было принято обмакнуть листик в напиток и бросить его через левое плечо, прежде чем выпить «котелок Патрика» В современные дни эта традиция постепенно угасает, но изобретение «чайных» пакетиков с листиками клевера поддерживает экспорт трилистника по всему свету.

Первыми, кто проложил путь трилистника к славе, были кельтские друиды, полагавшие, что число три обладает мистическими возможностями. Нет достоверных сведений о том, почему они были в этом уверенными, возможно число три олицетворяло прошлое, настоящее и будущее или подземный мир, землю и небеса.

Безотносительно того значения, какое кельты придавали числу, всё достаточно ясно выражено в художественной символике. На древних изображениях часто появляется трехликие лица, трикселы, трикселионы. Организация кельтского общества основывалась на волшебном числе – три социальных класса, три цвета, три главных божества. И неудивительно, что в такой «трехзначной» атмосфере стали благоговеть и перед растением с его тремя листьями, созданием самой природы.

Святой Патрик, намереваясь обратить кельтов в христианство, был хорошо осведомлен о почитании ими числа три и, согласно легенде, использовал лист клевера, чтобы проиллюстрировать христианский догмат о Троице, и растолковал его суть – о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.

Правда описанная история о святом пятого века, посвятившем кельтов в христианское учение с помощью трилистника, не имеет никаких исторических свидетельств и не подтверждена рукописными документами. Историки свидетельствуют, что первые письменные ссылки на «трилистники» появились примерно в начале 18 века, спустя 1 200 лет после смерти святого Патрика . История была зарегистрирована в 1726 году в книге о диких растениях Ирландии, написанной протестантским клерикалом (Caleb Threlkeld Synopsis Stirpium Hibernicarum. The first Essay of the kind in the Kingdom of Ireland, Dublin, 1727). Он обратил внимание, что ирландцы носят букетики из листьев белого клевера на шляпах 17 марта, в День святого Патрика и рассказал как о сложившейся традиции, трилистнике, как символе Святой Троицы.

Но к тому времени ирландцы действительно выбрали трилистник в качестве символа, он появлялся на средневековых надгробиях и старинных монетах, а письменное свидетельство 1681 года описывает трилистник как эмблему на отворотах одежды в День святого Патрика.

Элла Михайленко

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт при цитировании обязательна .

06.03.2015

Святой Патрик, трилистник и Ирландия неразрывно объединены в национальной традиции, как и сам трёхглавый листочек зелёного клевера. Святой Патрик, покровитель ирландцев, их духовный наставник, в V веке немало поспособствовал христианизации населения острова. Всем хорошо известна легенда о том, как первосвященник объяснял язычникам кельтам, в большинстве своём крестьянам, смысл таинства Святой Троицы. Теологический вопрос был довольно сложен для понимания, тогда в качестве наглядности проповедник использовал трилистник.

Листочек с тремя округлыми лепестками - одно целое, и в то же время состоит из трёх частей так же, как и Единство Бога-отца, Сына и Святого Духа. Кружок в центре означает время, а пересекающиеся жилки-линии - вечность, и всё нераздельно соединено в Боге. Таким образом, священнику удалось адаптировать языческие представления к новому религиозному учению. Ведь ещё до приезда Патрика в Ирландию листочки малого клевера в качестве амулетов использовали языческие жрецы кельтов - друиды. Они считали, что в трилистнике заключён символ бесконечного жизненного цикла - жизнь, смерь и возрождение.

Поэтому так часто ирландцы на могилах высаживают клевер. Ирландцы уверовали в Христа и сделали трилистник своим национальным символом. Счастливой приметой у многих народов считается найти листочек с четырьмя лепестками, а ирландцы верят, что такой редкий экземпляр служит надёжным магическим талисманом, защищающим от негативной энергии. По народной традиции каждый из четырёх листочков имеет своё значение - первый означает надежду, второй - веру, третий - любовь, четвёртый - удачу. Другие трактуют значение каждого лепестка иначе.

Листочек внизу слева притягивает славу, вверху слева помогает обрести богатство, правый верхний сулит удачу в любви и верность партнёра, правый нижний гарантирует здоровье и счастье. Более поздняя теория о принятии трилистника в качестве символа усматривает в этом скрытый политический смысл - напомнить англичанам, что хотя остров и находится под их контролем, провинции Ирландии и населяющий их народ объединены в своё сильное государство. В сознании народа это растение всегда имело сакральное значение - власти, славы и чести.

