Сколько способов применила ольга чтобы отомстить древлянам. Княгиня Ольга – краткая биография

20.09.2019

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенкомСвятославом , и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала иСвятослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала ихОльга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала имОльга : "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же имОльга : "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье.Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послалаОльга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет васОльга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила ихОльга : "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли,Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелелаОльга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказалаОльга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. АОльга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946 ).Ольга с сыном своимСвятославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки,Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо былСвятослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах.Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стоялаОльга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же имОльга , что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе.Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказалаОльга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказалаОльга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошлаОльга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своимСвятославом , и пробыла здесь год.

В год 6455 (947 ). ОтправиласьОльга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948). В год 6457 (949). В год 6458 (950). В год 6459 (951). В год 6460 (952). В год 6461 (953). В год 6462 (954).

В год 6463 (955 ).Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царьКонстантин , сын Льва, и пришла к немуОльга , и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня,Ольга ". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет".Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сынаСвятослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956). В год 6465 (957). В год 6466 (958). В год 6467 (959). В год 6468 (960). В год 6469 (961). В год 6470 (962). В год 6471 (963).

В Повести временных лет .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    После того как 945 году древляне убили князя Игоря , киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

    Первая месть

    После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу . Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца в них, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

    Вторая месть

    После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей - княжеского рода, купцов , бояр . Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть вытопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели вместе с ней.

    Третья месть

    Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлян ам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну» . После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня , на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?» . Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот древний обычай для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

    Четвёртая месть

    В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян - Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы» . На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить» . Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно» . Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха» . Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое» . Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине. Такая необременительная дань не вызвала у них подозрений, так как у восточных славян было принято отдавать птиц в жертву богам.

    В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет - поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи - под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть - взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

    ОЛЬГА (Ольга Псковская) ум. 969 - вел. княгиня киевская. По легендарным сведениям, происходила "от простых людей". Была взята в жены Игорем и стала матерью Святослава Игоревича. В 945, после убийства древлянами князя Игоря, жестоко отомстила восставшим. Была правительницей гос-ва при малолетнем Святославе и во время его бесконечных походов. Ольга Псковская установила размеры дани с подданных и устроила погосты (административные центры). В 955 посетила Константинополь, где крестилась, получив христианское имя Елена. Канонизирована рус. церковью.

    Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

    http://www.hrono.ru/libris/solov1_06.html
    Сергей СОЛОВЬЕВ

    Древляне должны были ожидать мести от родных Игоря от Руси из Киева, Игорь оставил сына-младенца, Святослава, да жену Ольгу; воспитателем (кормильцем) Святослава был Асмуд, воеводою - знаменитый Свенельд.

    Ольга не дожидалась совершеннолетия сына и отомстила сама древлянам, как требовал закон. Народное предание, занесенное в летопись, так говорит о мести Ольгиной.

    Убив Игоря, древляне стали думать: "Бот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим". Порешивши таким образом, древляне послали двадцать лучших мужей своих к Ольге в лодье. Узнав, что пришли древляне, Ольга позвала их к себе и спросила, зачем они пришли? Послы отвечали: "Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего мы убили, потому что он грабил нас, как волк, а наши князья добры, распасли Древлянскую землю, чтобы тебе пойти замуж за нашего князя Мала?"

    Ольга сказала им на это: "Люба мне ваша речь; ведь, в самом деле, мне мужа своего не воскресить! Но мне хочется почтить вас завтра пред своими людьми; теперь вы ступайте назад в свою лодью и разлягтесь там с важностию; а как завтра утром я пришлю за вами, то вы скажете посланным: не едем на конях, нейдем пешком, а несите нас в лодье! Они вас и понесут".