Это маленькое растение в культурных и религиозных традициях Ирландии имеет большое значение. В день Святого Патрика, который отмечается 17 марта, изображение трилистника (по-английски «shamrock») украшает улицы, магазины, школы, жилища, одежду и головные уборы. Клевер - один из символов весны, её изумрудное украшение. Поэтому в день праздника в честь святого покровителя страны зелёный цвет становится доминирующим в нарядах ирландцев и убранстве их домов.

С древних времён у народов, ведущих своё происхождение от древних кельтов, большой популярностью пользуется мотив трилистника в татуировках. Во время ирландской свадьбы, невеста включает трилистник в свой букет, а жених вдевает в петлицу бутоньерку из клевера. Несмотря на то, что клевер растёт в Ирландии повсеместно, это травянистое растение культивируют как для украшения газонов перед домом, так и в качестве комнатного растения.

Сокровища и реликвии Британской короны Скуратовская Марьяна Вадимовна

Трилистник - Ирландия

Трилистник - Ирландия

Ныне мы, трое Стюартов, - сказал он, - столь же нераздельны, как священный трилистник. Говорят, кто носит при себе эту священную траву, над тем бессильны злые чары, так и нас, доколе мы верны друг другу, не страшит коварство врагов.

Вальтер Скотт. Пертская красавица

В отличие от гордых розы Тюдоров и чертополоха, и более скромного порея, трилистник - это не столько официальная эмблема Ирландии, сколько её неофициальный символ. Официальной же является ирландская арфа. На гербе Соединённого Королевства можно увидеть и арфу, и трилистник.

Легче сказать, где нельзя встретить изображение зелёного «трёхпластинчатого» листочка белого клевера… А уж в День святого Патрика, покровителя Ирландии, он просто везде.

Трилистник издревле почитался как священное растение, а потом, уже в христианскую эпоху, стал символом Святой Троицы - говорят, что именно с его помощью святой Патрик пояснял людям её суть. «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трёх лицах». А с помощью креста из трилистника ему удалось извести всех змей в Ирландии. Правда… это, видимо, неправда. В исторических документах, касающихся святого Патрика, ничего не говорится о трилистнике.

Первое упоминание о взаимосвязи почитаемого в стране святого и трилистника относится к 1726 году - в книге о полевых растениях Ирландии доктора Калеба Трекельда. Есть упоминание р традиции носить трилистник в день святого и в стихотворении, опубликованном в 1689 году, так что, судя по всему, этот обычай не такой уж и давний, и начало ему было положено приблизительно в конце XVII века (до этого носили «кресты» из зелёных лент, кресты святого Патрика).

Кроме того, велись споры о том, что же такое «настоящий» трилистник, что это за растение - клевер, и если клевер, то какой именно. А может быть, это и вовсе какая-нибудь кислица?

Неудивительно, что ирландцы пытались отстоять свой любимый трилистник и связанные с ним обычаи! Вот что писал один из авторов журнала «Dublin Penny Journal»: «Другие страны могут, как и мы, гордиться своим трилистником. Но нигде во всей земле, будь то на материке или на острове, нету столько этой сочной травы, чтобы как следует откармливать овец. И зимой, и летом наши холмы из известняка покрыты зелёным ковром, который становится ещё зеленее от туманов, плывущих с Атлантики. Трилистник везде. Бросьте камешек на верхушку горы или в середину болота, и тут же вырастет трилистник. Когда святой Патрик изгнал со своей горы всех ядовитых тварей (кроме людей), из его следов и вырос трилистник. И если читатели вашего журнала поднимутся на вершину этой самой прекрасной из гор Ирландии, они увидят, что трилистник до сих пор растёт там, обращая свои медоносные цветы к ветру с запада. Признаюсь, я не терплю нахальных англичан, которые хотят заставить нас поверить, что это дорогое сердцу растение, связанное с нашими религиозными пристрастиями и страстью же повеселиться, не является любимым растением святого Патрика, и которые хотят подсунуть нам в качестве символа нашей веры и нашей национальности эту маленькую, кислую, хилую кислицу! Это всё тот упрямый чопорный сакс, мистер Биченр. Хотя Кеог, Трекальд и другие учёные-ботаники Ирландии утверждают, что трилистник - это trifolium repens [белый клевер]. А Трекельд пишет: „Трилистник люди ежегодно, 17-го марта (это День святого Патрика), носят на своих шляпах. Теперь принято считать, что с помощью трилистника он пояснял им тайну Святой Троицы“. Правда, когда они „топят трилистник“, то зачастую перебирают со спиртным, что не годится делать в святой праздник! Ещё англичане ссылаются на свидетельство Спенсера, другого сакса, который в своём „Описании дел в Ирландии“ [поэт Эдмунд Спенсер в 1596 году опубликовал памфлет, посвящённый ситуации в Ирландии] пишет, что если ирландцам удаётся найти поляну с клевером или кресс-салатом, то это для них настоящий пир. А ещё он цитирует одного английского сатирика, некоего Витта, который с насмешкой пишет о тех, „кто одевается в накидки и, как ирландцы, питается клевером“.

Но над нами не так-то легко взять вверх, мистер Сакс! Мы, ирландцы, не расположены расстаться со своим любимым растением по вашему желанию! Да, в тяжёлые времена ирландцы могли пытаться утолить голод клевером, как то произошло два года назад, когда мы ели водоросли - потому что голод сломает и каменную стену. Но разве валлийцы не украшают свои шляпы пореем в День святого Давида? И порой они едят свой острый порей, как писал Шекспир, или в качестве оскорбления, или как приправу [один из героев пьесы „Генрих V“ не переносит порей, а другой, патриот-валлиец, отстаивает честь своего символа с дубинкой в руках]. Так что и ирландцу не зазорно, если уж он ощутил это странное состояние, именуемое голодом, пожевать клевер! Уж если на то пошло, то я, когда отправляюсь провести время в хорошей компании, предпочту, чтобы моё дыхание пахло медоносной травой, чем чтобы от меня несло чесноком! Но валлиец не живёт на одном только порее, не больше, чем бедный ирландец на клевере. Потому как, несомненно, ни то, ни другое не питательно. Но следует отдать должное мистеру Бичено, у него есть ещё один аргумент в пользу того, что любимым растением в нашей стране является кислица, и этот аргумент куда больше по вкусу ирландцам. Он говорит, что пучок кислицы куда лучше заменит лимон, чем клевер. В этом действительно что-то есть - если что и подойдёт, то именно кислица. Но пусть уж сакс делает, что может. Даже на своей собственной территории, даже в Лондоне, ему будет очень трудно убедить наших соплеменников, живущих в районе Сент-Джайлз [бедный район, где жили выходцы из Ирландии], что oxalis acetosella , эта маленькая, кислая, хилая кислица - подходящая эмблема для Ирландии. Нет уж. Мне, пожалуйста, клевер. Зелёный трилистник!»

В этом коротеньком эссе вся суть взаимоотношений Ирландии и трилистника. Он свой. «Ирландский».

Это маленькое живучее растение, которое, по легендам, отпугивало зло и могло помочь при укусах змей или предупредить о надвигающемся шторме, стало героем народных песен. Его вкладывали невесты в свой букет. Его носили на шляпах, а позднее и на одежде, не только ирландцы, а и те, кто хотел выказать им свою приязнь - даже король Георг IV во время своего визита в Дублин носил шляпу с трилистником (и, конечно же, ирландцы не удержались и сложили по этому поводу очередную сатирическую песенку).

Но в его истории есть и куда более серьёзные и печальные моменты. В 1798 году появилась песня «Нося зелёное» («Wearing Green»), в которой оплакивался запрет «носить зелёное», в частности носить трилистник на шляпе. В 1798 году в Ирландии разразился бунт против английского владычества… Его жестоко подавили через несколько месяцев, а спустя два года Ирландия стала частью Соединённого Королевства. За ношение знака повстанцев могли повесить. Трилистник стал не просто символом, а символом националистическим.

Неудивительно, что ирландским частям британской армии было запрещено ношение трилистника, и запрет этот королева Виктория сняла только, когда ирландские полки проявили себя во время второй Англо-бурской войны (1899–1902). Правда, многие ирландцы сочли это насмешкой - носить знак Ирландии на английской военной форме.