    Когда древляне ушли назад в свою лодку, то Ольга велела на загородном теремном дворе выкопать большую, глубокую яму и на другое утро послала за гостями, велев сказать им: "Ольга зовет вас на великую честь". Древляне отвечали: "Не едем ни на конях, ни на возах и пешком нейдем, несите нас в лодье!". Киевляне сказали на это: "Мы люди невольные; князь наш убит, а княгиня наша хочет замуж за вашего князя", - и понесли их в лодье, а древляне сидя важничали. Когда принесли их на теремный двор, то бросили в яму как есть в лодье.

    Ольга нагнулась к ним и спросила: "Довольны ли вы честью?". Древляне отвечали: "Ох, хуже нам Игоревой смерти!". Княгиня велела засыпать их живых и засыпали. После этого Ольга послала сказать древлянам: "Если вы в самом деле меня просите к себе, то пришлите мужей нарочитых, чтоб мне придти к вам с великою честью, а то, пожалуй, киевляне меня и не пустят". Древляне выбрали лучших мужей, державших их Землю, и послали в Киев.

    По приезде новых послов Ольга велела вытопить баню, и когда древляне вошли туда и начали мыться, то двери за ними заперли и зажгли избу: послы сгорели. Тогда Ольга послала сказать древлянам: "Я уже на дороге к вам, наварите побольше медов в городе, где убили мужа моего, я поплачу над его могилою и отпраздную тризну". Древляне послушались, свезли много меду и заварили. Ольга с небольшою дружиною, налегке, пришла к Игоревой могиле, поплакала над нею и велела своим людям насыпать высокий курган, а когда насыпали, то велела праздновать тризну.

    Древляне сели пить, а Ольга велела отрокам своим служить им; когда древляне спросили Ольгу: "А где же наша дружина, что посылали за тобою?", то она отвечала: "Идут за мной вместе с дружиною мужа моего". Когда древляне опьянели, то Ольга велела отрокам своим пить за их здоровье, а сама отошла прочь и приказала дружине сечь древлян. Перебили их 5000; Ольга возвратилась в Киев и начала пристроивать войско на остальных древлян.

    На следующий год Ольга собрала большое и храброе войско, взяла с собою сына Святослава и пошла на Древлянскую землю. Древляне вышли навстречу; когда оба войска сошлись, то Святослав сунул копьем в древлян, копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ноги, потому что князь был еще ребенок.

    Свенельд и Асмуд сказали тогда: "Князь уже начал; потянем, дружина, за князем!" Древляне были побеждены, побежали и затворились по городам. Ольга с сыном пошла на город Искоростень, потому что здесь убили мужа ее и обступила город. Коростенцы бились крепко, зная, что они убили князя и потому не будет им милости, когда сдадутся.

    Целое лето простояла Ольга под городом и не могла взять его, тогда она придумала вот что сделать: послала сказать в Коростень: "Из чего вы сидите? Все ваши города сдались мне, взялись платить дань и спокойно теперь обрабатывают свои поля, а вы одни хотите лучше помереть голодом, чем согласиться на дань".

    Древляне отвечали: "Мы рады были б платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа?". Ольга велела им сказать на это: "Я уже отомстила за мужа не раз: в Киеве и здесь, на тризне, а теперь уже не хочу больше мстить, а хочу дань брать понемногу и, помирившись с вами, пойду прочь". Древляне спросили: "Чего же ты хочешь с нас? Ради давать медом и мехами".

    Ольга отвечала: "Теперь у вас нет ни меду, ни мехов и потому требую от вас немного: дайте мне от двора по три голубя, да по три воробья; я не хочу накладывать на вас тяжкой дани, как делал мой муж, а прошу с вас мало, потому что вы изнемогли в осаде". Древляне обрадовались, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали их к Ольге с поклоном.

    Ольга велела им сказать: "Вы уже покорились мне и моему дитяти, так ступайте в свой город, а я завтра отступлю от него и пойду назад к себе домой". Древляне охотно пошли в город, и все жители его очень обрадовались, когда узнали Ольгино намерение. Между тем Ольга раздала каждому из своих ратных людей по голубю, другим - по воробью и велела, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязать к каждой птице и, как смеркнется, пустить их на волю.