Но как бы там ни было, в начале XX века уже не только ирландцы охотно носили трилистники в День святого Патрика. Число тех, кто праздновал с ними этот день, росло с каждым годом… И растёт до сих пор.

Да, зелёный трилистник стал символом Зелёного острова. Как пелось в песне «Нося зелёное», «когда законы смогут запретить траве расти, а летом листья не посмеют показать свой цвет, тогда и я изменю цвету, который ношу на шляпе. Но до тех пор, Господи, помоги, я буду носить зелёное».

автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник письменного стола Братскому монгольскому народу

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник птичьего полета

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник кургана

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник мышиной норы

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник мысленна древа

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Ирландия и Рим Отличительная черта ирландской истории - отсутствие римского правления. Оно, правда, чуть не случилось: в 81 году н. э. римский полководец Агрикола серьезно подумывал вторгнуться в Ирландию, однако его планы были нарушены императором Домицианом,

автора Блэк Джереми

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Ирландия Благодаря принятию Реформации Шотландия и Уэльс интегрировались в общебританскую политику и обрели британское самосознание. Однако Ирландия Реформацию отвергла, и это явилось ключевым фактором, обусловившим отклонение Ирландии от общей модели британского

С помощью символов люди выражали своё отношение к действительности. Хотя сегодня кельтская магия потеряла первоначальный смысл, она прошла через века и приобрела новое звучание.

Друиды и клевер изумрудного острова

«Изумрудный остров», с бархатным травяным покровом ирландских холмов и разлитой в воздухе магией друидов, находится на самом севере Европы. Каждому камню, дереву и травинке здесь есть что рассказать. Ползучий белый клевер – символ Ирландии – можно увидеть не только на хвосте самолета ирландской авиакомпании, на эмблемах спортивных команд, университетов, но и у солдатов Британской армии, которые служат в Королевском Ирландском полку. Популярным мотивом в орнаменте стал не только символ Ирландии трилистник шемрок (trifolium repens, Shamrock), но и trifolium dubium (клевер сомнительный), oxalis acetosella (кислица, заячья капуста или кукушкин клевер) и trifolium pratense (красный клевер).

Святой Патрик сравнил три листка трилистника, которого друиды считали символом цикличности, бесконечности жизни и единством стихий, со Святой Троицей и олицетворением Бога-Отца, Сына и Святого духа. Так шемрок стал символом Святой Троицы, а редкий четырехлистный клевер, который символизировал у друидов огонь, воду, воздух, землю и стал кельтским крестом – символом христианства.

Лепреконы и день святого Патрика

Главный праздник ирландцев – не Рождество, не Пасха, а День святого Патрика, который является покровителем всех ирландцев. Святой Патрик основал ирландскую церковь и вытеснил друидов и поклонение языческим богам с «изумрудного острова». Сохранилась легенда, как св. Патрик изгнал всех комаров, волков и змей. Он приказал всем гадам Ирландии собраться на горе Croagh Patrick, а затем сбросил их в море.

Легенды повествуют, как Святой Патрик осенил крестом магический камень друидов с кругом. Языческий круг соединился с латинским крестом, со сложными узорами, рунической вязью, зверями, птицами, геометрическими узорами, и стал в Ирландии символом христианства. Сохранилось 60 крестов, которые обозначали границы монастырей и приходов с VIII-XII века.

В день Святого Патрика, 17 марта, весь мир переодевается в зеленое и становится ирландским. Школьникам разрешается стукнуть того, кто пришел не в зеленой одежде, а взрослым повеселиться на вечеринках с музыкой и танцами, на которых рекой льется эль и 16 сортов пива Guinness. На празднике можно встретить 60-сантиметровых сказочных лепреконов, всегда одетых в зеленую одежду и шляпу, которые пьют самогон и курят, а в другое время шьют новую обувь для фей и прячут найденные золотые монеты в горшках на самом конце радуги.

Арфа, прошедшая через века

Арфа, звуки которой соединяют в себе, шелест листвы, шум моря и дуновение ветра, является государственным символом Ирландии. Ирландский герб был создан еще в средние века и изображает прошедшую сквозь время золотую арфу древних кельтов – сlàrsach – с серебряными струнами.