    Птицы, получив свободу, полетели в свои гнезда, голуби по голубятням, воробьи под стрехи, и вдруг загорелись где голубятни, где клети, где вежи, где одрины, и не было ни одного двора, где бы не горело, а гасить было нельзя, потому что все дворы загорелись вдруг.

    Жители, испуганные пожаром, побежали из города и были перехватаны воинами Ольги. Таким образом город был взят и выжжен; старейшин городских Ольга взяла себе; из остальных некоторых отдала в рабы дружине, других оставила на месте платить дань. Дань наложена была тяжкая: две части ее шли в Киев, а третья - в Вышгород к Ольге, потому что Вышгород принадлежал ей.

    Игорь за время своего княжения усмирил племена древлян, желавших отложиться от Киева, отогнал от столицы печенегов, в 941 году двинулся на Царьград, но спасовал перед «греческим огнем», которым константинопольцы встретили русский флот. Три года спустя он вновь подступил к Царьграду и на сей раз получил от города богатый выкуп, а также ходил на Кавказ, где подчинил себе местных правителей. В 945 году по настоянию своей дружины Игорь вновь двинулся на древлян, которых незадолго до того ограбил воевода Свенельд, правивший в Киеве в отсутствие князя. Этот поход стал для Игоря роковым.

    Игорь женился на Ольге, девушке варяжского рода, по другим источникам, Ольга была дочерью лодочника из Пскова.

    В год 945. Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

    Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, и воевода был Свенельд, тот был отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города. Двор теремной и другой двор были, где стоит сейчас двор деместика, позади церкви святой Богородицы, над горою. Был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и спросила их: «Хорошо ли, гости, дошли?» И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда?» Ответили древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, – пойди замуж за нашего князя за Мала”». Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью с гордостью. Утром я пошлю за вами, вы же скажите: “Не едем на конях, ни пешком не пойдем, но понесите нас в ладье” и вознесут вас в ладье», – и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах, ни пешком не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя» – и понесли их в ладье. Они же сидели, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

    И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, и вошли в нее древляне и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

    И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям насыпать высокий холм могильный и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где другие мужи наши, которых послали за тобой?» Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко, а потом приказала отрокам рубить древлян, и иссекли их пять тысяч. И Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

    Княгиня Ольга – первая в ряду великих русских правительниц; ее имя по праву стоит вровень с именами императриц Елизаветы и Екатерины. Взойдя на киевский престол после смерти своего мужа Игоря, она изменила порядок уплаты дани от подданных, ввела «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани; завоевательных походов она не вела, предпочитая действовать миром, договаривалась с Византией, дважды ездила в Константинополь и даже приняла там крещение.

    Эту женщину по праву можно назвать образцом женской верности. Потеряв мужа, она нашла способ жестоко отомстить его убийцам, а когда ее вынуждали еще раз выйти замуж, то предпочла отречься от веры предков, лишь бы снова не пойти под венец. При этом ей пришлось справляться с тяжким бременем, легшим на ее плечи, – возглавить и сохранить лишенное правителя государство.

    Невесть откуда взявшаяся

    Ольга впервые появляется в летописях как невеста князя Игоря. А вот кто она и откуда родом, древние тексты дают довольно противоречивые сведения. Согласно «Повести временных лет» ее привели из Пскова. Житие княгини, составленное в XVI веке, утверждает, что ее родиной была «весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего».

    В Иоакимовской летописи вообще указано, что Вещий Олег нашел племяннику жену в Изборске. Неясна и национальность княгини. Согласно Житию, Ольга была «от языка варяжска», что подтверждает ее скандинавское имя – Ольга (Helga). Но по Иоакимовской летописи она происходит из славянского рода, идущего от самого Гостомысла – древнейшего правителя Руси.

    При этом неславянское имя княгини объясняется так: до свадьбы ее звали Прекрасой, а Ольгой ей назвал Вещий Олег. Еще более невероятный факт приводит Типографская летопись начала XVI века: Олег женил Игоря на собственной дочери! В общем, княгиня Ольга возникает в истории как невеста Игоря, полностью соответствуя древнему значению этого слова: «невеста» – та, что пришла невесть откуда.

    Месть 1. Живьем погребенные

    Мы уже рассказали о том, как князь Игорь был убит древлянами из-за того, что попытался взять с них дополнительную дань. Когда тревожная весть о его смерти облетела Русь, Ольга с сыном Святославом находилась в Киеве.

    Но не успели на ее щеках обсохнуть слезы печали по погибшему супругу, как под стенами города появились сами убийцы – двадцать избранных мужей от Деревской земли просили у княгини аудиенции. Ольга приняла послов. На вопрос, зачем пришли они, древляне ответили:

    – Мужа твоего мы убили, так как он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю. Так пойди замуж за князя нашего Мала.

    Избавившись от Игоря, древляне решили, что теперь смогут прибрать к рукам всю Киевскую Русь, женив своего князя на вдове погибшего правителя и убив законного наследника. Ведь официально престол Киевской Руси перешел к сыну Игоря Святославу, но так как тому было всего лишь три года, Ольга исполняла роль регентши.

    – Любезна мне речь ваша, – подумав, ответила Ольга. – Мужа моего мне все равно уже не воскресить… Я с охотою пойду за вашего молодого князя. Теперь идите, отдохните в ладье вашей, утром же я позову вас на почетный пир. Вы же, когда поутру придут звать вас, скажите, что прибудете туда таким же образом, как прибыли к Киеву: то есть прямо в ладье.

    И тогда киевляне понесут вас на головах своих. И пусть все увидят вашу знатность и мою любовь к вашему князю.
    Обрадовались древляне и пошли отдыхать в ладью. Утром, как и обещала Ольга, пришли киевляне звать их на пир.

    – Мы не пойдем пешими, не поедем на конях. Несите нас к княгине в ладье на головах ваших, – заявили послы.
    Киевляне покорно подняли корабль и понесли в город распираемых от гордости древлян. Но не долго они радовались. Едва русичи внесли ладью на княжий двор, тут же сбросили ее вместе с послами в глубокую яму, выкопанную за ночь по велению Ольги.

    – Хороша ли вам честь? – спросила княгиня, склонившись над ямой. А потом повелела засыпать яму, живьем похоронив дерзких послов.

    Месть 2. Кровавая баня

    Расправившись с делегацией, Ольга сразу же послала гонца в Деревскую землю.
    – Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, присылайте за мной посольство более многочисленное и более знатное, чем первое.
    Иначе не пустят меня киевские люди, – объявила она.

    Не подозревавшие о том, какая участь постигла первых сватов, древляне отправили в Киев еще полсотни мужей, выбрав самых знатных. Когда они явились в Киев, Ольга повелела истопить баню и передала послам, что примет их лишь после того, как они хорошенько вымоются. Но едва древляне принялись мыться, киевляне подперли двери, обложили баню соломой и хворостом и подожгли. Так свершилась вторая месть княгини Ольги.

    Месть 3. Тризна

    Наконец Ольга, взяв с собой небольшую дружину, сама отправилась в Деревскую землю. Высланные вперед гонцы объявили, что княгиня перед свадьбой желает оплакать своего погибшего мужа и устроить тризну на его могиле, а потому повелевает свезти как можно больше хмельного меда и яств к городу Искоростень, около которого был убит Игорь. Древляне выполнили указания княгини.