С 13-ого века арфу уже использовали как геральдический символ, а с 1500 года чеканили на монетах. В дублинском Трините-колледже сохранилась старинная арфа Брайна Бору, ставшая прототипом арфы ирландского герба. Синий цвет на гербовом щитовом поле с XIII века считают цветом святого Патрика, чьи одежды были темно-синего цвета. Кельтскую арфу можно увидеть на флаге, официальных печатях, на обложках паспортов, на униформах, ирландском евро и даже на бутылках пива «Гиннесс».

Флаг Ирландии состоит из трех вертикальных полос оранжевой (символ протестантов-переселенцев, последователей Вильгельма Оранского), зеленой (символ католиков гэльцев) и белой (знак мира между протестантами и католиками).

Пиво «Гиннесс»… и не только

Другими символами Ирландии стали пабы, ирландский whiskey (вода жизни) и пиво «Гиннесc», которые помогают быстрее согреться в сырую и холодную погоду. В пабах с живой музыкой принято знакомиться, общаться с друзьями, веселиться, слушать музыку и танцевать, а пиво всего лишь средство наладить общение.

Не только пивом славится эта страна, узнайте подробнее: Ирландский сыр .

Кроме преданий и легенд для ирландцев имеют значение и другие национальные бренды – вересковые пустоши, ирландские национальные танцы джига, рил, хорнпайп (шоу Riverdance), эльфы, «Книга рекордов Гиннеса», Оскар Уайльд, «Приключения Гулливера» Джонатана Свифта, лимерик, «Улисс», Кеннеди, ирландское кружево, ирландский сеттер, Келлская книга, скачки, регби и хорошие люди.

Во всем мире растение клевер известно как символ острова Ирландия, приписываемого святому Патрику, который использовал это растение в V веке, чтобы объяснить ирландским католикам тайну Святой Троицы. Клевер был одним из священных растений древних кельтови только спустя столетия он стал связан со святым Патриком, покровителем и защитником острова. Святой Патрик был горячим верующим христианской религии и хотел донести слово о Боге народу Ирландии. Здесь клевер преуспел с тремя его краями, чтобы представить Сына, Отца и Святого Духа. Три свойства богословия, найденные в Библии: вера, любовь и надежда, Похоже, что этот способ обучения христианской вере укрепился в сообществе.

Первые иконографические документы, которые указывают на использования клевера святым, относятся к 1600 году.

Традиция Дня Святого Патрика

Это растение используется как украшение для волос 17 марта в День Святого Патрика. Традиция Дня Святого Патрика не сильно изменилась с 1700 года по сегодняшний день! В конце фестиваля ирландцы проводили ритуал. Клевер извлекали из волос или головных уборов и помещен в стакан с последним глотком виски.

Есть и другая теория, которая предполагает первое использование клевера в ирландской традиции. В 1571 году Эдмунд Кемпион , известный английский ученый эпохи Елизаветы, писал, что клевер в Ирландии обычно использовался в пищу. В действительности, ирландцы не ели клевер, а это был щавель. Растение, похожее на клевер. Его использовали в аптеках и в средневековой кухне в качестве приправы для аромата блюд. В научной литературе можно найти многочисленные,предполагаемые обычаи ирландцев к растению клевер.

Клевер как символ борьбы за независимость

С 18-го века клевер был принят как символ борьбы Ирландии за независимость. В настоящее время он является символом нескольких батальонов британской армии таких как ирландская гвардия и Королевский ирландский полк. Ношение клевера на военной или гражданской одежде стало проявлением национальной гордости.

  • Форма, выбранная принцем Уильямом для его свадьбы с Кейт Мидлтон – это форма ирландской гвардии. На воротнике принца можно заметить две белые вышивки в форме клевера!
  • Трилистник также стал символом многочисленных организаций, клубов и спортивных команд таких как: Национальная авиакомпания Aer Lingus, Ирландская футбольная ассоциация (Северная Ирландия), Ирландская национальная команда регби, ассоциация ирландских фермеров, Shamrock Rovers (футбольный клуб Дублина).
  • Официальным символом Ирландии является кельтская арфа, но клевер также имеет особое значение для ирландцев, настолько он часто ассоциируются с зеленым островом, больше, чемарфа.


Похожие статьи
 
Категории