    – А где же дружина наша, которую послали за тобой? – удивились они, не обнаружив в свите Ольги посланных к ней сватов.
    – Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством, – ответила та.
    Оплакав Игоря, Ольга приказала насыпать над его захоронением большой курган, после чего пригласила древлян помянуть убитого ими князя. Своим же людям она велела прислуживать на пиру. Когда же древляне опьянели, княгиня воскликнула:
    – А теперь рубите их!

    И русичи безжалостно перебили всех пирующих. В ту тризну у кургана князя Игоря пролили кровь пяти тысяч человек.

    Месть 4. Небесный огонь

    Вернувшись в Киев, Ольга собрала войско и через год двинула на Деревскую землю всю русскую рать. Древляне выставили против нее свою армию, но потерпели поражение и заперлись в Искоростене. Взять город оказалось дружине Ольги не по силам – целый год она безрезультатно продержала его в осаде. Древляне отчаянно оборонялись, понимая, что исполненная желанием мести княгиня никого не пощадит. Наконец Ольга смирилась:

    – Я уже трижды мстила за смерть Игоря и больше не хочу мести, – передала она с гонцами. – Теперь желаю лишь взять с вас небольшую дань, заключить мир и уйти прочь. Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне ни медом, ни воском, ни кожами. Так дайте мне хотя бы какую-нибудь мелочь, например по три голубя и по три воробья от каждого дома, и мне этого будет вполне достаточно, чтобы убедиться в вашей покорности.

    Обрадовались древляне, посчитав эту дань слишком ничтожной, и сразу же исполнили просьбу княгини. Приняв этот странный дар, Ольга пообещала завтра же увести от города свои войска. Но жители Искоростеня даже не подозревали, что большинству из них не суждено дожить до рассвета. Едва сгустились сумерки, княгиня Ольга раздала каждому своему воину по птице, повелела привязать к лапкам трут с фитильком, поджечь и выпустить.

    Оказавшись на свободе, воробьи и голуби устремились к своим гнездам в Коростень: в голубятни, под крыши теремов, на сеновалы, в сараи. В городе разом полыхнули все дворы. Ольга же приказала окружить стены и хватать всех, кто попытается покинуть город. Покорив таким образом Деревскую землю, Ольга обложила ее еще большей данью, чем брал ее муж.

    Крещение вместо венчания

    После расправы с древлянами княгиня Ольга вернулась в Киев и долгие годы правила русскими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов».

    Согласно «Повести временных лет» в 955 году она отправилась с дипломатической миссией в Константинополь.

    Император Византийской империи Константин VII Багрянородный поразился красоте и разуму русской княгини и пожелал взять ее в жены. Ольга, которая даже после смерти мужа хранила ему верность, оказалась озадачена: как отказать императору, но при этом не испортить отношения между государствами?

    И тогда она ответила:

    – Хорошо, я выйду за тебя. Да только я – язычница, и негоже мне сочетаться браком с христианином. Вот приму крещение, тогда и веди под венец. Но есть одно условие: если хочешь крестить меня, делай это сам, иначе не покрещусь.
    Константин с радостью согласился.

    Когда же он, окрестив Ольгу, снова обратился к ней с той же просьбой, та ответила:
    – Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь.

    – Перехитрила ты меня, Ольга! – воскликнул император, в очередной раз подивившись ее разуму и смекалке, после чего с богатыми дарами отпустил княгиню домой.
    Княгиня Ольга до конца своих дней оставалась правительницей Киевской Руси. Повзрослев, Святослав хоть и возглавил государство, но постоянно находился в военных походах, оставляя свои земли в надежных материнских руках.

    Но однажды княгиня сказала сыну:
    – Видишь – я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь.

    Через три дня – 11 июля 969 года княгиня умерла. Перед смертью она попросила не справлять по ней языческой тризны, а похоронить по христианскому обряду. Святослав исполнил волю матери. Позже, в 1007 году, принявший христианство ее внук князь Владимир выкопал останки легендарной Ольги и перенес их в основанную им церковь Святой Богородицы.



Похожие статьи
 
Категории